Спортивно-туристическая игра “Виртуальный парусный поход”
Вступление
Данная методическая разработка предназначена для использования в спортивно-туристских и туристско-краеведческих объединениях в группах первого года обучения. Она основана на тематике парусного туризма, но с некоторыми изменениями и дополнениями может быть использована в работе кружков, секций и клубов других направлений туризма.
Выбор формы занятия по закреплению и контролю знаний является важной составляющей его успешного проведения. Представление занятия в форме игры вызывает интерес детей и способствует эмоциональному подъему, что помогает им лучше усвоить пройденный материал, легче воспринять новый, а также восполнить имевшие место пробелы. В отличие от контрольной работы, зачета или теста, игра не имеет прямой оценки каждого участника и жесткой взаимосвязи «вопрос–ответ», которая порой ставит детей в тупик. Командная игра позволяет также наладить взаимодействие в группе, способствует формированию коллектива и индивидуальной ответственности каждого участника за общее дело. Для группы первого года обучения немаловажным является выработка позитивной мотивации у детей к получению знаний, чему способствует проведение занятия в форме игры.
В предлагаемой игре чередуются конкурсы для всех участников (с общим зачетом), командные и с личным зачетом. Такой тип игры выбран не случайно. Главная воспитательная задача игры – способствовать становлению детского коллектива. Поэтому участники должны научиться работать в одной большой команде–коллективе. С другой стороны, нельзя слишком ограничивать соревновательный принцип – детям может стать не интересно. Соревнование между командами должно также способствовать формированию представления о честной спортивной борьбе. Конкурсы с личным зачетом помогают выделиться детям с меньшим, чем у других, уровнем активности.
Соотношение названных видов конкурсов следует подбирать в зависимости от состава группы и педагогической целесообразности на конкретный момент времени.
При группировке заданий принималось во внимание также чередование «сидячих» и подвижных конкурсов для сохранения динамики игры и интереса детей.
В ходе занятия проверяются теоретические знания, полученные учащимися за полугодие, а также косвенно вводятся новые знания, преподнесенные в виде игрового задания.
Большая часть наглядных материалов, используемых в игре, знакома детям с предыдущих занятий. Освоение новых знаний проходило с использованием этих материалов. Следовательно, задания не должны вызвать у детей психологических затруднений, которые могут возникнуть при сталкивании с новой информацией.
Место проведения игры следует подбирать в зависимости от погодных условий. В холодное время года или дождливую погоду игру следует проводить в спортивном зале, а в теплое время можно провести на местности. В подготовке и проведении мероприятия не лишним будет участие 1-2 помощников. Это могут быть старшие дети, либо коллеги по работе.
Цель:
Воспроизведение в памяти и систематизация знаний, умений, навыков, полученных учащимися за прошедший период обучения. Получение и развитие новых знаний, умений и навыков. Выработка позитивной мотивации к получению знаний.
Задачи
Учебные
В конце занятия дети будут знать: географические названия (водоемов, города), термины по устройству яхт (перо руля, румпель, удлинитель румпеля, блок, гика-шкот, усы гика, лата, лат-карман, мочка, шверт, стаксель-фал, грота-фал, спинакер-фал), курсы яхты относительно ветра и способы движения яхты (бакштаг, галфвинд, бейдевинд, лавировка), названия сигнальных флагов (Папа, Чарли, Браво, Сиэра, Кило, Викта, Лима) и их значение, названия узлов (восьмерка, беседочный, рыбацкий); уметь: правильно подбирать вещи, необходимые для жизнеобеспечения в походе; определять флажные сигналы; бросать буксирный конец; завязывать туристские узлы (восьмерка, беседочный, рыбацкий); отгадывать ребусы; продолжат развитие физических навыков путем участия в спортивных играх и эстафетах.
Воспитательные
Способствовать формированию детского коллектива; развитие чувства ответственности у детей за их поступки и решения; налаживание взаимодействия учащихся друг с другом.
Методы обучения:
словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Тип и вид занятия: урок-путешествие.
Форма проведения занятия: учебная игра.
Участники: две команды (по 5–8 участников), именуемые экипажами яхт, шлюпок, байдарок, походными группами, велогруппами и т. д., объединенные в одну большую походную команду.
Оборудование: 1.Игровое поле (см. “Приложение 1”) – 1 шт.; 2.Игровые фишки (см. “Приложение 1”) – 2 шт.; 3.Табло для подсчета очков – 1 шт.; 4.Карточки с названиями походного инвентаря (20–30 наименований) (см. “Приложение 2”) – 2 комплекта; 5.Карточки по устройству яхт (см. “Приложение 3”) – 1 комплект; 6.Набор пазлов «Карта Горьковского водохранилища» (см. “Приложение 4”) – 2 разных комплекта; 7.Походный инвентарь (котлы, палатки, спальные мешки и т.д.) – по 2 вещи; 8.Картинки с ребусами (см. “Приложение 5”) – 1 комплект; 9.Концы: короткие (1,5–2 м) – по количеству участников, длинные (4–5 м) – 2 шт., цветные (для призов) – 3–4 шт.; 10.Набор картинок «Сигнальные флаги» (см. “Приложение 6”) – 1 комплект; 11.Мячи – 2 шт.; 12.Обручи – 2 шт.; 13.Скамейки (ок. 3 м) – 4 шт.; 14.Табуреты – 4 шт.; 15.Рейки (или гимнастические палочки) – 2 шт.; 16.Картонные «кочки» (для перехода через «болото») – 4 шт.; 17.Стилизованные бумажные «дрова» (см. “Приложение 7”) – 40–70 шт. (чётное количество); 18.Стол – 1 шт.; 19.Пиратская треуголка или черная повязка – 1 шт.
Ход игры
Все участники игры отправляются в воображаемый поход одной большой командой. Задача походной команды – в полном составе добраться до конечного пункта, выполнив все задания. После выполнения каждого этапа фишки на игровом поле перемещаются на следующую отметку.
Часть конкурсов проводится между командами-экипажами. В этих случаях экипажи соревнуются друг с другом и зарабатывают очки.
В конце игры все участники награждаются сувенирами, победившая команда – призами. В качестве сувениров можно использовать какие-либо полезные туристские приспособления, которые могут пригодиться детям в реальном походе. Например, дельные вещи на веревочке.
Призы желательно подобрать по интересам детей. Следует помнить, что ценность (в денежном или моральном выражении) приза должна соответствовать затраченным усилиям детей.
Организационный момент
Производится общее построение участников, приветствие, объяснение сути и правил игры, распределение по командам.
Распределение по командам можно выполнить заранее по воле педагога. К данному варианту следует прибегнуть, если уровень теоретической и физической подготовки детей очень разный. Если группа примерно равная по возможностям, то можно разделить на команды при помощи жеребьевки, облеченной в тот или иной вид – загадки, конкурс, расчет по порядку, по жетонам и т. д.
После распределения, команды занимают места на специально отведенных скамейках, и каждый экипаж выбирает себе капитана (рулевого, командира и т. д.) и придумывает название своего транспортного средства.
Ведущий заносит названия экипажей на планшет для фиксации заработанных очков и объясняет принцип присуждения баллов за командные конкурсы (скорость, «чистота» выполнения, нестандартность, оригинальность и т. д.).
Конкурс «Сборы в поход»
Конкурс начинается вопросом ведущего: «С чего начинается каждый поход?» Дети, после перебора нескольких вариантов, догадываются: «Со сборов!»
Это конкурс экипажей. Командам выдаются два набора карточек (по 1 каждой команде) с названиями походного инвентаря. Задача – как можно быстрее и без ошибок отсортировать необходимые в походе вещи и сложить их в конверт (транспортное средство). Конверты можно склеить в виде яхты, кораблика или другого транспортного средства.
В данном конкурсе важно как отсутствие ошибок при сортировке снаряжения, так и развернутое обоснование выбора каждой вещи, к которому приступают команды после выполнения первого этапа. В комплект снаряжения намеренно внесены вещи, выбор которых не очевиден (например, книга для чтения или футбольный мяч). Если команда сортирует данное снаряжения как полезное, то необходимо дать разумное обоснование своего выбора.
В заключении ведущий разбирает ошибки игроков (если таковые есть) и объясняет, почему ту или иную вещь следует (не следует) брать в поход.
Конкурс «Погрузка»
Вопрос ведущего: «Снаряжение к походу мы подготовили, вещи собрали. Что же дальше будем делать?» Дети отвечают: «Грузить вещи на яхту (лодку, упаковывать рюкзак и т. д.)»
Данный конкурс – также конкурс экипажей. Участникам каждой команды предстоит погрузить свою яхту, роль которой играет обруч, походным снаряжением. Снаряжение следует использовать настоящее (лучше всего подходят рюкзаки, палатки, спальные мешки, небольшие котелки). Главный принцип – снаряжение команд должно быть абсолютно идентичное. «Яхты» и собранное снаряжение следует расположить в противоположных концах спортзала. Экипажи растягиваются в цепочку и, по сигналу ведущего, начинают передавать из рук в руки по одному предмету, стараясь не уронить в «воду» и не промахнуться мимо «трюма». Последний участник в цепочке кладет вещи в обруч. По окончании погрузки команда должна построиться на исходной позиции.
В данном конкурсе оценивается скорость погрузки, также начисляются штрафные очки за падение вещи в «воду».
Конкурс «Собери карту»
Это общекомандный конкурс. Ведущий: «Пришло время прокладки маршрута. Чего же нам для этого не хватает?» Участники: «Карты!» «Правильно! Каждый экипаж должен быть обеспечен картой! Вот только наши карты, к большому сожалению, были испорчены корабельными крысами и разорваны на мелкие кусочки».
Задача участников – работая совместно собрать из пазлов две карты Горьковского водохранилища. Особенность в том, что карты порезаны по-разному – одна карта только поперек (на длинные куски), другая – вдоль и поперек. Дети могут начать с легкого варианта и затем, по образцу, собрать более сложный вариант, либо разбиться на две подгруппы и собирать сразу две карты. Потом одна подгруппа может помочь другой.
После завершения задания, ведущий проверяет правильность сборки и, если необходимо, корректирует.
Конкурс «Вооружение яхт»
Ведущий: «Погрузку мы закончили, карты подготовили, что осталось сделать?» Дети: «Вооружить яхты!»
Данный конкурс может быть как общекомандным, так и по экипажам. Ведущий демонстрирует участникам карточки с изображением деталей устройства яхты. Задача участников – правильно и быстро называть термины. Первому правильно ответившему участнику вручается карточка. В конце конкурса карточки подсчитываются. Если конкурс проводился по экипажам, то набравший наибольшее количество карточек экипаж побеждает. Если конкурс был общим, то участник, набравший наибольшее количество карточек, поощряется небольшим сувениром.
Конкурс «Узнай курс яхты относительно ветра»
Следующий конкурс общекомандный. Ведущий: «Яхты мы вооружили, теперь нужно выходить на воду. А откуда дует ветер? Каким курсом нам следует идти? Давайте узнаем!»
Участникам следует разгадать 4 ребуса, в которых зашифрованы курсы яхты относительно ветра, и узнать каким курсом следует идти. Ведущий демонстрирует планшеты с картинками. Дети отгадывают ребусы и называют правильный курс. Ведущий дублирует правильный ответ и называет имя участника, первым назвавшего правильный ответ. Очередной ребус ведущий предваряет сообщением о том, что ветер или маршрут следования изменился. В завершение конкурса ведущий благодарит детей за проявленные знания.
Конкурс «Аварийная ситуация»
Конкурс экипажей. Ведущий объясняет участникам, что в походе при сильном ветре может возникнуть аварийная ситуация, когда на яхте что-либо вышло из строя. Другие экипажи должны приложить все свои усилия, чтобы помочь судну, терпящему бедствие. «Какие меры вы можете предпринять?» Дети: «Спросить в чем дело и сообщить судну сопровождения, если проблема серьезная; если возможно, оказать помощь самостоятельно; забуксировать аварийное судно». Ведущий: «Все варианты правильные. А что нужно сделать, чтобы взять яхту на буксир?» Дети: «Бросить буксирный конец!» Ведущий: «Совершенно верно! Сейчас мы и проверим, насколько хорошо это у вас получается!»
Команды становятся колонной на исходную позицию перед линией и получают по одному длинному концу. Задача – по-очереди бросать буксирный конец в обруч, находящийся в нескольких метрах от линии, не выпуская веревку из рук. Бросок выполняется до тех пор, пока конец не попадет в обруч. Следующий участник должен собрать конец в бухту и снова сделать бросок. По окончании действий команда строится на исходной позиции.
Побеждает экипаж, быстрее выполнивший задание.
Конкурс «Узнай сигнал»
Общекомандный конкурс. Ведущий: «Для связи со всей походной командой, а также с отдельными яхтами, судно сопровождения пользуется сигнальными флагами. Вам необходимо твердо знать значение каждого флага!»
Ведущий демонстрирует участникам различные сигнальные флаги, используемые в походе. Дети говорят название флага и расшифровывают флажный сигнал. Ведущий дублирует название флага и его значение.
Конкурс «За дровами!»
Ведущий сообщает, что команда пришла на берег и разбила лагерь. «Что будем делать дальше?» Дети: «Готовить ужин! Нужны дрова!» Ведущий: «Правильно!»
Конкурс экипажей. Для конкурса необходимо соорудить в спортзале две мини-полосы препятствий из перевернутой скамейки («бревно» через «ручей»), «болотистого участка» с «дощечками» (две картонки) для перехода и сооружения из двух табуреток и рейки или гимнастической палочки («низкие ветви деревьев»). В дальнем конце зала помещаются «дрова» (см. “Приложение 7”) в обручах (равное количество у каждой команды – по 20–30 шт.).
Каждый из членов экипажа пробегает по бревну, перебирается через болото, проползает под ветками, берет из обруча не более 4–5 (в зависимости от величины команды) «поленьев» и возвращается тем же путем. Последний участник должен забрать все оставшиеся «дрова».
Побеждает более быстрая команда, набравшая при этом меньшее количество штрафных очков. Штрафные очки присуждаются за падение с бревна, заступ в болото, зацеп веток, потерю дров. Дополнительные очки могут быть начислены, если команда успела сложить из дров модель вида костра.
Конкурс «Знаток узлов»
На берегу походная команда встречает пирата. Ведущий или его помощник использует какой-либо антураж (треуголку, повязку на глаз и т. д.) для создания образа. Пират приветствует гостей на своем острове и предлагает посоревноваться в умении завязывать узлы.
Личный конкурс. Участники завязывают узлы, демонстрируют их пирату и говорят название. Пират награждает одного или нескольких знатоков презентами (хорошей наградой станет небольшой разноцветный конец).
Пират: «Я вижу, что головой и руками вы работать умеете! А теперь я хочу посмотреть какие вы быстрые, ловкие, смелые. Сыграем в игру «Борьба за мяч»!
Конкурс–игра «Борьба за мяч»
Конкурс экипажей. Команды занимают противоположные половины спортзала – это их «поле». В задней части поля каждой команды – «дом» (обруч) с мячом. Задача каждой команды – забрать мяч у соперника и перенести на свое поле.
Правила игры: игроки могут забегать на поле соперника, но рискуют быть «запятнанными» касанием руки. В этом случае им придется стоять на месте, пока игрок своей команды не выручит, дотронувшись своей рукой. Можно также перетаскивать противника на свою сторону, не переходя на его поле, вблизи центральной линии. В зоне обруча «пятнать» запрещено. В доме соперника может одновременно находиться неограниченное число игроков. Но нельзя вступать в свой дом и дотрагиваться до мяча. Если «запятнали» бегущего с мячом – пойманный игрок остается на месте, а мяч возвращают в дом. Побеждает команда, игрок которой раньше окажется с мячом соперника на своем поле.
Ведущий объясняет правила игры участникам, проверяет готовность команд, дает старт игре. Если команды выкрадывают мяч одновременно, необходимо четко следить, кто раньше пересечет среднюю линию.
Награждение
Участники строятся в одну шеренгу. Ведущий объявляет о благополучном завершении похода, благодарит участников за проявленные знания, умения, смекалку. Выражает уверенность, что в настоящем походе участники команды смогут применить все умения и навыки на практике.
Производится подсчет очков и выявляется лучший экипаж. Все участники награждаются небольшими сувенирами. Лучшему экипажу вручаются призы.
После игры можно устроить общее чаепитие. Если игра проводилась в палаточном лагере, ее логичным продолжением будут посиделки у костра с гитарой.
Приложения
Приложение 1
Пример игрового поля
Игровое поле можно выполнить на листе ватмана в виде карты местности с указанием точек передвижения по маршруту (см. фото). Поле можно закрепить на магнитной или деревянной доске, а также на пенопластовом планшете в вертикальном положении для всеобщего обозрения.
Игровые фишки выполняются в виде транспортных средств (например, яхт, корабликов и т.д.) из пенополиуретана, картона и т.д. Закрепить игровые фишки на поле можно при помощи магнитов (на магнитной доске), либо булавками.
Приложение 2
Тематические карточки с названиями походного инвентаря
Карточки выполняются на плотной бумаге любым доступным способом:
1 вариант: надписи наносятся на карточки ручкой, фломастером или маркером.
2 вариант: карточки распечатываются при помощи принтера на плотной бумаге формата А4, либо на тонкой бумаге и затем наклеиваются на картон. Здесь следует учесть, что размер листа картона может быть несколько меньше формата А4.
Примерные термины: котелок, палатка, рюкзак, топор, канистра для воды, спальный мешок, утюг, телевизор, валенки, спички, нож, мяч футбольный, коврик пенополиуретановый, книга для чтения, коньки, подушка перьевая, непромоканец, шапка-ушанка, видеоплейер, зонтик, карта Горьковского водохранилища, зубная щетка, чемодан, магнитофон, теплая вязаная шапка, фен для укладки волос, кремовый торт.
Приложение 3
Тематические карточки по устройству яхт Карточки выполняются на плотной бумаге любым из способов, указанных в “Приложении 2”. От изготовителя потребуются некоторые художественные навыки. Изображения следует выполнять в цвете или с цветными элементами (см. фото слева). Подобный методический материал можно применять и для других видов туризма, заменяя части яхты деталями устройства шлюпки, велосипеда, оборудованием для зимних походов и т.д.
Приложение 4
Набор пазлов «Карта водохранилища»
Набор выполняется из цветных топографических карт водохранилища, распечатанных на листах бумаги формата А4 (см. фото). Для проведения игры в конкретном объединении следует использовать карты местности региона базирования или района, в котором проводятся походы объединения.
Для изготовления набора понадобятся две одинаковые карты, из которых выполняются пазлы разного размера. Одна из карт разрезается на длинные полоски, другая на прямоугольники. Резать карты на слишком мелкие детали не следует, т.к. задание может вызвать затруднение у детей.
Приложение 5
Картинки с ребусами
Термины, имеющие важное значение для конкретного вида туризма, зашифровываются в виде ребусов и наносятся цветными маркерами на лист бумаги формата А4 (см. фото справа).
Данный конкурс следует включать в игру только в случае предварительной подготовки детей к разгадыванию ребусов. Приемы составления ребусов при подготовке и при составлении задания следует использовать одинаковые.
Приложение 6
Набор картинок «Сигнальные флаги»
Флаги изготавливаются на плотной бумаге формата А5. Цветные элементы можно раскрасить маркером или красками, либо выполнить из цветной бумаги. В данной игре применяются сигнальные флаги, используемые в походах Парусного клуба «Витус» для связи с участниками и предупреждения об опасности (см. таблицу значений).
Как варианты в данном испытании могут быть использованы сигналы азбуки Морзе или семафорной азбуки.
Приложение 7
Стилизованные бумажные «дрова»
В различных туристских конкурсах, разумеется, часто применяется сбор дров в том или ином виде. При этом нецелесообразно применять настоящие дрова. Это может быть к тому же и опасно для здоровья детей, если конкурс проводится на скорость.
Стилизованные дрова можно изготовить из бумаги формата А4 в виде трубочек. При этом из одного листа бумаги можно изготовить две трубочки. «Дрова» получатся безопасными и удобными для переноски и хранения (см. фото слева).