Скаутские игры и быт в лесу (Пионеринг)

1-2den(29)m.jpg

Смысл, задачи и безопасность

Бой-скаут - буквально означает мальчик разведчик. В начале 20 века в США (детская группа писателя Сетон-Томпсона), Англии (лагерь генерала Баден-Пауэла) и Германии (детские объединения Перелетные птицы, Спартоковцы, Следопыты) появились сходные по своим принципам системы воспитания мальчиков в походах по лесам, горам и речным долинам. Вскоре во всем мире появляются подобные организации также для девочек или общие для девочек и мальчиков.

Воспитательная система, которая связана с играми и бытом на природе, получила название Пионеринг. От названия «Пионеры» знаменитого романа Ф. Купера о жизни первых поселенцев в Северной Америке. Изначально она была разработана и названа Сетоном-Томпсоном. Пионеринг (pioneering), дословно это первопроходчество - выживание среди дикой природы, маскировка, тактические игры, походы, строительство переправ и навесов. (Позднее у Баден-Пауэла Пионеринг - это просто скаутская дисциплина построения патентов - конструкций строений из брусков и верёвок).

Собственно, считается что английский генерал Бадэн-Пауэлл, заимствовал идею пионеринга именно из рассказов Сетон-Томпсона. Стоит отметить, что Баден-Пауэлл охотно присваивал чужие идеи, если они вписывались в его систему. Известный канадский писатель и художник-натуралист Эрнест Сетон-Томпсон еще в 1902 году написал серию статей об индейцах--знатоках леса. В том же году во время пасхальных каникул он организовал в своем американском поместье "индейский" лагерь для местных сорванцов, которые считали эту территорию своей и потому постоянно устраивали налеты на владения писателя. Вместо того чтобы их преследовать, Сетон-Томпсон решил воспользоваться ситуацией и превратить врагов в друзей. Программным документом нового движения, основанного на этом опыте, стала опубликованная в 1903 году книга "Берестяной свиток индейцев-знатоков леса". Летом 1906 года Сетон-Томпсон послал ее Баден-Пауэллу (БП), а осенью сам приехал в Англию, где прочитал курс лекций и лично познакомился с БП. Многие законы скаутов, саму идею детского лагеря, занятий, посвященных изучению природы и жизни в лесу, разведчик Баден-Пауэлл, судя по всему, позаимствовал у натуралиста Сетон-Томпсона. Тот в конце концов с этим смирился и в 1910 году стал первым главным скаутом Америки. Американский учебник скаутинга на треть был написан Баден-Пауэллом и на две трети - Сетон-Томпсоном.

Со своим добрым знакомым еще по службе в колониях Редьярдом Киплингом Баден-Пауэлл обошелся более деликатно. Решив положить в основу программы для младших скаутов ("волчат") сюжеты из "Книги джунглей", он в последний момент получил-таки по настоянию издателей формальное согласие ее автора. Так из баек разведчика, наблюдений натуралиста, лесной романтики и армейской дисциплины получилась гремучая смесь - скаутинг.

Подробнее. Эрнест Сетон-Томпсон (1860—1946) родился в Англии, но с 6 лет жил в Канаде и США. Автор книг о животных и художник-анималист, ученый-натуралист, основоположник экологического мышления, Э. Сетон-Томпсон стал основателем и руководителем движения следопытов в Северной Америке. В своих работах Э. Сетон-Томпсон опирался на традиции индейцев. Начав в 1900 году борьбу за спасение собственного поместья от варварства окрестных мальчишек, на основе опыта работы с детьми фермеров выработал программу игрового воспитания на природе. После публикации в 1902—1906 годы в журналах серии статей движение оформилось в общенациональную американскую организацию во главе с автором. Было опубликовано общее игровое руководство — «Берестяной свиток», а организация получила название «Лиги лесных умельцев». В 1906 году он поехал с лекционным турне в Англию, где передал английскому генералу Бадену-Пауэллу свои материалы для формирования подобной организации в Англии. После выхода в 1908 году книги Бадена-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» возникло дело о плагиате и искажении идей Сетон-Томпсона, правда, отказавшегося от судебного разбирательства.

В России популяризация игр и быта в лесу связана с именем секретаря общества «Русский скаут» (1914-17), создателем пионерской организации Жуковым И.Н.

Пионеринг (у польских харцеров – пионерка) – органическая часть воспитательных систем почти всех детских движений и организаций XX века, включая Гитлер-югенд, пионеров-ленинцев и до современных детских обьединений.

Не вдаваясь особо в методики и структуры детских организаций, в этой статье мы просто представим дополнительные возможности для активного отдыха в лесу. Основой для игры в лесу может стать любой сюжет приключенческого жанра: рассказ, роман, кинофильм, но для нынешних детей наиболее злободневны все-таки телевизионные сериалы. Хотя скорее нынешние дети равнодушны к телевидению, так что лучше в лесу воспроизводить компьютерные бродилки, стрелялки и стратегии.

Общие правила для организации "приключений" за городом такие:

  • установить сигналы для перерыва в игре, окончания игры, "SOS" для вызова на помощь;
  • установить место общего сбора;
  • договориться о времени окончания игры (летом в лесу темнеет после захода солнца моментально и сразу становится намного прохладнее) с запасом около часа на непредвиденные случайности;
  • определить в районе игры опасные места (обрывы, глубокие овраги, осыпи, колючие заросли, бурелом и т.п.) и договориться об исключении их из зоны игры, предусмотреть штрафы, вплоть до исключения из игры за нарушение запретных зон.

Боевая раскраска, лесные имена и реквизит – важнейшие части перевоплощения. С реквизитом все чрезвычайно просто – загляните на секунду к цирку, на набережную, в базарные ряды дешевых детских игрушек. Само обозрение этой пестрой китайской чепухи уже поднимет вам настроение! Только пожалуйста, не бросайте в лесу ничего из этого одноразового счастья. В крайнем случае спалите в костре, но только уже после того, как будете на нем что-то готовить или просто сидеть рядом. Дым от пластика - не из приятных.

Здесь же нужно приобрести и средства боевой раскраски, например: наклейки-татуировки, цветной грим, гуашь или акварель, маркеры или фломастеры.

Однако, при раскрашивании маленьких детей учитывайте, что они могут серьезно пострадать от аллергии на химические вещества. Внимательно смотрите на упаковку. Большинство товаров производства Гонконга и Тайваня, а также европейских стран имеют маркировку гигиенических сертификатов. Турецкие, китайские и сирийские товары обычно опасны для здоровья детей.

Специально для раскраски детей в Польше, например, выпускаются ароматизированные фломастеры, имеющие гигиенический сертификат для детей от 3 лет. Взрослых, особенно в состоянии легкого навеселе, можно красить хоть из баллона с автомобильной краской, но с детьми, пожалуйста будьте поосторожней.

Лесные имена (их можно сделать и на картонных бейджах, а если будет война с водометами, то на бейджах из салфеток или туалетной бумаги) должны иметь серийный (тотемный) характер. Например, степное племя может брать себе имена степных хищников, а мирное племя тихих лесных свинопасов – названия милых лесных цветочков. Не особенно витийствуйте, иначе даже сам владелец лесного имени не сможет его сразу вспомнить.

В любую сюжетную игру стоит включать задания на развитие наблюдательности, памяти, ориентации, а также для расширения знаний о минералах и горных породах, растениях, насекомых, птицах, зверях.

Если игра связана с соперничеством двух команд и "боевыми действиями", наиболее приемлемым способом выведения противника из строя для летнего времени может служить струя воды из полиэтиленового флакона. Осенью "пулями" становятся плоды репейника или дурнишника. Во многих местах они сохраняют «боевые качества» и до мая.

В играх могут использоваться карточки с цифрами и буквами, которые позволят начислять очки за правильно выполненное задание. Например, по дороге к месту отдыха, какому-то интересному природному уголку или другой цели маршрута вы прячете карточки, а дети стараются запомнить их размещение. На обратном пути они находят их и составляют зашифрованное слово, число или просто зачисляют в актив очки по числу карточек.

Необходимым элементом игр с преследованием или поисками "кладов" является чтение следов и условных знаков. Для этого можно использовать маркировку плановых туристических маршрутов, а также выкладывать сигналы-стрелки из камешков или сухих веточек, чертить стрелки на тропе твердым прутом или мелком на деревьях и камнях. Сигналы чередуются с письмами и картами, шифрующими в доступной для детей форме дальнейший маршрут.

Кроме стрелок, важно использовать (и объяснить при этом значение) знак опасности - треугольник и знак запрета движения - две наклонные перекрещенные черты. Знаки размещаются слева по ходу движения так, чтобы не мешать другим. Будет неплохо, если вы поручаете ребенку отыскать обратную дорогу по следам и знакам, установленным вместе, а затем - им самостоятельно.

Как при составлении, так и при разгадывании карт дети должны научиться правильно определять расстояния между предметами, а также высоту деревьев или обрывов. Такие приемы описаны в школьных учебниках по математике, природоведению, географии, но для пользования ими важно помнить несколько"стандартов" своего тела: длину пары шагов, общую длину расставленных рук, расстояние от глаза до вытянутой руки; ребенок должен представлять и свои возможности: длину прыжка с места, среднее расстояние, на которое он может бросить камень, и т.п.

Во время прогулок и походов в лесу тренируйте ребенка правильно определять время по высоте солнца над горизонтом, длине теней, приучайте его планировать день в лесу так, чтобы времени хватило и на игру, и на отдых, и на возвращение домой (или хотя бы к остановке транспорта) до захода солнца.

Если вы заблудились в лесу, следует идти вниз по склону. Рано или поздно вы найдете ручей, который приведет к реке, а там уже обязательно будет и дорога.




Смотреть также