Старший вожатый лагеря

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Документация в ДОЛ

P1100516m.jpg

Рекомендации по оформлению документации старшего вожатого

У старшего вожатого (начальника смены) должны быть следующие документы:

  1. Перспективный план работы педколлектива.
  2. Календарные планы работы лагеря.
  3. План-сетка лагерных дел.
  4. План работы кружков и клубов по интересам.
  5. Календарные планы отрядных вожатых (воспитателей).


1. Каждому вожатому необходимо взять с собой в лагерь для трудоустройства на работу:

  • паспорт
  • санкнижку
    • флюорография
    • прививки (АДСМ, корь, гепатит В, краснуха)
    • гинеколог (девушки)
    • БАК-анализ
    • кровь УМСС
    • дермато-венеролог
    • анализ на брюшной тиф (не везде требуют)
    • допуск к работе от терапевта
  • приписное / военный билет (парни)
  • пенсионное страховое свидетельство
  • трудовая книжка
  • ИНН
  • справка с места учебы или копия диплома об образовании
  • страховой медицинский полис
  • желательна прививка или страховка от укуса клеща

2. До начала сезона должна быть написана программа летнего отдыха, составлен список материально-технического оснащения (канцтовары, спорт. инвентарь и т.п.)

3. До заезда в лагерь вожатые предоставляют старшему вожатому:

  • отрядные план-сетки (сухую / мокрую)
  • КТД по данной план-сетке
  • первые три дня сезона, расписанные поминутно
  • программы кружков
  • показывают наличие копилки вожатого
  • готовые сценарные планы тематических дней
  • грамоты
  • эскиз дружинного уголка (ответственные или подменные вожатые)

4. До заезда детей у старшего вожатого должно быть:

  • программа летнего отдыха в 4-х экземплярах (рабочий, директору, на КПП, на всякий случай)
  • план проведения спортивных мероприятий
  • график выходных дней
  • список всех вожатых (ФИО, дата рождения, адрес, телефон, паспорт, ИНН, пенсионное)
  • альбом сезона
  • таблички для записи детей (Ф.И. ребенка, дата рождения, домашний адрес, телефон, Ф.И.О. родителей, место работы родителей, контактные телефоны родителей, школа/класс, примечания)

5. Примерный список документов, который должен быть у вожатого на сезоне:

  • списки отряда в полной форме
    • себе
    • директору
    • старшему вожатому
  • списки в упрощенной форме
    • КПП
    • медпункт
  • списки именинников
    • себе
    • старшему вожатому
  • расписание работы душа, бассейна, прачечной, кружков, библиотеки и пр.
  • папка для детских объяснительных
  • заявление о приеме на работу
  • папка для расписок (приложение № 1)
  • дневник вожатого (в зависимости от лагеря)

6. На КПП должно быть:

  • списки отрядов
  • список запрещенных продуктов (согласуется с директором и диетсестрой)
  • расписание работы КПП
  • режим дня
  • памятка дежурным по КПП
  • программа летнего отдыха
  • портфолио педагогического отряда

7. Не забыть:

  • старший вожатый подает сценарные планы тематических дней директору лагеря
  • трудовые договоры должны быть на руках у вожатых не позднее середины сезона

Управление персоналом

Управление – воздействие субъекта на объект для достижения определенной цели.


Если вспомнить теорию управления, то существует 4 функции менеджмента:

  • планирование
  • организация
  • мотивация
  • контроль

и 2 вспомогательных процесса: коммуникации и принятие управленческого решения


Управление персоналом включает в себя: I. Предварительные работы по поиску персонала:

  • Поиск персонала
  • Предварительная оценка персонала
  • Подбор и отбор персонала

II. Оперативную работу с персоналом:

  • Оперативная оценка персонала
  • Обучение и развитие персонала
  • Управление
  • Мотивацию персонала
  • Организацию труда

III. Стратегическую (только долгосрочную) работу с персоналом:

  • Управление корпоративной культурой

К основным методам управления персоналом относят:

  • Экономические методы — приемы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).
  • Организационно-распорядительные методы — методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.
  • Социально-психологические методы (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование и т. п.).


Анализ и планирование

  • Сколько человек требуется на сезон?
  • Каким количеством людей я располагаю?

Поиск персонала

Если не хватает вожатых на сезон, можно сделать следующее:

  • дать объявление в интернете, в газете о работе, в высшем учебном учреждении и т.д.;
  • обратиться в службу занятости;
  • обратиться к своим вожатым для привлечения адекватных друзей.

Отбор

  • Если перед сезоном приходит новый человек, обратить на него особое внимание.
  • Провести собеседование, тестирование.
  • Провести процесс адаптации в коллективе (знакомство с коллективом, знакомство с традициями отряда, знакомство с особенностями вожатской работы).
  • За новым человеком лучше всего закрепить наставника.
  • Ускоренное обучение нового человека.


Социометрия персонала

Опрос до сезона:

  1. Какой сезон
  2. В качестве кого хочешь работать?
  3. С кем хочешь работать на отряде?
  4. С кем не хочешь работать на отряде?
  5. Кого в принципе не хочешь видеть в лагере?
Ф.И. /Ф.И. 1 2 3 ... N Ст. Ср. Мл. Ф/рук Подмена
1
2
3
...
N


При разбивке на вожатские пары обращать внимание:

  • оценивать ведущих и ведомых;
  • желательно ставить в пару опытного и новичка;
  • все вопросы с напарником в индивидуальном порядке.


Планирование деятельности

Программа летнего отдыха

  • План тематического дня
  • План мероприятия

Чем ответственнее подойти к процессу планирования, тем эффективнее будет организована работа.


Организация персонала

  • Расстановка кадров (до начала сезона)
  • Распределение обязанностей
  • Делегирование полномочий


Системы управления персоналом:

  1. Обедненное управление – не делается акцент на взаимоотношения людей;
  2. Дом отдыха – создание хороших отношений в коллективе;
  3. Власть подчинения – руководитель заботится только об эффективном выполнении функций;
  4. Управление-организация – баланс: средний уровень выполнения задач и отношений в коллективе;
  5. Управление командой – достигается в том случае, если работники допускаются к процессу управления.


Стили управления персоналом:

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

  • Директивный стиль (авторитарный);
  • Демократический стиль (коллегиальный);
  • Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства. Мотивация персонала

  1. Материальная мотивация (наказать з/п (опоздания на планерку), премирование)
  2. Нематериальная мотивация
20 1 ~1.GIF

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.


Давайте попробуем удовлетворить все потребности вожатского коллектива:

  1. Физиологические потребности – питание, сон, душ, удобное проживание и пр.
  2. Безопасность и защищенность – охрана в лагере, закрытый корпус, крыша над головой и пр.
  3. Социальные потребности:
    • Создание условий для общения сотрудников (вожатский чай)
    • Проведение с подчиненными периодических совещаний (планерка)
    • Создание условий для социальной активности членов организации вне ее рамок (проведение мероприятий для вожатых)
  4. Потребности в уважении:
    • Предоставление подчиненным более содержательной работы (разработка и проведение общелагерного мероприятия)
    • Обязательно отметить, если подчиненный добился высоких результатов при выполнении вашего поручения.
  5. Потребности в самовыражении:
    • Обеспечение подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал (перспектива поехать СтВ на следующий сезон или лето);
    • Поощрение у подчиненных творческих способностей (Лучшая вожатская пара сезона, лучший вожатый сезона).


Контроль

  • Установление стандартов, критериев эффективности (при планировании)
  • Сопоставление результатов с нормативом
  • Анализ.
  1. Контроль материально-технических ресурсов
  2. Контроль за ходом мероприятий
  3. Контроль за детьми (одежда, санитарно-гигиенические нормы, настроение)
  4. Контроль за реакцией начальства

Именно на этапе контроля при анализе деятельности можно вернуться на этап планирования и внести изменения в план.

  • Создание корпоративной культуры
  • Поддержание традиций отряда
  • Введение новых традиций и обычаев на сезоне.
  • Соблюдение морально-этического кодекса вожатого.

Законы, действующие на сезоне:

  1. все живут по часам СтВ
  2. все возникающие проблемы решаются через СтВ, а не на прямую с директором
  3. мнение СтВ решающее, но не единственное.

Резюме: старший вожатый на сезоне должен избрать такой стиль управления, чтобы:

  • угодить администрации, уметь решать с ней вопросы (с позиции «мы»);
  • всё везде успевать, всё знать и всё видеть;
  • не допускать попустительства в вожатской работе;
  • быть для вожатых строгим начальником и одновременно старшим товарищем, советником, жилеткой, заботливым родителем, поддержкой и опорой.


Качества лидера для эффективного руководства

1. ДИСЦИПЛИНА.

Это сердцевина развития себя как руководителя. Дисциплина требует принятия решений. Дисциплина означает послушание и установление жесткого порядка в своей жизни. Дисциплинируйте себя сами. Принимайте советы которые вам дают. Этот мир нуждается в дисциплинированных людях.

Самодисциплина – наивысшая форма дисциплины. Занимайтесь самодисциплиной. Только самодисциплинированные люди имеют право дисциплинировать других.


2. ВИДЕНИЕ.

У вас должно быть направляющее видение. Люди с видением никогда не плывут по течению. Они всегда создают свои собственные обстоятельства. Идти в видении. Лидер это человек, который видит дальше всех остальных, потому что ему дано больше света. Всегда двигайтесь в своем видении. Будьте целеустремленным.

Некоторые люди имеют видение, но не имеют воли чтобы воплотить его в жизнь. Видение без конкретного задания творит мечтателей, а задание без видения- скучная работа. Видение – взгляд в будущее, понимание своей цели в жизни. Это подобно законченному изделию которое вы должны сделать. Многие люди идут по жизни, не имея ни малейшего представления, куда они попадут в конце. Видение – это источник дисциплины и мотивации. План и цели дадут вам направление. Будьте человеком с видением.


3. МУДРОСТЬ.

Источником мудрости является Бог. Поэтому вам необходимо иметь постоянные живые взаимоотношения с Ним. Мудрость более драгоценна чем бриллианты. Она более важна чем научные достижения. Мудрость - способность эффективно использовать знания. Мудрость состоит из рассуждения, различения, проницательности, интуиции, предвидения. Мудрость оберегает знания от неправильного использования. Господь ищет мудрых руководителей.


4. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ.

Лидер должен быть решительным. Будьте тем кто принимает самостоятельные решения. Пусть ваше «да» будет «да», а ваше «нет» будет «нет». Потому что вся наша жизнь зависит от наших слов. Нерешительность – это решение не принимать решение. Всегда и во всем принимайте твердое решение, придерживайтесь его, и принимайте на себя ответственность за последствия. Будьте решительным.


5. СИЛА ДУХА.

Вы должны быть смелыми. У многих людей вообще отсутствует сила духа. Они падают под различными искушениями: жадность, похоть, страх и др. У них нет самоконтроля. Вы должны встречать опасности и трудности твердо, без страха и депрессии. Никогда не поступайтесь своей моралью ради личной выгоды. Принимайте брошенный вам вызов как мотивацию для развития вашего потенциала. Смелость – противостояние страху и господство над ним, а не его отсутствие. Всегда помните, что силу дает радость. Культивируйте эту добродетель внутри вас.


6. СКРОМНОСТЬ

Будьте скромным. Руководителю необходима сила и смелость в балансе со скромностью. Вам нужна скромность, чтобы контролировать силу и отдавать славу. Вы должны знать свое истинное естество и суть, кто вы такие. Истинные лидеры скромны по природе.

Смиренный руководитель готов взяться за такую работу, которую уже никто не хочет делать. Скромность – это черта характера, которая вырабатывается в результате работы над собой.


7. ЮМОР.

Мы должны культивировать в себе чувство юмора. Мы не должны рассматривать жизнь слишком грустно. Юмор является ценным качеством лидера и помогает сохранять правильный взгляд на жизнь. Дух истинного руководителя всегда жизнерадостен, приятен, доволен, счастлив, позитивен, оптимистичен, открыт. С чувством юмора лидеры могут преобразовывать напряженную ситуацию в позитивную. Не бойтесь смеяться над собой. Помните: унылый дух сушит кости.


8. ТЕРПЕНИЕ И ВЫНОСЛИВОСТЬ.

Терпение это не просто сидеть сложа руки и переносить то, что происходит вокруг. Это победоносная выносливость, постоянство при испытаниях. Это триумфальная способность все переносить во времена кризисов, не быв сломленным.


9. СИЛА ВДОХНОВЕНИЯ.

Вы должны вдохновлять других. Это отличительная черта лидера. Вдохновение – это способность мотивировать, мобилизовать и стимулировать своим собственным примером в осуществлении целенаправленного видения, что побуждает людей продолжать идти к цели. Только терпение к слабостям других сделает вас эффективным лидером.


10. ОБЩЕНИЕ И ДРУЖБА.

Все истинные руководители дружелюбны и открыты, чтобы впускать других людей в свою жизнь. Они контактны и легко заводят дружбу, так как уверены в себе и могут поделится собою с другими без страха быть отвергнутыми или обиженными. Настоящие лидеры обладают способностью привлекать к себе других людей и выявлять в них самое лучшее. Лидер способный вдохновлять других людей и раскрывать их потенциал, делает себя привлекательным для многих. Ведь настоящий друг выявляет в вас самое лучшее.


11. БЛАГОРАЗУМИЕ.

Вам необходимо культивировать в себе чувство такта и способность быть дипломатом. Для эффективного руководства нужно уметь проводить деликатные переговоры и решать сложные ситуации так, чтобы не ущемлять ни чьих прав и ситуация пришла к гармоничному разрешению. Воздержанный человек не выражает свое неудовольствие, даже если хочет этого, потому что он уважает ценность всех людей. Всегда давайте людям сокровища вашего сердца, они нуждаются в этом.





Publicistic.png

Приложение № 1

Примерный вариант расписки, если родитель забирает ребенка за пределы территории лагеря

Директору ДОЛ «__________» Ф.И.О. директора от Ф.И.О. родителя, проживающего по адресу Заявление

Прошу разрешить мне забрать моего сына (дочь, племянника, внука и пр.) Ф.И. ребенка, отряд № ___ на период с время, дата выбытия за территорию по время, дата прибытия в лагерь.

На данное время ответственность за жизнь и здоровье ребенка беру на себя.


дата, подпись




Смотреть также


Дополнительно