Подростки в группе

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
X 0e0df81am.jpg

Микросоциум подростка - это группа, из которой он происходит как социальная личность (школьная, клубная, спортивная, дворовая, криминальная и т.д.). Эти группы могут быть авторитарные или демократические, но в то же время просоциальные, антисоциальные, асоциальные, официальные или неформальные.

Контркультурные организации - это объединения людей, совместно реализующих программы, противостоящие ценностям общества. Бывают и подростковые контр культурные организации (скины, панки и прочее)


Роли в группе

  • Лидер
  • Шестерка (фаворит лидера)
  • Козел отпущения (его все «шпыняют», но его нельзя трогать представителям других групп).
  • Паршивая овца (просто при группе, обидеть может любой, заступается только лидер, и то редко).

Однако если нет козла или овцы, группа распадается.

  • Одинокий волк - личность, иногда общающаяся с группой, живущая вблизи, но независимая. Общение в основном с лидером. Сильная личность, не антагонистичная группе, рядовые испытывают уважение и трепет, шестерки и козлы не любят, паршивые овцы иногда получают защиту, иногда бывают «съедены» (например, сексуально использованы).


Размеры групп

Детство - группы маленькие, ранний подростковый возраст - большие, старший подростковый - маленькие, в юности распадаются, иногда на пары. Гендерный (деление по половому признаку) состав: сначала разнополые, потом однополые, потом снова разнополые и потом парные.


Задачи группы

  1. Помочь обособиться сверстникам в обществе (одежда, сленг, места тусовок).
  2. Научение поло-ролевому поведению. Компенсация проблем школьного и семейного воспитания.
  3. Изживание волнующих переживаний, связанных с проявлениями сексуальности. Грубость по отношению друг к другу - это вербальная агрессия, заменяющая сексуальную агрессию.
  4. Это среда самоопределения здесь и теперь: избегание некоторых реалий, определение форм реактивного поведения. Самый опасный в плане социальных ошибок возраст - это 13-15 лет.


Группа в лагере (личностные задачи)

Становление самосознания вне контроля родителей и диктата школьных учителей. Отряд это арена самореализации. В лагере создается реальная возможность пережить успех.

Вожатый в лагере - в том числе и педагог (в буквальном переводе педагог- водящий детей). Стабильная обстановка в лагере - залог оздоровления и полноценного отдыха. Таким образом, все задачи воспитания актуальны для воспитательной работы в лагере. Естественно, должна делаться коррекция на местные условия. Например, в лагере не готовят политических лидеров, но помогают раскрыться лидерским качествам отдельных личностей. Воспитать в ребенке и подростке уважительное отношение к различным видам труда, обучить ребят навыкам какого-то полезного дела, создать и закрепить мотивацию уважительного отношения к членам группы, выявить интересы и склонности - все это возможно в условиях летнего оздоровительного лагеря и все это соответствует стандартным задачам воспитания.


Некоторые особенности общения с подростками.

Большое значение при контактах с подростками имеет правильная постановка системы общения. Особенно важно учитывать особенности подростковой психологии при индивидуальном общении в тех случаях, когда подросток обратился за помощью.


Навыки общения

  • Выслушивание (несловесный язык, зрительный контакт, расстояние между собеседниками, наклон корпуса, особенности интонации, жесты).
  • Поощрение (желательно, чтобы подросток понял, что в нем видят самостоятельную личность и что он может рассчитывать на конфиденциальность).
  • Рефлексия факта (в подростковом возрасте происходит смещение внешнего контроля над поведением к внутреннему самоконтролю, что и нужно донести до подростка, подчеркнув таким образом его «взрослость»).
  • Рефлексия чувства (помочь понять подростку, что он/она может быть хозяином своей судьбы, может сделать многое для самостоятельного решения проблем, имеет право действовать в соответствии со своим решением, может самостоятельно прогнозировать и оценивать результат; желательно донести до подростка сведенья о том, что чувства возникают вне зависимости от нашей воли и, в отличие от эмоций, мы не можем ими управлять, а потому их нельзя выбрать, человек не несет за них ответственность, их не следует стыдиться и испытывать за чувства вину; здесь же уместно разобраться с понятием чувства любви).
  • Методика опроса (понятие об открытых и закрытых вопросах; трудности общения: подросток молчит, подросток чувствует себя неловко из-за пола консультанта, подросток и консультант ине нравтся друг другу, консультант не нравится подростку, подросток не нравится консультанту, консультант знаком с подростком ,подросток говорит много и не по существу).
  • Словесное подтверждение внимания (дать подростку возможность испытать успех, подтвердить его положительные эмоции и чувства, провести словесное вознаграждение, помочь выйти на самоодобрение).
  • Выработка чувства времени (в отношении самого консультанта).
  • Сосредоточенность как основа навыка (обратить внимание на сиюминутное состояние подростка: волнение, злость, подшучивание, безразличие и противопоставить этому утешение, исследование причин гнева и понятие о неприемлемости гнева в данной ситуации, спокойное неприятие подшучивания, доброжелательно и деликатно попытаться расшевелить подростка).
  • Резюме и обобщение. В результате беседы подросток может проникнуться ощущением, что:
    1. вы его понимаете правильно и сочувствуете ему;
    2. вы его неправильно поняли;
    3. вы не хотите его понять;
    4. вы не поняли его, но, тем не менее, сочувствуете его переживаниям.

Каждый из этих выводов может привести его к желанию продолжить или прекратить общение с вами. В первом случае он придет, если будет испытывать в вас потребность, но может и не придти в случае необходимости, так как обретет некоторую самоуверенность и ваше хорошее отношение сочтет всеобщим кредитом доверия. Во втором случае не придет, если факт непонимания вызвал у него раздражение, а вы - ощущение неприязни. Если вы показались ему приятным человеком, то придет, дабы попытаться заставить вас понять его. В третьем случае вероятность повторного визита крайне мала, он возможен только в том случае, если вы вызвали у подростка, девочки или мальчика, платонический сексуальный интерес (вы красивая женщина, вы интересный мужчина). В четвертом случае, вероятнее всего, будет заходить часто и в том числе для коротания досуга, зачислив вас в категорию «хороший человек»