Конфликтология

Войны кончаются, когда вожатый заходит в палату к разбушевавшимся пионерам.

Что делать, если у вас в отряде конфликт?

Конфликт между вожатыми...

Правила поведения в конфликте

  • Дай партнеру «выпустить пар».
  • Если партнер раздражен к агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока этого не произойдет, договориться с ним будет трудно или невозможно. Наилучший прием в эти минуты представить, что вокруг тебя оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты будешь надежно защищен, находясь будто в коконе.
  • Потребуй от него спокойно обосновать претензии.
  • Людям свойственно путать факты и эмоции. Следует учитывать только факты и объективные доказательства.
  • Не бойся извиняться, если чувствуешь, что не прав. Во-первых, это обезоруживает, во-вторых, вызывает уважение. Ведь только сильные и уверенные люди способны признавать свои ошибки.
  • Независимо от результата разрешения конфликта старайся не разрушать отношения.
  • Вырази свое уважение и расположение, согласись с наличием определенных трудностей.

10 «нельзя» в конфликтной ситуации

  1. Критически оценивать партнера.
  2. Приписывать ему негативное поведение и нечестные намерения.
  3. Демонстрировать свое превосходство.
  4. Игнорировать интересы оппонента.
  5. Рассматривать всю ситуацию со своей стороны (тянуть одеяло на себя).
  6. Уменьшать и принижать заслуги собеседника и его вклад.
  7. Преувеличивать свои заслуги.
  8. Нервничать, кричать, оскорблять.
  9. Напоминать об ошибках и промахах собеседника.
  10. Демонстрировать недовольство партнером и обиду на него.


Конфликт между детьми...

Поиск правого и виноватого, хоть и представляется крайне важным непосредственным участникам конфликта, на самом деле не только не имеет смысла, но часто чреват будущими ссорами. Так что же, пусть дети сами решают свои проблемы? Тогда есть риск, что прав окажется тот, кто сильнее.

Ваша цель: научить детей разрешать их конфликты.

Конфликт - это столкновение различных потребностей и точек зрения. Он может быть разрешен без потерь, если мобилизовать свой ум и творческую энергию для поиска решения, которое бы полностью удовлетворило обе стороны. Не уступки и компромиссы, а понимание и уважение! Детям нужен посредник, который помог бы им услышать друг друга.

Новая установка: будьте посредником и помощником. Уточните правила. Дайте детям высказаться, помогите им пересмотреть свои позиции.

- Я вижу, тут ссорятся. Вам помочь или вы сами разберетесь?
- Помоги, скажи ему, что...
- Стоп! Я здесь только помогаю вам услышать друг друга. Правила такие: никто никого не обижает, говорим по очереди. Будем разговаривать, пока вы не поймете друг друга и не придете к решению, которое устроит обоих. Кто первый?

Подробнее конфликте

КОНФЛИКТ – столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, чувств, актов поведения. Протекает с высоким эмоциональным накалом. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но а основе их всегда лежит противоречие между двумя или более сторонами.

Тем не менее, отсутствие согласия не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это роисходит только тогда, когда существующие противоречия и разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей и препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди, чтобы преодолеть разногласия, вступают в открытое конфликтное взаимодействие, в процессе которого они получают возможность выражать различные мнения, утверждать защищаемую идею, выявлять больше альтернатив при принятии решения – именно в этом заключается ПОЗИТИВНЫЙ смысл конфликта.

  • Внутриличностный конфликт
  • Межличностный конфликт
  • Конфликт между личностью и группой
  • Межгрупповой конфликт

а также:

  • Конструктивный конфликт – способствующий принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений.
  • Деструктивный конфликт – препятствующий эффективному взаимодействию.

Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации:

  1. Соперничество. Стремление добиться своего, во что бы то ни стало отстоять собственную точку зрения, заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы, мнение другого не интересно.
  2. Сотрудничество. Совместное решение проблемы, породившей конфликт, участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.
  3. Компромисс. Снятие противоречий осуществляется на основе взаимных уступок. Есть вероятность, что через некоторое время могут появиться дисфункциональные последствия компромиссного решения, неудовлетворенность «половинчатыми решениями», кроме того, проблема, породившая конфликт, не разрешена.
  4. Избегание. Уклонение от разрешения конфликта, его игнорирование. Эта стратегия может быть уместна, если ситуация может разрешиться сама собой и если нет условий для ее разрешения, но скоро они появятся.
  5. Приспособление. Односторонние уступки, собственные интересы приносятся в жертву ради интересов противоположной стороны. Отрицательные эмоции не выплескиваются, но накапливаются.

Факторы бесконфликтного общения:

  • Улыбка;
  • Доброжелательный тон;
  • Вежливость;
  • Нейтральность речи;
  • Приветливость;
  • Заинтересованность;
  • Непринужденность жестов.

Коммуникативные элементы:

  • Вербальные (7%);
  • Невербальные (55%);
  • Проксилингвистические (38%).

Факторы раздражения:

  • Партнер нервный;
  • Грубый;
  • Самоуверенный;
  • Упрямый;
  • Отводит глаза;
  • Нарушает индивидуальную зону;
  • Громко говорит.


Примеры для разбора

  1. Мальчик 12 лет с самого начала смены постоянно ругался с девочкой 12 лет. Девочка по комплекции была больше, чем он. Дело не закончилось только конфликтом на словах, начались драки. Девочке хватало одного удара, чтобы мальчик оказался на полу. Он стал действовать «умнее»: ночью мазал ее пастой, ставил подножки и т.д. Далее начались откровенные угрозы: «Кислоту на лицо вылью…». В ходе развития конфликта вожатые разговаривали с детьми, выясняли причины, наказывали, но ничего не помогло. Поэтому дожили до конца смены, следя за детьми, чтобы они не причинили друг другу физического ущерба.
  2. Ребенок просится домой, объясняя это тем, что ему скучно, что хочет к маме. Любые попытки чем-либо его увлечь отвергает.
  3. Мальчики 6 лет дерутся. Один начинает душить другого. Вожатая, узнав об этом, прибежала и, пытаясь разнять их, делает ребенку больно. Реакция ребенка: крик, слезы, истерика. Успокоить ребенка не могла его вожатая, другие вожатые. Он успокоился только после разговора с мамой.
  4. В отряде был ребенок (12 лет), которого не уважали. Он постоянно вредничал, жаловался. Мальчики из отряда (13 лет) решили по-своему с ним разобраться, но не били его. Вожатые и воспитатели об этом не знали. Когда к этому мальчику приезжает отец, он рассказывает папе, что его бьют, обижают. А также говорит, что рассказывал об этом вожатым, но они не прислушались. Отец принимает решение забрать ребенка из лагеря и поговорить с обидчиком сына. Вожатые и воспитатели разговаривали с отцом, объясняли ситуацию. Но он увел одного из детей-обидчиков, пытался его запугивать, обещал встретиться с ним в городе. Как вести себя с агрессивно настроенным родителем, как защитить детей от открытых угроз?
  5. Ребенок привез с собой в лагерь ящерицу, при этом 1,5 недели ее прятал. Когда вожатые это увидели, они предложили отдать ящерицу родителям. Он не согласился. Вожатые все же разрешили ее оставить. Но ребенок начал ловить ящериц и подсаживал их в коробку к первой – они начали размножаться. Вожатые решили их выпустить, предварительно рассказав об этом ребенку. Он не простил этого вожатым, и до конца смены отношения были натянутыми.
  6. Девочка 14 лет еще до смены в своем городе создала себе репутацию «девушки легкого поведения». В начале смены мальчики из ее города рассказали всем о ее поведении. В результате дети в лагере начали ее дразнить, задирать, издеваться. Директор неоднократно вызывал ее маму. Как оказалось, мама очень многое позволяла своей дочери, не имела на нее влияния. Ситуация дошла до того, что девочку забрали из лагеря еще до конца смены.
  7. В отряде был ребенок (12 лет), к которому изначально не очень хорошо отнеслись. Мальчик был достаточно крупным по сравнению с другими ребятами, его дразнили. Несколько раз он пытался убежать, но не за территорию, а прятался внутри. Вожатая несколько раз разговаривала с ним и с ребятами. Но, немного понаблюдав, она заметила, что ребенок часто сам способствует началу конфликта. Он уединялся еще с одним ребенком, полностью противоположным ему по комплекции (маленьким и худеньким). Они постоянно уходили из корпуса, с мероприятий, просто вдвоем гуляли по лагерю. Их приходилось постоянно искать, и так до конца смены. Никакие разговоры и убеждения не помогли.
  8. Ребенок не хочет не в чем участвовать, просит, чтобы его оставили в покое. Говорит, что приехал в лагерь отдыхать. Другие дети, глядя на него, начинают вести себя так же.
  9. Вожатому 17 лет, он едет в лагерь подвожатым. Его оформляют в лагерь как технический персонал. Директор при представлении вожатых называет подвожатого «Наша поломойка». Дети смеются, впоследствии не слушаются, пытаются унизить: «Ты поломойка, а не вожатый!». Детям объяснили, почему так сказал директор. Что можно сделать, чтобы изменить такую позицию детей?
  10. Девочка не была принята отрядом, и сама противопоставляла себя ребятам. Начались пропажи конфет и проч., ее обвинили в воровстве. Ребята находят «улики» - фантики от конфет, пропавшее печенье в ее тумбочке. Все сходится, но похоже на то, что инсценируется самими детьми. Девочка все отрицает. До конца смены так и не удалось наладить отношения.
  11. Ребенок семи лет требовал полного внимания вожатой. Он ревновал вожатую к другим детям, не подпускал их к ней. Если вожатая начинала заниматься с другими детьми, он сильно нервничал. Он мог даже избить этих детей, которым уделялось внимание, залезть в труднодоступное место, отказываться от еды и питья.
  12. Ребенок просит переселить его в отдельную комнату, и дети просят о том же. Их раздражают его манеры.
  13. Ребенок (мальчик 12 лет) занимается самоистязанием в прямом и переносном смысле. Сначала он объяснял то любовью к девочке, которая не отвечала ему взаимностью. Позже он «на публике» стал резать руки, прыгать с высоких турников, с балконов, потом показывал всем раны. Вожатые разговаривали с ним, обращались к медику, к администрации лагеря, но ничего не изменилось. В итоге – ребенка забрали родители.
  14. Ребенок не участвовал в выступлении в концерте для родителей. Ребенок очень хотел выступать, но у него что-то не получалось и ему не разрешили выйти на сцену. Родители после концерта стали оскорблять вожатого в некомпетентности.
  15. Воспитатель активно пытается навязать свои методы работы с детьми, поучает вожатых, диктует, что и как нужно делать. У воспитателя достаточно весомый авторитет в лагере, к нему прислушиваются. Но своим поведением ограничивает работу вожатых, мешает реализовать их творческий потенциал.
  16. Мальчик не успевает дойти до туалета, и из-за неприятного запаха, его бьют.
  17. Девочка изображает, что у нее постоянно болит сердце.
  18. Борьба 1 и 2-го отрядов за лидерство в лагере.
  19. Воспитатель уходит на выходной раньше, чем приходит подменный. При этом на отряде остается только вожатый.


Обсуждение конфликтов

Обсуждение конфликтов осуществляется по следующей схеме:

  • Участники
  • Источник конфликта
  • Последствия
  • Действия вожатого

Ролевая игра: Выбираются 4 участника (2 вожатых и 2 ребенка). Дается следующая ситуация: отряд собирается идти купаться, но двое детей отказываются. В лагере действует правило: либо идут все, либо не идет никто! Инструкции для детей (выдается на листочках, чтобы никто не видел):

  1. Тебе очень нравится мальчик из отряда. Но родители положили с собой самый «страшный» купальник. Показаться в таком купальнике на пляже ты не можешь.
  2. Ты наелся ягод, которые накануне привезли родители, и у тебя начались проблемы с желудком, ты каждые 15 минут бегаешь в туалет.

ИГРЫ:

  • Кулак – группа делится на пары. Один зажимает ладонь в кулак, задача партнера – разжать кулак любыми способами. Затем участники меняются местами.
  • Сплетни – все участники выходят из помещения. Остается один, которому зачитывается текст. Затем ему необходимо пересказать этот текст входящему и так далее до последнего человека. В конце зачитывается оригинал и сравнивается с получившимся вариантом.



См. также

  1. Прикладная конфликтология
  2. Приемчики решения конфликтов
  3. Психодрама
  4. Техника по работе с гневом
  5. Решение и предупреждение конфликтов
  6. Занятие для подростков "Что такое конфликт"
  7. Групповое занятие "Условия бесконфликтного общения"
  8. Конфликты - взрослые и дети
  9. Разговор по существу
  10. Как работать со сложными людьми
  11. Разрешение конфликтов, и пусть никто не уйдет обиженным
  12. Приемы конструктивного и деструктивного взаимодействия в конфликте
  13. Занятие по теме “Поведение в конфликтной ситуации”
  14. Изучение конфликтных ситуаций на материале мультфильма
  15. Стили разрешения конфликтов
  16. Игровые методы разрешения конфликтов
  17. Метод совместного решения проблем
  18. Виды конфликтов в лагере
  19. Улаживание детских конфликтов в младшем отряде
  20. Игра – конфликт «Бедный – бедный серый волк!»
  21. Разрешение конфликтов
  22. Этическая защита
  23. Модели поведения в конфликтных ситуациях
  24. Конфликты в детском лагере и их устранение
  25. Неоправданный конфликт


Дополнительно

  1. Прикладная_конфликтология (хрестоматия)
  2. Конфликты и пути их разрешения
  3. Педагогический конфликт‎
  4. Конфликтология
  5. Виды конфликтов
  6. Конфликты в лагере
  7. Конфликты и игры бесконфликтного общения


Ссылки