Конструирование конкурсных программ

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
35m.jpg

Для того, чтобы сконструировать конкурсную программу необходимо использовать сочетание нескольких обязательных частей:

  1. Решите, что вы положите в основу конкурсной программы;
  2. Определите форму проведения;
  3. Выберите название;
  4. Определите сюжет;
  5. Теперь вам необходимо подобрать конкурсы и аттракционы для своей программы.
  6. Определите очередность проведения конкурсов и аттракционов.
  7. Заложите систему начисления баллов.
  8. Четко определите момент окончания программы. Определите как в данный момент будет определяться победитель.
  9. Заложите систему случайностей.


Теперь об этих пунктах более подробно:

1. В самом начале следует развести несколько понятий, чтобы не было путаницы. При попытке развести понятия “конкурс” и “конкурсная программа” как это было сделано при конструировании интеллектуальных игр (см. “Интеллектуальные игры школьников” - прим. автора), возникает проблема названия известных конкурсных программ словом “конкурс”: “Конкурс красоты”, “Конкурс актерского мастерства”, “Конкурс профессионального мастерства” и т.п. Поэтому стоит противопоставить “конкурсной программе” понятия “игра, конкурс, аттракцион”. В таблице 1 (см. приложение) представлены наиболее известные формы конкурсных программ.


В таблице выделены телевизионные конкурсы и программы. Как вы, наверное, успели заметить число конкурсных программ, состоящих из нескольких конкурсов и аттракционов заметно превышает количество программ, в основу которых положен лишь один “игра, конкурс, аттракцион”. Именно по этой причине данные рекомендации называются “Конструирование конкурсных программ”.

В основу конкурсной программы могут быть положены некоторые правила известных игр, конкурсов, аттракционов или имитация какого-либо действия (поступление в театральное училище и т.д.) Предлагаем вашему вниманию еще одну таблицу: Таблица 2 (см. приложение)

Примечание: Если вы проводите практическое занятие по конструированию, то после того, как вы объяснили, что можно положить в основу конкурсной программы, проведите среди слушателей “мозговой штурм” во время которого они назовут множество известных игр, конкурсов и аттракционов, правила и имитацию которых можно положить в основу новой программы. Если у вас нет на это времени можете воспользоваться результатами “мозгового штурма”, проведенного в Школе юного педагога СГМЦДиЮТ: Таблица 3 (см. приложение)


2. Теперь вам необходимо выбрать форму для своей конкурсной программы. В Приложении 1 к данному пособию приведены наиболее распространенные формы проведения. При выборе формы обязательно учтите время проведения (по часу начала программы и по ее длительности), а также ее содержание. Например, не стоит выбирать форму “Вечера” (Вечер разгаданных и неразгаданных тайн) если вы проводите конкурсную программу днем. Лучше не называйте свою программу “Днем ......” (День именинника”, “День России”), так как в данном случае это, скорее всего, не столько время проведения, сколько длительность его проведения.

Хочу отметить, что методика конструирования не затрагивает педагогическое целеполагание, которое необходимо прописывать до начала самого конструирования.


3. Теперь вы можете подобрать название для выбранной вами формы. В Приложении 2 к данному пособию приведены самые разные названия программ.


4. Следующее условие, которое необходимо учесть: решите будет ли ваша конкурсная программа сюжетной, т.е. построенной на основе одного сюжета. Во многих случаях сюжет определяется формой и названием программы.

Если это программа “На балу у Золушки”, то конкурсы, которые войдут в нее должны соответствовать форме “Бал”. Например, “Танцевальный конкурс”, “Конкурс комплиментов”, “Конкурс на составление букета” и т.п. И совсем не подойдут для составлению этой программы подвижные игры, игры на внимание, аттракционы типа “Приклей нос”, “Кто быстрее” и т.п.

Для конкурсной программы “По морям, по волнам” подберите конкурсы, которые должны соответствовать названию (теме). Например, “Конкурс коков”, “Конкурс на лучшее исполнение танца “Яблочко”, “Кольцовка песен на морскую тематику” и т.п.

В принципе любая конкурсная программа может быть сюжетной, стоит лишь потрудиться над подбором входящих в нее конкурсов.


5. Теперь, когда вам известна форма проведения и название вашей конкурсной программы, остается подобрать для нее конкурсы и аттракционы. Названия конкурсов и аттракционов вы найдете в Приложении 3.

При конструировании конкурсной программы нужно учесть, что если в основу программы положена имитация действия, то для составления конкурсов, входящих в нее, необходимо разбить действие на несколько составляющих или этапов. Аналогичные действия необходимо провести и при составлении программ, исходя из выбранной формы.

Например: “Конкурс актерского мастерства”.

При конструировании данной формы, авторы положили в основу имитацию поступления в Театральное учебное заведение. Поэтому конкурс проходит в 3 тура, в каждом из туров выбирают лучших, которые проходят в следующий тур и так до выявления победителей. А конкурсные задания можно давать самые разнообразные, учитывая при этом их разноплановость не только в одном туре, но и во всей программе в целом. Сами конкурсные задания должны быть похожи на задания, которые выполняются абитуриентами театральных ВУЗов (училищ): басня, стихотворение, этюд, танец на заданную тему или с элементом театрализации и т.п. При подборе конкурсных заданий и составлении программы обратите внимание на построение “Конкурса актерского мастерства”:

  • это разнообразие заданий. (В каждом туре “Конкурса актерского мастерства” три разноплановых конкурсных задания);
  • это эмоциональное построение сценария. (Каждый конкурс должен быть интереснее предыдущего, по крайней мере, не менее эмоциональным, а самым, соответственно, интересным должен быть финальный конкурс);
  • это отсев участников. (Не отсеивайте участников по результатам одного конкурса, дайте им возможность проявить себя, раскрыть свои возможности наиболее полно); . (В каждом туре “Конкурса актерского мастерства” три разноплановых конкурсных задания);

Если вы выбрали форму “На балу у Золушки”, то вы можете исходить из двух параметров - форма проведения “бал” и названия программы “..... у Золушки”.

а. вам необходимо создать атмосферу бала. (Это можно сделать через оформление сценической площадки, костюмы участников и зрителей, тематические конкурсы и т.п);

б. обязательно учтите название программы. (Пусть Золушка будет ведущей праздника, а участники - герои сказок. Исходя из этого вы можете использовать конкурсы, связанные со сказками. При этом можно проводить такие сложные конкурсы как “Признание в любви”, “Знакомство” и т.п. Для участников всегда большая проблема выполнить задания такого рода. “Признание” и “Знакомство” не от своего имени, а от имени какого-нибудь литературного героя в большой степени снимает эту психологическую проблему).


6. Теперь вам нужно определить очередность проведения игр, конкурсов и аттракционов. Это можно делать по разному, исходя из:

а. развития сюжета;

б. имитируемого действия. Например: имитация вступительных экзаменов в Театральный ВУЗ в телепрограмме “Хочу в артисты” или в “Конкурсе актерского мастерства”;

в. жребия;

г. выбора игроков. Например: “Крестики - нолики”.

Необходимо отметить, что только ведущему игры известно насколько его выбор конкурсов соответствует правилам выбора, принятым в этой игре. Это не способ “надувательства” игроков, а лишняя возможность дольше поддерживать интерес к конкурсной программе, как зрителей, так и проигрывающей команды, что тоже очень важно. Я не призываю вас подтасовывать результаты, но не стоит забывать и о педагогической роли ведущего игровых программ и о зрелищной стороне конкурсов. Также это важно для окончания конкурсной программы если участники или зрители уже устали.

По сравнению с интеллектуальными играми это не очень важно, так как в каждом из конкурсов участвуют обе команды.


7. Теперь, когда вам известно что положено в основу конкурсной программы, выберете систему начисления баллов, начисляемых за выполнение конкурсных заданий.

Практически во всех конкурсных программах существует обычная система начисления баллов: в некоторых программах баллы напрямую заменяются какими-нибудь предметами, а в других она хорошо завуалирована.

Примеры замены баллов на что-то другое хорошо заметны в таких телепрограммах, как “Зов джунглей” (кости и бананы), “Все наоборот” (солнцезащитные очки) и т.п.

Система начисления баллов может строиться по разному. Она может быть:

а. Постоянной. За каждый конкурс, независимо от его сложности и тематики начисляется одинаковое количество баллов.

б. От сложности выполняемых конкурсов. Чем сложнее конкурс, тем больше баллов можно получить за выполнение его задания.

в. Случайной. Каждый конкурс оценивается случайно выпавшим количеством баллов.

г. Дополнительной. Может существовать помимо основной еще и дополнительная система начисления баллов. Например: звезды в “Звездном часе”, ордена Шелкового умника” в “Умниках и умницах” и т.п.

Постарайтесь сделать для своей игры такую систему начисления баллов, чтобы она соответствовала тематике или названию вашей игры и, обязательно, была зрелищной. Так на музыкальной программе можно собирать ноты, на игре “Остров сокровищ” - клады или черные метки, при проведении “Бала у Золушки” оценивать выступления участников цветами и т.п.

И последнее - желательно, чтобы команда не знала до какого числа баллов идет конкурсная программа, хотя обязательно надо объявить, что послужит ее окончанием.


8. Ваша конкурсная программа практически готова. Теперь определите, что будет являться окончанием программы и каким образом выявить ее победителя. Это замечание очень важно, особенно если в основу конкурсной программы положены правила известных игр.


9. Для поддержания интереса к конкурсной программе со стороны игроков, а особенно зрителей, для внесения неопределенности при выявлении победителя, закладывают ряд случайностей. В отличие от интеллектуальных игр, это не очень важно, так как программа редко “идет в одни ворота”, т.е. когда одна команда вчистую выигрывает у другой. Если конкурсы в проводимой программе разнообразны (и неизвестны участникам), то они сами являются главной случайностью. Но это не говорит о том, что в правила не надо закладывать случайности. Одно другому не мешает.

В большинстве конкурсных программ случайности заложены еще в правилах той игры, которую взяли за основу.

Примечание: И последнее, вам необходимо решить несколько организационных вопросов:

  • как будет переходить право выбора конкурса от одной команды к другой;
  • будут ли разрешены замены игроков в командах во время игры;
  • продумайте чем занять паузы во время подготовки команд к выполнению конкурсных заданий;




Смотреть также...

  1. Технология разработки конкурсной программы
  2. Как провести творческий конкурс
  3. Подготовка и проведение конкурсной программы
  4. Как делать шоу
  5. Создаем раусную программу
  6. Создаем моментальную сказку на скорую руку
  7. Как провести творческий конкурс
  8. Практическая схема разработки творческой идеи


Дополнительно