Конспект из курса подготовки инструкторов по парусному спорту

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Первые шаги

1225294711 parusa02m.jpg

Предлагаем вашему вниманию комплексы упражнений по освоению яхты класса “Оптимист”, которые применяются в нашем лагере.

"В лагере" – это значит:

  1. Детей много – по 3-4 на каждую яхту.
  2. Дети в основном не те, что пришли заниматься парусным спортом, а те, кого "запихали" в лагерь родители в надежде закалить своё изнеженное чадо.
  3. Отсюда следует, что многие дети боятся, когда лодка кренится и качается, неловки в движениях, судорожно вцепляются в руль, бестолково хлопают вёслами по воде и в этом стрессовом состоянии просто не в состоянии услышать какие-то объяснения о работе паруса.
  4. Зато вода уже тёплая, можно купаться, переворачивать яхту и т.п.

Предостережение: не делайте упражнение «Переворачивание», пока дети не научатся ходить под парусом хоть немного, а то половина из них так и не будет учиться ходить, а будет только переворачиваться.

Возможно, тренеры школ олимпийского резерва содрогнутся от наших идей, но спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Никто, кроме нас, нам детей не подготовит к обучению управлению яхтой.

В процессе занятий отсев неизбежен. Кто-то вполне счастлив, научившись грести, и никакого паруса ему не нужно. Ну и что же? Ребёнок имеет право выбора. Продолжаем заниматься с теми, кто хочет идти дальше, оставив остальным возможность продолжить, когда созреют. На прохождение всех 3-х комплексов уходит около 10 дней при 2-х разовых тренировках в день. Наибольшее время – до 3-х дней – занимает упражнение 3.3. «Лавировка».


1 комплекс «Я и моя лодка»

Цель упражнений – подготовить детей к обучению управлению яхтой, дать им освоиться, преодолеть боязнь. На этом этапе могут быть сформированы экипажи по 2-3 человека.

1.1. Равновесие Лодка на мелководье (но не на мели), её придерживает инструктор или третий член экипажа. При перемещениях сначала вставать, потом учиться не вставать на ноги.

1.Двое сидят на бортах. Поменяться бортами.
2.Один на носу, второй на транце. Пересесть.
3.Двое сидят на бортах, ноги зацеплены за ремни. Откренивание.
4.Одновременное перемещение втроем по кругу: с борта на нос, с носа на другой борт, с борта на борт.

1.2. Весла Грести: прямо, змейкой, петля с двойным огибанием, разворот на месте, вдвоем и втроем.

Команды: «Весла на воду», «Табань», «Суши весла».

Зачётные упражнения: гребля на скорость, развороты на скорость, движение по прямой (оценивается прямота).

1.3. Весла и руль Грести вдвоем, третий рулит.

Команды: «Прямо руль», «Лево руля», «Право руля», «Так держать», «Одерживай».

Зачётное упражнение: гонки на сложной дистанции с многими поворотами.

1.4. Зачёт по плаванию Проплыть в спасжилете, одежде и обуви 50 м, без жилета 20 м. Во время зачёта обязательно дежурство на дистанции лодки с опытными пловцами. Дистанция для плавания без спасжилета устраивается вдоль берега, в жилете – на глубину и обратно. Плавание на скорость не допускается, в одном заплыве участвуют 2 человека.

1.5. Бурлаки

1.Буксировать лодку за буксирный конец.
2.Толкать её за транец, работая ногами.
3.Подгребать руками, держась за борт.
4.Комбинация всех способов, выбор самого эффективного. Соревнования на скорость буксировки (15-20 м).

1.6. Человек за бортом Доплыть с берега до лодки и залезть в нее:

по очереди через транец.
вдвоем одновременно через борт.
когда двое в лодке, один откренивает, другой помогает залезть третьему через борт.

соревнования: доплыть и залезть любым способом всем экипажем.

1.7. Нырки Двое держат лодку на глубине по пояс за нос и транец, третий подныривает.

Заключительные соревнования:

1.Мытье лодки на скорость. В каждую лодку налить 1 ведро воды с песком. Кто быстрее вымоет с помощью черпака и губки.
2. Гонки на веслах с рулём (3 гонки, в каждой экипаж пересаживается, чтобы каждый побывал рулевым, правым гребцом, левым гребцом).
3. Гонки на веслах без руля. Гребцам завязать глаза. Рулевой должен правильно командовать.


2 комплекс «Я и парус»

Допускаются те, кто выполнил упражнения 1, 3, 4, 6 комплекса №1.

Экипажи состоят из 1-2 человек, рулят по очереди.

2.1. Пройти в галфвинд от берега до буйка и обратно.

2.2. Пройти в бакштаг прямо 500-800 м (обратно – на буксире). Упражнение выполняется при ветре вдоль залива, гавани. В конце яхты должны упереться в берег или мол. Можно сделать наоборот: отбуксировать их от берега так, чтобы обратно они шли в бакштаг.

2.3. От берега галфвинд, после буйка фордевинд, после 2-го буйка галфвинд.

2.4. В галфвинд 500-800 м и обратно.

2.5. Змейка в галфвинд и на фордевинд по буйкам.

2.6. Пересаживание с борта на борт под гиком.

Соревнования:

1.Длинная дистанция в галфвинд, рулевой – по выбору экипажа.
2.Змейка.
3.Знание устройства яхты.
4.Вооружение и разоружение на скорость.
3 комплекс «Я – гонщик»

Допускаются те дети, которые научились рулить ровно, не вставая в левентик. В экипажах остаётся по 1 человеку, или они выходят на воду по очереди.

3.1. Курс бейдевинд Установить буёк в 50-100м от берега так, чтобы на него надо было идти в бейдевинд. Дойти до буйка, сделать поворот оверштаг.

3.2. Змейка против ветра Установить 3-4 буйка так, чтобы от одного до другого надо было идти курсом бейдевинд.

3.3. Лавировка Выставить дистанцию олимпийский треугольник с лавировкой 100-150 м. Проходя её в разные стороны, можно выполнять то упр. 3.2., то 3.3.

3.4. Тренировочные гонки Стартовая процедура упрощена: рулевым предлагается примерно выровняться на стартовой линии, после этого даётся старт.

3.5. Переворачивание яхты Встать на банку, взяться за мачту и, наклонившись, перевернуть яхту на борт. Заплыть со стороны днища, взяться за шверт и поставить на ровный киль. залезть через транец, отчерпать воду.

Упражнение, возможно, не очень обязательно, но статусное: доказательство, что человек чего-то добился, преодолел неуверенность.

Предостережения:

1.На берегу проверить, хорошо ли привязаны блоки плавучести.
2.Переворачивать яхты по очереди, по разрешению тренера, рядом с судном сопровождения.

По окончанию 3 комплекса проводятся соревнования на первенство лагеря.


Спортивное поведение и правила

Участники парусных соревнований должны руководствоваться требованиями правил. Ожидается, что участники будут следовать правилам и проводить их в жизнь. Основной принцип спортивного поведения состоит в том, что участник, нарушивший какое-либо правило, сразу выполняет соответствующее наказание или сходит с гонки.


1.Безопасность

a.Помощь находящимся в опасности Яхта или участник соревнования должны оказать всю возможную помощь любому лицу или судну, находящемуся в опасности.

b.Спасательные принадлежности и индивидуальные средства обеспечения плавучести Яхта должна иметь соответствующие спасательные принадлежности для всех находящихся на борту людей, одна из которых должна быть готова к немедленному использованию, если правила класса не предписывают иного. Каждый участник персонально ответственен за использование соответствующего индивидуального средства обеспечения плавучести, если обстановка этого требует.


2.Принцип честной спортивной борьбы

Яхта и её владелец должны соревноваться в соответствии с общепринятыми принципами спортивного поведения и честной спортивной борьбы. Однако яхта может быть наказана по этому правилу, если только будет явно установлено, что сформулированные выше принципы нарушены.


3.Признание правил

Участвуя в гонке, проводимой по Настоящим правилам, каждый участник и владелец яхты принимает обязательство:

a.руководствоваться Правилами;

b.принимать накладываемые наказания и другие действия, соответствующие Правилам, с учетом процедур апелляции и пересмотра решений, предусмотренных в них, как окончательное решение по любым вопросам, возникающим при применении Правил; и

c.в отношении таких решений не обращаться к какому-либо суду или судебному органу, не предусмотренному Правилами.


4.Решение участвовать в гонке

Яхта полностью отвечает за решение стартовать в данной гонке или продолжить её.


5.Лекарства

Участник соревнования не должен принимать вещества или применять методы, запрещенные Приложением L.


Правила расхождения

1.Яхты должны избегать касаний.

2.Главное правило на разных галсах. Яхта, идущая левым галсом, должна уступать дорогу яхте, идущей правым галсом.

3.На одном галсе:

a.если яхты связаны, наветренная уступает подветренной.
b.если яхты не связаны, идущая чисто позади должна сторониться идущей чисто впереди.

4.Яхта, делающая поворот, не должна создавать помех яхте, находящейся на галсе.

5.У знака: если право дороги имеет наружная яхта, то она должна предоставить внутренней место для огибания (сколько нужно в данных условиях). Внутреннее и наружное положения определяются в момент входа в зону двух длин. Правило не применяется: у стартового знака; после лавировки на разных галсах; когда яхта делает поворот оверштаг в зоне 2-х длин.

6.Яхта, возвращающаяся для взятия старта, выполняющая оправдательные повороты или идущая задним ходом должна уступать дорогу всем яхтам, идущим правильно.

7.Если не знаешь, кто прав, считай себя неправым.


Прохождение дистанции

1.Правило верёвочки. Верёвочка, изображающая путь яхты, после натяжения должна лечь с правильной стороны от всех знаков.

2.Яхта, навалившая на знак, должна отойти в сторону и сделать поворот на 360 градусов (включая 1 поворот оверштаг и 1 поворот фордевинд). Если знак финишный, то после этого она должна правильно финишировать.

3.Запрещённые действия:

рокинг – раскачивание
пампинг – взмахивание парусами
учинг – толкание
скалинг – галание рулем

4.Наказания. Яхта, виновная в нарушении, должна отойти в сторону и сделать поворот на 720 градусов. Можно после этого подать протест. Может быть установлен также процентный штраф (с желтым флагом).


Психологический фактор и безопасность

Универсальная матрица ресурсов

УМР – это способ наглядно представить свои возможности для решения практических задач. В строках матрицы записываются имеющиеся ресурсы: общие и специальные, в столбцах – активы. Активами могут быть свои возможности и тех, кто может помочь, например, родителей, материальные и нематериальные средства. Составив такую матрицу, увидим, в какой клетке мало ресурсов. Эту клетку надо усилить – это и будет направление, в котором надо работать.

В применении к безопасности плавания УМР дополняется требованиями к психологическим качествам человека, потому что без них говорить не о чем. Каким бы способным ни был яхтсмен, он должен обладать волей и сознательностью, иначе рано или поздно создаст аварийную ситуацию.

Психологические качества яхтсмена:

ВОЛЯ: учить теорию, тренироваться, тщательно ремонтировать яхту, в сложных условиях не сдаваться;

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: трезво оценивать свои возможности, соблюдать правила хорошей морской практики.


. Яхта Человек
Общие ресурсы надежная, мореходная умение управлять яхтой, знания, тренированность
Специальные средства имеется все снабжение и средства спасения изучение и тренировка особых случаев плавания


Система «Человек – яхта»

В систему входят:

a.человек – рулевой и экипаж;
b.парусное судно;
c.окружающая среда.

Аварии связаны с составляющими системы не поровну. С ростом надежности техники роль человеческого фактора возрастает. Кроме этого, аварии, связанные с судном и средой, почти всегда следствие ошибок экипажа.

Человек воспринимает информацию от окружающей среды, сравнивает ее с моделью движения, вырабатывает решения и осуществляет управление. При этом он использует:

  • зрительную информацию – 90% для начинающих рулевых;
  • слух (шум ветра и воды, удары волн и др.);
  • осязание (нагрузка на румпеле, разное давление ветра на правую и левую щеки);
  • чувство равновесия (изменение крена и курса, качка).


Группы объектов внимания

Правильное распределение внимания по группам необходимо для управления яхтой.

При этом группами объектов внимания являются:

a.ход судна – настройка парусов, работа рулем, обучение экипажа; постоянные приемы занимают 75-80% времени, эпизодические (повороты и пр.) – 20-25%, но их значение равно. Ошибкой на повороте можно испортить все, что накоплено постоянными приемами;

b.окружение на 100-200 м – слежение за другими судами и объектами, выбор оптимального пути на волнении и т.п.;

c.акватория гонок или пространство, в котором идет группа яхт в походе – оценка положения всей группы и прогноз развития событий, готовность прийти на помощь другим экипажам; наблюдение за маневрами идущих впереди и принятие собственного решения;

d.все видимое пространство – прогноз погоды, планирование курса и маневров;

e.оперативные задачи – принятие своевременных решений на основе анализа информации по всем группам внимания.

Внимание начинающих рулевых сосредоточено внутри судна, часто они не замечают даже яхты, находящиеся в 15-20 м и не могут вовремя отрулить. Некоторые рулевые и в дальнейшем ограничивают свое внимание первыми двумя группами. Но хорошим рулевым может стать только тот, кто стремится правильно распределять внимание между всеми пятью группами.


Человек принимает решения и действует на основе моделей.

62858.gif


Ошибки могут возникать на стыке этих моделей:

a.неправильное обучение (не соответствует идеальной модели);
b.неправильное восприятие движения (использовать приборы и наблюдения стороннего наблюдателя);
c.неправильные действия по согласованию реальной и "выученной" модели;
d.неправильное прогнозирование;
e.неумение претворить решение в жизнь, в том числе и надежда на "авось".

Ошибки бывают случайные и закономерные. Случайные менее опасны: они, как правило, могут быть исправлены. Закономерные приводят к большим неприятностям. При анализе ошибки устанавливают ее причины: главную и сопутствующие. Если главной причины нет, то ошибка случайная. Однако если случайные ошибки повторяются, есть какая-то закономерная ошибка. Для яхтсмена это чаще всего:

a.ошибки "выученной" модели – исправить трудно, но можно при осознании этого яхтсменом;

b.неправильное прогнозирование – связано с интеллектом, т.е. упирается в возможности человека, ограничивает его достижения в парусном спорте. Не очень опасно при осознании границ своих возможностей и работе над собой;

c.физические возможности осуществлять решения – важны для гонок, в остальных случаях важнее моральные качества (держаться, бороться за жизнь, терпеть);

d.нежелание прогнозировать, принимать решения, надежда на "авось" – опаснее всего. Все эти ошибки относятся не только к экипажам яхт, но и к руководителям (тренеры, судьи соревнований и т.д.) Ошибки руководителей опаснее в несколько раз.


Физиологические причины ошибок

Рассмотрим ошибки, связанные с нарушением физиологических процессов в организме человека. При этом:

  • снижается восприятие информации;
  • ухудшается оперативная память;
  • замедляется реакция;
  • снижается самоконтроль;
  • снижается точность движений;
  • снижается своевременность решений;

в итоге снижается функциональная надежность человека.


Физиологические причины – это:

  • травмы;
  • заболевания;
  • нарушение химического равновесия в организме;
  • нарушение биоритмов;
  • переутомление.

1.Травмы возникают из-за: пренебрежения к снаряжению, одежде, обуви; эргономические причины (конструкция и обустройство яхты, проводка шкотов и т.п.); недостаточная тренированность (удары гиком, неправильные перемещения на поворотах и пр.).

2.Для яхтсменов характерны ОРЗ, гайморит, возможны нервные срывы. Опасен первый, скрытый период заболевания, когда человек еще не болеет, но у него уже снижен уровень восприятия, памяти, реакции, действий. Борьба: контроль и самоконтроль.

3.Нарушение химического равновесия происходит из-за: a.отравления; b.неправильного приема лекарств; c.алкоголя; d.химических факторов среды.


a.Чаще встречаются летом: немытые руки, фрукты и т.п. В походе организм и без того находится в состоянии стресса, не надо его еще надрывать.

b.После принятия некоторых лекарств не допускается управление транспортными средствами. Люди, принимающие лекарства, не осознают, что у них нарушается восприятие информации, скорость реакции, счет времени. Появляется большая вероятность совершить ошибку.

ОРЗ можно лечить физиологическими приемами и методом аутогенной тренировки. Человек никогда не заболеет, если не позволит себе заболеть. Однако это требует работы над собой, легче проглотить таблетку. Но умение владеть собой – это тоже профессионализм, как и внимательное отношение к своему организму (правильно одеваться, не переохлаждаться без нужды – не мокнуть под дождем, не перекупаться и т.п.)

c.В США пиво не считается алкогольным напитком, в результате 37% аварий в авиации связаны с употреблением пива и др. напитков. Но из-за пива можно стать алкоголиком, и даже в безалкогольном пиве содержатся продукты брожения, отравляющие организм.

Для яхтсмена важно то, что на следующий день после приема алкоголя появляется морская болезнь (укачивает). Человеку очень плохо, он не может управлять яхтой.

d.Химические факторы – отравление красками и клеями при ремонте. Если маршрут идет мимо городов – могут быть промышленные выбросы в атмосферу и воду. Кроме физиологического воздействия снижается видимость.

4.Биоритмы у каждого свои. Одно время все увлекались расчетом биоритмов от дня рождения. В некоторых фирмах водителям, пилотам давали выходные в критические дни. Однако биоритмы индивидуальны, а снижение аварийности было связано с вниманием к работникам.

У человека все время накапливается сдвиг фаз (не спал ночью перед экзаменом и т.п.) Но если понаблюдать за собой, можно обнаружить свои биоритмы и планировать свою деятельность в соответствии с ними.

Большее влияние, чем месячные биоритмы, оказывают суточные (соблюдение режима дня) и привычка к труду. Например, в походе: просидели ночь у костра, на следующий день рулевые невнимательны, начинают ломаться яхты и т.д.

5.Переутомление – опасный и коварный фактор. Если человек переработал умственно или физически – он не может уснуть, состояние возбужденное. Потом оно меняется на подавленное и человек не может "собраться с мыслями", заставить себя начать работу.

Пока это в пределах нормы, хотя и увеличивает вероятность ошибок. Опасна следующая стадия переутомления, когда человек не может восстановиться за несколько часов.

Увлечение делом помогает избежать переутомления. Для профилактики необходимо организовать процесс восстановления. Восстановиться от умственной и нервной нагрузки лучше всего поможет физическая нагрузка (кросс, футбол и т.п.), от физической – небольшая физическая нагрузка (прогулка), легкая эмоциональная разрядка. Нельзя пускать отдых "на самотек": после ничегонеделанья человек утомленный, а не отдохнувший.

Медико-педагогические меры профилактики:

  • медико-биологический контроль (восстановление пульса после нагрузки и т.п.);
  • массаж и самомассаж;
  • аутогенная тренировка;
  • изменение режима тренировок;
  • самоконтроль;
  • самовнушение и психотерапия;
  • фармакологическая профилактика (витамины);
  • режим питания;
  • режим сна;
  • водные процедуры;
  • активный отдых – футбол, дискотека.

ПИТАНИЕ. Расход энергетических ресурсов зависит от температуры окружающей среды, силы ветра, напряженности тренировок или маршрута. Максимум расхода энергии – при пониженной температуре и сильном ветре (весной, осенью). Интервалы между приемами пищи на соревнованиях и в походе могут достигать 6-8 часов. Но при правильном распределении рациона питания, сочетании трудно- и легкоусвояемых углеводов, белков и жиров отрицательные изменения в различных системах организма яхтсмена меньше. Правильное питание способствует также укреплению нервной системы.

СОН может нарушаться при повышенной нервной напряжённости (соревнования), при переутомлении. Помогает аутогенная тренировка. Но тренироваться надо начинать заранее, когда еще все хорошо. Большое значение играет режим сна.

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ. Парная, контрастный душ, купание закаливают организм и укрепляют нервы. Кроме этого:

в жаркую штилевую погоду нужно обтирать лицо, шею, руки, полоскать рот, тогда нормализуется психическое состояние, увеличивается ощущение ветра и судна; при насморке полоскать нос холодной водой, в море – морской, 2-3 раза подряд. Аутогенная тренировка. Изучить можно по специальной литературе. На яхте: сесть в "позу кучера" (позвоночник прямой, голова, плечи и руки расслабленно висят). Прикрыть глаза, мысленно проследить по порядку за расслаблением мышц ног, туловища, рук, шеи, лица, сделать глубокий вдох и медленный выдох. Снова проследить за расслаблением всех мышц. Повторить 3-4 раза. Очень важно не напрягать мышцы лица и шеи. Если есть возможность лечь – делать это упражнение лежа. Это займет 2-4 минуты. По окончании протереть лицо, руки, шею водой, прополоскать рот. Собраться и начать работать.

СПОСОБ СОГРЕВАНИЯ в холодную погоду: напрягать и расслаблять мышцы. Начать с того, что сильнее замерзло. Плечевой пояс – 40 раз, мышцы пресса – 40 раз, стопы – 40 раз. Если есть возможность двигаться – по 40 раз:

  • соединить ладони перед грудью, сжимать и разжимать;
  • сидя поднимать ноги на носки и на пятки;
  • поднимать и опускать голову на грудь.

МАССАЖ И САМОМАССАЖ может успокаивать и возбуждать. Наиболее результативен массаж воротниковой зоны (перед выходом на воду, перед гонкой). После выхода – массаж мышц, несущих основную физическую нагрузку.

Применяя массаж, надо следить, какое действие он оказывает (на всех разное). При насморке, головной боли применяется самомассаж лица и головы.


Эргономические причины происшествий

Вызываются несовершенством техники, неприспособленностью ее к человеку. Особенность – проявление только в экстремальных ситуациях. В нормальных условиях человек преодолевает недостатки техники и не совершает ошибок. В напряженных условиях деятельность находится на грани срыва, и ошибки допускают и опытные специалисты.

Экстремальные условия характеризуются:

  • дефицитом времени;
  • недостатком информации;
  • необходимостью принятия ответственных решений.

Недостаток информации не связан с ее нехваткой. Может быть и избыток, но чаще всего встречается НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ, например, идущая со слов человека (матрос говорит «Там яхта» вместо «Справа 20 яхта на правом галсе»).


Источники информации:

  • приборы (компас, анемометр, барометр, лаг, эхолот и др.);
  • навигационное оборудование водных путей (буи, створы и др.);
  • системы контроля установки шкотов, набивки фалов и др.

НЕ ХВАТАЕТ СИЛЫ воздействовать на органы управления или возможность перепутать снасти.


Профилактика:

  • продуманное расположение;
  • исправные блоки, стопора и пр.;
  • надежность;
  • отличие цветом похожих систем;
  • тренированность: учиться сразу все делать правильно.


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА. Типичные недостатки:

  • плохой обзор (из-за стакселя не видно);
  • неудобные (не "под рукой") органы управления;
  • некомфортность (некуда сесть, кроме как на руль или стаксель-шкот);
  • нетехнологичность – сложный ремонт.


НЕСООТВЕТСТВИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

  • недостатки инструкций, руководств и другой документации. Не должно быть ничего, что читается неоднозначно;

Эффективность:

  • формула – 1 балл;
  • таблица – 10 баллов;
  • график – 100 баллов.
  • разрыв по времени между теоретическими и практическими занятиями;
  • несистематичность обучения.

Следует выполнять эргономические требования уже при создании техники. Какую-то часть может доработать сам экипаж + тренировки.


ЗНАЧЕНИЕ ЛИЧНОГО ФАКТОРА

Основу личности составляют:

  • темперамент – врожденное качество;
  • характер – приобретенные свойства. Характер строится из привычек.

В работе экипажа на 1-м месте стоит совместимость характеров, на 2-м – знания.

ТЕМПЕРАМЕНТЫ с точки зрения управления транспортом:

  • Меланхолик ставит цели выше своих возможностей и разочаровывается в себе и жизни. Практически не встречаются в авиации.
  • Холерик менее всего подходит. В нормальных условиях это быстрые, энергичные люди, но в критических ситуациях стресс возникает гораздо раньше, чем у других. Тогда он впадает в апатию или принимает поспешные, неправильные решения.
  • Сангвиники и флегматики – сильные, уравновешенные типы. Флегматик в обычных условиях работает хуже холерика, но в критических ситуациях работает спокойно и уверенно.

СПОСОБНОСТИ даются от рождения, но развиваются в процессе его социальной практики. 90% людей приобретают профессию не в соответствии со своими способностями и недостаточно эффективно работают. От организации своих способностей зависит, насколько надежна будет деятельность. Например, если человек развивает свои технические способности и не развивает гуманитарные, это приведет к снижению эффективности и в технической деятельности.


ДРУГИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ:

a.Самооценка – способность человека критически, строго оценивать свои способности и возможности. Люди, склонные к переоценке своих возможностей, идут на необоснованный риск. Особенно это опасно для руководителей. При заниженной самооценке человек нерешителен, долго колеблется с выбором.

b.Самоконтроль – характеристика силы воли человека. Воля – способность человека заставить себя выполнить поставленную задачу. От самоконтроля зависит вся деятельность, исключение ошибок. Человек с низким самоконтролем допускает их неосознанно и много, не обращает внимание на сигналы и информацию.

При хорошем самоконтроле есть чувство долга, ответственность. Человек иначе поступить просто не может, интуитивно делает все хорошо, четко.

c.Профессиональное мышление можно разделить на практическое, конкретное, абстрактное и косвенное.

Левое полушарие – наш компьютер – оперирует цифрами, расчетами, символами, отвечает за практическое, конкретное мышление и анализ. Правое – образы, творческое мышление, синтез. Левополушарные люди – программисты, экономисты, но не исследователи, воплощают чужие идеи. Правополушарные – создание нового, при чрезмерном развитии – ущерб практическому мышлению, много незавершенных идей.

Человек не может одновременно и выдавать идеи, и их воплощать. Если приходится делать и то, и другое, то он разносит эти функции по времени.

d.Уровень тревожности. Человек с низким уровнем тревоги меньше ошибается в сложных условиях, а с высоким уровнем – лучше первого работает в нормальных условиях.

Если другие качества можно в себе воспитать, то выработать выдержку гораздо сложнее. Но если много тренироваться, то можно ряд ситуаций перевести из экстремальных в обычные.

e.Уровень эмоций – реакция человека на внешнее воздействие. От этого зависит эффективность действий, особенно в коллективе. Плохи и высокий, и низкий уровень эмоций. f.Адаптация в коллективе. Робость, замкнутость, стеснительность мешают наладить контакты. Излишняя болтливость, нахальность раздражают других.

Члены экипажа работают в небольшом коллективе. Любая мелочь может иметь огромное значение для безаварийной работы.

ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ФОРМИРОВАТЬ В СЕБЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЯ ЛУЧШЕЕ, ЧТО В НЕМ ЕСТЬ.

Почему мы выходим на воду Мотивация деятельности оказывает чрезвычайно большое влияние. Она заставляет активно, заинтересованно, эффективно трудиться, работать над собой. Мотивация часто не имеет отношения к самой профессии. Играет роль новизна, рискованность и т.п.

Мотивы:

a.В 1-е годы жизни на 1-м плане удовлетворение физиологических потребностей. У некоторых людей это сохраняется на всю жизнь.

b.Наказание и поощрение работают не сами по себе, а так, как преподносятся. Одно и то же может быть и наказанием, и поощрением. Поощрение в 7 раз эффективнее наказания.

c.Социальный аспект – мнение окружающих. Человек хочет хорошо выглядеть в коллективе, считаться отличным специалистом. Может отрицательно сказываться на безопасности и надежности при завышенной самооценке.

d.Престижность. Человек повышает квалификацию, чтобы подольше работать в этой профессии.

e.Высшая форма мотивации – интерес к работе, удовлетворение от того, что все получилось здорово. Это ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ. Моральное удовлетворение значит больше, чем поощрения.

В случае нарушения мотивации человек не получает положительных результатов. Должна быть и перспектива для мотивации – куда расти. Иначе человек, научившись, уходит.

С возрастом ухудшается восприятие, скорость реакции, выносливость, но растет опыт. Невозможно за счет интенсивных методов в краткие сроки подготовить классного специалиста. При хорошем здоровье и положительной мотивации меньше всего ошибок допускают летчики 60 лет. В парусном спорте достаточный опыт приходит после 10 лет занятий.

Психологические требования Определяются опасностью, риском. Лучше всего оцениваются с помощью тестов. Однако тестирование носит вероятностный характер, поэтому нельзя основываться только на нем. Другие методы диагностики:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • самооценка.

Главное требование – хорошая приспособленность психики к различным условиям.

Требования к ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ:

  • протекают в быстром темпе;
  • хорошо воспринимается внешняя ситуация;
  • умение выделить главное;
  • умение прогнозировать;
  • наблюдательность;
  • хорошая кратковременная и долговременная память;
  • оперативное мышление: сопоставление намеченного хода событий с фактическим для принятия решений и действий;
  • воля – способность контролировать свою деятельность и направлять на достижение целей.


Требования к ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЯМ:

  • умение концентрировать внимание на главном, распределять и переключать его;
  • сохранять устойчивость в течение необходимого времени;
  • умение быстро сосредоточиться;
  • устойчивость к эмоциональным напряжениям, стрессам;
  • умение активно подавлять отрицательные эмоции;
  • самообладание и выдержка;
  • мужество, решительность, целеустремленность, настойчивость, инициативность.


Требования к ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СВОЙСТВАМ ЛИЧНОСТИ:

  • практический тип мышления;
  • оперативность мышления;
  • способность быстро оценивать обстановку и принимать оптимальные решения;
  • развитие сенсорных (чувственных) навыков оценки обстановки.


А ТАКЖЕ:

  • скорость и точность реакций при выполнении решений;
  • способность быстро вырабатывать и перестраивать навыки;
  • адекватная самооценка;
  • самоконтроль решений;
  • адаптация в коллективе.


Психологическая подготовка

Типичные ошибки рулевого:

a.неверная оценка ситуации;
b.ошибочное решение;
c.отказ от принятия решения или задержка в реализации;
d.беспорядочные действия.

Причины ошибок:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • психологическая заторможенность;
  • нет навыков принятия решений в условиях дефицита времени и угрозы аварии;
  • переоценка собственных возможностей;
  • невнимательность.

Психологическая готовность выражается в способности держаться спокойно и уверенно в различных условиях. Цель психологической подготовки – научить управлять своим состоянием.


ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА:

  • в спортивной секции развивается логическое мышление, память, внимание, воображение, волевые качества, самоконтроль;
  • спорт – формирование воли, мотивации на достижение цели, способность мобилизовать резервы;
  • игры – способность общения, взаимопонимание.


СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА – мобилизовать психику на выполнение задания в любых условиях.

Этапы:

a.мысленное, образное продумывание плавания, его вариантов и ситуаций;
b.образ закрепляется на тренажерах и тренировках.


Сложные ситуации:

  • слабая, неуравновешенная нервная система;
  • добиться психологической устойчивости почти невозможно, однако коллектив сильно влияет на *проявление психологических качеств;
  • незаинтересованный человек – мотивация направлена не на успех, а на то, чтобы избежать неудачи;
  • агрессивность – все критикует, вспыльчив, конфликтен;
  • неуверенный – низко оценивает свои возможности.


Методы работы:

  • беседы специалиста;
  • коллектив;
  • тренинги и деловые игры;
  • аутогенная тренировка и самовнушение.


Идеомоторная тренировка

В парусном спорте часто нарушается главный метод спортивной тренировки – систематичность, так как внешние условия нельзя запланировать (сила ветра и т.д.) Поэтому с успехом может применяться метод проговаривания текста, описывающего последовательность действий рулевого и его ощущения. Все сидят в расслабленных позах прикрыв глаза и представляют себе то, что читает вслух тренер.

Самое главное психологическое качество – воля, от него зависит все остальное. А развитие воли зависит от мотивации. Лучшая тренировка воли – реальные трудности жизни.


Педагогические технологии

Технология – метод изготовления чего-либо, гарантирующий положительный результат. Технологии в педагогике – методы воздействия на личность, работающие независимо от личности педагога.


Вовлечение новичков в общую жизнь:

a.дежурство;

b.общая посуда и снаряжение;

c.участие в микроколлективах, занятых конкретной деятельностью (экипаж, палатка, вахта). У коллектива есть имущество и орудия труда, за которые он отвечает, и есть командир. Результаты труда коллектива контролируются;

d.возрастание ответственности с малого к большому (начиная с мытья яхты и посуды);

e.привлекательный антураж, внешняя сторона (названия, ритуалы, оформление, звуковой ряд);

f.бодрый, рабочий тон коллектива, хороший психологический климат.


Личность педагога:

a.профессия "педагог" – не единственная у человека, а вторая, десятая и т.д.;
b.вести себя естественно, искренне, проявлять эмоции (в меру);
c.быть мастером своего дела, учиться всегда и везде;
d.не скрывать, что чего-то не умеешь, но научиться лучше и быстрее всех;
e.использовать свои сильные стороны;
f.развивать слабые;
g.хорошее настроение.


Принципы работы:

Главная цель – создавать перспективы для развития личности на всю дальнейшую жизнь.

1.Будь последовательным.
2.Что ожидаешь, то и получишь.
3.Обещай только то, что сможешь сделать.
4.Удивляй, создавай необычное.
5.Воспитывай в себе чувство юмора.
6.Не доводи человека "до ручки" угрозами и наказаниями. Культивируй самоуважение. Никто не будет поступать хорошо в роли "плохого ребенка".
7.Если приходится наказывать – то это должно исходить от реалий жизни, а не от тебя.
8.Не дели коллектив на касты.
9.Опирайся на коллектив.
10.Не придумывай лишнего.


Развитие коллектива

Группа людей – еще не коллектив. Коллективом она может (но не обязана) стать в процессе общей деятельности. На формирование коллектива решающее влияние оказывают:

1.Общие цели.
2.Тон коллектива.
3.Общая деятельность.
4.Перспективы коллектива в целом и каждой личности в отдельности.
5.Сменяемость руководителей.
6.Самоуправление – решение задач своего уровня компетентности на своем уровне и делегирование полномочий.

Коллектив развивается так же, как любая система. Он должен решать все более сложные задачи, чтобы не происходило застоя. В его жизни могут происходить кризисы, которые надо рассматривать как "направляющие затрещины". Большую пользу в планировании развития коллектива могут оказать методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методы менеджмента, которые рассматриваются во 2-й части курса «Инструктор по парусному спорту».


Техника управления (Мастерство рулевого)

(конспект с - А.А. Чумаков. Школа парусного спорта)


Техника управления швертботом-одиночкой

Продольное равновесие

Необходимо найти оси продольных колебаний яхты на ровном киле и с креном. При увеличении скорости судно поднимает нос и опускает корму, скорость падает. Рулевому необходимо переместиться к носу. При замедлении хода надо перемещаться обратно к корме.

Место, где сидеть, определяется экспериментально на тренировках в паре с другим рулевым.


Поперечное равновесие

Оптимальный угол крена составляет 8-12° (устанавливается экспериментально).

В слабый ветер швертбот закренивают. Сидеть надо удобно, чтобы не двигаться и не затекали мышцы, в кокпите спиной к подветренному борту, не опираясь на него. Продольное и поперечное равновесие поддерживается с помощью перемещения ног и наклона туловища.

При усилении ветра сначала используют короткие ремни, особенно при порывистом ветре. При сильном порывистом – средние, при постоянном – длинные.


Перемещения рулевого

На волне сидеть с наклоном к корме.

При слабом ветре движения очень осторожные и рациональные. Движение вначале медленное, в середине – с плавным ускорением, в конце – замедляется.

В средний ветер движения энергичные, точные, с усилием, но плавные.

В сильный ветер необходимо движения точно рассчитать (сначала его представить).

Под ногами не должно быть снастей.

Оверштаг в слабый ветер

1.Сесть на корточки.
2.Руль положить на приведение и переместиться в середину кокпита.
3.Повернуться на 180°
4.Подтянуться к подветренному борту.

Вставать нельзя.

Работа рулем: поворот начинать плавным приведением. Постепенно увеличивая скорость, привестись до левентика. Когда судно ляжет на новый курс, резко рвануть румпель на себя и остановить точно в ДП, а рулевой в это время резко отклоняется назад. После поворота потравить грот, по мере разгона подобрать и привестись.

Поворот через фордевинд в слабый ветер

1.Закренить судно, чтобы гик почти коснулся воды.
2.Положить руль на уваливание.
3.Гика-шкотом потянуть парус на себя, одновременно максимально откренить судно.
4.Нырнуть под гик.
5.Держать гик в ДП, пока судно движется за счет гребка.
6.Перекинуть грот на другую сторону и откренить судно.


Работа рулем в слабый ветер

Румпель в слабый ветер держат кончиками пальцев.

В бейдевинд идут увалисто, приводясь через 4-5 м на 7-9°, проходят 1 м, пробуют еще привестись, потом уваливаются. Таким образом ловят каждое дуновение.

На зыби курс увалистый и извилистый: перед вершиной волны приводятся, на вершине уваливаются, между волнами держат оптимальный курс. Оверштаг делают так, чтобы судно пересекло линию ветра на вершине волны.

Приведение выполняют: до галфвинда – круто, до бейдевинда – замедляя движение.

Уваливаются плавно, синхронно с потравливанием паруса. В конце уваливания упираются в гик рукой или веслом.

Судно без хода поворачивается энергичным гребком руля.

В галфвинд по парусу невозможно определить правильность его установки. Необходимо держать парус под углом 12-15° к вымпельному ветру по флюгарке. Чем слабее ветер, тем более травить парус. На бакштаге парус держат под 90° к ВВ. Закренивают под ветер, но лишь чуть-чуть дунет – на ветер.


Оверштаг в средний ветер

Рулевой сидит на борту.

1.Слегка привестись. Лодка под действием сил инерции накренится. Рулевой откренивает, сохраняя прежний крен.
2.Когда парус обезветрится, рулевой освобождает кормовую ногу из-за ремня, ставит у другого борта, садится на корточки и пропускает гик над головой.
3.Разворачивается на месте.
4.Переносит вес тела на наветренную ногу.
5.Когда яхта начнет крениться, прижаться бедром к наветренному борту, затем плавно сесть, зацепиться за ремни.

Ошибки: несвоевременное пересаживание, вставание перед проходом под гик и после.

Работа рулем: перед поворотом ослабить усилие на румпеле, яхта начнет сама приводиться.

Когда грот обезветрится, переложить руль больше, затем сдержать его, отпустить и переместиться на другой борт. При правильном выполнении поворота румпель сам попадет в руку.


Поворот через фордевинд в средний ветер

Делают так же, как в слабый ветер, но более сильно. Важно после переброски паруса энергично откренивать.


Работа рулем и парусом в средний ветер

В бейдевинд на волне идут увалистее, чем на гладкой воде, и извилисто. Парусом работают мало. Если ветер постоянный, закладывают гика-шкот, если переменный – держат в руках. При порывах ветра травят грот до заполаскивания передней шкаторины. По мере разгона яхты грот опять добирают.

В галфвинд постоянно работают парусом, ориентируясь на скорость. Оттяжка гика сильно выбрана, ползун гика-шкота сдвинут к борту.

В бакштаг откренивают лодку на ветер.

Приведение: положить румпель на приведение, придавить бедром удлинитель румпеля и выбирать гика-шкот по мере приведения. Можно также зажать удлинитель под коленкой и управлять яхтой ногой.

Уваливание: заранее расправить гика-шкот. Травить его через руку. Траектория уваливания крутая вначале и пологая в конце. В конце уваливания необходимо быстро раздернуть гика-шкот за средние снасти.


Глиссирование

На курсе бакштаг шверт выбирают наполовину. Ждут подхода крупных волн, перед сближением с ними слегка приводятся. Как только вершина первой волны окажется у подветренной скулы, рулевой подается вперед и начинает уваливаться так, чтобы вершина волны не успела отойти от форштевня дальше 30-40 см. Шкот чуть-чуть потравить. Когда судно начнет разгоняться, подобрать гика-шкот и резко откинуться назад. Если вы не в гонке, можно это сделать несколько раз на одном гребне.

Важно не наплыть на гребень впереди идущей волны, для этого надо чуть-чуть приводиться, но не отставать от нее. При этом не забывайте об основном курсе к знаку.


Оверштаг в сильный ветер

Начинать поворот на низких волнах.

1.Выбраться на палубу.
2.Как и в средний ветер, передвижение начать, когда судно само откренивается. Важно не застрять под гиком.
3.С противоположной стороны попасть ногой под ремень.
4.Перехватить румпель и шкот.
5.Немедленно приступить к открениванию.
6.Проследить, все ли в порядке: ноги прочно зацепились за ремень, румпель стоит правильно, распутать гика-шкот, проверить правильность установки грота.

Все движения должны быть четкими, уверенными, точными. Крепко держать румпель и шкот, хорошо зацепляться ногами за ремни.


Поворот через фордевинд в сильный ветер

В сильный ветер на полных курсах большая скорость, поэтому отклонения румпеля ведут за собой раскачивание яхты. Шверт потравлен на 1/4.

1.Берутся одной рукой за все шкоты подальше от себя.
2.При сходе волны, когда скорость яхты увеличивается, начать уваливание.
3.Когда парус готов переброситься, сильно и резко выбирают шкоты. Скорость яхты еще больше увеличится.
4.Во время переброски паруса рулем довернуть чуть-чуть яхту на уваливание и быстро присесть.
5.Когда грот пересечет ДП и станет наполняться ветром, взять румпель в другую руку и перенести тяжесть тела на наветренный борт. Руль держать в ДП.
6.Когда парус наполнится ветром, судно накреняется, а в следующий момент резко откренивается и может лечь через наветренный борт. Противодействуют этому, перенося тяжесть с одной ноги на другую. Руль в ДП.


Техника управления швертботом-двойкой

Расположение экипажа

Имеет большое значение, так как вес экипажа превышает вес судна. В большинстве случаев экипаж сидит вблизи ЦТ, по мере увеличения хода смещается к носу, обязательно вдвоем. Но если на волне яхта черпает носом, надо сдвинуться к корме.

В слабый ветер на волне лучше сидеть на разных бортах (яхта покачивается сильнее, скорость увеличивается). При закренивании шкотовый должен лежать на дне, чтобы не мешать потоку между гротом и стакселем.

В любом случае нельзя сидеть по диагонали. Рулевой всегда должен иметь хороший обзор. 470 и 420 лучше всего идут на ровном киле, FD – с небольшим креном.

При ходе на волне надо сидеть с наклоном назад, тогда силы инерции помогут преодолевать гребни волн. При динамическом откренивании отклоняться синхронно.

В сильный и средний ветер положение рулевого стабильно, а шкотовый балансирует.

Управление швертботом Техника выполнения маневров в основном остается той же, что и для одиночек.

При повороте оверштаг рулевой компенсирует ошибки шкотового. Яхта начинает поворот сама, в конце ее доворачивают рулем.

Главное при повороте фордевинд – чтобы яхта во время переброски парусов не изменяла направление движения.

В слабый ветер управляют рулем по стакселю, в средний – по гроту и стакселю, в сильный – по гроту и углу крена. На лавировке стаксель и грот сначала выбирают, потом грот травят так, чтобы его не задувало от стакселя, но как можно больше.

В галфвинд курс прямолинейный, парусами непрерывно работают.


Eric Twiname. Start to win

Выигрыш гонки без волшебства

На вопрос, как выиграть гонку, нет однозначного ответа. Вершина успеха опирается на огромную пирамиду, состоящую из очень маленьких крупиц знаний, каждая из которых превосходно использована. Яхта хорошего рулевого всегда хорошо настроена, но значительно более важно, чтобы сам он был настроен на выигрыш.

Одни действия больше способствуют успеху, другие – меньше. Например, хорошо отработать действия по использованию заходов и отходов ветра при лавировке в 20 раз важнее, чем правильно поставить шверт на фордевинде; при штормовой погоде все время удерживать лодку с креном не более 5° в сто раз важнее, чем правильно отрегулировать натяжение грота-галса.

Если вы не выигрываете гонки, значит, вы все время делаете что-то не так. Спутником рулевого, стремящегося выигрывать, должны быть сомнения и самокритичность. Рулевой, находящий оправдание своим посредственным результатам, всегда будет выступать посредственно; тот, кто критически подходит к своей технике управления и, экспериментируя, улучшает ее, достигнет успехов быстрее.


Силы, действующие на паруса

В средний и слабый ветер большинство яхтсменов выбирают шкоты слишком туго. Стаксель – это парус, который показывает вам угол плавания на курсе крутой бейдевинд. И если в слабый ветер вы выберете его слишком туго, то придадите ему неэффективную плоскую форму – потравите немного шкоты, он приобретет кривизну и обеспечит большую тягу.

Как только стаксель установлен правильно (а правильность натяжения шкотов вы можете установить лишь методом проб и ошибок во многих гонках в различных условиях), грот следует потравить насколько возможно, но чтобы передняя шкаторина не заполаскивала. Если гик находится в пределах 5° от ДП, дайте ему отойти на 10° – и тяга грота удвоится.


Угол вымпельного ветра

Разница между вымпельным и истинным ветром имеет большее значение на судах, обладающих хорошими характеристиками. Когда яхта «Кроссбоу» побила мировой рекорд скорости, она шла полным курсом по истинному ветру, но вымпельный ветер дул круто в бейдевинд.

Поворот через фордевинд легче сделать на яхтах, имеющих большую скорость просто потому, что скорость вымпельного ветра при фордевинде значительно меньше, чем скорость истинного ветра. Следовательно, легче делать поворот через фордевинд сразу же после того, как прошел порыв ветра или когда вы скользите с волны и яхта имеет максимальную скорость, а вымпельный ветер – минимальную.


Стаксель помогает гроту

На гроте без стакселя происходит срыв потока на подветренной стороне грота. Как только поставлен стаксель, поток выравнивается. При настройке яхты на максимальный ход поток воздуха, проходящий через щель между стакселем и гротом, критический: если позволить стакселю слишком сильно отклонить его в сторону грота, грот начинает заполаскивать, и яхта пойдет медленнее. Если расширить щель, то яхта с потравленным стакселем не пойдет круто к ветру.


Поменьше перекладывать руль

Сила давления ветра на паруса приложена подветреннее ДП, поэтому яхта стремится привестись. Есть несколько способов исправить положение:

1.Переложить руль.
2.Добрать шверт.
3.Поставить спинакер.
4.Накренить яхту на ветер (тогда и тяга смещается на ветер, и появляется уваливающий момент из-за несимметричности подводной части корпуса).

Наихудший способ с точки зрения скорости – с помощью руля. Всякий раз, перекладывая руль, вы включаете тормоз.

Изменение угла крена – один из способов управления яхтой и более эффективный, чем работа рулем. В идеале, идя курсом бейдевинд по гладкой воде, вы должны управлять яхтой, не пользуясь рулем.

На монотипах «Финн» общепринято закренивать яхту на ветер на полных курсах. Но если вы накрените яхту чуточку больше, чем следует, появляется опасность оказаться в воде.

Противодействовать переворачиванию через наветренный борт можно тремя способами, если вы действуете достаточно быстро:

1.Сильно оттолкните от себя руль. 10
2.Выберите гика-шкоты.
3.Быстро переместите матроса в середину яхты.


Крен, создаваемый спинакером

Спинакеры отличаются от других парусов тем, что кренящая сила на них при накренивании яхты не уменьшается. Крен более 5° является критическим для скорости, т.к. спинакер не может нормально работать. На чистом фордевинде спинакер может перевернуть яхту на ветер, если спинакер-шкот сильно потравлен.


Не кренить яхту на лавировке в свежую погоду

Самой распространенной причиной отставания в гонке в свежую погоду является накренивание яхты на лавировке. Когда динги кренится, приведение к ветру увеличивается – рулевой тянет румпель на ветер, чтобы удержать яхту от приведения, замедляя ее ход. Для динги это катастрофа. Когда яхта встанет на более ровный киль, шверт уйдет глубже в воду, значительно уменьшая дрейф.

Есть и другие причины, по которым яхта с креном идет медленнее, чем на ровном киле: подветренная скула зарывается в воду и создает дополнительное сопротивление; результирующая сила паруса образует составляющую, направленную вниз, зарывая яхту в воду; откренивающий момент экипажа меньше.


Лавировка

При лавировке перед вами стоят две тактические задачи:

1.Использовать природные условия для того, чтобы привести яхту к наветренному знаку в кратчайшее время.
2.Идти курсом, который сводит до минимума неблагоприятное влияние других яхт.


Использование заходов и отходов ветра

На озерах, реках гонки выигрывают в большей степени благодаря тому, что следят за заходами ветра и используют их.

Заход ветра легко распознать. Это момент, когда передняя шкаторина вашего стакселя начинает сильно заполаскивать, вынуждая сильно увалиться. В средний и слабый ветер надо немедленно делать поворот оверштаг, в резкий порывистый – после некоторого промедления, чтобы убедиться, что заход продолжается. Выигрыш зависит от того, сколько вы теряете на повороте.

Отход ветра заметить труднее. Идите к ветру, держась на грани заполаскивания стакселя.

Наблюдая ветер с помощью такого приема, вы можете сказать, когда наступило изменение: парус не заполаскивает немедленно, когда вы начинаете приводиться. Нужно продолжать приводиться почти до тех пор, пока стаксель не начнет слегка дрожать.

При лавировке на гладкой воде не следует сильно работать рулем.


Поворот оверштаг «с размахом по крену»

Динги лучше делают оверштаг, когда вы даете румпелю самому перейти в нужное положение, остаетесь на наветренном борту на секунду дольше, чем вам кажется достаточным, а затем быстро переходите на другой борт. Эффективность такого поворота объясняется следующим:

1.Когда яхта приводится и кренится на наветренный борт, паруса работают как ветряная мельница и, развертываясь на ветер, продолжают тянуть до тех пор, пока яхта не станет точно против ветра.
2.Шверт отгребает нос яхты на ветер, ускоряя поворот.
3.В конце размаха яхта оказывается на правильном курсе для нового галса, но слишком сильно накренена. Когда вы возвратите ее на ровный киль, паруса снова подгребут на ветер и помогут набрать ход на новом галсе.


Использование порывов ветра

Самое главное – держать яхту на ровном киле. А для этого вы должны совмещать очень крутой ход с потравливанием гика-шкотов, используя их в качестве предохранительного клапана при ударе порыва. В то же время надо непрерывно откренивать яхту, не пересаживаясь внутрь, как только она встанет на ровный киль: как раз в это время откренивание дает наибольший эффект.

Чтобы следить за порывами, вы должны овладеть навыками автоматического управления яхтой. Имеется три способа для этого:

1.В сильный ветер выходите на воду сначала с зарифленными парусами, потом с полными.
2.Попытайтесь управлять яхтой при ходе против ветра с закрытыми глазами. Вы разовьете чувства, о которых даже не подозреваете.
3.Пройдите по кругу в одиночку без руля. Таким образом вы поймете, почему яхта не всегда делает то, что вы приказываете ей с помощью руля.

Как только налетит большой порыв ветра, вы моментально должны потравить гика-шкоты, чтобы яхту не накренило, и почти мгновенно выбрать их. Вы должны идти круче на порыве, пока яхта не займет идеального положения для нового ветра.


Полные курсы в свежую погоду

На маленькой динги ход курсом фордевинд в свежую погоду пугает. Но если вы делаете все правильно, никакого риска нет:

1.Матрос сидит с подветренной стороны, рулевой – с наветренной.
2.Оба находятся ближе к корме, чем обычно.
3.Оттяжка гика туго выбрана.
4.Гика-шкот потравлен так, что гик почти лежит на вантах.
5.Стаксель потравлен и поставлен на бабочку, если вы решили, что для постановки спинакера ветер слишком сильный.
6.Рулевой сидит спокойно, держит яхту на курсе с помощью руля; при сильных порывах направляет яхту ближе к курсу чистый фордевинд.

На полных курсах яхты кренятся то в одну сторону, то в другую. Перемещения экипажа только выводят яхту из равновесия и ничего не дают. Можно уменьшить крен, работая рулем.


Поворот через фордевинд при штормовой погоде

Худшее, что можно сделать перед поворотом – выбрать гик в ДП. Вторая возможность перевернуться – позволить матросу начать с усилием перекладывать гик раньше, чем он сам начнет перекладываться. Резкое изменение курса на повороте также может помочь яхте перевернуться.

Порядок выполнения безопасного поворота:

1.Слегка опустить шверт – на 1/3.
2.Сказать матросу, чтобы он сидел в середине и не перекладывал гик без команды.
3.Повернуть удлинитель румпеля так, чтобы он оказался под рукой на новом галсе.
4.Постепенно уваливаться.
5.Когда гик сам начнет перекладываться, сказать матросу, чтобы он подтолкнул его.
6.Быстро пересесть на другой борт.
7.Занять положение на новом наветренном борту. Шкотовый в это время должен сидеть в кокпите, готовый к тому, чтобы откорректировать крен.


Судовые работы (III класс)

Судовые работы – это работы по ремонту судна и уходу за ним. К ним относятся весенний ремонт, уход за яхтой в течение навигации и постановка её на зимнее хранение.

Данный конспект предназначен для детей, поэтому в нём отсутствует информация о марках и видах современных материалов и технологий ремонта, требующих квалифицированного персонала. Все приведённые здесь работы выполняются детьми под руководством тренера.


Весенний ремонт яхты

Весенний ремонт начинается с осмотра корпуса яхты, её вооружёния и устройств. В дефектную ведомость, составленную осенью, вносятся ранее незамеченные дефекты. Затем составляется план ремонта, подбираются необходимые инструменты и материалы.

Наиболее трудоёмким является ремонт корпуса. Его следует выполнять в сухую теплую погоду. Когда работать с корпусом нельзя, ремонтируют паруса, такелаж, устройства, предметы снабжения.


Материалы, применяемые для ремонта яхт

Краски:

1.Масляные – хорошо защищают дерево, но долго сохнут и дают шероховатую поверхность.
2.Нитрокраски – сохнут очень быстро, из-за чего их нельзя наносить кистью, необходимо пользоваться пульверизатором.
3.Пентафталевые эмали – краски на основе синтетической олифы; дают гладкую глянцевую поверхность, сохнут несколько часов (окончательное высыхание – 18-20 часов).
4.Эпоксидные – двухкомпонентные краски, смешиваемые непосредственно перед началом работы; дают шероховатую нескользящую поверхность, хорошо защищают, износостойкие; подходят для окраски палубы.
5.Свинцовый и железный сурик. Свинцовый сурик – краска ярко-оранжевого цвета, которой красят подводную часть деревянных яхт, а также внутри корпуса под пайолами. Железный сурик – краска коричневого цвета; иногда используется как грунт.
6.Густотертые масляные краски – очень густые краски, например, цинковые белила.

Раньше использовались для приклеивания равендука к палубе и как герметик. Если развести густотертую краску олифой, то получится обычная масляная краска. Можно добавлять её также в пентафталевую краску, например, белила в синюю пентафталевую краску для получения голубой краски.

7.Патентованные необрастающие краски – ядовитые краски, содержащие медь, для предохранения подводной части корпуса от обрастания.

Краски, кроме эпоксидных, можно наносить на загрунтованные поверхности или на покрытые краской того же вида: ПФ на ПФ и т.д. Свежее дерево предварительно покрывают олифой. Пентафталевую эмаль можно класть на нитрокраску и нитрошпаклевку, но нельзя делать наоборот (нитрокраска запузырится).

Если поверхность покрыта многими слоями краски, её надо ободрать шкрабкой. Это легко сделать, если предварительно поверхность прогреть паяльной лампой или обработать специальным растворителем.

Краску следует накладывать тонким слоем, хорошо растирать и не поправлять кистью уже покрашенные места. Для получения качественной поверхности красят два раза: красят, затем шкурят, после этого еще раз красят, разбавив краску растворителем, тонким слоем.

Все эпоксидные краски, лаки, смолы и клеи наносят только на деревянную или металлическую поверхность, полностью очищенную от других покрытий, и обезжиренную. Стеклопластик очищают от декоративного слоя.

Пентафталевые, масляные, нитроцеллюлозные и эпоксидные лаки имеют те же свойства, что и соответствующие краски. Лак следует наносить в 3-4 слоя.


Шпаклевки:

1.Нитрошпаклевка.

2.Масляная.

3.Эпоксидная.

4.Самодельная:

  • из пентафталевой краски с наполнителем (тальк, толченый мел, зубной порошок) – используется как нитрошпаклевка;
  • эпоксидная смола с наполнителем (древесные и металлические опилки, тальк, алюминиевый или бронзовый порошок, качественный цемент и т.д.) – используется как эпоксидная шпаклевка.

Эпоксидную шпаклевку применяют при заделке крупных выбоин на корпусе; для заделки мелких неровностей используют нитрошпаклевку или масляную, которые необходимо наносить тонким слоем с помощью шпателя. Следующие слои наносятся после окончательного высыхания шпаклевки.

Растворители:

1.Скипидар – для масляных и пентафталевых красок.
2.Ацетон – для масляных, пентафталевых, нитрокрасок.
3.Растворители и разбавители разных марок – по инструкции.

Растворители используют для обезжиривания поверхностей, разбавления красок, лаков, шпаклевок и других целей.

Клеи:

1.Столярный – в настоящее время используется редко.
2.Казеиновый – также сейчас используется редко.
3.Поливинилацетатный (ПВА) – универсальный клей, но неводостойкий.
4.Эпоксидный – клей на основе эпоксидной смолы.

Отечественной промышленностью выпускается клей двух марок: ЭДП и ЭКФ; из них клей ЭКФ – водостойкий.

5.Полиэфирные смолы. Существует большое количество полиэфирных, эпоксивинилэфирных и т.п. смол, применяемых в современном яхтостроении. Каждая марка смолы обладает какими-либо специальными свойствами: химической стойкостью, огнестойкостью, пластичностью, хорошей адгезией и другими.

Для ремонта яхт используются специально предназначенные для этого марки смол. Отверждение смолы происходит в зависимости от марки после смешивания с отвердителем либо после нагревания до определенной температуры.

6.резиновый и аналогичные клеи («Момент», 88 и т.п.) – водостойкие марки могут использоваться как герметики.

Прочие материалы:

1.Олифа – используется для защиты дерева от влаги; ей покрываются деревянные детали перед окраской или лакированием; олифой также пропитывается брюканец – брезентовый рукав, одеваемый на мачту в районе пяртнерса.
2.Грунт – основа, наносимая на металлические или покрытые эпоксидной смолой поверхности перед окраской для лучшей адгезии.
3.Герметик – вещество, которым промазываются соединения, которые должны быть герметичными (при установке иллюминаторов и т.п.).
4.Полиуретановая пена – вещество, упакованное в аэрозольные баллончики; при выдавливании увеличивается в объеме до 50 раз, застывая, становится похожим на пенопласт.
5.Гелькоут – наружный (декоративный) слой стеклопластика; существуют специальные марки гелькоутов на основе полиэфирных смол для окраски стеклопластиковых корпусов.


Ремонт стеклопластикового корпуса

Если за яхтой правильно ухаживали в течение навигации: не волочили днищем по песку, ходили на ней в чистой мягкой обуви, не сталкивались с другими судами, причалами и пр., тщательно мыли корпус, закрывали его от солнца чехлом, то работы с таким корпусом немного. Надо только вымыть его стиральным порошком, отполировать. Но со временем стеклопластик изнашивается: появляются трещины в декоративном слое, внутренние слои намокают, теряют прочность. Места корпуса, испытывающие большую нагрузку (в районе степса, креплений уток и ремней откренивания и т.д.), могут деформироваться. Вследствие ошибок управления появляются пробоины, выбоины, царапины. В этом случае следует более тщательно выполнить ремонт корпуса. Деформированные места подкрепляют дополнительными ребрами жесткости из дерева, алюминиевых сплавов, усиливают слоями стеклоткани. Вес яхты увеличится, в гонках она уже не сможет соперничать с новыми яхтами, но вполне еще может послужить для обучения новичков, прогулок и походов.

При ремонте корпуса надо внимательно осмотреть места склеивания палубы и корпуса, притыкания переборок баков плавучести к корпусу, так как эти места повреждаются чаще всего.


Работы с клеями, красками и лаками следует выполнять в сухую теплую погоду.

Заделка выбоин:

1.Сошкурить декоративный слой грубой шкуркой.
2.Приготовить банку и палочку для размешивания шпаклевки, шпатель, кусок полиэтиленовой пленки, руки покрыть защитным кремом, или намылить толстым слоем, или надеть резиновые перчатки.
3.Развести эпоксидную шпаклевку или изготовить её из эпоксидной смолы и наполнителя. Смешивать компоненты необходимо на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.
4.Обезжирить растворителем участок, на который будет наноситься шпаклевка.
5.Заполнить шпаклевкой выбоину с помощью шпателя.
6.Прилепить сверху кусок полиэтилена, хорошо пригладить, чтобы не осталось неровностей и воздушных пузырей.
7.Выдержать 24 часа в сухом теплом месте.
8.Оторвать полиэтилен, проверить качество заделки. при необходимости зашкурить, зашпаклевать нитрошпаклевкой.
9.Покрыть грунтом, высушить и покрасить место выбоины.


Заделка пробоин:

1.Подготовить поверхность, эпоксидный клей, полиэтилен, защитить руки так же, как при заделке выбоин. Кроме этого, отрезать кусок стеклоткани необходимой величины (не менее двух слоев), приготовить дощечку.
2.Стеклоткань разложить на дощечке и пропитать её смолой. Если смола слишком густая, можно немного разбавить её ацетоном.
3.Намазать смолой место, куда будет приклеена стеклоткань.
4.Приложить стеклоткань на место и прогладить.
5.Приклеить еще один или несколько пропитанных смолой кусков стеклоткани, каждый раз тщательно проглаживая, чтобы не осталось пузырей.
6.Закрыть сверху куском полиэтилена, разгладить.
7.Через 24 часа оторвать полиэтилен. Поверхность зашкурить, при необходимости зашпаклевать эпоксидной или нитрошпаклевкой. После достижения необходимого качества поверхности покрыть грунтом и покрасить.


Ликвидация мелких неровностей:

Мелкие неровности необходимо покрыть слоем нитрошпаклевки с помощью шпателя так, чтобы шпаклевка попадала только внутрь трещин, царапин и т.п. Когда шпаклевка высохнет, намотать мелкую шкурку на брусок и прошкурить поверхность. При необходимости операцию повторяют, добиваясь ровной и гладкой поверхности. При желании затем поверхность можно покрасить.


Ремонт деревянных деталей

Фанерные шверты, рули, весла, деревянные буртики при намокании быстро темнеют, дерево портится. Необходимо циклей или краем битого стекла ободрать все потемневшие участки, зашкурить их, покрыть олифой 1-2 раза и полачить.

Если по краю пера руля или шверта образовалась зарубка, в это место можно вклеить вставку. Края зарубки выровнять. Выстрогать вставку точно по форме и размеру. Приготовить эпоксидный клей, намазать склеиваемые поверхности и соединить. Место склейки зажать струбцинами, или положить под груз, или обмотать штертом, закрепить мелкими гвоздиками, шурупами, или другим способом прижать склеиваемые детали друг к другу.

Через 24 часа зажимы снять, место склейки зашкурить, при необходимости зашпаклевать, добиваясь ровной и гладкой поверхности.

Шпаклевать деревянные детали можно смесью из эпоксидной смолы и мелких опилок. Смесью смолы с крупными опилками покрывают буртики, палубы и т.п. для получения шершавой, нескользкой поверхности.

Деревянные детали предпочтительно лакировать, т.к. под слоем прозрачного лака сразу видны все новообразующиеся дефекты: трещины, гниение дерева.

Во время ремонта руля проверяют также исправность рулевых оковок на рулевой коробке и на корпусе, наличие и исправность шкворня. Чаще всего рулевые оковки начинают качаться. В этом случае необходимо изготовить прокладки под них. Перо руля и румпель не должны люфтить (качаться) в рулевой коробке. Люфт тоже исправляется изготовлением прокладок.

Распространенный дефект рулевого устройства – поломка румпеля в месте крепления вертлюга удлинителя. В этом случае можно румпель слегка укоротить или изготовить новый. Хорошие румпели получаются из сломанных хоккейных клюшек.

Ремонт парусов Паруса из синтетических тканей не гниют, но сильно портятся от ультрафиолетовых лучей, от полоскания на ветру (когда яхта приводится в левентик или когда стоит вооружённая у берега).

Быстрее всего изнашиваются ликтросы, лат-карманы и швы в местах, где парус трется о ванты или другие снасти. Сильно портит паруса тугое скручивание, т.к. складки на них заминаются и искажают форму паруса. Для сохранения правильной формы необходимо также грамотно ставить паруса и растягивать их по рангоуту равномерно и в соответствии с силой ветра. Нельзя ставить в сильный ветер паруса, рассчитанные на слабый ветер, а в слабый ветер нельзя набивать оттяжки и фалы.

Если лопнули нитки по шву паруса, зашивают парус швом "зигзаг" по старым отверстиям. Если порвалась сама ткань, используют боцманский шов или "паучок". Иногда приходится ставить заплату. Её можно пришить на швейной машине или вручную швом "зигзаг". В более сложных случаях, когда надо поменять ликтросы, боуты и т.п., надо изучить соответствующую литературу и посоветоваться с опытными яхтсменами.

Ремонт такелажа Как правило, ремонт такелажа сводится к проверке всех снастей и замене вышедших из строя.

Если надо вырубить конец из новой упаковки, отмеряют трос, а затем накладывают марки по краям будущего разреза. Затем трос отрезают ножом. Синтетический линь можно пережечь без накладывания марок, соблюдая правила пожарной безопасности.

Часто на новом конце надо сделать огоны. На крученом тросе их заплетают. На плетёном это сделать сложнее, но можно закрепить огон прочной прошивной маркой из капроновых ниток.

Если надо срастить два конца, выполняют сплесень. Длинный сплесень не изменяет толщину троса, и трос только теряет немного в прочности. При коротком сплесне получается утолщение, которое не продергивается в кипы и блоки.

Снасти стоячего такелажа из стальных тросов надо тщательно проверить: не проржавели ли, все ли проволочки в тросе целы. Чаще всего трос обламывается рядом с коушем. При каких-либо дефектах тросы следует заменить.


Ремонт рангоута

Деревянную мачту ремонтируют так же, как другие деревянные детали. Особое внимание следует при этом уделить ликпазу (нет ли задиров, трещин), местам крепления оковок (не качаются ли они, не прогнило ли дерево под оковками). В случае необходимости делают деревянные вставки, но эта работа требует высокой квалификации.

Металлический рангоут, как правило, ремонта не требует. Следует проверить исправность вертлюга гика и дельных вещей, крепящих стоячий такелаж; ликпаз может острыми краями рвать парус – в этом случае обработать край напильником.

Прежде чем устанавливать мачту на яхту, надо прикрепить все снасти стоячего такелажа, провести все фалы и топенанты, окончательно проверить исправность такелажа, соответствие длины снастей требуемой длине.

Степс и пяртнерс ремонтируются вместе с корпусом, но необходимо еще раз удостовериться, что всё в порядке. Выяснить, исправен ли чехол, чтобы можно было зачехлить яхту после установки мачты.

Комплектность снабжения швертбота

спасательные жилеты;
весла;
черпак;
губка;
флаг «Браво»;
буксирный конец;
запасные штерты и крепёж;
киса;
чехол.


Техника безопасности

Большинство красок, лаков и клеев являются токсичными и огнеопасными материалами. Инструменты, применяемые для ремонта: ножовки, дрели, стамески, отвертки, ножи, ножницы, цикли и шкрабки, – также могут представлять опасность при небрежном и неправильном обращении. Пыль, образующаяся при ошкуривании окрашенных и пластиковых поверхностей, может вызвать аллергию. Поэтому следует соблюдать правила техники безопасности:

1.Пользоваться красками, лаками и клеями только на открытом воздухе или в помещениях с принудительной вентиляцией.
2.Пользоваться респираторами, очками, рукавицами или перчатками.
3.Соблюдать пожарную безопасность. Огнём пользоваться только под наблюдением взрослых.
4.Правильно пользоваться инструментами, не бросать их где попало.
5.После работы убрать за собой мусор.
6.Материалы расходовать экономно, рационально.
7.Работу выполнять тщательно, чтобы потом не переделывать.
8.В сложных случаях обратиться за квалифицированной помощью.


Уход за яхтой в течение навигации

Чтобы сохранить яхту в хорошем состоянии, необходимо выполнять следующие правила:

все неисправности устранять сразу в конце тренировки; при спуске на воду, подъеме из воды и причаливании не волочить корпус по песку и камням; после прихода на берег яхту вымыть, зачехлить или перевернуть, паруса и снасти высушить, шверт, руль и весло убрать на стеллаж так, чтобы рулевыми оковками не царапать шверт; убирая паруса в кису, не скручивать их туго, сложить свободными складками; во время плавания соблюдать правила хорошей морской практики, избегать столкновений; поддерживать порядок и чистоту на борту; обувь должна быть чистая, на резиновой подошве, чтобы не портить корпус. Уборка яхты на зимнее хранение

1.Проверить состояние корпуса, парусов, рангоута, устройств, комплектность предметов снабжения и составить дефектную ведомость.
2.Корпус вымыть, снять блоки плавучести, убрать корпус в помещение.
3.Паруса и снасти просушить, убрать в кису.
4.Рангоут убрать в чехол, положить на стеллаж. Если стоячий такелаж остается на рангоуте, принайтовать его к мачте.
5.Руль и шверт положить на ровное место или специальный стеллаж, чтобы они не деформировались и не царапались.
6.Спасательный жилет высушить, вынуть пробки.
7.Предметы снабжения убрать в кису.


Такелажное дело (III класс)

Виды тросов

По материалу:

1.Растительные – пеньковые, сизальские, манильские, хлопчатобумажные.
2.Синтетические – капроновые, нейлоновые, полипропиленовые и др.
3.Стальные – нержавеющие, оцинкованные.

По выделке:

1.Плетёные – состоят из сердечника и оплётки.
2.Кручёные – свиты из 3 или 4 прядей.

По толщине:

1.Линь – окружностью до 25 мм.
2.Трос – от 25 до 100 мм.
3.Перлинь – от 100 до 150 мм.
4.Кабельтов – от 150 до 350 мм.
5.Канат – свыше 350 мм.

Укладка концов в бухту. Термины

Конец

вырубленный из бухты кусок троса.

Бухта

упаковка нового троса или уложенный кольцами или восьмерками конец.

Шлаг

оборот снасти вокруг чего-либо.

Линь

тонкий трос.

Штерт

шнурок.

Каболка

пучок волокон. Из каболок свивают пряди, из прядей – тросы. Огонпетля, заплетённая на конце троса.

Очко

маленький огон.

Сплесень

соединение двух концов путем сплетания прядей. Бывает короткий сплесень и лонгосплесень.

Кноп

шарик на конце троса, сплетённый из прядей для предохранения концов от распускания.

Репка

цилиндрический кноп.

Кранец

приспособление для смягчения ударов и предохранения бортов яхты от повреждения при подходе ее к причалу, борту другого судна и стоянке у них.


Прочность тросов

Разрывная прочность троса – нагрузка, при которой он рвется.

Рабочая прочность – нагрузка, которую можно прилагать длительное время, не рискую повредить трос.

Для капронового троса разрывная прочность равна 1,4 – 1.7 C2 кг, рабочая 0,2 C2 кг, где C – окружность троса в мм.


Марки

Марки служат для предохранения концов троса от распускания. Бывают простые и прошивные марки.


Узлы

Узлы, применяемые для связывания двух концов:

  • прямой – для связывания концов одинаковой толщины при небольшой тяге, не применяется в ответственных местах;
  • рифовый – для связывания риф-штертов и привязывания парусов к рангоуту;
  • рыбацкий – для связывания скользких тросов;
  • шкотовый – для связывания концов, один из которых имеет огон;
  • брам-шкотовый – более прочный, чем шкотовый.

Узлы, применяемые для швартовки и буксировки:

  • простой штык – вяжется за рым;
  • штык со шлагом – более надежный, чем простой штык;
  • рыбацкий штык – вяжется также за скобы якорей;
  • буксирный – вяжется за мачту;
  • стопорный – вяжется за ваер при буксировке "елочкой".

Узлы специального назначения:

  • беседочный – незатяжная петля, используется для страховки людей и в других ответственных местах;
  • удавка – затяжная петля, используется при постоянной тяге;
  • удавка со шлагом – используется при буксировке бревен и рангоута, для найтования частей рангоута;
  • выбленочный – для вязания снастей к рангоуту, когда надо сильно затянуть узел;
  • восьмёрка – вяжется на концах снастей, чтобы они не выхлестывались из блоков и кип.

Такелажные инструменты

  • Свайка – с ее помощью раздвигают пряди троса при выполнении огонов и сплесней, а также развязывают затянувшиеся узлы. Бывают деревянные и стальные.
  • Зубило и молоток – для рубки стального троса и его прядей.
  • Мушкель – деревянный молоток для околачивания троса после изготовления сплесней и огонов.
  • Нож – для обрезания растительного троса и сердечника стального. Он должен быть складным. Это незаменимый инструмент для яхтсмена в аварийных ситуациях.
  • Гардаман, или платан – парусный наперсток, надеваемый на ладонь правой руки.
  • Парусная игла – имеет заострение треугольной формы.
  • Пассатижи – необходимы при работе со стальными тросами.
  • Паяльник – для работы с синтетическими тросами и тканями.