Возрастные особенности построения деятельности отрядов

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск

Детский лагерь - это своеобразный замкнутый мир, где средний возраст жителей гораздо меньше восемнадцати лет, и самая большая разница в возрасте едва ли достигает десяти лет, но при этом у каждого возраста есть свои особенности, которые надо знать и учитывать в своей работе. При выборе возраста отряда, с которым вы хотите работать, необходимо изучить возрастную психологию детей. Это позволит понять переживания и настроения детей, подобрать игры, соответствующие их возрасту, помочь им адаптироваться в новых условиях!


Возрастные особенности младших отрядов.(6-9 лет)

Gallery-2-12m.jpg

Возрастные задачи, особенности поведения мальчиков и девочек. Особенности построения деятельности младших отрядов. Роль вожатого Младший школьный возраст

Прогнозируемые трудности

  1. Могут плакать.
  2. Быстрая утомляемость.
  3. Раздражительность, тоска по дому.
  4. Множество вопросов.
  5. Готовы пробовать все на вкус.
  6. Малыши во власти домашних привычек:
    • рано засыпают
    • не умеют застелить постель
    • разбрасывают и теряют вещи.
  7. Привычка есть медленно, всухомятку.
  8. Опасность.
  9. Потеря интереса, рассеянное внимание.
  10. Рассеянность, быстрое переключение внимания.
  11. Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых.
  12. Впечатлительность.


Возрастные особенности

  • Болезненно переживают разлуку с семьей.
  • Ребята очень активны.
  • Чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки, новые люди в окружении.
  • Любознательность.
  • Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному.
  • Отсутствие навыков самообслуживания.
  • Семейные привычки.
  • Мальчики нарочито демонстрируют свою смелость.
  • Большая утомляемость от однообразия.
  • Легко отвлекаются на любой внешний раздражитель.
  • Слепое подражание взрослым.
  • Эмоциональная неуравновешенность.


Варианты решения

  • Отвлечь интересными делами, переключить внимание.
  • Нужно быстрее «бежать к финишу», к результатам в игре, труде.
  • Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в данной обстановке.
  • Внимательно выслушать и отвечать столько раз, сколько необходимо для понимания.
  • Рассказать детям о ядовитых яблоках, грибах, растениях.
  • Нужно терпеливо приучать к порядку. Проявлять особое внимание вечером: кому-то рассказать сказку, кому-то спеть, следить за гигиеной детей.
  • Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Необходимо обратить внимание на таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтной ситуации.
  • Следует избегать чрезмерных ограничений в детской деятельности, заполняя жизнь детей полезными и нужными движениями: играми, состязаниями.
  • Частая смена видов деятельности.
  • Игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными во времени.
  • Стремиться не подавать «дурной пример».
  • Учитывая это, не рассказывать сказки, истории с плохим концом.


особенности младшего возраста + игры для этого возраста

  • к ним надо относиться так, как бы ты относился к своим собственным детям
  • жизнерадостность и высокий уровень активности, стремление к практической деятельности и постоянная готовность участвовать в любом предложенном деле
  • общительность, контактность, эмоциональная насыщенность деятельности
  • любознательность, целеустремленность, настойчивость
  • быстрая смена интересов
  • тяга к коллективной деятельности, к приключениям, к состязаниям
  • сильные эмоциональные впечатления от стихов и рассказов, исполненных в выразительной художественной форме, от театрального спектакля, от песни, от сказок
  • игры в этом возрасте должны быть развивающими, подвижными и на внимательность


Конфликтные ситуации

Дети данного возраста ещё слишком привязаны к маме. Поэтому могут возникнуть ситуации, когда ребёнок плачет и не хочет ничего делать. При данных обстоятельствах необходимо его отвлечь, например, можно порисовать с ним или поговорить.

При общении с детьми у вас появиться представление о каждом их них, знание тех или иных особенностей ребёнка, соответственно вы сможете найти ему подходящего друга. Это ещё один вариант решения возникшей проблемы.

На самом деле, всё здесь зависит от вашего умения придумывать различные интересные занятия.


Режимные моменты:

Проблемы могут возникнуть при таком режимном моменте, как отбой.

1. Перед отбоем Перед тем как уложить детей спать, необходимо решить бытовые вопросы. Поскольку отряд большой, можно упростить себе задачу, и выводить детей мыть ноги и чистить зубы по палатам. Так легче проследить все ли дети выполнили надлежащие нормы.

2. После отбоя Не все дети могут сразу уснуть, поэтому после отбоя не исключена такая проблема, как шум. В данном случае, чтобы успокоить детей, можно спеть им колыбельную или рассказать сказку. Ещё один вариант – поговорить с ними. Сказать: «вы так устали, и для того чтобы быть ещё красивее, сильнее и взрослее, вам необходим сон».)) Если ничего не помогает, то всё решает третий вариант - авторитарное слово.


Игры

Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе. Хотелось бы отметить, что для детей данного возраста (от 6 до 10 лет) подходят подвижные или творческие игры.

а) Например, подвижная игра – «Белки в клетках» Необходимо организовать детей на участие. Если игра включает в себя не только движения, но и произнесение предложений, то желательны короткие фразы. С первого раза дети могут и не запомнить все эти слова, поэтому важно повторить с ними только что сказанное.

б) творческие игры Можно устроить творческий конкурс, например «лучший рисунок» или слепить что-нибудь из пластилина. Таким образом, ребёнок сможет проявить себя, показать лучшие качества и таланты.

Р.S. Если вы завоюете авторитет у детей, и в то же время будете их другом, они будут вам очень благодарны; вы сразу почувствуете их любовь))

В заключении хотелось бы сказать, что нужно относиться к ним так, как бы вы относились к своим собственным детям.


Возрастные особенности средних отрядов (10-12 лет)

X 50804d95m.jpg

Часто возникают конфликтные ситуации,связанные с тем,что дети высмеивают недостатки друг друга. Проблемы могут возникнуть с подъёмом детей на зарядку (их тоже лучше бы будить музыкой и ставить точное время,к которому он должны быть готовы строиться) и отбоем (предупреждать об отбое за 15-30 минут, чтобы они спели сделать все свои дела,они могу начинать "качать" права, тогда можно просо выключить свет и через какое-то время сделать обход). для большинства из ребят вожатый всё же будет авторитетом, нужно стать для них другом и соратником и в тоже время не бояться иногда прибегать к авторитарным мерам. Для них подходят больше всего спортивные и творческие игры (одна из игр - "На что это похоже?"), они ценят похвалу, очень радуются любым успехам и очень огорчаются, когда у них что-то не получается.


Возрастные особенности, кризисы возраста, особенности построения межличностных отношений. Авторитет старших.

Прогнозируемые трудности

  1. Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости.
  2. Непослушание, действия «наперекор», постоянные споры.
  3. Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, неумелое использование косметики.
  4. Замкнутость, одиночество.


Возрастные особенности

  • Появление тайн:
  • укромные уголки, леса, полянки; построение шалашей.
  • Половое созревание.
  • Стремление к самостоятельности.
  • Внешнее проявление взрослости.
  • Увеличенное внимание к своим недостаткам.
  • Неуемная фантазия


Варианты решения

  • Уметь понять причины. Соизмерять возможности и решения.
  • Становиться соучастником, сотрудничать.
  • Вести разъяснительную работу с привлечением всех специалистов, показом кинофильмов.
  • Стремится переключить свое внимание, выявить качества, которыми подросток мог бы гордиться.
  • Знать такие секреты, совместно хранить их и совместно разумно использовать. Проводить игры с элементами романтики.


Физиологически и Психологические особенности:

  1. Отличаются большой жизнерадостностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности.
  2. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят.
  3. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий.
  4. Их увлекает совместная коллективная деятельность.
  5. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем.
  6. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность.
  7. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку.
  8. Их тянет к романтике.
  9. Появляется способность отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным.
  10. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
  11. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам


Подростковый возраст (13-16 лет)

9ce3c363b38ef3dcd8b3ba5829064ee7m.jpg

Часто встречаемые конфликтные ситуации:

  • дети разделяются на группировки и воюют между собой
  • вредные привычки

Режимные моменты:

  • Отбой и подъем.
  • Шум после отбоя

Решение проблем:

Сплотить детей, каким-то общим занятием, игрой, тем самым они будут меньше враждовать или вообще забудут о своих противоречиях. Решение алкогольного вопроса лучше всего происходит через страх. Страх детей перед администрацией и тем, что об этом могут доложить родителям.

Игры: -Арам-шим-шим


Прогнозируемые трудности

  1. Появление кумиров. Конфликты как со взрослыми так и со сверстниками.
  2. Замкнутость, агрессивность. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в себя, жизнерадостность и пассивность.
  3. Неподчинение, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли.
  4. Замкнутость, одиночество, чрезмерная ранимость, вспыльчивость, раздражительность, интерес к себе.
  5. Чрезмерная самостоятельность.
  6. Несбывшиеся мечты.


Возрастные особенности

  • Самоутверждение.
  • Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.
  • Стремление к независимости.
  • Специфические особенности (прыщи, полнота, жирные волосы).
  • «Освобождение» от родительской опеки.
  • Мечтательность


Варианты решения

  • Умение понять, сотрудничество.
  • Объяснить, что это за чувства.
  • Стараться понять, помочь пережить данную ситуацию.
  • В индивидуальной беседе разъяснить, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе находить лучшие качества у таких детей и выделять их.
  • Учитывать это и давать как можно больше подконтрольной самостоятельности.
  • Мечтать вместе.


Особенности детей старшего подростового возраста:

  • подражание внешним признакам взрослости – игра в азартные игры, алкоголь и курение, развлечения, особый сленг, взрослая мода, украшения и косметика. но это самые опасные способы достижения взрослости.
  • подражание подростков-мальчиков "настоящим мужчинам". выражается в самовоспитании, выработке в себе выносливости, силе, мужестве, верности, дружбе.
  • социальная зрелость. она появляется только в совместной деятельности ребенка и взрослого, где подросток занимает место помощника взрослого. начало подросткового возраста – очень благоприятное время для этого.
  • интеллектуальная взрослость. проявляется в стремлении что-то знать и уметь по-настоящему. обучение у таких школьников превращается в самообразование.

При общении необходимо учитывать все нюансы и стараться завоевать доверие у ребят путём уважения их личного мира. ведь подростки - это уже не дети, но ещё и не взрослые. нужно помнить, что любое негативное высказывание может повлечь за собой развитие комплексов.

Игры предпочтительны в формате тренингов, раскрытия личности, ролевые фишки и пр. )


Об особенностях общения со старшей возрастной группой.

Начнем с перечисления возрастных особенностей детей старшего отряда. По достижении 15, они, как правило, искренне считают себя взрослыми, зрелыми личностями, коим море по колено, горы по плечу. Для вожатых это хорошо тем, что нет нужды постоянно бдеть в ожидании бытовых инцидентов. А еще к своим годам они успевают натворить много чего такого, за что им стыдно. Но в отличие от младших товарищей то, чем они гордятся еще ужаснее. И вот то, как с этим бороться мы обсудили посредством небольших постановок,иллюстрирующих стандартные конфликтные ситуации между вожатыми и их подопечными.

Итоги:

  1. Курение. Злостных курильщиков необходимо в начале смены выявить. Тех, кто раньше не курил – выловить и пристыдить(впрочем, сойдут и прочие методы убеждения, вроде обещания оповестить администрацию). Желательно составить какое-нибудь письменное соглашение, по которому первые обяжутся курить мало и редко. Относиться к соцаильникам нужно крайне внимательно, по возможности, попытаться найти с ними общий язык.
  2. Алкоголь. Опять же, особливо прытких юных потребителей спиртного сдать администрации. Касательно остальных, можно попытаться воззвать к совести посредством душещипательных рассказов о Машах/Петях/Сашах, павших в ваших прошлых сменах жертвами алкоголя. Метод запугивания стоит применять однако крайне редко, и, желательно, обладать хоть каким-нибудь авторитетом в глазах подростков.
  3. А еще мы обсудили, как без особых усилий припахать наших подопечных к трудностям отрядного бытия. Поскольку не все из них в этом возрасте плавают в лучах своего величия, периодически захлебываясь в них, необходимо мотивировать каждого ребенка отдельно к проявлению собственных уникальных творческих способностей. Здесь же желательно включить хитрость и задействовать дремлющего в себе психолога.
  4. И последнее, как понизить градус активности подростков по отношению друг к другу и направить их светлые порывы в нужное русло. Здесь же в оргпериод метод кнута предпочтительнее метода пряника. Ну а потом, следует принимать решения по ситуации. То есть если уж захотелось мальчику и девочке уединиться в благих целях(воздухом подышать, звезды посчитать), пусть они делают это в поле вашего зрения.(ни в коем случае не за территорией, но и не на виду у администрации)

А также были на собрании были различные игры, судя по всему, на сплочение. Что кстати важно проводить с детьми старшего отряда. Но самое главное, постараться наладить приятельские отношения с подопечными, ибо приказной тон здесь не сработает, а лишь усугубит ситуацию и пошатнет ваш авторитет.

p.s. Важно помнить и подчеркивать то, что каждый из них индивидуальность. С первым отрядом работать интереснее, чем с младшими, потому как у них хорошо развита фантазия и они способны выдать вам даже готовые сценарии. Главное, мотивировать их и все же не забывать, что они находятся на перепутье, то бишь личность их только начинает формироваться. (переходный возраст).




Если ребенок первый раз в лагере, то он потребует большего внимания к себе. Вожатому надо помнить, что у него отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен в самостоятельной жизни, он должен еще привыкнуть к общественному питанию; к новым порядкам. Чувство покинутости, одиночества испытывают, как правило, именно такие дети.

Если ребенок не первый раз в лагере, то с ним возникают другие проблемы: он всезнайка, у него раскованное поведение, он вспоминает о том, как было прошлым летом, позапрошлым, постоянно сравнивает данный лагерь с иными, противопоставляет себя другим детям. С таким ребенком могут быть проблемы особенно в отношении сна в тихий час.

Итак, новый сборный коллектив сформирован. Вожатому надо помнить о том, что у него могут возникнуть с детьми разного рода разногласия и даже противоречия и быть готовым к этому. Так, например, следует ожидать разногласия по вопросам организации «свободного» времени.