Социально-психологический тренинг

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X 47d0e9b9m.jpg

Знакомство. Общение.

Снежный ком» (10 мин)

Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

Например:

1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр прилежный - 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.п.


«Комплимент» (7 мин)

Все участники делятся по парам, затем каждый представляется своему партнеру и говорит ему какой-нибудь комплимент, на что партнер отвечает взаимностью и делает то же самое . После чего пары меняются но теперь, при представлении новому партнеру говорится комплимент, который был услышан последним! Игра продолжается до тех пор ,пока все не перезнакомятся!


«Социометрия» (10 мин.)

Участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: «Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз» (варианты: «Те, у кого день рождения летом, зимой, осенью, весной», «Те, в чьем имени три, четыре, пять, шесть и более букв» и т.д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п. Это упражнение позволяет участникам лучше познакомиться друг с другом и создает более доверительную атмосферу.


«Границы» (15 мин)

Участники делятся на равные 2 части и организуют внешний и внутренний круг .Затем все становятся на расстоянии 2 метров друг от друга, и внешний круг начинает медленно подходить, тот на кого идут должен сказать стоп, когда его партнер подойдет слишком близко. Затем партнеры меняются , и теперь внутренний круг подходит , а внешний ,говорит стоп. После чего внешний круг меняет своего соседа, по часовой стрелке . Упражнение проделывается 4-5 раз , после необходимо обсудить ощущения ребят .


«Мой жизненный путь» (25 мин.)

Участникам предлагается нарисовать свою «карту жизни», на которой изображаются основные, запомнившиеся события своей жизни. В начале карты ставится дата рождения, все остальное может изображаться символами или подписываться.

По окончании рисования (прим. 15 мин.) участники выбирают партнеров, садятся по парам и рассказывать друг другу о своих жизненных событиях.


«Мы похожи?...» (25 мин)

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:

Ты похож на меня тем, что...
Я отличаюсь от тебя тем, что...

Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты - на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.


«Немного о себе»(25 мин)

Участникам предлагается ряд незаконченных предложений, которые они за 7 минут должны завершить. После чего , каждый участник зачитывает по очереди свои мысли, при этом он имеет право пропустить 2 высказывания.

• Больше всего я люблю …
• Я хотел бы быть…
• Я чувствую себя счастливым ,когда…
• Я хотел бы быть более …
• Я хочу познакомится с …
• Сидя здесь ,я думаю о …
• Я хотел бы больше узнать о …


Истории на тему «Радости жизни» (35 мин.)

Этот блок упражнений выдвигает на передний план радости жизни. Участников побуждают к размышлениям о том, что приносит или могло приносить им радость в жизни. Одновременно необходимо учить их вместе работать в группе, чувствовать друг друга и достигать результата в совместной групповой деятельности.

Группа делится на малые группы по 2-3 человека. Соответственно количеству малых групп раскладываются картинки (они должны затрагивать как можно больше сфер жизни, таких как любовь, дружба, свободное время, работа, семья). Участники группы начинают писать историю по своей картинке, на это у них есть примерно 5 минут. После этого каждая группа перемешается к следующей картинке и продолжает историю, начатую предыдущей группой. Это продолжается до тех пор, пока первая группа не вернется к своей первой картинке (не более 5 переходов). После этого истории зачитываются и обсуждаются в большой группе.


«Мы можем»( 20 мин)

Каждому в группе дается возможность подумать. В чем проявляется моя уникальность ? В чем я считаю себя первым ? в какой области деятельности?

Для этого каждый участник за 1 минуту тезисно составляет рецензию на себя , где он отвечает на все поставленные вопросы . На втором этапе происходит объединение всех участников в малые группы по 4-5 человек и за 3 минуты группа должна рассказать о себе. О достоинствах и талантах членов группы ? О деле , которое можно поручить данной группе ?


«Прощальный ритуал» (10 мин.)

Ведущий: То, что сегодня произошло в группе, нам нужно сохранить: сохранить это доверие, искренность, те чувства, которые мы сегодня испытывали. Поэтому не нужно все это обсуждать с другими людьми вне круга. То, что вы хотите сказать, то, что может, еще не было сказано сегодня, вы можете сказать на следующих наших встречах. И это поможет нам сохранить энергию группы, настроение нашей жизни на этих занятиях. Момент прощания - это всегда волнующий момент и поэтому мы всегда будем прощаться особым образом, в виде своеобразного ритуала.

Все становятся в круг, и каждый по очереди прощается каким-нибудь жестом с остальными. Все повторяют, стараясь полностью передать настроение жеста. Вариант: участникам предлагается самим выбрать ритуал прощания.


Тренинг Сферы Культуры и морали.

«Комплимент».

Находясь в кругу , каждый должен поздороваться с кем-то оригинально и сказать ему комплимент, обратившись по имени.


Этюды.(10-15 мин)

Упражнение 1. Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды, шепотом, с максимальной громкостью, как- будто вы замерзли, как- будто во рту горячая каша.

Упражнение 2. То же самое, в сочетании со всем перечис¬ленным, но как бы прочитал инопланетянин, человек, только что научившийся говорить, робот, пятилетний ребенок, как- будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом долж¬ны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет, как- будто этим текстом вы объясня¬етесь в любви, а другой возможности не будет.

Упражнение 3. Не сходя со стула, посидите так, как сидит: председатель Государственной Думы, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник па скамье подсудимых. Импровизируйте.

Упражнение 4. Изобразите: как ходит младенец, лев, артист балета, французский король, индийский вождь.

Упражнение 5. Улыбнитесь, как улыбается очень вежли¬вый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, влюбленный юноша своей девушке, волк зайцу.

Упражнение 6. Нахмурьтесь, как король Лир, ребенок, у которого отняли игрушку, Наполеон, человек, желающий скрыть улыбку, рассерженный попугай.

Зачем эти упражнения? Чтобы «побыть всевозможным», потренировать, урегулировать свое внутреннее состояние, научиться управлять им. Внимание и воображение помогут создать внутренние «копилки» интонаций, движений, жестов, способов проявления чувств, демонстрации мыслей, так необ¬ходимых лидеру в процессе его воздействия па людей.


«Трамвай в час пик.» (6-7 мин)

Трамвай ,давка ,час пик. Одному человеку юноше или девушке- надо пробраться к двери, но пройти сквозь стоящих «спина к спине» пассажиров нелегко? Как действовать? В этюде все изображают толпу , а один пытается пробраться.


«Ссора»(2-3 мин)

Девушка и юноша сидят на месте изображая поссорившихся , затем им без слов нужно помириться.


«Как привлечь внимание » (5 мин)

На стульях лицом к друг другу , на расстоянии 2 метров сидят юноша и девушка. Задача молодого человека уговорить невербальным способом девушку пересесть к себе .Затем пары меняются и теперь у девушке задание привлечь парня. После проигрывания ситуации обсудить результаты и испытанные чувства с ребятами.


«Катастрофа» (10 мин)

Слова ведущего: «Наша группа возвращается из увлекательного путешествия ,на самолете , Как неожиданно отказывают двигатели и лайнер начинает пикировать. Неожиданно в самолете появляется волшебник, который предлагает спасти вас , но в замен он хочет забрать одно из человеческих достоинств. Именно достоинств , а не порока.

Правила : На 1-ом этапе , каждый за 1 минуту должен подумать , от какого достоинства он бы мог отказаться. После чего достоинства зачитываются.

На 2-ом этапе .Все вмести должны решить, кокое общее достоинство они могли бы пожертвовать за свою жизнь, причем необходимо, чтобы это достоинство действительно было у каждого.(5-6 мин).


«Клад» (5-6 мин)

Слова ведущего: Представьте , что ваша группа находясь в походе нашла деньги , в размере 5 000 000 .Ваша задача разделить эти деньги .Как вы это будете делать – решать вам. Но если вы не успеваете правильно разделить деньги, не оставив не копейки, то их у вас конфискуют.

Правила: критерии отбора ребята выбирают сами, но на все дается 5 мин, и запрещается бросать жребий и распределять все поровну .


Прощальный ритуал» (10 мин.)

Все становятся в круг, и каждый по очереди прощается каким-нибудь жестом с остальными. Все повторяют, стараясь полностью передать настроение жеста. Вариант: участникам предлагается самим выбрать ритуал прощания.


«Три аргумента»

Слова ведущего: «То , что окружающая среда нуждается в защите от человека, наверное не нужно объяснять .Но тем не менее, вы сейчас подумаете и сформулируете три , на ваш взгляд самых главных аргумента в защиту природы. Подумайте , что вы можете указать , как самые главные причины, по которым человечество должно обратить внимание на охрану окружающей среды.

Правила: на 1- ом этапе каждый работает индивидуально , через 2 минуты объединяются в пары, где происходит обобщение мыслей и выдвижение 3 основных причин от каждой пары. Неплохо , если бы каждый добавил, что он сам лично готов сделать на пользу природе.


«Красная книга»

Слова ведущего: в нашем обществе есть масса технических достижений о, но какой ценой они даются ? Вы наверное знаете, что уже много животных занесены в «Красную книгу» , т.к их осталось очень мало . И основная причина это деятельность человека, который постепенно вытесняет других живых существ. Люди осознав это - решили создать «Красную книгу».И нам сейчас предстоит создать свою «Красную книгу» , в которую мы внесем свои идеи и предложения о том, какие животные , птицы или рыбы нуждаются в срочной помощи. Для этого вы должны опросить ваших коллег и записать их мнение в таблицу.


«Письмо протест»

Слова ведущего: «Задача вашей микро группы составить проект письма с протестом против повсеместного загрязнения окружающей среды . В качестве аргументов можно использовать факты загрязнения именно в вашем городе , поселке или селе .Письмо не должно быть длинным , но в то же время оно должно содержать правдоподобные факты и «яркие» доводы.

Правила: Группа делится на микро группы (можно по территориальному признаку) На составление первоначального текста отводится 5 минут. Затем выбирается 1 человек, который будет зачитывать обращение и 1 человек , который делае чистовик обращения .(Для вечернего дела)


«Специалист»

Слова ведущего «Сейчас вы по очереди будете выступать в роли пропагандистов здорового образа жизни, каждый будет специализироваться в своей области» Правила :Группа разбивается по парам, в которых самостоятельно решается кто каким специалистом будет. Затем дается 3 минуты для написания общих тезисов своей беседы.

• С ярким курильщиком( это делает специалист по антиникотиновой компании)
• С наркоманом (это делает специалист по антинаркотической компании)

На втором этапе проводится беседа, по написанным тезисам, сначала один участник беседует затем другой (время 2 минуты), при этом второй участник пытается играть роль заядлого курильщика , или наркомана, но не переигрывать. Затем пары меняются , но так ,чтобы специалисты в паре не совпадали. После чего в самих парах происходит смена роле и специалист по наркомании становится специалистом по табакокурению и наоборот.


«Бессмысленные вопросы»

Тренер подходит последовательно к каждому из сидящих в кругу подростков и задает краткий вопрос или утверждение типа «Будешь? Кто? Давай завтра?Что это у тебя (показывая на нос)…,Можно еще одну? Иди от сюда!» Каждый вопрос должен сопровождаться каким ни будь невербальным компонентом. Стачало достаточно просто получить ответ на поставленный вопрос. Но на 2 –ом этапе необходимо продолжить разговор, который в конце концов должен наполниться смыслом т.е постепенно тренер и собеседник начинают понимать друг друга , но для окружающих смысл может быть скрыт., поэтому в дальнейшем каждый находит себе партнера данный метод проигрывается в парах , после чего происходит обсуждение с ребятами .Основной смысл должен быть взаимодействия внутреннего мира каждого с другим собеседником.


Упражнение на быстрый отдых и расслабление.

Инструкция: Сядьте поудобнее, положите руки на колени. Закройте глаза. Перенеситесь туда, где вам будет хорошо. Возможно это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно это место вашей мечты. Побудьте там …Делайте то ,что вам привычно там делать. Или ничего не делайте, если хотите. Побудьте там ,где вам хорошо, две-три минуты ».

Инструкция: Сядьте удобней на стуле ,закройте глаза. Представьте ,что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну. Представьте себе, что она находится перед вами. Побудьте на этой поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне ,то ,что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там.

Инструкция: Сядьте удобней на стульях, расслабьте мышцы, положите удобней руки, закройте глаза. Старайтесь ни о чем не думать. Отдохните на стуле…Вам удобно. ..Глаза закрыты…Расслабьтесь

Инструкция по выводу участников тренинга из состояния отдыха: Возвращайтесь от туда ,где вы только, что отдыхали …возвращайтесь медленно…прощайтесь с теми ,кто там был с вами…Открывайте глаза…Потянитесь выпремтесь, посмотрите друг на друга…Мы продолжаем тренинг…