Социограмма группы
Социограмма группы – это схема, отражающая взаимоотношения в группе.
Цели составления социограммы
- Помочь вожатому разобраться во взаимоотношениях между его подопечными
- Дать ему ценные идеи для разрешения и преодоления проблем во взаимоотношениях между членами группы
- Определить возможные пути развития и улучшения взаимоотношений
Что показывает социограмма
- Статус взаимоотношений на данный момент (кто с кем общается)
- Крепость взаимоотношений
- Кто является инициатором взаимоотношений
- Степень популярности и влиятельности каждого члена группы
Наблюдение и сбор фактов
Прежде чем составить социограмму, нужно собрать необходимые сведения о каждом члене группы. Только собрав эти сведения, ты можешь приступать к составлению социограммы. Социограмма – способ наглядно и компактно предоставить собранную информацию, который дает возможность изучения и оценки взаимоотношений в группе.
Не пытайся составить социограмму в первый день смены: у тебя еще не было времени понаблюдать за детьми как следует и подкрепить свои наблюдения достаточными фактами. А у твоих подопечных еще не было времени и возможности по-настоящему познакомиться друг с другом. Групповая иерархия еще не выстроена. Подопечные находятся в процессе поиска своего места. Не нужно формулировать своих мнений о развитии взаимоотношений на основе одиночных наблюдений и незрелого поведения.
Обращай внимание на повторяющееся поведение и бери такие случаи себе на заметку. Пусть наблюдение за поведением каждого воспитанника на протяжении всего дня войдет в твою привычку. Несколько раз в течение дня посвящай несколько минут тому, чтобы сделать записи в дневнике группы. Твоя социограмма должна быть основана на фактах, а не на чувствах. Если имеющиеся в твоем распоряжении сведения недостаточны или неверны, пользы в основанной на них социограмме не будет.
Как составить социограмму
- Составь список подопечных, расположив их в порядке уменьшения влиятельности или власти в группе.
- Напротив каждого ребенка запиши три положительные черты его характера и одну отрицательную. Это поможет тебе понять природу влияния детей друг на друга. Это также поможет тебе определить направления, по которым тебе предстоит работать с каждым подопечным. Твоя цель – помочь им развить и реализовать сильные стороны их характера и преодолеть свои слабости.
- Обведи каждое имя в кружок (если в группе есть и мальчики и девочки, то обведи соответственно в квадратики и кружки) Вокруг каждого имени воспитанника, оказывающего наибольшее влияние на группу, будет самый большой круг, а вокруг имени воспитанника, оказывающего на группу наименьшее влияние - самый маленький. Размеры остальных кругов должны быть пропорциональны влиянию, оказываемому соответствующим воспитанником на группу.
- В центре чистого листа бумаги поставь жирную точку. Размести круги подопечных вокруг этой точки. Круг воспитанника, пользующегося в группе наибольшей популярностью, размести ближе всех к точке, а того, кто пользуется наименьшей популярностью – дальше всех от центральной точки.
- Начерти линии, соединяющие воспитанников, которые связаны друг с другом теми или иными взаимоотношениями. Если взаимоотношения крепкие, линия должна быть жирной. Для обычных взаимоотношений используй линию обычной толщины. Слабые, нерегулярные отношения изобрази пунктирной линией.
- В конце каждой линии нарисуй стрелку, показывающую, кто был инициатором взаимоотношений. Если инициаторами взаимоотношений являются оба их участника , поставь стрелки на обоих концах линии.
Анализ социограммы
- Обрати внимание на группировки (каково их влияние, в чем выражается)
- Обрати внимание на одиночек (причины)
- Обрати внимание на тех, кто прилагает усилия, чтобы навести мосты с другими членами группы (причины отсутствия взаимности)
- Обрати внимание на резкие различия в размере кругов (если такое есть)
Необходимые действия
- В течение дня используй каждую возможность похвалить своего подопечного за то, что он делает хорошо
- Узнай интересы каждого воспитанника, его мотивации приезда в лагерь и помоги осуществить его разумные желания.
- Наладив с воспитанниками хорошие отношения, поговори с каждым из них о недостатках его характера и о том, что вы вдвоем можете сделать, чтобы преодолеть эти недостатки. Такой разговор нужно вести наедине. Начни с вопроса: “По-твоему, как ты мог бы исправиться?” Воспитанник обычно знает ответ. Если он откровенен, то ответит тебе, и ты сможешь ему помочь. Если же он еще не готов разобраться со своим недостатком, то будет отрицать его наличие или отказываться говорить о нем. Не нужно давить на ребенка.
- Через некоторое время составь вторую, затем и третью социограмму (например, если первая на второй день смены, то 2 и 3, соответственно на 3 и 5 день смены), которые отразят дальнейшее развитие взаимоотношений в группе. Взаимоотношения будут меняться либо в лучшую, либо в худшую сторону. Можно предложить каждому воспитаннику начертить собственную социограмму, желающие могут показать тебе, что у них получилось. Социограмму можно составлять и всей группой. Подопечные будут учавствовать в этом проекте с большим интересом и возможно в результате совместной работы станут более тактично относиться друг к другу.
Если вожатый замечает проблемы во взаимоотношениях уже в начале смены, у него есть возможность работать над решением этих проблем и превратить посредственные или даже негативные впечатления подопечных в радостный и успешный лагерный опыт.
Составляй список анализа социограммы – это поможет тебе с выводами. Если за оргпериод (первые три дня) группа добилась успехов и в ней очевидно присутствие командного духа, такая группа может достичь многого за смену.
Если к пятому дню достигнут такой уровень групповой динамики, то через несколько дней в группе можно ожидать очередного прорыва во взаимоотношениях.
Социограмма “вожатый и подопечные”
Теперь начерти схему, отражающую взаимоотношения между тобой и каждым твоим подопечным на второй день смены. Для обозначения каждого воспитанника используй круг того же размера, что и на “социограмме воспитанников”. Нарисуй круг, обозначающий тебя. Его размер должен соответствовать твоему влиянию на группу и соотноситься с влиянием воспитанников. Если ты оказываешь на группу больше влияния, чем твой подопечный, сделай круг большим, чем у него, если твое влияние меньше, то и размер круга должен быть меньшим.
Расположи круги подопечных вокруг своего круга. Воспитанники, с которыми у тебя самые хорошие взаимоотношения, должны располагаться к тебе ближе всех. Воспитанники, с которыми у тебя взаимоотношения практически отсутствуют, должны располагаться дальше всех.
Необходимые действия
Изобразив свои взаимоотношения с подопечными графически, задай себе необходимые вопросы и проанализируй интенсивность этих взаимоотношений (или их отсутствие). Прими соответствующие решения. Посоветуйся с напарником, согласен ли он с тем, как ты нарисовал социограмму? Составь список анализа социограммы – это поможет тебе с выводами и оценки состояния .твоих взаимоотношений с каждым воспитанником. Вноси в свой дневник необходимые записи о каждом воспитаннике (у тебя должно быть заведено отдельное место в дневнике для каждого). Возможно, есть смысл в середине смены составить вторую социограмму “вожатый и подопечные”, чтобы наглядно отобразить и проанализировать развитие своих взаимоотношений с каждым подопечным. Если первая социограмма показала наличие серьезных проблем во взаимоотношениях, то теперь тебе нужно подвести итог предпринятых усилий и определить, с кем твои взаимоотношения улучшились, а с кем нет. Поскольку в оценке своих отношений с воспитанниками тебе трудно быть объективным, всегда следует привлекать к составлению социограммы “вожатый и подопечные” своего напарника по отряду.
Смотреть также
- Методика социометрического опроса
- Социометрические игры
- Социометрические игры 2
- Проективные тесты
- Социально-психологическая структура группы
- Социометрическое исследование по завершению оргпериода
- Социометрическая методика
- Социометрические техники
- Социометрические анкеты
- Тесты на проблемные моменты
- Диагностика личности ребенка
- Пример составления и анализа социограмм
- Подведение итогов
Дополнительно
- Исследование детских межличностных отношений на младшем отряде
- Диагностические методики, применяемые в системе ДОЛ
- Диагностика отряда
Дополнительные ссылки