Игры (классификации)

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
P1020378m.jpg

Человек есть “человек играющий”, homo ludens.


ИГРА - Один из видов деятельности человека. Игру можно рассматривать как непреднамеренное самообучение.


Основные функции игры в жизни человека

  • Упражнение. В игре осуществляется ориентировочно-исследовательская деятельность, позволяющая определить и закрепить оптимальные формы поведения в различных жизненных ситуациях. Игра служит упражнением во всех видах человеческой деятельности — физической, художественной, интеллектуальной, социальной, учебной и т.д.
  • Изменение отношений с действительностью. В игре моделируются условия, отличные от условий деятельности в реальной действительности. В действительности человек осуществляет реальную деятельность с реальной ответственностью за ее результаты. Для ребенка игра предоставляет возможность выбора и принятия ответственности, что является для него самым значимым в игре. Феномен этого качества игры состоит в том, что для детей игра создает возможность смоделировать условия реальной действительности, а взрослым, напротив, дает возможность “уйти” от этих условий.
  • Способ управления эмоциональным состоянием. Эмоции отражают степень удовлетворения потребностей человека. В то же время эмоциональные состояния могут быть созданы без непосредственного включения в деятельность. Игра является одним из наиболее эффективных способов управления эмоциональным состоянием. Благодаря своим значимым функциям в жизни человека игра является мощным средством воздействия на него.


Значение игры для ребенка

  • Самоанализ. В игре ребенок постоянно сравнивает себя с другими детьми, сопоставляет, анализирует и на основе этого анализа корректирует свое поведение. Это касается не только его физических качеств, но и таких, как ум, смелость, коммуникабельность.
  • Достижение эмоциональной близости. Игра дает больше возможностей для достижения важной для ребенка эмоциональной близости, путем его вовлечения в совместную значимую деятельность.
  • Развитие прогностических функций. В игре у ребенка развиваются важные прогностические функции поведения. Для ребенка очень сложно предположить результаты своих действий и деятельности в целом, поскольку в основном их результат отнесен на неопределенное будущее, в то время как результат игры известен в “ближайшем будущем”.
  • Приобретение социального опыта, В игре ребенок приобретает опыт улаживания конфликтов, справедливого распределения результатов совместной деятельности, опыт распределения социальных ролей.
  • Развитие воображения. Игра развивает воображение ребенка. Эта функция игры особенно важна для детей дошкольного возраста. Воображение позволяет ребенку приобретать опыт, устанавливая взаимоотношения между предметами и явлениями действительности.
  • Преодоление комплексов и страхов. В игре детям легче преодолеть собственные страхи, поскольку моделируемая действительность управляется тем, кто ее моделирует.
  • Ощущение полноценности собственного бытия. Одной из важнейших проблем для подростка является его отчужденность от мира взрослых. Этот мир непонятен, загадочен, запретен и в то же время привлекателен. Игра способствует созданию детьми своего особого мира, отличного от мира взрослых. В этом мире есть свои правила, традиции, свой язык, секреты, тайны, особые отношения. В эмоционально-психологическом смысле наличие такого особого мира уравнивает взрослых и детей.


Значение игры для взрослого человека

Среди значений игры для взрослого человека, помимо перечисленных, следует указать возможность манипулятивного воздействия на других людей. Игра часто становится инструментом в руках мошенников и авантюристов. Так же особо выделяется игровой компонент в реальной деятельности взрослого человека. Под игровым компонентом понимаются действия, которые только имитируют подлинные, реальные, ответственные отношения с окружающим миром.


Классификация игр

  • По месту и условиям проведения. Подвижные на открытом воздухе, комнатные, компьютерные и т д.
  • По целям проведения. Обучающие, тестовые, тренинговые, развивающие, развлекательные, азартные и др.
  • Комплексные игры.
    • Сюжетно-ролевые игры. В основе этих игр лежит некий сценарий, сюжет, согласно которому распределяются ролимежду участниками. В основе такой игры могут быть книжные сюжеты.
    • Тематические ролевые игры. Игры, в которых сюжет развивается самостоятельно, а задана только тема игры (например, игра “в войну”).


Малые игры

Черты игр:

  • Свободная развивающая деятельность
  • С творческим назначением.
  • Эмоциональная приподнятость.
  • Наличие прямых и косвенных правил.


Классификация игр:

  • По содержанию поставленных задач:
    1. на знакомство
    2. на сплочение
    3. розыгрыши
    4. познавательные
    5. развлекательные
  • По форме: - танцы
    1. интеллектуальные
    2. эстафеты
    3. тренинги
  • По месту проведения:
    1. на воздухе
    2. в воде
    3. в помещении
  • По количеству участников:
    1. индивидуальные
    2. командные
  • По составу участников:
    1. возрастные
    2. по половому признаку
  • По скорости и времени проведения:
    1. сезонные
    2. игры-минутки
    3. кратковременные
    4. длительные
  • По степени активности:
    1. малоподвижные
    2. подвижные
    3. «сидячие»
  • По наличию реквизита
    1. с реквизитом
    2. без реквизита
  • По уровню организации:
    1. спонтанные
    2. управляемые
    3. стихийные


Задачи игр:

  • Радость общения
  • Развитие воображения
  • Воспитание решимости


Игра занимает особое место в жизни и деятельности детей, облегчает процесс передачи социально ценных отношений, позволяет включиться в общение, дает возможность научиться проигрывать сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем предстоит столкнуться. Посредством игры создается коллектив, через игру выстраиваются правила поведения и взаимоотношения в коллективе. Игры развивают творческие способности, игра является отличным инструментом для Вас в работе с детским временным коллективом и главное - научиться этим инструментом пользоваться. Чтобы правильно подобрать игру нужно ответить на ряд вопросов:

1. Какая цель игры или, другими словами, для чего Вы её проводите:

  • создание и развитие коллектива;
  • выявление и развитие талантов и способностей (интеллектуально - познавательные игры, спортивные игры, упражнения на снятие зажимов);
  • занять паузу.

2. Возраст, на который вы собираетесь проводить игру:

  • младший,
  • средний младший,
  • средний старший,
  • подростковый.

Многие игры интересные для детей старшего возраста малышам покажутся очень сложными и, наоборот, многие игры, в которые с удовольствием играют малыши, для старших будут не интересны.

3. Условия, которыми Вы располагаете для проведения игры:

  • помещение или улица,
  • территория передвижения,
  • возможность сидеть в кругу,
  • актовый зал,
  • спортивная площадка.

4. На какой стадии находится формирование коллектива:

  • знакомство,
  • построение структуры,
  • изменение или подтверждение структуры,
  • распада.

Согласитесь, неразумно играть в середине смены в игры на знакомство, а при первой встрече проводить элементы веревочного курса.

5. Количество участников игры:

  • до 10 человек,
  • до 20 человек,
  • до 30 человек,
  • до 40 человек, и больше…

6. Какими канцелярскими и спортивными товарами Вы располагаете:

  • бумага, ручка, скрепки, маркеры
  • мячи, обручи, скакалки
  • песок, водоросли, галька

7. Сколько у Вас свободного времени для проведения игры:

  • 5 минут,
  • 10 минут,
  • 30 минут,
  • 2 часа

8. Какой итог игры Вам нужен:

  • победители,
  • номинации,
  • одобрение,
  • глубокий анализ.

Под любой из заданных параметров можно подобрать игру. Есть игры, которые требуют подготовки и поэтому, при планировании вашей работы с напарником, заранее подбирайте игры на следующий день и не забывайте закладывать время на подготовку, если она нужна. Умение правильно проводить планирование смены, дня, игры станет для Вас важным помощником не только в вожатской работе, но и в жизни.




X ac97e1fa.jpg

Смотри также...

  1. Все об игре
  2. Досуговая составляющая лагеря
  3. Двадцать два игровых принципа
  4. Игра, как средство развития
  5. Игровые формы детской работы
  6. Классификация игр по виду деятельности участников
  7. Структура и содержание досуга
  8. Игровое моделирование
  9. Методика и организации и проведения игр
  10. Калейдоскоп примерных форм игровой деятельности
  11. Методологические аспекты игрового взаимодействия
  12. Организационные формы деятельности
  13. Подборка игр


Дополнительно



Ссылки

  1. Все для досуга и отдыха детей
  2. Детские игры на igrushka
  3. Все об играх на igrology
  4. Игробанк "Педагогического клуба "Радуга"
  5. Игробанк "Детский журнал"
  6. Игробанк "Игры для детей на фоме.ру"
  7. Сайт о подвижных играх
  8. Детские игры на detskieigry.ru
  9. Детские игры на detidetki.ru
  10. Игротека на igratoy.ru
  11. Игротека на cofe.ru
  12. Игротека на rules
  13. Журнал "Игра и дети"
  14. Игры и конкурсы для детей на millionpodarkov
  15. Игротека на smotri-igray
  16. Игротека на folkgame
  17. Игротека на deti-bom
  18. Детские развивающие игры: Энциклопедия для родителей (2008) ISO
  19. Развивающие и ролевые игры с детьми: Мультимедийная энциклопедия (2007) ISO
  20. Игротека на hllab
  21. Игротека на fome
  22. Блог про активные игры
  23. Сайт "Правила игр"
  24. Активные игры для детей