Два приема составления метафор
Красиво говорить не запретишь — тому, кто умеет.
Многие считают, что данное умение зависит только от врожденных способностей. А можно ли научиться (и научить!) говорить красиво? Мы утверждаем, что можно!
Итак, детский сад, а может быть рекламное бюро, не все ли равно... Учиться-то надо всем! Давайте попробуем украсить свою речь метафорами. Для этого научимся их изобретать!
Если рассматривать метафору как «перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего для обеих составляющих» (Советский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 794), надо:
взять объект и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим.
Например: дождь капает (льет или течет) как что? Может быть, как капель или водопад... Все зависит от задач говорящего! Детям почему-то нравится сравнение со слезами. Получается: «Дождь течет, как слезы». Красиво? Нет предела совершенству — возьмем и усилим оборот! Дождь идет откуда? Из туч, с неба...
соединить сравнение с местом происходящего.
Вот вам и первый прием составления метафор!
Но что же с нашим дождем? А он уже не просто дождь, а «слезы неба», или «водопад туч», или «капель небосклона».
Давайте потренируемся.
Возьмем близлежащие (стоящие, висящие) предметы и вместо унылых слов типа «...а не пора ли включить свет?» скажем: «Зажжем-ка потолочное солнце!» (люстра светит, как солнце; люстра где находится? — под потолком; результат: люстра — это «потолочное солнце»).
Или вместо обычной фразы: «Достань-ка из холодильника мороженое!» скажем: «Пусть отдаст домашний айсберг частицу своего вкусного холода...» (холодильник — ледяной, как айсберг; холодильник где находится? — в доме; метафоры: холодильник — «домашний айсберг», мороженое — «вкусный холод»).
Благодаря этому приему можно получить и «луговое солнце» (одуванчик), и «тротуарное зеркало» (лужа) — так составляют метафоры дети 6—7 лет.
А вот фразы, прозвучавшие на тренинге начинающих осваивать этот прием педагогов.
- «После дождя появилось небесное семицветие» (радуга).
- «Путников окутала сметанность воздуха» (туман).
- «Приятно вечером освежать лицо прохладой утреннего тумана» (крем).
- «С частокола крыш медленно капали слезы» (сосульки).
Понравилось? Тогда продолжим и отработаем второй прием составления метафор. Теперь объектом будет «кофе».
Выделим его основное свойство — «темный» (черный, крепкий, густой или еще какой-то).
Переведем прилагательное в существительное и сравним с другим предметом, где выявленное свойство ярко выражено, например: «чернота, как ночью» или «темнота, как во сне».
Получаем: кофе — «чернота ночи». А если метафору вставить в текст, получится: «По утрам я пью черноту ночи».
И опять тренинг.
«В ушах у Золушки — блеск инея или сияние звезд» (сережки — блестят — блеск, как у чего еще? — как у инея; метафора: сережки — «блеск инея»).
«Папа держит в руках новости дня» (газета — новая — новость, бывает днем; метафора: газета — «новость дня»).
«Мама повесила на окно пестроту полянки» (занавеска — пестрая — пестрота, как у поляны; метафора: занавеска — это «пестрота полянки»).
Второй прием позволяет детям сказать: глаза — «звезды лица», тюль — «облако окна» или «кружева зимы».
А как заманчиво звучит фраза: «Пить желтизну солнца (апельсиновый сок) и закусывать мягкостью поля (хлебом)»!
Объединение этих двух приемов позволяет шестилеткам создавать такие фразы:
- «Темнота неба осыпала детей колючестью зимы».
- «Веточки окутывала пушистость мороза» (вместо «шел снег» и «деревья в инее» в описании картины «Зимние забавы» Катей К.).
- «Пушистые комочки раскатились по небесному зеркалу» (Максим Т., картина «Золотая осень»).
- «Девочка боялась сверкания небесных глаз во время дождя» (Наташа К., картина «Гроза»).
Эти и другие метафоры придумали дети 5—7 лет. А вам слабо?