Возрастные особенности детей

(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)

Дети такие же, как мы, только немного другие...

8643643sPcm.jpg

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТОВ

Дорогой друг! Сегодня у тебя радостный день - ты стал вожатым. С этого дня на твоей шее будут висеть умные и до бешенства тупые, лукавые и наивные, толстые и худые детки в количестве около 40 штучек. Знание их возрастных психологических особенностей поможет тебе выбрать из множества средств и приемов те единственные, которые и окажутся волшебной палочкой, открывающей путь к сердцу ребят. Итак, сперва кратко:


7-8 лет

Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

9-10 лет

Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.

11-12 лет

Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.

В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение.

13-15 лет

Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.

Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

16-17 лет – юношеский возраст.

Они перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Имеют привлекательную, повзрослевшую внешность. Формируются привычки. Обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития. Это сопровождается возникновением интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, комплексы.

Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе.

Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции.

Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Растет желание помогать другим. В общении появляется потребность во внутренней близости, откровенности, и тайнах, секретах. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне.

ОТДЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПО ВОЗРАСТАМ

7-8 лет

Какие наблюдения про этот возраст:

Во-первых, создается впечатление, что у этих ребят хороший такой Энерджайзер в попе!! Если выражаться приличней, то данный возраст характеризуется повышенной физической активностью. Кажется, что этот моторчик невозможно остановить! Отсюда выводы – следить нужно за малышами в оба глаза, иначе травмы не заставят себя долго ждать! Причем они могут даже не придать значения ей, подняться, и поскакать дальше, а потом выясняется, что у ребенка сильный ушиб, сотрясение или еще что-нибудь. Но! Не стоит сильно нагружать ребят, их повышенная работоспособность носит относительный характер – они начинают уставать через 25-30 минут какого-либо занятия.

Также они быстро загораются каким-либо делом, реагируют на все необычное, яркое, но также быстро могут потерять к нему интерес. Отсюда второй вывод – смена деятельности! Подвижные игры сменяем спокойными, прогулки и различные качели, карусели -песнями, подготовку к мероприятию и репетиции – коллективным валянием, массажем вожатому, и т.д. Поэтому отличительными особенностями этого возраста являются: активность, непосредственность, фантазия, подражательность, неумение долго концентрироваться на чем-то одном, быстрая утомляемость, несамостоятельность, эмоциональность и восприимчивость.

Если есть возможность, то периодически опускайся (лишь физически) до уровня ребёнка, говори на его языке - будет хороший уровень доверия, а если что случится - встань и “а покажи кто выше” - он всё поймёт, на этом контрасте очень легко управлять детьми и развлекать их, с одной стороны ты им ровня - пока с ними ползаешь и играешь, а как встал - так сразу понятно, кого надо слушаться. основная специфика возраста - несамостоятельность, зависимость от помощи извне (особенно психологической) и понимание - когда драка это игра, а когда уже кто-то обижает.

Многие вожатые считают, что младшие ребята совершенно не способны что-либо делать сами, но это далеко не так. Они вполне способны к появлению самостоятельности, хорошо понимают, что такое ответственность, и просто обожают, когда вы что-либо доверяете только им! Дашь мелкое задание, и скажешь при этом "Это Очень важно", и ребёнок счастлив до потери пульса. Самое главное, всё время показывайте им, что каждый вам дорог и каждого вы любите и цените. Старайтесь избегать фраз, типа "ты ещё маленький", старайтесь всё таки хоть как-то содержательно отвечать на бесконечные "а почему". Надо попытаться организовать работу так, что не самому каждые 5 минут пересчитывать детей , а разбив их на палаты назначит главного (эти дети любят любые игры, а тем более игры во взрослых, главного можно менять периодически) и пусть он со своей стороны следит за присутствием своих подопечных, разбить детей в строю на четко определенные пары и в определенном положении в строю (ну какая пара за какой). В этом случае тебе будет легче сразу понять все ли здесь и дети тут же сразу тебе все изложат кого нет . да и куда он ушел.

Для детей этого возраста очень высок авторитет взрослого человека. Ребенок будет слушаться вас просто потому, что вы старше. В вашем отряде вы будете для детей "мамой" или "папой". Поэтому в первую очередь обязанности вожатого, работающего на младшем отряде, заключаются в организации быта ребенка. Многие дети в этом возрасте еще не умеют ухаживать за собой. Вам придется следить за тем, чтобы у ваших подопечных было чистое белье, сухие носки и обувь, придется причесывать по утрам девочек и заплетать им косички. Детям надо помогать поддерживать чистоту в палате, застилать постель, наводить порядок в тумбочках. Вам придется, постоянно находится с вашими детьми, следить, как бы, кто-нибудь не поранился, не ушибся. Дети плохо помнят свои носимые вещи, поэтому желательно обратить внимание при приеме от родителей - помечены ли их вещи индивидуальной меткой.

Ребята в этом возрасте – маленькие обезьянки, их способность подражанию и копированию можно оценить на отлично! Причем, повторяют они без разбора и хорошее, и плохое; чаще стараются копировать старших, т.е. вожатых, воспитателей, так что не удивляйтесь, если ваши привычки увидите у своих малышей в отряде! И лучше, если привычки будут хорошими, а не плохими.

Малыши обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений, поэтому возможны конфликты между детьми связанные с этим. Вместе с тем у детей данного возраста появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое, что наносит отпечаток на отношения к поступкам ровесников. Именно это новообразование - критическое отношение к действиям других детей, является основной причиной конфликтов среди ребят данного возраста. Вожатому необходимо понимать данную особенность, не позволять втягивать себя в конфликты. Самой эффективной мерой в таких случаях может стать метод «тайм-аута». Вместо вовлечения в спор о том кто прав, а кто виноват, просто признайте, что существуют различия во мнениях, но разрешать эти различия должны сами ребята. Только большая эмоциональная возбужденность мешает это сделать рационально. Попросите детей побыть в разных палатах в одиночестве, но особенно отметьте, что это не наказание, это всего лишь тайм-аут, то есть перерыв, и, как только они почувствуют себя лучше, они сами могут выйти из комнат, и, если захотят, самостоятельно обсудят данный вопрос, а может быть уже никогда к нему не вернутся. Метод тайм-аута лучше всего объяснить в тот момент, когда никакого конфликта еще нет, тогда дети отнесутся к нему более спокойно в случае, когда вы к нему прибегните. Часто имеет место также специфичность взаимоотношения полов в младшей возрастной группе.

Ни в коем случае не говорите ребенку: «Иди в свою палату и подумай о том, что ты сделал». В таком состоянии ребенок не может оценить свои поступки, глупо надеяться, что вина, стыд и раскаяние заставят его вести себя лучше. Напротив, фраза: «Находясь в палате, сделай, что-нибудь чтобы почувствовать себя лучше. Почитай книгу, поиграй в игрушки, поспи» - гораздо более полезна.

И, наверное, главное в работе с таким возрастом – игра, игра, и еще раз игра. Нужно собрать мусор на территории? – «А теперь устраиваем соревнование муравьев! Кто больше всех принесет фантиков, бумажек, тот и станет сегодня главным в нашем муравейнике!» Нужно быстрее успокоить их в тихий час? «Мы попали в страну, где все разговаривают носами и ушами, давайте учиться!» Не хотят на зарядку? «Ребята, сегодня днем все летим в космос, надо пройти предполетную подготовку!» Еще очень хорошо действует метод «А спорим тебе слабо…..?»

Самый главный плюс в этом возрасте это , что этих детей очень легко завести - любой игрой, если есть фантазия, то всё что находится под рукой моментально превращается в забаву. Главное не ленится, и расслабляться с маленькими детьми не стоит, надо постоянно быть с ними (пасти), им не доверишь, как старшим ребятам, какие-то самостоятельные дела (запросто что случится: драка, ссора). Ну конечно минус - это шумовой эффект, к этому надо привыкнуть. А еще их очень легко, в отличие от старших, уложить спать, и вообще сподвигнуть на что-нибудь необходимое. И вообще, младшие дети всегда найдут, чем себя занять. Они будут играть в пятнашки, качаться на качелях, и это совершенно не требует вашего участия. Игру для маленького ребенка можно сделать буквально из всего, даже из построения на полдник. Но если вы решили поиграть вместе с малышами, помните, что для этого возраста больше всего подходят подвижные, бегательные игры. Ну, а если в игре будет много шума, писка, визга - не пугайтесь, - так и должно быть. Прекрасно проходят игры-кричалки, ролевые сказки. Если в вашем багаже есть несколько подобных игр, то занятие для ваших детей вы найдете всегда. Вожатый должен знать множество игр для этого возраста (как подвижных так и развивающих). Старайтесь чаще хвалить ребенка за каждый его успех либо хорошее дело (у маленьких детей даже маленькая удача - большое достижение). Дети любят рисовать, нужно требовать от руководства лагеря больше бумаги, красок, карандашей и проводить больше конкурсов на рисование и выставок (стен много) художественного творчества.

С малышами рекомендуется недирективный метод управления. Его можно представить в три этапа:

  • принятие - означает то, что для вожатого важно понять внутреннее состояние ребенка. Узнать: как он себя чувствует? какое у него настроение? хочет ли он играть, и если да, то во что? и т.д.
  • подстройка - значит лишь то, что мероприятие должно проводиться, учитывая настрой ребенка в настоящий момент
  • ведение - поясним на примере. Предположим, вам кровь из носу нужно подготовить отрядный вечер, а из детей фонтаном бьет энергия. В таком случае разумно для начала провести какую-нибудь игру, дающую возможность излишек этой энергии сбросить, например Ипподром. А затем плавно перейти к основному мероприятию. Т.е. пытайтесь проводить что-то не НАД детьми, а ВМЕСТЕ с ними.

Также для этого возраста эффективен прием - переключение внимания.

Очень хорошо, если в отряде есть некий талисман, им может быть любое выдуманное существо, или какая-нибудь игрушка, лучше мягкая. С ее помощью вожатый может решить множество проблем: начиная от того, как уложить ребенка спать, и кончая тем, как отвлечь его от тоски по родителям.

Дети обожают всевозможные тайны, и один из способов привлечь их внимание, это сказать что-то вроде: "Ребята, я вам открою одну тайну, но никто кроме нас ее знать не должен".

Детям доставляют удовольствие игры, где чередуются тишина и шум. Игры, где можно кричать и визжать, обычно проходят на ура. А ещё малыши обожают делать оригами, аппликации, разгадывать загадки, делать причёски друг другу. Для самых младших непосед хорошо подходят различные соревнования, эстафеты. Например, кто больше пропрыгает на скакалке, попадёт мячиком в кольцо.

Но самое главное маленьких детей надо любить - они мгновенно это чувствуют! Только в этом возрасте, дети искренне и непосредственно любят вожатого, и именно в глазах малышей вы можете увидеть чисто детское восхищение и не наигранное обожание. А еще – они просто солнышки!

9-10 лет

Какие наблюдения про этот возраст:

Тоже Энерджайзеры. Только он был в палате, через минуту уже летит сломя голову с мячом, а через пять сидит на дереве. И чтобы он не сломал себе голову, их нужно занимать постоянно. В этом возрасте дети очень общительны, они активно ищут контакты, и находят их, любят коллективную деятельность, хотя стремление к самореализации выражено у этих ребят также весьма ярко. Неуемная активность одновременно является плюсом и минусом этого возраста. Детскую энергию важно направить в нужное русло, ведь именно в 9-10 лет детям свойственно не задумываться о последствиях своих действий. По статистике именно дети средне-младших отрядов чаще всего падают с деревьев и качелей. Постарайтесь постоянно загружать этих детей разнообразными мероприятиями. Для них подходят система ЧТП (чередования творческих поручений), интеллектуальные викторины, спортивные игры, конкурсы, подвижные игры.

Проблем с дисциплиной, как правило, с детьми этого возраста нет, т.к. они все еще воспринимают вас как маму с папой, а родителей они привыкли слушаться. Они часто ссорятся и быстро мирятся. Вожатый должен понимать, что встав на сторону одного из ссорящихся он потом останется крайним, т.к. те помирятся. Вожатый не должен занимать чью-либо сторону: он выше этого. Можно наказать обоих: сказать, что не пойдут на дискотеку или другое мероприятие и через несколько минут оба наказанных будут дружить сильнее прежнего и просить у вожатого прощения. Часто невозможно найти виновного, когда обе стороны пеняют друг на друга. Можно выбрать «соломоново» решение – виноваты все; или вынести предупреждение (жёлтую карточку).

Беседа в данном возрасте является одним из самых благотворных методов воздействия. Для этого можно использовать рассказы из собственного опыта, отрывки из художественных произведений, просить детей поделиться своим опытом по разрешению сложных ситуаций. Привлекайте детей к поиску решений. Не стремитесь к тому, чтобы заставить ребенка нести наказание за проступок, напротив сосредоточьтесь на том, какой опыт все ребята, и вы приобрели для будущего. Где возможно, давайте детям возможность выбора, по крайней мере между двумя приемлемыми вариантами.

Если же определённый ребёнок часто нарушает дисциплину, задирает других, мешает в тихий час или сбегает, то этого ребёнка можно припугнуть, взять за руку и сказать, что идём к директору, потом собирай вещи и домой, либо припугнуть: «сейчас напишешь объяснительную и директор позвонит домой родителям». В этом предложении дети боятся 2 вещей: писать объяснительную «о ужас, что это? Так всё серьёзно» и второе – боятся, что родители накажут, если позвонят домой. Или же посадить писать письмо маме, папе, бабушке, дедушке о своём поведении. Да еще и сидеть с ним рядом, подсказывать, чего он там забыл и язвительно комментировать! Объяснительные вообще читать очень весело, особенно если заставить провинившегося полностью описать свой проступок и его причину.

Они очень восприимчивы ко всяческим ритуалам, их увлекает совместная деятельность. Но им обязательно нужен успех, поощрение, при неудачах они теряют интерес к деятельности. Нужно поощрять детей и хвалить за каждую сделанную самостоятельно деталь – например, застеленную постель, уборку в комнате, постиранные вещи и др., особенно за участие в конкурсах. С детьми этого возраста сложно поставить грандиозное театральное действо, поэтому сразу ставьте реальные цели, не ругайте детей если они плохо играют, старайтесь больше хвалить. Привыкайте что вам многое надо делать самим: и репетировать и играть с ними и шить костюмы (дети тут плохие помощники). Танцы на сцене с ними лучше ставить не в синхронный форме, а в произвольной, сначала довести до их восприятия ассоциации связанные с танцем, тогда всё получится куда лучше, чем если заставлять их разучивать движения и сотни раз репетировать. Когда работаешь на ассоциациях - три-пять раз прогнал сюжет и готово! Перед некоторыми конкурсами очень сильное напряжение и у детей растёт страх – они могут нервничать, капризничать, не нужно ругать, а успокаивать. Кого-то обнять (если можно), кого-то хвалить, главное – найти способ поддержать. После конкурса продемонстрировать свою радость. Если что-то не удалось – не заметить и сказать ,что всё равно было супер.

11-12 лет

Какие наблюдения про этот возраст:

Особенности -

  • Податливость, лёгкость на подъём. Взято всё лучшее от старшего (можно общаться на интеллектуальном уровне) и младшего возраста (непосредственность) и, практически нет присущих им недостатков; уже не маленькие, которых ничего не интересует, но ещё и не старшие, у которых всё вызывает противоречие.
  • Стремление к старшим. Подражание вожатым, копирование поведения.
  • Стремление к сплочению. Им нравится отличаться от других, иметь какую-нибудь отличительную феньку - фишку не как у всех.
  • Романтичность (очень хочется, но страшно сделать первый шаг!)
  • Сложность взаимоотношений между полами. Нужны соответствующие игры, чаще перемешивать, сталкивать, на дискотеках “подталкивать друг к другу”, показать личный пример.

Самое интересное для новичка - у детей 11-12 лет уже есть мозг. Они уже не маленькие, поэтому многое понимают, и готовы во всем вам помогать. В этом возрасте у них особенно развито желание лидерства. Старайтесь открыто не выделять любимчиков, они могут зазнаться, переоценить свою значимость в отряде. В этом возрасте все дети с удовольствием играют в "зарницу", устройте конкурсы мистер и мисс отряда, поиск клада и другие всем известные игры и конкурсы. 12-13 лет опасный возраст, когда у детей возникает некоторое сознание пофигизма (не хочу, не буду). Говорите "ну и не надо", не уговаривайте. Вот увидите - прибежит сам и попросится участвовать. Дети любят, когда их уговаривают, поднимая свою значимость. Разработайте систему мотивации участия во всем, например рейтинговая система (дети очень любят соревноваться - кто больше). В этом возрасте могут возникнуть наибольшие проблемы с поведением (они могут подраться, пробовать курить и т.д.). Сразу в начале смены строго обозначьте все рамки дозволенного, очертите систему наказаний (что оно будет неотвратимо). Сразу же приготовься к тому, что тебе придется побыть «жилеткой» не для одного ребенка (если, конечно, у тебя сложатся доверительные отношения) учти, это очень важно - дать ребенку выговориться, выслушать его, ему важно быть понятым. Для этих детей на первое место выходят их сверстники. Поэтому конфликты со взрослыми выходят на новый уровень. Детям важно отстоять свое Я, свое мнение. И часто они это делают, вставая в оппозицию вожатому. В этот же момент у ребят возникает тяга к объединению в группы. Вам важно выделить лидера в детском коллективе, сделать его своим помощником и союзником. В этом возрасте дети с удовольствием участвуют во всевозможных конкурсах и соревнованиях ("Гиннес шоу", "лучшие из лучших", моды и прически), а также в разнообразных творческих и ролевых играх (песенный конкурс, "Крокодил", "Суд", "12 злобных слушателей"). Они уже не такие маленькие, чтоб не понять правил игры или идеи выступления, но еще не обременены подростковыми комплексами, не сформированы окончательно, легко поддаются воспитанию.Мероприятия на этом возрасте проходят любые, надо только уметь их подать. Они будут играть и в детские «Сантики-фантики» а «Али-Бабой» и во всякие серьёзные игры, типа Ток-шоу или «Что? Где? Когда?». Эти дети — самый благодатный материал. Вы можете сделать из своего отряда что угодно: от футбольной команды до сборища романтиков (а может быть, то и другое одновременно). Если их зажечь, они пойдут за вами куда угодно. И у вас есть реальный шанс изменить их к лучшему.

Подвержены влиянию старших, стремятся им подражать. Поэтому на среднем возрасте вожатому так важно иметь авторитет среди детей, быть для них примером во всём. Иначе это место займёт первый отряд с его курением, матом, и прочими прелестями старшего возраста.

Сами считают себя взрослыми. Этим можно пользоваться: в нужный момент пристыдить: «что вы как маленькие себя ведёте…» Хм… правда не стоит этим злоупотреблять, а то дети просекут это и ответят «Да, мы маленькие» только чтоб вас обезоружить. Дети вообще быстро просекают всякие вожатские приёмчики, поэтому вожатый должен иметь богатый арсенал и быть непредсказуемым.

Стремление к сплочённости. Этим детям очень нравится быть командой, быть лучше всех. Именно на этом возрасте у детей очень сильно, в хорошем смысле «стадное» чувство. Младшие дети ещё не осознают таких социальных аспектов, для маленького ребёнка скорее существует он сам и окружающий мир, с которым он налаживает контакт. Старшие дети придают большое значение своей индивидуальности, стараясь как можно весомее и ярче представить окружающим своё «Я». А вот для детей этого возраста главное — «МЫ». И это очень благодатная почва для работы вожатого, для создания в отряде нужной атмосферы, для построения Отряда, с большой буквы О.

Романтичность и сложность взаимоотношений. Мальчиков и девочек тянет друг к другу, но они не умеют друг с другом общаться. Они боятся сделать первый шаг, боятся неудач и подшучивания товарищей. Здесь вожатый должен прийти на помощь, подтолкнуть, дать совет. Особую роль тут, конечно, имеют дискотеки. Для детей станцевать медляк — это событие. И это очень серьёзно. Это почти - то же самое, что признаться в любви и начать встречаться. И поэтому пригласить девочку на танец — это очень сложно. И поэтому «мужики не танцуют». А ведь порою нужно просто подбодрить, вселить уверенность, и ребёнок будет после этого вам очень, очень благодарен. Иной раз надо поговорить и с мальчиком, и с девочкой, позаниматься этаким «сводничеством». Но, конечно, в разумных пределах, и универсальных рецептов тут, наверное, нет… Есть много игр и мероприятий, направленных на сближение мальчиков и девочек: «Мигалки», «Лавочки», «Любовь с первого взгляда», «Тайный друг» — всё это очень нравится детям. Стоит только начать! Нужно сформировать у них правильное отношение к любви. В данном вопросе для этого возраста (и не только) существует семь главных НЕ: не подозревать в любви дурного, не запрещать общения, не подслеживать, не выспрашивать специально, не высмеивать (даже не подшучивать), не растравлять сочувствием, не подсказывать без крайней необходимости. Отношения между напарником и напарницей должны быть примером для детей. Не обязательно изображать любовь. Но нежную заботу — да. А на дискотеке очень желательно напарнику станцевать со своей напарницей! Надо поддерживать и культивировать дух рыцарства. Тем более, что дети этого возраста очень к этому восприимчивы, нужно только заронить семя романтики, и она расцветёт.

13-15 лет

Какие наблюдения про этот возраст:

Главная их особенность: они считают себя взрослыми. Более того, они зациклены на этом вопросе. Им жизненно необходимо доказывать всем, что они взрослые. У них только-только заканчивается переходный возраст, но уже чувствуется некоторая склонность к максимализму, часто это приводит у девочек - к истерикам, у мальчиков - к дракам. Склонны к депрессиям и чрезвычайным подъемам настроения. Они достаточно умны, общительны, умеют отстаивать свою точку зрения (зачастую их доводы не лишены смысла). Не любят, когда ими командуют. Считают, что вправе распоряжаться собой сами. Больше говорят, чем делают. Если делают, то, в основном, напоказ. Не могут существовать без лидера, поэтому, сами того не подозревая, его создают, в большинстве случаев от этого страдают. Было бы неплохо, если этим лидером стали бы для них Вы. Нуждаются в поощрении, добрых словах со стороны старших. Зачем они едут в лагерь? После девяти месяцев непрерывного контроля со стороны родителей, постоянных требований учителей, что для них лагерь? Свобода. Они приезжают туда, чтобы расслабиться, отдохнуть, оторваться по максимуму. И этот их "отрыв по максимуму" далеко не всегда доступен Вашему пониманию.

Вы должны быть для них авторитетом. Не допускайте панибратства, чего хотят дети этого возраста. Иначе вы не сможете удержать отряд. Если вы не добьетесь уважения в первые дни, вы не сможете создать ОТРЯД. Нужно сделать из этих детей союзников, советоваться с ними во всем. Они уже считают себя взрослыми, и не терпят когда без них принимают решение (будь то название отряда, сценарий сказки или кто будет дежурным). Для этих детей не нужно днем проводить много КТД, напирайте больше на спорт - ведите весь отряд в спортзал, бассейн или на стадион). Они часто сами себя занимают, придумывая игры. Они вообще могут полдня спать на ходу, т.к. ночью болтали до 4 утра. У старших отрядов часто существует жесткая борьба между отрядами за лидерство. Не допускайте стычек по этому поводу. Старшие отряды - благодатная среда в плане постановок, при вашем чутком руководстве они могут создать театральный шедевр, и сами сошьют к нему костюмы. Приготовьтесь к тому что курение в 15-16 лет норма (и с этим бороться сложно). По поводу спиртного. Чаще всего у подростков изымается пиво и коктейли. Лучше поступать жестко и вывезти хозяина спиртного, тогда остальные побоятся в другой раз вести.

Отличительной особенностью детей этого возраста является наступающее половое созревание. Дети становятся нервными и неуступчивыми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в критичности, негативной оценке того, что делают другие. ("Что за лажа, я в этом участвовать не буду!"). В этот момент важно помнить, что негативная реакция очень часто скрывает под собой неуверенность в собственных силах. Поэтому не старайтесь следовать лозунгу: "Критикуешь - сделай лучше!", ставя подростка зачастую в безвыходное положение, а вызывайте у него желание активно сотрудничать с вожатым и другими ребятами. Не скупитесь на положительную оценку его действий.

В этом возрасте появляется ярко выраженная тяга к противоположному полу, а учитывая довольно раннее развитие детей и влияние сегодняшней внешней среды, окружающей подростка, эти дети требуют особого присмотра, чтобы не столкнуться с тем, что в вашем отряде появится еще и новорожденный ребенок. Вожатому важно снимать существующее сексуальное напряжение. Вашим инструментом должны оказаться дискотеки и возможно (по обстоятельствам), если в этом есть необходимость, так называемые "эротические игры" (статуя любви и др.). Положительный эффект таких игр достигается благодаря публичности их проведения. Дети получают возможность реализовать (в пределах разумного) свои скрытые желания, причем это проходит под присмотром вожатого, в процессе, который сопровождается весельем. А смех, как известно, лучший расслабляющий фактор. Мальчики и особенно девочки влюбляются в разных людей, чаще всего литературных и киногероев, причем совсем не обязательно противоположного пола. Это происходит потому, что в течение многих лет девочки и мальчики придерживались общества представителей своего пола, а представителей противоположного пола считали своими естественными врагами. Этот барьер преодолевается медленно. Спустя некоторое время мальчики и девочки, общающиеся вместе, начинают мечтать друг о друге, но даже тогда пройдет еще много времени, прежде чем самые застенчивые найдут в себе смелость выразить свою приязнь в лицо. Вы можете помочь ребятам открыто выразить свою приязнь с помощью игры. Прекрасный способ – провести в конце смены грандиозное шоу "Любовь с первого взгляда".

В результате всех физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более чувствительным и застенчивым. Он расстраивается из-за малейшего дефекта, преувеличивая его значение (девочка с веснушками может думать, что они ее уродуют). Небольшая особенность строения его тела или функционирования организма сразу же убеждает мальчика, что он не такой, как все, что он хуже других. Подросток так быстро меняется, что ему трудно разобраться, что он собой представляет. Его движения становятся угловатыми, потому что он еще не может управлять своим новым телом так легко, как раньше; аналогично вначале ему трудно управлять и своими новыми чувствами. Подросток легко обижается на замечания. В какие-то моменты он чувствует себя взрослым, умудренным жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно. Но в следующую минуту он чувствует себя ребенком и ощущает необходимость в защите и материнской ласке. На доброе слово и предложение помочь, подросток частенько ответит показной грубостью и холодностью, но долго будет еще вспоминать, как именно его похвалили как самого ответственного в отряде и именно ему сказали, что он может стать хорошим спортсменом в будущем.

Другой особенностью этого возраста является формирование собственной точки зрения. У человека в таком возрасте обо всем есть свое мнение. Он стремится определить свое место в коллективе, и очень переживает о том, что о нем думают другие. Для подростков характерно объединение в неформальные группы. На ребят эффективно действовать через лидеров (нужно войти в доверие, найти общий язык, взять их к себе в помощники). Предложить детям, чтобы они делали друг другу сюрпризы, например будить (чтобы ребята с твоего отряда это делали) девушек с помощью кофе, и прочие фишки. Можно играть в игры Гномы и Великаны, Тайный Друг. Возможно этот вызовет у них соревновательный интерес. Налаживать атмосферу для глубоких разговоров. Например после утомительного дня вечером или на ночь глядя поговорить "за жизнь". Проводить тематические дискуссии, например можно проводить так называемые ток-шоу с ведущими, категорированным залом, экспертами и микрофоном, можно замечать кто что говорил, и потом говорить об ответе на едине. Обращать внимание на молчащих ребят в дискуссии - это потенциально опасно, так как такие могут быть "утянутыми за собой" вашими противниками. Можно в дискуссиях подводить к тому ответу, к которому ты хочешь их подвести. Научить детей ставить себя и своих близких на чужое место, научить их проецировать на себя ситуацию, абстрагироваться. Тем самым пробуждая совесть, стыд. Смотреть с детьми хорошие фильмы, а потом их обсуждать. Воздействовать на индивидов с помощью общественного мнения.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Развитие детей младшей группы (6—8 лет)

  • руки и ноги растут быстрее тела
  • общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к 7 годам

Развитие детей средней группы (9—11 лет)

  • рост девочек опережает рост мальчиков
  • в начале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее

Развитие детей старшей группы (12—14 лет)

  • девочки обычно выше мальчиков
  • половое созревание
  • быстрый рост мускулатуры
  • переутомление опасно
  • девочки менее активны

Развитие подростков (15-16 лет)

  • наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам)
  • завершение роста скелета
  • различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть
  • мальчики отстают в развитии на 2 года

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ

Развитие детей младшей группы (6—8 лет)

  • высокий уровень активности
  • стремление к общению вне семьи
  • стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо
  • понимание различий пола
  • стремление получить время на самостоятельные занятия
  • ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным

Развитие детей средней группы (9—11 лет)

  • стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек
  • энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны
  • часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности
  • стремятся к большой мускульной активности
  • любят коллективные игры
  • шумны, спорят
  • влюбчивы
  • боятся поражения, чувствительны к критике
  • интересы постоянно меняются
  • мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству
  • начинают осознавать нравственные нормы
  • пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг

Развитие детей старшей группы (12—14 лет)

  • мальчики склонны к групповому поведению
  • дети испытывают внутреннее беспокойство
  • антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга
  • мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых
  • дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета
  • стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды
  • сопротивление критике
  • появляется интерес к заработку

Развитие подростков (15-16 лет)

  • девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками
  • наблюдается беспокойство о своей внешности
  • растет социальная активность
  • стремление к достижению независимости от своей семьи
  • поиск себя
  • происходит выбор будущей профессии
  • возникновение первой любви
  • проявляются крайности в поведении, например, «я знаю все!»

СОВЕТЫ ВОЖАТЫМ

дети младшей группы (6—8 лет)

  • организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега
  • развивайте умение лазать и пользоваться качелями
  • используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические постановки
  • обучайте правильным навыкам труда
  • обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении
  • предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.)

дети средней группы (9—11 лет)

  • учитывайте то обстоятельство, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале
  • используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности
  • организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам
  • организуйте разумное руководство творчеством, направление пробуждающихся интересов к окружающему миру;
  • стремитесь обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей

дети старшей группы (12—14 лет)

  • организуйте коллективные игры (различные для мальчиков и девочек)
  • отдавайте предпочтение спортивным играм
  • используйте общий энтузиазм отряда при выполнении порученных заданий

Подростки (15-16 лет)

  • оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками
  • руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых
  • создавайте необходимые условия для отдыха
  • учитывайте возрастные особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу
  • учитывайте то обстоятельство, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.

СОВЕТЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Младший возраст (6—8 лет)

  • Раздражительность, тоска по домашним, слезы. - Отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.
  • Множество вопросов. - Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.
  • Быстрая утомляемость. - Быстрее «бежать» к финишу мероприятия, к результатам в игре, труде...
  • Неуверенность в себе. - Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.
  • Готовы пробовать все на вкус. - Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.
  • Опасность травматизма. - Избегать чрезмерный ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.
  • Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание. - Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.
  • Слезы и страхи в темноте. - Не оставлять одного в темноте.
  • Желание играть со сверстниками. - Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.
  • Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. - Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.
  • Постоянные опоздания. - Не давать поручений( связанных с учетом времени.
  • Впечатлительность. - Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».

Средний возраст (9—11 лет)

  • Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. - Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.
  • Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. - Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня.
  • ЗАМКНУТОСТЬ, одиночество. - Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.
  • Непослушание, действие « наперекор», постоянные споры. - Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними .
  • Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости. - Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.

Старший и подростковый возраст (12—16 лет)

  • Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых. - Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними.
  • Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли. - Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло.
  • Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе. - В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.
  • Проявление чрезмерной самостоятельности. - Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.
  • Несбывающиеся мечты подростков. - Поразмышлять вместе с подростками о будущем.




См. также

  1. Переходный возраст
  2. Работа с подростками
  3. Основные подходы к работе с детьми разного возраста
  4. Симптомы потери непосредственности. Кризис семи лет
  5. Психологическая характеристика детей от 6 до 11 лет
  6. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста
  7. Как вожатому выбрать возраст детей, с которыми работать
  8. Возрастные особенности построения деятельности отрядов
  9. Особенности темперамента детей разных возрастов
  10. Советы по работе с детьми разного возраста
  11. Закономерности возрастного развития ребенка
  12. Особенности работы с детским коллективом
  13. Особенности общения подростков


Дополнительно

  1. Возрастные особенности и варианты решения
  2. Специфика возрастных групп
  3. Психологические особенности школьного возраста
  4. Оcновы диагностики в работе вожатого
  5. Игра и возрастные особенности детей
  6. Детская психология
  7. Рекомендации по возрастам
  8. Особенности детской психологии
  9. Ребенок и социальные нормы
  10. Возрастные особенности детей 6 - 14 лет
  11. Детская психология - методические указания
  12. Возрастная психология (из копилки ФПДО)