Сенсорная типология
Для того, чтобы добиться уважения и привязанности детей, вожатому мало быть весёлым и жизнерадостным, организовывая для детей различные игры, нужно сознательно уделять внимание каждому ребёнку, всем посочувствовать, искренне хвалить и никогда огульно не критиковать.
Дети воспринимают информацию по 3 основным каналам:
- - визуальный (самый быстродействующий);
- - аудиальный;
- - кинестетический (ощущения), вкус, обоняние, осязание, положение тела в пространстве (сидя, лёжа, оперевшись).
Вожатый может иметь их в виду, желая чёткого усвоения информации детьми.
Репрезинтативные системы (преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира):
- визуальная — опирающаяся, в основном, на зрительные образы;
- аудиальная — опирающаяся, в основном, на слуховой канал информации;
- аудиально-тональная — выделяющая, в первую очередь, звуки и тональные последовательности;
- аудиально-дигитальная — выделяющая символы (слова);
- кинестетическая — опирающаяся, в основном, на обонятельный-осязательный канал информации.
- дискретная (дигитальная) — опирающаяся на субъективно-логическое осмысление человеком сигналов, полученных по трем вышеперечисленным каналам ((Digital – цифровой) – мышление, понятия; не ощущение тепла, а понятие –тепло; описание тепла).
Кроме этого существуют олфакторная (обоняние) и густаторная (вкус) и прочие специфические системы, однако они очень слабо распространены.
Есть мнение, что дискретная (дигитальная) не должна рассматриваться в качестве изначального сенсорного канала, так как она подразумевает, что входящие сигналы уже прошли первичную обработку.
По этим репрезинтативным системам можно разделить детей в лагере на 4 типа,
по их доминируюшей репрезинтативной системе.
I – Визуал – В речи ребёнка присутствуют слова: яркий, видеть, взгляд; т. е. слова, относящиеся к зрению.
У ребёнка зрение и слух составляют как бы одну систему, т. е. слушает вожатого, смотря на него. Если не видит, то и не слышит. Говорить сзади, в бок – в пустую.
Визуал – хороший рассказчик. Рассказывает, глядя на мысленную картинку. Ключевое слово – КРАСИВО.
Чтоб ему понравилось то, что говорит вожатый, нужно сделать объект рассказа симпатичным, подчёркивая внешнюю красоту.
Ребёнку нужно показывать рисунки, фотографии походов и экскурсий, чтобы привлечь его участвовать, жестикулируя, определяя размеры того, о чём говорит вожатый (вот такая высокая гора, а сверху такой КРАСИВЫЙ вид – облака, лес и др.).
Девиз визуала – Посмотреть, чтобы услышать.
II – Кинестетик – охватывает чувства, ощущения. В речи ребёнка присутствуют слова: чувствую, тёплый, прозрачный, спокойный …
Любят быть близко к собеседнику, могут прикасаться во время общения. Ключевое слово – УДОБНО. Девиз кинестетика – Прикоснуться, чтобы почувствовать.
III – Аудиал — В речи слова, связанные со слухом: громкий, послышалось, звучит, ритмичный…
Дистанция небольшая, но избегает прикосновений. Такие дети любят сами говорить, но не как визуалы.
Они пересказывают ситуацию как диалог (она сказала это, он сказал то). Ключевое слово – ГАРМОНИЧНО, чтобы звучало.
Слушает, смотря в сторону. Ему мешает зрение, поэтому глаза переводит мимо собеседника. Девиз аудиала – Чтобы услышать – не смотреть.
IV – Дигитал (человек-компьютер). В речи слова: разумный, логично, знаю, понимаю (говорит, но не чувствует этого).
Дигитал – производное от кинестетика. Ребёнок воспринимает содержание того, о чём говорится, ориентирован на смысл, важность, функциональность. (Я поел чеснок после того, как узнал, что он полезен).
Держится на расстоянии, не жестикулирует. Ключевое слово – ФУНКЦИОНАЛЬНО.
Девиз дигитала: Без зрительного контакта я понимаю что вы говорите (аудиал), чувствуете (кинестетик), показываете (визуал).
Чтоб увлечь ребёнка, нужно представить что-либо в выгодном для него свете.
- Визуалу – красочные фотографии, картинки лагеря или похода, конкурсов…
- Кинестетику – прикоснуться к чему-либо, связанному с объектом.
- Аудиалу – рассказывать с выражением, обращая внимание на бесшумность или на звуки: журчание речки, стрекот кузнечика, трели птиц …
- Дигиталу – говорить строго по делу.
Для того, чтобы повысить уровень доверия необходимо (по возможности) использовать специфические слова, присущие каждому типу. Для этого нужно прислушаться, присмотреться к отдыхающему ребёнку.
Главное – ребёнок чувствует фальшь, и если его один раз обманули, то потом вернуть доверие крайне трудно. Вожатому необходимо быть искренним, честным с самим собой, тогда он без притворства сможет добиться доверия детей в своём отряде.
Смотреть также
- Магия прикосновения
- Два приема составления метафор
- Развитие образного мышления
- Три группы сенсорных слов
- Эмоциональный интеллект
- «Цветные» дети
- Дети Индиго
Дополнительно