Конспект курса для вожаков (КДВ)

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Moonrise-kingdom-1m.jpg
Moonrise-kingdom-2m.jpg

ВЫРАБОТКА ХАРАКТЕРА.

Одновременно со всеми занятиями непрерывно должна вестись работа по выработке у детей характера. Эта воспитательная работа должна вестись непрерывно - на сборах, в походах, во время занятий и игр, при каждой встрече и в каждой дружеской беседе.

1. ЧЕСТНОСТЬ. 2. БРАТСТВО. 3. ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ. 4. ВОЛЯ. 5. ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ. 6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ.7. ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ. - Таковы черты характера.

Создание у ребят характера крайне важно! Каждое проявление нечестности (ложь, нарушение правил игры и т. д.) должно быть сразу же осуждено! Каждое проявление равнодушия (не говоря уже о злорадстве) к чужому горю или несчастью надо осудить! ... Нарушение честного слова вызывает пренебрежение к нашим законам. Между ребятами должны царить братские отношения. В ребят должна вырабатываться воля (воля к действию, воля к борьбе и воля к победе).

В каждом должна быть твердая вера в свои силы и в свои способности. Он должен быть предприимчивым и дисциплинированным. Различные ЗАДАНИЯ должны быть всегда ВЫПОЛНЕНЫ. Совершенно безразлично, получены они от руководителя или ребята сами возложили их на себя (решили на своих звеновых сборах), раз имеется задание - то оно должно быть выполнено. Выполнено, по возможности, хорошо и скоро (вот здесь и проявляется дух, настрой). Каждый мальчик со временем может стать вожаком, и если к этому времени в нём не выработается исполнительность и дисциплинированность, то он может причинить много вреда в своей деятельности. В частности, будет страдать работа всего звена - плохой пример своим сверстникам и частично ребятам других звеньев. Чем в более раннем возрасте начнётся выработка правильного характера, тем лучше! Поэтому воспитание характера должно вестись непрерывно и неуклонно.

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОЖАКА: Девиз вожака - Вожак всегда впереди! Вожак никогда не смеет забывать, что на нём лежит большая ответственность. Он не только обучает и частично воспитывает своих подопечных, но также служит для них примером. "Золотые правила вожака" он всегда должен помнить!

  • Я буду вести своё звено по своей инициативе и своему примеру.
  • Я буду подниматься в своих умениях на новые ступеньки вверх.
  • Я буду развивать дух моего звена.
  • Я буду составлять план своей работы.
  • Я буду великодушным и справедливым к своим подопечным.
  • Моя первая мысль будет о звене, а вторая о себе.
  • Образец дисциплины - это Я.
  • Каким буду я, таким будет и моё звено.


ЗВЕНО

ЗВЕНОВОЙ ФЛАЖОК. Каждое звено имеет свой флажок, треугольной формы или формы 'язык' (45 х 30 см.). Силуэт какой-нибудь птицы, животного или цветка на обеих сторонах флажка даёт название звену. В углу - против силуэта, инициалы отряда. Флажок носит вожак на своём посохе.

ДОЛЖНОСТИ В ЗВЕНЕ. Каждый мальчик в звене должен принимать деятельное участие в жизни звена. Все должности в звене должны исходить из действительных потребностей звена, а не выдуманных. Каждая должность должна требовать труда и ответственности, иначе к ним не будет серьёзного отношения. Обычно бывает пять главных должностей:

  1. Вожак.
  2. Помощник вожака.
  3. Секретарь.
  4. Казначей.
  5. Заведующий хозяйством.


  1. Вожак. Ведёт звено. Проводит сборы, походы и игры. Вожак, получая все указания от Начальника Отряда, несёт ответственность перед ним за состояние вверенного ему звена. Он участвует в работе Инструкторского звена Отряда (если хотите - Штаб Отряда, куда входят все вожаки и их помощники), где и получает - пополняет свои знания. Он составляет программу работы звена. Следит за поведением и деятельностью звена. Представляет звено перед руководителем. После каждого сбора подаёт рапорт о сборе и, по мере надобности, отчёт о звене. В походы звено идёт только с разрешения Начальника Отряда, точно указывая время выхода, место, программу и время возвращения из похода.
  2. Помощник вожака. Заменяет вожака во время его отсутствия. Он должен быть хорошим другом вожака и пользоваться уважением ребят. Вожак должен держать его всегда в курсе всей своей работы и всех планов на будущее.
  3. Секретарь. Обычно, выбирают такого, который аккуратно относится к переписке и любит читать. Секретарь ведёт "Дневник Звена", который содержит:
    • На заглавной странице "Пятно звена", его имя и цвета, имя отряда, город и год основания.
    • В первой части - традиции и правила звена, песню, клич, девиз, краткую историю звена, сведения - жизнь звенового пятна (животного).
    • Во второй части - список всех членов звена с необходимыми данными о каждом из них.
    • Дневник добрых дел звена - описание этих дел.
    • Звеновая "цепочка" Экстренных сборов звена.
    Секретарь хранит архив и совместно с вожаком составляет отчёты и рапорты Начальнику Отряда. Секретарь также ведёт и летопись звена, в которой, желательно с рисунками, планами и снимками-фотографиями, описаны все сборы, походы, лагеря, выступления и пр., в которых принимало участие звено. Летописец - историк звена. Он хранит звеновые воспоминания, наблюдает за соблюдением традиций. Он играет главную роль при украшении звенового уголка, палатки или при устройстве выставки. Но при первой возможности лучше на это дело назначить отдельных ребят, добавив ещё должности библиотекаря, фотографа и т.п.
  4. Казначей. Казначеем нужно сделать мальчика по природе бережливого, деловитого и умеющего хранить деньги. Казначей постоянно должен изобретать и выискивать новые источники доходов. Средства нужны звену не только для приобретения инвентаря, но и для добрых дел, и для взаимопомощи. Он собирает членские взносы, записывает все приходы и расходы в казначейскую тетрадь, хранит деньги, выдаёт нужные суммы заведующему хозяйством и пр. Всякий расход производится только с ведома вожака.
  5. Заведующий хозяйством. В звене должно быть своё '"хозяйство": сигнальные флажки, аптечка, верёвки, топоры, лопаты и т.д. В обязанности заведующего хозяйством входит не только запись приёма, хранения и выдачи этих вещей, но также обязанность содержать их в порядке и с согласия вожака закупать новый инвентарь.

Все указанные должности можно установить только в том случае, если работа звена вполне налажена. Желательно, чтобы вожак не брал на себя ещё какую-либо должность - работа со звеном и так занимает много времени.


РАБОТА ЗВЕНА

Нормальная звеновая работа состоит из сборов, походов, экскурсий, коллективных добрых дел. Очень редко бывают звеновые лагеря и звеновые выступления, т.к. это всегда превышает силы и возможности звена.

СБОРЫ. От ребят надо требовать точности и не допускать опозданий. Когда идут в поход, то ожидают опоздавших не более 15 минут. После этого идут в поход, хотя бы пришел только один человек. Это так собираются плохие звенья, а хорошие звенья, когда идут в поход, то они - собираются за 15 минут до назначенного времени и уходят в поход точно в назначенный час. О походе объявляется заранее, и сообщение должно содержать ответы на вопросы: что? где? когда? что взять с собой?

ПРОГРАММА СБОРА. Вожак точно должен знать, что он будет делать в походе или на сборе и приготовить нужный инвентарь. Он составляет письменный план-программу и показывает её начальнику отряда для одобрения и совета. Программа должна быть разнообразна, должны быть несколько запасных игр, программу надо знать на память и лишь в крайнем случае дозволяется заглянуть в неё, чтобы освежить память. Это делается для того, чтобы сбор не напоминал школу.

Каждый сбор звена должен содержать следующие части:

  1. ОТКРЫТИЕ - НАЧАЛО СБОРА. Церемония подъёма флага.
  2. СТРОЙ. Задача строя - подтянуть ребят. Построения, равнение, повороты. Не увлекайтесь "шагистикой"! Занятия строем не более 5 мин.
  3. ЗВЕНОВЫЕ ДЕЛА. Ребята садятся в круг и обсуждают звеновые дела. Секретарь записывает отсутствующих и опоздавших, казначей собирает членские взносы, вожак сообщает новости отряда, и т.д. На всё это идёт от 5 до 20 мин.
  4. ЗАНЯТИЯ. Объяснение нового из программ разрядов. Повторение. Упражнения на практике. Прохождение какой-либо специальности, если её хочет сдать всё звено.
  5. ИГРЫ И ПЕСНИ. Проводятся вперемежку. Вожак всегда имеет несколько игр в запасе. Игры не затягивать, во время начать другие. Лучше провести 2 игры - одну подвижную и вторую сидячую. Песни - старые и разучивание новых.
  6. ЗАКРЫТИЕ СБОРА. Построить. Напомнить, когда и где будет следующий сбор, а также какие решения были приняты на звеновом обсуждении (особенно, если были задания, которые надо выполнить до следующего сбора).
  7. Закончить сбор надо установленной церемонией. Сбор удался, если ребята покидают его с сожалением и желают ещё остаться.


РУЧНОЙ ТРУД. Это очень важная часть наших программ. Поэтому на сборах с ручным трудом ему надо предоставить хотя бы 45 минут за счёт других пунктов. Иногда можно посвятить ручному труду целый сбор.

Занятия на сборах не всегда одинаковы. Зимой их надо чередовать с ручным трудом и беседами, а весной и летом со спортом и походами. Кроме того, необходимо время, например, на подготовку к сдаче разрядов или на тренировку перед каким-либо особым состязанием. И для этого лучше провести специальный сбор-тренировку, но регулярные сборы нельзя превращать в сплошную тренировку.

Помните, что разнообразие необходимо, потому что у ребят хватает внимания самое большее минут на 15 - 20, а потом они невнимательны и не сидят спокойно. Время сбора, раз установленное, не меняется - часы всегда одни и те же. Начинать и кончать сбор надо с точностью до минуты.


ОСОБЫЕ СБОРЫ - посвящённые той или иной цели. Приведём несколько типов таких сборов. Начало и конец их - как и обыкновенный сбор.

  1. ТРАДИЦИОННЫЙ СБОР Весь сбор посвящается традициям и церемониям. Торжественно начинается, затем происходят всякие чрезвычайные события: приём новичков, беседа и т.д. После игр и песен опять торжественный конец.
  2. СБОР у КОСТРА. Хорошо собраться в уютный круг. Такой сбор проходит в беседах, песнях, шарадах и играх.
  3. СБОР-РЕПЕТИЦИЯ. Подготовка к выступлению, к костру и т.д. Она чередуется с играми и песнями, иначе будет утомительно.
  4. РУЧНОЙ ТРУД. Этот сбор всецело посвящён ручному труду. Все дружно лепят, режут, выпиливают, рисуют, подклеивают, строят и т.д. Весёлые шутки и песня оживляют сбор.
  5. СБОР с ЗАДАНИЕМ. Вожак после открытия сбора и обсуждения звеновых дел даёт задания ребятам: или всем вместе, или по парам (это лучше всего), или каждому в отдельности. Задания разные: принести листья трёх различных пород или трёх определённых сортов деревьев; найти в определённом районе магазин, мастерскую и т. д. Для исполнения заданий даётся срок 30-40 мин.
  6. После выполнения заданий все возвращаются в условленное место и докладывают о результатах. Вожак делает свои примечания и все сообща обсуждают выполненные задания. Затем игры и песни до конца сбора. На таком сборе занятий нет.
  7. СБОР БЕЗ ВОЖАКА. Этот Сбор должен быть полон неожиданностей и загадок, например: а) Вожак начинает сбор, но после обсуждения звеновых дел, ничего не сказав, выходит и исчезает. Находят письмо с шифром: "Еинадаз уневз", "Моневз ьталедс еорбод олед". Письмо можно писать и по Морзе и любым другим шифром.

б) Придя на сбор, ребята не застают вожака, но находят письмо с указанием найти вожака по оставленным знакам. Преследуя вожака, находят от него письмо с другим неожиданным заданием. Такой сбор проводится без предупреждения, и вожак должен его тщательно подготовить.


РАБОТА В ПРИРОДЕ - ПРОГУЛКИ И ПОХОДЫ

Сборы в природе дают возможность провести различные игры в большом масштабе, устроить наблюдения, а главное заняться практикой. Но помните основное правило - на каждый поход надо иметь РАЗРЕШЕНИЕ от Начальника Отрада.

  1. ПРОГУЛКА. Длится несколько часов. Бывает ранней весной и поздней осенью. Ввиду того, что времени мало, надо выбирать интересную дорогу и направление. По возможности возвращайся другой дорогой -так более интересно. Для программы прогулки вожак выберет: звеновые дела, какой-нибудь рассказ, песни, игры, в которые можно играть на ходу.
  2. ПОХОД. При маленьком походе не следует варить еду, т.к. на это уходит слишком много времени, лучше взять консервы, колбасу (лучше копчёную - салями), хлеб и воду. При походе на целый день, желательно, чтобы обед был приготовлен на костре из сырых продуктов.
  3. В походе надо быть внимательным и при движении в лесу не шуметь. В таком походе надо проходить практику и игры. Соблюдается "мёртвый час", но он может быть менее строгим, чем в лагере, т.е. ребята могут лежать, сидеть и разговаривать, а значит вожак может использовать это время для беседы.
  4. ПОХОД С НОЧЁВКОЙ. Распределение времени в походе должно напоминать лагерное, чтобы дать, хоть издалека, представление о лагере. Ставится палатка или шалаш. Церемония поднятия флага или звенового флажка. Небольшой отдых, игры и практика. После обеда - отдых. После отдыха - сигнализация, постройка моста, сигнальной вышки, виды костров и т.д. Игры, купание и ужин, спуск флага и лагерный костёр.
  5. На другой день - занятия, практика и игры. После снятия лагеря место оставляется чистым, чтоб не оставалось и следа, что здесь были ребята.
  6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОХОДЫ. Для каждого похода определяется главная цель, например:
    • Поход Спортивный. Тренировка по разным видам спорта. Упражнения в беге на короткие дистанции. Прыжки в высоту и в длину. Плавание. Тренировка в спасении тонущего. Игра в волейбол и т.д.
    • Поход натуралистов. Наблюдение жизни животных, птиц и насекомых. Собирание гипсовых следов, растений, цветов, листьев, горных пород.
    • Поход исследователей. Поход в новые, неисследованные места. Поиски интересных мест для будущих походов, лагерей и проведения лесных игр.
    • Поход добрых дел. Поиски добрых дел - где, кому в чём-либо можно помочь.
    • Поход для практики. Выбирается соответствующий район и место, где имеются нужные материалы. Постройка маленьких мостов. Изготовление и применение верёвочной лестницы, плотов, разного вида шалашей, сигнальной вышки, ткацкого станка, костров, лагерных печей и т.д.
    • Поход с заданием. Указана первая точка, а дальше по инструкциям в запечатанных конвертах, в которых карта и задания.
    • Паломнический поход. В монастырь, к святым местам или к каким-либо раскопкам.
    • Поход топографов. Черчение карт, движение по компасу, кроки местности. Панорамный снимок и т.д. Такой поход совершают готовящиеся к сдаче на 1-ый разряд.


ПРОГРАММА-ПЛАН ПОХОДА. Для похода ещё важнее, чем для сбора составить сообща со всем звеном подробный план, точно предусмотреть все мелочи. План одобряет Начальник Отряда. Без его РАЗРЕШЕНИЯ звено не смеет идти в поход. Не менее важно вожаку уметь в походе распределить труд между ребятами. Распределение работы играет большую роль как для быстроты и успеха, так и для проявления организаторских способностей вожака - будущего руководителя.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗВЕНА. Одно звено не может устроить большое выступление перед широкой публикой. Однако, перед ограниченным числом зрителей (например, родителей) иногда это вполне возможно. Сюда входят маленькие спектакли-сценки, чашки чая, лагерные костры и выставки. Спектакли и чашки чая надо устраивать зимой. Выставки можно делать в любое время. Костры - лучше всего весной и в начале лета, т.к. они служат пропагандой лагеря.


ПОВЕДЕНИЕ ВОЖАКА.

Вожак должен вести себя с авторитетом. Говорить и командовать решительно, не теряться, тогда почти всегда и ребята не решатся на баловство, глупые шутки и неуместные замечания. Вожак должен быть хладнокровен, но это не должно принимать форму безразличия. Ни в коем случае у ребят не должно создаваться впечатление, что вожаку безразлично качество их работы. Каждый успех надо похвалить, но не слишком его превозносить (могут начать зазнаваться). При выговорах же нельзя допускать раздраженного тона, крика или ложного гордого пафоса. Это может легко перейти в привычку и может очень повредить - испортить отношения между вожаком и ребятами. Всегда стараться говорить "мы", а не "я" и "вы". Непослушным надо спокойно сделать предупреждение раз или два. А затем сказать: "Если ты не хочешь с нами вместе работать, то иди домой и не мешай нам". Виноватому будет жаль оставлять весёлую, дружную компанию, он поймёт, что шалостями ничего не достигнешь, а себе испортишь день. На следующем сборе, если шалун спокоен, то не надо вспоминать старого и "пилить" его. Замеченные ошибки надо исправить и объяснить, в чём каждая ошибка заключается. Всегда надо говорить наедине, а не перед другими.

Если всё звено расшалилось, то надо прибегнуть к коротенькому строевому учению - всё равно на сборе или в походе. Строй успокаивает и повышает дисциплинированность. К упрямым надо быть строгим, а от слабовольных и вялых надо мягко, но неуклонно требовать выполнение задания. Ленивые и слабые по характеру выполняют свою работу и задания только тогда, когда за ними непрерывно и твердо следят и часто напоминают. Горячие и шумные натуры действуют спокойно и разумно, если их твердо осаживать и успокаивать. Для всего этого вожак должен выработать в себе твёрдость, спокойствие и настойчивость, а главное - терпение.

СОВЕТЫ ВОЖАКАМ:

  1. Кто сам не горит, тот никого зажечь не может.
  2. Вожак является примером для всего отряда своей выдержкой и настроем.
  3. К новичку в звене надо относиться тепло и сердечно, пусть он почувствует, что он вошёл в семью братьев.
  4. Вожак всегда имеет готовую интересную программу занятий.
  5. Вожак - образец дисциплины. И он гордится дисциплиной своего звена.
  6. Ищите возможности оказывать добрые услуги всем звеном сообща.
  7. Во время сборов-занятий не теряйте ни одной минуты даром.
  8. Не допускайте скуку на своих занятиях.
  9. Следите за своей речью - нетерпеливый, отрывистый тон вредит делу.
  10. Соблюдайте дисциплину молчания, контролируя свои движения во время гнева.
  11. Всегда больше хвалите, чем порицайте.
  12. Никогда не делайте выговора при посторонних.
  13. Помните о необходимости безусловной вежливости при любых обстоятельствах.
  14. Умейте наблюдать за всеми, но так, чтобы это не было заметно.
  15. Наказания иногда необходимы для поддержания дисциплины и порядка, но не угрожайте наказанием, если вы не намерены действительно осуществить свою угрозу. Помните также, что наказание только морального характера, например, отправить мальчика со сбора.
  16. Никогда не заставляйте ребят делать то, что вы сами не стали бы делать.
  17. Никогда не отдавайте приказание, если нет возможности его исполнить.
  18. Следить за точным исполнением инструкций штаба отряда и правильным отданием салюта.
  19. Вести правильно и аккуратно звеновой журнал.


ЗВЕНОВОЙ ЖУРНАЛ. Вожаку необходимо вести звеновой журнал, который содержит:

  1. Общие сведения о подопечном.
  2. Индивидуальный лист подопечного.
  3. Таблицу посещаемости.
  4. "Звеновую цепочку".
  5. Дневник заданий звена по месяцам.
  6. Программу сборов звена.
  7. Личные наблюдения над характером подопечного.
  8. Добрые дела звена.
  9. Таблицу результатов состязаний в звене.
  10. Таблица по физическому развитию подопечного.


СИМВОЛИКА

ГАЛСТУК является символом принадлежности

РУКОПОЖАТИЕ является символом любви друг к другу от всего сердца.

САЛЮТ является символом Единения

КОСТЁР является символом крепкой спаянной дружбы, чистоты и правды. Он роднит и объединяет всех в тесный братский круг, символически в костре сгорают все плохие мысли. Собравшись у костра в своём тесном кругу, ребята в беседах и песнях учатся проводить в жизнь светлые идеалы.

КРУГ для беседы у костра или для проведения программы сборов является символом неразрывной спайки и дружбы.

За символику принято также считать изображения, знаки и украшения, имеющие какой-либо внутренний (невидимый, идейный) смысл. Применяя эту символику в жизни для украшения звенового уголка необходимо придерживаться основных принципов - стиль, мера и качество. Обычно символы подобраны, сконцентрированы с учётом меры и качества по общей теме по одному определённому стилю.

СТИЛЬ. Украшения: модели, таблицы: узлов, по первой помощи, звёздному небу; мосты, сигнальные вышки, верёвочные лестницы, типы палаток, модели целого лагеря и пр.

ЛЕСНОЙ СТИЛЬ. Названия и имена животного и растительного мира. Украшения: листья, ветки, шишки, чучела зверей и птиц, шкуры, рога, коллекции следов и пр. Выше указано два основных стиля, а их много: "военный", "древнерусский" и т.д. В символику необходимо включить все внешние проявления духа: поведение, язык, одежду, обычаи и традиции.

ПОВЕДЕНИЕ. - поступки и дела сами говорят за себя. Характерна подтянутость, легкость движений, улыбка, вежливость, спокойная уверенность в своих силах, ровное одинаковое со всеми обращение - нет различия и т. д.

ФОРМА И ОДЕЖДА. Опрятность и изящность формы и одежды и сама манера носить её выделяют из общей среды. Форма одинакова для всех.

РУССКИЙ ЯЗЫК. Его надо любить и беречь и не засорять.

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ. Все построено на активности. Часто традиционная песня, девиз, салют могут значить больше, чем слова.


ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ

Входя в штаб- квартиру салютуют знамени или флагу.

Входя в черту лагеря, прежде всего салютуют флагу на флагштоке, а затем рапортуют о своём прибытии Дежурному Начальнику и испрашивают разрешения "ОСТАТЬСЯ".

В походе делятся своим провиантом - имеют общую еду.

В лагере или в походе не оставляют за собой в природе никаких следов: бумаг, остатков пищи, пустых банок, бутылок и прочего мусора.

ТРАДИЦИИ КУРСА ДЛЯ ВОЖАКОВ: Знак КДВ состоит из двух частей: из нашивок вожака и буквы "В", которая символизирует девиз КДВ - "Вожак всегда впереди".

ЛАГЕРНЫЕ ТРАДИЦИИ. Лагерь - это прежде всего "Уголок России", т.к. он проходит под сенью нашего национального русского трёхцветного флага и в нём царит чистая русская речь. В лагере царит чистота, как "на военном корабле!" Флаг не может быть поднят над неприбранным лагерем. На земле может находиться только то, что из неё растёт или в неё вбито, а всё остальное - на сделанных "патентах" - подставках для ранцев-рюкзаков, ботинок и т.д. При еде за столом все должны быть одеты (а не в купальных костюмах), пищу сперва получают младшие, а затем старшие, и из-за стола встают ВСЕ ВМЕСТЕ. Особая честь для лагерников поднимать (спускать) флаг и зажигать лагерный костёр. В большом лагере, где находятся несколько отрядов с полными звеньями, на каждый день назначается

ДЕЖУРНОЕ ЗВЕНО, которое и следит за распорядком лагерного дня; т.е. поднятие/спуск флагов, иначе говоря, дежурный вожак назначает из своего звена ДЕЖУРНЫХ, которые и исполняют все функции лагерного дня.

Главный символ лагеря и лагерной жизни есть лагерный костёр. Он является торжественным моментом завершения дня. Он объединяет и роднит всех в тесный, братский круг и символически в костре сгорают все плохие мысли ребят и их городские привычки. Костёр укрепляет дружбу и ребята питают к нему уважение.

Место лагерного костра не может служить для варки пищи, в костёр нельзя бросать мусор. Через лагерный костёр не прыгают, у него не разваливаются. Пока костёр не зажжен, все собравшиеся у него сохраняют молчание. Разжигает костёр лучший, отличившиеся в течении дня, и о них объявляет у костра Начальник лагеря.

По традиции костёр разжигается ДВУМЯ спичками, а третья - утешительная.

При разжигании костра все встают в братский круг, держатся за перекрещенные перед собой руки и поют песню, традиционно принятую в этом лагере.

Оканчивается костёр также традиционной песней и все встают в сомкнутый круг, взявши друг друга за перекрещенные руки, и круг в такт песни слегка колышется.

КЛИЧИ. На костре много кричалок. Чем больше разнообразных кличей, тем оживленнее проходит костёр.

ЛЕСНОЕ ИМЯ. На последнем лагерном костре лагерники, давшие ТО и бывшие первый раз в лагере, получают "Лесные имена".

ПОСЛЕДНИЙ КОСТЁР в лагере зажигается факелами.

ЛАГЕРНОЕ ОБЕЩАНИЕ. На последнем лагерном костре лагерники вбивают в пень топорик со словами "В следующем году снова в лагерь". Есть и ещё один обычай - брать на память от костра уголёк, и, приехав в следующем году снова в лагерь, класть этот уголёк в первый лагерный костёр.


ЗАНЯТИЯ

Одна из самых важных обязанностей вожака, помочь своим ребятам успешно проходить испытания на разряды, не легка и требует, со стороны вожака, умение и знание. Необходимо тщательно продумать и составить программу и ясно представлять себе конечную цель работы. Все предметы программы должны чередоваться между собой. Необходимо также помнить, что теоретические сведения будут только тогда иметь значение и ценность, если будут применяться на деле - на практике.

Понятно, необходимы также наблюдательность, исполнительность, смекалка, энергия и воля к победе, но без солидных знаний и умений всего этого недостаточно. Вся наука разбита на три разряда.

ТРЕТИЙ РАЗРЯД. Программа 111-го разряда вводит мальчика или девочку в Организацию и дает основные понятия - законы, форма, простейшие узлы, дорожные знаки и т.д. Третий разряд можно пройти за 10-12 сборов.

ВТОРОЙ РАЗРЯД. Работа по подготовке к испытаниям на 2-ой разряд не легка и требует, со стороны вожака, умение и знание. Необходимо тщательно продумать и составить программу и ясно представлять себе конечную цель работы. Все предметы программы должны чередоваться между собой.

Необходимо также помнить, что теоретические сведения будут только тогда иметь значение и ценность, если будут применяться на деле - на практике.

Программа 2-го разряда - это главный разряд и самый важный, т.к. он содержит в себе большую часть практических знаний. Походная и лагерная практика. Первая помощь и перевязки. Четыре способа сигнализации [флажками, фонарем, свистком и стуком] и прием сигнализации. Ориентация - компас, карта, звезды и т.д. Варка пищи на костре. Палатки, лагерные постройки и пр. Типы костров. Следопытство - черная и белая тропа. Законы лесной жизни и лесные игры. Измерение высоты дерева и ширины реки. Животный мир. Растительный мир и т.д. Чтобы быть допущенным к испытаниям по 2-му разряду, надо пробыть в одном лагере или по крайней мере, участвовать в 3-х походах с ночевкой.

ПЕРВЫЙ РАЗРЯД. Программа первого разряда рассчитана на углубление знаний и окончательная шлифовка их. Практике уделено сравнительно мало места. Первый разряд есть подготовка к общественной и руководительской работе. Этот разряд необходим для тех, кто собирается продолжать свою деятельность в лагере, как руководители.

СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Главное различие между разрядами и специальностями заключается в том, что ВСЕ ЗНАНИЯ, которые входят в программы разрядов обязательны для всех, а специальности не обязательны, но желательны и каждый может выбирать по своему желанию такие специальности, которые его интересуют, к которым он чувствует влечение. Поэтому на сборах специальности не проходят - не изучают, за исключением такого случая, когда всё звено желает изучить какую то специальность.

ОБУЧЕНИЕ ЗВЕНА. Вожак должен хорошо знать то, чему он собирается обучать ребят своего звена. Перед сбором он должен проверить, твердо ли он знает то, что собирается на этом сборе рассказать и показать своим подопечным и приготовил ли он нужный инвентарь [веревки, флажки, косынки, бинты и т.д.] Как всегда, пример вожака подтолкнет ребят на работу. Главное - надо заинтересовать ребят - тогда они все выучат и преодолеют все трудности. Надо уметь интересно рассказать, объясняя ту или иную премудрость. Надо рассказать интересный случай практического применения этого знания. ОБЯЗАТЕЛЬНО всегда после объяснения, необходимо дать ребятам самим испробовать применения этого задания на практике. Например, показав, что либо, требуй, чтобы ребята попробовали сами выполнить эту работу.

Объясните устройство веревочной лестницы, покажите нужный узел и покажите как её вязать. После этого предложите каждому сделать этот узел несколько раз, а затем разделив их по два человека, поручите изготовить эту лестницу. Так надо действовать при прохождении всех пунктов практической науки. Кратко, но только объяснить. Медленно, не торопясь показать. Потом, каждый, по несколько раз, должен выполнить показанное. Большая часть знаний может быть хорошо усвоена только практическими упражнениями. Знать азбуку Морзе еще совсем не значит, уметь хорошо сигнализировать и уметь принимать сигнализацию. Знать теоретически первую помощь, еще совсем не значит уметь эти знания применять на практике. Знать следопытство по книжке, еще совсем не значит уметь находить и различать следы в природе. Вообще, что либо знать, еще совершенно не значит, уметь применить это знание на практике. Между "знать" и "уметь" большая разница. Поэтому необходимо практиковаться, практиковаться и еще раз практиковаться. Практика имеет еще и то преимущество, что она повышает интерес и вызывает чувство соревнования. Кто скорее и лучше научится!? Почти во всех областях знаний можно устроить состязания между ребятами. Такие состязания сильно повышают интерес и способствуют развитию в ребятах энергии и воли к достижению победы. Если в звене каждый хочет быть первым - быть лучшим, то такое звено наверное будет лучшим в отряде. Как можно больше ПРАКТИКОВАТЬСЯ, как можно больше СОСТЯЗАТЬСЯ между собой - это лучший путь к созданию СИЛЬНОГО звена. Вожак только должен внимательно следить, чтобы соревнования никогда не вызывали плохих чувств - злобы или зависти. Все соревнования должны проходить в веселой, дружеской атмосфере. Хорошо, если в отряде {или в дружине] происходят состязания между звеньями, тогда, любое звено, может выйти на первое место! Вожак может в своем звене организовать состязания на звание лучшего. Программу такого состязания составляют на звеновом сборе - в этом участвуют все ребята, вожак только вносит свой проект, но не диктует.

ПОВТОРЕНИЯ. Знания легко забываются и поэтому их периодически надо повторять. Однако повторения всегда скучны и поэтому всегда должны иметь вид игр и соревнований. Надо избегать словесных повторений. Вожак, путем игр и соревнований, должен стремиться сделать повторения интересными.

НА СБОРАХ НЕТ ЗРИТЕЛЕЙ. На сборе все ребята непрерывно заняты. В звене часто будут одновременно новички. Все должны работать! В то время, как вожак [или его помощник] проходят с новичком разряд, ребята 3-го разряда упражняются с ребятами 2-го разряда [для тех это повторение] в какой либо отрасли 2-го разряда. Потом все вместе играют, все вместе поют и вместе выполняют задания. Не допустимо на сборах и играх скучающих или зрителей - все играют, все работают!