Инструктив по командообразованию
Программа подготовки вожатого, как инструктора по командообразованию
- Базовые знания, необходимые вожатому для работы по формированию команды:
- отличие понятия «команда» от понятий «группа», «коллектив»;
- этапы развития команд;
- делегирование полномочий;
- лидерство и принятие решений в команде;
- оценка эффективности командной деятельности.
- Личность вожатого:
- основные роли ведущего детских групп;
- работа с собственными эмоциями;
- осознание вожатской позиции.
- Логика построения и формирования команды:
- Проблематизация и самопознание:
- исследование существующих механизмов общения;
- как меня видят другие, как я себя представляю;
- развитие доверия.
- Соперничество:
- исследование механизмов соперничества, конкуренции, соревнования;
- управление конфликтами.
- Развитие навыков кооперации:
- активное слушание;
- ранжирование ценностей;
- распределение ролей и делегирование полномочий в команде.
- Сотрудничество:
- творческое решение командных проблем;
- искусство взаимопомощи в команде;
- групповая скульптура.
- Проблематизация и самопознание:
- Инструменты и процедуры:
- Управление групповой динамикой:
- структурирование и подача информации;
- владение инициативой и резюмирование;
- мотивирование;
- работа с психологическими защитными механизмами;
- способы творческого решения проблем и развития идей;
- мобилизация энергии группы.
- Деловые игры:
- организация, цели, задачи, специфика проведения, результаты;
- имитационные, ролевые иные игры.
- Дискуссии:
- организация, темы, правила проведения;
- способы получения конструктивной обратной связи.
- Управление групповой динамикой:
Темы:
- Оценка эффективности работы в команде. Особенности процесса формирования команды. Прояснение и пересмотр ролей внутри команды.
- Разница между конкурирующим и взаимодействующим поведением в команде.
- Отработка навыков командной работы. Факторы, влияющие на степень позитивного отождествления себя с командой и с её задачей.
- Выявление членами команды навыков, способствующих эффективной работе.
- Предоставление каждому члену команды обратной связи.
- Внутренняя конкуренция. Разработка плана по разрешению конфликта. Типы поведения, мешающие эффективной работе в команде. Специальные техники для взаимодействия с проблемными людьми в команде.
- Постановка чётких общекомандных целей.
- Процессы обновления в команде.
- Техники межкомандного взаимодействия.
- Составление плана по совершенствованию команды.
На инструктиве можно использовать интерактивные методы обучения, способствующие установлению межличностных отношений в группе, интенсивному усвоению материала и активному участию. Среди этих методов:
- Мозговая атака
- Работа в малых группах
- Смысловые и игровые роли
- Изучение отдельного случая (кейс стади)
- Коммуникативные игры
- Игры -переключение внимания
- Игры разминки (энерджайзеры)
- Упражнение с обратной связью
- Дискуссия
- Управляемое обсуждение
- Вопросы и ответы
- Презентация
- ...
Задачи Инструктива:
- - умение быстро ориентироваться в различных ситуации и умение принимать ответственные решения;
- - умение четко становить педагогические цели и добиваться их достижения;
- - понимание того, как отразится на детях все то, что происходит в лагере и какой отклик это будет иметь за его пределами;
- - умение самостоятельно анализировать психологическое состояние группы, разрабатывать игры и тренинги для разрешения выявленных проблем;
- - умение организовывать большие массовые мероприятия;
- - умение организовывать с детьми обсуждения на мировоззренческие и нравственные темы.
Когда мы говорим о командоформировании у нас в голове возникает образ: сделали несколько упражнений, душевно поговорили и всё! Теперь вы не просто группа людей, а команда мечты. Но так ли это работает?
Практически во всех книгах по командооформированию перечисляется набор игр и упражнений, направленных на объединение членов группы. Авторы не задаются вопросом –нужны ли вообще игры, когда они нужны и что после их проведения будут делать участники тренинга и сам тренер. Создается впечатление, что чем больше игр тренер проведет, тем лучше и быстрее у него создастся команда.
Зачастую вожатые, которым предстоит проводить тренинг командофорирования, размышляют так: «Мне поручили провести тренинг и для этого выделили два дня. Значит мне нужно как можно больше игр и упражнений, чтобы занимать подопечных все это время». В результате вожатые начинают много времени выделять на регулярное и обильное взаимодействие всех со всеми. Пытаются создать чувства всеобщей любви и привязанности. Наступает момент, когда коллективное общение всем надоедает и реальные текущие ситуации оказывается эффективнее выполнять поодиночке, чем всем вместе.
Нужно помнить, что игры и упражнения в процессе командоформирования носят вспомогательный характер.
Цели игр и упражнений
- 1 этап (начальный) Снятие напряжения, создание комфортной, доверительной обстановки. Игр и упражнений много.
- 2 этап (переходный) Провоцирование самораскрытия членов группы, выявление истинных ценностей и целей, претензий на место и роль в группе. Игр и упражнений немного, обязателен анализ.
- 3 этап (заключительный) Анализ групповой деятельности. Аккумулирование группового опыта, проекция его во вне. Игры отсутствуют.
На формирование команды нужно время. Оно необходимо не только для самого тренинга, но и для предварительной диагностики, во время которой выясняется, в каком состоянии находится группа подопечных, какие цели и задачи преследует лагерная смена, реализуя данный тренинг. Невозможно за 3 часа сделать идеальную команду. Не торопите отряд и дайте время познакомиться и пообщаться.
Вожатому важно принимать участие в процессе командоформирования. Ведь он тоже часть коллектива!
Каждый тренинг командоформирования уникален и неповторим. Когда вы начнёте готовить сценарий вспомните про тематику смены и конечно про свою педагогическую цель.