Сенсорная типология

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
0 23996 c2e4ade5 Lm.jpg

Для того, чтобы добиться уважения и привязанности детей, вожатому мало быть весёлым и жизнерадостным, организовывая для детей различные игры, нужно сознательно уделять внимание каждому ребёнку, всем посочувствовать, искренне хвалить и никогда огульно не критиковать.

Дети воспринимают информацию по 3 основным каналам:

  1. - визуальный (самый быстродействующий);
  2. - аудиальный;
  3. - кинестетический (ощущения), вкус, обоняние, осязание, положение тела в пространстве (сидя, лёжа, оперевшись).

Вожатый может иметь их в виду, желая чёткого усвоения информации детьми.

Репрезинтативные системы (преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира):

  • визуальная — опирающаяся, в основном, на зрительные образы;
  • аудиальная — опирающаяся, в основном, на слуховой канал информации;
    • аудиально-тональная — выделяющая, в первую очередь, звуки и тональные последовательности;
    • аудиально-дигитальная — выделяющая символы (слова);
  • кинестетическая — опирающаяся, в основном, на обонятельный-осязательный канал информации.
  • дискретная (дигитальная) — опирающаяся на субъективно-логическое осмысление человеком сигналов, полученных по трем вышеперечисленным каналам ((Digital – цифровой) – мышление, понятия; не ощущение тепла, а понятие –тепло; описание тепла).

Кроме этого существуют олфакторная (обоняние) и густаторная (вкус) и прочие специфические системы, однако они очень слабо распространены.

Есть мнение, что дискретная (дигитальная) не должна рассматриваться в качестве изначального сенсорного канала, так как она подразумевает, что входящие сигналы уже прошли первичную обработку.


По этим репрезинтативным системам можно разделить детей в лагере на 4 типа, по их доминируюшей репрезинтативной системе.


I – Визуал – В речи ребёнка присутствуют слова: яркий, видеть, взгляд; т. е. слова, относящиеся к зрению.

У ребёнка зрение и слух составляют как бы одну систему, т. е. слушает вожатого, смотря на него. Если не видит, то и не слышит. Говорить сзади, в бок – в пустую.

Визуал – хороший рассказчик. Рассказывает, глядя на мысленную картинку. Ключевое слово – КРАСИВО.

Чтоб ему понравилось то, что говорит вожатый, нужно сделать объект рассказа симпатичным, подчёркивая внешнюю красоту.

Ребёнку нужно показывать рисунки, фотографии походов и экскурсий, чтобы привлечь его участвовать, жестикулируя, определяя размеры того, о чём говорит вожатый (вот такая высокая гора, а сверху такой КРАСИВЫЙ вид – облака, лес и др.).

Девиз визуала – Посмотреть, чтобы услышать.


II – Кинестетик – охватывает чувства, ощущения. В речи ребёнка присутствуют слова: чувствую, тёплый, прозрачный, спокойный …

Любят быть близко к собеседнику, могут прикасаться во время общения. Ключевое слово – УДОБНО. Девиз кинестетика – Прикоснуться, чтобы почувствовать.


III – Аудиал — В речи слова, связанные со слухом: громкий, послышалось, звучит, ритмичный… Дистанция небольшая, но избегает прикосновений. Такие дети любят сами говорить, но не как визуалы.

Они пересказывают ситуацию как диалог (она сказала это, он сказал то). Ключевое слово – ГАРМОНИЧНО, чтобы звучало.

Слушает, смотря в сторону. Ему мешает зрение, поэтому глаза переводит мимо собеседника. Девиз аудиала – Чтобы услышать – не смотреть.


IV – Дигитал (человек-компьютер). В речи слова: разумный, логично, знаю, понимаю (говорит, но не чувствует этого).

Дигитал – производное от кинестетика. Ребёнок воспринимает содержание того, о чём говорится, ориентирован на смысл, важность, функциональность. (Я поел чеснок после того, как узнал, что он полезен).

Держится на расстоянии, не жестикулирует. Ключевое слово – ФУНКЦИОНАЛЬНО.

Девиз дигитала: Без зрительного контакта я понимаю что вы говорите (аудиал), чувствуете (кинестетик), показываете (визуал).


Чтоб увлечь ребёнка, нужно представить что-либо в выгодном для него свете.

  • Визуалу – красочные фотографии, картинки лагеря или похода, конкурсов…
  • Кинестетику – прикоснуться к чему-либо, связанному с объектом.
  • Аудиалу – рассказывать с выражением, обращая внимание на бесшумность или на звуки: журчание речки, стрекот кузнечика, трели птиц …
  • Дигиталу – говорить строго по делу.

Для того, чтобы повысить уровень доверия необходимо (по возможности) использовать специфические слова, присущие каждому типу. Для этого нужно прислушаться, присмотреться к отдыхающему ребёнку.

Главное – ребёнок чувствует фальшь, и если его один раз обманули, то потом вернуть доверие крайне трудно. Вожатому необходимо быть искренним, честным с самим собой, тогда он без притворства сможет добиться доверия детей в своём отряде.




Img child bm.jpg

Смотреть также

  1. Магия прикосновения
  2. Два приема составления метафор
  3. Развитие образного мышления
  4. Три группы сенсорных слов
  5. «Цветные» дети
  6. Дети Индиго



Дополнительно