Построение детских программ на природе

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
20031996qbLm.jpg

Рассмотренные направления деятельности ребят всесторонне реализуются через детские программы. Вожатый должен знать, каковы основы планирования программ, где прежде всего должны быть учтены образовательно-воспитательные принципы, а где специфика возрастного развития или логика социального развития общества. При составлении программы вожатому желательно соблюдать следующие условия:

  • понимать, принимать и действовать в соответствии с потребностями подопечных ребят;
  • использовать восемь элементов-требований, которые являются сущностными в жизни ребят (об этом смотрите ниже);
  • планировать программы в соответствии с Фундаментальными принципами детских программ.


Создание самых разнообразных программ должно основываться на двух главных положениях:

а) максимально удовлетворять потребности ребенка, признавая, что каждый ребенок - индивидуальность, имеющая свои тенденции развития. Это означает, что программа детской группы должна соответствовать интересам каждого из его членов. То, что для одного является самым желанным, для другого может быть второстепенным, способности одного могут значительно отличаться от способностей другого;
б) способствовать постепенному интегрированию ребенка в общество, что можно осуществить, поощряя молодого человека к саморазвитию, позволяя ему демонстрировать свои знания и навыки, способность к адаптации, используя при этом источники социального взаимодействия, сотрудничества и весь авторитет лидера-вожатого.


Далее перечислим обязательные позиции, вытекающие из основных принципов, которые вы никогда не упускайте из виду при построении детских программ:

  • Цель - это то, что вы думаете делать!
  • Последовательность - это необходимость определения долгосрочных и краткосрочных планов.
  • Тема - это предмет изучения или научения, это процесс постижения всевозможных навыков.
  • Удовлетворение - это основной интерес для ребят, то что является приоритетом в работе вожатого.
  • Разнообразие - залог успеха программы при уникальности каждой из них.
  • Кульминация - планирование наивысшей точки, достижение ее и релаксация.
  • Баланс - все составляющие программу мероприятия должны быть рационально распределены.
  • Источники - использование всех имеющихся на местах данных для эффективной деятельности ребят.


Важно, чтобы для вас стало правилом всесторонне анализировать процесс делания проектов.

Любая программа, над которой вы работаете, должна учитывать восемь базовых элементов - требований.

  1. Деятельность на природе является наиболее важным условием объединения в группе ребят, что позволяет испытывать чувства приключения, романтики, уверенности в себе, предоставляет широкие возможности для реализации практических дел.
  2. Игра должна быть использована всегда в детских программах и в любом возрасте как неотъемлемое условие разностороннего развитии личности.
  3. Индивидуальный выбор - непременное условие для раскрытия всего потенциала человека, что крайне важно учитывать при создании детских программ. Ребенок сможет правильно ориентироваться в жизни только тогда, когда под вашим чутким руководством он научится понимать и оценивать свои собственные симпатии и антипатии. Ребята всегда должны иметь возможность для персонального выбора - по каким программам работать, какими тестами проверять свои навыки, выбирать виды работы, игры, систему поощрений, решать самостоятельно финансовые вопросы.
  4. Церемонии и традиции - каждая детская встреча предполагает определенную церемонию открытия и закрытия; традиционно детские встречи-совещания бывают очень короткими, простыми и корректными.
  5. Призыв (клич, девиз) в дружеской манере помогает ребятам настроиться, собраться, взбодриться духом,- он наполнен добротой, верностью, дружбой, задором и непременно должен быть признан обществом.
  6. Практический труд (ручной труд) присутствует в любой программе ребят, он позволяет обучаться всевозможным навыкам и умениям.
  7. Самовыражение - необходимое условие, без которого также немыслимо воспитание личности. Часть мероприятий каждой программы призваны помочь ребенку выработать уверенность в себе и способность к самооценке и общению с другими.
  8. Поощрения - всякая программа должна стимулировать ребенка к достижению успеха. Именно это дает шанс каждому удовлетворить свою потребность быть полезным обществу и в конечном счете позволяет испытывать чувство гордости за самого себя.


Знания приходят с опытом, но при планировании вам надо помнить пять принципиальных положений, с каким бы вы возрастом не работали, какие бы вы программы не составляли; эти своеобразные пять "золотых" правил дидактики заключаются в следующем:

  1. Соблюдение шума, который так естественен для молодых; умело организованные звуковые эффекты позволят избежать беспорядочного шума; дайте ребятам возможность быть счастливыми, держите организованный процесс под контролем до тех пор, пока ребята не насладятся им.
  2. Соблюдения "безопасности", в основе которой лежит принцип "паровоза". Дело в том, что в мальчиках и девочках быстро накапливается энергия, а значит увеличивается давление, и, если вы не выпустите вовремя пир через спасательные клапаны, они могут разрушить все ваши планы.
  3. Соблюдение равновесия - это должно происходить легко, с улыбкой, энтузиазмом, при полном, соответствии настроениям ребят и собственного настроения
  4. Поощрения – очень хорошо, если вы чаще будете говорить детям комплименты, конечно, имея на то основания, это вдохновит их: они будут стараться делать еще лучше. Ребята должны чувствовать себя преуспевающими, испытывать душевный подъем, а не разочарования, которые могут привести к потере интереса.
  5. Эмоции - очень часто вожатые-лидеры заставляют. себя подавлять эмоции и стараются подавить их в детях. Не бойтесь детских эмоций! Помните, что часто дети не выражают словами своего признания, о признании говорит блеск их глаз, а это - лучшая оценка вас и вашей работы, это - залог будущего успеха.


Планирование всегда нацелено на приобретение детьми опыта взаимодействия с: окружающей средой, щедрого духовного потенциала, опыта приключений, предлагающих удовольствие и эмоциональные переживания, и т.д. Другими словами, дайте все для юной любознательной личности. Вам нужно помнить, что все запланированные мероприятия должен пронизывать принцип удовольствия.

Удовольствие - это целый комплекс возможностей, которые необходимо использовать для достижения определенных целей. Движение и удовольствие - именно па это вы ориентируетесь в любом пункте программы, именно эта связка позволяет делать многое, что невозможно сделать никакими другими способами.


Детская программа всегда должна быть очень гибкая! Только тогда она позволит каждому ребенку развиваться в подходящем для него ритме, добиваться успеха на своем поприще и испытывать удовлетворение от достигнутого.

  • Никогда не высказывайте ребятам свои сомнения относительно их возможностей, не спрашивайте их: "Вы умеете это делать или нет?"
  • Организуйте дело таким образом, чтобы эти навыки проявились в их активности.

Истинное гражданство, постижение жизни, радость творчества, успешный результат, испытания и приключения, хорошая программа - это не то, что вы делаете для ребенка, это то, что детская программа делает для вашего подопечного.