В плену соревнований

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
092927bc6a95m.jpg

Соревнование — противоборство и конкурентная борьба между несколькими сторонами за достижение превосходства, (выигрыша, признания и т. п.) или в целях поддержки биологического инстинкта выживания.

Соревнование — отношения, складывающиеся в процессе совместной деятельности людей, выражающиеся во взаимном стимулировании активности друг друга и в конечном увеличении полезных результатов совокупных действий и тех и др.

Соревнование — специфическая форма организации активных программ, способ игры для участников. Строится на противоборстве нескольких команд между собой за победу, статус, другие призы. К каждой игре подбираются свои уникальные показатели, которые позволяют выбрать команду победителя. Форма реализации может быть разная: от квестов, до скоростного собирания подсказок, от прохождения этапов до водных "войнушек".


Соревнование как явление – базовый закон вселенной, закон борьбы за ресурсы. Каждое существо стремится завладеть максимальным количеством ресурсов, дабы увеличить вероятность своего выживания. Существа организовывают сообщество, если оно способствует выживанию, захвату ресурсов и защите своих ресурсов от соседей. Тогда борьба становится особенно увлекательной. Сообщество борется против других сообществ, особей вне сообщества и особей внутри сообщества, которые угрожают его существованию. Внутренняя борьба – часто лишь статусная борьба «нас» или «меня» против «них» или «его». В конце-концов, мы приходим к тотальной борьбе всех против всех, в которой есть место ограниченным союзам своих против чужих.

«...Уже самый общественный контакт, - говорит К. Маркс, - вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии (animal spirits), увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц...» (т. 23, с. 337).

Балансировать на тонкой грани достаточности конкуренции детей – удел и ответственность вожатого, который задает общий тон корпоративной культуры детского отряда.


Основные преимущества соревнования в отрядных и общелагерных программах:

  • Мероприятие позволяет наглядно выделить лучших, оно является готовым основанием награждения некоторых ребят/детских групп.
  • Соревнование более привычная для нас форма самореализации. Вся культура построена на выделении лучших, на борьбе с другими. Поэтому организация соревнования требует меньшего количества навыков и компетенции вожатого-организатора.
  • Внутри некоторых групп в детском отряде слабо взаимодействуют между собой, при внутренней установке на успех и победу. Соревнование в такой ситуации может сплотить команду в противоборстве с другими командами.
  • Соревнование стимулирует нервную систему и повышает «тонус» участников, поэтому они часто являются более напряженными и мобилизующими, чем «объединяющие программы».
  • Соревнование позволяет получить кардинально другие уроки. Посудите сами, я выполнил задачу за 10 минут, а затем собрался с силами и улучшил свой результат до 8 минут. Я получил бесценный опыт самомотивации, оптимизации своих усилий победы над собой. Если я выполнил за 8 минут, обогнав соперников, я получаю опыт борьбы с другими. Победа над собой или над другим. Что лучше? Выбор за Вами.
  • Реализация и канализация внутреннего напряжения между минигруппами внутри детского отряда. Если существует объективное напряжение, иногда стоит дать ему выплеснуться в безопасной форме. Пейнтбольная дуэль иногда может снять напряжение между двумя детьми, позволит выплеснуть эмоции и продолжить далее нормальные отношения с холодной головой.


Основные недостатки соревнования:

  • Закрепление принципа «свой-чужой» в детском отряде (детской дружине лагеря). Если отношения между отрядами или звеньями детских отрядов лагеря далеки от идеальных, есть проблемы с коммуникацией либо дети просто мало общаются друг с другом, соревнование может привести к их дальнейшему отчуждению.
  • Повышение общего тонуса и, возможно, уровня агрессивности внутри детской группы. Психологи выделяют три основных движущих силы: сексуальность, агрессивность и поиск смысла. Чаще всего соревнование опирается на агрессивность, которая затем может проявляться в повседневной их деятельности в детском лагере.
  • Повторимся, что работа сообща дает инструменты самомотивации, победы над собой, изучения своих возможностей во взаимодействии с другими.
  • Соревнование требует другого, на фоне которого я могу быть лучше (или хуже). Развивается привычка искать врагов, которая со временем может принять достаточно негативные формы.
  • Для проигравших (особенно проигравших с треском), праздник перестает быть праздником. Теряется общий смысл игры, мотивация к дальнейшим действиям.
  • Противоборство сторон в соревновании может негативно влиять на существующую систему отношений в детской группе. Если детская малая группа (звено, отряд, дружина) построена на принципе «win-win», царит принцип объединения вокруг общей цели, корпоративная культура данной детской группы мягкая, ориентированная на вожатых, соревнование может внести диссонанс. Соревнование подчеркивает, что цели у всех могут быть разными. Это правильный принцип, он присутствует во всем, что нас окружает. Именно поэтому стоит напоминать о сотрудничестве, которое также играет в жизни значительную роль.
  • Соревнования может закрепить существующий в детской группе конфликт. Если несколько детских групп слабо взаимодействуют между собой, соревнование будет ухудшать коммуникацию и закреплять существующее положение дел. Соревнование предполагает наличие прямого противоборства, и закрепляет образ другого как противника или даже врага. Это и будет результат программы, когда хотелось объединить, а на самом деле получилось усилить негативную ситуацию.


Перед тем как делать выбор, разберитесь, несет ли соревнование развитие для Вашей детской группе. Для этого мы предлагаем несколько вопросов:

  1. Определите тип корпоративной культуры детской группы: а)соревновательная; б)поддерживающая?
  2. Определите цели мероприятия: а)драйв; б)объединение?
  3. Конфликты и проблемы в коммуникации между детскими группами: а) нет; б)есть?
  4. Новых детей в детских группах: (а) мало; (б) много?

Ответы типа (а), отвечают соревнованию, ответы типа (б) – объединяющим мероприятиям.


Если Вы все же решили остановиться на соревновании, есть несколько простых рекомендаций, позволяющих снизить негативные проявления соревнования:

  1. Предпочитайте перемешивать команды, чтобы представители одной детской группы были в разных командах. Почести победителя принадлежат не конкретной детской группе, которая чуть возвышается над проигравшими, а команде, которая является менее стойкой структурой.
  2. Когда есть возможность, смешивайте команды во время программы, перемешайте участников в командах после 4 часов игры. Вновь размываются границы команд победителей и команд проигравших. Если вожатый-координатор грамотно управляет этим процессом, добавляет элементы корпоративной культуры детского лагеря, фокус команды смещается со своей малой группы на всю дружину детского лагеря.
  3. Каждая команда - особенная, поэтому всегда можно найти, за что хвалить. Команды могут стать победителями в разных номинациях. Если одна команда получила звание самой стильной, а вторая самой быстрой мы убираем сравнение, а значит и толику противоборства.
  4. Все команды - часть отряда (дружины) детского лагеря. В конце всегда предусмотрены упражнения и процедуры, которые должны объединить участников. Основной посыл "Мы часть большого целого. Вклад каждой команды в победу отряда (дружины) - бесценен".
  5. Максимальное исключите объективные показатели из оценки: время, количество попыток, количество пройденных упражнений. Принято, что команда, прошедшая упражнение быстрее других, достигла лучшего результата. Так ли это? Ведь пройти упражнение можно по-разному. Можно поставить себе четкую задачу, перебросить членов команды через препятствие со словами "Главное - победа", отмахнуться от мысли, что другие не выдерживают темпа. Будет ли получен быстрый результат? Конечно. Будет ли результат способствовать объединению команды? Вряд ли. Уменьшая значимость объективных показателей, мы убираем шкалы для оценки, по которым победитель становится очевидным.
  6. Избегайте прямого противоборства. Существуют упражнения и задания, которые предусматривают прямое столкновение нескольких команд. Самый простой пример - перетягивание каната. В такой игре всегда есть победитель и проигравший. Поэтому мы исключаем такие упражнения из программ по командообразованию.
  7. Подбор упражнений, которые создают равные возможности для реализации всем командам. В силовых конкурсах чаще побеждают мужчины. Если в программе преобладают конкурсы на скорость и силу, шансы «мальчиковых» групп будут значительно выше чем у «девчатих». Перекосы в подборке упражнений приведут к напряжению, которое будет направлено на этот праздник, мероприятия в целом или вожатых. Самая безопасная форма саботажа – когда часть ребят, которые не вписываются в формат, просто сядут на стульчики.

Самый главный совет: Откажитесь от предлагаемых формулировок: «Потому что, классно», «будет весело», «команды посоревнуются и от этого сплотятся». За такими ответами чаще всего скрывается плохое понимание групповой динамики и принципов социальной психологии. Соревнование стоит воспринимать как инструмент, который должен работать на Ваши цели.

Используйте преимущества, сглаживайте недостатки, тогда эффект от Вашего мероприятия превзойдет все прогнозы. Удачи Вам!




Смотреть также