Инструктив по командообразованию

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Top right m.jpg

Программа подготовки вожатого, как инструктора по командообразованию

  1. Базовые знания, необходимые вожатому для работы по формированию команды:
    • отличие понятия «команда» от понятий «группа», «коллектив»;
    • этапы развития команд;
    • делегирование полномочий;
    • лидерство и принятие решений в команде;
    • оценка эффективности командной деятельности.
  2. Личность вожатого:
    • основные роли ведущего детских групп;
    • работа с собственными эмоциями;
    • осознание вожатской позиции.
  3. Логика построения и формирования команды:
    1. Проблематизация и самопознание:
      • исследование существующих механизмов общения;
      • как меня видят другие, как я себя представляю;
      • развитие доверия.
    2. Соперничество:
      • исследование механизмов соперничества, конкуренции, соревнования;
      • управление конфликтами.
    3. Развитие навыков кооперации:
      • активное слушание;
      • ранжирование ценностей;
      • распределение ролей и делегирование полномочий в команде.
    4. Сотрудничество:
      • творческое решение командных проблем;
      • искусство взаимопомощи в команде;
      • групповая скульптура.
  4. Инструменты и процедуры:
    1. Управление групповой динамикой:
      • структурирование и подача информации;
      • владение инициативой и резюмирование;
      • мотивирование;
      • работа с психологическими защитными механизмами;
      • способы творческого решения проблем и развития идей;
      • мобилизация энергии группы.
    2. Деловые игры:
      • организация, цели, задачи, специфика проведения, результаты;
      • имитационные, ролевые иные игры.
    3. Дискуссии:
      • организация, темы, правила проведения;
      • способы получения конструктивной обратной связи.


Темы:

  • Оценка эффективности работы в команде. Особенности процесса формирования команды. Прояснение и пересмотр ролей внутри команды.
  • Разница между конкурирующим и взаимодействующим поведением в команде.
  • Отработка навыков командной работы. Факторы, влияющие на степень позитивного отождествления себя с командой и с её задачей.
  • Выявление членами команды навыков, способствующих эффективной работе.
  • Предоставление каждому члену команды обратной связи.
  • Внутренняя конкуренция. Разработка плана по разрешению конфликта. Типы поведения, мешающие эффективной работе в команде. Специальные техники для взаимодействия с проблемными людьми в команде.
  • Постановка чётких общекомандных целей.
  • Процессы обновления в команде.
  • Техники межкомандного взаимодействия.
  • Составление плана по совершенствованию команды.


На инструктиве можно использовать интерактивные методы обучения, способствующие установлению межличностных отношений в группе, интенсивному усвоению материала и активному участию. Среди этих методов:

  • Мозговая атака
  • Работа в малых группах
  • Смысловые и игровые роли
  • Изучение отдельного случая (кейс стади)
  • Коммуникативные игры
  • Игры -переключение внимания
  • Игры разминки (энерджайзеры)
  • Упражнение с обратной связью
  • Дискуссия
  • Управляемое обсуждение
  • Вопросы и ответы
  • Презентация
  • ...


Задачи Инструктива:

- умение быстро ориентироваться в различных ситуации и умение принимать ответственные решения;
- умение четко становить педагогические цели и добиваться их достижения;
- понимание того, как отразится на детях все то, что происходит в лагере и какой отклик это будет иметь за его пределами;
- умение самостоятельно анализировать психологическое состояние группы, разрабатывать игры и тренинги для разрешения выявленных проблем;
- умение организовывать большие массовые мероприятия;
- умение организовывать с детьми обсуждения на мировоззренческие и нравственные темы.


Когда мы говорим о командоформировании у нас в голове возникает образ: сделали несколько упражнений, душевно поговорили и всё! Теперь вы не просто группа людей, а команда мечты. Но так ли это работает?

Практически во всех книгах по командооформированию перечисляется набор игр и упражнений, направленных на объединение членов группы. Авторы не задаются вопросом –нужны ли вообще игры, когда они нужны и что после их проведения будут делать участники тренинга и сам тренер. Создается впечатление, что чем больше игр тренер проведет, тем лучше и быстрее у него создастся команда.

Зачастую вожатые, которым предстоит проводить тренинг командофорирования, размышляют так: «Мне поручили провести тренинг и для этого выделили два дня. Значит мне нужно как можно больше игр и упражнений, чтобы занимать подопечных все это время». В результате вожатые начинают много времени выделять на регулярное и обильное взаимодействие всех со всеми. Пытаются создать чувства всеобщей любви и привязанности. Наступает момент, когда коллективное общение всем надоедает и реальные текущие ситуации оказывается эффективнее выполнять поодиночке, чем всем вместе.

Нужно помнить, что игры и упражнения в процессе командоформирования носят вспомогательный характер.

Цели игр и упражнений

  • 1 этап (начальный) Снятие напряжения, создание комфортной, доверительной обстановки. Игр и упражнений много.
  • 2 этап (переходный) Провоцирование самораскрытия членов группы, выявление истинных ценностей и целей, претензий на место и роль в группе. Игр и упражнений немного, обязателен анализ.
  • 3 этап (заключительный) Анализ групповой деятельности. Аккумулирование группового опыта, проекция его во вне. Игры отсутствуют.

На формирование команды нужно время. Оно необходимо не только для самого тренинга, но и для предварительной диагностики, во время которой выясняется, в каком состоянии находится группа подопечных, какие цели и задачи преследует лагерная смена, реализуя данный тренинг. Невозможно за 3 часа сделать идеальную команду. Не торопите отряд и дайте время познакомиться и пообщаться.

Вожатому важно принимать участие в процессе командоформирования. Ведь он тоже часть коллектива!

Каждый тренинг командоформирования уникален и неповторим. Когда вы начнёте готовить сценарий вспомните про тематику смены и конечно про свою педагогическую цель.