Арт-терапия

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
200613 20070316 1241004654.jpg

Техника коллажирования состоит в прикреплении (приклеивании) к какой-либо основе разнообразных материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, природные материалы, предметы, фотографии отряда. Создавать свои собственные коллажи могут как трехлетние малыши, так и взрослые люди. Внезависимости от возраста, любой может стать художником. Именно эта "всеохватность" стала причиной популярности коллажирования.


Быть собой, быть со всеми

В ходе занятия участники создают индивидуальные коллажи, дополняя работы друг друга (каждый участник передает свой начатый коллаж соседу, сидящему слева от него, затем, после дополнения снова передает его дальше по кругу). После того как коллажи проходят полный круг, участники получают свои работы, дополненные всеми членами группы. Тренер помогает детям проанализировать свои работы и осознать преимущества и проблемы, возникающие при использовании различных стратегий социального взаимодействия.

При проведении анализа коллажей в данной методике следует ориентироваться на первоначальное расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента и т.д.. В зависимости от расположения, делается вывод о присущих участникам стратегиях социального взаимодействия. При этом выделяются следующие варианты:

  • Сотрудничество — элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет;
  • Противодействие — один элемент заклеивает другой, каждый подчеркивает свою идею, не прослеживается общей смысловой или композиционной линии;
  • Компромисс — возможно заклеивание элементов, но сохраняется общая идея, настроение;
  • Уступчивость — изначально выбираются маленькие фигуры и размещаются по краям коллажа, инициатива по созданию сюжета передается другим;
  • Избегание – элементы наклеиваются в стороне от других, не несут определенной идеи.


Голос каждого

В ходе обсуждения должен высказаться каждый. При этом, дети отвечают на вопросы о том, как можно назвать эту картину, почему они дополнили коллаж именно этим элементом, и главное — как на взгляд ребенка идет взаимодействие в группе.

Участники нагладно видят текущее положение дел в отряде, уровень межличностных отношений, осознают особенности их взаимодействия с другими детьми. У психолога появляется возможность обсудить взаимоотношения в отряде, отталкиваясь от результатов работы над коллажом. Именно коллаж помогает им получить новые знания об особенностях социального взаимодействия, повысить уровень коммуникативных знаний.

Методика для оценки работы вожатых

Так как метод коллажирования не привязан к какому-то возрасту, он может быть успешно использован по отношению к вожатым. В начале участникам в качестве разминки предлагается выбрать и вырезать картинку из журнала, которая могла бы представить их, показать их отношение к работе вожатого. Далее идет объединение в группы и коллективная работа над созданием коллажей на тему «Моя работа». Затем каждая группа презентует свой коллаж, объясняя его основную идею и значение отдельных элементов.

В процессе группового обсуждения подводятся итоги того, какие стороны деятельности вожатого затронуты в работах, каким качествам личности было уделено большее внимание, какие трудности возникали у участников в процессе определения содержания коллажа и его изготовления.


ПРАВИЛА АРТ-ТЕРАПИИ

В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.

Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.

Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения. («Включенность» детей в групповую коммуникацию во многом определяется педагогической этикой и мастерством психолога.)

Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.

В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

Причем, чем меньше вожатый вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.


МЕРА СТРУКТУРИРОВАННОСТИ

Занятия могут быть структурированными или неструктурированными.

Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником.

На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты.

На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т.д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными.

Для малышей и младших подростков, наиболее подходят структурированные занятия.

В структуре каждого занятия можно выделить две основные части.

Первая — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — рисунок (живопись).

Вторая — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает вербальную интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций.

На занятиях также используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации. Создаются благоприятные условия для сотрудничества, появляется возможность показать участникам привлекательность «помогающих» отношений.


ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Оптимальное число участников арт-терапевтической группы от 3 до 15 человек. Пространство для занятий включает круг из стульев, рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества, а также свободную от мебели часть комнаты, в которой можно легко перемещаться, танцевать.

Для проведения занятий нужны различные материалы, такие, как карандаши, фломастеры, восковые мелки, пастель, соус, сангина, художественный уголь, краски, гуашь.

Необходимы кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка. Потребуется бумага различных цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки. Для коллажей понадобятся старые журналы, репродукции, фотографии. На некоторых занятиях используются ткани, глина, пластилин, специальное тесто, песок с миниатюрными фигурками, дерево, природные и иные материалы для создания объемных композиций.

Для театрализованных представлений могут понадобиться грим, свечи, костюмы, музыкальные инструменты.

Участники имеют равные права и равную ответственность за происходящее.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Как правило, тема занятия задается вожатым (арт-терапевтом). Однако в определенных ситуациях она может выявляться в процессе коллективного обсуждения

В арт-терапии сложились различные подходы к отбору и классификации тем для занятий. В педагогической практике общепризнана классификация, предложенная М. Liebmann:

— темы, связанные с освоением изобразительных материалов;
— общие темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы;
— темы, связанные с исследованием системы отношений, образа «Я»;
— темы, имеющие особую значимость при парной работе участников группы, а также темы, предназначенные для работы с группами;
— темы для совместной изобразительной деятельности участников группы.

Так, последние из указанных тем («Добро и зло», «Черное и белое», «День и ночь», «Судьба») позволяют развивать коммуникативные навыки, преодолевать социальную отчужденность, выстраивать гармоничные взаимоотношения с коллективом.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Первый этап. Настрой

Начало занятия — это настрой на творчество. Задача этого этапа — подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники «каракули» («каракули Винникотта», «каракули тела», «каляки»), техника «закрытых глаз», «автографы», «эстафета линий». При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.

Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений

Здесь можно использовать рисунок в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии. Музыка как терапевтическое средство, влияет на настроение человека, улучшает его самочувствие, стимулирует его волю к выздоровлению, помогает ему активно участвовать в лечебном процессе. Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания также устанавливается с общего согласия. Заметим, что необходимо изменить или выключить музыку, если этого желает хотя бы один из присутствующих. Можно сочетать арт- и танцевально-двигательную терапию. Нужно принять во внимание принципы и процедуры игровой психотерапии.

Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа

Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных проблем и переживаний. Принято считать, что все виды подсознательных процессов, в том числе страхи, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве. Более того, занятия визуальным искусством, способствуют раскрытию внутренних сил человека.

Таким образом, человек невербальным языком сообщает о своих проблемах и чувствах, учится понимать и анализировать свои эмоции. Продукт изобразительного творчества сублимирует разрушительные, агрессивные тенденции автора и предупреждает тем самым их непосредственное проявление в поступках.

Участники занятий, как правило, различаются степенью готовности к экспрессии, к контакту с арт-терапевтом, к открытости в вербализации своих переживаний. Некоторые дети и взрослые пытаются создавать реалистичные, красивые рисунки. Поэтому необходимо объяснить участникам занятия, что их работы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного творчества, эмоциональное состояние «рисовальщика», его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения.

Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Так, некоторые дополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик. Однако следует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов.

При выборе изобразительных средств нужно учитывать состояние личности «здесь и теперь», ее потребность в маскировке травматических переживаний, желание контролировать эмоции и др. Обычно на первых занятиях участники стремятся работать знакомыми и привычными средствами. И только по мере преодоления психологической защиты начинают экспериментировать, становятся более экспрессивными.

Как правило, люди с высокой личностной или ситуативной тревожностью сначала рисуют простым карандашом, многократно исправляя изображение, а только затем раскрашивают его. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызвать сильный эмоциональный отклик, стимулировать воображение и свободу творчества. Полифония цветов и оттенков позволяет более точно отразить нюансы настроения и психического состояния.

Принято считать, что пластичные материалы (глина, пластилин, тесто) в наибольшей степени подходят для выражения сильных переживаний, агрессивных чувств, страхов.

Использование техники коллажа нередко помогает преодолеть неуверенность, ситуативную тревожность человека, связанную с отсутствием, по его мнению, художественного таланта. Коллективная работа над созданием коллажа проясняет взаимоотношения в группе.

Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации

Главной задачей этого этапа является создание условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к арт-терапевту, от личных особенностей ребенка. Если он по каким-то причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать.

Можно предложить участникам сочинить историю про свой рисунок и придумать для него название. Начинать рассказ можно словами «Жил-был человек, похожий на меня...». Такое начало облегчает вербализацию внутреннего состояния и усиливает эффект проекции и идентификации. По рассказу участника можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кем восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Пятый этап. Коллективная работа в малых группах

Участники придумывают сюжет и разыгрывают небольшие спектакли. Перевод травмирующих переживаний в комическую форму приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций.

Шестой этап. Рефлексивный анализ

Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной «взаимотерапии» в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства, постепенно корректируется образ «Я». В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

При коррекции проблем личностного развития целесообразны «игры с цветом». Например, можно дать задание нарисовать и раскрасить в соответствии с собственными ассоциациями такие эмоциональные состояния, как счастье, печаль, гнев, страх и т.д. Другой вариант — при рисовании использовать только один цвет, который нравится или, наоборот, не нравится.

С помощью техники «Монотипия» можно помочь участникам преодолеть психологические барьеры, негативные переживания, опасения, снять эмоциональное напряжение, тревожность. Рисунок здесь выполняется красками на глянцевой бумаге, стекле или зеркале. Затейливые пятна (отпечатки) — источник интересных ассоциаций.

Работа в разных техниках над художественным образом пробуждает у играющих творческое воображение, фантазию, глубокие чувства.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАСТРОЯ

Упражнение «Зеркало»

Первый вариант — один участник исполняет роль лидера, другой — ведомого. Задача последнего — повторять движения лидера как можно точнее, в том же темпе. После обсуждения партнерами чувств и переживаний происходит обмен ролями. В конце упражнения выясняется, в какой роли каждый из участников чувствовал себя увереннее, комфортнее и т.д. Второй вариант — использование тактильного контакта рук. Участникам необходимо встать друг напротив друга, соединить кончики пальцев и попробовать совершать руками синхронные движения. Далее обсуждается, насколько гармоничны были действия каждого в паре. Проявились ли в этом упражнении лидерские позиции? При повторении упражнения тактильный контакт можно усилить (соединить ладони).

Упражнение «Рисование в воздухе»

Размашистые движения воображаемой кисти по «пространству картины» (в воздухе) должны постепенно переходить в мелкие мазки, штрихи, развивающие тонкую моторику пальцев. Упражнение может выполняться в парах и общем круге. В последнем случае характер движений и темп задает арт-терапевт, а затем, по желанию, и другие участники группы.

Упражнение «Слепой — поводырь»

Задача «слепого» — закрыть глаза и найти в группе «поводыря». Для этого необходимо двигаться по помещению с закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнется «слепой», и станет его «поводырем». Главное — невербальное взаимодействие. Отметим, что выбор может быть сознательным, если все участники разделяются на пары по обоюдному желанию. Однако для сравнения ощущений полезно повторить упражнение со случайно найденными «поводырями». После смены ролей и повторения упражнения в различных вариантах участники сначала в парах, а затем в группе обсуждают происходившее.

Упражнение «Путаница»

Оно выявляет степень групповой сплоченности и настраивает участников на взаимодействие. Может использоваться на любом арт-терапевтическом занятии, но лучше всего — на первом и заключительном. Начинается с работы в парах. Участникам предлагается совместно создать на полу 5 точек опоры, затем — 6, 7. Это простое задание. Решение его, как правило, тривиально: четыре точки опоры — это ноги двух участников, пятая — две соединенные руки. Далее «разогрев» продолжается в малых группах по шесть человек. Им предстоит объединиться и создать 4, 6, 9, 15 (16, 17) точек опоры на полу. После чего всем участникам предлагается встать в центре условного круга, придвинуться как можно ближе друг к другу, закрыть глаза и поднять обе руки вверх. Одной рукой нужно на ощупь найти пару. Другая рука остается свободной. Затем арт-терапевт соединяет свободные руки таким образом, чтобы получилась «путаница». Участникам надо «распутаться» и образовать общий круг, не разрывая спонтанно образованные «связи» друг с другом. Это веселое упражнение имеет глубокий арт-терапевтический смысл и замечательно настраивает на дальнейшую работу в группе, задает доброжелательный тон.

Упражнение «Прогулка по...»

Это может быть, например, прогулка по пространству тетрадного листа. Участникам предлагается представить себя одинокими буквами и прогуливаться по листу, не нарушая поля и границы. По сигналу арт-терапевта все должны замереть. Затем обсуждается, кто в какой части листа находится. Заметим, что некоторые люди плохо чувствуют пространство и ошибаются при ответе на вопрос, где расположена их «буква»: в начале страницы, в конце, на полях. Сказанное особенно характерно для детей с дисграфией. При повторе можно посоветовать участникам-«буквам» объединиться в слова, имена и проч. «Прогулка» может быть свободной, когда человеку предлагается просто почувствовать свое тело при выполнении разнообразных (плавных и резких, медленных и быстрых) движений в определенном пространстве комнаты. Постепенно упражнение усложняется. К примеру, продолжая прогуливаться, участники должны имитировать встречу. В следующем задании — после каждой встречи резко менять направление движения. В частности, по команде арт-терапевта поворачиваться на 90 или 180 градусов, приседать, отпрыгивать и т.п.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

Задание «Могу позволить себе играть как ребенок...»

Нарисовать «нерабочей» рукой самую любимую игру (или занятие) своего детства и придумать к рисунку название. Для работы лучше брать мягкие изобразительные материалы (гуашь, мелки, акварель и т.п.), листы бумаги большого формата (А3 и больше). Понятно, что при рисовании левой рукой «правша» как бы раздвигает границы умений, открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов, и наоборот, появления ярких творческих образов. Важно обсудить, почему именно эта детская игра возникла в воображении? Как чувствовал себя человек, работая над образами? Что чувствует сейчас?

Групповое рисование по кругу

На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве». Данная техника может выявить сильные противоречия в групповом процессе, вызвать агрессивные чувства, обиды. Поэтому арт-терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.



S320x240.jpg

Пример арт-терапевтической формы работы

ВЫБОР МЕТОДА И ФОРМЫ

Арт-терапевтическая форма работы позволяет:

— создавать демократическую, доверительную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников и ведущих;
— членам группы оказывать друг другу взаимную поддержку;
— развивать у участников социальные навыки;
— повышать их самооценку и укреплять личную идентичность;
— развивать у них коммуникативные навыки и способность адаптироваться к групповым нормам.

ПРАВИЛА

При проведении занятий соблюдались следующие правила.

Ведущие не использовали принуждение, команды, указания, требования.
Ребенок имел право работать в собственном темпе.
Ребенок имел право отказаться выполнять некоторые задания, мог открыто вербализовать свои чувства, что-то коллективно обсудить и т.п.
Ребенок имел право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-то по желанию, если это не противоречило социальным и групповым нормам.
Был введен запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.

Таким образом, на арт-терапевтических занятиях каждый участник мог оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

На первом этапе работы главной целью была адаптация детей к новым условиям жизни. Эти занятия состояли из двух частей.

Первая включала группу арт-терапевтических упражнений из серии «Восприятие себя». Такие упражнения позволяют ребенку отразить свой биографический опыт, отношение к самому себе и способствуют глубокой рефлексии индивидуальных потребностей и чувств.

Вторая часть была представлена играми-упражнениями («Молекулы», «Скульптор и глина», «Таможня», «Узнай меня» и т.д.), направленными на формирование первичных коммуникативных навыков.

Темы занятий первого этапа

1. Мое имя
2. Метафорический портрет: я в образе растения
3. Метафорический портрет: я в образе животного
4. Метафорический портрет: я в образе предмета
5. Автопортрет
6. Что я люблю?
7. Мое настроение
8. Я в будущем
9. Рисунок вдвоем
10. Поздравительная открытка

Арт-терапевтическим упражнениям предшествовала вводная беседа по выбранной теме, упражнения для разогрева. В начале каждого занятия обязательно разбирались возможные варианты выполнения заданий, предлагаемые и детьми, и ведущими. Это обеспечивало достаточно широкий спектр выбора. На этом этапе полностью самостоятельный выбор нашим детям был пока недоступен. Это показали первые занятия: большинство участников стереотипно ориентировались на первые предложения более активных и развитых детей. После изобразительной деятельности ведущие побуждали детей к высказыванию своих чувств хотя бы на уровне «нравится — не нравится».

У всех участников постепенно пробуждался интерес к изобразительному творчеству. Вначале многие боялись приступать к выполнению рисунков, отказывались рисовать красками, сомневались в результате, не верили в свои возможности. Но постепенно на смену страху пришло любопытство, а затем — и интерес к творческому самовыражению. Дети с удовольствием рисовали свое имя, себя в образе растения и цветка, автопортреты, свое настроение. Упражнение «Что я люблю» свелось к обсуждению гастрономических предпочтений участников. Изображение себя в образе животного и предмета вызвало у детей значительные затруднения с выбором объекта. Это связано с незрелостью мыслительных операций наших воспитанников, трудностями в возникновении у них ассоциаций и метафор.

Большие проблемы вызвала работа в парах и упражнения, предполагающие коммуникацию. Здесь проявилось негативное восприятие детьми многих окружающих и их недоверие к миру. На некоторых занятиях дети не могли определить, кто с кем будет сидеть. Мы учитывали пожелания участников и разрешали им рассаживаться по двое, по трое и по одному. В течение занятия часть детей успевала выполнить несколько рисунков, другие же еле-еле могли закончить один, некоторые откладывали свои работы на следующий день. Часто дети экспериментировали с красками. Иногда они начинали рисовать яркими светлыми цветами, а затем брали темную краску и буквально до дыр замалевывали все пространство рисунка, делая это долго и с удовольствием. Как правило, следующий после этого рисунок был более светлым и спокойным.

Иногда дети выражали желание уничтожить свое произведение (смять, разорвать). Мы не поощряли этого, но давали право ребенку самостоятельно распорядиться своим рисунком. На первых занятиях дети непроизвольно прибегали к сравнению своих и чужих работ. Причем у одних это сравнение было постоянно в свою пользу, а другие до слез расстраивались, глядя на более привлекательные, с их точки зрения, работы других детей. Ведущим стоило большого труда приучить своих подопечных к безоценочному взгляду, к умению видеть свои маленькие успехи и быть терпимыми. Ведущие старались создавать ситуации успешности для каждого ребенка на его уровне. Но так как все это проходило медленно и постепенно, на занятиях частенько случались небольшие драмы. Иногда ребенок покидал класс, где проходило занятие, но мы всегда давали ему возможность вернуться, и, как правило, он возвращался до конца занятия.

Учитывая, что детям было очень трудно выражать и высказывать свои чувства другому человеку, мы ввели еще одного участника занятий — белую ворону Каркушу (кукла бибабо). Она начинала занятие, задавала каждому вопросы, беседовала с детьми, сглаживала острые ситуации, успокаивала, завершала занятие, ласково прощаясь лично с каждым ребенком. Дети полюбили Каркушу, воспринимали ее как живую, интересовались, где она спит ночью, что делает на каникулах, есть ли у нее дети. Они контактировали с Каркушей и с ведущими даже с бо’льшим желанием, чем со сверстниками. Серьезную обеспокоенность у нас вызвало проведение игровых упражнений, направленных на формирование первичных коммуникативных навыков. Дети с интересом включались в игру, но с трудом соблюдали очередь, капризничали, проявляли вербальную агрессию, не подчинялись правилам. Особенно следует отметить проблемы телесного контакта. Некоторые дети с трудом переносили прикосновения, всячески их избегали, другие же обнаруживали тенденцию «прилипания» ко взрослому. С этими проблемами мы решили поработать отдельно. Таким образом, наш опыт показал нецелесообразность использования на занятиях одновременно и арт-терапевтических, и игровых упражнений.

ВТОРОЙ ЭТАП

Этот этап арт-терапевтической программы посвятили развитию коммуникативных навыков, коррекции привычных форм поведения и опробованию новых социальных ролей. Упражнения подбирались таким образом, чтобы время взаимодействия детей друг с другом увеличивалось постепенно.

Темы занятий второго этапа

1. Подарок: рисование двумя красками на мокром листе
2. Странное животное: рисование втроем
3. Каракули
4. Интервью-презентация
5. Повторялки
6. Кооперативное рисование
7. Рисунок вдвоем
8. Рисунок по кругу на свободную тему
9. Совместное тематическое рисование
10. Совместное свободное рисование

Структура занятия: приветствие, упражнения на разогрев, беседа по теме, изобразительный этап, обсуждение, прощание. Первое упражнение являлось подготовительным. Оно выполнялось каждым ребенком в отдельности, и он имел возможность понаблюдать взаимодействие двух красок: синей и желтой, отметить качественно новый результат такого взаимодействия — появление зеленого цвета. Далее была проведена групповая изобразительная игра «Странное животное»: дети в группах по три человека, при участии ведущих, по очереди пририсовывали части тела животного, не видя предыдущего рисунка. Обсуждение проходило живо и с юмором, однако после этого многие выразили желание изобразить свое собственное странное животное в одиночку. Дружно и без конфликтов прошли занятия, на которых дети рисовали друг для друга каракули, обменивались ими и создавали из них образы.

Вызвало интерес упражнение «Интервью-презентация». Дети брали интервью друг у друга и у ведущих, а затем изображали самое, на их взгляд, важное и интересное. При этом некоторые посвятили свои рисунки любимым ведущим, то есть все-таки опять взрослым. Упражнение «Повторялки», где дети по очереди повторяли рисунки друг друга, то есть были в роли ведущего и ведомого, понравилось всем. При обсуждении выяснилось, что большинству привычнее и комфортнее быть в роли подчиненного.

Упражнение «Кооперативное рисование» было посвящено рисованию сказки. Она была выбрана всеми вместе — «Золушка». Каждому по жребию достался тот или иной герой. В конце занятия все рисунки расположили по порядку и вспомнили сказку. Прием кооперативного рисования понравился детям и был затем повторен в разных вариантах. Упражнение «Рисунок вдвоем» не получилось. Некоторые дети категорически отказывались рисовать в парах, и им было предложено заменить это упражнение рисунком своего настроения. Выполнение упражнения «Рисунок по кругу» напоминало конвейер. Многие совершали стереотипные операции. Одна девочка, вооружившись карандашом и линейкой, на всех поступавших к ней листочках рисовала дорогу. Девочка, сидевшая вслед за ней, «штамповала» цветочки вдоль дороги, а следующий ребенок пририсовывал в углу зайчика. В результате многие рисунки получились почти одинаковыми, при этом дети были вполне довольны результатами. Детям вообще больше нравится монотонная, пусть однообразная, но понятная и хорошо организованная работа. А упражнения, требующие воображения и гибкости, вызывают у них раздражение и нежелание работать. На заключительном занятии было проведено совместное рисование, темы были выбраны детьми — «Весенний лес» и «Город мечты». Сначала детям активно помогали взрослые. Участники рисовали все, что хотели, но остались очень недовольны результатом. Потом, по предложению ведущего, ребята предварительно договорились о том, что будут изображать, и распределили между собой функции. На этот раз они были удовлетворены полученным результатом.

Город своей мечты дети рисовали уже практически без участия взрослых. При этом нам было радостно наблюдать, как спокойно, дружелюбно и продуктивно они работали. Мы отмечали каждую мелочь: дети не толкались, не огрызались, просили друг у друга карандаши и ластики, и за все занятие даже никто ни на кого не обиделся! Завершилось занятие награждением участников.

БЕЗ ПООЩРЕНИЙ НЕ ОБОЙТИСЬ

Несколько слов о награждении. Первый раз поощряли детей в самом начале занятий за то, что они смогли преодолеть нежелание работать. Это навело на мысль использовать такую систему поощрений, которая выполняла бы коррекционную функцию. Выбрали жетонную систему. Чтобы получить желаемое вознаграждение, надо было «заработать» серию жетонов, которые выдавались за участие в выполнении упражнений. Так мы стимулировали воспитанников к регулярной работе, к преодолению привычки праздно проводить свободное время. Обратили внимание, что на первом этапе дети очень ревниво относились к успехам других и стремились сами получить поблажки, принизив заслуги товарищей. Но постепенно они привыкли сдерживать свои импульсивные желания. Ребята придирчиво следили за справедливостью в распределении жетонов. Нас порадовало, что иногда они указывали на наши ошибки не только по отношению к другим детям, но и к себе. В результате все получили маленькие награды (блокнотики, ластики, карандаши и т.д.). Хочется отметить, что в завершение программы дети, даже те, кто вначале был за уравниловку, смогли спокойно принять тот факт, что количество поощрений у всех разное.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу второго этапа стали отмечаться положительные сдвиги в поведении детей, гармонизацию их эмоциональной сферы, снижение тревожности, повышение самооценки и уверенности в себе. Уже не было серьезных проблем с выбором партнеров для работы, дети легче и охотнее приступали к выполнению работы, почти прекратились вспышки агрессии, повысилась степень принятия своих и чужих рисунков, они стали более открыто и активно участвовать в обсуждении, вербально выражать свои чувства. Наиболее интеллектуально сохранные дети стали обращать внимание на эмоциональное состояние своих товарищей, появилось сочувствие, эмпатия. Некоторые научились выражать одобрение и поддержку другим детям, радоваться чужому успеху, а также в случае необходимости призывать к приемлемому поведению и даже сглаживать конфликты. Таким образом, дети освоили новый для себя опыт общения и взаимодействия.

Подводя итог, можно отметить, что арт-терапевтические методы показали свою эффективность в коррекции эмоциональных проблем и привычных неадаптивных форм поведения детей с психической депривацией. Для получения устойчивых результатов необходимо включать арт-терапевтическую работу в комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие личности детей.




20-10-09-6.jpg

Смотреть также


Дополнительно


Ссылки