Методики командообразования в детской группе

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
IMG 6558m.jpg

По построению команд, можно классифицировать 4 основополагающих методики:

  • На основе эмоциональной сплоченности
  • Ролевой подход
  • Проблемно-ориентированный подход
  • Динамический подход

Разберем каждый из этих подходов.


1. Построение команды на основе эмоциональной сплоченности.

В тренингах командообразования, основанных на этом методе, акцент делается на эмоциональное сплочение, совместные действия, решение задач, которые невозможно выполнить в одиночку.

Это самый распространенный подход к командообразованию. Все знают так называемые «веревочные тренинги»; тим-билдинги; туристические походы, которые сопровождаются «командными играми»; квесты; ролевые и постановочные игры; совместные видеофильмы, спектакли и т.п. В этих предложениях на первый взгляд царит разнообразие.

Но на самом деле разнообразие только во внешних формах. Принцип везде один и тот же – на основе совместной деятельности ребята объединяются эмоционально, знакомятся, сплачиваются, улучшаются коммуникации.

Рассмотрим минусы и плюсы построения команд на основе эмоциональной сплоченности.

Плюсы

  • Можно охватить большое количество участников одновременно.
  • Не требует предварительной подготовки от ребят. Только организационные моменты.
  • Улучшение межличностных отношений между участниками тренинга.
  • Получение знаний о более эффективных способах межличностного взаимодействия.

Минусы

  • Эмоциональный подъем, ощущаемый участниками, со временем сходит «на нет», и требуется очередной тренинг для «эмоциональной подпитки».


2. Ролевой подход.

Существует несколько моделей ролевого подхода. Выделим наиболее распространенные, которые используют при построении команд.

  • По функциям или ролям

Формирование команды происходит на основе взаимодополнения по функциям или ролям участников, которые необходимы для совместной деятельности. Роли могут быть функциональными или командными.

  • На основе тестирования

Но нельзя забывать, что тестирование – это механический способ узнавания ребят. Какой же способ можно Поэтому попробуйте понять, что собой представляют ваши подопечные ребята и как они себя ведут. Почувствуйте их. Несмотря на наличие нескольких вариантов ролевого подхода к построению команд, в основе лежит практически одна методология – ребят тестируют, определяют их тип в поведении и соединяют в команды по принципу взаимодополняемости.

Рассмотрим плюсы и минусы ролевого подхода к командообразованию.

Плюсы

  • Попытка предотвратить конфликты при взаимодействии ребят в реальной деятельности.
  • Выделение ролевой структуры работоспособного коллектива, понимание необходимости распределения ролей в группе
  • Разработка простого, понятного инструментария для диагностики ролевого состава группы и качества исполнения участниками ролей.

Минусы

  • Не подходит для уже сложившихся ранее коллективов.
  • В создающиеся коллективы сложно подобрать ребят по заданным критериям и одновременно сохранить требования к их группам.
  • Яркое разделение ребят по типам личности/командным ролям не нашло подтверждения. Дети в разных ситуациях меняют свои роли, дополнительное влияние оказывают ранее накопленный опыт, установки, ценности.
  • Жесткое распределение ролей останавливает развитие группы, приводит к доминированию личных целей над коллективными, каждый ребенок действует на достижение результативности, исходя из своей роли.

Ролевой подход в первую очередь связан с оценкой ребят по определенным критериям. Этот метод наиболее эффективен, когда вожатому необходимо определить ролевой потенциал своих подопечных и учесть его при разбивке на группы, формируемых для решения краткосрочных и локальных задач. Но он не даст ожидаемой результативности в построении команд, ориентированных на достижение стратегических целей, и будет достаточно сложен, если подбирать ребят, учитывая их роли и одновременно умения во вновь создающиеся детские группы.


3. Проблемно-ориентированный подход.

В основе проблемно-ориентированного подхода лежит теория «Ограниченной рациональности» Суть идеи «Ограниченной рациональности» заключается в невозможности даже самого эффективного лидера увидеть лучшее решение в силу следующих ограничений:

  1. Ограниченных познавательных способностей ребят.
  2. Организационных факторов.

Этот метод воплощается в проведении мозговых штурмов и других групповых интеллектуальных взаимодействий. В общем, во всем, что связано с групповым обсуждением вопросов детской группы. Как правило, он состоит из следующих этапов:

  • процесс обсуждения задач, выработка множества решений;
  • выбор лучшего решения;
  • принятие согласованного решения;
  • разделение ответственности за реализацию.

Рассмотрим плюсы и минусы применения проблемно-ориентированного подхода в командообразовании.

Плюсы

  • Осуществляется на реальном проблемном поле детской группы
  • Может проходить без отрыва от основной деятельности
  • Совместное обсуждение снижает сопротивление изменениям, так как участники принимают участие в выработке решении и разделяют ответственность за их реализацию.

Минусы

  • Не происходит системных изменений во взаимодействии членов группы, так как основное внимание уделяется решению задач, а законы групповых процессов не учитываются.
  • Функции лидера (руководителя) заменяются функциями внешнего модератора (консультанта).
  • Лидер не обучается иным стилям управления своими сверстниками, за него группой управляют внешние консультанты (вожатые). Его стиль управления в деятельности остается прежним.

Проблемно-ориентированный подход можно применять для построения творческих команд. Но только если ребята уже готовы к совместным обсуждениям и, хотя бы частично, готовы нести личную и групповую ответственности за реализацию решений. Также должны быть сформированы навыки анализа как информационных потоков, так и собственной деятельности. Этот подход не сработает, если участники считают себя только исполнителями поручений, а вожатый всю ответственность за деятельность своего детского отряда берет на себя.


4. Динамический подход.

В основе данного подхода лежит динамическая психология. Формирование команды происходит при последовательном прохождении стадий развития группы по законам групповой динамики и достижения уровня зрелости. Основное внимание уделяется процессу развития группы и развитию межличностных отношений.

Динамический подход получил наибольшее распространение в в различных психологических тренингах. Применение в повседневной деятельности детской группы было затруднено тем, что не были выделены четкие критерии этапов и методы управления группами для перехода с одного этапа на другой.

Применяется при сопровождении развития детского коллектива в процессе его локальной деятельности над конкретной целью, ради которой он временной был создан. Может использоваться в долгосрочных тренинговых программах командообразования.

Это наименее распространенный, но наиболее действенный подход в формировании команд под конкретную цель.

Рассмотрим плюсы и минусы динамического подхода в формировании команд.

Плюсы

  • Понимается необходимость групповых процессов, как определяющих эффективность работы группы
  • Учитывается взаимозависимость членов группы
  • Улучшается коммуникация между участниками

Минусы

  • Обязательные значительные временные затраты
  • Требует высокой квалификации вожатых

В детских лагерях до сих пор лишь небольшая часть вожатых обучена технологии динамического подхода, остальные работают в рамках общего представления о динамике. Поэтому мы получаем дополнительные риски, связанные не с самым подходом, а с квалификацией исполнителей:

  • Не владеют технологией управления групповой динамикой, не знают критериев определения этапов группового развития.
  • Путают активность группы (двигательные игры, бурные обсуждения и т.п.) с групповой динамикой.
  • Отпускают группу на стадии эйфории. В этом случае эффект подобного тренинга сравним с эффектов от тренингов, основанных на эмоциональной сплоченности.
  • Оставляют группу на стадии конфликта, что может повлечь столкновение между ребятами или ухудшение эмоционального климата в детской группе.
  • Преобладает разговор о теории динамики над практикой применения – много рассказывают о законах развития группы, но не умеют на практике определять, на каком этапе и стадии группа находится и что с этим делать для достижения целей.

Если вожатый достаточно профессионален и знает методологию и практику применения групповой динамики в построении команд, то в сочетании с проблемно-ориентированным методом этот подход является самым эффективным для построения функциональных детских команд под конкретные задачи.


Итак, мы разобрали 4 подхода к формированию команд. Выделили их достоинства и недостатки. Возможно, что данная классификация будет полезна при выборе методологии формирования детских команд в вашем летнем лагере.