От сумы да от тюрьмы

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Asdf83m.jpg

Эта игра относится к упражнениям, ориентированным на развитие умений давать и получать обратную связь. Упражнений, обеспечивающих подачу обратной связи, существует немало. Динамика тренинговой группы создает возможности для реализации самых разнообразных способов предоставления участниками обратной связи друг другу. Все зависит от изобретательности ведущего и особенностей группы. Возможно, участники предпочитают вербальные средства взаимодействия, а может быть, для них проще давать обратную связь невербально.

Ведущий, кстати, вовсе не обязан идти на поводу у группы и облегчать ей жизнь. Порой нужно поступать вопреки ее желаниям: так, излишне разговорчивой группе, склонной к интеллектуализированию и несколько отвлеченным рассуждениям, бывает полезно подкидывать упражнения, ориентированные на развитие неречевых способов взаимодействия и общения.

Игру «От сумы да от тюрьмы» можно использовать в той группе, которая имеет достаточный тренинговый опыт и достигла высокого уровня сплоченности. В подростковой группе проводить ее следует с большой осторожностью.


ХОД ИГРЫ

Ведущий. Никто из вас, надеюсь, не бывал на скамье подсудимых? А довелось ли кому-нибудь нищенствовать, просить милостыню? Это замечательно, что удалось обойтись в жизни без такого опыта. Стремиться ни к тому, ни к другому никому, наверное, не стоит. Однако не следует забывать известную пословицу: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся».

Вот и давайте вообразим себе ситуацию, когда вам придется выбирать между тюрьмой и сумой, — не в прямом смысле, конечно, а в тренинговом. Передо мной на столике в двух стопочках лежат карточки. На части из них символически изображена тюремная решетка, а на другой — шляпа нищего. Вам нужно выбрать либо ту, либо другую карточку.

Каков же смысл этой альтернативы? Сейчас разъясню.

Но прежде немного пофилософствуем. Как бы парадоксально это ни звучало, но каждый из нас практически в любой момент жизни является нищим, ожидающим подаяния, и подсудимым, ожидающим приговора.

Нищим — потому, что нам почти всегда не хватает признания наших заслуг и достоинств («поглаживания» от окружающих в форме комплиментов, восхищения, разнообразных знаков внимания, подчеркивающих нашу значимость). Кто-то «нищ» постоянно и все время «ходит с протянутой рукой», добиваясь признания или похвалы. Кто-то лишь изредка испытывает потребность в подтверждении своей значимости.

А почему — подсудимым? Потому что, живя среди людей, мы постоянно подвергаемся внешней оценке. Любой наш поступок, любое слово вызывают определенное отношение к нам наших партнеров по общению — положительное, отрицательное, иногда — индифферентное. И в этом смысле любое наше деяние ожидает какой-то приговор.

Разница между нищим и подсудимым в том, что первый сознательно ищет положительных оценок, а второй готов получить и отрицательную.

Каждому из вас предоставляется возможность выбрать одну из карточек. По очереди вы будете подходить к столу, на котором лежат стопочки, и брать карточку. Брать обе нельзя. Только одну! Или ни одной — то есть вы можете отказаться от выбора. При этом вам все равно следует подойти к столу. До тех пор пока каждый из вас не примет какое-либо решение, никто не должен говорить о своем выборе или сознаваться, что отказался от него.

В нашей игре человек, выбравший карточку нищего, обеспечивает себе право на три «подаяния». Иными словами, он может обратиться к любым трем членам группы и услышать от каждого из них, какими главными достоинствами он, по их мнению, обладает. Всякая критика и даже намек на недостатки «нищего» исключаются — ведь уличный попрошайка желает увидеть в своей шапке банкноту, а не булыжник. Говорящие о достоинствах «нищего» могут начинать свое устное «подаяние» со слов: «Мне нравится в тебе то, что...»

Человек, выбравший карточку подсудимого, должен быть готов предстать перед судом. В отличие от «нищего», он может получить правдивую информацию обо всех — и позитивных, и негативных — своих качествах.

Далее ведущий предлагает каждому сделать свой выбор. Эта часть упражнения является во многом диагностичной: она четко разделяет тех, кто готов пойти на риск — получить отрицательные оценки, и тех, кому спокойнее услышать хвалебные оды.

Для того чтобы участники не совершали конформистских выборов, ведущий следит за тем, чтобы каждый делал свой выбор индивидуально и втайне от других.

Как сложится ситуация в каждой конкретной группе, предугадать сложно: может оказаться, что большинство участников предпочтут стать «нищими», но не исключено, что почти все готовы будут «предстать перед судом».

Опыт показывает, что распределение выборов тесно связано с уровнем развития группы: в тех, где еще велико действие механизмов психологической защиты, большинство составляют «нищие», в более «продвинутых» группах увеличивается количество рискнувших «пойти под суд». Отказы от выборов в тренинговых группах — все-таки редкость.

Ведущий. Итак, выбор сделан всеми. Теперь я попрошу тех участников, кто выбрал нищенскую суму, показать свои карточки... Спасибо. А теперь тех, кто предпочел скамью подсудимых... Поднимите руки те, кто не взял ни той, ни другой карточки... Спасибо.

Начнем с «нищих». Пусть каждый по очереди выберет троих членов группы и попросит у них «подаяния». При этом совершенно неважно, что выбрал сам «подающий» — «тюрьму» или «суму».

Предоставление положительной обратной связи создает в группе особую атмосферу принятия и комфорта. Эффект психического заражения, возникающий на этом этапе, может помочь предотвратить вынесение «судьями» излишне жестких «приговоров».

Ведущий. А теперь перед судом предстанут те, кто «суме» предпочел «тюрьму», то есть карточки с изображением решетки. У них тоже есть возможность выбрать из членов группы троих «судей», каждому из которых будет предоставлено слово. «Судьи» могут говорить обо всем: и о хороших чертах «арестанта», и о его недостатках. Однако хочу подчеркнуть: судить — это не значит обливать грязью. Судить — это значит давать справедливую оценку.

Заметим, что после того как «арестанты» стали свидетелями получения «подаяния», у некоторых из них могут зародиться сомнения в правильности своего выбора. Действительно, ведь куда как приятнее получить гарантированный комплимент, чем «кота в мешке» в качестве «приговора».

Думается, что ведущий перед началом второго этапа может предложить желающим поменять карточку с «тюремной решеткой» на «суму». Впрочем, этот щадящий шаг, как показывает опыт, бывает лишним: редко кто проявляет малодушие и переигрывает свой выбор.

Случается, что выбранные в качестве «судей» начинают свои выступления со слов: «Я о тебе ничего плохого сказать не могу...», а потом продолжают: «Мне в тебе нравится... Могу только пожелать тебе стать более...» Думаю, что не следует в этом случае категорически требовать негативных оценок. Ведь суд может вынести и оправдательный приговор.


ОБСУЖДЕНИЕ

После окончания игры нужно провести обсуждение и предоставить всем участникам возможность отрефлексировать свои мысли и эмоции не только по поводу суда, но и по поводу «сбора подаяний».

Трудно ли было сделать выбор между «нищенством» и «тюрьмой»?

Почему ты предпочел именно такой выбор?

Сложно ли было «просить подаяние»?

Понравилось ли его получать? Почему?

Хотел бы ты сам оказаться на «скамье подсудимых»?

Почему ты выбирал на роли «подающих» именно этих людей?

Почему тебе было важно получить «приговор» именно от этих людей?

Трудно ли было на «суде» в открытую обсуждать человека?

Удалось ли тебе быть искренним во время этого обсуждения?

Каково быть «подсудимым»?


Игра может дать всем участникам очень многое. Несмотря на некоторую гротескность игровых процедур, содержание разговора очень серьезно — речь идет о личностных характеристиках конкретного человека. В то же время остальные участники учатся быть искренними и деликатными, сопереживать и оказывать поддержку, разбираться в себе и своих чувствах.

Ведущему игра может дать немало важной информации о структуре группы, системе взаимоотношений между участниками, критериях оценок людей и ценностях в этой группе. Выбор участниками своих «подающих» и «судей» является фактически социометрической и референтометрической процедурой, позволяющей определить наиболее значимых и авторитетных людей в группе.