Режимные моменты

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

- А во сколько завтра подъем?

- Как только разбудим

- А почему так рано?


Режим дня — это определенный порядок чередования различных видов деятельности детей и необходимых бытовых функций (еда, сон, личная гигиена и т.д.), который формирует определенный уклад жизни детского оздоровительного центра.

Динамика дня. Основная идея - утром больше активных мероприятий, перед сном успокаивающих.

Примерное расписание дня (видны 3 дырки под мероприятия - [ … ]):

13197174366515 m1m.jpg
8.00 Подъём
8.15 Зарядка
9.00-9.30 Завтрак
9.30 Уборка палат

[ … ]

13.30-14.00 Обед
14.00-16.00 Тихий час
16.30 Полдник

[ … ]

19.00-19.30 Ужин

[ … ]

23.00 Отбой


Разнообразие деятельности в лагере.

Хорошо, когда деятельность разнообразна, как по содержанию(творческая, интеллектуальная, спортивная ..), так по месту (корпус, улица, спорт. площадка, за территорией, пляж, клуб ..), по роли ребёнка (участник, организатор), по форме проведения ... Но об этом подробнее в других темах, здесь же поговорим о режимных мероприятиях.


Подъем или Как начать день

По утрам, когда пойдёте будить детей, постарайтесь выглядеть бодро. От этого зависит успех предстоящего дня. Необходимо придти на отряд за 5-10 минут до подъема, а тем, кто живет вместе с детьми, до подъема успеть привести себя в порядок. Будить детей надо спокойно, без криков, но настойчиво. Полностью полагаться на дежкома не стоит, зайдите сами в каждую комнату, убедитесь, что все дети встали. Минут через пять пройдите снова по всем комнатам и, если кто-то еще не встал, настойчиво потребуйте, чтобы все поднялись. Так как через 15 минут уже начинается зарядка, а для этого надо одеться и выйти на место проведенияя зарядки.

Ошибки:

  • Ураган - слишком резкий подъем и недостаточный контроль за тем, все ли вышли на построение, как одеты и так далее.
  • Побудка мимоходом - заглянув в спальню, и сообщив детям, что уже утро, вожатый этим ограничивается.
  • Казарма - свирепый вид и повторные упражнения типа 'подъем-отбой', экстремальная лексика едва ли создадут у детей радостное восприятие начинающегося дня.

Не забывайте о том, что настроение, с которым человек поднимается, создает ему настрой на весь последующий день. Поэтому вожатый всегда должен быть весёлым и приветливым. Юмор, доброта, внимание и креативность помогут вам сделать подъем в отряде желанным и бодрым.

Советики:

  • Чтобы облегчить жизнь вожатого, можно назначить в отряде "будильник". Это ребёнок, который будет контролировать подъём всех ребят.
  • Будить детей можно в тематической форме — например, переодеться в зверюшек и ходить по комнате с музыкой. Или одеться в фею, взять волшебную палочку и исполнить все желания детей, после того, как они проснутся.


Зарядка

Если с первого дня вы убедите детей в ее необходимости и будете помнить о Законе 'Ноль-ноль', то у вас все получится. Занимайтесь зарядкой вместе с детьми, предложите помочь в ее проведении своих же детей, это может быть одним из заданий дежкомов, либо сменным поручением. Добивайтесь всего личным примером. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Не наказывайте детей за какую-либо провинность, например, дополнительными кругами по стадиону во время зарядки. Помните, что у любого ребенка, даже у самого 'шалопая', может быть ослабленное здоровье. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут, на открытом воздухе, в дождливую погоду - в хорошо проветриваемом помещении.

Ошибки:

  • Лавина - опаздывающий на зарядку отряд устремляется вперёд неуправляемой массой. Жертвы весьма вероятны.
  • Эпидемия - группа детей (чаще - девушек) всем видом показывают, что больны, и Вы оставляете их в спальне. НЕТ! Приглашайте партнёра или командира отряда и в его сопровождении больные направляются в медпункт немедленно.
  • Спортивный клуб вожатых - группа развлекающихся вожатых, с юмором и образцово выполняющих комплекс упражнений смотрится шикарно, но, в первую очередь, нужно следить за детьми.

Обратить внимание на:

  1. Здоровье. Смотреть за проведением зарядки, выполнением упражнений, контроль процесса, избегание падений, ушибов, переломов, сотрясений и пр.
  2. Управление персоналом. Организация самого действа. Как стоят (в кругу, в шахматном порядке), проводите ли вы сам зарядку или вы назначили ответственного. Показывает один или все по очереди и т.д.
  3. Безопасность. Выбор места, формы проведения зарядки, ее адекватность (погодным условиям, состоянию детей и т.п.)
  4. Ребёнок думающий и ценностно-ориентированный. Сделать так, чтобы зарядка была неотъемлемой частью лагерной жизни, чтобы туда хотелось просыпаться и идти.. Почему??? Потому что никогда в жизни у этого ребенка не было такой зарядки, а все потому, что у него хороший вожатый.


Операция УЮТ / Время личной гигиены (ВЛГ)

X f29a7b45m.jpg

Уборка территории и детских комнат по графику дежурств. Проснулся, оделся, а теперь убери свою планету ;)

Вернувшись с зарядки, вы даете детям время, чтобы умыться, и начинаете, вместе с дежкомами проверять, как дети убрались в комнатах. Что должны сделать дети? Заправить кровати, убрать все вещи в шкаф, в шкафу все вещи разложить по полочкам, проверить тумбочку, нет ли там грязи, грамотно ли запакованы продукты, повесить лицевое полотенце на спинку кровати к голове, ножное полотенце на спинку кровати к ногам, стряхнуть песок со своей кровати, подмести пол, выгрести мусор из-за батарей, из-под кроватей, убраться на столе, привести в порядок обувь, чтоб не была разбросана, на подоконнике оставить только умывальные принадлежности. Вожатому необходимо постоянно контролировать этот процесс, не оставляя детей одних ни на минуту, постоянно напоминая, что еще надо сделать и в каком окончательном виде комната должна быть.

Помните, любая уборка проводится с вашим непосредственным участием!!!

  1. Вообще уборка проводится два раза в день (после зарядки и после тихого часа), но важно, чтобы и в остальное время у детей в комнатах было чисто.
  2. Важно проговорить с детьми, что будет входить в обязанности дежурного по комнате.
  3. Ежедневно все дети после зарядки стряхивают простыни, заправляют кровати, наводят порядок в тумбочках, шкафах и подоконниках. Собирают мусор и наводят порядок на отрядном месте.
  4. Следите за тем, чтобы в детских кроватях не было песка, мусора, еды и грязных вещей.
  5. Инвентарь для уборки хранится в подсобке.
  6. Нельзя развешивать мокрую одежду в комнатах, делайте это в специально отведённых местах.
  7. Все сумки надо хранить в чемоданной.
  8. Запрещается держать какие либо вещи под кроватями и рядом с ними.
  9. Обувь должна храниться отдельно в специально отведённом для этого месте.
  10. В прикроватных тумбочках находятся только туалетные принадлежности. Следите за тем, чтобы в тумбочках не хранились мокрые мочалки, зубные щётки без чехлов, обувь, еда, грязная одежда.
  11. Вся мебель в комнате должна стоять в соответствии с санитарными нормами и правилами техники пожарной безопасности. Перестановка мебели по усмотрению детей запрещена.

Ошибки:

  • Бумеранг - дети, выйдя из спальни, возвращаются туда за вещами после уборки и тем сводят её результаты к нулю.
  • В некоторых местах - уборка делается поверхностно, и проверяющие найдут пыль на кроватях, панелях, имущество под матрацами, тряпку в неположенном месте, продукты в тумбочках, банно-прачечные принадлежности и т.п.
  • Не проснулись - если не уделить внимания настроению отряда, на линейке он будет рассеян, не собран

Обратить внимание на:

  1. Здоровье. Обращать внимание на возможные аллергии у детей (к примеру на пыль), лежащая на полу швабра может сыграть злую шутку, как с граблями, мокрый пол - подскользнулся, упал.. очнулся – гипс! Не доводите до крайностей, чем внимательнее вы будете. Тем меньше хлопот в последующем.
  2. Управление персоналом. Будете ли вы просить девочек помочь мальчикам в уборке, будут ли старшие помогать заправлять постель младшим! Все в ваших руках, Господа!
  3. Безопасность. Следить за соблюдением правил безопасности, начиная от закрытия кранов, заканчивая неустойчиво стоящим шкафом.
  4. И основная задача – Ребёнок думающий и социально-ориентированный. Уборка – это не пустая трата времени, используя пед.технологии, объясните детям, что «Нам всем приятно жить в чистых, убранных и проветренных комнатах» ;) И пройдя с фантиком по лагерю, ребенок поймет, что фантик от конфетки лучше выкинуть в урну. Уважая труд других, и начнут уважать тебя!


Утренний информационный сбор отряда (УИСО) или же Утренний круг.

6132291ZZqm.jpg

УИСО проводится либо до завтрака, либо сразу после. Не давайте детям расслабиться, соберите их на отрядном месте (в беседке, то бишь) и проведите УИСО. Гораздо приятнее он пройдет, если вы начнете его с игры, новой шутки, чем-то заинтригуете детей. Вообще смысл УИСО - задать тон всего дня, рассказать детям все то, что в течение дня их ожидает. То есть точный план на день. Хорошо, если один из дежкомов его уже успел написать и вывесил на один из стендов на отрядном месте. Далее очень четко, без философских отступлений, расскажите, что ждет детей в течение дня (конкретно, кто, куда, во сколько, если дело касается спорта, кружков). Если какие-то моменты плана на день касаются не всего отряда, расскажите, чем займутся все остальные. Спросите, что детям непонятно в плане, ответьте на все их вопросы по дню. План обязательно должен висеть на отрядном месте. Если вы решили какое-то мероприятие поменять (особенно если это так или иначе касается выхода за территорию), об этом необходимо поставить в известность администрацию лагеря. Если вы не успели выбрать на день дежкомов вчера вечером, сделайте это хотя бы сегодня утром, снимите с себя часть хлопот.


Основные пожелания к утреннему режимному блоку - Подъем. Зарядка. УИСО.

  • Главное - запомнить: вожатый должен будить детей, а не наоборот. Необходимо встать до подъема и привести себя в порядок. Дети должны вас видеть бодрыми и жизнерадостными с самого утра. Вы не представляете, насколько настроение детей зависит от вашего.
  • Будить детей нужно спокойно и весело. Но шутки типа: "Рота! Подъем!" - в полный голос здесь неуместны. Потому что дети, конечно. посмеются, но если утро начинается с такой встряски, будьте уверены - нервы через день - два сдадут у многих.
  • По зарядке. Кто ее будет проводить, физрук вашего лагеря, дежком или вы сами не имеет принципиального значения. Но если вы решили взять это в свои руки, постарайтесь сделать так, чтобы зарядка стала не только набором физических упражнений, необходимых для полного просыпания, но и эмоциональным заделом, который заряжает положительной энергией и хорошим настроением на целый день.
  • Затем детям необходимо умыться и почистить зубы. На уборку палат и приведение себя в порядок 30-40 минут им будет достаточно. Утро должно быть организовано, не надо растягивать его до обеда. После пятиминутной планерки на отрядном месте, где вы скажете детям план на сегодняшний день и ответите на все их вопросы по этому поводу, можмо позавтракать и начать день.

Учесть:

  • Подъём – музыка, мальчики-девочки, в несколько этапов, система сгоняния на зарядку, «ранние» пташки.


Поход в столовую

Чтобы не тратить время на ожидание у столовой, когда вам накроют, и чтобы не есть холодную пищу, опоздав, сделайте вашего дежкома связным между вами и дежурным отрядом. Накрыли на ваши столы - можно всем отрядом отправиться в столовую. Во главе с вожатым и не бегом (можно каким-нибудь своим, особенным шагом).

Учесть:

  • Построение (зачем оно нужно, как проводить), запуск в столовую(в первый раз и постоянно, выход из столовой). Вообще поход на любые мероприятия и уход с них.


Питание

1227277621 pitanie 01mm.jpg

На любой прием пищи дети идут, вымыв руки (и вожатый должен это проконтролировать и сам не забыть это сделать). Они строятся перед специальной чертой и ждут команды вожатого. Ни в коем случае не штурмуют столовую без него, не заходят с дежкомом, без команды вожатого. Дежурный командир за 5 минут пересчитывает порции, проверяет, хватает ли ложек, вилок, стаканов, хлеба или булки, стульев, чистые ли сами столы. Если чего-то не хватает, надо доставить на столы. Отряд заходит в столовую только в полном составе, все вместе, а не по частям. С первого же дня надо показать, что у нас недопустимо заходить в столовую по одному. И объяснить, что одна из главных причин та, что у нас выставляются порции по конкретному количеству человек, и не больше. Вожатый отвечает за то, что их количество совпадает с количеством детей в отряде. Если из каждого отряда дети будут забегать по одному, никто не знает, сколько порций можно не досчитаться. Не забудьте, что есть дети, которым может быть что-то противопоказано, что некоторые дети могут медленно есть. Обращайте внимание на качество еды! И от вас зависит нормальное состояние детских желудков. Следите, чтобы дети не выходили из-за стола, ничего не поев. Чтобы до еды они не отоваривались в ларьке. Не забудьте о традиции 'чистого стола'. Немедленно пресекайте любые попытки кидаться едой, чем бы то ни было. Не забывайте напоминать детям, что с набитым ртом стараются не разговаривать. И в столовой, как правило, не кричат и не аплодируют. В большинстве лагерей следят за манерами и правилами поведения за столом. Однако никогда не заставляйте детей есть. Лучше выясните, почему ребенок не ест и решите эту проблему вместе. Может быть, он по дому скучает.

Ошибки:

  • Самотёк - некоторые вожатые думают, что могут и сами покушать, когда отряд вошел в столовую. Ошибаются. Только убедившись, что все заняли свои места, всем хватило порций и ещё раз напомнив детям о культуре приема пищи, вожатый отправляется за вожатский стол. Приятного аппетита!
  • Приоритет желудка - непростительно бежать в столовую, сломя голову, не дожидаясь сигнала горна.
  • Самостоятельное возвращение - становится ошибкой, если не отработаны четко действия дежкома и всего отряда в этом фрагменте дня. Если не уверены, что отряд можно отправить чуть вперед, не делайте этого. Категорически нельзя оставлять отряд без визуального контроля. Нельзя отправлять отряд в корпус под командованием дежкома в течение первой половины смены или если дежком не обладает развитыми организаторскими способностями.


Завтрак. На завтрак обычно дают кашу и порционные блюда: сыр, колбасу, творожки, сырки и т.п. Ее получает вожатый на раздаче, обязательно пересчитывает, не отходя в зал, если не хватает, просит добавить порцию (необходимо помнить, что медпункт забирает порции для тех, кто в изоляторе). Если это порезанные сыр, колбаса и т.п., то надо взять вилку, которой вы будете раздавать продукты (а не руками).

Обед. На каждом столе должна стоять супница, около нее - поварешка. На младший, а иногда и на средний отряд, лучше всего суп сразу разлить по тарелкам. Но даже за старшими детьми надо смотреть, как они едят суп. Если надо, уговаривать, настаивать поесть хотя бы 3-5 ложек горячего. Не забывайте напоминать детям, что на раздаче они могут самостоятельно получить добавку.

Полдник. Во время полдника может так случиться, что вожатый сам накрывает на свой отряд (если это не запеканка и не компот), поэтому необходимо четко распределить количество сока и т.п., чтобы хватило на весь отряд. Порции на свой отряд вожатые получают зимний корпус: в кондитерском цехе, летняя база - на стеллажах около раздачи. Наливать в стаканы следует 'по рисочку' и не меньше. Не позволяйте детям выносить продукты из столовой. Помните, что если вы один раз им это разрешили, то потом будет очень сложно убедить их в том, что этого делать не следует.

Ужин. На ужине снова детям раздаются порционные блюда: обычно это фрукты. Дайте фрукт каждому ребенку в руку, таким образом, вы убедитесь, что никого не пропустили, что всем хватило. Если дети отказываются от порционных блюд, как на ужине, так и на завтраке, предложите 'тем, кто хочет добавки'. Не стремитесь оставлять порционные блюда себе, родители часто спрашивают детей, куда идет та еда, от которой они отказываются. И возникают большие проблемы, так как родители платят за лето большие деньги.

Ошибки:

  • Ужин нам не нужен! - какой там еще ужин, когда до выступления осталось полчаса, а ничего не готово! - подумает иной ретивец. Как он ошибается! Спешка во время приема пищи, неудовольствие от ужина мгновенно перенесутся и на впечатления о деле, на настроение детей, существенно повлияют на педагогические результаты дела. А казалось бы...


  1. Здоровье. Следите, чтобы ребёнок ел! Ел в столовой, а не в час ночи в палате заваривал «Ролтон». Если ребёнок съел за обедом 6 апельсинов, не удивляйтесь, если на утро, он покроется сыпью… Тщательно изучайте справки детей на предмет аллергических реакций. А фраза: «я на диете!» - давно ушла в прошлое…
  2. Управление персоналом. Петя возит телеги с супом, а по столам их расставляют Лена и Лиза, Маша, так как самая аккуратная, разливает горячий чай, а ложки на столы равкладывает маленький Миша. То, как быстро вы накроете на столы зависит, не от способности детей быстро бегать, а от вашей организации работы.
  3. Безопасность. Горячие супы, неудобные подносы, развязывающиеся фартуки в ленточках которых путаются ноги – вот далеко не весь список того, что может помешать безопасности детей.
  4. И еще, следите, чтобы дети не баловались за столом, не играли в рыцарей вилками и не кидались в девочек мякишем хлеба.


6132053ZKam.jpg
X af0fd118m.jpg

Самообслуживание. Забота о детях.

На время смены вожатый для детей - и мама, и папа, и нянька, и друг. Вы не даете детям скучать, организовывая их досуг, вы стараетесь не выпускать из виду их внутреннее состояние: настроение и самочувствие, стараетесь приучить их к самостоятельной жизни.

Ненавязчиво, но настойчиво вы должны следить за такими вроде бы очевидными моментами (это касается любого возраста):

  1. по утрам необходимо чистить зубы, умываться;
  2. мыть руки надо, если вы вышли из туалета, перед каждым приемом пищи, после спорта, трудового десанта, а вообще, чем чаще, тем лучше;
  3. вечером, перед сном следует мыть ноги;
  4. мыться в душе следует хотя бы раз в два дня;
  5. одеваться надо по погоде, чисто и опрятно, не забывать расчесываться;
  6. грязную одежду можно складывать в мешок (подарок родителям в родительский день), а можно попробовать самостоятельно постирать (младшие отряды сдают в прачечную);
  7. расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах);
  8. все дырки, прорехи, оторванные пуговицы можно пришить с помощью нитки и иголки, все когда-то учились с нуля;
  9. промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф (не важно, был или не был санобход);
  10. уборку в палатах надо производить дважды в день, следить за тем, чтобы уборщицы проводили влажную уборку дважды в день;
  11. не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и сводить его в медпункт;
  12. если дети на три недели оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.


Отрядное дело

Ошибки:

  • Конкуренция - утренние дела часто бывают спортивными. Нельзя допустить, чтобы здоровое соперничество превратилось в злобные нападки на своих товарищей и на другие отряды. Взаимная поддержка, радость за успехи других - вот нате кредо!
  • Растерянность, экстаз - две крайности в психоэмоциональном состоянии отряда к началу дела. Дети должны быть настроены на дело и сконцентрированы. настроение отряда должно соответствовать задачам и теме дела.
  • Главное - хорошо выступить! - это неверно даже отчасти. Главное - чтобы переживания детей в ходе и после дела дали им возможность извлечь из него максимальную пользу для своего личностного роста.
  • Эйфория/депрессия - слишком эмоциональные переживания, если они затянутся и выйдут из-под контроля вожатых, чреваты потерей времени, настроения, эмоционального комфорта в отряде.
  • Упадок сил и настроения - возможно, вы проиграли в конкурсе или неудачно выступили. Или просто устали. Это не оправдание унылого, этапного перемещения отряда к корпусу, наводящего тоску даже на кухонных кошек,

Собраться с силами! Завтра будут еще дела! Но не должны изгибаться в конвульсиях удовольствия на пустом месте.


Тихий час

46990m.jpg

Дайте детям отдохнуть, какого бы возраста они не были. Время Тихого Часа - 2 часа. Малышей можно уложить спать, подросткам дайте возможность почитать, поразмышлять про себя, найдите спокойные настольные игры. Заведите правило: в тихий час никаких разговоров, хождений. Главная задача – рекреационная (хотя в старших отрядах это часто превращается во время дополнительной подготовки к мероприятиям).

Правила организации тихого часа:

  1. Проследите, чтобы все дети сходили в туалет до начала тихого часа, при необходимости можно отпустить ребёнка в туалет во время тихого часа.
  2. Дети снимают покрывала со своих кроватей и аккуратно складывают их на стульчике.
  3. Раздеваются (не купальники и плавки!) и ложатся на свои кровати под одеяла (
  4. Не разговаривают.
  5. Не ходят по корпусу.
  6. Детей во время тихого часа категорически запрещается оставлять одних!!!

Ошибки:

  • Постепенность - неверно думать, что в первый день к тихому часу можно относиться не слишком требовательно. Как поставите тихий час в первый день, так он и будет у вас получаться в дальнейшем. А дети нуждаются в отдыхе, даже если они об этом не подозревают.


Душ

Старайтесь мыть детей хотя бы раз в два дня. Перед походом в душ проверьте, чтобы у каждого ребенка был с собой набор банных принадлежностей, чтобы дети не забывали взять с собой полотенце. Обязательно находитесь рядом во время мытья ваших детей, потому что случиться может всякое. В Ваши обязанности также входит следить за тем, хорошо ли они помылись или просто намочили себя. Малышей перед душем очень желательно сводить в туалет.

Принятие душа в детском лагере.

  1. Дети принимают душ после каждого выхода на море и перед сном.
  2. В душ все отряды ходят по заранее спланированному графику.
  3. Необходимо проконтролировать наличие душевых принадлежностей у всех детей.
  4. В душе вожатые настраивают горячую и холодную воду и только после этого заходят дети. Дважды проверить душ: перед тем, как запускать детей, и после того, как они помылись.
  5. Категорически запрещается оставлять детей в душе без взрослых.
  6. Уделите особое внимание зеркалам и бритвенным приборам.
  7. Обязательно проследите за тем, чтоб дети хорошо промыли свои головы и постирали купальники.
  8. Маленьким детям в душе уделяется особое внимание. Им надо помочь собраться в душ, помыть их в душе. Девочкам с длинными волосами расчесать их. Проследить, чтобы все малыши хорошо помылись.
  9. Важно помнить о забытых детьми вещах в душе и о выключении всех кранов после принятия душа.
  10. Необходимо хорошо вытереть тело и надеть нормальную верхнюю одежду.
  11. Если вам идти через улицу, пусть дети после душа что-нибудь накинут на себя, чтобы потом их не продуло
  12. Надо проверять, чтобы, уходя, дети выключали воду, оставляли открытыми двери, чтобы в душе не мусорили и не оставляли свои вещи. Если дети оставили после себя грязь, а вожатый вовремя не отследил должен сам убрать за детьми.
  13. Следите за тем, чтобы ваши дети не шли в душ полуголые. Напомните им, что существуют законы детского общежития, и пусть дома в ванну они путешествуют в том, в чем им заблагорассудится

Банный день

  • Если есть необходимость привлечь помощников нужного пола.(Старший отряд, вожатые, физруки ..).
  • Напомнить детям, что нужно взять с собой в душ. У маленьких возможно проверить это(Ну или сказать несколько раз).
  • Разбить на группы в зависимости от числа кабинок(времени, которое есть у отряда).
  • Прямо перед походом принудительно отправить детей в туалет. Особенно младших и в какой-то мере средних. Под тёплой водой мышцы расслабляются ...
  • В душе помогать, следить за безопасностью, подгонять если это надо. Маленьким буквально намыливать головы ...
  • После душа, проследить, чтобы они не забыли там вещи.
  • В корпусе напомнить, что мы делаем с грязными вещами, с мокрым мылом и полотенцем(Мы их не запихиваем гнить, а кладём сушить). Хорошо бы подготовить место для сушки.

Особенности мероприятия в банный день:

  1. До мытья моджно извозюкаться по уши. Бодиарт рулит. После мытья не стоит этого делать.
  2. Получается, что у вас отряд моется группами(по-крайней мере мальчики-девочки) и можно думать, чем заниматься части отряда, которая не моется.
  3. Возможны ситуации(если моются подряд много отрядов, что вы стоите в очереди и стоит подумать чем там развлекаться.

Ошибки:

  • Коммунальная собственность - дети нередко забывают о гигиене, обмениваясь личными вещами, предметами туалета. У каждого есть только свое бельё, колготки и прочее подобное. Если уж возникла необходимость использования чужой собственности, подумайте о гигиене, стирке-глажении и сохранности.


Вечерний информационный сбор отряда ( или Вечерняя свеча, Вечерний круг, Вечерний огонек, ... )

ВИСО обычно делится на две части: заканчивающийся день и предстоящий. По прошедшему дню, в первую очередь, надо подвести итоги. Хорошо, если с первого дня вы завели традицию в вашем отряде проводить не просто ВИСО, а маленький 'огонек', со свечкой. Детям обычно это больше нравится. На ВИСО:

  • оцените предыдущий день (как вариант: рука, опущенная в самый низ - все очень плохо, поднятая в самый верх - все классно, где-то посредине - так себе);
  • что понравилось, что нет, а главное - почему?
  • поблагодарите ребят за активность
  • расскажите детям примерный план на следующий день (хотя здесь могут быть варианты: можно создать вокруг каждого дня атмосферу тайны, но это уже по выбору вожатого);
  • не забудьте про традицию прощания;

Ошибки:

  • Камера пыток - занудное вытягивание из ребят ответов на неинтересные вопросы не способствует рефлексии прожитого дня.
  • Затянутость - даже, если интересно, распорядок дня нужно соблюдать. Лучше уйти с огонька с чувством, что его было мало, чем с ощущением радости от того, что он закончился!


Pedscool01m.jpg

Свободное время

Свободное время детей должно быть организовано. Каждый ребенок должен иметь время для занятия любимым делом, для мечтаний в тишине. Если ребенок не может организовать свое время сам, об этом должен позаботиться воспитатель. Напоминайте детям, что лучший отдых - это смена деятельности.

Ошибки:

  • Можно сбегать в другой отряд? - часто просят дети в такие моменты. Нельзя. Ваши коллеги изо всех сил пытаются усыпить отряд, а тут прибежит Ваш посланец... Незадача!
  • Всё идет само собой - даже в конце смены не надо легкомысленно рассчитывать, что свободное время пройдет без Вашего участия. Дети должны видеть, что Вы рядом с ними.


Отбой

Готовить детей ко сну необходимо заранее, так как у детей часто именно после отбоя возникает потребность делать гигиенические процедуры. Именно для этого существует время, именуемое 'подготовкой ко сну'. Постарайтесь не оставлять детям из этого получаса 10-15 минут, они просто ничего не будут успевать и задержат отбой, что непозволительно, или лягут спать грязными. Поэтому сворачивайте все свои дела и отправляйте детей мыться. Обязательно сами следите за этим процессом, напоминайте тем, кто уже умылся, сколько времени осталось до отбоя. И помните, что в это время вожатый постоянно должен быть среди детей, а не в вожатской, не у телефона и т.п.

До отбоя вожатым необходимо провести ряд организационных мероприятий.

  1. После дискотеки проверить все ли дети на месте.
  2. Провести отрядное мероприятие на снятие эмоционального напряжения.
  3. Озвучить приблизительный план на следующий день.
  4. Накормить детей вторым ужином (пятое питание, сонник) и сразу выкинуть весь мусор.
  5. Проверить состояние здоровья всех детей.
  6. Дать время детям на умывание и подготовку ко сну.
  7. Если есть дети, болеющие энурезом, сводить их в туалет и обязательно постелить чистую клеёнку им под простынь.
  8. Пройтись по палатам и каждому ребёнку лично пожелать спокойной ночи, можно даже поцеловать его в щёку!
  9. Очень важно перед сном уделить внимание каждому ребёнку, поинтересоваться как прошёл у него день.
  10. После того, как все дети легли по своим кроватям, необходимо проверить все окна и форточки и закрыть их, чтоб не было сквозняков.
  11. Если похолодало необходимо выдать детям тёплые одеяла.

Учесть:

  • Отбой – зубы, ноги, туалет, ступенчатая система, сказки-песни-посидеть поговорить, бегущие в туалет(предупредить заранее), активный – на выход.

Вообще свои действия и требования хорошо бы проговаривать и объяснять. Зачем нужен отбой, что вы требуете неукоснительно, почему …


P1080503m.jpg

С первого дня заведите правило, что за пять минут до отбоя все должны лежать в кроватях, аккуратно сложив повседневную одежду. Не списывайте на возраст старших, что их не уложить. Просто будьте спокойны, но требовательны. Проверьте, что все дети во время отбоя должны быть на своих местах, если кого-то не хватает, узнайте, где может быть ребенок у детей вашего отряда. Сообщите дежурному администратору.

Если вы задержите подготовку ко сну, детям придется бегом умываться, расстилать кровати, заполнять карточки настроения и т.д. На все это у них должно быть достаточно времени. С сигналом на отбой ребята уже лежат в кроватях, а дежком еще полчаса находится н а отрядном месте. Установите в отряде правило, после отбоя - один шепот на палату. Не хочешь спать - не спи, Но другим не мешай . Конечно, общение после отбоя детям ничто не заменит. Его стоит разрешить, но ограничить во времени. И, конечно же, никаких передвижений.

Перед своим сном убедитесь, что все дети на местах и все спят. Никогда не оставляйте детей одних, рассчитывая, что они уже спят.

Во время отбоя можно включить тихонько медитативную музыку, тихонько поиграть на гитаре, почитать сказку или легенды, но все очень тихо, и реагируя на каждый шум в комнатах детей.


Ошибки:

  • веселый отбой - время неформального общения. Но, если оно перейдет в обмен остротами, вызывающими приступы безудержного хохота, бессонная ночь Вам гарантирована. А детям - превратное представление о лагере.
  • Прощальный пистон - хлопок воспитывающей агрессии перед сном разрушителен. Оставьте Ваше недовольство до утра, замените репрессии огорчением, в крайнем случае - коротко переговорите с зачинщиком возмутившего Вас факта без свидетелей.


Если вы - поющий вожатый, можно просто без объявления ("Дети! Слушайте меня, я буду петь !") сесть на отрядном месте и петь спокойные песни. Договоритесь с детьми, что кто хочет слушать, тихонько открывает дверь палаты, но слушают молча, не мешая остальным. Песней можно о многом поговорить с детьми, а заодно и усыпить их (для малышей - это просто как наркоз).


Внешний вид детей.

Не зависимо от места нахождения детей, всегда на их головах должны быть надеты головные уборы. Важно следить за тем, как одеты дети. В течении дня переодевать их по погоде.

46988m.jpg

Спортивные мероприятия:

  1. Головные уборы.
  2. Спортивная обувь.
  3. Удобная одежда.
  4. Категорически запрещены шлёпки, не желательны тапки и т.д.

Море (речка, пляж):

  1. Головные уборы.
  2. Купальники.
  3. Полотенца.
  4. Шлёпки (кроссовки и кеды в жаркую погоду не желательны)
  5. В прохладную погоду дети одеваются теплее обычного.

Экскурсии:

  1. Головные уборы.
  2. Купальники, полотенца, шлепки, если они едут в аквапарк.
  3. Кроссовки, длинные штаны, ветровки, если они едут в горы.
  4. Всегда уточняйте, куда едут дети, и какие, там природные особенности.

Дискотека:

  1. В зависимости от погоды.

Костёр:

  1. Кроссовки или кеды.
  2. Ветровки или толстовки.
  3. Длинные штаны.



Rasporyadokdnya3m.jpg

Динамика дня. ( Человек не может все время думать или бегать! )

Утро

  • Утро лучше начинать с бодрой и веселой музыки, улыбки и утренней зарядки.
  • Не забудьте проветрить помещение!
  • Не забудьте задать настрой на день, завести ребят
  • Не стоит играть в "усыпляющие" и "сидячие" игры
  • Окончательное пробуждение происходит часа через 2
  • Утром человек очень чувствителен и восприимчив ко всему

День

  • Это очень плодотворное время для творческой деятельности, однако...
  • После еды нужен небольшой ( 15-30 минут) отдых, также это время нельзя занимать активным движением, можно поиграть в сидячие игры
  • После 1-1,5 часов стоит поменять вид деятельности, сделать физкультминутку и т.п.
  • В душном помещении снижается мыслительная активность
  • Обсуждение лучше разбить на несколько маленьких кусочков
  • Чем разнообразнее деятельность, тем человек устает меньше

Вечер

  • Наблюдается понижение активности
  • На любой вид деятельности нужен хороший настрой
  • Подготовка ко сну
  • Готовиться ко сну нужно начинать заранее, тогда отбой пройдет быстро и без проблем.
  • Для создания спокойной атмосферы нужно примерно за 1 час ( если нет "свечки") закончить все спортивные игры, шумные развлечения и поиграть в спокойные игры, поговорить о чем-нибудь задушевном. На сборе эта атмосфера создается на вечерней свечке.
  • На "свечке" не рекомендуется петь "кричащих" песен, громко разговаривать. Для нее подойдут спокойные песни.
  • После окончания свечки надо попытаться сохранить спокойное настроение, не допускать беготни и криков.
  • После отбоя лучше почитать книгу (сказки), попеть задушевные песни, не нужно вступать ни в какие дискуссии - все возникшие проблемы лучше решать утром на свежую голову. ( утро вечера мудреней!)



Итоговые пожелания

Режимные моменты должны быть четкими и организованными, чтобы не тратить на них лишнее время. Введите в отряде "закон точного времени". И условный знак сбора, какие-нибудь хлопки в ладоши или кричалки. Например, вожатому нужно срочно собрать отряд. Он зовет ребят из ближайших палат и они хором начинают считать до десяти. Остальные уже знают, что за это время каждый должен успеть выбежать на отрядное место. Если кто-то опаздывает, его можно заставить выполнить какой-нибудь необидный фант. Если разбавить игрой даже самые обыденные моменты, то ребята легко к ним привыкнут, и у вас не будет сложностей с организацией отряда.

Ребенок приезжает в лагерь играть, отдыхать, лечиться, правильно кушать и … чему-то учиться. Кто-то из вожатых учит общаться, кто-то танцевать, но в целом в детском лагере делается акцент на самообслуживание. Именно в лагере ,в коллективе, вне дома ребенок может получить свои первые бытовые навыки самостоятельности – научиться заправлять кровать, прибирать комнату, складывать аккуратно вещи. Именно вдали от мам и бабушек, заботливых рук и всепрощающих сердец маленький человек оказывается один на один с большой кроватью и покрывалом, с «убегающими» в разные стороны вещами и непослушными кофтами и штанами в тумбочке. Помочь «вступить в бой» с новыми неведанными явлениями и помочь победить – задача каждого вожатого, работающего с ребёнком.



0 52c7 2a514cda L.jpg
X 4352739bm.jpg

Для особо креативных вожатых из неДавнего советского прошлого ;)

Заправка кроватей

  1. В первую очередь надо встряхнуть простыню, покрывающую матрац, а затем застелить ее так, чтобы на поверхности не оставалось морщин.
  2. Вторую простынь аккуратно сложить и положить вдоль всей кровати.
  3. Одеяло сворачивается пополам и укладывается по ширине всей кровати.
  4. Все это накрывается покрывалом. Концы покрывала заправляются под матрац.
  5. Подушка взбивается и аккуратно ставится “уголком” в изголовье кровати.


Несмешные вещи, особенно если у тебя маленькие дети:

Многие дети кладут под матрац грязные носки, белье, сырые плавки, купальники и т.д. Это категорически запрещено. В тумбочках могут храниться только предметы личной гигиены, письменные принадлежности, личные предметы (в чистом виде). Верхняя одежда храниться в шкафу на вешалке или в полиэтиленовом пакете.



См. также...

  1. Вожатому на заметку
  2. Гигиена в лагере
  3. Чистка зубов
  4. Уборка детских комнат
  5. Примерный распорядок дня
  6. Внешний вид детей
  7. Бытовые вопросы
  8. Режим дня
  9. Правильное питание
  10. Навык самостоятельности ребёнка в лагере
  11. Правила застилания кровати в лагере


Дополнительно