Игры психологические
Что представляет собой познавательная психологическая игра?
Осмысление психологических реальностей жизни человека представляет собой достаточно сложную проблему. Для этого необходимо обладать способностью осознавать и анализировать свои чувства, реакции на те или иные ситуации в общении, в отношении с различными людьми и т.д., рефлексией, психологической наблюдательностью. Очень важны самокритичность и достаточно высокая самооценка. Изучение психологии человека и овладение средствами этого изучения, как правило, происходит одновременно.
Интереснее и эффективнее развивается этот процесс, если он включен в известную и привлекательную для всех участников деятельность. Лучше всего для этого подходит игра. Игра познавательна: ее цель – осмысление определенных аспектов психологии человека. И в тоже время она психологическая, поскольку средства игры носят психологический характер: обязательные обсуждения итогов выполнения заданий (рефлексия), обращение к опыту участников игры (ориентация на их индивидуальные особенности), импровизационность и личностная направленность заданий. Опыт показывает, что познавательная психологическая игра помогает подросткам, юношам и девушкам достаточно серьезно и глубоко воспринимать реальность их психологической жизни. Необходимо напомнить организатору игры ряд существенных моментов в ее организации.
- Необходима, обязательна мотивация участников на игру (в частности, через показ взаимосвязи умения общаться с успешностью в обществе), максимальное подчеркивание преимуществ активности, но ни в коей мере не выступать в жесткой роли взрослого организатора, «не тащить на сушу». Всячески поддерживайте тех, что вышел, принял участие в игре. Стимулируйте сопереживание и поддержку зала тем участникам, кто находится в центре внимания в процессе игры. Постоянно отмечайте наиболее сильные стороны участников.
- Подробно разъясняйте цели каждого задания, внутренний психологический механизм действий, предлагаемых участникам, приводя в качестве примеров реальные жизненные ситуации.
- Обязательно контролируйте эмоциональное состояние групп. Для этого Вам важно владеть приемами создания эмоционального настроя в аудитории, следить за динамикой происходящих событий, чтобы не допускать затягивания. Поддерживайте, в случае необходимости, уровень личной конкуренции и ситуацию соревнования команд.
- Организуйте после каждого упражнения совместный анализ увиденного вместе со всеми участниками игры. Постарайтесь вывести итог в алгоритм оптимального поведения в подобных ситуациях реально и жизни.
- При возможности, осуществляйте коррекционную работу на сцене: работайте на уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов, преодоление застенчивости, умение быть в центре внимания и т.д.
- Работая с зажатыми ребятами, помните о причинах застенчивости:
- негативный опыт общения с людьми в определенных ситуациях, основанного либо на собственных прямых контактах, либо на наблюдении за тем, как «другие погорели»;
- отсутствие «правильных» навыков общения;
- предчувствие неадекватности собственного поведения и, как следствие, постоянная тревога по поводу своих действий;
- привычка к самоунижению из-за своей «неадекватности» (я застенчивый, я жалкий, я неспособный, я без мамы не могу).
- Согласно бихевиоральной концепции, застенчивость может сформироваться у ребенка в результате его попыток занять достойное место в том мире, где господствуют взрослые. Предусмотрите в конце игры оценку участниками того, что они взяли для себя, а также ряд заданий на применение полученной информации в ситуациях повседневного общения в школе, дома и т.д.
- Больше давайте возможности участникам выступать в иной ролевой позиции с целью раскрытия каких-то новых сторон своего Я. Игровая ситуация дает для этого дополнительные возможности, поскольку в игре подросток чувствует себя более защищенным.
Каких требований должен придерживаться воспитатель, проводя с детьми психологические игры?
- Общение с детьми должно базироваться на уважении всех участников друг к другу, чувствительности к мыслям и чувствам других, душевной теплоте.
- Взрослый должен удостоверять детям заинтересованность их ответами, стимулировать их откровенно и подробно рассказывать о собственных переживаниях и проблемах.
- Взрослый должен проявлять тактичность по отношению к детям и умение помогать им.
- По окончании игры воспитатель поощряет детей к высказыванию и обсуждения собственных впечатлений от игры.
- Взрослый должен четко продумать цели и ход игры.
Каких целей можно достичь при проведении психологических игр?
- Помочь детям почувствовать свое единство с другими.
- Помочь детям повысить собственную самооценку.
- Помочь детям уважать себя и других.
- Помочь детям научиться анализировать жизненные ситуации.
- Помочь детям научиться принимать индивидуальные и групповые решения.
- Научить детей сочувствие к другим.
- Развивать в детях открытость к другим.
- Научить детей преодолевать собственные страхи и комплексы.
- Развивать у детей чувство юмора и т.д..
Приведенные задачи могут показаться слишком сложными. Однако если мы хотим воспитать детей толерантными, любящими, открытыми, уверенными в себе, мы должны указать им путь, пройдя который, они научатся жить в гармонии с собой и другими.
Как организовать проведение психологических игр?
Позади остались вопросы размещения детей в помещении, наконец группа собралась вместе. Чувствуется определенная тревога и неуверенность. Дети еще не знакомы друг с другом, кто комплексует из-за собственной застенчивости, кто переживает, что не найдет друзей по душе подобное. Поэтому все с надеждой смотрят на взрослого, от которого ждут поддержки и помощи.
На начальном этапе действия педагога должны быть четкими, понятными и однозначными. Конечно, все начинается со знакомства. Уместно будет рассказать детям о себе, свой профессиональный опыт, планы на время пребывания детей в лагере. Это поможет членам группы почувствовать уверенность и оптимизм.
После этого дайте возможность детям рассказать о себе, о собственных увлечениях, сильные и слабые стороны. Знакомясь с членами группы, каждый стремится, чтобы его приняли таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Кроме того, при знакомстве ребенок выясняет, чем она похожа на других и чем отличается, чьи ценности ей близки и приемлемы, а чьи - нет. Используйте для этого психологическую игру, которая поможет детям сблизиться друг с другом и почувствовать себя членом детского коллектива (хотя и временного).
Возможен такой вариант игры, благодаря которой участники получают богатую и разностороннюю информацию друг о друге.
1 блок
- Набор психологических ситуаций
- Нарисуем дом
- Дискуссия о конфликтах
- Диспуты
- Режим молчания
- Набор психологических игр
- Набор психологических игр 2
- Набор психологических игр 3
- Набор психологических игр 4
- Набор психологических игр 5
- От сумы да от тюрьмы
- Пишите письма
- Достойная эпитафия
- Профориентационные игры
- Торг
- Планета моего отряда
- Ключи в мой внутренний дом
- Цветок желаний
- Эмоциональный градусник
- Встреча в космосе
- Ты сможешь, ты добьешься
- Скажи мне, кто
- Сочини историю
- Тренинг "Супермен"
- Звери в яме
- Рисунки и истории
- Волшебный предмет
- Упражнение "Моя история"
- Упражнение "Позитивные мысли"
- Тренинг "Дорога"
- Игра «Бабочка»
- Развивающие игры «Зеленая психология»
- Развивающие игры «Зеленая психология» для младших
- Социально-психологический тренинг
- Игра «Подводная лодка»
- Коммуникационные игры
- Игра по сказке «Колобок»
- Игра «Сердце»
- Большая психологическая игра "Путник"
- Большая психологическая игра "Невероятное путешествие"
- Большая психологическая игра "Новоселье"
- Большая психологическая игра "Праздник в снежном городке"
- Большая психологическая игра для подростков: "Спасатели"
- Большая психологическая игра "Звездные планеты"
- Большая психологическая игра "Волшебное путешествие в мир Природы"
- Большая психологическая игра "Новый дом"
- Психологическая игра "Война племен"
- Психологическая игра "Портрет коллектива"
- Большая психологическая игра "Образование галактики"
- Игра на развитие толерантности для подростков "Большой костер"
2 блок
- Набор психологических этюдов с малышами
- Упражнение «Звездный час»
- Психодрамы - Групповые игры
- Психодрамы - Тематические, структурированные упражнения
- Психодрамы - Коллекция разогревов и техник
- Коллективный счет
- Муха в квадрате
- Печатная машинка
- Колечко
- 15 слов
- Коллективная арифметика
- Хлопки
- Кто тормоз
- Испорченный телефон
- Социодрама
- Опасные игры
- Психологические игры и задания
- Арт-терапия
- Игры на снятие конфликтов
- Ничейная территория
- Мое генеалогическое древо
- Покорение новых земель
- Сказочное королевство Вундервуд
- Остановись, мгновение
- Огонек моей души
- Моделирование "группового террора"
- Три игры для смелых и решительных
- Рассерженные шарики
- Путешествие в страну Гармоника
- Колючка
- Путешествие к звездочке
- Человек в зеркале общения
- Тренинг личностного роста
- Игры на психотренинг
- Психологическая игра "Дом отдыха"
- Психологические игры для подростков
- Психологическая игра для подростков "Теплая компания"
- Психологическая игра-проект «Мы строим парк»
- Игра "Как вы думаете?"
- Игра «20 000 дней»
- Игра "Съемки фильма", "Эмоции"
- Упражнения на аргументацию
- Психологические упражнения и игры
- Набор психологических игр 6
- Игра-диагностика «Квилты»
- Игра «Более равные, чем другие»
- Игра «Коллаж успеха и счастья»
- Упражнения по развитию рефлексии
- Игры на рефлексию
- Игра «Цветик-семицветик»
3 блок
- Психологическая игра "Если с другом вышел в путь"
- Большая психологическая игра "Неведомые миры"
- Большая психологическая игра "Конференция репортеров"
- Упражнения на коммуникативные навыки
- Психологический тренинг "Сказочными тропами счастья"
- Игры для развития умения ладить со сверсниками
- Игры для развития сочувствия у детей
- Психологические упражнения для расслабления детей
- Игры для развития умения решать проблемы
- Упражнения на развитие самоуважения
- Развитие любознательности у детей в играх
- Игры для развития состояния успешности
- Упражнения на регуляцию поведения
- Психологические игры для младших
- Психологические игры для средних
- Психологические игры для старших
- Диспут «Что первично: Чепуха или Белиберда»
- Игры дискуссии
- Психологический тренинг "Маска"
- Психологическая игра «Киллер»
- Стратегические эстафеты
- Психологическая игра "Необитаемый остров"
- Подборка психологических игр
Смотреть также
Дополнительно