Рисунки и истории

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
10730114fhlm.jpg

Игры для младших подростков

Для организации игр необходим набор картинок, иллюстраций или открыток (не менее 20 штук) как предметного, так и сюжетного содержания


Веселые картинки

1-й вариант. Картинки выкладываются по одной друг за другом в произвольном порядке, но при этом содержание (изображение) каждой последующей стараются связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. Каждую историю начинают со слов «Однажды…», «Когда-то…», «Далеко-далеко…». Это отделяет каждого рассказчика от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него тревогу. При этом методе один ребенок предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий придумывает кульминацию, четвертый — развязку и т.д. Необходимо, чтобы в конце каждой истории дети придумали заглавие, которое поможет психологу выделить наиболее важные аспекты рассказа.

После того как рассказ составлен, дети обсуждают его, точнее — все негативные моменты, которые фиксировал во время рассказа психолог (но не называется имя ребенка — автора этой части рассказа), и стараются найти альтернативные способы разрешения конфликта. Взрослый предлагает им свои способы, более приемлемые в социальном плане.

2-й вариант. Дети рассчитываются на первый-второй, таким образом получаются две группы детей, также на две части делим набор картинок. Первой группе дается задание по набору своих картинок придумать историю с какой-нибудь конфликтной ситуацией, а вторая группа по своим картинкам должна разрешить эту ситуацию.

Ведущий предлагает свои способы разрешения конфликта, более приемлемые в социальном плане.


Игра «Экспресс-таблица»

Прием «оживление»очень эффективен в работе с детьми, ведь им от природы свойственно одушевление всех предметов и явлений окружающей действительности. Именно этот прием лежит в основе сказки — литературного жанра, пользующегося у ребят особой любовью.

Составляется она следующим образом: лист бумаги расчерчивается на 20 квадратов. Из набора предложенных предметных картинок выбирают карточки и заполняют квадраты таблицы таким образом, чтобы каждая последующая картинка выступала звеном в цепи сюжетных событий. На первой картинке должен быть изображен герой рассказа — неодушевленный предмет.

Вот примерное начало сказки:

«Жил-был старый школьный глобус. За свою короткую жизнь он ни разу не двинулся с места, а только стоял и мечтал. И вот однажды его самое заветное желание начало сбываться…»

Во время придумывания сказки психолог фиксирует события, предшествующие зарождению конфликта. После того как сказка по картинкам составлена, с таблицы убирают цепочку картинок, «приведших» к конфликту.

Психолог показывает эти картинки и проводит беседу:

— Что здесь произошло?

— Что предшествовало этому?

— Как этой ситуации можно было избежать?

— Что труднее — завязать конфликт или избежать его?

Затем психолог предлагает детям составить по картинкам новую, альтернативную цепочку событий (без конфликта).


Игра «Ассорти»

Особая роль в творческой деятельности принадлежит эмоциям и чувствам. Поэтому одна из задач взрослых — помочь ребенку овладеть опытом распознавания эмоциональных состояний (своих и чужих) и использовать те или иные эмоции в сложившейся в данный момент ситуации.

Для получения «ассорти» необходим лист бумаги, разлинованный на 20 квадратов. В каждый квадрат разложить по одной или несколько картинок в любом порядке. На основе такой таблицы и будет составляться рассказ.

Таблицы можно использовать как для коллективного, так и для индивидуального творчества.

Во время сочинения психолог фиксирует негативные моменты в рассказе детей, а по окончании убирает картинки, связанные с событиями, следующими за конфликтом.

Психолог обращает внимание детей на ту группу картинок, которые оказались связаны с конфликтом, и спрашивает:

— Что здесь произошло?

— Какие эмоции испытывают наши герои после конфликта?

— Покажите с помощью цветных полосок настроение героев.

— Закройте этими полосками пустые квадраты.

— Как вы думаете, может ли человек контролировать свое состояние?

— А как бы вы поступили, чтобы не случилось подобной ситуации?

После составления новой, позитивной истории психолог предлагает подобрать полоски цвета для изображения эмоций героев нового рассказа.

— А теперь с каким цветом ассоциируется ваше настроение? (Меняют цвета на таблице.)

В процессе подобных игр дети непроизвольно обучаются анализировать ситуации и понимать, почему у разных людей бывают различные реакции на одно и то же событие событие.


Игра «Путешествие»

Эмпатийная способность имеет важное значение не только в общении между людьми, но и в литературном творчестве, она является своеобразным выразителем авторского стиля, служит показателем оригинальности произведения.

Но не менее, чем эмпатия, важна и децентрация — умение временно отстраниться от своего мнения, своей точки зрения и взглянуть на событие, проблему со стороны — только в этом случае возможно беспристрастно и объективно оценить их. Ведь одно и то же событие разными людьми воспринимается совершенно по-разному. В различных ситуациях восприятие и отношение могут меняться на противоположные.

Покажите детям репродукции картин Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка». Предложите представить, что они вдруг оказались на месте событий, изображенных на картинах, в роли неодушевленного предмета (например, в роли елки в картине «Прибыл на каникулы» или часов на стене в картине «Опять двойка»). Затем надо рассказать, что услышали, почувствовали, находясь рядом с героями произведения.

Можно предложить придумать события, которые могли произойти с героями картины до и после момента, который запечатлел художник. Такое «путешествие» позволит ребятам более успешно осмыслить изображаемое, понять состояние героев, их настроение, отношение к событию.

Можно спросить детей:

— Как бы вы реагировали на месте героя?

— Какое настроение было бы у вас в этой ситуации?