Ничейная территория
Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со «сложными» подростками
Название работы связано с тем, что период ранней юности от 14 до 16 лет является, согласно мнению большинства исследователей, наиболее сложным в развитии ребенка. Некоторые исследователи называют этот возраст «ничейная территория», «между детством и взрослостью». В этом возрасте человек уже не ребенок по физиологическому созреванию, но еще и не взрослый по социально-психологическим критериям. Что же характерно для этого периода?
Подводятся итоги детства. Половое созревание приводит к физиологической революции. Перед молодым человеком возникают вопросы: кто я? Как я выгляжу? Как меня воспринимают другие люди? Каково мое призвание? Какие у меня способности?
По мнению Э. Эриксона, если на предыдущих стадиях кризисы завершились неудачно и выбор сделан неблагоприятный — на этой стадии можно сделать выбор заново, уже сознательно. Можно изменить свою жизнь и сформировать цельную формулу ЭГО-идентичности. При благоприятном выборе на этой стадии — осознание своего Я, при неблагоприятном — диффузное Я. Поэтому основной задачей развития в этом возрасте является поиск самоидентичности. При неблагоприятной социальной и психологической обстановке у подростков на данном и предыдущих этапах развития может формироваться синдром социальной патологии идентичности: нежелание становиться взрослым, смутное неустойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошенности, ожидание такого, что сможет радикально изменить жизнь, страх перед личностным общением и неспособность эмоционального воздействия на лиц противоположного пола, поиск негативной идентичности как стремление стать ничем и как единственный способ самоутверждения.
Для помощи подросткам в решении важнейших задач данного возраста предпочтительной является групповая работа. Это связано с тем, что у многих подростков существует стремление отделиться от родителей, они отрицают авторитет взрослых, объединяются в однополые и смешанные компании, пытаются установить идентичность через принадлежность к определенной группе.
Чтобы блаполучно разрешить основные задачи этого возрастного периода необходима «примерка» различных социальных ролей, взгляд на себя со стороны, безоценочная обратная связь. Среди приемов и методов групповой психотерапии именно в психодраматическом подходе разработаны эффективные средства для работы в этих направлениях.
Еще одним важным приемом взаимодействия с подростками является сказкотерапия. Часто сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире. Обращение к детским сказкам и их психодраматическое представление помогает подростку проститься с детством, взяв оттуда необходимые ресурсы для дальнейшей взрослой жизни. Кроме того, применение сказкотерапии, особенно на начальных этапах групповой работы, по нашему мнению, создает обстановку максимальной безопасности для участников группы.
По своему характеру программа создана для работы в психотерапевтической группе подростков. Психотерапевтические группы нацелены на решение серьезных психологических проблем и ставят целью глубокие изменения в личностной сфере и в поведении участников. К этой категории относятся группы подростков с асоциальным поведением или терапевтические группы детей, переживших травмирующие жизненные события.
Цель: помощь подросткам в социальной адаптации и преодолении возрастного кризиса методами сказкотерапии и психодрамы.
Задачи:
— создание навыков группового взаимодействия, формирование доверия в терапевтической группе;
— помощь подросткам в отреагировании агрессии социально приемлемыми способами;
— формирование адекватной самооценки и принятия себя;
— помощь в социальной адаптации и принятии нравственных ценностей общества;
— работа с проблемой детско-родительских отношений;
— работа по профилактике зависимостей;
— помощь подросткам в определении планов и сценариев будущей жизни;
— создание навыков взаимодействия с противоположным полом.
Некоторым из указанных задач будут посвящены отдельные сессии, другие задачи будут решаться параллельно при работе с другими проблемами.
Длительность работы группы: 8–10 сессий по 2 часа в течение 3–4 месяцев с периодичностью встреч 1 раз в неделю. Таким образом, по длительности работы данная группа является краткосрочной.
Состав группы: 8–10 человек обоего пола в возрасте 14–16 лет.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ Для некоторых тем приводится несколько вариантов сценариев сессии. Если данная тема остается актуальной, можно посвятить ей еще одну сессию, используя другой сценарий.
ПЕРВАЯ СЕССИЯ
Создание навыков группового взаимодействия. Формирование доверия в терапевтической группе
Знакомство
Представление ведущего, рассказ о формах и задачах предстоящей работы, правилах работы группы. Представление участников. Заключение контракта.
Разогрев
Игра «Цифры от 1 до 100» (описание игр и упражнений приводится ниже).
Социометрия — 2–3 разных варианта.
Игра «Минутная встреча». Дублирование партнера после «минутной встречи».
Основная часть
Выбор сказочных героев.
Социометрический выбор героя.
Психодраматическое представление эпизода сказки.
Шеринг.
ВТОРАЯ СЕССИЯ
Формирование доверия в группе. Отслеживание групповой динамики
Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.
Разогрев
Упражнение «Три автобуса».
Игра «Паровозики».
Основная часть
Упражнение «Оркестр».
Вариант упражнения — смена «дирижера».
Шеринг.
ТРЕТЬЯ СЕССИЯ
Самосознание. Принятие себя
Обмен мнениями по поводу прошлой встречи
Вступление ведущего (проблема принятия себя; я в глазах других; я в собственных глазах; мои недостатки и ресурсы).
Разогрев
Упражнение «Ассоциации» — 2–4 подхода.
Социометрия по личностным качествам — 2–3 варианта.
Упражнение «Угадай человека».
Основная часть
Психодраматическое представление игры «Волшебный магазин» или психодраматическое представление сказки (по выбору ведущего, например сказки «Девочка и зеркальце»).
Игра «Бороться с недостатками? Развивать достоинства?». Психодраматическое представление сказки с разными героями.
Шеринг.
ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ
Работа с агрессией
Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.
Вступление ведущего. Разговор о том, что такое агрессия и формы ее выражения.
Разминка
Работа в парах: «Защита личного пространства».
Игра «Тузилка».
Выбор «агрессивной» открытки.
Основная часть
Выбор протагониста, чья открытка будет представляться.
Психодраматическое представление агрессии.
Повторение с 3–5 участниками.
Шеринг.
ПЯТАЯ СЕССИЯ
Работа с агрессией. Продолжение.
Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.
Разминка
Упражнения «Выяснение отношений на тарабарском языке», «Скульптура».
Основная часть
Психодраматическое представление ссоры в разных ситуациях: дети в песочнице, первобытные люди, крутые бизнесмены, утонченные интелектуалы-искусствоведы, мафиозные лидеры, учителя, старички со старушками во дворе на лавочке.
Шеринг.
ШЕСТАЯ СЕССИЯ
Социальная адаптация. Девиантное поведение
Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.
Вступление ведущего — о нормах в различных обществах, история вопроса.
Разогрев
Упражнение в движении: при встрече один называет сказочного героя. А другой — какие идеалы общества он нарушал или отстаивал. Потом меняются ролями.
Социометрия «Как часто я нарушаю правила» — дорожного движения, поведения в школе, законы страны, общечеловеческие (религиозные) запреты.
Основная часть
Психодраматическое представление игры «Мои глупости».
Возможен другой вариант — выбор сказки, где главный герой нарушил какие-то важные социальные, семейные, общечеловеческие нормы или запреты и это привело к непредсказуемым последствиям («Русалочка», «Синяя борода», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Можжевельник», «Девочка и хлеб»).
Возможно представление сценариев в двух разных сессиях.
Шеринг.
СЕДЬМАЯ СЕССИЯ
Социальная адаптация. Продолжение.
Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.
Вступление ведущего: социальные роли; свобода и ответственность.
Разогрев
Упражнения «Чужая роль», «Парные роли», «Роль-атрибут».
Социометрия: 2–3 выбора.
Основная часть
Психодрама: игра в королевство.
Шеринг.
ВОСЬМАЯ СЕССИЯ
Работа с зависимостями (по Я. Мюллеру)
Обмен мнениями по поводу прошлой встречи
Вступление ведущего: зависимость — виды, причины, последствия. Групповое обсуждение.
Разогрев
Социометрия
Выбор открыток
Основная часть
Психодрама. Техника «Четыре стула» по Я Мюллеру: протагонист, средство, соблазн, сопротивление.
Социодрама «Первая сигарета» или «Первый косяк». Представление на тему первого шага к зависимости.
Возможно представление психодрамы и социодрамы в двух разных сессиях.
Шеринг.
ДЕВЯТАЯ СЕССИЯ
Половая идентификация. Взаимоотношения с противоположным полом
Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.
Разогрев
Игра «Войди в круг».
Упражнение «Два мира».
Упражнение «Доска объявлений».
Упражнение «Два в одном».
Социометрия:
— отношение к домострою,
— отношение к феминизму,
— отношение к гомосексуализму
Основная часть
Выбор и представление сказки о любви. Можно предложить «Аленький цветочек», «Спящую красавицу».
Шеринг.
ДЕСЯТАЯ СЕССИЯ
«Пожелания на будущее»
Обмен мнениями по поводу прошлой встречи
Разогрев
«Что будет с нами через…».
Основная часть
Психодраматическая игра «Предсказание будущего».
Шеринг
По поводу сессии, по поводу группы в целом.
Ритуал завершения группы.
Напутствия и пожелания участников друг другу.
Обратная связь от участников группы
После завершения работы группы желательна индивидуальная встреча с участниками группы и обсуждение впечатлений: что изменилось, какие проблемы требуют дальнейшей проработки. Возможно предварительное соглашение по поводу участия в группе с более углубленной проработкой проблем.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕХНИК И УПРАЖНЕНИЙ Первая сессия
Игра «Цифры от 1 до 100»
Участники встают в круг. Ведущий просит участников называть по порядку числа от 1 до 100. Если два человека называют число одновременно, всё начинается сначала. Все коммуникации между участниками, в том числе и невербальные, запрещены.
Упражнение «Минутная встреча»
Участники группы ходят по комнате, выбирают партнера, которого знают меньше остальных. Далее в парах по очереди в течение 1 минуты первый участник рассказывает о себе что-то такое, чтобы партнер его запомнил. Потом меняются. Продолжением работы может быть техника дублирования, когда один участник сидит на стуле, другой кладет ему руку на плечи и от своего имени рассказывает о нем. Потом смена. Это упражнение является одновременно тестом на способность чувствовать другого человека, а следовательно, работать в психодраматической группе.
Вторая сессия
Упражнение «Три автобуса» (по Я. Мюллеру)
Ставятся три стула. Участников группы просят представить, что это три волшебных автобуса, которые могут летать, плавать и ездить везде. Предлагается разделиться по автобусам и решить, куда едет каждый из автобусов. После формирования групп участников просят придумать девиз и дать напутствие другим автобусам.
Игра «Паровозики»
Эта живая, веселая игра может продемонстрировать групповую сплоченность или, наоборот, выявить тех, кого не принимают в компанию, а заодно и порезвиться. По команде ведущего игроки начинают с пыхтением перемещаться, бормоча: «Я веселый паровозик, я веселый паровозик!» — «Поезд!» — командует ведущий. Задача: в течение 10 секунд образовать свой «поезд» или присоединиться к другому. Поездом считается паровоз, имеющий не менее двух вагонов. Паровозик, которому удалось организовать за собой поезд, получает призовое очко. Чтобы быть принятым в поезд, необходимо согласие предыдущего вагона. Но если вас не хотят принимать, вы можете остаться «одиноким паровозом».
Третья сессия
Упражнение «Ассоциации»
Участники группы ходят по комнате. По команде ведущего, встречаясь с партнером, нужно сказать, с каким предметом мебели, животным, растением, сказочным героем, посудой и т.д. (в зависимости от задания) данный человек ассоциируется, и выслушать его ассоциации.
Упражнение «Угадай человека»
Упражнение направлено на развитие представления подростка о том, что о нем думают другие, на развитие рефлексии и понимания в группе.
Участники разделяются на две команды, каждая из которых получает лист с набором эпитетов, недостающие команда может добавить, например:
сильный
трусливый неряха
смелый
активный эгоист
весёлый
печальный ласковый
ленивый
пассивный галантный
хитрый
преданный вежливый
прожорливый
грубый общительный
обаятельный
милый замкнутый
нежный
красивый любознательный
остроумный
рассудительный безрассудный
подлый
осторожный непосредственный
жадный
мудрый чистюля
бесчувственный
льстивый «себе на уме»
безжалостный
наглый расчётливый
интеллектуальный
надежный эстет
фантазер
подлиза дебильный
шустрый
щедрый прикольный
ехидный
справедливый тиран
По секрету команде сообщается имя человека из другой команды, которого они должны охарактеризовать, использовав всего три слова из предложенного списка, а другая команда должна угадать имя по этой более чем краткой характеристике. Если не получается, можно запросить еще одно-два слова. Обычно угадывают по трем-четырем.
В конце игры ведущий спрашивает человека, имя которого отгадывали, какие характеристики, данные ему товарищами, оказались для него неожиданными, с чем он согласен, с чем не согласен.
Сказка про девочку и зеркальце
Жил-был доктор, весьма добрый, он лечил детей. И среди прочих детей он лечил одну девочку. Эта девочка была очень некрасивая, почти что уродина. Да, она была уродиной. И каждое утро она доставала свое зеркальце и смотрела в него, не стала ли она хоть чуточку получше. Доктор делал ей самые разные примочки, давал специальные таблетки, заставлял пить кучу пилюль, пробовал массаж, но ничего не помогало. Но он не терял надежды.
Как-то раз ясным погожим утром девочка пошла прогуляться в лес и сама не заметила, как забрела в самую чащу, однако не растерялась, потому что внезапно открылась опушка леса и перед ее взором предстал удивительный домик, очень похожий на те, в которых живут колдуньи. Дверь домика распахнулась, и девочка увидела старую женщину. Это была колдунья. И надо сказать, что эта колдунья была доброй и уж, конечно же, не собиралась обижать маленькую девочку, к тому же такую несчастную на вид.
Да, колдунья пригласила девочку зайти внутрь. Она так и сказала:
— Проходи в дом, раз пришла. Ты можешь выбрать себе самое удобное кресло, какое только найдешь. А после этого расскажи мне все-все, что ты можешь про себя рассказать такой старой и мудрой женщине, как я.
И девочка поступила точно так, как велела ей колдунья. Она выбрала самое мягкое кресло и погрузилась в него так глубоко, что едва могла разглядеть кончики своих ботинок. И конечно же, девочка рассказала колдунье все-все про себя. А колдунья слушала внимательно, изредка кивая головой.
Когда же история девочки подошла к концу, старая женщина сказала девочке:
— Я знаю, как тебе помочь. Для этого тебе придется выполнить одно небольшое условие. — С этими словами она протянула бедняжке корзинку, в которой белели ромашки. — Ты должна будешь, ни разу не заглянув в корзинку, донести ее до окраины леса, и как только ты из него выйдешь, там под ромашками ты найдешь то, что искала.
И девочка побежала что есть силы туда, где, как она думала, заканчивался лес, успев, конечно, поблагодарить старушку за ее доброту.
Девочка бежала и бежала, а лес все не кончался, и ей ничего не оставалось делать, как только продолжать свои поиски, пока не пришла ночь. Ей пришлось прилечь, постелив свежий лапник, чтобы не замерзнуть. А когда наступило утро, ее словно что-то повело, и она довольно скоро нашла просвет, а вслед за ним и выход из порядком надоевшего ей леса.
Как только она поняла, что лес остался позади, ни минуты не мешкая, она запустила ладошку под ромашки и к своему неописуемому удивлению вытащила оттуда зеркальце — в точности такое, какое было у нее. Она скорее по привычке, чем по какому-то соображению, заглянула в него, и, о чудо, из зеркальца прямо на нее смотрела удивительная красавица, какую не часто встретишь.
Вдоволь налюбовавшись, девочка задумалась, что бы это означало, и, достав свое родное зеркальце, посмотрела теперь и в него. А там мало что изменилось: уродина невесело глазела на нее из маленького зеркального окошка. Минуты текли за минутами, а девочка все меняла и меняла зеркала, пытаясь что-то для себя уяснить, пока в конце концов не запуталась и вообще перестала понимать, какая же она на самом деле.
«Ничего себе», — только и могла подумать она, сидя на окраине темного леса, в котором жила добрая колдунья. И в эту самую минуту вдалеке показался путник. Девочка словно очнулась, еще раз взглянула в то зеркальце, что лежало под ромашками, и стала ждать, как поведет себя прохожий.
Надо сказать, что прохожий был немало удивлен, заметив, что прямо у обочины дороги на траве сидит девушка невиданной красоты. Все это можно было прочесть на его лице, как если бы оно умело говорить. Он вежливо поздоровался с девушкой и спросил, что такая красавица делает здесь одна, не нужно ли ей чего. И поскольку ей и в самом деле ничего не было нужно, он отправился восвояси.Девочка задумалась над тем, что произошло.
Не более чем через десять минут с другой стороны дороги появился еще один путник, и когда он почти поравнялся с ней, девочка заглянула в зеркальце, в котором она была уродиной. Прохожий поморщился и отвернулся. Ему, понятное дело, совсем не хотелось иметь дело с какой-то замарашкой посреди дороги.
Когда вдалеке послышались голоса изрядно подвыпивших гуляк, девочка уже знала, что делать. Она хорошенько погляделась в свое первое зеркальце и нимало не удивилась, когда они, ничуть ею не заинтересовавшись, пошли себе дальше, выкрикивая всякие разные полагающиеся в этих случаях слова.
Наконец все улеглось, в лесу по соседству замолкли птичьи голоса, потемнело так, что не стало видно дороги. Девочка почувствовала, что ее веки слипаются и приходит долгожданный сон. Ей снилось, что она летает, поднимается все выше и выше над деревьями, над полями, над мирно текущими речками и видит всю землю разом, а поднимаясь еще выше, видит весь мир, все, что в нем может быть...
Утром ее разбудил звук колокольчиков. К ней приближалась карета принца. Когда карета поравнялась с маленькой красавицей, принц сам подал ей руку, потому что красота выше королевских регалий, и помог ей подняться в карету.
Вскоре от кареты осталось только маленькое облачко золотистой пыли. Через мгновение и оно стало таять, а вместе с ним потихоньку растаяло и воспоминание о девочке, которая во сне увидела все, что может быть в мире.
А что доктор? Он, возможно, даже немножко расстроился. Он очень любил свою работу. Ну да стоит ли об этом задумываться?
Игра «Бороться с недостатками? Развивать достоинства?»
(Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – М.: Эксмо, 2007)
Инструкция ведущего. У всех людей имеются недостатки. Относиться к ним можно по-разному: кто-то изо всех сил борется с ними как со своими злейшими врагами, кто-то принимает их как естественную и гармоничную часть самого себя. Если задуматься над самим словом «недостатки», то легко увидеть, что оно означает не «отрицательные стороны», «негативные качества», а что-то такое, чего нам недостает. Иными словами, фразу «я ленивый» можно произнести иначе: «мне недостает трудолюбия». Или: «я робкий, застенчивый» легко переформулировать так: «мне не хватает уверенности в себе, решительности». Тогда становится ясно, что именно нужно развивать в себе. Наверное, это продуктивнее, чем бороться с негативными качествами, верно?
Итак, предлагаю всем подумать минуту и выбрать то качество, которое, как вам кажется, развито у вас недостаточно. Произносить вслух это качество совсем не обязательно — просто кивните, когда определитесь с ним.
Участники задумываются. Последняя фраза ведущего предназначена для тех участников, кто пока не готов к открытому самопредъявлению. Хотя, как показывает практика, в большинстве случаев участники оказываются способны поделиться с группой представлениями о своих недостатках. После того как ведущий получил от всех невербальные сигналы о сделанном выборе, он продолжает:
— А теперь я прошу вас вспомнить какого-нибудь сказочного героя, который обладает этим качеством в полной мере, может быть даже с избытком. Совсем не обязательно, чтобы это был положительный персонаж. Важно только, чтобы то, чего вам недостает, он имел в достатке и наверняка.
Как показывает опыт, это задание более сложное. В группе иногда обнаруживаются несколько человек, которые оказываются не в состоянии подобрать подходящего героя (может быть, сказки давно перестали читать?). Ведущий может сам назвать наиболее известных сказочных персонажей или, если возник такой вопрос, согласиться на выбор не сказочного, а литературного или киногероя. На наш взгляд, все-таки лучше оставаться в рамках сказочной тематики.
— Итак, все ли выбрали для себя героя? Нет? Кому не удалось? Те, кто пока не сумел этого сделать, желаете ли вы получить помощь от группы?
Этот вопрос следует задать обязательно, поскольку вначале было обещано, что свой недостаток не нужно произносить вслух, а в этой ситуации это сделать придется. Получив согласие от участника, ведущий предлагает ему назвать качество, которого, по его мнению, ему недостает, а все остальные участники перечисляют сказочных героев, обладающих этим качеством. После того как все сделали выбор, по просьбе ведущего каждый по кругу называет своего персонажа. Разумеется, качество, на основании которого именно этому герою было отдано предпочтение, не объявляется. К этому моменту наиболее прозорливые начинают догадываться, для чего все это было сделано. Ведущий может повторить названных героев.
— Таким образом, у нас Лена — Золушка, Андрей — Карлсон, Таня — Снежная Королева, Марина — еще одна Золушка... (совпадение выбранных героев не возбраняется). А теперь давайте разделимся на несколько команд.
Разделение на команды можно проводить любым случайным образом: по расчету номеров, по совпадению цветов в одежде или другим внешним признакам. Ведущий может и сам распределить участников, исходя из тактических соображений и желания объединить в подгруппах людей, до сего момента недостаточно общавшихся друг с другом. В каждой команде должно быть четыре-пять человек.
— Вот теперь мы приступим к самому главному. Каждая команда — это театральная труппа, которая через двадцать минут покажет нам небольшой спектакль. Роли, которые вам предстоит играть, уже заданы. И ничего страшного, если в одной команде оказались две Золушки или три Кота Матроскина. Это еще интересней. Ваша основная задача — создать спектакль, в котором ваш герой как можно ярче и четче проявит то самое качество, за которое и был выбран вами. Тема спектакля...
Ведущий определяет тему в зависимости от конкретной ситуации: «Новый год», «День знаний», «День рождения» или просто «Любовь». Можно и соединить несколько тем. Команды уходят готовить спектакли. Ведущему необходимо заранее приготовить отдельные помещения для каждой команды, где никто не может помешать участникам. Опыт показывает, что двадцати минут бывает достаточно для создания очень ярких драматических произведений. Однако можно дать на подготовку и полчаса. Когда отведенное время заканчивается, команды собираются и демонстрируют созданные спектакли. Обсуждение проводится только после того, как показаны все спектакли.
Четвертая сессия
«Защита личного пространства»
Участники объединяются в пары. Ведущий просит их определить некое пространство вокруг себя, некоторое расстояние, на котором комфортно нахождение партнера, ближе какого уровня руки партнера не могут заходить. Затем партнеры сцепляются ладонями. Дается инструкция, что один человек должен охранять свое личное пространство, не пускать туда другого. Второму участнику дается задание преодолеть сопротивление, ворваться во внутреннее пространство (там есть что-то жизненно важное для тебя!). Затем меняются ролями. В заключение — обмен чувствами.
Игра «Тузилка»
Эта игра позволяет «выпустить пар», осовободиться от лишней агрессии, накопившейся за предыдущие сессии. Все участники становятся в круг. Каждый по очереди берет в руки надувной шарик вытянутой формы или надувную «дубинку».
Участник с дубинкой имеет право стукнуть по голове одного человека из группы, который его больше всего раздражает, бесит, кого он ненавидит. Участник с дубинкой имеет право на два удара по попе участника, который в принципе хороший парень, но есть у него раздражающие качества, либо на каком-то занятии он обидел его. Затем участник может подойти к члену группы, перед которым виноват, кого обидел, и молча попросить прощения, соединив с ним ладони. Еще одного человека можно погладить по голове или пожать руку, если этот человек тебе сильно помог, был очень нужен, открыл что-то важное для тебя. В конце обмен впечатлениями.
Выбор «агрессивной открытки»
На полу лежат открытки и картинки самого разного содержания. Участники рассматривают их и выбирают ту, которая наиболее соответствует их представлению об агрессии или наиболее ярко отражает агрессивные чувства к какому-то конкретному человеку (можно не из группы). Затем выбирается протагонист, чью открытку будем представлять. Он объясняет, какую ситуацию, по его мнению, символизирует эта открытка. Его просят представить эту ситуацию либо в виде скульптуры, либо в виде видеоролика на 2–3 минуты. На роли действующих персонажей протагонист выбирает участников группы. Протагониста спрашивают, где он сам на этой скульптуре, ролике, картине. Возможно повторение с 4–5 участниками.
Пятая сессия
Упражнение «Выяснение отношений на тарабарском языке»
Участники объединяются в пары и инсценируют ссору и ругань на тарабарском языке. Касаться друг друга и употреблять известные осмысленные слова нельзя. Тот же вариант, но с двумя переводчиками.
Упражнение «Скульптура»
Представить скульптуру, отражающую различные агрессивные чувства и действия: раздражение, злость, ненависть, гнев, подавление, истязание и др.
Шестая сессия
Психодраматическое представление игры «Мои глупости»
Ведущий объявляет, что сейчас состоится конкурс глупостей, и просит каждого участника подумать, что бы такое ужасное, порицаемое обществом, нарушающее все правила, ему хотелось сейчас сделать, но он не может в силу социальных запретов. Чья глупость ближе остальным участникам, определяется постадийным социометрическим голосованием. Далее происходит психодраматическое представление ситуации.
Седьмая сессия
Упражнение «Чужая роль»
Участники группы ходят по комнате и, встречаясь друг с другом, называют разные социальные роли, которые им приходилось или придется в будущем играть в жизни, — ученик, сын, покупатель, правонарушитель и др. Затем по команде ведущего участники называют друг другу роли, которые, по мнению участников, менее всего им подходят — «чужие роли».
Упражнение «Парные роли» (Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. — СПб.: Речь, 2003.)
Участники становятся в круг.
Инструкция. Мы с вами говорили о парности ролей. Сейчас давайте поиграем в такую игру: бросая друг другу мяч, будем называть какую-то роль. Тот, кто получает мяч, сначала называет парную ей роль, а затем какую-то свою роль и бросает мяч другому человеку.
После этого упражнения можно провести разыгрывание сценок без слов. Двое участников (добровольцы) выходят из комнаты и задумывают какие-либо парные роли, например: клоун — зритель, продавец — покупатель и т.п. Затем они возвращаются и показывают сценку без слов. Остальные участники должны догадаться, какие роли были задуманы.
Затем сценки разыгрывают другие участники.
Обсуждение:
— Удалось ли отгадать, какие роли были изображены?
— Что помогло (помешало) узнать роли?
Модификация упражнения. Участники делятся на две подгруппы — исполнители ролей и наблюдатели. Исполнителей должно быть четное количество. Они выходят за дверь и определяются с ролями, причем роли должны быть парными. По одному они заходят в комнату и говорят какую-либо ключевую фразу роли. Наблюдатели должны отгадать, что это за роль, и после того как исполнят свои роли все играющие, попытаться соединить пары (продавца с покупателем, врача с больным и т.д.). После соединения каждая пара может проиграть целую сценку.
Упражнение «Роль-атрибут»
Социальные роли могут усиливаться определенными вещами — атрибутами и имиджем. Атрибут — то, что сопутствует роли: предметы, вещи (например, у ученика — портфель, форма). Имидж — это ожидаемый внешний облик и особенности поведения в данной роли (например, учительница — в белой блузке и строгом костюме, серьезная).
Упражнение выполняется по кругу. Один участник называет роль, а следующие за ним трое участников — ее атрибуты, последующий участник опять называет роль и т.д. Проводится несколько кругов, чтобы каждый участник мог назвать хотя бы по одной роли. Например: повар — кастрюля, поварешка, белый фартук; милиционер — форма, дубинка, свисток; пассажир — билет, поклажа; мама — сумка, конфеты.
Игра «Королевство» (методика Д. Хломова)
В этой игре существуют ясные правила и четкая структура.
Ведущий осуществляет следующие шаги.
1. Вступление
Ведущий объясняет, что это очень простая игра, в которую с удовольствием могут играть люди любого возраста и любых способностей. Она не требует никаких специальных навыков или подготовки. В игре участвует вся группа, но каждый участник сможет сам выбрать и сформировать собственную позицию и попробовать сыграть свою роль. Ведущий должен дать предварительную информацию, а не поддерживать дискуссию о том, чего еще не произошло.
2. Структурирование группы
Ведущий предлагает двум добровольцам из группы взять на себя роли Короля или Королевы. Король и Королева выбирают трех или четырех человек из группы и назначают их министрами, генералами, принцессами, принцами, слугами и т.д. Каждый из выбранных, в свою очередь, выбирает одного или двух персонажей и дает им соответствующие роли. Количество участников игры зависит от размера группы: если группа менее 20 человек, то оптимальным количеством выборов для короля будет три (то есть король может назначить трех человек). Соответственно, первые выбранные могут выбрать по два человека, которые, в свою очередь, выбирают по одному человеку. Важно, чтобы все участники игры получили роли. После этого следует расположить «королевство» в пространстве и попросить участников самих по очереди назвать принятые ими роли, для того чтобы все поняли первоначальную структуру своего государства. Каждый участник делает определенный жест или приветствие, соответствующее его роли (например, все кланяются королю, придворные преклоняют колено перед королевой и т.д.)
3. Действие первое
Каждому участнику игры дается шанс изменить что-то в королевстве по своему усмотрению: повысить или понизить кого-то в государственной иерархии, «убить» или «посадить в тюрьму» одного человека. Это выглядит примерно следующим образом: «Я назначаю первого министра слугой», и человек включается в эту роль.
Очень важно прояснять изменения, происшедшие после каждого такого шага. После того как все игроки сделали свои «ходы», каждый участник снова называет свою новую роль, чтобы стало очевидно, как изменилась структура государства.
4. Действие второе
Каждому игроку дается еще один шанс изменить свою роль в королевстве, действуя по тем же правилам. После этого структура государства установлена окончательно.
5. Обсуждение
В последующем обсуждении ведущий обращает внимание участников на то, что некоторые сохранили свою роль, другие понизили или возвысили свою позицию или позицию своих партнеров. Затем тренер предлагает соотнести полученный в игре опыт с ситуациями из реальной жизни и поднимает вопрос о возможностях социальных изменений в мире.
6. Заключение
В данной игре в очень компактной форме вы можете увидеть образец естественной групповой динамики. Фактически в этой простой игре моделируются все особенности организации человеческого сообщества. В разных группах подростков могут быть различные сценарии развития «королевства».
Так, например, при игре с подростками — выходцами из Юго-Восточной Азии — состав государства был представлен в основном слугами. Был, например, слуга короля, который мыл машину, слуга короля, который заводил машину, слуга короля, который стелил постель и т.д. Именно так была организована их социальная действительность.
Возможность сделать видимыми социальные процессы делает бессмысленным манипулирование социальной действительностью и прекращает многие политические и психологические игры. В одном из классов ребята стремились занять только верхнюю ступеньку иерархии — стать королем или королевой. Каждый из них действовал индивидуально и, когда производил свой ход, просто «убивал» короля и занимал его место. Другой делал то же самое, и поэтому никто из королей не смог удержаться дольше одного хода. Соответственно, и структура королевства не была развита — фактически все были кандидатами в короли, а следующим ходом — в «покойники».
При обсуждении результатов этой игры участники сделали два очень важных вывода: во-первых, быть королем в таком королевстве очень опасно и, во-вторых, устойчивость короля — это результат общего согласия. Это были очень серьезные выводы, позволяющие более трезво взглянуть на общественное устройство, на реальную демократию.
Девятая сессия
Игра «Войди в круг»
Девушки берутся за руки. Молодые люди по очереди пытаются войти в круг, уговаривая девушек их впустить. Войти можно только в том случае, если удалось уговорить обеих соседок. Применять силу нельзя. Потом юноши образуют круг. В обсуждении отмечается, кому легче всего удалось войти в круг, почему?
Упражнение «Два мира»
Группа делится на две части — мужскую и женскую. Подгруппы встают друг напротив друга «стеной» и по очереди говорят друг другу:
Мне нравится быть женщиной/мужчиной, потому что...
Мне хочется быть мужчиной/женщиной, потому что...
Мне трудно быть женщиной/мужчиной, потому что ...
Я горжусь, что я мужчина/женщина, потому что...
Я завидую мужчинам/женщинам, потому что...
Мне не нравится в мужчинах/женщинах...
Хорошо быть женщиной/мужчиной, потому что...
Упражнение «Доска объявлений»
Для этого упражнения подбираются рекламные издания, в которых есть брачные объявления. Эти объявления рассматриваются вместе с группой, обсуждаются качества, которые упоминаются в объявлениях. Какие объявления понравились? «Состоятельный, но интеллигентный мужчина...», «Познакомятся с двумя симпатичными ласточками два симпатичных... ласта», «Прикольные девчонки познакомятся с прикольными мальчишками, чтобы прикольно приколоться».
Обсуждение:
— Какие свои качества вы упомянули бы в объявлении как ценные?
— Какие свои качества для вас являются важными?
— Какие внешние данные?
Можно попрактиковаться в составлении объявлений, описании своих качеств и качеств, которые хотелось бы видеть у партнера.
Упражнение «Два в одном»
Это упражнение позволяет подросткам осознать особенности «мужского» и «женского» культурных миров, определиться в рамках собственного мира.
Ведущему надо приготовить разнообразные предметы, которые традиционно связываются в нашей культуре с мужским или женским миром интересов. Детям должны быть предоставлены также бумага, мелки, карандаши, большие куски ткани для изображения тех предметов и тех сфер жизни, которые не обеспечены реальными предметами. Девочкам предлагается создать «женский мир», а мальчикам — «мужской мир». На наш взгляд, комната должна быть разделена на две половины условно, то есть участники могут наблюдать, как создается другой мир. Если мальчикам понадобятся «женские» предметы, их можно предоставить им, и наоборот. Это позволяет подросткам свободно проявлять свою фантазию в представлении о «мужском» и «женском», а стереотипы общества (в виде набора предметов) лишь предлагаются.
Обсуждение:
— Кто как себя чувствует в обустроенном пространстве?
— Кто что-нибудь хочет рассказать о своем мире?
— Как проходит жизнь в вашем мире?
После рассказов о своих мирах, если что-то показалось интересным или необычным, ведущий или участники могут уточнить что-то для себя с помощью вопросов. Затем девочки делятся впечатлениями, что они узнали нового о «мужском мире», а мальчики — «о женском мире». Можно предложить каждой группе лист ватмана и мелки, чтобы они изобразили мир противоположного пола, и снова поделиться впечатлениями.
В продолжение игры можно походить друг к другу в гости или объединить оба мира и создать новый, если у участников будет такое желание.
При проведении этого упражнения большое значение имеет уровень сплоченности группы. Зачастую участники строят не один «мужской (женский) мир», а делятся на подгруппы и создают несколько миров. Девочки часто используют такие «мужские» предметы, как банки из-под пива, бутылки, оружие. Бывает, что мальчики наряжаются женщинами — надевают шляпки, украшения, красят губы и щеголяют на своей или чужой половине.
Десятая сессия
Психодраматическая игра «Предсказание будущего»
Группа делится на две команды. Участникам группы дается время подумать, пофантазировать, что с ним будет через 5, 10, 15 лет (группа выбирает срок). Каждый участник решает, кем и каким он станет. Затем членам каждой команды предлагается придумать и разыграть небольшую историю с участием всех персонажей, где участники играют самих себя в будущем. Каждая команда показывает свой спектакль. После представления кроме обычного шеринга проводится обсуждение, кто из участников наиболее естественно или, наоборот, странно выглядел в своих ролях из будущего.