Игра, как средство развития

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Сюжетно-ролевые игры

S6300144m.jpg

В сюжетно-ролевых играх отчетливо выступают оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно. Капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.


Средства изображения в игре.

В сюжетно-ролевой игре средством изображения являются роль и игровые действия. По своему характеру они чаще всего бывают подражательными, близкими к реальным.

Большое место в развитии игры принадлежит сюжетно-образным игрушкам, которые являются как-бы вспомогательными, и вместе с тем необходимыми средствами изображения. Дети полнее отображают те или иные явления, входят в роль, если предоставлять возможность использовать реальные предметы: зонты, сумки, одежду, посуду, условные знаки, а также картины, фотографии, усиливающие ситуацию игры. Например, отделы магазина обозначаются соответствующими изображениями, которые являются как бы вывесками (фрукты, овощи, одежда и др.) В качестве изобразительных средств используются и театральные костюмы.

Однако сама фантазия, выдумка, способность вообразить, домыслить часто восполняет отсутствие реальных предметов и средств изображения.


Руководство сюжетно-ролевой игрой.

Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Вожатый должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий игровой характер, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на все более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают ее содержание, на обогащение их духовного мира. Однако в расширении знаний и представлений у школьников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх, несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности. Вожатый не должен спешить, пробуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов. Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы отстаивается в сознании и чувствах детей.

Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию ее замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Вожатый должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными. Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у детей протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы и рекомендации.

Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет заворачивать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо предлагает приходить в магазин за покупками.

Наиболее эффективных способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия, он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувства симпатии к ним со стороны других детей.

По окончании игры вожатый отмечает дружные действия детей, старших привлекает к обсуждению игры, подчеркивает положительное отношение ее участников. Все это способствует развитию интереса у детей к последующим играм. Вожатый должен проанализировать проведенную игру, оценить ее воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми.


Игры-драматизации

09-434m.jpg

Игры-драматизации и руководство ими.

В играх-драматизациях содержание, роли и игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми. В основе тех и других воспроизведение явлений, действий и взаимоотношение людей, а так же имеются элементы творчества. Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определенные роли.

Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В них образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое и ребята охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и другие. В играх-драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развертывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знания ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребенка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайца и т.д. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей. Руководство вожатого заключается в том, что он прежде всего подбирает произведение, имеющее воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию. Не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия – все это способствует быстрому ее усвоению. Дети достаточно хорошо ее запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребенок непосредственно выражает свои чувства в слове, в жесте, в мимике, интонации.

В игре-драматизации не надо показывать ребенку те или иные выразительные приемы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражение их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята все меньше нуждаются в помощи вжатого и начинают действовать самостоятельно. В игре-драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочередно были ее участниками. При распределении ролей учитываются интересы, желания друг друга, а иногда применяется считалка. Но и тут необходимо некоторое влияние вожатого: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, педагог использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.


Дидактические игры

08-149m.jpg

Дидактическая игра одновременно является формой обучения и воспитания, наиболее характерной для младших школьников. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании детей.

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличии от прямой постановки задачи на занятиях, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребенка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Например, в игре «Раскроем тайну волшебных колпачков» вожатый ставит задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связанную речь. Игровая задача – узнать, что под колпачком. В случае правильного решения ребенок получает поощрительный приз. Педагог в качестве участника игры поднимает первый колпачок и, рассказывая о находящимся под ним предмете, дает образ его описания. Если играющий ребенок затрудняется дать такое описание или указывает мало признаков, вожатый говорит: «А колпачок, который поднял Вова, сказал, что Вова еще мало рассказал о том, что колпачок прятал».

Игровая задача иногда заложена в названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т.д. Интерес к ней, стремление выполнить ее активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные игровые задачи.

Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательней. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия. В играх игровые действия одинаковы для всех участников При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны.

Различен и объем игровых действий. Это чаще всего одно-два повторяющегося действия. Может быть пять-шесть. В играх спортивного характера игровые действия с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее овладев ими, дети действуют целенаправленно, четко, быстро, согласованно и уже в отобранном темпе решают игровую задачу. Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношение между ними и вожатым, С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие – определяют порядок, последовательность и взаимоотношение детей в игре; дисциплинирующие – предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Вожатый должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению, приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает интерес к игре и даже разрушает ее, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнение правил.

Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровое действие и тем самым выправить нарушение.

Правила игры, устанавливаемые вожатым, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношение в игре. Результат дидактической игры – показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путем. Игровые задачи, действия, правила, результат игры – взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействую развитию у детей ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам, решениям тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоений отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Вожатый ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть в месте, регулировать свое поведение, быть справедливыми и честными, уступчивыми и требовательными.


Руководство дидактическими играми.

Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательное отношение между участниками, готовность прийти на помощь товарищам. Руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответственное эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач. Вожатый намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует четко определять взаимодействие обучение на занятиях и в дидактической игре.

Созданы специальные типы дидактических игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино с тематическими сериями картинок и т.д. Начальный показ игровых действий вожатым, пробный ход, поощрительно-контрольные значки, жетончики, фишки – все это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.

При помощи словесных пояснений, указаний, вожатый направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представление, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря школьника, овладению различными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий. Руководя играми, вожатый использует различные средства воздействия на детей. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком либо событии, поддерживает соответствующее игровое настроение. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссер, сохраняя и уберегая ее самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил, и незаметно для детей ведет их к определенному результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, вожатый делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы. Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятий, а с другой, увлекшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлеченностью. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп ее, естественно более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается, и дети увлекаются, темп ее убыстряется. К концу игры эмоциональный подъем как бы спадает, и темп ее снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры, убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дети не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъем.

В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения ее замыслов в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени – большое искусство, вожатый уплотняет время прежде всего за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик, является успешным условием развития игры.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «В следующий раз будем играть еще лучше, игра будет еще интереснее». Вожатый разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые – полезные и увлекательные. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится и во время уроков.

Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.


Настольные игры

IMG 7912m.jpg

К настольным играм относятся разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото, домино, тематические игры, игры, требующие двигательной активности, сноровки, игры, типа мозаики. Все эти игры отличаются тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнеров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строго выполнение правил и доставляет детям много радости. Для детей интересны настольно-печатные игры, в которых отражены явления природы, представлены разные виды транспорта (кто на чем ездит, плавает, летает), действуют герои сказок («Сказки А.С.Пушкина», «Смелые и ловкие», и др.) Эти и подобные игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях, в процессе наблюдения и экскурсии. Ценными и интересными для детей являются игры, в содержании, в игровых действиях и правилах которых имеется элемент соревнования, ловкости, точности, быстроте сообразительности («Настольный кольцеброс», «Настольные кегли», и др.)

Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутки, безобидный юмор. Основное их предназначение – повеселить, позабавить детей, порадовать их. Содержание и правила многих игр требует или быстрого игрового действия или отсроченного. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие. К играм-забавам относятся такие известные, как «Поймай зайчика», «Жмурки с колокольчиком», «Кто быстрее соберет картинку» и другие.


Интеллектуально-развивающие игры

Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, мы отмечаем интеллектуально-развивающие игры, которые таят в себе большие потенциальные возможности творческих проявлений детей. Игровая творческая задача этих игр – развитие операционной стороны интеллекта, психических функций, приемов, операций, умственной деятельности. Характерной чертой интеллектуально-развивающих игр является наличие в них не какого-либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует смекалки, сообразительности, не стандартного творческого мышления.

Одним из видов интеллектуально-развивающих игр являются игры со словами, буквами. Игровая творческая задача этих игр предполагает комбинирование слов из ограниченного сочетания букв, составление слов по определенному правилу, расшифровка слов, фраз, превращение слов в другие путем перестановки или добавления букв, отгадывание слов и другие. К таким играм относятся игры «Наборщик», «Составь слово», «Шифровальщик», «Словесное лото», «Цепочка слов», «Слова-невидимки» и другие.

Интеллект – сложное, многоступенчатое сочетание умение анализировать, синтезировать, выделять главное; классифицировать.


Подвижные игры с правилами

09-1051m.jpg

Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения. Дети упражняются в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и так далее. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышение жизнедеятельности организма.

Большое влияние подвижные игры оказывают на нервно-психическое развитие, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится регулировать движением на одни сигналы и удерживаться от движений при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и другие. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей, достижения успехов.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание игры определяется движениями, которые входят в ее состав. В программе воспитания предусмотрены подвижные игры, в которых развивается движение разных видов: игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется ее ход, последовательность действий, взаимоотношение играющих, поведение каждого ребенка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей и с большой группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того, как дети усвоят игру, они могут проводить ее самостоятельно.

Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, вожатый учитывает соответствие требуемого ее характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление. Малышей необходимо обучать играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулках, в часы досуга, на праздниках и т.д.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. Игра для вожатого – способ сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность. Игра важное средство воспитания ребенка. У вожатого большие возможности научить детей многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт. Игра должна органически войти в жизнь каждого ребенка, умело сочетаться с другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужно разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс – в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым помощников вожатого. Знание игр необходимо каждому ребенку, чтобы стать всесторонне развитым, воспитанным, честным, добрым, трудолюбивым.