Взаимодействие с проблемными детьми в команде

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Говорун-террорист

11629855TJdm.jpg

Тип

Говорун-террорист говорит непрестанно. В своей наиболее утомительной форме это крикун, который занимает доминирующее положение в группе и является лидером любой дискуссии. В своем более мирном, но не менее опасном виде это болтун, который, о чем бьт ни шла речь, всегда утверждает, что нечто подобное с ним уже случалось. При возникновении любого проявления разговорного террора группа ждет, что инструктор призовет такого участника к порядку.

Причины

Хотя эффекты «разговорного террора» могут различаться, его иричиной всегда является отсутствие ощущения безопасности. Разговорчивый участник часто чувствует, что он должен утвердиться перед лицом наставника и/или группы, поэтому он может потратить болыыую часть своего времени на попытки продемонстрировать групие глубину своих знаний, убеждая ее, что заслуживает уважения (это тип говоруна, для краткой характеристики которого лучше всего подходит фраза «я все это знаю»). Или же он может искать одобрения проявляемой им активности («энтузиаст-работяга»). Возможно, он просто хочет, чтобы группа считала его человеком.

Любимые фразы: «Я считаю, что буду прав, если скажу...», «То, что я делаю всегда,..,»,«Я».

Контроль

  1. Ищите возможность перебить его. Это может быть пауза для того, чтобы перевести дыхание или секундная запинка. Поблагодарите говоруна или согласитесь с ним (многие говоруны захотят прерватъ эту поддерживающую реплику) и затем, обратив на себя внимание гругшы, направьте разговор в другое русло, чтобы утвердить ваше преимущество. Например: «Да, Макс, твое предложение имеет смысл. У кого еще естъ предложения по этому поводу?»
  2. Переспросите, а затем переводите разговор на группу. Например: «Одну минуту, Макс, — итак, ты сказал, X, У, 2; как считает кто-нибудь еще?»
  3. Поговорите с ним во время перерыва, объясните, что вам очень приятно видеть его участие в тренинге, но хотелось бы включитъ в обсуждение и других членов группы.
  4. Направляйте его энергию в другое русло. Попросите его записывать все высказываемые группой идеи на флип-чарте, попросите помочь работать с техникой или наблюдать за достижением целей упражнения.

Великий ворчун

Тип

Некоторое количество конструктивной критики часто является движущей силой тренинга. Но такой любитель критики, как Великий Ворчун, создает для группы значительные трудности, так как он рассматривает каждую дискуссию как возможность пожаловаться на свою компанию, на людей, с которыми он работает, на те условия, в которых ему приходится трудиться... На самом деле, это может быть недовольство чем угодно. Если дать такому человеку шанс поговорить о наболевшем, его негативизм может полностью подавить энтузиазм остальной части группы.

Причины

Великому Ворчуну необходимо удостовериться в том, что он имеет право видеть вещи именно в таком свете, в котором он видит их почти всегда, и что другие разделяют его убеждения. Это не значит, что он действительно хочет что-то изменить, потому что, даже если устранить причину его возмущения, он тут же найдет чтото такое, о чем можно постонать. Нет, важно понять, что, когда он подчеркивает нечто плохое, он может иметь вескую причину вести себя таким образом. Его установка: «Почему я должен тратить силы на 2, когда жизнь - весь остальной мир делает X?»

Любимыс фразы: «Проблема в том,..», «Ну ладпо, это все прекрасно...», «Но...».

Контроль

Опасность при взаимодействии с Великим Ворчуном состоит в том, что вы можетс вступить с ним в дискуссию на его любимую тему, вместо того чтобы заниматься запланированными вопросами. Не попадите в ловушку.

  1. Первое слово отдайте Ворчуну. Позвольте ему выговориться и двигайтесь дальше. «Федор, я вижу, для тебя это важно. Давай сейчас мы отведем ровно три минуты, чтобы это обсудитъ, а потом отложим этот вопрос до окончания программы».
  2. Поверните проблему другой стороной и спросите его, что он хотел бы с ней сделать и какие действия предпринял бы для ее решения. Может оказаться, что все же есть простое решение, и в таком случае, почему бы ему не заняться его осуществлением? «Федор, ты объяснил пам свою проблему. Что нужно сделатъ для того, чтобы ее решитъ?»
  3. Признайте жалобу, не оценивая, справедлива она или нет, и затем примите позитивное решение, сводящее проблему к минимуму. «Я поншшю, почему это может выводитъ тебя из строя, Федор, поэтому давай встретимся во время перерыва и посмотрим, можем ли мы разобратъся с этим».

Фома неверующий

Z 9eb63b1am.jpg

Тип

Фома неверующий — вариант Великого Ворчуна. Главное отличие состоит в том, что у Ворчуна обычно только одна или две проблемы, Фома же настолько отрицательно настроен, что его скептицизм распространяется иа все. Как и в случае с Ворчуном, если позволить проявитъся его негативной установке, она может оказаться заразительной и повергнуть в мрачное и унылое состояние целую группу.

Причнны

Фома неверующий практически всегда гораздо старше всех остальных участников тренинга. Если в вашей группе есть такой человек, его установка может быть результатом его жизненного опыта; вероятно, он видел, как слишком многие ирекрасные идеи выдохлись и пропали зря. Вполне возможно, что некоторые из этих невоплощенных идей были его собственными, и это сделало его менее восприимчивым к идеям других людей.

Наконец, может оказаться, что скептик (старый или молодой) чувствует, что он сомневается в своей способности создавать новые подходы, ороцессы или процедуры, и поэтому рассматривает их как угрозу, которую лучше обезвредитъ посредством пренебрежительного отношения.

Любимые фразы; «Это никогда не будет работатъ», «Мы пробовали делать так раньше».

Контроль

  1. Шаг за шагом добивайтесь принятия идеи. Сначала придите к соглашению о том, что если идея или процесс окажутся пряменимыми и полезными, потраченные на обучение время и усилия оправдаются.
  2. Если вы достигнете согласия в этом вопросе, следующим шагом следует предложить Фоме неверующему пойти на то, чтобы отложить свои суждения до завершения программы, когда можно будст оценить конечный результат.
  3. Если Фома неверующий упорно отказывается верить в практическую применимость обсуждаемого вопроса, попросите его точно определить, почему он так считает, и потом попытайтесь навести его на мысль, что единственный способ выяснить, кто прав, а кто не прав, это довести начатое до конца.
  4. Если Фома принимает эту точку зрения, возвращайтесь ко второму шагу.


Цветочек

Z 91155de8m.jpg

Тип

Цветочек назван так потому, что, отделенный от группы и похожий на декоративное растение, он вносит очень маленький вклад в общую работу, разве что придает ей некий колорит.

Причины

Существуют разнообразные причины, в силу которых Цветочек может сохранять молчание или находиться в стороне от группы, и они относятся не только к особенностям его личности. Может быть, он считает, что если он что-то скажет, то выставит себя на посмешище, и из-за этого предпочитает отсиживаться. Может быть, тема не является интересной для Цветочка, и он находит ее бесполезной. А может быть, ему трудно выражать свои мысли или он просто предиочитает слушать, а не говорить.

Любимая фраза: «Извините», ...

Контроль

Подход, который вы предпримете, будет зависеть от причин, которые, по вашему мнению, приводят к отсутствию стремления Цветочка к участию в работе группы. Какими бы они ни были, вам необходимо найти подходящий способ, чтобы включить его в работу. Если вы считаете, что его нежелание вызвано отсутствием чувства безопасности, дайте ему почувствоватъ себя более уверенно перед группой.

  1. Задайте ему вопрос, на который он будет в состоянии ответить. Когда причиной апатии Цветочка является недостаток мотивации, это может быть свидетельством того, что он не оценивает, какое отношение имеет к нему тема тренинга.
  2. Выделите время, чтобы объяснить ее актуальность и полезность. (Вы можете также подумать, решат ли проблему изменение системы мотивации участников).
  3. Если причина отчужденности таится в неспособности выражать мысли, ее можно быстро вьшечить посредством такой формулировки вопросов, которая вызывает ответ, не требующий полного объяснения. Например: «Александр, считаешъ ли ты, что задавание закрытых вопросов может оказатъся действенным способом преодоления застенчивости?» — «Да».
  4. В случае, когда Цветочек относится к категории людей, предпочитающих слушать, а ие говорить, задача инструктора - понять и принять тот факт, что существуют другие формы участия в групповой работе, кроме непосредственных проявлений активности.


Шут

Z 46f92e95m.jpg

Тип

На первый взгляд трудно поверить, что кто-то может иметь что-нибудь против Шута. Он вызывает улыбки на лицах окружающих, и всегда можно рассчитьшатъ, что у него припасена веселая шутка на любой случай. В действительности именно его способность находить смешиое в любой ситуации, по-видимому, постепенно вызывает раздражение остальных участников тренинга. В умеренных дозах его чувство юмора может быть очень ценным для группы качеством. Оно помогает разрушить баръеры, расслабляет группу и способствует появленшо среди ее членов чувства товаршцества. Однако когда шутки затягиваются или часто повторяются, они могут действовать подобно большому количеству шоколада, Когда проаадает эффект новизны, все, что остается, это привкус тошноты и отвращение. Члены группы постоянно боятся сказать что-то, что может дать повод для шутки, прозвучать двусмысленно или превратиться в намек.

Причины

Вряд ли Шут способен осознавать боль, которую он часто причиняет своим бестактным юмором или соскальзывающими с языка язвительными замечаииями. На самом деле есть шанс, что если бы ему указали на то, как воспринимаются его шутки, он был бы страшно огорчен. Его поведение диктуется простой целью — быть «одним из этих парней» и считаться частью группы.

Любимые фразы: «Это напоминает мне...», «Я однажды знал такого чеяовека....»

Контроль

Сложность контролирования Шута заключается в балансировании между смехом и снисходительностью,

  1. Стратегия поддержания контроля выражается старой поговоркой о том, что профилактика лучше, чем лечение. Как только Шут начинает какую-нибудь забавную историю, становится почти невозможно остановитъ его на середине рассказа. Поэтому в тот момент, когда он готовит почву для шутки или байки, объясните, что возможность развлечь группу анекдотами представится в течение перерыва или обеда, а время тренинга предназначено для работы. «Извини, Михаил, я знаю, все мы с радостью послушали бы, что происходило, когда ты ходишь брать интеръю, но, к сожалению, сейчас у нас нет времени на это. Может бытъ, ты угостишь нас стакапчиком-другим газировки после окончания занятий и расскажешъ нам об этом?»
  2. Другой способ — исполъзование влияния групиы для создания условий, в которых Шуту не захочется делать необдуманные заявления.


Конспираторы

Z 45f10e7cm.jpg

Тип

В отличие от предыдущих категорий «трудных людей» Конспираторы не могут действовать в одиночку. Для успешной работы им необходимо объединить усилия с еще одним или несколькими участниками. Несмотря на название, в их действиях редко есть что-то негативное. Этот тип назван так из-за того, как выглядят Конспираторы в момент, когда они объединены в своей собственной частной дискуссии, не обращая никакого внимания на тех, кто находится вокруг них.

Причины

Часто цель этой беседы — прояснить некий вопрос, в котором несведущ один из их «партии». Когда такое поведение проявляется сразу после какого-нибудь перерыва, это вероятно, завершение ранее начатой беседы.

Любимые фразы: «О чем мы?» (сказано полушепотом).

Контроль

  1. Если вам кажется; что причина конспиративных разговоров — объяснение материала, вам стоит подумать, доступно ли вы его изложили, или в нем есть неионятные места. В любом случае необходимо спросить разговаривающих о сути проблемы.
  2. Когда дискуссия, скорее всего, не связана с тренингом, есть четыре возможных варианта реагирования:
    • Если вам кажется, что обсуждение подходит к концу, проигнорируйте его и работайте по своему плану.
    • Перестаньте говорить и посмотрите на Конспираторов так, чтобы им стало стыдно, что они вас отвлекают. Если этого не происходит, выдержите паузу: часто кто-нибудь из группы призывает их к вниманию вместо вас.
    • Спросите их, есть ли вопрос, который они хотели бы обсудить вместе со всей группой. На практике очень сложно сказать это так, чтобы ваша фраза не звучала как замечание школьного учителя. Лучше всего признать важность их разговора и сообщить, что у них будет для него тридцать минут перерыва.
    • Используя имя одного из Конспираторов, сформулируйте некий вопрос к ним, не принимая во внимание беседу, которую они ведут между собой. «Кристина, естъ ли еще какой-нибудь способ, которым мы можем...»