Этическая защита

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
DSC 4071m.jpg

Человеку часто приходится встречаться с неосознанной со стороны другого человека грубостью, а иногда и с оскорблением в свой адрес. Для того чтобы защитить личность от посягательства на её достоинства, была разработана этическая защита.

Этическая защита – это защита человека от оскорбления в его адрес морально-этическими способами.

Этическая защита выполняет три основные функции:

  1. Сохранение собственного достоинства.
  2. Сохранение достоинства партнёра по общению.
  3. Корректировка поведения субъекта, который нас оскорбляет.


Приёмы этической защиты.

1. Вопрос на воспроизведение.

Это не оценочные вопросы, которые являются нашей реакцией на высказанное и выраженное мнение в разговоре. Они помогают сделать высказывание более понятным. Эти вопросы заставляют человека уточнить и осмыслить своё первоначальное сообщение и форму его подачи.

Например:

  • Простите, я не понял…
  • Не могли бы вы повторить…
  • Я не понимаю, что вы имеете в виду…

Уточняющие вопросы лучше задавать в открытой форме, т.е. такой, когда собеседник не может ответить простыми «да» и «нет». Необходимо избегать задавания вопросов типа «почему?», например: «Это почему же?» , «Почему бы и нет?». Как правило, они вызывают отрицательные реакции со стороны собеседника, ставят его в позицию защищающегося и открывают новый виток конфликта.


2. Окультуренное воспроизведение.

Это как бы наше объяснение того, что пытается выразить собеседник, но пока не может сделать этого достаточно ясно. В состоянии конфликта человек полностью не осознаёт свои чувства и состояния. Основная цель помочь собеседнику увидеть какие-то аспекты ситуации.

Например:

  • Если я правильно вас понял… /необходимо дать культурную форму/


3. «Доброжелательность»

Это способ подтверждения того, что мы хотим принять мысли и чувства другого человека, какими бы они не оказались. Мы показываем, что нам не безразличны проблемы и переживания нашего партнёра.

Например:

  • Как хорошо, что вы это сказали…
  • Да, я понимаю ваше состояние.
  • Продолжайте, продолжайте, это интересно / в высказываниях собеседника «ищем пользу», игнорируем форму и берём содержание/


4. Подстановка мотива / оправдывание поведения/

Прием, неосознанно используемый людьми благородными: им не приходит в голову, что человек нарочито совершает какие-либо дурные поступки, и они за этими поступками обязательно видят добрые мотивы, реализация которых не удалась по каким-то причинам.

Например:

  • Вы, наверное, хотели…
  • Вы, вероятно, думали…
  • Вы, конечно же, не хотели меня обидеть, просто очень возбуждены.


5. Великодушное прощение.

Один из самых сильных и жёстких приёмов этической защиты от грубости, хамства, посягательства на достоинство человека, состоящий в том, что совершившему недостойный поступок как бы прощают его действия по причине недостаточности развития и неспособности осознать содеянное или прекратить то, что совершаемо им.

Например:

  • Если вам так хочется…
  • Если вы от этого будете счастливы…
  • Если вы только от этого и будете счастливы…
  • Пусть будет так…
  • Если тебе доставляет радость обижать других, продолжай.
  • Пусть будет так, как вы сказали, если без данных слов вы не можете обходиться.

Здесь неуместны ирония, сарказм, насмешка. Здесь, скорее, печальная констатация реальности, изменить которую в данный момент невозможно.


6. Оставить наедине с собой.

Приём жёсткой этической защиты в случае грубости, дерзости, цинизма. Суть его в том, чтобы не обсуждать содеянное и не давать оценки тому, что совершено, а предоставить человеку самому разобраться в недостойной стороне поступка.

Например:

  • Вы, наверное, не отдаёте себе отчёта в том, что сделали.
  • Как жаль, что вы не способны понять, что именно сказано.
  • В вашем возрасте надо было бы знать…


И в заключение надо сказать о понятии «постоянная защита». При встрече с человеком с первого же взгляда, слова в сознании складывается либо привлекательный, либо отталкивающий образ.

На создание этого образа влияют многие факторы:

  • Внешний облик человека / открытость. Доброжелательность/
  • Лексика / обращение к людям, тональность, мелодика, разнообразный лексический состав, свободная речь/
  • Система поступков.