Занятие по теме “Поведение в конфликтной ситуации”

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
1245082460 lager-my-vmeste-10m.jpg

Цели занятия:

1.ознакомление учащихся с основными возможными стратегиями поведения в конфликтной ситуации,
2.определение наиболее лучшего поведения для конструктивного разрешения конфликтной ситуации,
3.анализ реальных жизненных ситуаций,
4.обнаружение в себе склонности к конкретному типу поведения в конфликтной ситуации.


План:

1.Конфликт. Что это такое?
2.Причины возникновения конфликта
3.Возможное поведение в конфликтной ситуации
4.Я-высказывание
5.Способ реагирования на критику: «Словесное дзюдо»
6.Тест: «Можете ли вы найти выход из конфликтной ситуации»


Содержание

Начать занятие с показа ребятам на видео какого-нибудь сюжета или несколько сюжетов, содержащих конфликтную ситуацию. Это могут быть отрывки из фильмов, истории из выпусков журнала «Ералаш» или же заснятые реальные ситуации, возникшие между участниками группы в походе. После просмотра предложить ребятам обсудить увиденное, задавая следующие вопросы:

•Что произошло?
•Остались ли люди удовлетворены от общения друг с другом?
•Какова причина конфликта?
•Как распознать конфликтную ситуацию?
•Как люди ведут себя в конфликтной ситуации? Можно ли было вести себя иначе?
•Как повели бы себя вы на их месте?

Результатом этого обсуждения должно стать понимание того, что необходимо больше знать о конфликтах, их причинах, поведении в них или способах их избегания. А также должен появиться интерес к исследованию своих моделей поведения в конфликтной ситуации.

Подводя итог обсуждению стоит отметить, что главный опознавательный знак конфликта – сильные отрицательные эмоции, возникающие по ходу контакта: разочарование, печаль, гнев, обида, страх, раздражение, беспокойство или страдание.

Далее начинаем углубляться в эту тему. Есть замечательный мультфильм Жванецкого «Конфликты». Он очень яркий, ребята смотрят его с удовольствием. А главное, что в нем говорится о причинах конфликтов, поведении в них, их истории. Чтобы учащиеся не просто просмотрели материал, а проработали его с пользой, можно предложить им на листочке заполнить таблицу. Два столбика. Слева – Причины конфликтов, справа – поведение в конфликтной ситуации.

После просмотра можно дать ребятам минуты две на заполнение таблицы, а потом начать обсуждение. Проследите за тем, чтобы были названы основные опорные смысловые пункты фильма; добавьте, если что-то не было названо. В зависимости от состава группы учащихся и от их коммуникативных качеств, возможно возникновение конфликтной ситуации в процессе обсуждения, обратите на это их внимание.

Можно предложить учащимся следующую классификацию причин возникновения конфликтной ситуации:

1.Различие в желаниях, интересах, потребностях взаимодействующих людей. Образно это вариант «лебедь, рак и щука».

2.Различие во взглядах, конфликт на почве ценностей. Участники по-разному, нередко почти противоположным образом смотрят на происходящее, что создает основу для столкновения.

3.Несбывшиеся ожидания

Теперь пора разобраться, какие есть стратегии поведения в конфликтной ситуации. Попробуем сымитировать конфликтную ситуацию:


Упражнение «Апельсин»

Нужны два добровольца. Они встают друг напротив друга. Между ними стол, на столе апельсин. Они имеют равные права на обладание этим апельсином. Каждому из них втайне друг от друга и от других дается инструкция, в которой говорится, зачем ему нужен апельсин. Задача участников упражнения словесно доказать другому свое право на владение апельсином, не говоря зачем он им нужен. Остальные наблюдают их диалог, оценивают степень него конфликтности.

Инструкция первому участнику: Тебе нужен апельсин для того, чтобы взять из него косточки и посадить дома апельсиновое дерево.

Инструкция второму участнику: Тебе нужен апельсин для того, чтобы снять с него шкурку и дома заваривать в чай.

Обсуждение. Наблюдатели делятся впечатлениями от поведения каждого из участников упражнения:

•Возникла ли конфликтная ситуация? Возникали ли отрицательные эмоции?
•Какие реплики участников ухудшали понимание друг друга?
•За счет чего взаимодействие улучшалось?
•Как возможно разрешение этого конфликта?
•Были ли на вашей памяти подобные конфликты?

Следующая схема поможет разобраться в возможном поведении в конфликтной ситуации:

Конфронтация. Сторонники этого подхода исходят из продуктивности конфликта и спора, из аксиомы о том, что спор – это коммуникативный перекресток, на котором рождается истина. Они выстраивают, как в шахматных партиях, возможные варианты развития спора, преследуя одну цель: достижения выигрыша, не истины, доказательство своей правоты и, соответственно, торжество над противником. Из-за того, что такие люди любой ценой стремятся достичь выигрыша, в таком споре погибает истина.

Уступчивость. Эта позиция близка к избеганию от конфликта, уходу от него. Тем самым она полностью противоположна конфронтации. Люди, принимающие такую позицию «гасят» конфликты на корню, хотя бы внешне принимая чужое мнение. Для них главное – не создавать острой ситуации.

Компромисс – промежуточный стиль поведения. В результате достижения компромисса обе конфликтующие стороны что-либо теряют, но это дает возможность некоторого снижения остроты ситуации и создание видимости ее нормализации, хотя на самом деле не обеспечивает долговременного эффективного решения.

Уход. Этой позиции придерживаются люди, которые из каких-либо личных несовершенств просто избегают конфликтов (выходят из них всегда в проигрыше). Они не хотят и/или не могут, в виду своей слабости, отстаивать свое мнение. Для таких людей необходимо наличие авторитета, мнения которого они бы придерживались.

Попробуем сымитировать конфликтную ситуацию и посмотрим, как участники следующего упражнения будут себя вести в данной ситуации.


Упражнение “Автобус”

Для выполнения упражнения нужны три добровольца.

Действие происходит в автобусе. Один из участников упражнения – пожилой человек, который сидит у окна, а рядом с ним свободное сиденье. В автобусе есть еще одно свободное сиденье. Двое других участников упражнения входят в автобус. Им необходимо сесть вместе. Они просят пожилого человека пересесть, он не соглашается. Задача двух вошедших уговорить пожилого человека пересесть.

Остальные ребята наблюдают за диалогом участников упражнения. После его выполнения можно обсудить результаты:

•Создалась ли конфликтная ситуация?
•Как вели себя участники в конфликтной ситуации?
•Удалось ли достичь сотрудничества?
•Если да, то каким способом, если нет, то что мешало?


Я-высказывание

В каждый момент жизни у вас, как и у каждого живого человека, возникают какие-то чувства, они возникают помимо вашей воли, помимо вашего желания, и они могут не нравится вам. Тем не менее они есть, и они ваши. Но вы – это не только ваши чувства, у вас есть еще что-то, а значит, вы можете осознавать свои чувства в каждый конкретный момент и говорить о них. В напряженной ситуации, в ситуации конфликта, когда вы испытываете сильные чувства, но они не нравятся вам и у вас есть сложности с тем, чтобы выразить их, самый простой способ решить эту проблему – осознать свои чувства и назвать их партнеру. Именно этот способ самовыражения и называется Я-высказываванием.

Важно понимать, что Я-высказывание конструктивно изменяет не только ваше собственное отношение к конфликтной ситуации, но и отношение вашего собеседника к ней. Ваше искреннее свободное называние своих чувств с позиции осознания собственной ответственности за то, что происходит с вами, не может никого обидеть и вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает.


Я-высказывание это –

1.Способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуация.

2.Конструктивная альтернатива Ты-высказыванию, которое традиционно используется в конфликтах через выражение негативной оценки в адрес другого, при этом ответственность за ситуацию перекладывается на этого другого.

3.Способ обозначения проблемы для себя и при этом осознания своей собственной ответственности за ее решение.

Чтобы освоить технику Я-высказывания, важно научиться очень хорошо осознавать происходящее с вами прямо сейчас, в настоящий момент вашей жизни. Очень часто мы тратим силы и время не на осознавание себя в текущей ситуации, а на анализ прошлых поступков и мыслей или на мечты о будущем.

Я-высказывание включает в себя не только называние чувств, но и указания на те условия и причины, которые вызвали их. Схема Я-высказывания такова:

1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:

•Когда я вижу, что ты…
•Когда это происходит…
•Когда я сталкиваюсь с тем, что…

2. Точное называние своего чувства:

•Я чувствую …(раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.)
•Я не знаю, как реагировать…
•У меня возникает проблема…

3. Называние причин:

•Потому что…
•В связи с тем, что…


Упражнение «Я-высказывание»

Вспомните, были ли у вас какие-нибудь негативные чувства к кому-либо в течении этого занятия? Могли ли они спровоцировать конфликт? Попытайтесь выразить эти чувства, используя Я-высказывание по вышеприведенной схеме. Наблюдайте друг за другом. Можно задавать вопросы.

Неумение реагировать на критику – почти всеобщая беда. Между тем, существуют различного рода алгоритмы, приемы, позволяющие перевести даже самые жесткие нападки в русло конструктивных переговоров.


“Словесное дзюдо” - алгоритм реагирования на критику.

Шаг первый: Сочувствие. Даже если критика кажется полностью несправедливой, все равно надо с сочувствием задавать уточняющие вопросы, как можно точнее определить позицию критика.

Шаг второй: Разоружение критики. Если кто-то стреляет в Вас, то Вы можете:

– отстреливаться, что вызывает более яростное нападение;
– убежать, избежав пуль, что означает для Вас унижение и потерю самоуважения;
– умело обезоружить врага – наиболее совершенный путь. Как это сделать? Вне зависимости от правильности утверждений критика, нужно найти способ согласиться с ним.

Шаг третий: Ответная реакция и переговоры.

Вот пример успешного “поединка” с использованием “словесного дзюдо”:

– Доктор, Вы - ничтожество.
– Временами я это ощущаю, иногда я совершенно неправильно подхожу к вещам.
– Ваше лечение не приносит ничего хорошего.
– Но у меня есть шансы для улучшения.
– Да Вы глупы.
– Существует много людей способнее меня, да, я уверен, что я не самый лучший в мире человек.
– У Вас нет искренних чувств к пациентам, Ваша терапия искусственна и тупа.
– Я не всегда отзывчив и внимателен, как мне хотелось бы быть, иногда мои методы выглядят непривлекательными.
– Вы - не специалист, Ваша книга - сборник отбросов. Вы недостойны доверия и некомпетентны в моем случае.
– Я искренне извиняюсь за произведенное впечатление. Сложившиеся отношения беспокоят Вас и не дают полностью доверять. Вы абсолютно правы, мы не сможем работать вместе, пока не добьемся взаимоуважения.

К этому моменту критик обычно теряет весь пыл. Так как нет ответов ударом на удар, а наоборот, только согласие, то нападающий быстро бросает оружие. Если критик успокаивается, то приходит в более подходящее состояние для общения.

Основная ошибка, когда нас критикуют, - это неисправимое желание защищать себя от любых несправедливых нападок. Кто поддается такому желанию, тот вскоре замечает усиление атак со стороны критика. Парадокс, но каждая попытка защитить себя будет подогревать пыл противника. Картина будет похожа на следующую:

– Доктор, Вы не заботитесь о своих пациентах.
– Неправда, это несправедливо. Вы не понимаете то, что говорите. Мои пациенты уважают меня за мою работу.
– Хорошо же, я один - кто не уважает Вас, до свидания...


Упражнение “Словесное дзюдо”

Проведем небольшую тренировку по “словесному дзюдо”. Необходимо разбиться на тройки. Один - выступает в роли критика. Второй - мастер “словесного дзюдо”. Третий - эксперт. У критика должны быть какие-то реальные основания для нападок, в крайнем случае, подключите свое воображение. Организуйте общение в соответствии со своими ролями.

Эксперт будет оценивать, насколько удалось реализовать алгоритм “словесного дзюдо”.


Тест: «Можете ли вы найти выход из конфликтной ситуации»

Предлагаемый тест имеет целью определить характерную для Вас тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами а) и б) (они иногда повторяются в разных пунктах). Сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз выбирайте из них то, которое является более типичным для Вашего поведения. В бланке для ответов под номером пункта поставьте а) или б) в соответствии с Вашим выбором.

№ Высказывания 
1 
а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.  

2 
а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных. 

3 
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения. 

4 
а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 

5 
а) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 

6 
а) Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
б) Я стараюсь добиться своего. 

7 
а) Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого. 

8 
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. 

9 
а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 

10 
а) Я твердо стремлюсь достичь своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение. 

11 
а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения. 

12 
а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне. 

13 
а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.
 
14 
а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
 
15 
а) Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
 
16 
а) Я стараюсь не задеть чувства другого.
б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
 
17 
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
 
18 
а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
 
19 
а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 

20 
а) Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
 
21 
а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
 
22 
а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.
б) Я отстаиваю свои желания. 

23 
а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
 
24 
а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
б) Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.
 
25 
а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
 
26 
а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
 
27 
а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 

28 
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
 
29 
а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 

30 
а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом, подсчитывается частота проявления каждого типа поведения.

№ Конфронтация Сотрудничество Компромисс Уход Уступчивость 
1 - - - а б 
2 - б а - - 
3 а - - - б 
4 - - а - б 
5 - а - б - 
6 б - - а - 
7 - - б а - 
8 а б - - - 
9 б - - а - 
10 а - б - - 
11 - а - - б 
12 - - б а - 
13 б - а - - 
14 б а - - - 
15 - - - б а 
16 б - - - а 
17 а - - б - 
18 - - б - а 
19 - а - б - 
20 - а б - - 
21 - б - - а 
22 б - а - - 
23 - а - б - 
24 - - б - а 
25 а - - - б 
26 - б а - - 
27 - - - а б 
28 а б - - - 
29 - - а б - 
30 - б - - а