Три игры для смелых и решительных
Подборка описанных ниже игр может пригодиться тем, кто работает с подростками. Эти игры объединяет нацеленность на самораскрытие участников тренинговой группы. Во всех предлагаемых игровых ситуациях от подростков потребуется определенное мужество: для того чтобы дать искреннюю обратную связь другому участнику, чтобы признать наличие у себя тех или иных качеств, чтобы сказать комплимент...
ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР ПРИ СВИДЕТЕЛЯХ
Ведущий группы предлагает одному добровольцу инсценировать телефонный разговор с человеком, который находится в данный момент здесь, в группе (можно взять в руку выключенный телефон). При этом игрок не должен называть имя, возраст, описывать внешность собеседника. Психолог может сам, втайне от остальных членов группы, предложить игроку абонента. Задача всей группы — угадать, с кем разговаривает участник. Следует подчеркнуть, что со стороны этот телефонный разговор должен выглядеть именно как диалог. Игрок сам придумывает, что ему говорят «на том конце провода», а члены группы являются лишь невольными свидетелями.
Ведущий может ограничить время на разговор.
Далее следует обсуждение:
Какие трудности возникли у игрока и почему?
Какова реакция группы? Мнение абонента?
ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ ПРОПАСТЬ
В данном сценарии капитан выбирается во время проведения игры. Может быть, целесообразнее, чтобы группа выбрала капитана перед самым началом.
Количество карточек и их значение психолог подбирает заранее в зависимости от состава группы.
Ведущий. Независимо от цели нашего тренинга все мы путешественники. И наша группа идет по бескрайним просторам нашей психики. Замечательно то, что у этого путешествия никогда не было начала и не будет конца. Однако те препятствия, которые мы встречаем на нашем пути, вполне реальны и ощутимы. И вот одно из них...
Наша команда подошла к пропасти. Нам просто необходимо ее пройти. Над пропастью натянута навесная переправа, мы сможем ее пройти осторожно, по одному. Переправа выдержит только одного человека и без лишнего груза. Вместе с тем команда несет тяжелый кованый сундук. Его можно оставить у края пропасти, но содержимое сундука необходимо перенести. Эта ответственная и тяжелая ноша ложится на плечи каждого из нас, но для этого мы должны выбрать капитана. Хочу вас предупредить, что, выбрав капитана, вы наделяете его особыми полномочиями, а от него потребуется мужество в принятии решений. Иначе нам через пропасть не перейти...
Команда выбирает капитана.
Ведущий (капитану). Готовы ли вы принимать решения, которые потребуют от вас мужества?
Ведущий (команде). Готова ли команда принять решения капитана?
После получения согласия ведущий открывает символический сундук.
Ведущий. Вот содержимое сундука. Капитан должен раздать его каждому участнику переправы, но есть одно условие. Участник, принимая содержимое, должен искренне сказать: «МНЕ ЭТО ЗНАКОМО», и только тогда он сможет перейти с этим грузом через пропасть. Капитан достает карточку, на которой написано то или иное состояние человека, и, громко прочитав, например, «СТРАХ» или «ЗАВИСТЬ», подходит к выбранному им участнику и предлагает карточку. Со словами «МНЕ ЭТО ЗНАКОМО» участник берет карточку. Так капитан раздает карточки всем участникам, а одну из карточек берет себе, произнося те же слова.
Итак, груз распределен по всей команде и можно осторожно переходить пропасть. По одному мы переходим на другой берег. (Можно обыграть это в действии, скажем переместить всю группу из одного угла комнаты в другой.) Нам незачем нести нашу ношу, но бросить на землю мы ее не можем. Смотрите, под деревом стоит ларец, давайте сложим нашу ношу туда (открывает стилизованный ларец или просто папку с игровым материалом). Но ларец полный... Давайте поменяем содержимое ларца на то, от чего хотели бы избавиться. Командуй, капитан!!!
Ведущий вручает папку с содержимым ларца капитану. Капитан зачитывает карточки ларца (например, «РАДОСТЬ» или «СЧАСТЬЕ») и обменивает их на ношу участников. Каждый участник должен сказать: «Я МЕНЯЮ СВОЮ НОШУ НА...» – и зачитать полученную карточку.
Ведущий. Мы обменяли наш груз, мы перешли через пропасть недоверия, обид, зависти и многого другого. Мы победили, мы — молодцы!!!
Далее идет обсуждение:
- Что чувствовал каждый участник по отношению к самому себе?
- По отношению к капитану?
- По отношению к команде?
- Что чувствовал капитан по отношению к группе и по отношению к себе?
- Потребовалось ли ему мужество при раздаче содержимого сундука?
Предлагаемое содержимое сундука
перед пропастью и ларца после переправы
Перед пропастью 1. Страх 2. Гнев 3. Печаль 4. Лень 5. Ревность 6. Неприязнь 7. Обида 8. Стыд 9. Смущение 10. Недоверчивость 11. Грусть 12. Раскаяние 13. Враждебность 14. Чрезмерное честолюбие 15. Чувство превосходства 16. Ирония 17. Зависть 18. Безразличие 19. Равнодушие 20. Ненависть 21. Горечь 22. Скорбь 23. Злость 24. Вина 25. Агрессивность 26. Тревога 27. Скованность 28. Беспринципность 29. Отвращение 30. Корысть 31. Самоуверенность
После переправы 1. Радость 2. Счастье 3. Любовь 4. Вдохновение 5. Умиротворение 6. Надежда 7. Гордость 8. Интерес 9. Вера 10. Искренность 11. Смелость 12. Радостное удивление 13. Уверенность 14. Благодарность 15. Влюбленность 16. Соучастие 17. Чувство юмора 18. Ответственность 19. Восторг 20. Воодушевление 21. Страсть 22. Сострадание 23. Эмпатия 24. Взаимопонимение 25. Уважение 26. Хладнокровие 27. Нежность 28. Забота 29. Свобода 30. Симпатия 31. Доброта 32. Доверие 33. Влечение 34. Увлеченность 35. Совесть 36. Привязанность 37. Самоуважение 38. Скромность 39. Терпимость
КОМПЛИМЕНТАРНЫЙ ШТУРМ
Группа образует два круга — внешний и внутренний.
Участники встают в пары и обмениваются комплиментами, которые должны начинаться со слов, задаваемых ведущим (примерный список незаконченных фраз представлен ниже). После обмена комплиментами круг смещается на одного человека. Ведущий задает тему второго комплимента и так далее — до прохождения полного круга. Давая инструкцию, важно подчеркнуть, что комплимент должен быть искренен и максимально правдив.
Необходимо закончить фразы:
- 1. У вас такой (или такая, такое, такие)...
- 2. Мне так нравится в вас...
- 3. Мне так нравится, что вы...
- 4. Вы такой (такая)...
- 5. Я рядом с вами...
- 6. Если бы я мог (могла)...
- 7. Без вас...
- 8. Вместе с вами...
- 9. Вы...
При получении обратной связи важно обсудить с участниками:
- Что было труднее — придумать комплимент или его высказать?
- Какой комплимент оказался больше всего по душе?
- Какие чувства вы испытывали при получении комплимента?
Время проведения с момента деления на две группы — 23–25 минут.
Важно сразу после разделения на два круга четко озвучить условия и ограничить время каждого этапа «Комплиментарного штурма» для сохранения динамичности игры, может быть даже перемещать круг просто по команде тренера.