Отличный вожатый

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
798 2521m.jpg

"Найти себя невозможно — себя можно только создать"

Джонни Депп


Вы решили стать лагерным вожатым? Работа вожатым будет для вас незабываемым впечатлением. Если вы последуете этим советам и будете относиться к своей работе с неподдельной любовью, то моментально станете любимым вожатым всех детей!

Шаги

  1. Узнайте, что представляет собой эта работа. Она не так проста. Если вы сможете остаться на позитиве в тяжелые времена и подарить детям самое лучшее лето в их жизни, то читайте дальше. Если это не так, то стоит подумать о поиске другой работы. Это веселая, но сложная работа. Этому нельзя научиться за неделю! Вы должны быть ответственными и уметь справляться с любыми ситуациями.
  2. Подготовьтесь. Будьте готовы к тому, что преподнесет вам каждый новый день. Если вы будете готовы сами, то сможете подготовить детей. Тогда они будут меньше беспокоиться в ожидании. Подготовка себя и отдыхающих поможет вам преодолеть трудности.
  3. Уделите внимание подготовке. Многие лагеря предлагают обучение, во время которого вас ознакомят с работой лагеря и дадут указания по действию в аварийной обстановке. НЕ отвлекайтесь во время занятий! Ведь никогда не известно, пригодятся ли вам эти навыки. Когда маленькому Джимми станет плохо прямо на детской площадке, вы не будете думать про себя «Надо было слушать лекцию, а не смотреть на ту белку»
  4. Подружитесь с другими вожатыми. Не обязательно становиться лучшими друзьями, но нужно как минимум со всеми ладить. Если лагерные вожатые спорят даже вне пределов слышимости детей, они все равно заметят. Скорее всего, вам придется работать в команде с остальными вожатыми, а если вы подружитесь, все будет идти гладко. Ведь вы же не хотите провести все лето в компании вожатого, с которым вы так и не наладили отношения.
  5. Запомните расписание дня в лагере и ВСЕГДА носите его с собой. Вы должны знать, что идет дальше и когда будет следующая перемена. Если отдыхающие спросят, что запланировано по расписанию, а у вас его нет, то они подумают, что вы некомпетентны и перестанут вас уважать.
  6. Узнайте имена детей. Поиграйте с детьми в «имена», если это поможет вам.
  7. Изучите черты характера детей. Кого-то из них вы полюбите, а кого-то нет (про себя, разумеется). Самое главное – знать, что они делают. Вы должны знать, за кем нужен глаз да глаз, а кто слушается с первого раза. Вы должны предвидеть их действия и то, как они будут вести себя друг с другом. Старайтесь каждый день уделять как минимум десять минут каждому ребенку. Если они будут чувствовать себя в центре внимания, то полюбят вас больше, а это поможет вам лучше их узнать.
  8. Проводите групповые занятия несколько раз в неделю для того, чтобы помочь им поладить друг с другом, это поможет детям почувствовать себя членами команды. Задавайте им вопросы, устраивайте обсуждения и играйте в игры, которые помогут малышам узнать друг друга, и НИКОГДА не устраивайте игры или занятия, которые могут настроить их друг против друга (только через несколько дней). Это может привести к конфликтам в отряде
  9. Устраивайте собрания в конце дня. Важно знать, что дети думают друг о друге и проведенном дне. Перед отбоем усадите их в круг и сделайте следующее:
    • Как общее мнение: «Роза, Шип и Почка» (Что сегодня произошло хорошего и плохого и чего вы ожидаете от завтрашнего дня), «Случайный вопрос» (Какую сверхъестественную способность вы хотели бы иметь? Какое ваше любимое занятие и почему? Если бы у вас была последняя еда, то что бы это было.)
    • Для занятий в группе. «Положительные качества» (Дети сидят в кругу и должны сказать одно положительное качество каждого, кроме себя), «3 общие черты» (Разделите детей на пары – они должны найти, что у них есть общего с партнером/шей и после окончания поделиться с группой. Это также предотвратит разделение детей на «группировки»)
  10. Мудро используйте перерывы. Помните, что это ТОЛЬКО ваше время, поэтому делайте то, что считайте нужным – это поможет поднять настроение и придаст сил для смены.
  11. Старайтесь хорошо провести время. Может казаться, что работы невпроворот, но вы изменяете жизни. Ведь прекрасно видеть, как застенчивая девочка, сидевшая в уголке в начале смены, начинает общаться с другими ребятами или видеть, чему они все научились. Результат будет зависеть от вашей самоотдачи. Если вы БУДЕТЕ ХОРОШО ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ, то и дети последуют вашему примеру! Будьте позитивным образцом для подражания, подбодрите себя.


Не факт, что все вожатые приехали именно с тем багажом знаний, который требуется в лагере. В процессе работы иногда приходится подучивать педагогический состав дополнительно. Работа с детьми – это весьма трудоемкий процесс. Возникают проблемы с поведением, случаются разлады в отряде и в каждой ситуации требуются грамотные действия. Здесь на помощь и приходят совещания соответствующего содержания, берется на вооружение методический материал из копилки лагеря.

Отрядный вожатый главное действующее лицо в лагере. От него зависит многое. От его умения работать с детьми зависит успех всего дела. Отличные вожатые имеют характерные черты. Вот некоторые из них:

  • Строит свою работу так, что ребенок начинает чувствовать себя увереннее.
  • Тщательно готовится и имеет разнообразный материал в арсенале.
  • Знает, как занять детей, имеет заготовки игр и рассказов.
  • Знает различные организационные методики для сплочения коллектива.
  • Умеет совладать с плохим поведением детей без брани, но эффективно.
  • Находит индивидуальный подход к каждому ребенку.
  • Творчески подходит к проведению мероприятий, может многое предложить и сделать совместно с детьми.
  • Видит ситуацию в отряде и настроение каждого ребенка, чтобы поддержать и направить, если нужно.
  • Вовлекает в активную деятельность всех детей, чтобы никто не оказался в стороне.
  • Умеет вовремя заметить проблему у ребенка и оказать помощь.
  • Грамотно распределяет обязанности в отряде, учитывая распорядок каждого дня.
  • Знает много способов похвалы и ободрения детей.
  • Является примером активного участия во всех делах лагеря.
  • Имеет чувство юмора, демонстрирует энергичность и энтузиазм.
  • Трудолюбив и всегда добивается успеха.


Что значит быть профессионалом?

Как профессионалы своего дела мы должны привнести все самое лучшее, что умеем в деятельность лагеря. Мы проводники хорошего настроения детей. От того, как мы работаем, зависит успех всего процесса, который создается ради детей. Поэтому мы учимся не довольствоваться серединой, а развиваем все только самое лучшее, а именно:

  • Демонстрируем высокие моральные качества.
  • Контролируем ситуацию и не позволяем ей контролировать нас.
  • Ведем себя собранно и организованно, ожидая того же и от своих коллег.
  • Относимся к каждому с уважением, как к личности со своими индивидуальностями.
  • Руководствуемся законами и существующими правилами. Если мы требуем, чтобы их соблюдали другие, то сами должны показать пример.
  • Создаем творческую и комфортную обстановку для отдыха детей.
  • Относиться с уважением и пониманием к мнению коллег.
  • Проявляем стремление к профессиональному росту и пополнению знаний.
  • Относимся к работе добросовестно сами и воспитываем такое же отношение и в детях.
  • В отношениях с людьми приветствуем выдержку, такт и терпение.
  • Следуем высоким моральным стандартам в воспитании детей.
  • Демонстрируем искренность, скромность и открытость в общении друг с другом и с детьми.

Стремитесь развивать в себе достойные качества, искоренять вредные привычки и демонстрировать организованность, инициативу и порядочность. С такими качествами, каждый из нас станет лучше, а значит и успех нашего дела гарантирован. Атмосфера в лагере станет доброжелательной, значит это работа профессионала своего дела.


Вожатый и дети

От того, какой вы зададите тон, зависит дисциплина и настроение в отряде. Некоторые дети, особенно в первые дни, начинают скучать по дому, кто-то зажат и не может свободно общаться. Ситуации бывают разными, но задача вожатого найти верный способ общения с детьми, чтобы они почувствовали уверенность в себе. То, что и как мы говорим, оказывает огромное влияние на поведение детей. Вот несколько советов, которые могут быть полезными в общении, как с коллективом, так и индивидуально с отдельным ребенком.

  • Разговаривайте с детьми простым языком. Никому не хочется летом, на отдыхе слушать заумную речь.
  • Обращайтесь к детям уважительно и внимательно. Делайте все, чтобы их пребывание в лагере было приятным.
  • Планируя день, старайтесь, чтобы в вашем отряде всегда происходило что-нибудь необычайно интересное и увлекательное. Используйте каждую минуту для игры, события или просто беседы.
  • Если вы заметили ребенка, который старается держаться в стороне, найдите время для индивидуальной беседы. Надо обязательно понять, что происходит.
  • Хвалите детей, замечайте участие каждого. Скажите: «Молодчина! Вот это результат! Отличная работа! Я вами горжусь! Поздравляю! Сегодня все получилось! Я под впечатлением! Вы сегодня были очень дружными! Мне понравилось, как вы выступили! Нет сомнения, ты талант! Ты просто супер! Спасибо за понимание!» И еще много других фраз, которые приободрят ребенка. Помните, похвальные слова также легко использовать, как и ругательные. Только с грубыми словами результат будет хуже.
  • Никогда не обсуждайте одного ребенка с другими детьми или со взрослыми в присутствии детей. Воспитательные вопросы должны обсуждаться с коллегами или с администрацией лагеря.
  • Помните, что вы несете ответственность за жизнь детей. Ситуацию необходимо контролировать, и ваша организаторская способность играет здесь важную роль.
  • Вовлекайте детей в общие лагерные дела, не давайте им скучать и оставаться пассивными. Разнообразие программ гарантирует дело по вкусу каждому. Если возникает ситуация, когда вам необходимо поговорить с родителями, старайтесь найти решение проблемы в духе сотрудничества, советуясь, но ни в коем случае не показывая озлобленность.


Порой мы видим в лагере отряд собранный, сплоченный и всегда во всем активно участвующий. Или наоборот: шумный, несобранный и пассивный. Отчего это зависит? Во многом от вожатого. Вожатый, который повышает голос, будет иметь шумный отряд. Дети, как зеркальное отражение своего лидера. Они чувствуют отношение к себе и все это выражают своим поведением. В этом кроется проблема и в этом же лежит ее разрешение. Следует помнить какой вожатый, такими будут и дети. Будьте энергичны, приветливы, доброжелательны и дети станут вести себя точно также. Скучный, неэмоциональный вожатый порождает неуправляемое поведение. Не воображайте себя королями и королевами, а детей подчиненными. Чем больше дети будут уважать вас, тем меньше проблем с поведением вы будете иметь. И еще, если вам не нравится работать с детьми, не приезжайте в лагерь. Дети быстро вычислят ваше отношение к своей работе.


Ваш авторитет

Есть старая вожатская мудрость: в первые три дня вы работаете на авторитет, следующие три недели он работает на Вас. Поэтому в первые 2-3 дня с детьми ведите себя чуточку… ну не знаю… жёстче что ли, или даже требовательнее, чем того требует ситуация. Если Вы упустите время и не станете для детей авторитетным, поверьте – потом голос сорвёте. Поэтому немножко, ну совсем чуть-чуть закрутите гайки поначалу – это нужно, чтобы впоследствии дети просто-напросто Вас слушались. Затем, когда они привыкнут к требованиям лагерной жизни, так сказать «втянутся», то нужда в «гайках» отпадёт сама собой.

Уважение. Заставить себя уважать в принципе невозможно – кроме страха, неприязни и антипатии ничего вы взамен не получите. Уважение к вожатому пропорционально доверию к нему же. Поэтому ищите их доверия, доверяйте им сами и они вас, сами того не подозревая, начнут уважать.


Власть вожатого… или искушение властью

Вы - вожатые - в лагере будете обладать реальной властью – это действительно так. Своего рода элитарность и избранность будет вам поначалу мерещится на каждом шагу. Но в том-то всё и дело, что это только кажется… На самом деле, старайтесь почаще задавать себе вопросы: «Зачем я здесь? Чего ради я приехал?»

Относитесь к детям как равный к равному, без какого-либо превозношения с Вашей стороны. Просто Вы немного более взрослый и чуточку опытней, чем они. И именно поэтому дети вам доверяют, а затем вследствие оказанного доверия и проявляют послушание.


5 качеств, которыми обязательно должен обладать вожатый:

– Активность и энергичность;
– Стрессоустойчивость;
– Умение говорить, доносить свою мысль;
– Понимание психологии детей;
– Внимательность и ответственность.


Советы

  • Будьте готовы к тому, что в вашем отряде будет не очень воспитанный ребенок. Он будет умничать, поздно вставать и, скорее всего, ругаться с вами. Вы должны суметь сохранить дисциплину и сделать так, чтобы его плохое настроение не отразилось на остальных отдыхающих.
  • Будьте для детей другом, но не спускайте им все с рук. Относитесь к тем, кто действует вам на нервы также как и к своим любимчикам. Вообще, не стоит заводить любимчиков!
  • Раздайте детям банданы и святящиеся палочки. Они помогут почувствовать, что они одна команда. Это поможет им сблизиться.
  • Сразу же пресеките образование «группировок». А появятся они обязательно. Убедитесь, что все будут общаться друг с другом. Старайтесь рассадить их на обеде вперемешку или разделите их по двое и пусть их партнерами будут те, с кем они обычно не общаются. Но не переусердствуйте с этим. Не все станут лучшими друзьями, поймите это; просто убедитесь, что все ладят.
  • Улыбайтесь и терпите. Вы будете уставшими, голодными и порой от вас будет подозрительно пахнуть. Если вы будете ворчать и жаловаться, отдыхающие начнут делать то же самое. Если дети впадут в уныние, то тут уже ничего не исправить, и они будут печальны. Лагерные вожатые – самые лучшие актеры в мире. Вожатый, на которого мы все должны равняться, спал четыре часа, получил ожог от ядовитого плюща, неделю не носил чистой одежды и все еще вскакивает утром с постели и начинает петь лагерные песни.
  • Если позволить детям безобидные шалости, они полюбят вас еще больше, и у вас не будет проблем, если они безобидные.
  • Выучите все лагерные песни. Вы будете выглядеть нелепо, не попадая в такт.


Предупреждения

  • Вы – образец для подражания, так что ведите себя соответственно. Дети, особенно малыши, будут повторять все за вами. Подумайте о том, как вы хотите, чтобы они себя вели и действуйте соответствующим образом. Оставайтесь профессионалом не только перед детьми, но и в их окружении.
  • Не думайте, что это всего лишь смена в лагере. Теперь на вас лежит вся ответственность, время развлечений кончилось. Если вы просто решили продлить себе детство, такая работа не для вас.
  • Лучше ПРЕДУПРЕДИТЬ что-либо, чем ИСПРАВЛЯТЬ результат. Старайтесь предвидеть то, что произойдет и действуйте согласно плану.
  • НИКОГДА не оставайтесь наедине с ребенком: оставьте дверь ОТКРЫТОЙ и убедитесь, что у вас есть свидетели, особенно если ребенок противоположного пола, иначе он/а могут сказать родителям, что вы совершали какие-то действия, и у вас будут проблемы. Также будьте осторожны при физическом контакте, даже если вы просто хотите быть дружелюбными. Детей учат кричать «не трогайте меня здесь» или они всем расскажут. Дети могут быть очень милыми, но вы должны держать дистанцию для сохранения своей работы и репутации.
  • Не ленитесь! Общайтесь с детьми. Не ограничивайтесь лишь советами, что и как им нужно делать…делайте это вместе! (Поиграйте в настольные игры, плавайте, поиграйте в футбол и т.д.) Это будет прикольно! Представьте, что это просто тренировка, за которую вам еще и платят! ;)


3 способа определить хорошего вожатого.

Не секрет, что некоторые люди работают достаточно посредственно. А иногда и просто отвратительно. Ленивые, отлынивающие от работы, или просто непорядочные сотрудники есть в абсолютном большинстве компаний. Но этот удивительный факт есть только в детских лагерях.

В конце любой смены детского лагеря дети всегда расстроены и не хотят уезжать. Некоторые даже плачут. Все обнимают новых друзей, прощаются с ними, благодарят своих вожатых и обещают вернуться снова.

Даже тех вожатых, кто просто присутствовал. Не работал с ними. Орал на них и водил в столовую. И больше ничего. Иногда были попытки сделать что-то хорошее: поставить номер, или просто поиграть с детьми. Но это, чтобы не выгнали из лагеря. Создание видимости работы. Как создают видимость активной работы тысячи людей в офисах за компьютерами. Но дети же не компьютеры! Они же должны это заметить. Почему они расстроены расставанием?

Дети любят не за что-то. Они любят просто так, за то, что ты есть. За то, что ты рядом. Тогда как же отличить хорошего вожатого от плохого? Не наблюдая непрерывно за его работой?

Может быть высчитывая процент уехавших из отряда за смену ребят? Отличный способ. У хорошего вожатого процент уехавших должен быть существенно меньше. Ребёнок, который в восторге от лагеря, уговорит маму остаться лагере, даже если маме очень надо забрать его раньше. Не скажет в середине смены, что ему скучно. Но ведь в большинстве лагерей программа самого лагеря настолько насыщенная и интересная, что детям просто нравится, и им необязательно присутствие вожатого, чтобы остаться до конца смены. А значит этот способ не совсем точный.

Тогда может быть процентом ребят, которые вернулись на следующий год? Этот способ лучше, чем предыдущий. Ведь ребёнок должен хотеть вернуться туда, где ему нравилось. И именно к тому вожатому, где было хорошо. Даже у плохих вожатых процент вернувшихся ребят составляет 30-40 процентов. Но дети возвращаются не к ним, они возвращаются в лагерь. А к таким вожатым идут, потому что так спокойнее и привычнее. У хороших вожатых этот процент может достигать до 100 процентов) Но достаточно ли этого фактора, чтобы понять, что вожатый хороший? Возможно, он просто разрешал детям все, что запрещено, и получил «дешевый» авторитет?

Рассуждая об этом, можно забыть о том, что ребёнок - это, в первую очередь, личность, со своими увлечениями, планами, мечтами. Но зная это, все сразу встаёт на свои места. Хороший вожатый должен «раскрывать» ребёнка. Показывать ему, чему еще можно научиться. Видеть его таланты, и дать их увидеть самому ребёнку. Помочь ребёнку в его увлечениях и мечтах. Как стать добрее. Сильнее. Лучше.

Наверно, именно количеством «раскрывшихся» детей и надо определять хорошего вожатого. Жаль только, что их очень тяжело посчитать...


Роли вожатого

А для того, чтобы работать хорошо, нужно развиваться в целых 3 разных областях.


1 . Аниматор

Эта роль про то, чтобы было весело и интересно. Потому что в лагерь дети едут в основном за эмоциями — и надо, чтобы они были, при чем как можно больше и чаще.

Есть даже отдельная профессия «Аниматор», родственная вожатству, и она как раз про это: развлекать, делать свободное время интересным.

Чтобы качественно выполнять роль аниматора, нужно знать и проводить игры. Много знать и много проводить. Игры в отряде, игры с залом, игры-танцы, игры-розыгрыши и т.д. — чем больше, тем лучше, в любой свободный момент. И делать это зажигательно и с харизмой.

Именно на этой роли сосредоточена большая часть внимания вожатских школ. И, к сожалению, именно на этой роли останавливается значительное количество вожатых: они зажигательные, веселые, прикольно смотрятся на сцене, но на этом в принципе и всё.

Хорошая новость: этого вообще-то достаточно, чтобы дети любили тебя как вожатого и хотели в следующий раз именно к тебе в отряд. Однако только подключение остальных двух ролей позволяет вынести из лагеря не только эмоциональные воспоминания, но и реальную пользу — и детям, и самому вожатому.


2. Организатор

Вожатый — это руководитель коллектива и в его функции входит организация работы таким образом, чтобы были выполнены все необходимые отряду задачи.

То есть вожатый в лагере — это, по сути, управленец, линейный менеджер и все функции менеджмента — для него. Включая и планирование, и делегирование обязанностей, и контроль. И самоорганизацию в том числе! Критерий эффективности работы менеджера — то, что он со своим коллективом выполняет взятые на себя (или поставленные для него руководителем) задачи. Для менеджерской роли вожатого — все аналогично.

Для примера (но не ограничиваясь): вожатому нужно научиться делать так, чтобы его отряд был полностью готов к мероприятию, четко к началу — со всеми необходимыми репетициями, реквизитом, костюмами и т.д. И чтобы отряд приходил к началу вовремя (а лучше — чуть раньше).

Хорошая новость тут: если вы поставите себе целью развиваться как руководитель/организатор, улучшая управленческие показатели отрядной работы, то вы получите самый настоящий управленческий опыт, который вам потом пригодится в любой сфере, в которой будете работать далее (даже не связанной с образованием или работой с детьми).

Но тут нужно держать на этом фокус: если отдельную задачу улучшать работу по управленческим критериям не поставить, то опыт может и получится — но толку от него будет на порядок (или на несколько порядков) меньше. К слову — жаловаться на то, что поставленная руководителем задача нереальна для выполнения, не является хорошей управленческой практикой.


3. Педагог

Раз уж вы взялись работать с детьми, то хорошо бы поработать в том числе и на их развитие. И речь тут совсем не про то, чтобы научить их сворачивать фигурки из бумаги на кружке «Оригами» — а про комплексную, последовательную и постоянную работу.

Лагерь гораздо больше похож на реальную жизнь, чем школа: мягче рамки; больше возможностей; есть коллективные задачи; есть отношения и они играют существенную роль при совместной работе; как правило, нет единственно верного ответа, самой лучшей стратегии достижения результата и т.д.

Поэтому мне кажется очень странной идея превращать лагерь в еще одну «школу» с лекциями в строго заданных интервалах (даже если они будут на более интересные детям темы и более «интерактивные»).

А вот развивать так называемые «soft skills» в лагере кажется очень уместным и гармоничным: лидерские качества, навыки коммуникации, самоорганизацию, креативность и др.

Чтобы развивать их, нужно держать фокус и тренироваться в 2 вещах: помогать детям получать полезный опыт и помогать его осознавать и анализировать (чтобы в следующий раз получилось чуть лучше). В идеале вместе с напарником ставить индивидуальные задачи развития по каждому ребенку в отряде. Но как минимум — задачи развития для всего коллектива в целом (наиболее приоритетные для большинства детей).

Что это могут быть за задачи, которые ставятся развития для детей? Да хотя бы и совсем небольшие — помочь ребенку сделать что-нибудь простое для вас, но незнакомое или трудное ему: сказать «прошу прощения», чтобы помириться; поделиться с другими чем-нибудь; поблагодарить того, кто ему помог (или весь отряд); впервые высказать на общем обсуждении свое мнение; ну или наоборот - честно промолчать 5 минут подряд:)

И снова хорошая новость на будущее: навыки обучения и передачи своего опыта также очень полезны на управленческих позициях в любой области — где бы вы потом ни работали. Так что учиться развивать других людей в лагере — хорошая идея.


Кое-что еще

В заключение хочу упомянуть несколько ролей, которые мне озвучили в рамках обратной связи — но которые, на мой взгляд, либо не актуальны для вожатого, либо «поглощаются» уже описанными выше.

«Старший товарищ/друг». Да, действительно такое позиционирование себя в отряде и с детьми помогает наладить с ними контакт и дает определенные преимущества как для управленца, так и для педагога. Но это не отдельная роль, а инструмент — потому что на самом деле вы же не хотите дружить с детьми (и уж не в рамках лагеря точно).

«Психолог». Все-таки на мой взгляд работа вожатого не подразумевает реальную работу с психологическими трудностями детей (хотя бы потому что времени смены для этого слишком мало). Да, определенные психологические знания, приемы и навыки нужны управленцу (чтобы организовывать работу в группе), а также педагогу (например, чтобы помочь ребенку справиться с эмоциями и сделать выводы из ситуации). Но за рамками управления и педагогики психология в работе вожатого все-таки не выходит.

Таким образом набор ролей аниматора, организатора и педагога полностью покрывает все аспекты работы вожатого, включая перечисленные выше. А значит, чтобы стать действительно хорошим вожатым, стоит развиваться именно в этих направлениях — при чем лучше во всех параллельно!