Как провести творческий конкурс

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Kl'k'1rm.jpg

Каждый ребенок, постигающий в школе премудрости родного языка, скажет, что "творческий конкурс" — это словосочетание, состоящее из двух слов: существительного "конкурс" и прилагательного "творческий". Конкурс — это соревнование в каком-либо виде деятельности двух или более участников. Участниками могут быть группы, т.е. коллективы. За победу в конкурсе полагается вознаграждение морального или материального характера. Часто за конкурсом наблюдают зрители, они вдохновляют претендентов на победу и одновременно сами получают удовольствие, наблюдая за перипетиями борьбы. Эти отличительные признаки ставят в один ряд и конкурс пианистов им. П. И. Чайковского, и конкурс "Мисс Очарование", и конкурс юных свекловодов и кролиководов. Деятельность разная, а правила и законы организации тождественные.

Поэтому, то дело, в котором есть элементы соревновательности, зрелищности и чествования победителей, можно назвать конкурсом:

  • "Конкурс мастеров заправки кроватей",
  • "Конкурс по сбору лекарственного сырья",
  • "Конкурс на самого лучшего прыгуна через табуретку".

Как вы видите, нет такой деятельности, которую нельзя было бы организовать как конкурс. Если включить механизм сравнения-конкуренции и заготовить в обилии похвалы и подарки, то конкурсом можно сделать абсолютно все: от утренней чистки зубов до вечерней помывки ног, от принятия пищи в столовой до посещения туалета. Нужно только посмотреть, насколько это целесообразно и педагогически обосновано. Синонимами слова "конкурс" могут быть слова: "турнир", "бой", "поединок", "схватка", "ристалище" и т.д.

Прилагательное "творческий" понимается как "нестандартный", "оригинальный", "не имеющий аналогов".

Когда эти два слова встают рядом, то они обозначают, что участники соревнуются не во "все равно какой" деятельности, а лишь в той, которая имеет оттенок креативности. (Это импортное слово в русском языке соответствует слову творчество). Творческий конкурс — это состязание в творческом выполнении какой-то работы. Поскольку не всякую работу можно и нужно выполнять творчески, то и количество творческих конкурсов несколько меньше, чем просто конкурсов.

В жизни загородного лагеря творческий конкурс — одна из самых распространенных и популярных форм работы.

Уже стали классикой такие дела, как:

  • "Конкурс актерского мастерства",
  • "Конкурс градостроителей из песка"
  • "Конкурс поделок из природного материала"
  • "Конкурс шумовых оркестров"
  • "Конкурс врунов имени барона Мюнхгаузена"
  • ...

Во всех этих делах детям нужно проявить не столько силу и ловкость, сколько фантазию, воображение, находчивость, особый оригинальный взгляд на вещи, В силу этого творческий конкурс — не только приятное для детей время провождение, но и "замечательное педагогическое средство, способствующее формированию творческих способностей личности". Но таким средством творческий конкурс станет лишь в том случае, если он грамотно организован. Как правильно организовать творческий конкурс.

При организации любого творческого конкурса всегда необходимо помнить о главных компонентах успеха:

  1. Интересные задания.
  2. Красивое оформление.
  3. Материальное обеспечение.
  4. Музыкальное сопровождение.
  5. Находчивый ведущий.
  6. Компетентное жюри.
  7. Эмоциональные зрители.
  8. Исполнительные помощники.
  9. Подготовленные команды.
  10. Призы для победителей.
  11. Нарядная одежда
  12. Реклама праздника


Из всего перечисленного самое трудное — придумать задания. Задания должны быть одинаковыми по направленности и сложности. Если одним достанется: "Изобразите памятник жертвам обжорства", а другим: "Попрыгайте, как кузнечики", — это будет неравноценно. Примерно так же, как если бы на спортивных соревнованиях одни бежали стометровку, а другие — толкали ядро. Это разные дисциплины и оцениваться должны каждая по своим критериям. Поэтому задания должны быть равные. Если у одних: "Изобразите сценку "Хирург на операции"", то у других: "Изобразите сценку "Вор в чужой квартире"". Если у одних: "Прокрякайте песню "Стюардесса по имени Жанна"", то у других: "Прогавкайте песню "Ах, Лёха, Лёха..."". Кроме этого, задания изначально должны быть творческими. Если вы придумаете: "Спойте какую-нибудь песню" или: "Прочитайте стихотворение", — это ни капельки не гарантирует творческий характер исполнения. Ребята споют песню "Поручик Голицин" и прочтут фрагмент из поэмы Н.А.Некрасова "Мороз — Красный нос". Ни способности к импровизации, ни склонности к фантазированию при выполнении таких заданий не требуется. Поэтому предлагайте только те задания, которые будят воображение, раскрепощают полётность мысли.

  1. Подготовительный этап. Включает в себя выбор тематики (знаменательные даты, воспитательные программы, традиции и т.д.). На этом этапе важно продумать и подготовить подарки или сюрпризы для всех участников мероприятия.
  2. Следующее, что вам надо сделать, — это собрать всех будущих участников конкурса и зрителей, и обратиться к ним с речью. Этим вступительным словом вы должны создать у ребят эмоционально положительное отношение к предстоящему делу. Только не начинайте свое обращение словами: "Дорогие ребята, сейчас мы проведем интересное мероприятие". Уж лучше скажите: "А что, народ, давненько мы с вами не веселились". А еще лучше поиграйте в одну из так называемых "Игр с эстрады".
  3. А когда по блеску в детских глазах вы поймете, что ребята вдохновились и рвутся в бой, нужно создать микро коллективы, т.е. группы, которые в дальнейшем будут соревноваться между собой. Способов образовать такие группы существует десятки. От выстраивания всех в одну шеренгу и расчета на "первый-второй" или "первый-четвертый" до разрезания двух или четырех открыток на части с раздачей этих частей участникам и дальнейшей работой по собиранию фрагментов в целое. Но если уже существуют стабильные группировки (звенья, экипажи, фракции), можно разрешить соревноваться и таким командам.
  4. Затем команды получают задания и начинают готовиться. При этом они могут оставаться на месте, а могут убежать в комнату или за корпус, — чтобы другие не подглядывали. Время подготовки должно быть коротким — от 5-ти до 20-ти минут, — а, сколько именно, вы должны объявить заранее. Ваша задача на этапе подготовки — курсировать от команды к команде, узнавая, как идут дела, морально поддерживая и оказывая в случае крайней необходимости идейную помощь.
  5. Как только все будут готовы, начнется кульминация всего дела — показ. Но и здесь не спешите, сперва усадите всех, подогрейте еще одной краткой речью, проведите жеребьевку и представьте жюри, даже если оно будет олицетворено в вашей единственной персоне. И лишь после соблюдения этих "формальностей" начинайте просмотр. Паузы, которые неизбежно возникают между выступлениями, естественно, заполняете, например, шуточными комментариями.
  6. А когда все завершится, стихнут смех и аплодисменты, вы, как организатор и ведущий, произнесите еще одну речь. В ней вы выразите слова благодарности всем участникам, кого-то отметите особо и этого "кого-то" одарите "скромной наградой". Но итоги можно подвести и по-другому: каждая команда определяет внутри себя самого активного, самого находчивого — эти ребята и будут особо поощрены. А если у вас были зрители, то можно утвердить "приз зрительских симпатий" и вручить его тому, кто доставил наблюдателям со стороны больше всего радостных минут. А можно использовать сразу все формы чествования.
    Перечислим возможные варианты окончания мероприятия:
    • вручение подарков, сюрпризов;
    • «плавный» переход в дискотеку;
    • отрядные «свечки», чаепитие;
    • экскурсия, связанная с темой мероприятия.
  7. На заключительном слове и вручении подарков можно было бы поставить точку. Но тогда кто будет расставлять мебель, и убирать оформление? Поэтому ваш творческий конкурс будет считаться оконченным лишь после коллективного приведения места действия в порядок.
  8. По итогам дела проведите анализ, как с детьми, так и с коллегами. При подведении итогов, особенно с детьми, не имеет смысла кого-то ругать за технические ошибки, которые уже не исправишь. Следует проанализировать, прежде всего, для себя, почему они произошли, т.е. по-другому: дело сделано так, как его подготовили и оно уже прошло. Другое дело проанализировать проблемы отношений.

Очень важно, чтобы было какое-то творческое подведение итогов дела или какое-либо отражение результатов, например: рукописная книга из творческих работ.

Вот теперь действительно все. Но помните:

"Успех в любом деле зависит от мелочей!"


А по тому алгоритму, можно организовать и десятки творческих конкурсов: "Конкурс инсценированных анекдотов" "Вечер рекордов Гиннеса" "Конкурс непрофессионального мастерства" "Аукцион талантов" "Конкурс витражистов" "Кинофестиваль" "Конкурс частушечников" "Дурэстафета" "Конкурс рекламного плаката" "Мультлото" "Конкурс "Маленькая Марианна" "Парад космических войск" "Конкурс видеоклипов" "Комический цирк" "Конкурс рисованных фильмов" "Сказочный винегрет" "Конкурс танцевальных импровизаций" "Вечер в клубе детективов" "Конкурс инсценированной колыбельной песни" и просто "КВН" и т.д. ...


Чем наградить победителя творческого конкурса

В предыдущей главе несколько раз говорилось, что победителей положено награждать. Это положение совсем не означает, что у вас, как у Деда Мороза, должен быть бездонный мешок с подарками. Награждать нужно, награда — это своеобразная оценка детских усилий, поощрение за труды, стимул к дальнейшей работе. Но награждать можно по-разному.

Конечно, не один ребенок не будет против, если ему вручат игрушку, настольную игру, конструктор, набор фломастеров, альбом, переводную картину или книгу, то есть ценную вещь, изготовленную промышленным способом или изданную в типографии. Такие призы должны быть. Но отношение к ним должно быть рационалистическое, если не сказать экономным. Эти награды, как ордена должны вручаться только за особые заслуги. Если вы будете раздавать игрушки и книжки направо и налево, вы их просто обесцените в глазах ребенка.

Еще существует денежное вознаграждение. До последних лет считалось, что это — сугубо взрослая форма поощрения. Но как выяснилось, дети тоже не возражают, когда им вместо пупсика или рассказов В. Бианки вручают денежную премию. Возражают против этого как раз взрослые. Если вы сможете перешагнуть через эти "дорыночные" стереотипы и предрассудки, то выдайте детям деньги. Если, конечно, они у вас есть, но это уже другая проблема.

Но ни игрушки, ни тем более деньги не занимают в рейтинге популярности подарков высшую ступеньку. По крайней мере, в нашем отечестве. Среди детей больше котируются продукты питания. Если вы сможете наградить ребенка батончиком "Сникерс", бутылкой "Пепси" или вафлей с гордым названием "Кукуру-ку", он будет, увы, счастлив. Тем более что эта награда состоит как бы из двух: из самого продукта и из яркой обертки. Последняя будет сохранена до конца смены, если ранее ребенок не обменяет ее на другую ценную с его точки зрения вещь. Если нет возможности раздаривать импортные экзотические шоколадки, можно с не меньшим успехом вручать продукцию местной пищевой промышленности: конфеты, мороженое, печенье, леденцы, сладкие пироги, жевательные резинки, торты, а также банки со сгущенным молоком и коробки с чипсами.

Но если вы принципиально не хотите соперничать с родителями, бабушками и дедушками в одаривании ребенка нужными и ненужными вещами, если вы сознательно не желаете олицетворять собой щедрого и благотворительного спонсора, если вы твердо придерживаетесь убеждения, что лучший подарок — это тот, который изготовлен своими руками, или если у вас просто нет готовых призов, то сделайте награду сами. Или откройте "фабрику сувениров" и изготовьте подарки вместе с детьми.

Медали, например, изготовляются так. Из плотного ватмана вырезается круг. Из цветной бумаги вырезается еще один круг меньших размеров. Второй круг наклеивается на первый, а сверху с помощью того же клея прикрепляется вырезанная из старой открытки, вкладыша или фантика шуточная картинка. Добавьте к этому нитку или тесьму — и медаль готова. Другому медали делаются с помощью копировальной бумаги и фломастеров. Через копирку на твердый альбомный лист переводится картинка, затем очерчивается круг, заготовка вырезается и раскрашивается. Плюс нитка или тесьма — и медаль готова. Если вы не знаете, какую картинку выбрать, используйте те, что нарисованы в этой книжке.

Еще есть такая технология изготовления медалей. Аккуратно разрезается пустой тюбик из-под зубной пасты, жесть с помощью молотка распрямляется, и на ней методом чеканки наносится изображение. Как всегда, добавляется нитка или тесьма.

Есть и другие способы сделать медаль: вырезать из фанеры лобзиком круг и выжечь специальным прибором картинку; разгладить крышечку из фольги от бутылки с кефиром и нанести на ней рисунок иголкой; вырезать заготовку из кожи и украсить ее полосками от "елочного дождя". А если вам нужна шуточная медаль, вы ее можете изготовить из круглого тонкого ломтика вареной колбасы.

Другим видом награды может служить памятный диплом. Он — родственник "почетных грамот", в обилии раздававшихся детям в лагерях в предыдущую эпоху. Только он менее официозен, более жизнерадостен.

Процесс изготовления прост. Альбомный лист или лист цветной бумаги (лучше всего бархатной) складывается пополам как книжечка. На обложке выводится надпись "диплом", внутри пишется текст: кому, за что и когда этот документ вручен. Слово "диплом" надписывается фломастером, а еще лучше, если вырезается из бумаги другого цвета и наклеивается как аппликация. Могут быть и другие рисунки и аппликации. Главное, чтобы в них был вкус и эстетика. А шрифт, который вы используете, обязательно сделайте игровым, веселым — подсмотреть его можно в заголовках этой книги. Если все сделано аккуратно, с юмором, дети обязательно увезут награду после смены домой.

Великолепные красочные подарки получаются из воздушных шаров. Шарик — уже сам по себе — хороший предмет дарения, это доказал еще Винни Пух в день рождения ослика Иа. Но шарик можно превратить в мордочку симпатичной собаки или в голову забавного человечка. Для этого из разноцветной бумаги вырезаются глаза, уши, рот, волосы и осторожно наклеиваются на тонкую кожицу. А к веревочке прикрепляется записка с приветствиями, поздравлениями и пожеланиями. Если же вы запасетесь природным материалом, то в вашей мастерской могут быть изготовлены такие произведения сувенирного искусства:

  • лавровые венки из трав;
  • открытки, сделанные с использованием засушенных листьев и цветов;
  • кубки, плетенные из соломки и бересты;
  • плоские камешки, раскрашенные масляными красками;
  • ожерелья из шишек и орехов.

Перечень возможных подарков-самоделок безграничен. Каждый материал, будь то бумага или шерсть, стекло или ткань, дерево или целлофан, обладает удивительными свойствами. Если их знать, и если овладеть техникой работы с различными материалами, то можно ни разу не повториться: каждый момент награждения будет сопровождаться новыми подарками.

А привлечение детей к этой работе не только высвободит ваше время (создание призов — трудоемкий процесс), но и разовьет, в первую очередь, самих детей. Ведь принимая детскую помощь во время изготовления подарков, вы создаете условия для формирования в ребятах усидчивости, аккуратности, художественного вкуса, воображения; эти качества — предпосылка и результат хорошей работы. А еще вы учите дарить свой труд другим и получать от этого радость.

Награда, которую можно потрогать, рассмотреть, сохранить на память, — это всегда приятно. Но ведь награда может быть и непредметной. И при этом не менее приятной. Например, аплодисменты в честь победителя. Или скандирование его имени. Или подбрасывание героя к потолку. Или "прилюдный" поцелуй самой красивой девочки. Конечно, можно оспорить, что все перечисленное — не награды, а просто знаки внимания. Но если они нравятся победителю, если благодаря им в душе ребенка рождается чувство гордости за себя, если он ощущает ситуацию успеха, значит это не менее ценно, чем медаль или коробка мармелада. Поэтому подобные "изливания чувств" стоит организовывать и как элемент ритуала вручения памятного сувенира, и как самостоятельное моральное поощрение. Недопустимо только "переусердствовать" в подобных выражениях признательности. Дети часто не чувствуют границу и меру и могут запросто довести награждаемого до слез. Но удержать ребят от излишеств в ваших силах.

У подобных нематериальных наград есть еще один недостаток: они быстро кончаются. Что остается после рукопожатий и рукоплесканий?

Кстати, презентация победителю особых прав и привилегий — это тоже вид вознаграждения. Еще в далекие средние века рыцарям за великие заслуги разрешалось не снимать при короле шляпу или сидеть от него по правую руку во время пиршества. Конечно, награждать победителя конкурса правом лежать на кровати в ботинках или привилегией не убирать вместе со всеми территорию — не самая умная находка. Но ведь есть и другие права:

  • на дополнительные пять минут купания;
  • на ношение в течение дня почетной переходящей кепки;
  • на бесплатное посещение видеофильма;
  • на поднятие отрядного штандарта на утреннем сборе отряда;
  • на занесение имени победителя в "книгу героев". И есть такие шуточные привилегии:
  • каждое утро вставать с правой пятки левой ноги;
  • ходить в рубашке наизнанку;
  • есть суп ножом и вилкой;
  • не стричь ногти, пока те сами не обломятся;
  • дышать через нос в любое время дня и ночи.

Конечно, эти привилегии бессмысленны, но сам процесс их торжественного объявления всегда вызывает буйное веселье.

В былые годы у пионеров существовали и такие награды: "фотографирование у развернутого знамени", "запись в книгу почетных ленинцев", "вывешивание портрета на доске "Равнение на правофланговых"". Сказать, что в этих формах поощрения нет никакого смысла, нельзя. Ведь и сегодня многие взрослые дяди почитают за счастье сфотографироваться рядом со звездой мексиканского кинематографа. Поэтому взять на вооружение "доски почета" и "книги памяти" стоит, только при этом нужно зарядить их доброй долей иронии и игры.

А еще среди нематериальных наград есть исполнение песни по заказу победителя и исполнение его сокровенного желания. А еще есть письменная благодарность ребенку и благодарственное письмо родителям.

Но, наверное, самой "особой" наградой является слово "спасибо". Произнести это слово можно как элементарную дежурную вежливость, но можно и раскрыть его "потаенный смысл". Ведь когда вы благодарите ребенка, вы тем самым признаетесь, что его игра, творчество, работа доставили вам лично удовольствие, духовное наслаждение, что он подарил вам мгновения истинной радости.

Нужно, чтобы ребенок осознал, принял эту мысль. И если в дальнейшем он будет работать не только ради популярности и награды, а и ради улыбок друзей — это будет вашей педагогической победой. Но еще большей победой будет, если кто-то из ребят неофициально подойдет к победителю и искренне пожмет ему руку. Ну и уж совсем вы будете молодец, если ваши победители будут подходить к побежденным и благодарить их за интересную борьбу, за удовольствие от состязания с таким сильным конкурентом. Не утешать, не злорадствовать, а благодарить.

Но как этого добиться — это уже другая проблема.