Приемчики решения конфликтов

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск

Вас только познакомили, а ты уже на него с ножом! "Алиса в Зазеркалье" Л. Кэррол

Приемчики решения конфликтов или как "переложить ответственность за решение " на самих участников

6010213LThm.jpg

Пересказать все ситуации, которые возникали и возникают при работе с детьми - это целый роман получится. Все написанное ниже родилось в сомнениях "я не знаю, что с этим делать" и в желании, чтоб все как-то разрешилось само без вмешательства вожатого. Чтобы отдать решение участникам конфликта. И это может вполне работать без сбоев.


А теперь Приемчики:

Сначала сама идея, зачем мы эти штучки будем использовать: это попытка с одной стороны, взять паузу перед принятием решения для снятия пика страстей, а с другой стороны, сбить участников с их ролей. Добавим сюда возможность высказаться каждой стороне до тех пор, пока не надоест и попытку "переложить ответственность за решение" на самих участников.

Если нам это удастся хотя бы частично, мы получим:

- снижение агрессии;
- понимание сути конфликта;
- опыт конфликт-менеджмента  ;)


Несколько приемов, которые работают в любом случае:

  1. эпистолярный жанр никто не отменял: письменное объяснение конфликта каждым участником с предложениями по разрешению. Пока будут писать и остынут, и подумают лишний раз. Не пугайте тем, что отнесете их директору, если не собираетесь нести, пусть дети знают, что сочинения останутся у вас. На всякий случай. А зимой, когда будет плохое настроение, вам будет над чем посмеяться, кстати.
  2. Обсуждение "по кругу". Первый раз запустите шарик с вопросом о том, что случилось, второй раз - о том, как решить.
  3. Отложенное решение. Не знаете, что делать - не делайте ничего. Выполните пункты 1 и 2 и объявите, что примите решение в такое-то время. Возьмите часа 4 тайм-аута и опять соберите детей ровно в это время. За то время либо что-то изменится, либо будет ясно что делать, либо еще что.
  4. Не придумалось? Значит дело за третейским судом. Зовите кого-нибудь для решения конфликта. И пусть начнет все с начала. Разве что пункт 1 будет теперь рисованием, а не письмом. В общем, это теперь его работа, а вы присоединяйтесь к своему непутевому, но такому родному отряду и защищайте их иногда. Ненароком. Случайно. Такой огорченный случившимся, но любящий отряд вожатый. Они придумают, как вас спасти от депрессии.

А, когда все решится, на следующий день закрепите успех. Например, можно провести тренинг по прикладной конфликтологии и предложить детям тоже побыть конфликт-менеджерами. Им должно понравиться решать чужие конфликты. Чужие мы все знаем, как решать.


Итак, как это может выглядеть...

Садитесь всем отрядом (или частью, если случай касается одной комнаты или группы) и долго, тщательно, внимательно выслушиваете каждого участника конфликта. Потом так же точно выслушивать предложения детей по решению ситуации. Не договорились? Начинайте второй этап: письменное обсуждение.: сочинение на тему «Как я бы решил ситуацию?” Пропустите при этом дискотеку? А что делать – случай сложный. Не получилось и за 2 часа? Соберите листочки с записями и объявите «отложенное решение», которое вы примите после тихого часа или к утру, так как вам надо подумать. Не пришли к решению – переводите стрелки и приглашайте третью сторону для решения и начинайте с самого начала : всех выслушать- у каждого спросить.


И еще раз:

  • Не забывайте, что любой конфликт гораздо проще предупредить, чем исправить.
  • Наблюдайте за детьми, не пропускайте малейших признаков начинающегося извержения вулкана: проявления агрессии по отношению друг к другу, неприятные прозвища, заявки на неформальное лидерство, жалобы, подавленное состояние, нежелание участвовать в общих делах и все, что покажется вам странным.

И еще: все нестандартные ситуации отряда должны быть проговорены на сборе вожатых. Иногда отсутствие информации о начале конфликта приводит к невозможности его последующего мирного решения.



Изменение взглядов на конфликты:

Ошибочно Правильно
Конфликт разрушает совместную деятельность и вызывается личностными различиями Конфликт является неизбежным следствием организационных взаимодействий
Необходимо избегать конфликтов Конфликты могут быть полезными
Конфликты разрешаются физическим разделением сторон или обязательным вмешательством вожатого Конфликт должен решаться выяснением причин вместе со всеми вовлеченными сторонами и непосредственным вожатым


И научите детей вести нормальные обсуждения конфликтных интересов.

Например: "два ребенка тянут друг у друга одну игрушку". Как погасить конфликт?

  1. Высшая сила (вожатый) отнимает игрушку и усаживает ребят за “стол переговоров” (обычно сопровождаемых какой-либо нудной, но необходимой работой).
  2. Обсуждение не начинается, пока не налажен "производственный процесс", ибо втягивание в этот процесс позволяет унять страсти.
  3. Ведём обсуждение: как быть, если единственной игрушкой захотелось поиграть именно в тот момент, когда её взял кто-то другой.

Дети не обсуждают: "Кто виноват". Они обсуждают проблему поиска компромиссного варианта, который привёл бы к желаемому результату: "играть с данной игрушкой",

И когда они какой-то вариант нашли вместе, - конфликт исчерпан.