Волшебный предмет
Занятие проводится в группе, требует достаточно большого количества времени, используются элементы сказкотерапии.
Вводная часть
Ведущий в общих чертах описывает предстоящую работу и пытается заинтриговать членов группы.
Ведущий. Ребята, сейчас мы с вами ненадолго погрузимся в мир сказки. В сказках, как известно, происходят удивительные события. Кроме того что в сказках мы встречаем волшебных персонажей, способных творить чудеса, там также появляются и удивительные волшебные предметы. Можете ли вы назвать какие-либо из них?
Участники что-то вспоминают и рассказывают.
Да, это все действительно очень интересные волшебные предметы. Я предлагаю вам сейчас представить, что эти предметы так же реальны, как и стулья, на которых вы сидите. Для начала я прошу вас разделиться на пары (подгруппы по 2–3 человека, в зависимости от количества участников).
Основная часть. Групповое обсуждение
После того как все определились с группой, каждая группа получает карточки с названием какого-то сказочного материального атрибута, например:
Меч-кладенец.
Скатерть-самобранка.
Волшебное говорящее зеркало.
Шапка-невидимка.
Ковер-самолет.
Молодильное яблоко.
Сапоги-скороходы.
Летающая метла.
Волшебная флейта и др.
Примечание. в списке не должно быть предметов типа Волшебной палочки, Цветика-семицветика или Волшебной лампы Аладдина, так как они слишком универсальные, нам же необходимы предметы специализированные.
Итак, раздав карточки, мы просим участников обсудить в группах:
• как они представляют себе этот предмет (лучше даже предложить его нарисовать – при наличии средств: бумаги, карандашей, фломастеров и др.);
• как его используют (назвать конкретные действия, например: шапка-невидимка надевается на голову, тем самым человек становится невидимым);
• для чего этот предмет обычно дается героям в сказках («чтобы пройти незамеченным, когда есть такая потребность»).
После рисования предметов и обсуждения участники представляют нам данный предмет во всех подробностях. Они описывают внешний вид предмета в деталях, его назначение и способы действия с ним. При этом мы просим по возможности высказаться всех членов группы, спрашивая особо «молчаливых», могут ли они что-нибудь добавить, так ли они себе представляют этот предмет.
После выступления каждой группы остальные участники, если у них есть какие-то возражения, добавления, могут также принять участие в обсуждении. Можно также спросить, какое представление у них было об этом предмете в детстве, есть ли изменения в представлении сейчас.
Индивидуальная работа
Вывешиваем все рисунки (если они есть) на доску, чтобы все могли видеть, либо во время рассказа группы записываем на доску какие-то основные вещи по вышеозначенным трем параметрам (внешний вид, способ действия, назначение).
Ведущий. Итак, мы посмотрели, как могут выглядеть некоторые сказочные предметы и что можно с ними делать. На самом деле есть и другие предметы, но мы сегодня не будем о них говорить. Однако, возможно, каким-то из данных предметов вы можете найти свое собственное, уникальное применение. Я прошу выбрать не больше трех волшебных предметов, которые находятся у вас перед глазами, придумать сказку, в которой они бы использовались, и записать ее. Не думайте долго, пусть ваша сказка льется из-под вашего пера свободно.
Участникам дается достаточно времени для работы.
После того как все закончат, ведущий просит зачитать сказки тех, кто готов представить результат своего творчества слушателям. Если автор разрешит, то можно проанализировать происходящее в сказке.
Ведущий. Давай еще раз посмотрим, что конкретно твой герой делал в сказке с предметом? Для чего ему был нужен этот предмет, что он приобрел? А почему он не мог справиться с таким-то событием (чудищем, бедствием, врагом, задачей и пр.) без этого предмета? Откуда он получил этот предмет и за какие заслуги?
Интерпретация
Предполагается, что герой сказки в этом случае является бессознательной проекцией самого участника, а предмет — неким ресурсом, который либо отсутствует, либо вначале не актуализирован. Мы пытаемся таким образом подтолкнуть участника к тому, чтобы он задумался о ситуациях в своей реальной жизни, в которых ему необходимы ресурсы, а также о характере самого необходимого ресурса.
Вначале мы говорили, что предметы типа Волшебной палочки и Волшебной лампы Аладдина нежелательно использовать в данном упражнении, поскольку они слишком универсальны и любой человек захочет иметь некую способность, с помощью которой он в любую минуту может реализовать любую потребность. Здесь же нам важно выявить, какая именно потребность требует реализации, какого конкретно ресурса не хватает на данный момент, поэтому специализированные волшебные вещи гораздо более информативны.
Конечно, о том, что происходит с клиентом, следует судить не только по его предпочтению одних волшебных предметов остальным, но и по тому, как человек описывает способ использования выбранного им предмета, на каких его функциях он особенно акцентирует внимание в сказке. Например, ковер-самолет может быть средством увеличения мобильности, организации времени героя, как сапоги-скороходы — «сейчас я здесь, а в следующую минуту уже за несколько километров». А может быть, например, символом отрешенности от проблем: «я парю в небесах и не хочу иметь дело с тем, что происходит внизу». Также, допустим, меч-кладенец может быть как средством обороны, так и средством нападения, или и тем и другим одновременно, или иметь еще какое-то третье назначение.
Интерпретировать напрямую («Ты мечом-кладенцом рубишь всех направо и налево — должно быть, у тебя много агрессии») мы не рекомендуем. Лучше попытаться проанализировать действия опосредованно, через героя, описываемого в сказке, а затем спросить: «Скажи, а если бы ты абсолютно точно мог получить в реальной жизни меч-кладенец, ты бы обрадовался? Ты уже знаешь, что бы ты с ним сделал? А почему?» и т.д.
Даже если не все участники захотят или успеют проанализировать свои сказки с ведущим группы, то, вероятно, большинство все равно задумаются, почему у их героев такие предметы и (еще более вероятно) что именно они бы сделали с волшебным предметом, будь он у них, для чего им это надо.