Фоновые игры. Способы создания и применения.
Фоновые игры. Способы создания и применения.
Фоновые игры – вид игр, протекающих параллельно основной программе. Они помогают поддерживать динамику внутри коллектива на протяжении смены.
Фоновые игры не касаются основного расписания, всегда оставаясь на втором плане. Обычно фоновые игры запускаются в основной период смены на 1-3 дня, в зависимости от тех целей, которые ставят перед собой вожатые. Проводить такие игры можно как всем лагерем, так и внутри отдельного отряда.
Фоновые игры используют для того, чтобы активизировать детский коллектив в критические периоды смены, поднять эмоциональный фон, наладить коммуникацию между детьми в отряде. А также для того, чтобы разнообразить программу лагерной смены, внести нечто новое в досуг детей.
Классификация фоновых игр:
По логике смены:
Игры организационного периода
- Их используют для более полного погружения в программу, а также для помощи в адаптации к коллективу и дополнительного сплочения;
Игры основного периода
- Они помогают разбавить тяжелые мероприятия, а также используются как дополнительный способ заработка баллов рейтинга;
Игры заключительного периода
- Эти игры дают возможность взаимодействовать представителям разных отрядов;
По методике взаимодействия:
Человек-человек
- Механика завязана на взаимодействии с человеком: например, нужно сфотографироваться с определенным человеком или получить у него какие-либо предметы;
Человек-предмет
- Взаимодействие осуществляется с игровым предметом: прятать, находить, фотографироваться, создавать, и т.д.;
По целевой аудитории:
- Отрядный уровень;
- Общелагерный уровень;
- Педагогический состав;
Алгоритм создания фоновых игр:
- Выбор аудитории – необходимо сразу решить кто будет играть: дети, вожатые, все сразу и т.д.
- Цель – определи, какой результат ты хочешь увидеть? (например, если ты хочешь в конце видеть дружный коллектив, значит, твоя цель – сплотить коллектив)
- Идея – на этом этапе необходимо проработать сюжет игры, её наполнение.
- Откуда брать идеи? Компьютерные игры, фильмы, cериалы, настольные игры, мультфильмы, TV-программы, шоу на YouTube, актуальные события и весь окружающий мир.
- Добавление интриги – реши, будет ли известно, кто победит и вообще, будет ли победитель игры; возможно в твоей игре будет загадка, тайна, а может какие-либо усложнения (факторы времени, особые предметы, события, персонажи, локации и др.)
- Определение правил игры. На этом этапе нужно разработать самое главное ограничение – правила. На них необходимо обратить особое внимание, так как если не уточнить правила, может начаться полный хаос.
- Составление структуры – чёткое определение и описание этапов игры (начало, середина, завершение).
- Определение реквизита и оформления игры – какие материалы необходимы для реализации идеи.
Важно учитывать:
При создании фоновой игры необходимо учитывать несколько ключевых моментов: механику, риски, актуальность, ресурсы и наполнение
- Механика: вожатым необходимо четко понимать механику. Это позволяет улучшать классические фоновые игры, адаптировать их под конкретно ваших детей.
- Риски: стоит учитывать не только безопасность детей, но и возможные лазейки в правилах, обязательно нужно выставить четкие ограничения, на какой территории и при каких обстоятельствах можно играть.
- Актуальность: фоновые игры наиболее эффективны в периоды невысокой загруженности детей другими мероприятиями. В обратном случае, дети просто не будут даже обращать внимания на фоновую игру, им не будет хватать на неё времени.
- Ресурсы и наполнение: при создании фоновых игр стоит учитывать те материалы, которые потребуются для реализации. Не стоит перегибать палку с наполнением, так как в этом случае утрачивается простота понимания игры детьми.
Корневые механики для создания фоновых игр:
Устранение/заражение Классическая механика, которая используется в таких играх как «Киллер», «Ван Хельсинг» и т.д. Суть механики: различными способами взаимодействовать в формате человек-человек для того, чтобы достичь игровой цели (очков по количеству устранённых или зараженных человек) или победы (остаться единственным выжившим).
Сбор В данной механике необходимо сфотографировать, принести, сделать, посчитать, собрать что-либо (картинки/предметы/символы и т.д.).
Активация Необходимо совершить определенные действия в определенной последовательности для того, чтобы открыть нового персонажа, прокачать своего персонажа, попасть в новую локацию.
Доставка Такая механика подразумевает акцент на скорости. В течение дня в игровой зоне появляются предметы, и задачей игроков становится первыми их заметить и отдать нужному персонажу. Ещё вариант - игрокам нужно по предмету догадаться, кому он принадлежит, что поможет им продвинуться в игровом сюжете.
Поиск Нужно найти спрятанные предметы, решить загадки с подсказками по локации.
Сопровождение Защитить вожатого от нападения детей из других отрядов, которым нужно что-то у этого вожатого выхватить или узнать.
Оборона Нужно в течение нескольких дней хранить у себя какой-либо предмет и не отдавать его. В некоторых играх наоборот, задача - не получить какой-либо предмет, всячески избегать возможности его получения.
Примеры фоновых игр:
Фоновая игра «Кролик»
Это игра с организаторами, которая проводится в организационный период. Игра непосредственно связана с программой, что позволяет детям глубже вникнуть в её суть.
Под программу подвязываются фильм или книга, которые гармонично с ней сочетаются. Организаторы отыгрывают персонажей из этого произведения. Персонажи держатся в определенной локации. Задача детей - подойти к персонажу и ответить на вопросы, связанные с программой смены. Персонаж фиксирует результат. За выполнение этих заданий отряды зарабатывают общелагерную валюту.
Персонажи появляются по очереди 3 раза за смену, а в заключительный период все три персонажа доступны для взаимодействия одновременно. Далее эти персонажа могут принять участие в вожатском концерте. Таким образом, фоновая игра растягивается на всю смену.
Фоновая игра «Наклей и выиграй»
Цель данной игры – собрать все части рисунка для участия в розыгрыше. Данная игра проводится индивидуально, в связи с этим нет существенных отличий проведения на общелагерном уровне от отрядного.
Механика (на примере спортивной игры):
Каждому участнику выдаётся личная карточка, на которой они указывают свои данные. На общелагерном сборе участникам смены объясняются правила. Задача детей - в течение двух дней приходить в указанные время и место, выполнять спортивные задания и заполнять свою личную карточку портретами звезд спорта. По истечении двух дней, тем участникам смены, кто собрал портреты, присваивается индивидуальный номер, благодаря которому они смогут участвовать в розыгрыше. На общем сборе с помощью рандомайзера разыгрываются призы.
Фоновая игра «Предметы»
Цель данной игры – завладеть как можно большим количеством предметов, которые хранят у себя вожатые. Варианты реализации игры:
Общелагерный уровень:
До начала фоновой игры организаторам важно подготовить предметы, которые будут собирать дети. Стоит сделать их разных размеров и форм. Получать предметы участники смены могут после выполнения различных заданий. Соответственно, организационной группе вожатых нужно не только подготовить предметы, но и заранее прописать задания к каждому предмету.
Предметы распределяются между вожатыми, которым четко разъясняются правила игры. Важно, чтобы вожатые на протяжении всего следующего дня были с выданными им предметами и относились строго к выполнению командами задания. На утреннем общем сборе нужно понятно объяснить правила фоновой игры участникам смены. По окончании общего сбора игра начинается и вожатые могут начинать ходить со своими предметами. Выиграет тот отряд, который по итогам дня завладеет большим количеством предметов.
Отрядный уровень:
Отрядным вожатым заранее нужно подготовить предметы и задания. На следующий день на утреннем отрядном сборе вожатые объявляют правила игры и сообщают, что в течение дня будут давать всем задания. Тот, кто будет справляться быстрее, тот и будет получать предмет. В конце дня на вечернем сборе подводятся итоги.
Как видите, любую фоновую игру можно разделить как на общелагерный, так и на отрядный уровень. Нужно лишь немного её преобразовать и сделать ее доступной для большего или меньшего количества человек, в зависимости от вашей потребности.
Фоновые игры. Тоже, что и сквозные игры.
Тайный друг
На отдельных листах бумаги каждый ребёнок пишет своё имя, фамилию и комнату. Затем все листочки собираются в одну коробку, из которой все вытягивают того, кому будут дарить подарки. Важно сказать детям, что подарки могут быть сделаны своими руками. Главное, от души! Игру можно сделать как на 3 дня, так и растянуть на всю смену, чтобы радовать мелочами друг друга. По итогу можно собрать весь отряд и предложить угадать, - а кто был твоим тайным другом?
Все люди как люди, а я суперзвезда
В мешочке лежат бумажки, на которых написаны имена знаменитостей. Ребёнок вытаскивает бумажку и пародирует актёра/персонажа/певца. В конце дня можно собраться всем отрядом и попробовать отгадать, кто кем был.
Дерево желаний
На ватмане рисуем дерево и вешаем его на отрядном месте. Детям раздаём по одному стикеру (листочек дерева), на котором они пишут свои желания на смену. Затем они клеят стикеры на дерево. Ребята срывают любой листочек и исполняют желание другого ребёнка в отряде.
Чак-чак
Любой человек может в течение дня сказать: «Чак-чак на …». В этот момент все должны обнять человека, имя которого было названо.
Шпион
Каждый ребёнок вытягивает карточку с именем кого-то из отряда. Задача детей - найти того, кто написан на карточке, наедине сказать ему кодовое слово (слово придумывает вожатый и сообщает всему отряду), и забрать его карточку. Побеждает тот, кто быстрее найдёт свою карточку.
Прищепки
На отряд выдаётся 3-5 прищепок, которые вы цепляете на одежду детей. Задача ребят - незаметно перецепить прищепку на другого и в конце дня быть без неё. Например, после ужина можно собирать и придумывать задание дня ребят, кто пришёл с прищепкой. Также можно сразу придумать задания на конкретную прищепку (по цвету). Например, тот, кто останется с жёлтой прищепкой, на следующий день идёт накрывать в столовую.
Большой обмен
Одному из ребят вы даёте скрепку, которую он должен обменять на что-то. Так дети между собой меняются в течении всей смены или определённого периода. Обмен можно проводить как внутри отряда, так и между отрядами. По итогу интересно посмотреть, к чему привёл обмен. Вы можете также заранее поставить для детей конкретную цель. Например, к концу смены дойти до коробки конфет, которую вы передадите кому-то из педагогического состава.
Главное - заинтересовать детей в процессе, поэтому вы можете сначала поиграть в ту или иную игру педагогическим составом