Командообразование
"Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас"
Эрнест Легуве, французский писатель
Что такое Командообразование?
Смысл командообразования - процесс создания и поддержки команды.
Командообразование - специализированные программы. Главное отличие - динамичность и направленность на достижение цели усилиями команды.
Элементы, которые присутствуют на протяжении всей программы, развивают поведенческую гибкость, умение быстро и адекватно реагировать на нетиповые ситуации, а также целый ряд коммуникативных навыков для работы в команде. Программы повышают общий жизненный тонус и настроение.
Формат программ позволяет повысить лояльность подростков, транслировать корпоративную культуру лагеря или ее изменение, проверить команду на "прочность", создать единое информационное и эмоциональное пространство, которое создает баланс между командным духом и индивидуальностью каждого ребенка.
Игровые упражнения и задания позволяют развить:
- доверие (к лидеру, к друг другу),
- навыки согласованных действий друг с другом,
- умение делегировать полномочия,
- умение анализировать и оценивать ситуацию, принимать решение исходя из сложившихся обстоятельств,
- умение совместно решать задачи в рамках ограниченного времени и средств.
Командообразование (тимбилдинг)
Эти игры и тренинги помогут вам в формировании команды.
Тренинги и представленные идеи предназначаются, только как отдельные техники по начальной помощи в формировании команды, и не являются некоей законченной методикой. Для формирования команды можно использовать как типовые техники, так и свои. Вы определенно выиграете от того, что Вы включаете тренинги по командообразованию в программу вашего лагеря.
Игры, котрые надо провести с отрядом чтобы сформировать из них слаженную команду:
- Сначало их надо перезнакомить для этого исупользуются игры на знакомство
- Для упешной и продуктивной дальнейшей работы детей надо раскрепостить и используются для этого игры на снятие барьеров, например
- психосексуальные
- тактильные
- разновозрастные (очень актуальны для лагерей актива, т.к. в лагерях актива чаще всего встречаются отряды с детьми с большой разницей в возрасте)
- ...
- Не плохо было бы провести в начале еще и игры на создание дружественной, теплой обстановки! Эти игры так же пригодятся еще, чтобы успокоить детей перед свечкой, перед сном или же наоборот растрясти после подъема!
- И только после предыдущих трех игр можно переходить к играм на взаимодействие и сплочение => к играм на формирование команды и командного духа.
Формы работы:
- Игры
- Дискуссия
- Упражнение
- Дело или проект.
- и т.д...
Технология проведения игр:
- Техника безопасности
- Возраст, детей принимающих участие в игре
- Место проведение игры (транспорт, пляж, открытая местность, большое или маленькое помещение и рассчитывать какая игра больше подойдет)
- Состояние команды (если устали то лучше не проводить сильно подвижных игр)
- Четкий инструктаж
- Подготовка реквизита
- Отслеживание потенциала группы
- Анализ. рефлексия, обратная связь.
Если ребенок рвется сам провести интересную игру, которая 100% подойдет к этому моменту и он очень любит её проводить и вообще тогда не надо ему мешать это делать. Надо предоставить ему шанс провести игру, следить за тем, чтобы он точно рассказал все инструкции, если что-то недорассказал, надо ему подсказать, но ни в коем случае не говорить: ты ничего не знаешь и вообще я сама проведу!
Формирование группы и диагностика её развития.
Отряд – формальная группа (т.е. его формируют изначально посторонние люди)
Задачи и цели – сформировать команду для работы (рабочую группу)
Структура группы
- понятие ролей, статуса
- размер и состав группы
- нормы и правила
Динамическое развитие – 5 стадий развития:
- 1- знакомства => 2 -разочарование => 3-сплоченности => 4-активной работы => 5-завершения
Условия развития: возможности членов группы->эмоции->познавательная деятельность-> деятельность.
Лидерство
Лидер – тот человек, которого группа наделяет ответственностью за принятие решение. И который на себя эту ответственность принимает.
Аутсайдер, как правило, есть в каждой группе.
Задача вожатого выводить аутсайдера из аутсайдеров, путем взаимодействия его с лидером! Но при выходе на хорошие позиции аутсайдера в любом случае появится новый аутсайдер вплоть до того, что аутсайдером станет прежний лидер. Но оставлять ситуации на своем месте нельзя, т.к. ребенок всю смену пробыв аутсайдером, может очень сильно замкнуться в себе и уже тяжело будет ему помочь!
Что такое работа с командой или командообразование?
Можно выделить несколько характерных целей командообразования. Первая - люди знакомятся друг с другом в неформальной обстановке, узнают новое друг о друге. Вторая - люди учатся совместно решать, таким образом, попробовав в безопасной обстановке совместную деятельность. Третья цель - это просто отдых и разгрузка, которая осуществляется посредством этого мероприятия.
Как правило, процесс создания команды состоит из нескольких этапов. Очень важно, чтобы вожатые четко представляли цели мероприятия. Первым этапом является проработка целей командообразования. Второй этап - серия тренингов для выявления ролей, которые присущи членам команды, и тех ролей, которые необходимы этой команде. Так же тренинги необходимы для создания мотивации членов команды на более сплоченную деятельность. Важной целью этих тренингов является более близкое знакомство и понимание общих ресурсов. Далее - основной этап, который является закрепляющим, это какое-либо мероприятие. Например, организация командного "выживания в лесу". Это тот момент, когда команда может показать то, чему они смогли научится в процессе предыдущих этапов. Для этого мероприятия будет необходима сплоченная работа коллектива, четко распределенные роли, и внятная цель. Только такого рода сложную, поэтапную работу можно назвать командообразованием. Важным ограничением для командообразования является количество человек. Так как хорошую, эффективную команду можно построить максимум из 30-ти - 40-ка человек.
Что такое командошоу? Командошоу - это разновидность деятельности по командообразованию, основное действие происходит на сцене. только человек 10-15 участвуют в представлении для всех зрителей. Они выполняют несложные командные задания. В то время пока одна группа выполняет задание, на сцене остальные наблюдают за представлением. В идеале весь зал, то есть все зрители, должны побывать участниками на сцене.
Очень важно отметить разницу между командообразованием, и просто мероприятием, забавой, праздником. Классическое мероприятие - это загрузка, разгрузка или развлечение детей, в которой нет места активности самих детей. Важным отличием командообразования является то, что подопечные занимают активную позицию в мероприятии, а не только наблюдают его. Таким образом, главное отличие командообразования заключаются в уровне активности участников.
Смотреть также...
- Инструктив по командообразованию
- Веревочный курс
- Игры на сплочение
- Игры на доверие
- Разбор полетов деятельности
- Команда
- Командная работа
- Взаимодействие с проблемными детьми в команде
- Стратегические командные игры
- Этапы командообразования и методы формирования команд
- Теории лидерства
- Деятельность
- Малая группа
- Доверие в команде
- Лидерство
- Лидерство в младшем отряде
- Мифы тренинга командообразования
- Закономерности групповой эффективности
- Командир отряда и его мотивация
- Командообразование в детском лагере
- Командообразование или тимбилдинг
- Процесс командообразования
- Что такое Тимбилдинг
- В плену соревнований
- Групповая динамика
- Формирование общего видения в команде
- Психология малых групп и методы сплочения коллектива
- Техники командообразования в обучении лидеров
- Как формируются правила игры в детской команде
- Методики командообразования в детской группе
- Иллюзии командообразования
Cсылки