Малая группа

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск

Малая группа

7969.jpg

МАЛАЯ ГРУППА - Элементарная (т.е. несводимая к меньшему без потери существенных, важных качеств) общность людей, объединенных:

  • общими целями,
  • общими интересами,
  • вовлеченностью в совместную деятельность,
  • психо-эмоциональной привязанностью.

Под малой группой, как правило, понимается группа, состоящая не более чем из 20-40 человек. Хотя оптимальной для совместной деятельности считается группа из 5-9 человек. Большая группа перестает быть элементарной и разбивается на подгруппы.


Виды групп

  • Условные — несуществующие реально, но выделяемые для решения определенных задач. Например, все дети отряда, родившиеся зимой. Между ними не существует специфических связей, но это может быть важно для организации вечера-поздравления.
  • Реальные — действительно существующие группы с долговременными, устойчивыми связями.


Свойства групп

  • Формальность.

Формальные группы имеют официально признанный статус в существующей структуре социальных отношений. Если группа принимает правила, накладываемые большей группой (криминальное сообщество, стихийное движение фанатов), такая группа будет обладать качествами формальной. В отличие от них, неформальные, стихийные группы создаются произвольно. К свободной, неформальной группе можно отнести, например, компанию друзей.

  • Референтность.

Группа может быть референтна (эталонна) по отношению к индивидууму. Референтной называется группа, мнение которой, оценки, суждения важны для ее члена. В такой группе индивидуум стремится упрочить свои позиции, идентифицировать, отождествить себя с группой. Принимаемые решения сверяются с возможным мнением других членов группы даже мысленно.

  • Сплоченность.

Это качество отношений между членами группы. Существует социо-психологический показатель - индекс сплоченности, который отражает единство участников группы в оценке различных социальных ситуаций. Индекс сплоченности показывает степень единства группы в оценках, ценностях, мнениях, действиях. Также индекс сплоченности отражает готовность членов группы к взаимодействию друг с другом. При анализе сплоченности важно оценить статус членов группы, т.е. их готовность к взаимодействию, представить структуру взаимоотношений в группе. Такая оценка производится с помощью социометрических методик. Например, задается вопрос, определяющий отношение человека к другим членам группы: “С кем из членов группы вы отправитесь в путешествие?”. Отвечая на него, можно назвать несколько человек. Затем просчитывается, сколько раз был назван каждый из членов группы. В зависимости от количества выборов членам группы может быть присвоен определенный статус.

  1. “социометрическая звезда” — названный большинством членов группы;
  2. “предпочитаемый” — получивший среднее или чуть больше среднего количество выборов,
  3. “избираемый” — получивший среднее или меньше среднего количество выборов;
  4. “аутсайдер” — человек, не получивший ни одного выбора в ходе нескольких

социометрических исследований с различными заданными ситуациями.

  • Развитость.

Развитость группы отражает уровень ее состояния относительно тех целей, которые группа ставит пред собой. Сплоченная группа может быть неразвитой, если сплоченность сама по себе не является ее целью.

  • Ценностное развитие.

Нравственные ценности, взгляды, представления, установки, потребности членов группы характеризуют уровень их готовности к принятию групповых решений с определенной нравственной ориентацией.

  • Психологический климат в группе.

Оценивается по самочувствию членов группы. К составляющим психологического климата относят отношения между членами группы, которые характеризуются: степенью дружелюбия, взаимной поддержки, увлеченности, теплоты взаимоотношений, согласия между членами группы, удовлетворенности и т.п.


Малая группа — агент социализации

Социализация — это процесс включения подростка в существующие общественные отношения, приобретение им социальных ролей, навыков, установок, ценностей. Подросток социализируется более безболезненно, если он включен в малую группу, где могут быть удовлетворены его потребности, связанные с процессом социализации. Существует ряд поведенческих реакций, свойственных подростковому возрасту. Среди них выделяется реакция группирования. Это свойство подростков направлено на удовлетворение целого ряда психологических потребностей:

  • в идентификации, поиске объекта для подражания;
  • в преодолении ощущения отчужденности, чувства одиночества;
  • в самоанализе, сравнении себя с другими;
  • в социо-психологической кооперации со сверстниками в период социализации (взаимной поддержке, чувстве безопасности и защищенности);
  • в интимно-личностном общении, основанном на доверии и взаимопонимании.


Различные тенденции развития малой группы

  • Конформное (подстраивающееся) поведение.

Конформное поведение в малой группе способствует принятию большинством ее членов общего мнения или направления деятельности, предложенного лидерами. Члены малой группы как бы “подстраиваются” под общие интересы, ритм деятельности, направление развития. Однако конформное поведение может приобрести отрицательные тенденции, если перейдет в свои крайние формы - конформизм и нонконформизм. Конформизм — это зависимость от мнения и воли других членов малой группы, отказ от собственного мнения в пользу мнения большинства, некритичное отношение к групповым решениям. Эту опасную тенденцию, как правило, вольно или невольно поддерживают и развивают некоторые лидеры малой группы. В то же время демократичный лидер стремится к преодолению опасной тенденции отсутствия в малой группе критической оценки принимаемых решений или возникающих влияний.

  • Нонконформное поведение.

Нонконформизм — это, в отличие от конформизма, неприятие членами малой группы любых мнений, кроме своего. Для нонконформистов неважна ценность собственных идей, для них важно, как “противопоставить” их всем остальным. Нонконформисты вносят деструктивный характер в деятельность малой группы, поскольку совершенно не ориентируются на результат деятельности, а думают лишь о своем личном проявлении.

  • Социальная леность.

Социальная леность проявляется в отказе от принятия ответственности на себя в случае ее распределения между другими членами малой группы. Например, если все вместе тянут канат, то в какой-то момент части членов малой группы может показаться, что от их усилий ничего не зависит, поскольку достаточно усилий других. Средством преодоления социальной лености является формирование в сознании членов малой группы персональной ответственности за совместные действия.

  • Огруппление мышления.

При высокой сплоченности малой группы или отрыве ее от реальной социальной действительности возникает иллюзия непогрешимости группового решения. Решения начинают приниматься без опоры на реальную ситуацию, не рассматриваются все возможные альтернативы, не оценивается вся информация, не разрабатывается план на случай непредвиденных обстоятельств. Основным критерием оценки принятого решения становится его одобренность малой группой в ущерб внешней оценке. Огруппление мышления предотвращается в случае открытости малой группы, ее готовности к диалогу и взаимодействию с другими группами.

  • Влияние меньшинства.

Групповое меньшинство в силу сложившихся обстоятельств более агрессивно, наступательно, решительно. В какой-то момент благодаря этим свойствам меньшинство способно директивно решить ситуацию в свою пользу. При этом возникает серьезная опасность проявления социальной лености большинством членов малой группы. Защитой от агрессивного воздействия меньшинства должен служить объективный анализ ситуации по заранее определенным критериям. Нельзя опираться при принятии важных решений только на голосование. Это же позволит предотвратить ошибочное, неверное решение большинства.

  • Деиндивидуализация.

Вместе мы делаем то, что не стали бы делать в одиночку. Вследствие этого в малой группе возникает опасность ослабления самосознания, особенно в случае отсутствия личной ответственности за участие в совместной деятельности. Члены малой группы как бы отказываются от собственного мнения, избегая персональной ответственности. Каждый член малой группы должен иметь возможность совершить самостоятельный выбор направления личностного развития и нести за него персональную ответственность. В малой группе необходимо создавать как можно больше возможностей для индивидуального самовыражения ее членов.

  • Групповая поляризация.

Принятие спорного ответственного решения может разделить членов малой группы на две противостоящие стороны, что не произойдет в случае поиска компромиссного решения. Поэтому при принятии спорных решений необходимо опираться на мнение посторонних, не являющихся членами малой группы (независимых экспертов), принимая во внимание их беспристрастность.

Жизнь в группе

Все, что переживает молодежь внутри группы, есть результат работы мини-общества, состоящего из молодых людей и взрослых руководителей. Воспитание командного духа предполагает поддержку конструктивной динамики группы (взаимодействие и взаимоотношения, развивающиеся между молодыми людьми и между молодыми людьми и взрослым руководителем). Это также предполагает использование стремления молодых людей к взаимодействию (между собой и со взрослым руководителем) в самых разнообразных ситуациях, естественно возникающих во время их пребывания в детском лагере. Когда формируется чувство команды, группа в целом принимает во внимание потребности и интересы каждого, и каждый способствует развитию группы.

Жизнь в группе стимулирует опыт и переживания, которые могут вести к эмоциональному и общественному росту, развитию социальных установок и прогрессивному обретению ценностей личностью потому, что:

  • работа в сплоченной группе и познание на практике достоинств жизненного кодекса дают молодой личности естественную среду, чтобы осознать более глубокое значение жизненных ценностей;
  • конструктивное взаимодействие и взаимоотношения с другими членами группы поддерживают климат взаимного доверия и заботы и способствуют развитию чувства индивидуальности и собственной значимости;
  • перспектива быть частью сплоченной группы стимулирует желание принадлежать именно этой группе и чувствовать себя принятым ее членами;
  • жизнь группы, воздействие сверстников являются одним из сильнейших аспектов влияния на развитие молодой личности. Таким образом, социальные установки и ценности, которые стимулирует жизнь в группах, имеют личностную природу (такие, как конструктивное и активное отношение к жизни, уверенность в себе, дух романтики, постановка целей и т.д.) и социальную природу (такие как командный дух, поиск компромисса, признание разногласий и взаимозависимости, солидарность и т.д.). Поэтому жизнь в группе дает молодым людям возможность практически реализовать и развить - сообразно со своим потенциалом -способность к автономии, готовности помочь другим и ответственности.


Цель и задачи

Цель членства в малых группах — способствовать наиболее полному раскрытию личностного потенциала детей и молодых людей в ответственном взаимодействии.

Задачи членства в малых группах:

  • способствовать удовлетворению потребностей детей и молодых людей в принадлежности, любви, уважении и самореализации;
  • включить детей и молодых людей в конструктивную реализацию ими программы прогрессивного развития в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями;
  • создать благоприятные условия для социализации детей путем их обучения демократическим формам самоуправления в сотрудничестве со взрослыми, умению самостоятельно разрешать конфликты, достигать согласия, принимать решения и подчиняться обстоятельствам, брать на себя ответственность и делиться ею, овладевать инициативой и вести за собой, доводить до конца начатое дело.

Преимущество малых групп как агентов социализации, способствующих интеграции молодых людей в общественную жизнь, небольшое количество участников, длительный характер связей, идентификация всех членов группы с целями через знания, которыми обладают другие члены группы, отношения, взаимооценки в рамках группы, объединенные с чувством свободы и спонтанности действий, а также тот факт, что социальный контроль осуществляется неофициально, — все это представляет собой идеальную обстановку для молодых людей, вовлеченных в процесс перехода в более старший возраст.


Групповые решения

Решение, принимаемое малой группой, коллективом. Вопреки распространенному мнению о том, что чем больше участников примет участие в обсуждении, тем эффективнее будет решение, это далеко не всегда так…

К сильным сторонам групповых решений можно отнести:

- возможность собрать исходную информацию с учетом разных точек зрений;
- возможность познакомить участников и объединить их общим делом;
- облегчение внедрения принятых решений в будущем и т.п.


Статус участника при принятии решений

Малая группа больше прислушивается к предложениям участников, обладающих высоким статусом, «...поэтому они обычно оказывают непропорционально сильное воздействие на групповые решения и суждения, в то время как людей с более низким статусом чаще всего игнорируют, даже если они предлагают разумные и творческие решения.


Эффект группомыслия (оглупление мышления)

Способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий.

В случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.


Можно выделить пять условий, которые способствуют группомыслию.

Первое — привлекательность членства в данной группе. Следовательно, все ее члены заинтересованы в сохранении своего положения, в долговременном существовании самой группы и друг друга. Все это служит укреплению групповой сплоченности. Если мера сплоченности группы зависит от уровня ее привлекательности, то ключ к пониманию феномена группового мышления лежит именно здесь. Понятно, что самой сплоченной будет та группа, принадлежность к которой очень привлекательна для большинства ее членов. В таких группах царит подчеркнутое единодушие, единомыслие, и члены тесно сплоченных групп легко меняют свои индивидуальные взгляды, приноравливая их к мнению большинства. Каждый при этом убежден, что делается это во имя высоких целей: сохранения гармонии, поддержания добрых отношений, предотвращения разногласий. Таким образом, высокая заинтересованность в сохранении своего членства в группе, заинтересованность в привилегиях обусловливает ее тесную сплоченность и побуждает членов к внешнему (избыточному) и внутреннему конформизму. Иначе говоря, члены группы не только демонстрируют согласие с нормами, но и начинают искренне воспринимать их как наилучшие, самые правильные. Таким группам присуще «мы-чувство».

Второе условие — наличие властного, авторитарного лидера, директивно навязывающего свою точку зрения всей группе. В этом случае мнение «первого лица» может выдаваться, но что самое главное, и восприниматься действительно как мнение всей группы. Кстати, в советской истории подобное директивное, навязываемое решение демагогически приписывалось социальному фантому — «народу» и поэтому облекалось в клишированные формы — «по многочисленным просьбам», «так считает народ», «мы посоветовались с народом», «от имени народа» и т. д.

Третье условие — закрытость группы, ее самоизоляция. Огруппление мышления возникает в тех группах, которые ограждены от критики, недосягаемы для контроля. Понятно, что чем строже поддерживается «неприкосновенность», тем с большей вероятностью появится «группомыслие».

Четвертое условие — решения группы не подвергаются внешней экспертизе. Властвующие группы, поскольку они присваивают себе право выступать от имени «народа», право быть его «глашатаями», постольку собственное мнение они начинают воспринимать как безукоризненное, абсолютно истинное.

Пятое условие — сильное групповое давление, обусловленное взаимовлиянием членов группы друг на друга. В свою очередь, повышенное психологическое давление вызывается тесной сплоченностью индивидов, имеющих одинаковые ценности, мотивацию, направленность мышления и другие психологические характеристики. «Мы-чувство» и групповое мышление делают членов группы психологически похожими друг на друга, так что они начинают соответствовать поговорке «два сапога — пара». В условиях нестабильной, стрессовой ситуации, когда вся группа ориентирована на лидера и на его мнение, возникает иллюзорная уверенность, что другого, альтернативного решения просто не может быть.

Кроме пяти условий, есть еще одно — шестое условие. Он утверждает, что помимо групповой сплоченности необходимо еще чувство неуверенности членов группы относительно того, как их воспринимают и оценивают в группе. Коротко говоря, каждый член группы не знает наверняка, насколько он в группе «свой». Поэтому на всякий случай он демонстрирует повышенную лояльность групповым решениям.


Факторы, усиливающие «эффект группомыслия»

1. Иллюзия неуязвимости. Правящие группы в силу своего привилегированного положения вырабатывают не совсем адекватные представления о степени своего могущества. Поэтому им свойственны самодовольство и убежденность в собственном превосходстве над всеми остальными людьми буквально во всем — в уровне интеллекта, в силе собственного влияния, в хитрости и, наконец, в безнаказанности. Все это может подтолкнуть такие группы к принятию самых непродуманных, рискованных, безответственных, а порой и просто преступных, решений.

2. Коллективная рационализация. Раньше уже говорилось о том, что рационализация является одной из форм психологической защиты и что ее открытие принадлежит 3. Фрейду. Только ранее говорилось об индивидуальной защите, когда человек, совершив заведомо иррациональные, неразумные действия, придумывает для них рациональные, логические объяснения. Огруппление мышления и «мы-чувство» приводят к тому, что к рационализации прибегает группа для обоснования своих безответственных, продиктованных не разумом, а самодовольством и амбициями действий.

3. Вера в свою моральную непогрешимость. Учитывая сказанное, не приходится удивляться, что властвующие группы могут воспринимать себя как образец добродетели и высокой морали. Эта позиция очень удобна, поскольку позволяет оправдывать любые свои безнравственные, антигуманные решения, выдавая их за верх гуманизма. Ощущение собственного морального совершенства ведет к вседозволенности в средствах, позволяет лгать, утаивать информацию и т. д.

4. Стереотипы в отношении «чужих». Понятие «социальный стереотип» можно определить как когнитивную схему, сложившуюся в отношении какой-либо социальной группы. Не все, но значительная часть стереотипных представлений носит уничижительный, презрительный, враждебный и т. д. характер, то есть является предубеждениями. Понятно, что это не лучший способ восприятия социальных групп. «Другие», «чужие» предстают в плакатном, карикатурном, словом, искаженном, далеком от реальности виде. У властвующих групп, таким образом, в отношении «чужих» формируется «шапкозакидательское», высокомерное и вместе с тем чересчур настороженное злобное отношение, обусловленное страхом и ненавистью. Добавим, что такой способ восприятия «других» укрепляет группу в чувстве собственного превосходства и правоты. (К проблеме стереотипов и предубеждений вернемся в дальнейшем, когда будем более подробно обсуждать межгрупповые отношения.)

5. Прямое давление на инакомыслящих. Огруппление мышления способствует тому, что если кто-то из членов группы, сохранивших собственную точку зрения, начинает выражать сомнение относительно принятого группой решения, то группа оказывает на него как скрытое, так и явное давление. "Диссиденту" дают понять, что он должен соблюдать два правила: а) не сообщать о своих сомнениях «чужим» или в присутствии посторонних, то есть «не выносить сор из избы», чтобы сохранялась видимость единства и отсутствия разногласий; б) он может сомневаться в частностях и критиковать детали, но не «генеральную линию» группы. Но даже и при соблюдении этих требований малейшее отклонение от общей позиции повлечет санкции со стороны группы.

6. Самоцензура. Впрочем, как правило, никаких санкций против инакомыслия и не требуется, поскольку групповое мышление побуждает членов группы самостоятельно подавлять собственные сомнения, отказываться от них, то есть использовать самоцензуру И это понятно. Коль скоро уже говорили о конформизме, то знаем, что он без самоподавления невозможен. Собственно, в этом и состоит его сущность.

7. Иллюзия единодушия. Если человек подавляет свои опасения и сомнения, держа их при себе и боясь их высказать, чтобы не оказаться в роли зачинщика разногласий — так поступает большинство членов группы, — то отсутствие высказанных сомнений создает у всей группы иллюзию единомыслия. Раз все молчат, значит, никто не сомневается, все согласны — примерно так рассуждает каждый. Это побуждает членов группы к еще большей самоцензуре, что, в свою очередь, усиливает иллюзию единомыслия. Таким образом, даже имея различные точки зрения, членам группы и группе в целом удается сохранить уверенность, что все придерживаются одного мнения.

8. Наличие «умохранителей». Слово «умохранители» не совсем в ладах с тем смыслом, которое оно должно передавать.


Эффект влияния меньшинства

Заключающийся в том, что меньшинство группы наиболее влиятельно при условиях последовательности в своих взглядах, уверенности в своей правоте и способности привлекать сторонников из числа большинства. Даже если все эти факторы не убедят большинство принять взгляды меньшинства, они пробудят у большинства сомнения в себе и склонят его к рассмотрению других альтернатив, часто приводящих к лучшему, более творческому решению.

Природа влияния меньшинства все еще остается предметом споров. Вместе с тем не подлежит сомнению, что меньшинство, твердо стоящее на своих позициях, более влиятельно, чем меньшинство колеблющееся. Последовательное меньшинство является влиятельным, пусть и не популярным, частично из-за того, что вскоре именно оно становится центром спора. Всеобщее внимание позволяет человеку высказать непропорционально большее количество аргументов. А позиция, в пользу которой высказано больше аргументов, обычно побеждает. Красноречивые члены группы, как правило, более влиятельны.

Последовательность и настойчивость говорят об уверенности в себе. Более того, эксперименты свидетельствуют, что любое действие меньшинства, выражающее уверенность, склонно порождать у большинства сомнения в себе. Ощущение сильной и непоколебимой убежденности меньшинства подталкивает большинство к тому, чтобы пересмотреть свою позицию.

Когда меньшинство постоянно сомневается в мудрости большинства, те члены большинства, которые в противном случае подвергали бы имеющиеся у них сомнения самоцензуре, теперь не стесняются их высказывать и могут даже перейти на позиции меньшинства. Упрямое меньшинство разрушает всякую иллюзию единомыслия. Причем отступники со стороны большинства гораздо более убедительны, чем непоколебимые представители меньшинства; В ряде экспериментов было выявлено, что как только появляются перебежчики, зачастую за ними сразу тянутся все остальные, вызывая эффект снежной лавины.

Воздействие меньшинства зачастую парадоксально и нелогично. Доказано, что гонения со стороны лидеров большинства по отношению к меньшинству далеко не всегда укрепляет позиции первых. Наоборот, эти действия зачастую ведут к росту сомнений в стане большинства, к симпатиям относительно гонимого меньшинства. Мировая история знает немало примеров, когда ореол мученика помог утвердиться лидерам меньшинства.

Рассмотренные феномены показывают сложность, противоречивость, пульсирующий характер групповой жизнедеятельности. Знание руководителем закономерностей действия этих феноменов позволяет не только прогнозировать развитие групповых процессов, но и управлять ими.


Профилактика «эффекта группомыслия»

Ряд рекомендаций, которые могут предотвратить эффект группомыслия. Для этого необходимо, чтобы лидер группы признавал право на инакомыслие и даже поощрял его, давая возможность каждому члену группы открыто высказывать свое несогласие или свое особое мнение. Лидер вообще не должен навязывать свою точку зрения, вместо этого предлагая высказываться всем остальным. Это необходимо для того, чтобы были изложены и выслушаны все имеющиеся мнения по поводу обсуждаемой проблемы. И уже затем, когда выскажутся все, лидер может на основе альтернативных точек зрения сформулировать свое мнение о решении проблемы. В больших группах для выработки плана решения проблемы могут быть созданы подгруппы, работающие независимо друг от друга, чтобы затем на заключительном этапе сообща, всей группой принять окончательное решение. Но опять-таки для работы в таком порядке необходимо, чтобы лидер и группа были заинтересованы в эффективности своих решений, а не в демонстрации своей сплоченности и единодушия. Как видим, очень многое здесь зависит от мотивации и поведения лидера группы.

Чтобы предотвратить развитие группомыслия, лидер группы должен предпринять следующие действия:

  • Определить роль каждого члена группы как роль «последнего контролера».
  • Избегать обнаруживать любые собственные предпочтения в начале обсуждения проблемы.
  • При формулировке проблемы использовать только факты без эмоциональных оценок.
  • Назначить одного из членов группы или пригласить человека со стороны играть роль «адвоката дьявола».
  • Ясно дать понять, что каждый член группы будет отвечать за принятое решение.
  • Поощрять открытую дискуссию и поиск альтернативных решений.

В дополнение к этим мерам, следует организовывать «повторную» встречу, чтобы еще раз рассмотреть и оценить важное решение. Таким образом, каждое решение должно быть принято дважды».


Сплоченность малой группы

Характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Сплоченность как черта выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Военные называют подобный процесс «боевое слаживание».

Сплоченность является своего рода результатом действия тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека, насколько и пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превышают «издержки», но превышают более, чем могли бы в какой-то другой группе или вообще вне ее. С данной точки зрения силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп.

К числу основных факторов групповой сплоченности относятся прежде всего:

  • сходство главных ценностных ориентаций членов группы;
  • ясность и определенность групповых целей;
  • демократический стиль лидерства;
  • кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;
  • относительно небольшой объём группы;
  • отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп; престиж и традиции группы.


Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются:

  • уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность);
  • степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: она тем выше, чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, — тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий.

.

Изменение поведения человека в составе группы

Поведение людей в составе группы во многих случаях изменить легче, чем поведение каждого из них по отдельности.

Изменениям поведения человека в составе группы способствует:

  • комфортная психологическая атмосфера (безопасная, доброжелательная атмосфера);
  • осознание факта, что личные проблемы человека не уникальны;
  • наблюдение как за успешным, так и неуспешным поведением других участников;
  • помощь другим участникам;
  • конформизм (Изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления (влияния) группы);
  • наличие обратной связи и рефлексии (Анализ и осознание собственного и чужого психического состояния, мыслей; «мышление, изучающее мышление». Возможно, происходит от греческого термина «reflexio» - обращение назад. Проводя рефлексию свою деятельности, человек осознает: «Что же я/мы делаем на самом деле?», пытается выявить трудности и найти пути их преодоления. Под рефлексией в организационном поведении понимается осознание человеком того, как он воспринимается партнерами. Можно условно выделить следующие виды рефлексии:
    • Рефлексия по отношению к обратной связи, полученной от других людей: в ходе совместной работы постоянно возникают ситуации, когда обсуждается поведение кого-либо из участников. Те, чьи действия комментируются в группе, могут поразмышлять о том, что вызвало именно такую обратную связь, а также дополнить или углубить понимание собственных действий.
    • Рефлексия в конце какого-либо группового действия: по окончании ролевых игр или упражнений участники могут проанализировать, что произошло, что прояснилось. Обе формы рефлексии предоставляют каждому возможность сравнить свое поведение и свой образ мыслей с поведением и образом мыслей остальных. Участники смогут решить для себя, что можно извлечь из такого сравнения. При этом всегда существуют характерные ответы: «Я доволен своими действиями... В этой области я хотел бы изучить... В следующий раз я хотел бы...»
    • Рефлексия без посторонней помощи: иногда бывает полезно, чтобы каждый подумал о своем учебном опыте и сделал выводы, не обсуждая ничего с остальными. Это может происходить по-разному. Например, общее молчание в течение нескольких минут предоставляет возможность для личного анализа. Другой вариант: каждый участник записывает свои размышления. Для такой письменной оценки также существуют различные формы, к примеру, записи в ежедневнике […] или же письменные резюме: что я понял... что я не понял... что я хотел бы изменить...
    • Рефлексия собственного развития: участники пытаются сопоставить свое поведение в учебной ситуации и свое личностное развитие. Они размышляют о том, что думали, чувствовали или делали в определенной ситуации, насколько они придерживались старых способов реагирования, как часто появлялось что-то новое. Можно составить «баланс» собственных сильных и слабых сторон, отметить для себя важные цели. Возможно, участник осознает, что он воспринимал ситуацию в группе как состояние войны и что он завидует тем, кто может рассматривать взаимодействие с другими как игру. Возможно, он решит выяснить, что эта метафора «войны» означала для него раньше).

.

Эффект давления в малой группе

Можно выделить следующие функции такого давления:

  • обеспечение достижения групповых целей;
  • сохранение группы как целого;
  • разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться;
  • определение членами группы своего отношения к социальному окружению.


Давление — важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности малой группы. Значение его в том, что оно служит поддержанию общего постоянства и сплоченности в изменяющихся условиях совместной деятельности. Осуществляется групповое давление в форме санкций, применяемых к тем членам группы, которые не соблюдают общепринятых норм или ведут себя вызывающе, конфликтно по отношению ко всем другим. Санкции обычно бывают двух видов — поощрительные и запретительные.


Возможны четыре варианта поведения человека в группе:

  • сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;
  • вынужденное подчинение группе под угрозой санкций;
  • демонстрация антагонизма по отношению к группе;
  • свободное, осознанное отвержение групповых норм.

.

Размеры малой группы

0 2399d 725f411 Lm.jpg

Когда мы слышим выражение «малая группа», возникает вопрос: «Сколько человек должно входить в группу, чтобы ее можно было назвать малой?» В социальной психологии предпринято множество попыток определить ее нижнюю и верхнюю границу.

Определяя нижнюю границу малой группы или отвечая на вопрос: «Сколько человек в самой маленькой группе?», большинство людей ответит: «Двое». Психологи также считают, что малая группа «начинается» с диады, отмечая при этом неполноценный, как бы «усеченный» характер отношений в таком объединении. Действительно, в диаде не может проявиться вся полнота межличностных связей, наблюдающихся в больших по объему группах. Так, при обсуждении какого-либо вопроса здесь не может быть большинства или меньшинства, а будет либо полное согласие, либо конфронтация.


Как правило, группы из двух человек:

  • очень хрупкие и легко распадаются;
  • требуют устойчивых отношений между партнерами, упорядоченных и позитивных, в таких группах создаются условия для более глубокого эмоционального удовлетворения.


В триадах устанавливаются более сложные отношения, чем в диадах. Это обусловлено тем, что рано или поздно происходит сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего. Семьи, состоящие из трех человек, более устойчивы, чем из двух. Даже у младенцев родители, отстаивающие свою точку зрения, ищут поддержку и призывают его в свидетели. Тем самым образуется большинство, имеющее возможность подчинить себе меньшинство. Третий член группы может играть одну из следующих ролей: безучастного посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу: «Разделяй и властвуй».

Когда группа слишком мала, она перестает действовать как группа, ее участники оказываются вовлеченными в индивидуальную деятельность. Четыре человека—минимум для жизнеспособной группы. Однако, имеются данные, что группы с четным числом участников отличаются от таковых с нечетным. В первых, в большей степени проявляются разногласия, чем в последних, поэтому они менее устойчивы и могут распадаться на фракции с равным числом членов, что невозможно в группах с нечетным числом членов: у них одна из сторон всегда имеет численное преимущество.

С ростом количества членов группы наблюдается дальнейшее угасание согласия, но здесь меньше и напряженности в отношениях. Эти различия скорее всего связаны с тем, что для крупных групп решение организационных проблем более необходимо. Участники их, как правило, стремятся к определенной цели, а потому вынуждены прилагать усилия, чтобы координировать свои действия. Кроме того, крупные группы оказывают большее давление на своих участников, усиливая их конформизм. В них наблюдается неравенство между участниками; каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений, следовательно, меньше удовлетворены своей ролью в совместных дискуссиях, чем члены малой группы.

Число пять имеет особое значение. Группы из пяти человек обычно не сталкиваются с проблемами, отмеченными выше. Кроме того, их участники не страдают от непрочности и напряженности, свойственных диадам и триадам. Здесь каждый удовлетворен своей ролью, а в случае разногласий такие группы, как правило, не распадаются, диссиденты в них получают большую поддержку со стороны некоторых ее членов, им не угрожает полный разрыв с группой.

Верхний предел малой группы — максимально возможный ее объем. Высказывания специалистов на этот счет имеют значительные расхождения. Так, достаточно часто отмечается «магическое число «7+/-2», которое считается объемом непосредственных эмоциональных связей человека. Некоторым «нравится» цифра 20. Он называет ее «предельной» , не приводя никаких обоснованных доводов в ее поддержку. Другие идут еще дальше, считая верхней границей малой группы 50 человек.

Вероятно, говоря о верхней границе, следует придерживаться критериев, соизмеряющих объем группы с выполняемыми ею функциями, задаваемыми непосредственным характером самой деятельности.

Количественный состав имеет определенное значение и для регуляции эффективности групповой деятельности. С увеличением группы ее эффективность возрастает, но лишь до определенного уровня: при достижении некоторого «критического значения» величина группы перестает влиять на эффективность ее деятельности, а затем — при ее большем увеличении — эффективность снижается (слишком большая численность приводит к тому, что люди начинают мешать друг другу).

Говоря о связи количества членов группы с эффективностью ее деятельности необходимо соотносить специфику деятельности, сложность решаемых задач с реальной численностью. Соотношение количества членов группы и эффективности ее работы имеет криволинейную зависимость. В проявлении этого фактора следует различать пороговые значения численности группы:

  • нижний порог — число лиц, способных справиться с общей задачей;
  • верхний порог—число лиц, эффективно справляющихся с заданием, но которое может быть незначительно сокращено без видимого ущерба.

В заключение отметим, что увеличение размера группы ведет к тому, что среди ее членов появляется тенденция меньше общаться друг с другом и чаще обращаться к лидеру, роль которого возрастает. В то же время в группе более пяти человек лидер, как правило, обращается к группе в целом, а не к отдельным ее членам. При этом он становится центром коммуникации, замыкает на себе все информационные потоки, придерживая одни и доводя до всеобщего сведения другие.

.

Групповая дискуссия

Одна из форм деятельности для увеличения сплоченности группы, выявления стереотипов, точек зрений участников и решения как правило несложных, т.н. низкоуровневых задач.

Иногда используется как форма группового совещания, где, помимо названных целей, задействуется механизм возложения и принятия ответственности на участников дискуссии.

Обычно дискуссией руководит вожатый. Общие правила коммуникации при групповой дискуссии выражаются в следующих требованиях к участникам группы:

  • используй «Я-послание»;
  • соблюдай гармоничность в себе;
  • избегай общих фраз;
  • ориентируйся на цель (задачу);
  • умей слушать;
  • будь активен в беседе;
  • будь краток;
  • осуществляй конструктивную критику.


В разных ситуациях вожатый может задавать вопросы:

- Что в ситуации является главным?
- Какие проблемы, изложенные в ситуации, Вам удалось выделить и какая из них приоритетная?
- Что Вы лично думаете об этом?
- Можете ли Вы привести аналогичный пример из практики?
- Что является здесь лидерской компетентностью?
- Затронуты ли в ситуации другие аспекты — например этические, психологические?
- Как бы Вы это оценили?
- Каковы могут быть последствия принятых решений?
- Кого это затронет, на ком отразится?
- Не пропустили ли Вы важную для правильного решения информацию?
- С чьих позиций Вы это предлагаете?

.

Статус личности в группе

Не всякий член группы неукоснительно соблюдает все установленные в ней нормы. Их соблюдение зависит от целого ряда обстоятельств, например от группового статуса участника.

При низком статусе имеется тенденция игнорировать нормы, при среднем же статусе показатели соблюдения норм обычно высокие. При стремлении к повышению статуса наблюдается склонность придерживаться норм, пока лидирующее положение в группе не достигнуто, после чего отклонения от менее важных правил уже не корректируются группой с помощью отрицательной обратной связи.

Иными словами, особо ценимые члены группы получают своего рода «право на эксцентричность», которое позволяет им действовать без оглядки на второстепенные групповые нормы.

Конечно, определенная степень соблюдения правил необходима, чтобы поддерживать в группе порядок и направлять происходящие в группе взаимодействия. Поэтому в некоторых группах применяют специальные средства поощрения тех, кто следует нормам, и наказания для тех, кто их не соблюдает. На лояльность участников к групповым нормам влияет и структура группы.

Например, в более однородных группах правила соблюдаются более строго, чем в разнородных.


Статус членов группы

Термин происходит от латинского «status» - положение личности в группе относительно других, её место и роль в системе межличностных отношений, определяющее ее права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же человек может иметь разный статус.

Статус оказывает влияние на власть норм над индивидом. Например, сотрудники с высоким статусом часто имеют большую свободу в отклонении от норм, чем другие члены группы.

Люди с высоким статусом также имеют большие возможности противостоять давлению, призывающему к соответствию нормам, чем их коллеги с более низким статусом. Личность, которая высоко ценится группой, но которой не нужны общественные награды, воздаваемые группой, может обращать минимальное внимание на соответствие своего поведения нормам группы, например, в одежде, прическе, соблюдении ритуалов и т. п. Именно этим можно объяснить, почему многие звезды спорта, знаменитые актеры, успешные менеджеры и выдающиеся ученые как будто не замечают норм внешнего вида и прочих общественных норм, которым следуют их коллеги. Как личностям высокого статуса, им предоставляется большая свобода действий. Но это длится до тех пор, пока деятельность людей высокого положения не начинает вредить достижению целей группы.

Однако статусная иерархия является устойчивой только в том случае, если члены группы верят, что иерархия справедлива. Когда люди считают, что существует несправедливость в распределении статусных функций, возникает неустойчивость, конфликт, который отражается в различных типах поведения. Представление о справедливости в организации относится, прежде всего, к распределению статуса между членами группы. Люди хотят, чтобы награда за их труды была соразмерна затраченным усилиям и средствам.


Смена статуса влечет за собой изменение интересов и притязаний человека. Так, например, если человек становится из мелкого номенклатурного комсомольского или партийного работника олигархом-мультимиллионером, то это неизбежно приводит к изменению его политических предпочтений, уровня и качества потребления, сопровождается приобретением дорогостоящего жилья, шикарных автомобилей, перемены круга общения и образа жизни в целом. У него появляются новые интересы и потребности. Поэтому, изменяя статус человека, можно изменить его потребности, ценности, убеждения и поведение.


Статусная несогласованность

Субъективное чувство несоответствия между самооценкой личности и тем положением, которое предоставляет ей группа.

.

Групповая динамика

2514262620 f37ff31425m.jpg

Как правило, в процессе существования любой группы можно выделить основные стадии: знакомство; конфронтация; устойчивая работа; распад. Как и люди, группы имеют свой жизненный цикл. Группа переживает разные стадии развития, прежде чем полностью раскроет свой потенциал

1. Начало работы группы. Это так называемая стадия рождения группы: процесс планируется и разрабатывается; проводится запись участников; происходит первая встреча; уточняются цели группы; разрабатывается программа; обсуждаются формы работы. На этой стадии большинство участников ощущает любопытство, неуверенность и некоторую застенчивость. Каждый надеется быть принятым и найти место в сообществе.

2. Знакомство друг с другом. Это «раннее детство» группы: участники ближе знакомятся друг с другом, обнаруживают общих знакомых или общее хобби; замечают сходство и различия в жизненных целях, ценностях, надеждах и опасениях, в жизненном опыте. Группа устанавливает правила, происходит разделение ролей и задач. Отношения внутри группы становятся более дружескими, участники — более терпимыми, постепенно возникает доверие и ощущение уверенности.

3. Начало работы. Эту стадию можно сравнить с «начальной школой». Группа начинает работать над своими целями, распределять задачи и принимать на себя обязанности. Участники готовы вносить свой вклад в жизнь группы и активно работать. В то же время, группа учится обращаться с «помехами»: участники реагируют на мешающее им поведение вожатого и других членов группы. Обсуждают темп работы (для кого-то он слишком медленный, для других — слишком быстрый). Часто эти реакции выражаются в посторонних разговорах или обсуждении происходящего за пределами группового пространства.

4. Период конфронтации. Этот период можно сравнить с «подростковым возрастом» группы. Сильнее проявляются различия между участниками, возникают конфликты, которые прорабатываются либо игнорируются; яснее «вырисовываются» личности отдельных людей, формируются альянсы и подгруппы. На этой стадии групповые цели и способы действия проверяются и порой определяются по-новому. Некоторые члены группы чувствуют себя раздраженными, подавленными, недооцененными или обделенными вниманием. Другие, наоборот, довольны своим местом в группе и испытывают чувство, что могут действовать свободно. И всегда есть кто-то, кто раздумывает, стоит ли ему продолжать работу.

5. Развитие синергии. Когда группа научается успешно обращаться с «помехами» и конфликтами, она достигает стадии зрелости, так называемого «взрослого возраста». Участники в основном идентифицируются с целями группы и обнаруживают, что совместная работа столь же важна, как и личность каждого со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Члены группы становятся более толерантными, терпимыми к чужим слабостям и недостаткам, в большей степени ответственными за собственное поведение. Они больше не считают, что «виноват» ведущий или другие. Группа готова признавать успехи, принимать различия и решать конфликты. В естественных группах обсуждаются мероприятия, разрабатываются временные планы и обговаривается возможность их реализации в будущем. Участники чувствуют себя компетентными, живыми и сплоченными.

6. Завершение работы группы. Можно сказать, что это тот момент, когда пора покидать «родительский дом и вставать на ноги». Закончилось запланированное время работы группы, и она выполнила свои задачи. Многие ведущие выделяют время для обсуждения прошедшей работы, достигнутых успехов и нереализованных желаний. Участники довольны в большей или меньшей степени.

Не все группы достигают пятой стадии — стадии синергии. Они могут застрять на стадии конфликтов или перейти к «отступлению». В этом случае они просто довольствуются тем, что группа не стала командой и настоящего сотрудничества не было. Для вожатого важно дать группе достаточно времени для выполнения задач каждой стадии развития. Наблюдается такая тенденция: чем больше группа, тем больше времени она тратит на каждую стадию. Если вожатый помогает группе в выполнении ее задач развития, то нужно избегать двух проблем — скуки и чрезмерных требований.






A fa8650c7.jpg

Смотрим также...

  1. Классификация малых групп
  2. Функционирование группы
  3. Социальные группы
  4. Подростки в группе
  5. Классификация малых групп в детском лагере
  6. Завоевание доверия и уважения в группе
  7. Формирование сплоченности в детской группе


Читать также...