Мифы тренинга командообразования

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
Exsboi-cp-dymgczem.jpg

«Способность думать с самого начала порой ведет

к очень оригинальным результатам».

/Генрик Ибсен/


Чтобы понять причину возникновения мифов в области командообразования, обратимся к определениям и попытаемся понять, что на самом деле подразумевается под словом «команда». Часто используя в своей речи привычные «штампы», мы не задумываемся об истинном значении этих слов. Для нас привычно звучит фраза «творческая команда», «спортивная команда», «команда детей» и т.п. При этом не возникает никаких сомнений в том, что те, кого мы называем «командой» на самом деле ею являются. Создается впечатление, что название группы подростков «командой» уже делает их причастными к этому процессу.

Но действительно ли любую группу подопечных можно назвать «командой»?

Одно из классических определений «команды» гласит - «команда – это коллектив с высоким уровнем сплоченности, приверженности всех членов общим целям и ценностям коллектива» Есть и еще одно определение – «Команда - коллектив, сплоченный вокруг своего лидера».

В русском языке слово «команда» («team» в английском) имеет два базовых значения: приказ и специфичная группа. Обратите внимание – «специфичная группа», т.е. группа, не похожая на все остальные!

Теперь рассмотрим другие термины, определяющие объединение людей и общепринятые в нашей терминологии, такие как «коллектив», «малая группа».

Коллектив – относительно компактная социальная группа людей, объединённых единым видом общественной деятельности, общностью интересов, ценностных ориентаций, установок и норм поведения и воплощающих отношения сотрудничества, взаимной ответственности и помощи друг другу. Малая группа – группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

После проведенного анализа терминов, связанных с «командо», возникает вопрос – а что, собственно, мы формируем, реализуя тренинг командообразования? И чем будет отличаться уже имеющиеся объединение детей в отряде от того, будущего, который назовут «командой» после тренинга командообразования?

Если провести сравнительное исследование через определение понятий, то, в большинстве случаев, ничем. Имеющиеся объединения детей будет лучше соответствовать одному из двух определений – коллективу, малой группе. По сути в лагере мало что изменится.

Основные же мифы тренинга командообразования, устоявшиеся в сознании большинства вожатых, базируются на разнице понимания терминологии и подходах к работе на различных лагерных сменах. Знание этих мифов позволит вожатым сделать свою работу более результативной, или хотя бы разобраться, какой тренинг им на самом деле необходим, независимо от его изначального названия.

В результате обзора деятельности вожатых в области командообразования выделим 10 мифов тренинга командообразования:

Миф 1. Тренинг командообразования проводится так же, как коммуникативный тренинг или тренинг общения.
Миф 2. Тренинг командообразования состоит только из набора игр и упражнений, предназначенный для объединения подопечных.
Миф 3. В тренинге командообразования нужно избегать конфликтов. Нужно только развлекать детей, поднимать им настроение.
Миф 4. Тренинг командообразования можно провести за 1 день.
Миф 5. Тренинг командообразования можно провести для всех детей лагеря.
Миф 6. В тренинге командообразования не обязательно участие вожатого.
Миф 7. Команда воспринимается как замкнутое, элитное образование в детском лагере.
Миф 8. Перед тренингом командообразования нужно подбирать подопечных по совместимости, ролям и т.п.
Миф 9. Роли в команде статичны и не меняются в процессе деятельности команды.
Миф 10. Тренинг командообразования можно проводить по единому сценарию, не зависимо от специфики взаимоотношений и целей.

Далее более подробно рассмотрим каждый миф и его влияние на результативность проведения тренинга командообразования.


Миф 1. Тренинг командообразования проводится так же, как коммуникативный тренинг или тренинг общения.

Большинство вожатых при командообразовании методологическую основу подменяют описанием игр и заданий, которые составляют содержание тренинга командообразования. Они не могут объяснить, почему именно так проводят свой тренинг и какая теоретическая база лежит в основе его. С этим связаны зачастую мало контролируемые и прогнозируемые последствия подобных тренингов. Основное наполнение тренингов командообразования - это игры и упражнения, мало чем отличающиеся от заданий для формирования навыков эффективного общения. В этом случае тренинг командообразования отличается от тренинга эффективного общения лишь названием.

В результате подобных тренингов у подопечных улучшаются навыки общения, но команда не формируется. Подобные тренинги не отвечают своему названию и не достигают поставленных целей. А вожатые, которые их проводят, или не знают о существовании групповой динамики, или считают, что это не обязательно для проведения тренингов командообразования. В основе формирования команды лежит групповая динамика. А основной навык вожатого – это управление групповой динамикой.

Выделяется три этапа, через которые проходит группа на пути к созданию команды.

1 этап - начальный

  • Поиск стиля работы, структуры.
  • Конкретизация личных целей.
  • Поверхностное общение.
  • Большая зависимость от формальных лидеров.
  • Преобладание формальных ролей.
  • Формальные методы принятия решений (голосование и т.п.).
  • Поиск истинных решений вне группы, недооценка опыта и знаний членов группы.

2 этап - переходный

  • Открытые проявления стратегий поведения, высказывание целей и ценностей.
  • Соотнесение личных целей с целями других членов группы.
  • Выделение неформальных лидеров.
  • Открытые дискуссии и споры.
  • Яркое проявление эмоций.
  • Формирование новых правил и норм общения.

3 этап - продуктивный

  • Принятие в группе каждого члена.
  • Гибкое распределение ролей в зависимости от целей.
  • Принятие разных мнений.
  • Неформальное решение проблем и вопросов.
  • Ценность мнения каждого члена группы. Ценность группы для каждого ее члена.
  • Формальный лидер переходит в роль эксперта.
  • Осознание конечности группы.
  • Консолидация группового опыта.


Внутри каждого этапа существуют стадии.

1 этап

  • 1 стадия - «вводная»
  • 2 стадия - «конфликтная»,
  • 3 стадия - «работоспособная»
  • 4 стадия - «истощения»

2 этап

  • 1 стадия – «открытого конфликта»
  • 2 стадия – «истощения конфликта»
  • 3 стадия – «выхода из конфликта»

3 этап

  • 1 стадия – «ощущение группы»
  • 2 стадия – «креативная»
  • 3 стадия – «завершающая»

Суть тренинга командообразования заключается в проведении группы через все стадии группового развития. Знание критериев этих стадий и приемов управления ими позволяет вожатому эффективно формировать команду и коренным образом отличает тренинг командообразования от тренингов общения или коммуникаций.


Миф 2. Тренинг командообразования состоит только из набора игр и упражнений, предназначенный для объединения подопечных.

Практически во всех книгах по командообразованию перечисляется набор игр и упражнений, направленных на объединение членов группы. Авторы не задаются вопросом –нужны ли вообще игры, когда они нужны и что после их проведения будут делать участники тренинга и сам тренер. Создается впечатление, что чем больше игр тренер проведет, тем лучше и быстрее у него создастся команда.

Зачастую вожатые, которым предстоит проводить тренинг командообразования, размышляют так: «Мне поручили провести тренинг командообразования и для этого выделили два дня. Значит мне нужно как можно больше игр и упражнений, чтобы занимать подопечных все это время».

В результате подобных тренингов вожатые начинают много времени выделять на регулярное и обильное взаимодействие всех со всеми. Пытаются создать чувства всеобщей любви и привязанности. Наступает момент, когда коллективное общение всем надоедает и реальные текущие ситуации оказывается эффективнее выполнять поодиночке, чем всем вместе.

На самом деле игры и упражнения в тренинге командообразования носят вспомогательный характер. На разных этапах тренинга они несут в себе различные функции. А на последнем этапе тренинга надобность в них отпадает.

Если грубо разделить весь тренинг на три этапа становления группы, то игры и упражнения на каждом этапе будут проводиться в разном объеме и с разными целями.


Цели игр и упражнений

1 этап (начальный)

Снятие напряжения, создание комфортной, доверительной обстановки.
Игр и упражнений много.

2 этап (переходный)

Провоцирование самораскрытия членов группы, выявление истинных ценностей и целей, претензий на место и роль в группе.
Игр и упражнений немного, обязателен анализ.

3 этап (заключительный)

Анализ групповой деятельности. Аккумулирование группового опыта, проекция его во вне.
Игры отсутствуют.


Миф 3. В тренинге командообразования нужно избегать конфликтов. Нужно развлекать подопечных, поднимать им настроение.

Многие вожатые считают, что на тренинге командообразования достаточно развлечь участников, создать у них отличное настроение, состояние эйфории – и цель достигнута. Они любыми путями стараются избегать каких-либо конфликтов, считая их неконструктивными и ненужными. Некоторые вожатые учат группу сглаживать конфликты, уходить от них, не замечать их существования. На таких тренингах группу из-за недостаточных знаний оставляют на первом этапе ее развития, когда все довольны происходящим, но каждый остается со своими ценностями, целями. Участники тренинга не раскрываются и, в результате, команда не создается.

Конфликт – неотъемлемая часть развития взаимоотношений к любой группе. Группы проходят различные стадии конфликтов – от конфликтов, связанных с личными амбициями, до конфликтов, связанных с нахождением оптимальных решений. Избегание конфликтов может привести к различным последствия. В одних случаях конфликты могут перейти в разряд скрытых – они не проговариваются, но общее напряжение в коллективе растет. В этом случае все делают вид, что все хорошо. Общение поверхностное, при решении задач стараются «не высовываться», избегая наказания за инакомыслие. В других случаях в группе подбираются подопечные, рьяно старающиеся показать, что у них все отлично и они все любят друг друга. При этом поддерживание этого мифа отрицательно влияет на их деятельность. Они не идут на конфликты, связанные с обсуждением решений и поиском лучших вариантов. Для подобных коллективов характерно обезличенное голосование – показатель формальных отношений и ухода от личной ответственности за результат.

Вожатому важно различать виды и проявления конфликтов на разных этапах группового развития. На первом этапе вожатому не нужно поддерживать неконструктивные конфликты, раскрывая их деструктивный характер перед членами группы. На втором этапе вожатому необходимо вызывать членов группы к открытому выражению своих мыслей и чувств, к сталкиванию различных мнений. При этом сам вожатый должен дать группе как можно больше свободы от себя. Вожатый включается только на стадии анализа конфликта переходного этапа. На третьем этапе вожатому важно распознать локальный конфликт и не вмешиваться в его разрешение: группа уже в состоянии управлять им самостоятельно.

Виды конфликтов на разных этапах развития группы.

1 этап (начальный)

  • Конфликт, объединяющий членов группы против кого-то или чего-то. Часто выражается в объединении против вожатого.
  • Неконструктивен.
  • Управляется вожатым.

2 этап (переходный)

  • Конфликт соотнесения личных целей, ценностей и места члена группы в групповой иерархии с целями, ценностями и местом других членов группы.
  • Конструктивен.
  • Управляется вожатым.

3 этап (заключительный)

  • Локальный конфликт между отдельными участниками, отстающими от групповой динамики.
  • Естественен.
  • Управляется группой.


Миф 4. Тренинг командообразования можно провести за 1 день.

Практически все тренинги командообразования рассчитаны на один или два дня. Существует объективная по времени динамика групповых процессов. Чтобы пройти все три этапа группе как минимум нужно порядка 20 часов чистого времени при условии, что группа перед тренингом не находится в состоянии скрытого конфликта (в этом случае времени нужно еще больше).

Развитие группы похоже на рождение ребенка – можно родить недоношенного, нежизнеспособного ребенка, но за меньшее количество месяцев. Так и в тренингах командообразования – можно отвести на этот тренинг один день, но команда не сформируется. Если для развития группы у вожатого нет времени, или он не совсем четко представляет, что он делает, то наилучшим выходом в этой ситуации останется удержание группы на первом этапе ее развития – все будут довольны, получат некоторые навыки общения и все тип-топ. Хуже, если групповые процессы уже запустятся, группа войдет в переходный этап, а времени на его прохождение на тренинге не останется.

Итак, на проведение тренинга командообразования нужно время. Оно необходимо не только для самого тренинга, но и для предварительной диагностики, во время которой выясняется, в каком состоянии находится группа подопечных, какие цели и задачи преследует лагерная смена, реализуя данный тренинг.

Важно отличать тренинг командообразования просто от “корпоративного” мероприятия для детей. Последнее можно провести и за несколько часов – команды не создастся, но дети более близко познакомятся друг с другом.


Миф 5. Тренинг командообразования можно провести для всех детей лагеря.

Вожатому необходимо отличать тренинг командообразования от мероприятий, направленных на установление более положительного климата в лагере. Нельзя из всех детей лагеря сделать одну команду. Можно сделать коллектив, дружину. Команда подразумевает определенное (не больше размера одного отряда) количество детей, объединенных одной целью, ограниченной во времени.


Миф 6. В тренинге командообразования не обязательно участие вожатого.

Данные тренинги, конечно, объединяют подопечных, но вокруг кого? Любая команда делается под формального руководителя. Он в процессе тренинга должен стать и неформальным лидером, принятым большинством членов группы. Мы не можем себе позволить заменить вожатого только потому, что по тем или иным качествам он не очень подходит к роли неформального лидера. Вожатый должен выявить свои дополнительные качества руководителя, которые станут ценными и незаменимыми для его подопечных.

Есть еще один момент, важный в формировании команды под вожатого. Команду можно построить из подопечных, лояльных непосредственно вожатому, а не вообще лагерю. Иначе группа больше напоминает «свиту», чем команду. Вожатый начинает играть роль монарха, который может не выполнять законов, созданных для членов его «свиты». Лояльность программе лагеря отходит на второй план. Важнее – лояльность вожатому.


Миф 7. Команда воспринимается как замкнутое, элитное образование в лагере.

Команды, которые, как правило, создают на тренингах командообразования, зачастую приобретают черты замкнутых сообществ. Вместо дружественной, комфортной обстановки мы получаем атмосферу напряжения и неприятия.

На самом деле тренинг командообразования не замыкает границы сформированной команды, а открывает их для других обитателей лагеря.


Миф 8. Перед тренингом командообразования нужно подбирать подопечных по совместимости, ролям и т.п.

В команде важнее цель и совместная деятельность, чем психологические особенности ее членов. Группа, подобранная по принципу совместимости, не обязательно становится командой. Тренинг, в основе которого лежит принцип совместимости, можно с уверенностью назвать коммуникативным, так как жесткое распределение ролей в группе останавливает ее динамику. Группа постоянно топчется на первом этапе своего развития. А так как члены группы не гибки в своих ролях, плохо заменяемы, то они не могут подстраиваться под изменяющиеся условия и задачи. Внешне все выглядит красиво, но внутренняя структура подобной группы нежизненна в условиях реальной деятельности, где не последнюю роль играет положение ребенка в иерархии детской группы.


Миф 9. Роли в команде статичны и не меняются в процессе работы команды.

Считается, что изначально выявленные и распределенные роли создают командный стиль взаимодействия. На самом деле через некоторое время группа, в которой роли жестко распределены, перестает успешно взаимодействовать. В процессе формирования команды на каждом из этапов меняется ролевая идентификация членов группы, а также расширяются их возможности.


Таблица изменения ролевого поведения членов команды.

1 этап

Роли формальны, многие члены группы их не принимают или до конца не осознают.

2 этап

Идет борьба за роль в группе.
Члены группы соотносят свои роли с ролями других членов группы.

3 этап

Выявляется предпочтительный спектр ролей у каждого члена группы.
Происходит гибкая смена роли в зависимости от поставленных целей перед группой.

Если на первом этапе тренинга командообразования каждому члену группы присуща определенная роль и от него ожидается соответствующее ей поведение, то на третьем этапе происходит расширение спектра ролей. Один и тот же член команды может выполнять различные роли в зависимости от поставленных целей. Группа приобретает гибкость и более полно использует ресурсы каждого ее члена.


Миф 10. Тренинг командообразования можно проводить по единому сценарию, не зависимо от специфики взаимоотношений и целей.

Многие вожатые считают, что тренинг командообразования – это определенный набор игр и упражнений, расписанный по определенному сценарию. В этом случае тренинг рассчитан на среднестатистическую группу, а таковых в жизни не существует. Это похоже на обучение, рассчитанное на среднестатистического ученика – кажется, что все подходы верны, а ученик учиться таким образом не желает. Он ждет индивидуального подхода, учитывающего его особенности восприятия и поведения.

Каждый тренинг командообразования уникален и неповторим еще и из-за того, что команда создается под определенную лагерной сменой цель. Это существенный признак командой деятельности, однако только в том случае, если цель находится за пределами группы (цель лагерной смены). Если целью группы является «улучшение взаимоотношений», «нахождение общих интересов», «интересно заполненное время отдыха» и т.п., то в это случае формируется не команда, а компания.

Компания – тоже неплохо, если ее цели не начинают противоречить целям лагерной смены. Чаще созданная компания начинает работать на свои личные цели, а не на цели лагерной смены.

Группа – это живой организм со своими особенностями и внутренней работой. Портрет каждой группы индивидуален, различаются цели, под которые она создается, но общие тенденции группового развития схожи.

Вожатый должен уметь управлять группой и иметь свой арсенал приемов, которые позволяют это делать наиболее эффективно. Содержание тренинга - это обоюдный творческий процесс, который создают вожатый и группа. Это как джаз – есть заданная тема, но каждый раз импровизация будет отличаться в зависимости от состояния и опыта исполнителя.


Мы выделили 10 мифов тренинга командообразования. Возможно, их больше. Например еще можно сказать о мифах, что...

Командообразование — это обязательно тренинг, построенный на играх в команде. Нет. Веревочный курс и тренинг развития команды совершенно разные вещи. В реальной жизни детям редко приходится прыгать друг другу на руки. Безусловно, веревочный курс является одним из самых эффективных вариантом тимбилдинга, однако есть смысл тренировать подростков действовать сообща и на примере реальных ситуаций в форме, к примеру , групповых обсуждений.

Командообразование — это тренинг для всего вашего отряда. К сожалению, данное утверждение верно только в маленьких детских отрядах, где в отряде не более 15-25 детей. Дело в том, что существует некая «норма управляемости», то есть численность подопечных, при которой возможно эффективное управление командой. В среднем это составляет 9-10 человек. Поэтому командообразование только на группу подростков которая в одно и то же время решает в обсуждении общие проблемы и находит пути их решения.

Вожатый, проводящий тренинг, должен быть человеком спорта. Безусловно, если это вожатый-тренер веревочного курса, он должен понимать многие «законы» спорта. Однако, это вовсе не ключевой момент. Вожатый прежде всего должен быть компетентен в практической психологии и иметь необходимую подготовку.

И т.д...

Но на первых порах вожатому, который отойдет от общепринятой мифологии и начнет анализировать свою деятельность, этого набора будет достаточно, чтобы коренным образом изменить свой взгляд на тренинги командообразования.

И результаты, которые можно получить, оставив за спиной общепринятые мифы, будут ошеломительны не только для ваших подопечных, но и для вас.