Все об игре

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Tennnn899m.jpg

Правило пионервожатых: чем бы дети не занимались, лишь бы устали!


Основа деятельности всех вожатых-это знание игровых технологий разных направлений. Трудно представить себе жизнь ребят без игры. В лагерях отдыха игра — это главное, что запоминается детям. Игровые программы — это модель, которая позволяет занять детей не только в погожие дни, но и дождь. Игру можно (да и нужно) разделить на несколько дней. Даже самая интересная игра должна знать меру. Малышей можно занять игрой не более часа, детей постарше — не более двух часов. Организатор должен помнить, что игра не любит экспромтов.

Игра – пример универсальной деятельности детей, т.к. включает в себя многие качества разных видов деятельности: ум, чувство, воображение, волю; способствует развитию кругозора, внимательности, наблюдательности.

Необходимо помнить: участие в игре по желанию, без принуждения.


Существует 3 основных вида игровой механики:

  1. Игры для введения в специфику (Лёгкий уровень)
  2. Игры с неполным погружением (Средний уровень)
  3. Игры с полным погружением (Тяжелый уровень)

Проще всего проследить эти уровни в играх на сплочение. Игра «Театр кабуки» является аспектом вводящим в специфику класса, ибо требует от детей минимальных психологических трат. Понятно дело, что видоизменяя игру – игротехник может увеличивать и степень погружения. Но мы берем классический пример. Игра «электрическая цепь» или «море акул» погружает ребенка в роль, а соответственно он уже и не воспринимает игру, как игру и уровень его психической нагрузки предельно высок. И тут вожатый должен прекрасно знать детскую психологию и суметь вывести ребенка на рефлексию из состояния погруженности – главная задача.

Помимо уровней есть и степень внедрения игр в развитие ВДК.

  1. Сплочение
  2. Сближение
  3. Выявление лидера
  4. Командообразование (начальное)
  5. Доверие
  6. Командообразование с погружением
  7. Игры на личные качества


1. ЦЕЛИ ИГР:

  • Развитие ребенка;
  • Самовыражение ребенка;
  • Способ выплеснуть энергию;
  • Живое общение детей и вожатого;
  • Развитие фантазии;
  • Способ организации;
  • Утверждение лидерства вожатого;
  • Выявление способных и замкнутых детей;
  • Способ смены деятельности.


2. Правила проведения игр.

  1. Точно знать правила игры;
  2. Игры должны быть интересными;
  3. Уметь организовать игру;
  4. Безопасность: (не должно быть прутьев, осколков и др., соответствующая одежда, маленькие дети не должны носиться);
  5. Заняты должны быть ВСЕ (если ребенок отказывается – назначить ведущим);
  6. Следует учитывать возраст и количество игроков;
  7. Вожатый должен быть участником игры, а не сторонним наблюдателем. Когда игра надоест, он должен сменить игру, или усложнить ее, т.е. должно быть чередование подвижных и интеллектуальных игр.


3. Когда может пригодиться игра?

  1. Заселение в комнату в игровой форме (операция «Уют»).
  2. Знакомство между детьми и с вожатыми (игры на знакомство).
  3. Знакомство с лагерем («Автограф», «РВС», игровая экскурсия).
  4. Огонек знакомств в игровой форме.
  5. Утренний подъем.
  6. Уборка корпуса и близлежащих территорий.
  7. Зарядка.
  8. Игры во время ВК (игры с залом).
  9. Вместо или после КТД, как конкурс КТД.
  10. В свободное время.
  11. Возле столовой, в автобусе.


4. Классификация игр.

I – по месту проведения:

  • на воде. Цель: отдых, обучение, физическое развитие ребенка, хорошее средство повышения настроения. Меры безопасности: температура воды не ниже 18˚С, воздуха-25˚С, 3 дня нагрева, не должно быть ветра. Должны присутствовать: физрук, 2-е вожатых, медсестра. Ребенок купается не более 10-15 мин. Если синеют губы - срочно из воды. На берегу специальное ограждение, очищенное от мусора, есть спасательные средства. Купаются группы по 5-10 человек- остальные на берегу. Выход из воды по свистку. Игры: «Воробьи-вороны», «салочки» (кидают мяч друг в друга. Нужно уворачиваться), «Ручеек», «Водное поло», «Я вижу мишку»…
  • в зале. Особенностью данных игр является то, что один или несколько человек на сцене проговаривают и проигрывают (инсценируют, заранее договорившись как ) на сцене, а зал дружно повторяет. Причем, это делается несколько раз, все больше заводя зал. Предназначены для “разогрева” зала перед дружинным или отрядным делом и занятия пауз во время проведения отрядно – дружинных дел («Ипподром», «В этом зале все друзья» и др.).
  • на дискотеке Цель: разнообразить деятельность, развеселить нетанцующих. Игры в паровозик, бразильская палочка, ловить кругом жертву противоположного пола с целью поцеловать (игра подходит в день любви и на закрытие. Вожатые НЕ играют).
  • на воздухе Цель: живое общение, занятость ребенка, физическое развитие, сплочение коллектива. Подходят для всех. Меры безопасности: отсутствие ям, острых режущих и колющих предметов. Игры: «Хвост дракона», салки-обнималки. Больная кошка, цепи кованы, лапта, ниточка-иголочка, сантики-фантики-лимпопо.
  • смешанного типа

II – по возрастам:

  • младший (7-9 лет) – подвижность, без упора на инвентарь, короткие и понятные правила, не долго, больше игр на воздухе
  • средний (9-11 лет) – половые различия, замкнутость, разная скорость восприятия, делать упор на не заумные интеллектуальные игры.
  • старший девиз «делай как все!» теневых лидеров делать официальными, не допускать группировок, тренинги, тесты.


III – по времени проведения (на выявление лидера, на знакомство- начало сезона, ролевые- середина сезона).

Особое место можно отнести ролевым играм, целью которых является развитие способности поставить себя на место другого, найти новые выходы из ситуации, открыть что-то новое в себе, поделиться идеями, отточить навыки принятия быстрых решений.


IV – по целям: игры на знакомство, на объединение, на эмпатию, на коммуникабельность, игры-шутки (заподлянки).


5. Игровой модуль

Игровой модуль - это способ проведения игры.

Основные игровые модули:

«Пирамида»

«Олимпийская система» - когда в первом туре выступает, например, семь команд, во-втором, уже шесть, в третьем, - пять и т.д., т.е. с выбыванием.

Обратная или перевернутая пирамида

Несколько участников набирают, выбирают, или выигрывают нескольких помощников, те в свою очередь, еще несколько помощников - те еще и т.д. В конце может участвовать практически вся аудитория.

«Гонка»

Несколько команд в течение всей игры набирают очки. Выигрывает команда, набравшая больше всех очков (Как,например, в КВНе).

«Дуэль»

В начале игры у двух команд одинаковое число участников. При проигрыше команды из ее числа удаляется один участник. Игра идет до тех пор, пока у кого-либо не закончатся игроки.

«Турнир»

Тип «Брейн-ринга» - когда одна команда вызывает на «бой» всю аудиторию. Побеждает победитель последнего тура.

«Поезд»

Тип игры состоящей из блоков, отдельных друг от друга, связанных лишь общей темой.

«Творец»

Главная цель игры - создание чего-либо нового, открытие загадочной картины и проч.

«Психологический театр»

Главная цель - комментарий происходящего на сцене, - экспертами, ведущим и т.д. Экспромтная программа, связанная темой и требованием ведущего.

«Биржа»

Тип игры, где игровое место продается с аукциона, выигрывается в лотерею и т.д. В случае победы, выигравшая команда, забирает ставки соперника.

Выбор игрового модуля зависит от целей, названия и возраста участников.


И еще...

  • Игра - прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитываются щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра - особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка. Особое значение имеет игра для огромного количества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как завтра будет поздно.
  • Игра - реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством.
  • Современная гуманистическая школа нацелена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Игра - неоценимый в этом помощник. В игре ребенок - автор, исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии.
  • Игры коллективны, коммуникативны, в них, как в любви, все «наше» - «наши игрушки», «наши песочницы», «наши игры», ибо игра - совместное творчество и постижение мира, и она послушна голосу совести ребенка. Осмысление действительности в играх идет через реальное и условное, через нонсенс и парадокс, в которых экспериментально детьми выверяются истинное, пародийное и даже как бы бессмысленное (нелепицы, перевертыши, речевые забавы, розыгрыши). В любой гуманитарной сфере, включая игру, отсутствуют абсолютные истины. Здесь все решают мера, дифференцированная ценность, инструментовка каждого игрового сеанса.
  • Игра - одновременно развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.
  • Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и «вольной» практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.
  • Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, и конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива.
  • Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры - пространство самореализации. Игра - уникальный полигон человеческой практики ребенка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.
  • Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимальности проявлений (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе особое «поле самовыражения».
  • Искусство игры - важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.