Человек в зеркале общения

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Упражнения для развития лабильности

1245082449 lager-my-vmeste-3m.jpg

Упражнения помогают научиться быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, не допуская ошибок.

«Брито – стрижено». Вспомните сказку, где упрямая жена наперекор мужу делала все наоборот. Все участники игры встают в круг и, внимательно слушая команды ведущего, выполняют все наоборот: если ведущий поднимет руку, все должны ее опустить, если он разведет ладони, все – сложите, он быстро махнет справа налево, все – слева направо и т.д. Эксперт следит за правильностью движений всех и определяет количество ошибок.

«Запрещенные движения». Все участники игры встают в круг. Ведущий стоит в центре и выполняет движения руками, головой, корпусом тела, время от времени называя запрещенные движения: вверх, в правую/левую сторону, вниз. Все остальные должны копировать движения ведущего, за исключением тех, которые он объявляет.

«Искатель». Все выходят из помещения, за исключением ведущего. Ведущий раскладывает на самых видных местах несколько мелких предметов (наперсток, ключ, колечко, значок) по числу играющих; предметы должны лежать между вещами, обычными для комнаты: книги, тетради, сумки и др. Включается магнитофон с записями танцевальных мелодий. Каждый ученик должен войти, пройти танцевальными па один круг между столами, читая одновременно любое стихотворение, и увидеть «лишнюю» вещь. Ведущий следит за точностью выполнения всех действий.

I вариант. Упражнение выполняется в течение 15–20 минут в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и «краем глаза» смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали, и восстановить виденное на экране. По мере того, как часто вы будете практиковать упражнения, с каждым разом вы будете эффективнее переключать свое внимание.

II вариант. Займитесь счетом (арифметическими действиями с цифрами), затем через 3–4 минуты после начала счета, без перехода, сразу же начните читать сложный газетный текст в течение 5–7 минут. Остановитесь. Посмотрите, сколько ошибок вы сделали при подсчетах, а также попробуйте как можно полнее и детальнее воспроизвести прочитанный текст.


Упражнения для снятия аудиторного шока

Природа аудиторного шока (сценического страха) и, соответственно, приемы его преодоления были объектом исследования и физиологов, и психо-логов, и тренеров спортивных команд, и актеров, и… Это связано, на наш взгляд, прежде всего с тем, что это состояние, которое подавляет человека и физически, и морально, снижает возможности работы интеллекта. Это состоя-ние человека вызывается тем, что во всех его сферах возникают зажимы: и пси-хические, и интеллектуальные, и мускульные, и дыхательные. Для освобожде-ния от зажимов предлагаются две группы упражнений: 1 – для обретения внут-ренней свободы духа, освобождения от всякого рода комплексов и условно-стей, 2 – для свободы движений, пластики тела.

«Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи!» Ведущий объявляет всей группе: «Все мы – львы, большая львиная се-мья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи», пусть раздается самое громкое рычание. А кто может ры-чать еще громче? Хорошо рычите, львы… И это – львиный рык? Это писк ко-тенка. Нужно, чтобы рев был громогласный, такой, чтобы стекла дрожали…» После этого пусть все построятся в затылок друг другу, положив руки на плечи стоящего впереди. Вы – паровоз. По команде ведущего паровоз начинает медленно двигаться по периметру комнаты с пыхтением и свистом. Ведущий во главе состава обводит его по всей комнате, выводит в коридор, возвращается в классную комнату, а затем предлагает по мере готовности детей занять свое ме-сто «паровоза», а сам становится в конце «состава». Желательно, чтобы в роли «паровоза» побывали все, но нажимать не следует. Можно устроить конкурс: какой паровоз двигался быстрее и производил больше шума. В конце игры мо-жет произойти «крушение»: все валятся на пол.

«Животное» Упражнение выполняется систематически индивидуально (лучше дома перед зеркалом). Заготовьте для , себя набор карточек, на которых напишите названия животных, характерных в плане внешности и знакомых вам (напри-мер, волка, зайца, льва, лисицы, бегемота, змеи). Наугад выньте одну из карто-чек и проиграйте в позах и движениях роль животного, отмеченного на ней. За-тем возьмите другую карточку. Хорошо, если вы позволите себе быть совер-шенно свободным в мимике и пантомиме, возможно, даже немного смешным.

«Эмоции» Упражнение выполняется в течение 15–20 минут в домашней обстанов-ке перед зеркалом. Заранее заготовьте набор карточек, на которых отметьте эмоции и части тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выра-зить. Например, карточка «Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук. На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: «Горе. Лицо», «Радость. Губы», «Чванство. Правая рука», «Гордость. Спина», «Страх. Ноги».

«Странный человек» Пройдитесь по главной улице вашего города и у каждого третьего спра-шивайте: который час? как пройти на улицу (именно на ту улицу, на которой вы сейчас находитесь)? Позже, когда вам надоест задавать однотипные вопро-сы, поспрашивайте, когда сегодня будет закат солнца? не знает ли господин прохожий, где поблизости продают живого крокодила и т.п., что подвластно вашей фантазии и юмору. Наконец, попробуйте дать коронный номер вашей внутренней свободы и раскованности: при большом стечении народа (в зале ожидания вокзала, в очереди, в фойе театра) прочитайте громкие стихи, спойте песню, станцуйте, как это делает автор «Философских сказок» И.И. Козлов: «Недавно наблюдал один очень неприличный эпизод: шли прохожие, негромко играл уличный оркестр, и вдруг один молодой человек обернулся к своей спутнице, взял ее за талию – и закружил под мелодию вальса. Конечно, это был я. Но к нам никто не присоединился. И не потому, что больше никто не умел танцевать вальс: просто на улице танцевать не принято». Только так можно побороть стеснительность, ибо никакие уговоры, что вам не надо стесняться, волноваться, беспокоиться результата обычно не дают. Вы должны в этом убедиться сами. Вы ничего плохого не спрашиваете: раз на-до, значит, надо – это задание. И когда вам в силу необходимости придется вы-ходить на кафедру, на сцену, садиться напротив экзаменатора, а вы испытывае-те страх публичного выступления, страх перед общением, то лучше натрениро-ваться в умении побороть страх при общении с незнакомыми людьми, чем с теми, от кого зависит ваше будущее.

«Клин клином вышибают» Попробуйте написать (сформулировать, как-то обозначить, подвести ло-гическую базу), чем во время того или иного выступления грозит провал перед публикой. Потерей авторитета? О вас, как вам кажется, думали лучше, а вы оказались не таким? Потерей самоуважения? Что вы потеряете, если плохо вы-ступите? Известный кинокритик Паулин Келл по этому поводу заметил: «Само по себе ошибочное суждение не губительно для человека. Человека губит из-лишнее беспокойство по поводу ошибочного суждения. Самый опасный враг творчества – страх. Особенно остро он проявляется у людей с жесткой установ-кой на успех. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Другой враг творчества – чрезмерная самокритичность. Как утверждает профессор А. Лук, «…должна быть некоторая сбалансированность между одаренностью и самокритичностью, чтобы слишком придирчивая самооценка не привела к творческому параличу».

Надо помнить, что плохие, неудачные, слабые выступления, ответы на экзаменах забываются тут же, хорошие – запоминаются, мало того, интересные выступления пересказываются и таким образом более запоминаются. Пожалуй-ста, составьте текст для аутогенной тренировки под условным названием «Я не боюсь провала (в случае провала я ничего не потеряю)».

Подготовьте небольшое выступление на любую тему и при первом удобном случае – лучше всего, если ваше выступление окажется, как говорит-ся, «ни к селу ни к городу», – обязательно выступайте. Действуйте по принципу несовместимости. И чем сокрушительней ваш провал – знайте, тем большего вы добились.

Что с вами происходит, когда вы выходите на трибуну? Вы хотите успе-ха, но боитесь, что у вас что-то не получится. В результате – обратный резуль-тат, как, например, в аналогичной ситуации: «- До места старта отсюда рукой подать… Потеряв из виду спутников, я сам становлюсь объектом пристального внимания. Взгляд, который заметил, принадлежит лыжнице в черно-сиреневом комбинезоне…

- Волнуетесь?
- Немного, – признается она.
- Хотите научиться избавляться от мандража? Она кивает.
- Очень просто. Забудьте, что идут соревнования. Представьте, вы ка-таетесь для собственного удовольствия…
- А результат?
- Начхать на результат. Здоровье важнее…

Девушка не послушалась, в итоге соревнования закончились для нее пе-реломом ног». (В. Толмачев. Ма-дам. // Простор, 1993, № 7).

Поосторожней насчет упорства в достижении цели! Если вы с этим пе-реборщите, то, скорее, добьетесь простого перенапряжения, а не цели. В обыч-ных рабочих ситуациях человек нередко бывает утомлен не столько тем, что делал или сделал, – сколько тем, как был настроен на работу. Причем имеются в виду не те случаи, когда людям просто не хочется чем-либо заниматься и они тратят время и энергию на измышление препон и рогаток, мешающих им де-лать то, что нужно, а потом мучаются от этого угрызениями совести. Дело в том, что довольно часто мы мобилизуем слишком много сил, полагая, будто это необходимо для успешного выполнения задачи. Данное человеческое качество служит основой многих розыгрышей. Попросите, например, кого-нибудь под-нять объемистый чемодан, в котором не будет ничего, кроме воздуха. Вы здо-рово повеселитесь. Любезный согражданин, глядя на чемоданище и ожидая, что он окажется ужасно тяжелым, наперед приготовится взять крупный вес. Вы заметите, как он напряжется и станет собираться с силами. Если дело дойдет до поднятия чемодана, то противоречие между затраченными и достаточными усилиями произведет комический эффект, в большинстве случаев еще и пото-му, что ваш помощник потеряет равновесие, поскольку его же собственная сипа обернется против него. И вы рассмеетесь, не подозревая о том, что нечто по-добное сами совершаете по несколько раз в день. У спортсменов это называется предстартовой лихорадкой. Если волне-ние слишком сильное, оно блокирует продуктивность или, по меньшей мере, приводит к большим затратам энергии, чем требуется для выполнения задачи… Многие студенты, активные деятели искусства, другие профессионалы жалу-ются, что после результативной работы (экзамен, концерт, лекция, важная де-ловая встреча и т.д.) они в течение нескольких дней ощущают мышечную уста-лость, соизмеримую с тем, как если бы нетренированный человек выполнил очень тяжелую физическую работу (разгрузил вагон картошки). Стало быть, все наши мышцы напрягаются даже в том случае, когда единственно язык и мышцы гортани и рта принимают участие в работе (что вроде бы не является тяжелым физическим трудом). Как бы непривычно это ни звучало, однако и от разговоров может ломить все тело.

В основе всякой техники, предполагающей работу над своим телом, ле-жат следующие предпосылки: чтобы любая интеллектуальная работа (экзамен, курсовая работа, сочинение, диссертация, доклад и т.д.) принесла плоды, она должна быть приятной, радовать человека сама по себе. Стремление к успеху ведет к чрезмерному повышению мышечного напряжения, а это ваш главный враг. Одной из хорошо разработанных систем является комплекс психофизи-ческих упражнений, предложенных Александером. Цель этих упражнений – ослабить чрезмерное мышечное напряжение отдельных частей тела. Особенно полезны упражнения на улучшение подвижности головы и шеи:

• Лягте на спину, вытянув руки вдоль тела; ладони произвольно обра-щены к подстилке. Закрыв глаза, прочувствуйте то, как лежит ваше тело. Осо-бое внимание уделите позвоночнику, спине и плечам.

• Ощутите пространство между шеей, спиной и подстилкой. Рукой об-наружьте пустоты, которые там существуют, и подумайте, насколько ваши представления отличались от реальности. Пространство под шеей одинаково как с левой, так и с правой стороны?

• Проследите за своим дыханием. Вы дышите обеими ноздрями? Вы ощущаете воздействие дыхательных движений в плечах и в спине?

• Поверните голову (глаза по-прежнему закрыты) сначала налево, по-том направо, но только до положений, которые вам удобны. Упражнение по-вторите 25 раз; начинающие повторяют его до тех пор, пока движения их не тя-готят. Отдохните.

• Протяните руки по направлению к ступням. Во время данного упраж-нения и плечи тянутся вниз (к ногам). Скомбинируйте движение рук с одно-временным поворотом головы. Когда поворачиваете голову влево, левая рука тянется по направлению к ступне. При движении головы вправо – правая. Уп-ражняйтесь до тех пор, пока не испытаете ощущения полной естественности движений. Затем немного передохните.

• Руки положите на живот, пониже пупка, так, чтобы одна закрывала другую. Продолжайте повороты головы слева направо таким образом, чтобы это не вызывало неприятных ощущений. Повторите упражнение 15–25 раз. Следите за небольшими движениями всего тела. Скрестив руки на груди, вновь поворачивайте голову слева направо. Следите за тем, как при этом слегка дви-жется тело (плечи, грудная клетка, ягодицы). Отдохните.

• Лежите расслабленно, руки вытянуты вдоль тела. Теперь вы будете только представлять движение головы из стороны в сторону. Можете мысленно проделать все упражнения еще раз – не двигаясь. Постарайтесь припомнить каждое микродвижение и те ощущения, которые вы испытывали.

• Открыв глаза, быстро поворачивайте голову из стороны в сторону. Обратите внимание, что плечи вторят движениям головы. Закройте глаза. От-дыхайте.

• Лежа с закрытыми глазами, представьте, что стоите на лугу и разгля-дываете маленький цветок. Потом вообразите, будто смотрите на огромное де-рево. Откроите глаза, чтобы увидеть, куда направлен ваш взгляд. Все то же проделайте с озером и с вершиной горы. Вы наверняка уясните для себя, что, открывая глаза, вы всегда смотрите в том направлении, в каком необходимо было бы делать это в положении стоя (разглядывая цветок, мы смотрим вниз, в нашем случае – по направлению к ступням, и т.д.). Закройте глаза. Вновь вооб-разите себе цветок и вершину горы и проследите при этом за движением глаз (пусть они даже закрыты).

• Закройте глаза, если вы их открыли. Два-три раза поверните голову слева направо. Затем продолжайте делать это только мысленно. Хотя повороты головы происходят теперь только в вашем воображении, проследите, совершае-те ли вы слабые движения головой, то есть заметил бы их кто-нибудь, если бы наблюдал за вами со стороны.

• Теперь, с закрытыми глазами и руками, скрещенными на груди, по-верните голову влево и представьте себе, что вы смотрите вдаль. То же самое сделайте, повернув голову вправо. Открыв глаза, повторите процедуру. Затем сделайте то же с открытыми глазами и с руками, вытянутыми вдоль тела. От-дохните.

• Закрыв глаза, представьте себе движение, которое сопровождает сна-чала взгляд влево, потом вправо. Повторите это несколько раз. Далее сделайте наоборот – в воображении смотрите вправо, в то время как голова будет дви-гаться в противоположную сторону (опять только в ваших фантазиях). После ряда повторов вернитесь к представлению о повороте головы при взгляде в том же направлении; в заключение поупражняйтесь в этом несколько раз (умозри-тельно).

• Открыв глаза, совершенно спонтанно поворачивайте голову влево и вправо. Ваш взгляд наверняка будет вторить вращательному движению головы. Кроме того, вы, возможно, уясните, что когда хотите посмотреть «вдаль» влево, то и голова поворачивается сильнее.

• Отдыхайте. «Подытожьте» свои впечатления. Вы, случайно, не заме-тили, что после выполненных упражнений шейные мышцы стали более эла-стичными? Если вы хотите подняться, повернитесь не спеша набок и встаньте. Некоторое время походите по комнате, следя за новыми ощущениями.

«Зоопарк» Упражнение выполняется в группе и рассчитано на полное внутреннее раскрепощение. Каждый из участников выбирает животное, птицу, рыбу и т.д. Затем в течение 2–3 минут все должны побыть этим существом, переняв его манеру движения, повадки, звуки и т.д. Но о своем выборе нельзя говорить вслух, нужно постараться изобразить это существо… Затем группа обменивает-ся впечатлениями, угадывая, кто какое существо изображал, и анализируя, на-сколько кто был раскован, как «отпускал» свои эмоции.

«Полноценное дыхание»

• Дышите «нормально», то есть как обычно, одновременно следите за тем, какие части тела принимают в этом участие и в каком порядке (вы дышите носом или ртом; когда выдыхаете, приподнимается ли у вас во время вдоха сначала живот, потом грудная клетка, затем воздухом наполняется пространст-во под ключицами или все происходит в иной последовательности?).

• Встаньте или сядьте, выпрямив спину. Вдыхайте носом воздух так, чтобы сначала наполнить им нижнюю часть легких (можете выпятить живот), затем среднюю часть легких (при этом у вас расширяется грудная клетка) и, на-конец, верхнюю часть легких, как бы под ключицу.

• После вдоха на некоторое время задержите дыхание. Затем медленно выдыхайте через нос так, чтобы опорожнить легкие в той же последовательно-сти, в какой вы наполняли их при вдохе, – то есть начните с живота. Пытайтесь выдыхать посильнее (как если бы вы надували мяч), особенно из живота. Пре-рвитесь, когда выдыхать будет просто нечего. В состоянии психологического стресса человек наиболее часто задержи-вает дыхание и дышит весьма поверхностно («еле дышит от страха»). Недоста-ток кислорода делает свое дело, вследствие чего усиливается тревога, и это приводит иногда к разного рода неприятным физическим проявлениям, в том числе и к аудиторному шоку, поэтому при стрессах:

• Сядьте ровно и вдыхайте так, как вы этому учились в предыдущем упражнении. Вдох должен длиться столько времени, за которое вы сможете не спеша сосчитать до пяти.

• Далее на три счета задержите дыхание.

• Выдыхая, считайте до пяти, затем снова на три счета задержите дыха-ние.

• Считайте ритмично; весь цикл повторяйте до тех пор, пока не почув-ствуете, что успокоились. Непосредственно перед выступлением полезно следующее упражнение:

• Сделайте вдох, отведя локти и плечи назад. Затем еще раз резко вдох-ните воздух, но только в нижнюю часть грудной клетки или, скорее, в живот. Наберите воздуха столько, чтобы почувствовать давление в животе. Задержите дыхание примерно на две секунды и сделайте резкий выдох. Упражнение по-вторите несколько раз подряд.

«Фокусировка» Упражнение выполняется за 10–15 минут до начала выступления. Удоб-но расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосре-доточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теп-лоту. Например, по команде: «Тело!» сосредоточьтесь на своем теле, по коман-де «Рука!» – на правой руке, «Кисть!» – на кисти правой руки, «Палец!» – на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде – «Кончик пальца!» – на кончике указательного пальца правой руки. Команды следует подавать себе с интервалами в 10–12 секунд. Найдите при этом благоприятный для вас ритм.

«Снятие мышечных зажимов» Упражнение выполняется дома, когда никто вам не мешает. Поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и максимально напрягите все мышцы своего тела. Руки сожмутся в кулаки, ноги задрожат от напряжения, шея одеревенеет. Крайне неприятное состояние, но вам придется пробыть в нем 4–5 секунд, после чего мысленно скомандуйте себе «сброс!» и моментально сбросьте с мышц все напряжение. Проделайте это 4–5 раз подряд, и вы почув-ствуете не только приятное ощущение расслабленной мускулатуры, но и каж-дую свою мышцу в отдельности. А теперь представьте себя перед кафедрой, встаньте перед столом и сде-лайте это упражнение, сразу после сброса напряжения сделайте глубокий вдох, на выдохе начинайте говорить. - Ведущий предлагает участникам игры принять какую-либо заведомо неудобную позу: не поворачивая плеч и туловища, оглянуться, прижать подбо-родок к ключице, поднять вверх или выдвинуть вперед плечи, сесть неестест-венно прямо, коснуться пальцами рук основания задней ножки стула и т.п. При этом в определенных мышцах и суставах возникают локальные напряжения – зажимы. Участникам игры дается задание: максимально точно выделить об-ласть возникшего зажима и, сконцентрировав в этой области расслабление, снять зажим. Как правило, при выполнении этого упражнения члены группы отчетли-во ощущают комок напряжений, который с каждой последующей попыткой все легче рассасывается, растворяется в потоках внутреннего тепла.

Развлекательным вариантом этой игры является поиск и снятие «зажи-мов» у хорошо известных скульптур через копирование их позы.

- Участники игры разбиваются на пары и выполняют ряд совместных действий: здороваются, передают книгу, записывают адрес, подают пальто и т.п. По сигналу ведущего все замирают в позе, в которой их застала команда: «Замри!». Ведущий подходит к каждому из застывших и определив, в какой части тела есть зажим, дотрагивается до этого места -напряжение должно сни-маться, а движение завершаться, а потом он оценивает, кто из всех чувствовал себя наиболее раскованно, то есть сам умеет снимать зажимы.

«Психоэнергетический зонтик» При ответе на экзамене, у доски, при выступлении перед любой аудито-рией старайтесь представить, что за счет вашей волн и сознания над всеми при-сутствующими образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех, кто вас слушает. Ваша цель – уверенно, крепко и стабильно держать ручку это-го «зонтика» на протяжении всего вашего монолога. Восемнадцать способов добиться уверенности при публичном выступ-лении (методические рекомендации):

• Выработайте правильное отношение к своим страхам. Твердо знайте: аудитория редко бывает враждебно настроенной. Небольшое количество адре-налина не принесет вреда. Как утверждает Гельвеций: «Мысль входит в созна-ние вратами чувств». Самые профессиональные ораторы, актеры испытывают волнение, когда появляются перед аудиторией.

• Анализируйте свою аудиторию или своего предполагаемого собесед-ника, чувствуйте его настроение.

• Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь!

• Сделайте «успокаивающие» записки (планы, имена собственные, да-ты, образные выражения и др.).

• Представьте свой успех: внимательную аудиторию, уверенную улыб-ку на своем лице, себя, уверенно и убежденно говорящего.

• Используйте аудиовизуальные средства.

• Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь, но не в день своего выступления.

• Заранее ознакомьтесь с комнатой, где вам предстоит выступать.

• Расслабьтесь, отдохните и избегайте любого возбуждения.

• Будьте уверены в своем вступлении и заключении.

• Позаботьтесь о температуре, освещении и вентиляции.

• Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху.

• Не расходуйте энергию до выступления.

• Установите «контакт глаз» с несколькими дружелюбными лицами.

• Говорите громко, чтобы разогнать нервозность.

• Используйте свое остроумие, но не заготовленные шутки, которые могут и не сработать.

• Постарайтесь избегать ошибок. Но не извиняйтесь, если их допустите, большинство слушателей едва ли заметит ошибки.

• Не держите себя слишком серьезно.

«Задавлю стихами» Цель игры – проверить умение воздействовать на оппонента своим био-полем. Ход игры. Все участники игры разбиваются на пары, пары садятся друг против друга, берут друг друга за руки и, глядя глаза в глаза, начинают читать стихи (разные!). Каждый старается не слышать другого, но сбить его чисто фи-зически – не кричать, голоса не повышать, а брать проникновенностью, «дос-тать до души». Кто – кого?

Вопросы для рефлексии: Кто старался просто не сбиться? Кто старался быть услышанным? Кто старался быть услышанным и «достать другого»? Затем упражнение повторяется, но теперь победитель читает стихи бо-лее тихим голосом (насколько сможете, понижайте голос, чтобы все-таки побе-дить или, по крайней мере, не проиграть).


Упражнения на развитие творческого мышления

«Ассоциативные переходы». Цель: Тренировка навыка генерирования направленных ассоциаций. Участники рассаживаются по кругу. Ведущий предлагает какую-либо пару слов, например, «древесина – мяч» или «небо – чай» и предлагает совер-шить ассоциативный переход от первого слова ко второму. Например: древеси-на – лес – поле – футбольное – мяч; небо – земля – вода – пить – чай. Подобный переход осуществляется путем поочередного называния по кругу каждым уча-стником своей собственной ассоциации на слово, т.е. если первый называет ас-социацию на слово древесина, то второй называет ассоциацию на ассоциацию первого. В нашем примере на слово «лес».

Итог: Генерирование ассоциаций для целесообразного их использова-ния в творческом процессе требует некоторых навыков, тренировки, что повы-шает общий активный репертуар личности. Особенно полезна тренировка для взаимоотнесения (мысленного) разных слов и понятий. Это упражнение явля-ется подготовительным для следующего.

«Мебельная фабрика». Цель: Генерирование ассоциаций в творческом процессе, развитие твор-ческого мышления, творческого подхода в решении проблемных ситуаций. Участникам предлагается вообразить себя конструкторами-дизайнерами мебельной фабрики. Перед ними ставится задача предложить новые, ориги-нальные и полезные модификации стульев для расширения ассортимента про-дукции фабрики. Целесообразнее проводить игру в форме соревнования между двумя командами на лучшее творческое решение. Ведущий описывает участ-никам поэтапную схему действий, необходимых для достижения цепи, коорди-нирует и направляет действия команд в ходе игры.

1. Поиск решения – определение синонимов объекта. Синонимами объ-екта «стул» является «кресло», «табуретка», «пуф».

2. Произвольный выбор случайных объектов (участники могут восполь-зоваться словарем или просто списком слов, составленным ранее ведущими или ими самими). Например: электролампа, решетка, карман, кольцо, цветок, пляж.

3. Составление комбинаций из слов

«Потерпевшие кораблекрушение». Цель: Упражнение используется для исследования процесса принятия решения группой, учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи. Материалы: Большие бумажные листы, карандаши, копии инструкций. Упражнение потребует 1,5 часа времени. Каждому члену группы дают инст-рукцию и просят выполнить задание в течение 15 минут. Инструкция: Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В ре-зультате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно то-нет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Предположительно, на расстоянии 1000 миль к северо-востоку от Вас находится ближайшая земля.

Ниже дан список 15 предметов, которые уцелели и остались неповреж-денными после пожара. В дополнение к этим предметам Вы располагаете прочными надувными спасательными плотами (с веслами), способными вы-держать Вас, экипажи все перечисленные выше предметы. Имущество остав-шихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек, пять однодолларовых банкнот. Ваша задача – проранжировать 15 перечислен-ных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и т.д. до 15-го – наименее значимого из всех предмета: - секстант (угломерный инструмент, применяемый в мореходной ас-трономии); - зеркало для бритья; - пятигаллоновая канистра с водой (~20 литров); - противомоскитная сетка; - одна коробка с армейским рационом США; - карты Тихого океана; - спасательная подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной); - двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси (~8 литров); - маленький транзисторный радиоприемник; - репеллент, отпугивающий акул; - двадцать квадратных футов непрозрачного пластика (~7 кв.м.); - одна кварта пуэрториканского рома крепостью 80° (~1 л.) - 15 футов нейлонового каната (~5 м.); - две коробки шоколада; - рыболовная снасть. После того, как завершена индивидуальная работа со списком, группе дается 5 минут на выполнение общего задания: «Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из 15 предметов. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекоменда-ции для достижения согласия:

1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.

2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклоняться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с ко-торыми Вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких методов «ухода от конфликта» как голосование, компромиссные решения. После оглашения группового решения, руководителю следует привести контрольный список, содержащий оптимальный порядок предметов.

Приложение: Согласно «экспертам», основными вещами, необходимы-ми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, а также предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно не-большое значение: если даже маленький спасательный плот в состоянии дос-тичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Эти пред-меты могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спаса-телям. Вторыми по значению являются такие вещи, как пятигаллоновая кани-стра с водой и коробка с армейским рационом. Итак:

1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализа-ции. Нефтегазовая смесь может быть зажжена долларовыми банкнотами и спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3. Пятигаллоновая канистра с водой.

4. Одна коробка с армейским рационом США. Основная пища.

5. Двадцать квадратных футов непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. Две коробки шоколада. Резерв пищи.

7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, поскольку в данной ситуации «синица в руке» лучше «журавля в небе». Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

8. 15 футов нейлонового каната. Можно использовать для страховки снаряжения и людей.

9. Спасательная подушка. Если возникнет необходимость кого-нибудь спасать.

10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

11. Одна кварта пуэрториканского рома. Как содержащий 80% алкоголя может использоваться как антисептик. Имеет меньшую ценность, поскольку при употреблении по прямому назначению обезвоживает организм.

12. Маленький транзисторный радиоприемник. Был бы передатчик – важнее нет, а так можно и в конец списка.

13. Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигацион-ных приборов. Для вас важнее знать не где находитесь Вы, а где находятся спа-сатели.

14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане москиты мешать не будут.

15. Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен. Итог: Данное упражнение близко по смыслу к «мозговому штурму», смысл его – в групповом обсуждении творческих задач в обстановке свободно-го обмена мнениями. Предполагается, что эффективность совместного решения творческой проблемы в некоторых условиях может быть больше, чем в случае индивидуальной, изолированной работы этих же людей. Творческая энергия человека в обычных условиях заперта, но ждет выхода. Роль замков часто вы-полняют преждевременные критические замечания, сугубо профессиональный и слишком серьезный подход, рутина, лень воображения, давление мнений ав-торитетов, привычки, традиции, отсутствие эмоционального подъема.

«Задача о коробочках». Цель: Развитие умения выявлять скрытые свойства или функции пред-метов, изучение процесса решения проблемной ситуации. Участнику группы предлагается набор предметов, с которыми он стал-кивается в повседневной жизни, и дается конкретное практическое задание. Задание: На двери нужно разместить друг около друга и на заданной высоте три свечи. Среди множества предъявленных предметов есть несколько гвоздей, а также три разные маленькие коробочки размером со спичечный ко-робок, но разного цвета и расположенные в разных местах стопа.

Решение: Коробочки с помощью гвоздей (или кнопок, если коробочки картонные) прикрепляются к двери, служа подставками к свечам. Варианты задачи заключаются в явном предъявлении коробочек в каче-стве материала для решения задачи и неявном, когда они используются в каче-стве резервуаров для гвоздей, свечей, спичек, кнопок и т.д.

Анализ: Результаты экспериментов показали, что при выполнении прак-тического задания найти неизвестное в проблемной ситуации в два раза труд-нее, если соответствующий предмет предварительно выступал в своей основ-ной функции («неявный» вариант), чем когда эти функции не были актуализи-рованы. Данное упражнение демонстрирует один из аспектов общей психологи-ческой закономерности обнаружения нового свойства объекта – необходимость включения этого объекта в новую систему связей.

Поэтому тренеру при работе с этими заданиями необходимо приводить как можно большее количество вариантов возможного использования предме-тов, как явно, так и неявно представленных.


Человек в зеркале общения

«Компакт-опросы». Цель игры – совершенствовать уровень общительности (научиться огра-ничивать себя крайним экстравертам и раскрываться интровертам). Ход игры. 3 участника выбирают себе социальную роль (директор лицея, домохозяйка, бомж и др.) и садятся в центр круга. Остальные участники игры задают всем трем один и тот же вопрос. Каждый из сидящих в центре должен ответить на этот вопрос в соответствии со своей социальной ролью (через 3 се-кунды после конца вопроса). Причем, каждый из отвечающих предварительно определяет объем своего высказывания (1, 3,10 предложений). За точностью выполнения задания следит «хранитель времени».

«Ритм». Цель игры – способствовать совершенствованию способности открыто-сти к собеседнику, пониманию его состояния, энергетики, темперамента, на-правленности. Ход игры. Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один – «ведущий», другой – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начи-нает осуществлять произвольные движения руками, а играющий роль «зеркала» пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются. Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний «ритм» другого человеке и как можно полнее отразить его. При этом полезно подумать о том, что каждый человек – индивидуальность, обла-дающая уникальным психологическим «ритмом», и чтобы правильно понять человека, необходимо прежде всего почувствовать его энергетику, темпера-мент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.

«Эмпатия». Цель игры – развивать умение «держать контакт глаз», понимать собе-седников. Ход игры. Один из участников выходит на минуту из помещения. Ос-тальные называют три лучшие черты характера или внешности вышедшего участника. «Хранитель информации» записывает, кем и что было сказано. За-дача вернувшегося, ориентируясь на мимику, глаза, определить, кто же назвал ту или иную черту, о которой сказал ему «хранитель информации». Группа по-могает подсказками: «горячо», «тепло», «холодно». Следует предупредить уча-стников, что нужно называть только положительные качества.

«Взгляд». Цель упражнения – научиться управлять своим взглядом, «держать кон-такт глаз» при общении. Упражнение выполняется индивидуально, в домашней обстановке:

- Не поворачивая головы, провести взглядом по периметру своего зре-ния: сверху вниз, влево и т.д.

- Научиться быстро концентрировать свой взгляд на любой точке пред-мета перед собой. Сконцентрировать затем взгляд на кончике пальца, и при этом, если убрать палец, предмет должен быть виден нерезко.

- Удержать взгляд на точке на стене перед собой в течение нескольких минут так, чтобы кругом все изображение расплылось.

- Проделать массаж глазных яблок и посмотреть на свои глаза в зерка-ло. Оценить, появилась ли твердость во взгляде.

«Шериф и убийца». Цель игры – совершенствовать умение «держать контакт глаз» при об-щении. Ход игры. Для игры подготавливаются билеты соответственно числу участников. На двух билетах отмечены роли «шерифа» и «убийцы». Другие би-леты – пустые. Все билеты скручиваются таким образом, чтобы надписи не бы-ли видны, и складываются. Каждый участник выбирает себе билет и старается никому не показы-вать его. Участник, выполняющий роль «убийцы», должен взглядом «убивать» других игроков. «Шериф» обязан найти «убийцу», при этом он может ориенти-роваться на два игровых момента. Во-первых, он определяет «убийцу» по гла-зам. Во-вторых, другие игроки, почувствовав взгляд «убийцы», говорят: «Я убит», тем самым показывая «шерифу», кто в группе играет роль «убийцы». Следует учитывать, что «убийца» может быть найден сразу, но также может ос-таться не выявленным до конца игры. Значение имеет не результат, а процесс игры. После каждого тура игры проводится рефлексия: каждый «озвучивает» свое эмоциональное состояние в процессе игры.

«Слушаю… глазами». Цель игры – совершенствовать умение узнать человека, не расспрашивая о нем; проникнуть в мысли, тщательно скрываемые в процессе общения; лучше понять чувства человека, скупого на слова. Подготовительный этап: Проблемная ситуация: два игрока садятся в центре круга спиной друг к другу и начинают общение по одной из актуальных в данный момент теме. По итогам общения (1 минута) проводится рефлексия: насколько комфортно чув-ствовал себя каждый из общавшихся, в чем причина, если сопоставить с со-стоянием во время общения с этим человеком лицом к лицу, но в разных поло-жениях (сидя, откинувшись на спинку стула и держа руки и ноги перекрещен-ными; сидя, несколько наклонившись вперед, направив носки ног и соответст-венно колени друг к другу, демонстрируя ладони и распахнув пиджак; сидя в такой же позе, но изменив расстояние между общающимися и др.). Вопрос для наблюдения: поверите ли вы словам адвоката «По моему скромному мнению…», если в момент произнесения этих слов голова его вы-сокомерно откинута назад, а большие пальцы рук отчетливо выделяются?

Проведите эксперимент и дайте комментарий к его результатам:

1. Сидя за столом в аудитории, положите какую-либо вещь перед сосе-дом. Вы увидите, что он или передвинет вашу вещь поближе к вам, или пере-дернется на стуле.

2. По телефону разговаривает ваш классный руководитель, а вы ждете конца разговора; вы разговариваете по телефону, а классный руководитель ждет… На каком расстоянии встанет в каждом случае ожидающий конца разго-вора, и какова будет его мимика? Игровой этап: Индивидуальные домашние упражнения: переведите знание информа-ции о невербальных средствах общения в умения, фиксируя свое внимание на жестах и мимике и устанавливая по ним содержание высказывания наблюдае-мых лиц. Участники просматривают материал, записанный на видео (фрагменты спектаклей, дискуссий, интервью, выступлений политиков и журналистов), при этом звук выключается. После просмотра каждая мини-группа обсуждает свои наблюдения и сообщает предполагаемый текст, затем фрагмент видеозаписи просматривается еще раз, но уже с включенным звуком.

«Как живешь?». Цель игры – развивать умение пользоваться невербальными средствами общения. Ход игры. Ведущий задает вопросы; участники, варьируя интонацию слов: «Вот так!», отвечают на вопросы с помощью жестов:

- Как живешь?
- Вот так! (Поднимают большой палец, произносят слова весело, задор-но).
- Как идешь?
- Вот так! (По ладони шагают два пальца, ответ исполнен веселости).
- Как бежишь?
- Вот так! (Локти, прижатые к бокам, задвигались, изображая бег; слова дети произносят быстро, «на бегу», чуть задыхаясь).
- Ночью спишь?
- Вот так! (Две ладони укладываются под щеку, голос отвечающих сла-док, чуть растянут, медлителен).
- Как даешь людям добро?
- Вот так! (Широкий жест рук от себя, гордость, широта в голосе).
- Как берешь?
- Вот так! (Широкий жест рук к себе, голос чуть игрив, шаловлив).
- Как шалишь?
- (Не произносят ничего, а надувают щеки и хлопают легонько по ним).
- А грозишь?
- Вот так! (Грозят указательным пальцем, сопровождая жест словами с дразнящей интонацией).

«Телеграф пантомимой». Цель игры – привлечь внимание учащихся к невербальным средствам общения. Ход игры. Участники игры делятся на две команды, выстраивающиеся шеренгой друг против друга. Ведущий подходит к одной из команд и шепчет каждому из ее участников какое-либо существительное. Последние по очереди изображают эти понятия с помощью мимики и жестов. Задача визави – отгадать слово. Затем команды меняются ролями.

«Разговор через стекло». Цель игры – помочь развивать свой «язык жестов». Ход игры. Двое из участников игры пытаются лишь с помощью жестов договориться о чем-то. Тема сообщается одному из них и всем присутствую-щим (второй на это время выходит). «Держатель темы» передает информацию своему товарищу, стоя перед воображаемым звуконепроницаемым стеклом. Сказать то, что он знает, нужно, очень нужно, но… мешает стекло. Тем не ме-нее, передать придется.

«А я делаю это так». Цель игры – помочь развивать свой «язык жестов». Ход игры. В центр круга выходят два участника. Задача первого – изо-бразить ряд действий какой-либо деятельности (приготовление борща, завари-вание чая, глаженне брюк и т.д.). Второй внимательно наблюдает, затем повто-ряет все действия, стараясь в точности имитировать скорость жестов, их траек-торию, мимику, положение тела. Остальные участники игры тоже внимательно наблюдают и анализируют, насколько удается дублеру пластика имитации. За-тем участники игры меняются ролями.

«Выбор места». Цель игры – помочь осознать, как важно для эффективного общения вы-брать для себя место, откуда оптимальнее говорить. Ход игры. Вся группа разбивается на пары и выполняет несколько зада-ний:

- Встаньте (сядьте) спина к спине и постарайтесь вести оживленный разговор о чем-то важном для вас в течение 1–2 минут; оборачиваться, разуме-ется, нельзя. Затем обменяйтесь впеч атлениямн.
- Один из вас садится на стул, другой продолжает стоять. Вновь начи-нается диалог, в течение 1–2 минут говорите о своих проблемах. Затем поме-няйтесь позами и продолжайте диалог.
- Установите зрительный контакт, пообщайтесь без слов в течение 1–2 минут, последовательно меняя позу н расстояние между собой.

После работы каждой пары идет обмен впечатлениями, своими ощуще-ниями. В этом упражнении пары могут быть постоянными, а можно после каж-дого задания менять их произвольно или по желанию участников.

«Собери коллекцию «фотографий» близкого человека». Цель игры – научиться отслеживать «паттерны» близких людей и учи-тывать состояние человека при общении.

Ход игры. Подготовительная часть: объяснение понятия «паттерны» – повто-ряющиеся специфические изменения в позе тела, движениях головы, рук, ног, в мускулах и окраске лица, в ритме дыхания, темпе и тембре голоса, обусловлен-ные внутренним состоянием человека (англ. pattern образец, образчик, модель) (например, переминается с ноги на ногу, настораживает слух, бледнеет; вывод: нервничает). Паттерны у разных людей различны, их надо отследить: «делать моментальные снимки» и отправлять их в память, а потом отбирать паттерны. Сравните цвет кожи щек и лба. Где больше розового? Сравните тре-угольник в уголках глаз с полукружьями под глазами. Скоро вы начнете заме-чать, что лицо окрашено неодинаково. На лице видны оттенки и точки серого, зеленого, желтого и лавандового цветов. Приглядитесь: какому внутреннему состоянию человека соответствует тот или иной цвет кожи лица? Обучаясь фиксации изменений в мускулах лица, помните, что это эмоциональное напряжение и расслабление отражается в мел-ких мускулах. Эти изменения особенно заметны во внешних уголках глаз, во-круг рта и в линии челюсти. Обратите внимание: нос иногда становится «ост-рее». Когда? Что это значит? Глубина складки между глазами или выше на лбу может тоже означать внутренние изменения.

Чтобы научиться фиксировать изменения в нижней губе, полезно по-смотреть на лицо партнера по общению и собрать хорошую коллекцию «фото-графий». Нижнюю губу трудно, почти невозможно контролировать сознатель-но. Собирая «фотографии», вы получите сигналы прямо из подсознания собе-седника. Различая паттерны, обратите внимание на повторения, различия, сход-ство и явные изменения в размере, форме губ, движениях, жесткости, цвете, влажности и припухлости. Научиться фиксировать изменения в дыхании труднее: но и это возмож-но. Если вы не можете уловить движения дыхания, необходимо обратить внимание на верхнюю линию плеч, которая поднимается и опускается. Обрати-те внимание на то, что люди дышат верхней или средней частью груди, живо-том у линии талин и брюшной полостью.

Различая паттерны, заметьте, что человек может дышать быстро, средне, медленно, с паузами и разным ритмом. Изменение дыхания у людей различно; но один факт характерен для всех людей: смена ритма дыхания означает, что в человеке «что-то происходит».

Индивидуальные упражнения: собрать паттерны человека, с которым вы часто общаетесь, проверить с помо-щью вопросов правильность своих наблюдений и выводов.


Упражнения для развития гибкости мышления

Упражнения помогают научиться получать нужный результат, действуя нестандартно в стандартной ситуации. Женщина спортивного типа, молодая, энергичная получипа в банке ссу-ду – очень крупную сумму. Дело было в сумерках, провожатого при ней не бы-ло, банк был расположен за сквером, выходящим на оживленную улицу. Жен-щина рискнула выйти из банка и перебежать сквер. Деньги находились в жен-ской сумке на длинном ремне, перекинутом через плечо. В середине сквера у фонтана, когда до тротуара оставалось метров сто, женщину настиг грабитель и схватил сумочку, прижатую плотно локтем к телу. Женщина подняла руки и… совсем неожиданно для грабителя стала поправлять ему шарф на шее, ласково приговаривая: «Милый, да ты ведь простудишься!…» Мужчина схватился обеими руками за свой шарф, а женщина мгновенно бросилась в сторону к ули-це, вклинилась между двумя совершенно незнакомыми мужчинами, схватила их под руки, воскликнув: «Володя! Олег! Где вы пропали! Я так долго вас жда-ла!» – и ушла вместе с ними… Именно на этом принципе основана система упражнений, предложенная Е.Н. Келасьевым в статье «Некоторые подходы к развитию гибкости мышле-ния». Автором предлагается целостная система приемов по развитию гибкости мышления:

1. Изменение привычных временных связей:

1.1. Прием отчленення одного из явлений от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т.д. и опи-сать, что это значит – «выстрел»).

1.2. Прием замены привычного временного порядка на прямо противо-положный (обратный, например, гром – молния).

1.3. Прием резкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями (например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего).

1.4. Прием перемещения вдоль временной оси существования некоторо-го предмета (например, телевизор – его роль в настоящем, изменение в буду-щем, прототипы в прошлом).

2. Изменение привычных пространственных связей:

2.1. Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль – на/под – дорога – надо описать).

2.2. Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка – авторучка, ягода – картина и пр.).

2.3. Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (ры-ба без воды, магазин без денег).

3. Изменение привычных связей общности:

3.1. Прием логического вычитания из объектов общ-ностного признака (из объектов «земля» и «мяч» логически вычитается признак «крутость» -плоская земля н что на ней происходит).

3.2. Прием усиления связей по общности (или действия) между первона-чально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти пути сближения («дождь» и «ракета» – падают на землю; разложить воду на «кислород» и «водород» – топливо для ракеты).

3.3. Прием замены привычных отношений на прямо противоположные (например: дым полезнее свежего воздуха).

4. Изменение привычных связей преобразования действий:

4.1. Прием отчленения действий: лишение объекта возможности произ-водить привычные действия, преобразования (автомобиль, который ничего не перевозит; груз, который ничего не весит; пища, которой не насыщаются; сверх-уннкадьный завод оборонного значения, который выпускает пластмассо-вые крышки).

4.2. Прием получения некоторого результата без привычного источника действий (дом построен без строителей, концерт без артистов).

4.3. Прием блокирования «ожидаемого результата в привычной структу-ре действия» (машина перевозит человека, но он остается на том же месте).

4.4. Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма, холод прячется от человека).

4.5. Усиление некоторого свойства объекта в неограниченное число раз до необычных масштабов (автобус, который перевозит не 50, а 100000 чело-век).

4.6. Прием изменения основного свойства объекта в сторону усиления или ослабления (дом – палатка – шалаш – тент).

4.7. Прием составления сюжетов на основе заранее подобранных объек-тов: берется группа связанных предметов, роли раздаются участникам, которые должны разыграть сюжет, чтобы как можно ярче выразить их возможности (самолет, пассажир, стюардесса; Иванушка-дурачок, Баба-Яга, Кощей Бес-смертный, Василиса Прекрасная).

4.8. Прием формирования новых объектов из уже имеющихся (постро-ить новый синтетический объект).

Чтобы придать всем этим упражнениям занимательный и творческий характер, можно использовать два приема:

1. Составление «лимериков» – своеобразная игровая форма осмысле-ния и освоения темы. По форме «лимерики» напоминают круг: рифма в них организуется по типу «aabba». Содержание тоже достаточно формализовано: в первой строке производится презентация героя, которая завершается названием города или деревни, где этот герой пребывает; далее сообщается о каком-либо странном поступке или свойстве героя; в завершающей (пятой строке) изображается ре-акция окружающих на этот поступок или свойство. Например:

«Образованный джентльмен с Лонг-Бич
Произнес беспорядочный спич.
Ему дали огарок
И сказали: «Был ярок,
Но мучительно долог ваш спич!»

2. Составление «Вредных советов», аналогичных известным «Вред-ным советам» В. Остера.

«Прорыв». Участники игры делятся на две группы, каждая из которых образует две концентрические окружности: наружный круг и внутренний круг. Игрокам, стоящим во внутреннем круге, дается 1 минута на размышление: к кому из стоящих во внешнем круге подойти и как убедить этого человека выпустить из круга. Действовать надо по принципу «здесь и теперь», то есть не выходить из ситуации, сложившейся в группе. Задача стоящих во внешнем круге – не вы-пускать никого, не поддаваться на уговоры, убеждения и другие приемы воз-действия. Времени для «прорыва» из внутреннего круга дается 2 минуты, после чего идет рефлексия действий и «прорывающихся», и «державших границу на замке».

«Таможня». Из состава участников игры выбираются два «работника таможни» и два «иностранца». «Таможенники» остаются в комнате, а «иностранцы» выходят. Задача первых состоит в том, чтобы так организовать беседу с «иностранцами», чтобы выяснить, кто из них «провозит запрещенный товар». В качестве такого «товара» могут выступать, например, «наркотики». Разумеется, все это не ре-альные вещи, а игровые символы. Так, «багажом» могут быть две книги, с ко-торыми «иностранцы» подходят к «таможенникам» и ведут беседу, а «наркоти-ками» – вложенный в одну нз книг лист чистой бумаги. «Таможенники» не имеют права брать эти книги в руки и листать. Они должны решить задачу, опираясь лишь на свою наблюдательность, интуицию, право задавать вопросы любого характера, умение анализировать полученную информацию как с точки зрения содержания, так и невербальных средств общения. Пока «таможенники» рассаживаются и готовятся к принятию «ино-странных гостей», те за дверью придумывают легенду: из какой страны они приехали, с какой целью, на какой период запланирован их визит и т.д. Главная задача «иностранных гостей» состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозрений «таможенников» и рассказать такую легенду, которая поможет от-влечь внимание «таможенников» и помешает им принять правильное решение. Например, сентиментальная или остросюжетная история может надолго от-влечь внимание «таможенников». В ходе игры постепенно выясняется, что уже первые действия «ино-странцев» часто «выдают их с головой»: тот, кто «везет запрещенный товар», часто либо немного суетится, либо излишне напряжен и зажат. Лидером беседы в большинстве случаев выступает тот из «гостей», кто свободен от «контрабан-ды». Беседа длится до тех пор, пока «таможенники» не решат, у кого из «ино-странцев» спрятан «запрещенный товар». После того, как ответ высказан, дру-гие участники, которые находились в роли зрителей, также предлагают свои решения. И только потом «иностранцы» признаются. В заключение игры происходит общее обсуждение, в котором группа анализирует, какие ответы были правильные и почему. Выявляется, по каким признакам «работник таможни» и зрители определили, у кого из «иностранцев» был спрятан «запрещенный товар».

«Достойный ответ». Каждому участнику игры предлагается продемонстрировать различные стили ответа в конкретной ситуации. Например, «ваш друг забыл вернуть вам деньги, взятые в долг на один месяц, а прошло уже целых три». Потребуйте от него вернуть долг, обращаясь к кому-либо из группы в различных стилях: а) аг-рессивном, б) неуверенном, в) уверенно-достойном. Все члены группы должны пройти через это упражнение, причем обяза-телен обмен ролями. Примерные ситуации для упражнения:

- Друг занимает ваше время разговором, а вам нужно уйти. Вы говори-те…
- Ваша подруга устроила вам встречу с незнакомым человеком, не пре-дупредив вас. Вы заявляете ему…
- Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему…
- Ваша подруга просит одолжить ей на вечер новое платье, а вам не хо-телось бы, чтобы кое-кто мог видеть другую в этом платье и сравнивать. Вы го-ворите…

«Мудрый поступок». Каждая мнкрогруппа получает карточку с описанием сложной ситуации, поступка виновницы или виновника конфликта и описанием стандартного по-ступка в ответ. Группа должна найти нестандартное решение победного выхода из этой ситуации.