Психологический тренинг "Маска"
Игра «Маска» помогает учащимся в самопознании, им предоставляется возможность посмотреть на себя со стороны. Полезным ее итогом может стать адекватное восприятие человеком себя и окружающих в различных социальных ситуациях.
Время проведения: 1–1,5 часа (время зависит от количества людей, а также от глубины раскрытия человека и необходимости вывести его на осознание чего-либо). Количество участников: до 15 человек.
Возраст: начиная с 14–15 лет. Участники уже должны иметь опыт работы над собой, опыт самораскрытия и рефлексии.
Материалы: маски для каждого участника. (Маски готовятся дома в качестве домашнего задания.)
Инструкция к домашнему заданию (дается на предыдущем занятии)
Уважаемые участники! Следующее домашнее задание потребует от вас известного мужества, честности и ответственности. Многие из вас, наверное, замечали, что в разных ситуациях вы ведете себя по-разному. Только вы знаете (или предполагаете, что знаете), какой вы есть на самом деле. А ведь другие люди видят вас таким, каким вы себя преподносите. Или таким, каким вас вынуждают быть окружающие. Может быть, не всегда вам нравятся навязанные роли, но вы к ним привыкли и часто их играете.
Итак, домашнее задание такое. Найдите время и подумайте о своей жизни. Какой вы есть на самом деле? А каким вы стараетесь выглядеть в определенной компании или среде? А какую роль вас вынуждают играть другие люди (родители, учителя, друзья)? Затем нарисуйте маску: такую, какую вы чаще всего носите среди других, такую, какую вас вынуждают носить, или такую, о которой никто не знает, — выбирайте сами. Придумайте форму, цвет, значение, художественное оформление и т.д. Это должна быть настоящая маска, которую можно надеть на лицо. На следующее занятие принесите маску с собой.
Комментарии
Ведущему желательно сделать маску и для себя. В некотором смысле рассказ ведущего о себе подстегивает и стимулирует детей, дает им пример, как можно рассказать о себе. Таким образом ребята получают негласное подтверждение тому, что рассказывать о себе относительно безопасно. Это упражнение требует больших эмоциональных затрат и привлечения мощных личностных ресурсов.
Хорошо, если получится перед упражнением вывести детей из кабинета и дать им войти обратно уже в масках. Это создает у участников определенное настроение, способствующее более полному погружению в ситуацию.
Инструкция первого круга
Уважаемые «маски»! Расскажите, пожалуйста, кто вы. Что означает ваша маска? Каждый по очереди представляется и в конце обсуждения первого круга снимает маску. Здесь используются вопросы первого круга обсуждения.
Примерные вопросы первого круга
- Что изображено на маске? Почему выбран такой цвет, такая форма?
- В каких ситуациях эта маска вступает в действие?
- Сложно ли было придумывать маску?
- Ты сам(а) придумал(а) маску или кто-то подсказал?
- Тебе нравится находиться в такой роли, играть под этой маской?
- Тебя кто-то заставляет ее надевать или это поведение выбираешь ты сам(а)?
- Как можно назвать ту роль, которую ты играешь под этой маской?
- Какие еще маски существуют в твоем арсенале?
- Какие бы маски ты хотел(а) иногда (или часто) надевать, чтобы справиться или защититься в каких-то ситуациях? В каких именно?
- Что нового ты узнал(а) о себе во время выполнения данного упражнения?
После первого круга можно зачитать отрывок из книги Кобо Абэ «Чужое лицо» (Кобо Абэ. Женщина в песках. Чужое лицо. М., 1969, с. 345).
Вкратце сюжет этой книги таков.
Ученый, лицо которого обезображено ожогом, не в силах вынести уродства, отчуждающего его от окружающих: он делает себе маску, которая почти неотличима от нормального человеческого лица. Он думает, что маска дает ему свободу. Маска смягчает индивидуальные различия и делает взаимоотношения между людьми более универсальными и простыми. Маска дает чувство освобождения от настоящего лица и одновременно от духовных уз, соединяющих его с другими. Жена ему говорит: «Вначале с помощью маски ты хотел вернуть себя, но с какого-то момента ты стал смотреть на нее лишь как на шапку-невидимку, чтобы убежать от себя».
Трагедия не в уродстве внешнего облика, а во внутренней пустоте, не выносящей глубоких человеческих связей. «Тебе нужна не я — тебе нужно зеркало. Любой посторонний для тебя — не более чем зеркало с твоим отражением. Я не хочу возвращаться в эту пустыню зеркал».
Во втором круге обсуждаются маски всех участников. Каждый по очереди может задать вопросы любому участнику.
Примерные вопросы для активизации обсуждения во втором круге
- Есть ли маски, которые кажутся вам близкими к вашей?
- Есть ли такие, которые вызывают отторжение, неприязнь, непонимание?
- Чьи маски, на ваш взгляд, верно отражают личность участника?
- Чьи маски неверно отражают личность участника?
- Какую маску вы хотели бы примерить на себя?
- Кому бы вы хотели предложить свою маску?
- Насколько маски нужны в жизни? Какую роль они играют? Мешают ли они полноценному общению?
- Что нового вы узнали о других участниках во время выполнения данного упражнения?
Фразы, которые можно взять как эпиграф для игры «Маска» (и, например, развесить по стенам)
Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное — отправиться в путешествие внутрь себя самого, исследовать неведомую часть себя самого. Ф. Феллини
И кто найдет тебя в морях твоей души! Даниил Андреев
Маска — не просто кусок раскрашенной бумаги или папье-маше, а определенная модель, тип поведения, который не может быть нейтральным по отношению к «Я». Маска компенсирует то, чего не хватает... Уход от людей означает потерю самого себя; тот, для кого другие только зеркала, рискует не увидеть в них даже собственного изображения. И.С. Кон
Сколько истины может вынести дух, на какую степень истины он отваживается? Это становилось для меня все больше и больше мерилом ценности. Заблуждение (вера в идеал) — не слепота, заблуждение — трусость. Всякое достижение, всякий шаг вперед в познании вытекают из мужества, из жестокости по отношению к себе, из чистоплотности по отношению к себе. Ницше
Самосознание — это способность увидеть, что тебе дано и что ты можешь с этим сделать. В. Кротов
Модификация игры (игра «Очки»)
Можно вместо масок предложить участникам сделать очки. В качестве примера можно привести образ «розовые очки». Попросите участников сделать такие очки, через которые каждый из них смотрит на мир.
В качестве основы можно взять старые очки и наклеить на них свои рисунки. Каждый участник может сделать несколько очков. Например, «очки прилежной ученицы», «очки рубахи-парня», «очки пай-девочки», даже известные «черные очки», которые могут иметь совершенно неожиданное субъективное значение и смысл.