Уборка детских комнат
- А там, где не видно, можно не мыть?
© Белоснежка и семь гномов
«Подъем и уборка комнат!» с таких слов начинается каждый день в детском лагере. Детей в детском лагере много и у каждого из них свое собственное отношение к вопросу уборки и наведения чистоты в комнате и личных вещах. На отношение к уборке очень сильно влияют требования, которые предъявляются к ребенку в его семье. Чаще всего дети не воспринимают порядок в своих комнатах, как что-то естественное и необходимое для комфортной жизни. Причиной тому являются слишком строгие или слишком лояльные методы воспитания. В некоторых семьях родители решают проблему с уборкой путем найма специального человека, который приводит их дом в порядок, поэтому у ребенка нет необходимости следить за чистотой в своей комнате. К некоторым детям родители применяют слишком строгие требования, за невыполнение которых следуют наказания и штрафы. Такие дети, вырвавшись из-под родительского контроля, не желают наводить порядок в комнате, так как пропадают меры наказания, которые приняты у них дома.
Задача вожатого - научить ребенка относиться к порядку, как к необходимому условию комфортной жизни. Часто мне приходилось видеть, как вожатые достигали успехов в своей работе, и комнаты детей были убраны идеально. Мне захотелось узнать, какие методы были ими использованы для этого, и вот именно тогда я смог увидеть, когда цель не оправдывает средства. Три хрестоматийные истории свидетельствуют о том, что можно достичь кратковременного результата, но воспитательная долгосрочная работа будет провалена.
История первая:
- Вожатый: Почему ты не убрал свои вещи в шкаф и не привел постель в порядок?
- Ребенок: Я не успел.
- Вожатый: Если ты не успеешь убраться к проверке, меня накажет старший воспитатель.
После этих слов вожатый начинает приводить комнату ребенка в порядок, складывает вещи на полки в шкафу, ставит подушку «кораблем» и приводит в порядок личные вещи в тумбочке. Вожатый думает, что он показывает пример, в надежде, что завтра ребенок наведет порядок самостоятельно, но этого не происходит, и завтра ситуация повторится. Дети – великие манипуляторы взрослыми. Иногда качество уборки в детских комнатах влияет на премиальное вознаграждение вожатых и поэтому они всячески стараются заработать дополнительные деньги, жертвуя воспитанием ребенка.
История вторая:
- Вожатый: Если ты не наведешь порядок в своей комнате за 15 минут, то останешься без посещения пляжа на сегодня и, может быть, на завтра.
Комната убрана, но у ребенка формируется неправильное отношение к уборке. Порядок становится для него лишь средством избежать наказания, но не входит в его жизнь, как что-то естественное и необходимое. Некоторые психологи советуют формировать положительные рефлексы (такие, как каждодневная уборка) у ребенка путем наказаний и ограничений, но воспитание – это нечто больше, чем комплекс рефлексов и ограничений.
История третья:
- Вожатый: Я не уйду из твоей комнаты, пока ты не уберешься в своей комнате.
Комната будет убрана, но на следующий день ребенок будет оттягивать уборку до тех пор, пока вожатый не придет и не встанет в проеме двери. Вожатый не хочет наказывать ребенка, но и не хочет убирать за него, поэтому выбирает простое созерцание того, что делает ребенок. Такое решение не способствует созданию комфортной обстановки.
Решение любой педагогической задачи, направленной на воспитание ребенка имеет определенную последовательность шагов:
- Создание дружелюбной и желательно игровой атмосферы, в которой участники процесса безоговорочно доверяют и уважают друг друга.
- Обозначение желаемого результата.
- Обоснование важности конечного результата.
- Закрепление полученного опыта.
Создание дружелюбной атмосферы.
Созданию дружелюбной атмосферы помогает игра. Можно каждый день награждать самую чистую комнату сладкими призами. Однажды я видел, как воспитатель собрала весь отряд детей в возрасте от 7 до 9 лет в одной комнате. В руках у воспитателя был «волшебный пакет» потерявшихся вещей, которые очень скучают по своим «квартиркам». Воспитатель вынимала одну вещь и спрашивала у детей, где квартирка этой вещи и дети должны были определить место в комнате, где должна храниться та или иная вещь. Все последующие дни, если ребенок плохо убирался в своей комнате, воспитатель лишь говорила, что вещи ребенка очень скучают по своим «квартиркам» и их нужно скорее вернуть домой к их «вещам - друзьям». Зачастую иносказательные, сказочное оживление бытовых вещей помогает создать ту необходимую дружелюбную атмосферу, которая необходима для достижения положительных результатов воспитательной работы.
Обозначение желаемого результата.
Для обозначения желаемого результата используйте «Я - сообщения» и старайтесь не использовать «Ты - сообщения».
«Ты - сообщение»
- «Ты должен убирать свою комнату, так как это написано в правилах нашего детского лагеря»
«Я - сообщение»
- «Мне кажется, в комнате истинной леди не может быть беспорядка в вещах» или
- «Теперь мне придется задержать отряд, чтобы помочь тебе убраться в комнате»
«Я - сообщения» помогают вам выразить свои эмоции и быть услышанными ребенком в то время, когда «ты - сообщения» оскорбляют и унижают его. Важно следить, чтобы «Я - сообщения» были откровенными, не стоит использовать их, как инструмент для манипуляции, ребенок вас быстро раскусит.
Также очень важно не делать смешанных «Я-ТЫ - сообщений». Посмотрите на разницу:
- «Мне кажется, в комнате истинной леди не может быть такого беспорядка, как у тебя»
Такие «мутанты» не возымеют достаточного эффекта и будут восприняты ребенком, как попытка манипуляции.
Обоснование важности конечного результата.
Для того, чтобы порядок в комнате стал для ребенка чем-то естественным, стоит ответить ему на вопрос «Почему это важно?». Правда, почему? Складывается впечатление, что порядок нужен только нам, взрослым. Есть масса разнообразных ответов, но вы должны дать тот, который отвечает вашему мировоззрению, чтобы ответ звучал как можно искреннее.
Закрепление полученного опыта.
Для закрепления полученного результата стоит использовать «Ты - сообщения», вместо «Я -сообщения»
«Я - сообщение»
- «Теперь я доволен чистотой в комнате» или
- «Наконец-то нам поставят пятерки за уборку»
«Ты - сообщение»
- «Ты потрудился на славу, чтобы навести такой идеальный порядок в своей комнате» или
- «Ты заслуживаешь звание Мистер Чистота в нашем детском лагере»
Использование «Ты - сообщений» для закрепления результатов свидетельствует о том, что взрослый уважает труд ребенка и дает ему положительную установку на будущее.
Порядок в комнатах.
Начнем с самого начала - застилание кроватей.
Пока дети занимаются утренней гимнастикой, комнаты должны проветриваться, кровати тоже, для этого достаточно откинуть одеяло. Затем необходимо стряхнуть и хорошо натянуть простыню. Если в лагере имеются покрывала, тогда достаточно сложить одеяла и простыни (если нет пододеяльников) и накрыть покрывалом. Если в распоряжении детей только одеяла и простыни нужно познакомить детей с едиными требованиями и показать детям, каким способом следует сложить одеяло, простыню, поставить или положить подушку.
Дальше обратите внимание на полотенца, состояние шкафов, тумбочек, обуви.
Остатки пищи, мусор выбрасываются в мусорные баки.
После этого дети могут подмести комнату, вытереть пыль. Комната готова для проведения влажной уборки.
На протяжении дня дети должны минимум времени проводить в комнатах. Сидеть на кроватях не желательно, но для этого в комнатах должны быть стулья или другие предметы для сидения, иначе ваши требования будут невыполнимы.
Повторно уборка может делаться после дневного сна и по мере необходимости.
В жизни каждого ребёнка, приехавшего в лагерь, наступает момент, когда он сталкивается с проблемой «как быстро и правильно заправить кровать» Кажется, что он проходит 5 стадий принятия:
- Отрицание: «я уж лучше вообще спать не буду, чем заправлять это все»
- Агрессия: «это невозможно заправить!»
- Торг: «ладно, подушку заправляю и хватит»
- Депрессия: «может когда-нибудь я и научусь тебя заправлять, одеялко»
- До стадии принятия не дошёл ещё ни один ребёнок, ведь всегда на помощь приходит вожатый