Все об игре
Правило пионервожатых: чем бы дети не занимались, лишь бы устали!
Основа деятельности всех вожатых-это знание игровых технологий разных направлений. Трудно представить себе жизнь ребят без игры. В лагерях отдыха игра — это главное, что запоминается детям. Игровые программы — это модель, которая позволяет занять детей не только в погожие дни, но и дождь. Игру можно (да и нужно) разделить на несколько дней. Даже самая интересная игра должна знать меру. Малышей можно занять игрой не более часа, детей постарше — не более двух часов. Организатор должен помнить, что игра не любит экспромтов.
Игра – пример универсальной деятельности детей, т.к. включает в себя многие качества разных видов деятельности: ум, чувство, воображение, волю; способствует развитию кругозора, внимательности, наблюдательности.
Необходимо помнить: участие в игре по желанию, без принуждения.
Существует 3 основных вида игровой механики:
- Игры для введения в специфику (Лёгкий уровень)
- Игры с неполным погружением (Средний уровень)
- Игры с полным погружением (Тяжелый уровень)
Проще всего проследить эти уровни в играх на сплочение. Игра «Театр кабуки» является аспектом вводящим в специфику класса, ибо требует от детей минимальных психологических трат. Понятно дело, что видоизменяя игру – игротехник может увеличивать и степень погружения. Но мы берем классический пример. Игра «электрическая цепь» или «море акул» погружает ребенка в роль, а соответственно он уже и не воспринимает игру, как игру и уровень его психической нагрузки предельно высок. И тут вожатый должен прекрасно знать детскую психологию и суметь вывести ребенка на рефлексию из состояния погруженности – главная задача.
Помимо уровней есть и степень внедрения игр в развитие ВДК.
- Сплочение
- Сближение
- Выявление лидера
- Командообразование (начальное)
- Доверие
- Командообразование с погружением
- Игры на личные качества
1. ЦЕЛИ ИГР:
- Развитие ребенка;
- Самовыражение ребенка;
- Способ выплеснуть энергию;
- Живое общение детей и вожатого;
- Развитие фантазии;
- Способ организации;
- Утверждение лидерства вожатого;
- Выявление способных и замкнутых детей;
- Способ смены деятельности.
2. Правила проведения игр.
- Точно знать правила игры;
- Игры должны быть интересными;
- Уметь организовать игру;
- Безопасность: (не должно быть прутьев, осколков и др., соответствующая одежда, маленькие дети не должны носиться);
- Заняты должны быть ВСЕ (если ребенок отказывается – назначить ведущим);
- Следует учитывать возраст и количество игроков;
- Вожатый должен быть участником игры, а не сторонним наблюдателем. Когда игра надоест, он должен сменить игру, или усложнить ее, т.е. должно быть чередование подвижных и интеллектуальных игр.
3. Когда может пригодиться игра?
- Заселение в комнату в игровой форме (операция «Уют»).
- Знакомство между детьми и с вожатыми (игры на знакомство).
- Знакомство с лагерем («Автограф», «РВС», игровая экскурсия).
- Огонек знакомств в игровой форме.
- Утренний подъем.
- Уборка корпуса и близлежащих территорий.
- Зарядка.
- Игры во время ВК (игры с залом).
- Вместо или после КТД, как конкурс КТД.
- В свободное время.
- Возле столовой, в автобусе.
4. Классификация игр.
I – по месту проведения:
- на воде. Цель: отдых, обучение, физическое развитие ребенка, хорошее средство повышения настроения. Меры безопасности: температура воды не ниже 18˚С, воздуха-25˚С, 3 дня нагрева, не должно быть ветра. Должны присутствовать: физрук, 2-е вожатых, медсестра. Ребенок купается не более 10-15 мин. Если синеют губы - срочно из воды. На берегу специальное ограждение, очищенное от мусора, есть спасательные средства. Купаются группы по 5-10 человек- остальные на берегу. Выход из воды по свистку. Игры: «Воробьи-вороны», «салочки» (кидают мяч друг в друга. Нужно уворачиваться), «Ручеек», «Водное поло», «Я вижу мишку»…
- в зале. Особенностью данных игр является то, что один или несколько человек на сцене проговаривают и проигрывают (инсценируют, заранее договорившись как ) на сцене, а зал дружно повторяет. Причем, это делается несколько раз, все больше заводя зал. Предназначены для “разогрева” зала перед дружинным или отрядным делом и занятия пауз во время проведения отрядно – дружинных дел («Ипподром», «В этом зале все друзья» и др.).
- на дискотеке Цель: разнообразить деятельность, развеселить нетанцующих. Игры в паровозик, бразильская палочка, ловить кругом жертву противоположного пола с целью поцеловать (игра подходит в день любви и на закрытие. Вожатые НЕ играют).
- на воздухе Цель: живое общение, занятость ребенка, физическое развитие, сплочение коллектива. Подходят для всех. Меры безопасности: отсутствие ям, острых режущих и колющих предметов. Игры: «Хвост дракона», салки-обнималки. Больная кошка, цепи кованы, лапта, ниточка-иголочка, сантики-фантики-лимпопо.
- смешанного типа
II – по возрастам:
- младший (7-9 лет) – подвижность, без упора на инвентарь, короткие и понятные правила, не долго, больше игр на воздухе
- средний (9-11 лет) – половые различия, замкнутость, разная скорость восприятия, делать упор на не заумные интеллектуальные игры.
- старший девиз «делай как все!» теневых лидеров делать официальными, не допускать группировок, тренинги, тесты.
III – по времени проведения (на выявление лидера, на знакомство- начало сезона, ролевые- середина сезона).
Особое место можно отнести ролевым играм, целью которых является развитие способности поставить себя на место другого, найти новые выходы из ситуации, открыть что-то новое в себе, поделиться идеями, отточить навыки принятия быстрых решений.
IV – по целям: игры на знакомство, на объединение, на эмпатию, на коммуникабельность, игры-шутки (заподлянки).
5. Игровой модуль
Игровой модуль - это способ проведения игры.
Основные игровые модули:
- «Пирамида»
«Олимпийская система» - когда в первом туре выступает, например, семь команд, во-втором, уже шесть, в третьем, - пять и т.д., т.е. с выбыванием.
- Обратная или перевернутая пирамида
Несколько участников набирают, выбирают, или выигрывают нескольких помощников, те в свою очередь, еще несколько помощников - те еще и т.д. В конце может участвовать практически вся аудитория.
- «Гонка»
Несколько команд в течение всей игры набирают очки. Выигрывает команда, набравшая больше всех очков (Как,например, в КВНе).
- «Дуэль»
В начале игры у двух команд одинаковое число участников. При проигрыше команды из ее числа удаляется один участник. Игра идет до тех пор, пока у кого-либо не закончатся игроки.
- «Турнир»
Тип «Брейн-ринга» - когда одна команда вызывает на «бой» всю аудиторию. Побеждает победитель последнего тура.
- «Поезд»
Тип игры состоящей из блоков, отдельных друг от друга, связанных лишь общей темой.
- «Творец»
Главная цель игры - создание чего-либо нового, открытие загадочной картины и проч.
- «Психологический театр»
Главная цель - комментарий происходящего на сцене, - экспертами, ведущим и т.д. Экспромтная программа, связанная темой и требованием ведущего.
- «Биржа»
Тип игры, где игровое место продается с аукциона, выигрывается в лотерею и т.д. В случае победы, выигравшая команда, забирает ставки соперника.
Выбор игрового модуля зависит от целей, названия и возраста участников.
И еще...
- Игра - прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитываются щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра - особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка. Особое значение имеет игра для огромного количества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как завтра будет поздно.
- Игра - реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством.
- Современная гуманистическая школа нацелена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Игра - неоценимый в этом помощник. В игре ребенок - автор, исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии.
- Игры коллективны, коммуникативны, в них, как в любви, все «наше» - «наши игрушки», «наши песочницы», «наши игры», ибо игра - совместное творчество и постижение мира, и она послушна голосу совести ребенка. Осмысление действительности в играх идет через реальное и условное, через нонсенс и парадокс, в которых экспериментально детьми выверяются истинное, пародийное и даже как бы бессмысленное (нелепицы, перевертыши, речевые забавы, розыгрыши). В любой гуманитарной сфере, включая игру, отсутствуют абсолютные истины. Здесь все решают мера, дифференцированная ценность, инструментовка каждого игрового сеанса.
- Игра - одновременно развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.
- Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и «вольной» практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.
- Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, и конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива.
- Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры - пространство самореализации. Игра - уникальный полигон человеческой практики ребенка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.
- Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимальности проявлений (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе особое «поле самовыражения».
- Искусство игры - важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.