Периоды смены

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
Deti01 s.jpg

Периоды смены. Алгоритмы работы вожатого в разные периоды смены.

Жизнедеятельность детей и педагогов в загородном центре осуществляется в трех периодах смены: организационный (оргпериод), основной и заключительный. Планируя свою работу, вожатый должен исходить из задач этих периодов, так как это поможет ему более четко определить, какие же формы работы выбирать в определенной ситуации. Для этого вожатому требуется понимание того, как проходит смена, какова последовательность задач и каким образом решаются задач, стоящих перед ним.


Динамика развития смены

  1. оргпериод, 3 дня - знакомство, привыкание, адаптация.
  2. основной период, который сам по себе делится по мере расширения зоны взаимодействия детей на:
    • отрядный (около 5 дней - в основном отрядные дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. были и общелагерные дела, но упор делался на отрядную работу.),
    • межотрядный (около 5 дней - знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше)
    • лагерный (около 5 дней - большие общелагерные дела, дети уже обычно готовы к участию в таких делах и подготовка к ним проходит намного интереснее и плодотворнее. остается пара межотрядных дел или совместная межотрядная подготовка, а от отрядных дел остаются ежедневные, традиционные действия: итоговые анализы дня, сюрпризные моменты, организационные мероприятия
  3. завершающий период, 2-3 дня, когда есть итоговое дело, логическое завершение концепции смены, подарки, время для подведения итогов.

При такой конфигурации развитие смены идет по нарастающей, параллельно с расширением зоны интереса детей. у каких-то детей зона развития будет опережать периоды - но это только в плюс: задействуя таких детей на общелагерные советы и ответственные поручения и мероприятия, автоматически получаешь помощников в работе, загрузку этих активных детей, и спокойное и предсказуемое развитие отряда в целом.

Каждый из периодов смены должен рассматриваться на трех уровнях: !!!!

  1. что происходит с отдельным ребенком;
  2. какие процессы происходят с отрядом в целом, как с основной структурной единицей педагогического процесса (при этом мы рассматриваем временное детское объединение как важное условие развития личности ребенка);
  3. каковы особенности периода, определяемые этапом реализации содержания программы.


Организационный период

A 5e5b6f59.jpg
A b12a802.jpg
A 1e4e3f81.jpg
A 08391eb9.jpg
A a2f1c37b.jpg
A d61b71d5.jpg
CHILDREN2.jpg
Theme-camp-2.jpg
Dol1.jpg

Основная цель этого периода — адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря. Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя.


Задачи:

  • Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;
  • Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;
  • Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;
  • Определение места (статуса) в коллективе;
  • Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;
  • Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
  • Формирование групповых норм, ценностей и традиций.


Предлагаемые формы работы:

  • Игры на знакомство;
  • Экскурсия по лагерю;
  • Игра на территории «Шифровка»;
  • КТД;
  • Формы работы с группами переменного состава;
  • Выбор названия и других отличительных особенностей отряда;
  • Установление традиций в отряде.


Уровень отряд-ребенок:

  • преодоление стресса от смены обстановки
  • организация группировок, распределение в них ролей
  • принятие законов, существования отряда (правила поведения, этические нормы, взаимоотношений дети - вожатый)
  • вхождение в состояние успеха
  • сплочение отряда, осознание коллективом себя
  • срыв отряда (попытка оспорить коллективом, осознавшим себя, роли вожатого и законов существования отряда)
  • преодоление срыва отряда (подтверждение роли вожатого и законов)


Уровень вожатый:

  • формулирование задач и методов их решений
  • формулирование этических норм существования в отряде и лагере
  • подтверждение собственной успешности и введение напарника в состояние успеха
  • позиционирование вожатого
  • оценка приехавших детей
  • анализ складывающихся в отряде группировок, выстраивание отношений с ними
  • формулирование законов существования в отряде и этических норм
  • ввод отряда в состояние успеха
  • подтверждение позиционирования вожатого, подтверждение законов и этических норм
  • отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда)
  • преодоление срыва отряда


Советы вожатому:

  • до сбора нужно часто сменять временных командиров (это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров);
  • лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;
  • индивидуальные беседы проводите только наедине;
  • больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;
  • больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;
  • трудную работу — лучшим;
  • название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;
  • дисциплина — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому, особенно в оргпериод, требуйте, чтобы чётко выполнялись все законы, нормы, режим дня, санитарно-гигиенические правила.

Основной вид деятельности вожатого:

  • Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива исходит от вас. Показываю себя, сотрудников лагеря


Пик трудности:

  • 3–4-й день смены связан с процессом адаптации к новым условиям и новым видам деятельности. Необходимо снять напряжение, улучшить настроение детей

Адаптация детей имеет два аспекта: психологическая адаптация и биологическая.

Также, стадии адаптации:

  1. Тревога: организм ребенка реально в панике, он приспосабливается к нов условиям.
  2. Сопротивляемость организма. Внешне все выглядит как обычно, но происходит втягивание ресурсов, энергии ребенка
  3. Истощение, это когда адаптация прошла совсем плохо :( Но такое редко встречается... :)


Отрядная работа:

  • Огонёк знакомства, игры, оргсбор, тематические беседы, турниры, конкурсы, оборудование отрядного места...


Оргпериод - это период адаптации. Он включает в себя заезд в лагерь, знакомство с новым окружением, с предстоящей деятельностью.

Оргпериод – это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод – это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».

В этот период только формируется актив отряда, происходит выявление лидеров, распределение ролей. Поэтому основные функции пока придется взять на себя вожатому. Поскольку основные механизмы работы отряда еще не сформированы, необходимо постоянно контролировать все этапы деятельности отряда, не пускать все на самотек, всегда находиться рядом.

В оргпериод необходимо ориентироваться на отрядную (внутриотрядную) деятельность, формирование отряда, как сплоченного коллектива, готового и способного эффективно работать.

Хорошо если в первые дни после заезда организуются мероприятия информационно-рекреативного характера, не требующие напряжения сил и особых способностей. В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам, которые всегда доставляют ребенку радость, несут определенную смысловую нагрузку и не удручают своим однообразием.

Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам. Если не будет плана — будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке вместе с напарником накануне смены, не страшно, если план будет меняться в зависимости от ситуации. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно.


Показатели успешной работы.

  1. Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения, выработаны законы жизни, составлен план.
  2. Все знают имена друг друга.
  3. Знают территорию.
  4. Обеспечена узнаваемость отряда.
  5. Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят.
  6. Принятие норм и правил жизни, налажен быт.
  7. Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах.


Результатом прохождения оргпериода является сложившийся коллектив, принявший законы существования в условиях лагеря, с принятым отрядом комплексом этических установок (что круто- что «отстой»), комфортной для ребенка психологической атмосферой. Все это формирует своеобразный «туннель реальности» в рамках которого, Лагерь- отличное место, то что мы делаем – это здорово, для нас нет слов «трудно», «я не буду, не хочу», «круто» быть творческим и ярким, здесь я могу получить то, что не получу нигде (перспективы личностного роста), выполнение правил поведения – условие существования «нашего отличного мира» и т.д.


см. также:

Основной период смены

Fest1.jpg
Napliage.jpg
12-06-3.gif
X 4cf9d50d.jpg
Sadfghjm.jpg
090611084953.jpg
090611085309.jpg
Detim.jpg

Задачи:

  • Моделирование ситуации успеха;
  • Предоставление свободы выбора;
  • Создание положительного эмоционального настроя;
  • Создание условий для активности ребенка;
  • Поддержание положительного эмоционального настроя;
  • Организация взаимодействия;
  • Поддержание групповых норм.


Основной период делится в свою очередь на два этапа, до экватора(середины смены) и после, на каждом из которых решаются определённые задачи.

Задачи первого этапа основного периода:

  • создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно-нравственного потенциала;
  • развернуть деятельность клубов и кружков, которые соответствуют интересам и запросам ребёнка;
  • создать условия для работы органов соуправления;
  • корректировать нормы общения, поведения, отношений.

На втором этапе основного периода задачи следующие:

  • организовать коллективно-творческую деятельность;
  • создать условия для полноценного функционирования органов детского соуправления;
  • показать знания, умения, навыки, полученные на занятиях кружков или клубных объединений;
  • корректируются межличностные и коллективные отношения.


Предлагаемые формы работы:

  • Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников;
  • Совместное планирование, проведение дел;
  • Организация равноправного диалога с детьми;
  • Совместное обсуждение возникающих проблем.


Уровень вожатый:

  • поддержание «туннеля реальности»
  • решение личностных проблем ребенка
  • решение задач его личностного роста
  • подтверждение этических установок, заданных в отряде
  • поддержание вожатых в состоянии успеха
  • формирование у родителей позитивного мнения о отряде, лагере и нашей работе

Основной вид деятельности вожатого:

  • Отрядные, межотрядные и общие дела. Старайтесь почаще уйти в сторону, не берите на себя всю ответственность, как в организационный период

Пик трудности:

  • На 13–14-й день смены. Это «пик привыкания», время, когда ребята привыкли ко всему: к вам, совместной жизни, режиму, делам, лагерю

Отрядная работа:

  • Вечерние мероприятия, спортивные, ролевые, деловые игры, прогулки в лес, творческие конкурсы...


На уровне лагеря возможно использование пятидневок.

Логика пятидневки

  • 1 день – организационный (постановка задач, составление плана конкретных дел, отбор участников и организаторов, диагностика мотивов и способностей детей).
  • 2 день – учебный (беседы, комплексные практические работы, детские игры, работа мастерских, секций, кружков, отрядные дела).
  • 3 день – развитие творчества (конкурсы, работа площадок, сюжетно-ролевые игры, отрядные дела, диагностика уровня полученных знаний и т.д.).
  • 4 день – подготовка и проведение ключевого дела.
  • 5 день – итоги: конкурсы, смотры.


Основной период, сам по себе делится по мере расширения зоны взаимодействия детей на

  • отрядный (около 5 дней - в основном отрядные дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. Встречаются также общелагерные дела, но упор делается на отрядную работу.),
  • межотрядный (около 5 дней - знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше) и
  • лагерный (около 5 дней - большие общелагерные дела, дети уже обычно готовы к участию в таких делах и подготовка к ним проходит намного интереснее и плодотворнее. остается пара межотрядных дел или совместная межотрядная подготовка, а от отрядных дел остаются ежедневные, традиционные действия: итоговые огоньки, сюрпризные моменты, организационные мероприятия.).

В середине периода (экваторе) когда дети вроде как уже привыкли ко всему, нужна маленькая "встряска" –какое-нибудь шумное общелагерное мероприятие.


Основной период - это период активной деятельности, реализации целей и задач смены. Отряд уже сформирован, основные обязанности распределены, налажен быт и ребята готовы к тому, чтобы расширять свои возможности и контакты.

На этом этапе можно переходить к межотрядным и общелагерным мероприятиям (не забывая, конечно, о своем отряде надолго). В этот период происходит активное усвоение знаний и накопление опыта ребятами. Постепенно роль вожатого становится менее значимой, некоторые обязанности он может делегировать, назначать ответственных.


Показатели успешной работы.

  1. Способность к оценке деятельности и самооценке.
  2. Достаточно много лидеров.
  3. Не должно быть замкнутых групп.
  4. Четкая организационная работа в отряде наравне с вожатыми.


см также:

Заключительный (итоговый) период смены

A 6ea151e8.jpg
X 0080617dm.jpg
A ffdf3f65.jpg
A 1fe3117.jpg
Og 10 sm.jpg

Подведение итогов прожитой смены, реадаптация детей к возвращению домой.

Вожатый в это время - работает по намеченному ранее плану; привлекает к коллективным делам каждого ребёнка; продумывает программу прощального вечера.

Задачи:

  • Организация подведения итогов смены;
  • Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т. д.);
  • Реализация вышеперечисленных знаний и умений;
  • Организация личной рефлексии;
  • Организация групповой рефлексии.


Предлагаемые формы работы:

  • Формы подведения итогов смены: вечерний разговор «Расскажи мне обо мне»; забор; награждение;
  • Выставки творческих работ;
  • Фестивали, гала-концерты (награждение по различным творческим номинациям).


Уровень вожатый:

  • психологическая подготовка ребенка к завершению смены
  • завершение образа отряда (создание образа «это лучшее лето в моей жизни»)
  • вывод отряда на состояние отъезда (комплекс мероприятий «расстаемся друзья, чтобы встретится вновь»)
  • подготовка, остающихся на следующую смену, к вхождению в новый отряд
  • отъезд

Основной вид деятельности вожатого:

  • Пожинание «плодов» организованной работы

Пик трудности:

  • За 2–3 дня до отъезда. «Пик усталости». Постарайтесь улучшить настроение детей

Отрядная работа:

  • Конкурсы творческих дел, прощальный отрядный огонёк...


Итоговый период - это период подведения итогов смены. Ребята активно применяют полученные знания, умения и навыки.

Наибольшим успехом пользуются общелагерные дела, в том числе и организационно сложные, наряду с этим возрастает потребность во внутриотрядном общении. Роль вожатого становится второстепенной, многие задания ребята могут выполнять самостоятельно, но все-таки исполнение необходимо контролировать.

Дети чувствуют отъезд задолго до окончания смены. Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительность, нельзя расслабляться («ну вот уже и конец!»), нужно быть предельно внимательными. Чувствуя приближение отъезда, ребята начинают нарушать правила, если вожатые ослабляют требовательность, стараются увеличить объем «свободы». Поэтому программу последних дней необходимо сделать максимально насыщенной, так чтобы не оставалось ни минуты свободного времени на то, чтобы «оставить о себе память» или настроиться на горечь расставания с отрядом.

Важно провести анализ смены, накопленного опыта и поставить задачи на дальнейшую самореализацию.


Показатели успешной работы.

  1. Уверенность в своих силах.
  2. Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.
  3. Есть тенденция к творческому отношению к делам.
  4. Организационная структура срабатывает и в отсутствие вожатого.


см также:

Общие рекомендации

При такой конфигурации развитие смены идет по нарастающей, параллельно с расширением зоны интереса детей. У каких-то детей зона развития будет опережать периоды - но это только в плюс: задействуя таких детей на общелагерные советы и ответственные поручения и мероприятия, автоматически получаешь помощников в работе, загрузку этих активных детей, и спокойное и предсказуемое развитие отряда в целом.


Таким образом, вожатый, планируя и осуществляя свою деятельность, должен учитывать задачи, которые обозначены в каждом из периодов смен. Это будет способствовать наибольшей свободе выбора сферы деятельности подростком, а следовательно и эффективному социальному становлению его личности.

Также, строя свою работу, можно опираться на алгоритм включения подростков в многообразие форм предлагаемой деятельности для того, чтобы создать условия для проявления социальной активности подростков.


Camp11.jpg

Предлагаемый перечень умений вожатого, необходимых в течение всей смены:

  • Установление и удержание контакта «вожатый— ребенок», «вожатый — коллектив»;
  • Решение проблемы замкнутости отдельных подростков, их недоверия к взрослым;
  • Распределение внимания каждому ребенку;
  • Умение вовремя заметить, что ребенку необходима помощь и поддержка вожатого;
  • Управление конфликтными ситуациями;
  • Умение увлечь детей делом за короткий срок;
  • Бесконфликтное решение проблемы дисциплины;


Предлагаемый алгоритм работы вожатого в течение всей смены:.

  • ознакомление — включает в себя систему познавательных (викторины, дискуссии, лекции, диспуты, тематические беседы, экскурсии, массовые игры по станциям), развивающих (коллективные творческие дела, труд, спорт), тренинговых (сюжетно-ролевые, коммуникационные игры, игры на взаимодействие, межотрядные игры, тренинги общения) форм работы.
  • привлечение — включает в себя организацию различных конкурсов (конкурс актерского мастерства, прикладного творчества, игр-аттракционов), создание (разработка) мастерских: прикладных (оригами, лепка, различные техники рисунка, аппликация и т. п.), творческих (театральная, песенная, игровая), организация игр на местности, проведение тематических и итоговых огоньков.
  • погружение — включает в себя создание системы соуправления, организацию системы чередования творческих поручений (ЧТП), проведение занятий, направленных на познание детьми самих себя (тренинги, тестирование, релаксации), проведение различных ток-шоу, проблемных мастерских, мастер-классов творческих коллективов, организацию клубов по интересам, тематических и творческих вечеров, развлекательных мероприятий (дискотеки, просмотр кинофильмов, шоу-программы, праздники).
  • закрепление — включает в себя проведение фестивалей творчества, гала-концертов, привлечение к участию в мероприятиях известных людей, выставку творческих работ, награждение отличившихся отрядов и детей (система личностного роста).
  • передача опыта — включает создание условий для реализации ребенком своего творческого, духовного, интеллектуального потенциала — ребенок ставится в активную позицию, позицию организатора деятельности для других (КТД, конкурсы, викторины и т. п.)


В деятельности загородного центра, направленной на социальное становление личности ребенка, особое внимание должно уделяться такому методу, как игре. В детстве, в детском коллективе через игру познается окружающий мир, строится нравственный мировоззренческий образ всей будущей жизни. сотни тысяч, а возможно и миллионы, различных игр придумало за свою многовековую историю человечество. И лишь недавно слово «игра» перестало ассоциироваться только с развлекательностью, и как равноправное слагаемое вошло во многие серьезные словосочетания. Математические, развивающие, компьютерные, познавательные, деловые игры стали тем видом деятельности, который направлен на развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом.

В игре развивается умение принимать решение, ориентироваться в быстроменяющейся обстановке. Игра сплачивает детский коллектив, включая в активную деятельность ребят замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети и подростки приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей выступает пробой собственных сил, и только в играх педагог, воспитатель лучше узнает своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. Игра зачастую выступает регулятором в развитии групповых и индивидуальных взаимоотношений, позволяя утвердить нормы взаимоотношений.

Особый смысл в деятельности загородных центров приобретают коллективные дела. Здесь выбор дел происходит в весьма свободной манере, без заранее навязанной программы — их ребята называют сами. Исходя из собственных интересов и желаний самореализоваться. Свобода выбора создает атмосферу нерегламентированного поиска поведения каждого члена отряда. Коллективные дела в рамках отряда — это не только момент самореализации, но и форма самоконтроля, самокоррекции, самоощущения.

Столь же важной для загородного центра является ролевая игра. Ведь ни в учебной работе, ни в семейной ситуации, ни в общественном месте дети не могут идентифицироваться в полной мере с объектом своего интереса. Здесь это не только допускается, но и является обязательным условием свободы самовыражения, самореализации, полного освобождения от привычного стереотипа.

Cюжетно-ролевая игра имеет значение для развития способности к эмпатии. Наиболее ценными и привлекательными качествами сюжетно-ролевой игры является гибкость и пластичность, благодаря которым создаются возможности для участия в ней детей самого разного возраста.

Когда сюжетно-ролевая игра используется педагогами с целью развития эмпатии, в задачу взрослых входит создание соответствующих условий для более откровенного проявления своих чувств детьми. Играя роль другого, и в то же время выражая свои собственные чувства, дети учатся сопереживать, проникаться чувствами тех, кого изображают.

Как показывает практика, почти все дети с энтузиазмом принимают участие в сюжетно-ролевой игре. Она является, по существу, школой эмоций, доступной для всех детей.


Для построения сюжетно-ролевой игры определим следующие принципы:

  • Прежде, чем приступить к обучению детей стратегии решения проблем, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные умения.
  • Новые понятия должны вводиться в контексте знакомого содержания.
  • Содержание программы игры должно отражать межличностные, а не предметные отношения.
  • В центре внимания должно быть овладение общепринятыми гуманистическими понятиями в межличностных отношениях.
  • Следует формировать привычку искать решения, учитывая его потенциальные последствия, а не только абсолютные достоинства.
  • Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решения проблемы.

Задачи, которые ложатся в основу сюжетно-ролевой игры, сформулированы так:

  • научить детей анализировать мысли и чувства как свои собственные, так и других людей;
  • научить детей с пониманием относиться к индивидуальным особенностям и различиям между людьми;
  • развивать способности детей справляться с межличностными проблемами путем овладения следующими умениями:
    • выделять проблемы,
    • сформулировать альтернативные решения,
    • предвидеть возможные последствия каждой из альтернатив (для всех участвующих лиц);
  • прививать детям привычку внимательного и бережного отношения к другим людям.

Исходя из многообразия различных видов и форм деятельности в загородном центре, можно сделать вывод, что у ребенка в данной ситуации есть возможность попробовать себя во всех сферах этой деятельности, исходя из своих потребностей и возможностей и, оценив свои результаты в этих сферах деятельности, выбрать для себя приоритетные.

Виды деятельности

  • Интеллектуальная (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: учеба, проблемные мастерские, лаборатории, проектировочная деятельность, ежедневная рефлексия, викторины, дискуссии, диспуты.)
  • Практическая (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: профессионально-творческая работа, спорт, туризм, труд, шефская работа, кружки.)
  • Художественная (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: прикладные мастерские, музыка, театр, живопись, импровизация.)
  • Спортивно-оздоровительная (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: купание, прогулки, спорт, туризм.)
  • Досуговая (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: игровые формы творческого развития, отдых, самообразование, саморазвитие, развлечения, праздники, творчество.)

Обращаясь к теоретическому материалу, не трудно заметить, что учет социально-психологических свойств детей в загородном центре, их быструю восприимчивость к новому, интересному, способность полностью отдаваться делу приводит к самому главному выводу — необходимо помочь им выбрать правильно и полно виды деятельности, чтобы проявить свою активность в выборе форм досуга, способствующих решению определенных детских проблем, развивать свои творческие способности, приобрести опыт коммуникативного поведения в досуге.

Происходит это на основе грамотного объединения детей в досуговые общности, выделения групп, организующих свое досуговое поведение не похожее на то, что делается в других группах (отрядах, коллективах), но в то же время объединенных единой целью и направленностью на различную творческую деятельность.


Динамика смены

. Организационный период

(3-4 дня)

Основной период

(14 дней)

Заключительный период

(1-3 дня)

Характеристика Поведение ребенка: для фазы ориентации слабые количественные связи, эмоциональный всплеск, резкий спад Более крепкие связи; атмосфера самовыражения; эмоциональная стабильность, проблемное поведение детей; Потребность в расширении количественных связей (межотрядных), фаза расставания, нестабильность.
Педагогические задачи Знакомство; создание психологически безопасной атмосферы; формирование ценностей и правил; создание отряда; поддержание позитивного эмоционального подъема; Введение дополнительных состязаний (учеба, труд); создание условий для индивидуального развития, возможность выбора активности; рефлексия, раскачивание эмоциональной прямой; Создание условий для конструктивного расставания, общелагерного взаимодействия; подведение личных и командных итогов; анализ всей смены; эмоциональная стабилизация;
Преобладающая деятельность Коллективно-отрядная; минимум соревновательности; участвует весь отряд; нет конкурса; 1) индивидуальная деятельность; 2) групповая; временные группы по интересам; 3) командные первенства; 4) личные первенства; 5) конкурсы групп;


Коллективно-общелагерная; групповая; мотивация дружбы; без конкурса. Количество свободного времени в день.
0.5 - 1 ч.;
1.5 - 2 ч., для того, что бы поделиться впечатлениями;
1-1.5 ч.,
Примеры общественных активностей Испытание отрядов игровыми шоу; акция «Мы здесь живем», ажиотаж; Стартин; Кубок вызова; фестиваль искусств; акция «Мы строим город»; «Зарница», «Олимпийские игры», ярмарки; упражнения на проектную деятельность. Игры детей против взрослых; Обнималки; прощальный концерт; прощальные ритуалы; экспресс газета;


Вожатые в лагере работают в определенной последовательности, но в сжатые сроки. На первом этапе, в оргпериод и период планирования, поощряя детей к совместной деятельности и организации первых дней, вожатый является наглядным примером самостоятельности. Он объясняет логику планирования изменения и дня, правила работы с отрядом, опираясь на потребности и возрастные особенности воспитанников. Самое главное, личным примером течение дня демонстрирует, как правильно распределять время, поручения; когда просить, а когда приказывать. На этом этапе вожатые оказывают непосредственную помощь воспитанникам.

На втором этапе, все вместе отрабатывают лучшие способы деятельности, самостоятельной работы при этом опираются на собственный опыт и советы воспитателя. Важнее всего, что вожатый оказывает помощь опосредованно.

На третьем этапе, коллективу детей предоставляется полная самостоятельность. Пристроившись для работы где-то рядом с детьми, вожатый пристально наблюдает за тем, что в них происходит, замечает для себя, что удается у воспитанников, а что - нет. Он пока не вмешивается, даже если очень хочет помочь, ободрить, поощрить. В это время вожатый занимает определенную позицию: он наблюдает, размышляет, оценивает, готовиться к вечернему анализу дня. Акцент делается на самостоятельном анализе, индивидуальном и коллективном осознании опыта. По результатам деятельности воспитанников можно сделать вывод о том, насколько качественно проведена работа, уровень сплоченности и самостоятельности коллектива.

Наличие двух вожатых в отряде позволяет распределять между ними обязанности в день, при этом имеет место детское соуправления, инициатива. Кроме того, отдельные дела в отряде вожатые распределяют между собой в зависимости от своих склонностей и индивидуальных способностей.


Все перечисленное, является стандартным комплексом задач, которые необходимо решать при работе с отрядом. Эти задачи решаются любым вожатым, на любом отряде, и не зависят от тематики смены и мероприятий, проводимых в лагере и отряде. Таким образом данная методика позволит обратиться к непосредственно ребенку с тем, чтобы он правильно определил свое место в системе социальных отношений с окружающими.


Итак, еще раз кратко по задачам.

ОРГ. ПЕРИОД

Задача:

  1. Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;
  2. Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;
  3. Диагностика интересов, склонностей, ценностных ориентации, выявление лидеров, аутсайдеров.
  4. Определение места (статуса) в коллективе;
  5. Формирование чувства "Мы" (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
  6. Формирование групповых норм, ценностей и традиций
  7. Создание благоприятного, эмоционального настроя
  8. Предъявление единых педагогических требований к режиму дня и дисциплине;
  9. Ознакомление с содержанием смены, корректировка плана работы с учетом предложений и пожеланий ребят.


ОСНОВНОЙ ПЕРИОД

Задача:

  1. Моделирование ситуации успеха;
  2. Предоставление свободы выбора видов и форм деятельности;
  3. Создание положительного эмоционального настроя;
  4. Создание условий для проявления активности ребенка;
  5. Поддержание положительного эмоционального настроя;
  6. Организация взаимодействия;
  7. Поддержание групповых норм.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Задача:

  1. Подведение итогов смены;
  2. Закрепление приобретенных знаний и умений
  3. Организация личной рефлексии;
  4. Организация групповой рефлексии.




X e440bbfem.jpg

Смотреть также

  1. Логика лагерной смены
  2. Логика смены в ДСОЛ
  3. Динамика развития лагерной смены
  4. Что такое смена
  5. Периоды взаимоотношений вожатого в отряде
  6. Логика программы детского лагеря
  7. Подготовительный период
  8. Логика смены
  9. Психологический климат смены
  10. Структура и построение смены
  11. Процессы адаптации детей в лагере


Дополнительно

  1. Педагогический мониторинг в детском оздоровительном лагере
  2. Логика развития смены
  3. Динамика лагерной смены
  4. Поэтапная организация смены в детском лагере
  5. Примерный алгоритм развития лагерной смены
  6. Периодизация летней смены