1278445979 f557052af4m.jpg
Sbo4m.jpg
3753086678 e02bfe69b4m.jpg
9800206sqwm.jpg

Для начала - что вообще собой представляет парусный спорт? Как показала практика ответ на этот вопрос не знают даже те, кто вроде бы и занимался им, но : так и не понял.

Это не спорт - это образ жизни - ПАРУС. И как наша жизнь он не столько сложен, сколько требует особого состояния души, хотя минимум теоретических и практических знаний, и период подготовки также необходимы. Именно поэтому и надо начинать познавать этот "образ жизни" с малолетства. Потом намного сложнее, потому что парус очень сильно отличается от всех привычных способов человеческой деятельности.

Как можно описать существование на грани воды и воздуха? Эти сферы настолько подвижны, что не может быть ни одного момента постоянства. Нет даже ориентиров: как определить расстояние, направление? Здесь нет ничего похожего на наше обычное существование. А еще добавьте спецэффекты от взаимодействия двух сфер - волны, течения, изменения направления и скорости ветра; атмосферные явления, влияние берегов: Впечатляет? Как вам нравится развивающая обстановка?

Для взрослого задача почти непосильная, ребенок может постичь это все играючи. Открыв ребенку этот мир вы подарите ему совершенно уникальные знания и опыт, которые на всю жизнь обусловят нестандартность его мышления и разовьют гармоничное ощущение природы. В сегодняшнем мире, полном всевозможных стрессов, у него всегда будет путь к отступлению, возможность уйти с земной тверди, от всех ее проблем в совершенно другой мир. Более того в будущем каждая парусная гонка станет эталоном по которому он сможет определить правильность своей жизненной стратегии. Ведь первым к финишу придет тот, кто адекватно оценит все факторы (см. приложение) и сделает правильные выводы, кто будет иметь правильное отношение к соперникам (злость здесь только мешает), кто умеет подготовить и настроить под себя яхту или парусный катамаран, предусмотреть возможные поломки и т. д.

Первый и совершенно естественный вопрос, который возникает у взрослых - БЕЗОПАСНОСТЬ! Основной гарантией безопасности служит присутствие и неусыпное внимание опытного взрослого. Кроме того - на воду совершенно непозволительно выходить без спасательного жилета (даже если погода тихая - она может поменяться в считанные секунды). А лучше даже к воде не подходить без него.

Недопустимо, чтобы малый (лет до 4) ребенок находился в яхте один. Для более старших надо соблюдать правило - как только ребенок на своей яхте отчалил от берега вместе с ним (а то и раньше) должен отчалить тренер на спасательном средстве (лучше на катере, но можно и на яхте, лодке - в зависимости от погодных условий). Кроме того будет не лишним, если кто-нибудь на берегу будет знать куда вы отправляетесь и когда должны вернуться. Этих мер вполне достаточно, но соблюдать их необходимо жестко.

По мере освоения парусов ребенком, обращайте его внимание на то откуда дует ветер, как при этом стоят паруса, как меняется крен яхты и почему, как вы управляете яхтой (дайте ему "порулить"), покажите как красиво вокруг, как найти на воде следы ветра и "следы" яхты. Расскажите байку про ветер, наполняющий паруса и движущий яхту (ведь парус - это крыло, только повернуто верникально, да и вообще яхта - похожа на птицу, только одно крыло ее в воде (киль, шверт), а другое (парус) - в воздухе). Через сказки понять будет намного проще и интереснее. Возможность для творчества тут неограниченная. А сколько новых названий! Главное помнить - для всех участников это должно быть в первую очередь - УДОВОЛЬСТВИЕ!!!

В дальнейшем выберите подходящую погоду - тихий ровный ветер, отсутствие волнения и при соответствующем настроении ребенка вручите ему полное управление яхтой. Не надо полагаться на его знание или незнание - объясните все, что нужно будет в данной ситуации делать. Главное - следить за курсом. Это значит, что яхта должна носом смотреть в какую-либо заметную неподвижную точку на берегу. Причем надо сказать, что "у хорошего рулевого след от кильватерной струи на воде остается ровный, а не зигзагом". Гика-шкот можно поставить в стопор или дать его ребенку через лебедку (чтобы не было больших усилий). Саму взрослому при этом - внимательно следить за всем происходящим так, чтобы ваш контроль не ощущался и ребенок мог сосредоточиться на управлении. Ребенок постарается рулить "прямо", но контролировать положение парусов ему еще сложно, а от этого зависит скорость. Подговорите кого-нибудь на другой яхте, чтобы помог вам организовать "гонку" из которой рулевой-малыш заведомо выйдет победителем. Как это сделать: когда малыш сам "управляет" яхтой вторая яхта должна подойти и стать на курс, параллельный вашему, но так, чтобы не закрывать вам ветер. Лучше на траверзе вашей яхты ниже по ветру. Две яхты должны идти одинаковыми курсами при одинаковой скорости, а она зависит от положения парусов. Если ваша яхта начинает отставать - обратите на это внимание малыша и подскажите ему что надо сделать с парусом (слегка подобрать или потравить).

Таким образом ребенок увидит как даже незначительное изменение положения паруса может существенно повлиять на скорость. Ну и конечно все должно закончиться полным и безнадежным отставанием соперников. Поздравьте малыша с первой победой, устройте праздник! Поверьте - эта гонка останется у него в памяти на всю жизнь и воспоминание о ней будет давать ему силы в трудные минуты. Но злоупотреблять такими экспериментами не стоит. Одного раза вполне достаточно. Далее ему надо научиться преодолевать трудности, а не почивать на лаврах. Теперь вы можете попробовать посадить малыша в швертбот класса "Оптимист" при тихой погоде одного. Вдвоем с помощником зайдите в воду и "запускайте кораблик" друг другу, помогая устанавливать правильно парус и руль. Задача у малыша таже: рулить прямо. В вертком и очень чувствительном к рулю "Оптимисте" это сделать намного сложнее.

Тут добавляется масса новых моментов, но самый значимый из них - гик. Теперь от него надо учиться уворачиваться, иначе может больно стукнуть. Пока ваш малыш не научится хорошо и быстро реагировать на летящие предметы - не отпускайте его на воду самостоятельно. Впрочем смотрите по характеру ребенка. Следующим этапом вы должны научить его поворачивать (то есть менять галс). При слабом ветре дополнительно надо обратить внимание на работу со стакселем.

Когда ребенок этому научится можете спокойно выпускать его на воду самостоятельно. Вы также должны находиться на воде, но в другом судне.


Основные сведения о яхте

Все яхты независимо от их размеров имеют четыре основных элемента: корпус, парус, киль или шверт, руль. Каждому элементу принадлежит .определенная роль в поддержании судна на плаву, обеспечении остойчивости и движения в требуемом направлении. Работа всех элементов взаимосвязана, и сочетание их различных типов определяет характер яхты. Корпус спроектирован так, чтобы вмещать экипаж и обеспечивать жесткую конструкцию для поддержания мачты и паруса. Форма корпуса должна позволять яхте легко двигаться по воде при наличии крена и при отсутствии его. Большинство корпусов имеют заостренный нос и тупую корму, но у некоторых типов нос и корма могут быть одновременно либо тупыми, либо заостренными.

Корпус яхты изготовляют из разнообразных материалов - в основном из дерева, пластика и металла, в случае с катамаранами может состоять и из надувных поплавков из жесткого материала.

Паруса - это главный движитель яхты, преобразующий воздушный поток в прямолинейный импульс. Их изготовляют сшиванием полос ткани таким образом, чтобы образовать треугольную форму, дающую наибольшую силу тяги при минимальном сопротивлении.

Размеры и форма парусов зависят от задачи, для которой яхта спроектирована. Паруса гоночных яхт имеют большую площадь, что способствует появлению крена, который уравновешивается весом экипажа. Яхты, используемые для обучения парусному спорту, имеют, как правило, один парус (грот), как и гоночные яхты, рассчитанные на экипаж из одного человека.

Паруса можно разделить на две основные группы: используемые при плавании яхты в любом направлении (грот и стаксель) и используемые при плавании по ветру для увеличения скорости (спинакер).

Паруса крепят к мачте, вертикальное положение которой обеспечивается натяжением тросов (стоячий такелаж). Тросы крепят к палубе на бортах (ванты) и в носу (штаги). Нижнюю шкаторину грота крепят к гику, который удерживает парус в расправленном положении под нужным углом к ветру. Гиком управляют при помощи снасти, известной как гика-шкот. Многие яхты имеют оттяжку гика, которую крепят к основанию мачты и к гику, чтобы предотвратить задирание конца гика вверх. Если яхта несет стаксель, его переднюю кромку - переднюю шкаторину - крепят к штагу. Для управления стакселем служат стаксель-шкоты. При постановке этих парусов используют снасти, называемые фалами.

Все парусные яхты должны иметь определенное заглубление корпуса для противодействия боковому движению (дрейфу), создаваемому действием силы ветра на парус. Крейсерские яхты имеют постоянный балластный киль, а швертботы и катамараны - выдвижные шверты, которые, если требуется, можно поднимать или опускать. Величина заглубления шверта непосредственно зависит от курса относительно ветра, которым идет швертбот. Руль предназначен для обеспечения главного изменения курса и увеличения сопротивления боковому скольжению кормовой части яхты. Он обычно состоит из двух частей: баллера руля, который крепится специальными шарнирами к транцу, и пера руля, которое может быть поднято при плавании на мелководье. Рулем управляют при помощи деревянной или алюминиевой рукоятки - румпеля. Использование руля эффективно лишь при движении яхты.


Краткий справочник начинающего яхтсмена

Основные части яхты

  • Яхта состоит из корпуса, вооружения и устройств.
  • Вооружение яхты – это паруса и все необходимое для постановки парусов управления ими: рангоут, такелаж, дельные вещи.

Основные части корпуса

  • Как у любого корабля, у яхты есть днище, палуба, борта, нос и корма.

Объяснение некоторых названий:

  • Банка – скамейка.
  • Бак плавучести – герметичный ящик, обеспечивающий непотопляемость яхты. Отверстия в баках закрываются лючками и пробками.
  • Шверт – доска, выдвигающаяся под днищем швертбота для уменьшения дрейфа – сноса яхты. Шверт вставляют в швертовый колодец.
  • Ремни откренивания – ремни, за которые цепляются ногами при откренивании – вывешивании за борт.

Названия частей паруса

  • Боут – ткань, нашитая по углам паруса для прочности.
  • Люверс – отверстие в ткани паруса.
  • Ликтрос – трос у края паруса. Ликтрос вставляют в ликпаз на мачте и на гике.
  • Лата – планка, которую вставляют в латкарман.
  • Штерт – шнурок для привязывания паруса к мачте и гику.

Рангоут, стоячий и бегучий такелаж

  • Рангоут – это мачта, гик, шпринтов, и спинакер-гик.
  • Стоячий такелаж – снасти, поддерживающие рангоут. Ванты держат мачту по бокам, штаг – спереди.
  • Бегучий такелаж – снасти, с помощью которых ставят паруса и управляют ими.
  • Фал – снасть, за которую поднимают парус (грота-фал, стаксель-фал, спинакер-фал).
  • Шкот – снасть, с помощью которой управляют парусом (стаксель-шкот, гика-шкот).
  • Оттяжки – снасти, служащие для настройки парусов: оттяжка гика, шпринт-оттяжка, галс-оттяжка, оттяжка Канингхэма, грота-шкот.

Устройства и дельные вещи

  • Подвесное рулевое устройство швертбота состоит из рулевой коробки, пера руля, румпеля с удлинителем, рулевых оковок и сорлиня.
  • Дельные вещи – это детали вооружения яхт, служащие для соединения, проводки и крепления парусов, такелажа, рангоута и устройств. К ним относятся блоки, стопора, кипы, рымы, утки и др.

Курсы яхты относительно ветра

  • Левентик, противный – ветер дует в нос, паруса не работают, яхта не может идти вперёд.
  • Бейдевинд – ветер дует спереди-сбоку.
  • Галфвинд – ветер дует сбоку.
  • Бакштаг – ветер дует сзади-сбоку.
  • Фордевинд – ветер дует сзади.

Термины по управлению яхтой

  • Галс – положение яхты относительно ветра. Если сесть лицом к носу яхты, то: яхта идёт правым галсом, если гик слева, и наоборот.
  • Уваливаться – отворачивать нос яхты от ветра.
  • Приводиться – поворачивать нос яхты к ветру.
  • Поворот – смена галса.
  • Оверштаг – поворот против ветра.
  • Поворот через фордевинд – поворот по ветру.
  • Выбрать – натянуть снасть.
  • Набить – выбрать втугую.
  • Травить – отпускать снасть.
  • Лавировка – движение зигзагом курсом острый бейдевинд с поворотами оверштаг, чтобы выйти против ветра.


Техника безопасности

Одежда яхтсмена:

  • в теплую погоду: футболка, шорты, светлый головной убор, кеды;
  • в холодную погоду: свитер, брюки, штормовка или непромоканец, шерстяные носки, кеды.

Правила гавани:

  • на суда, понтоны не лазить;
  • ходить только в обуви;
  • от яхтенной стоянки без разрешения тренера не отходить;
  • огонь не разводить;
  • правильно пользоваться инструментами, не бросать их в траву и песок, не бегать с ними;
  • после окончания работы убрать инструменты и мусор.

Поведение на воде:

  • всегда быть в спасжилете;
  • выходить на воду только с разрешения тренера;
  • одеваться соответственно погоде;
  • перед выходом проверить исправность всех частей яхты;
  • все снабжение: весла, черпак, губка, буксирный конец, блоки плавучести, ремкомплект,
  • флаг «Браво» – привязать к корпусу или уложить так, чтобы не выпало при переворачивании;
  • выходить на яхте в чистой обуви на резиновой подошве (грязь и песок портят палубу);
  • поддерживать порядок на борту (запутавшиеся концы приводят к переворачиванию и травмам);
  • быть внимательным, следить за другими яхтами, вести себя спокойно и собранно;
  • не врезаться в другие яхты, берег и т.д.;
  • матрос должен выполнять приказы рулевого и сообщать ему о приближающихся яхтах, сигналах тренера и т.п.;
  • ходить только в определенном тренером районе и выполнять задание;
  • шкоты на руки не наматывать;
  • при опрокидывании от яхты не отплывать, держаться за нее.

Уход за яхтой:

  • после окончания тренировки слить воду из баков, корпус вымыть и зачехлить;
  • паруса и такелаж высушить и уложить в кису;
  • не таскать корпус по песку и гальке;
  • вовремя ремонтировать;
  • не садиться и не вставать на корпус, находящийся на берегу;
  • спасжилет после выхода высушить и убрать в палатку; у надувного жилета вынуть пробки.

Поведение в лагере:

  • купаться только с разрешения и в положенном месте, во время купания не толкаться, не заплывать *за буйки, не кричать, следить, чтобы другие тоже выполняли правила купания;
  • разводить огонь только на костровой площадке, от костра его не уносить, не размахивать *головешками, не делать факелы;
  • не бросать в костер ничего без разрешения вахты;
  • у костра находиться в обуви, а при приготовлении пищи – и в одежде;
  • у костра вести себя спокойно, не толкаться, не бегать;
  • не оставлять у костра одежду и обувь без присмотра, не вешать ее над котлами;
  • при ожоге немедленно остудить место ожога водой, не снимая одежды;
  • по лагерю ходить осторожно, чтобы не спотыкаться о колышки и оттяжки;
  • по лесу ходить осторожно, чтобы не наткнуться лицом на сучок;
  • не ходить по лесу в темноте;
  • не разбрасывать спасательные жилеты, одежду;
  • следить за чистотой в своей палатке и около нее;
  • следить за чистотой своей одежды, сушить ее, убирать в палатку;
  • перед едой и после посещения туалета мыть руки с мылом;
  • не лазить во фляги с водой без разрешения вахты.


Узлы

  1. Прямой – для связывания двух тросов при небольшой тяге. Не применяется в ответственных местах.
  2. Рифовый – для связывания риф-штертов и привязывания парусов к рангоуту.
  3. Рыбацкий (английский) – надежный узел для связывания концов одинаковой толщины.
  4. Фламандский – старинный узел, надежный, не скользит и легко развязывается.
  5. Простой штык – употребляется для крепления швартовов за скобы и рымы.
  6. Штык со шлагом – более надежный.
  7. Восьмерка – для избежания выхлестывания снастей из блоков и кип.
  8. Огон с восьмеркой (фламандская петля) – имеет два способа вязки.
  9. Беседочный– используется для страховки человека и в случаях, когда нужен надежный узел.
  10. Английская шнуровка – для временного укорачивания троса.


       
       




Смотреть также


Дополнительно


Ссылки