Дворовые игры 7

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
15107344Rrzm.jpg

"Дворовая игра "Брызгалка"" Китайские водяные пистолеты, появившиеся на прилавках ларьков в начале 90-х, отдыхают со своей тоненькой струйкой и несуразным детским видом перед настоящими брызгалками. Серьезная брызгалка делалась из пластмассовой бутылки из-под «взрослого» шампуня «Селена» 1л. (или, в крайнем случае, из-под детского «Кря-кря») и верхней части стандартной школьной ручки за 35 коп. Ручка запихивалась в надрез на колпачке бутылки и боевое оружие, сшибающее с ног за пять метров, было готово. Можно носиться и лазать по заборам, огородам, деревьям, можно поджидать в засаде, можно хранить последние сто грамм для решающего боя с врагом, можно с боем или скрытно прорываться к источникам влаги, а, значит, и боеприпасов.


"Дворовая игра "Духарик"" Детское оружие. «Духарик» изготовлялся следующим образом: бралась трубка, (предпочтительно пластиковая трубка-направляющая для заделки проводки), изолента и прочный напальчник. Напальчник надевался на один из концов трубки и фиксировался изолентой. Также «духарик» можно было сделать из пробки от шампанского. Для этого у неё срезалась часть головки, а напальчник крепился на той её части, которая уходит в бутылку. Далее в «духарик» заряжалась твердая зеленая ягода боярышника. После этого можно было стрелять, оттянув напальчник. Оружие получалось мощное, и по негласным дворовым соглашением «духарики» было запрещено применять против людей.


"Дворовая игра "Оружейный лук"" Детское оружие. Ребята самостоятельно мастерили луки и стреляли из них в деревья и жестяные банки. Иногда жертвами становились почти ручные городские голуби. Делался лук обычно или из вишни, или из ивы. Толстую ветку 3-5 см в диаметре вымачивали, чтобы она легче гнулась. А когда дерево высыхало, то сильно натягивало тетиву. Для тетивы использовали леску. Стрелы делали из прямых прочных веток, которые обрабатывали ножом до нужной формы. Материалом для наконечников стрел служили крышки от консервных банок. Их хорошо отбивали камнем, складывали в несколько раз (получался металлический конус) и крепили к стреле. Также наконечники для стрел делали из толстых иголок. В задней части стрелы делали надрез, в который упиралась тетива. Оперение стрелы изготавливалось из голубиных перьев.


Дворовая игра "Бояре"" Играть нужно большим количеством народу. В школе играли классами. Играющие разбивались на две команды, каждая выстраивалась в шеренгу лицом к другой команде. Расходились примерно на пять метров. Потом одна команда, взявшись за руки, шла к другой со словами: - Бояре, а мы к вам пришли! И потом задним ходом отходила обратно со словами: - Молодые, а мы к вам пришли! Следующая подхватывала: - Бояре, а зачем пришли? - на приближении, и - Молодые, а зачем пришли? - на отдалении. И так продолжалось, по очереди: - Бояре, нам невеста нужна, молодые, нам невеста нужна! - Бояре, а какая вам мила, молодые, а какая вам мила? - Бояре, нам вот эта мила (тут подходили почти вплотную и показывали на любую девочку, которая поворачивалась спиной и так продолжала игру), молодые, нам вот эта мила! - Бояре, она дурочка у нас, молодые, она дурочка у нас! - Бояре, а мы плеточкой ее, молодые, а мы плеточкой ее! - Бояре, она плеточки боится, молодые, она плеточки боится! - Бояре, а мы пряничком ее, молодые, а мы пряничком ее! - Бояре, у ней зубки болят, молодые, у ней зубки болят! - Бояре, не валяйте дурака, а давайте нам невесту навсегда! После этого команда, у которой «Невеста», растягивалась, не разрывая рук, а выбранный человек из противоположной команды разбегался и должен был разорвать цепь в произвольном месте. Если цепь разорвана, то одного человека забирает команда «жениха», если нет – то «жених» сам попадает в плен. Выигрывает та команда, у которой максимальное количество народу.


"Дворовая игра "Вы поедете на бал?"" Игра. Все ее правила заключались в тексте коротенькой считалочки и выражались в следующем: игрокам необходимо отвечать ведущему на вопросы, избегая определенных ответов. Первым вопросом был: «Вы поедете на бал?». Далее игрока подробно расспрашивали о том, на чем он поедет, во что будет одет, с кем он будет танцевать и т.д. В ответах нельзя было использовать слова «черное» и «белое», «да» и «нет». Иногда правила включали особо трудный случай – категорически запрещалось употребление слов с буквой «р». Игра отлично развивала воображение, учила подбирать синонимы и задавать вопросы (ведь цель ведущего – «вытянуть» из игрока запретные слова). Сама считалочка имела, в зависимости от компании или города, несколько вариаций: 1. Черно-бело не бери, «Да» и «нет» не говори! 2. Барыня прислала 100 рублей И коробочку соплей… «Да» и «нет» не говорить, В черном-белом не ходить, «Р» не выговаривать. 3. Вам барышня прислала кусочек одеяла Велела не смеяться, Губки бантиком не делать, «Да» и «нет» не говорить, Черно с белым не носить. Вы поедете на бал? 4. Барыня прислала туалет В туалете 100 рублей, Что хотите, то берите, «Да» и «нет» не говорите Черный с белым не берите Вы поедете на бал? 5. Нам бабушка прислала коробочку соплей. «Да» и «нет» не говорите, Черный с белым не берите!


"Дворовая игра "Города"" Неустаревающая игра. Суть ее в том, что первый участник произносит название города (например, «Москва»), а второй должен вспомнить город, который начинается с последней буквы только что названного (например, «Анапа»), и т.д. В конечном счете, выигрывает тот, кто помнит больше всего городов начинающихся на букву «А».


"Дворовая игра "Городки"" Для начала каждый добывал себе палку (биту). Идеальным вариантом считался ровный тонкий ствол молодой осины, дуба или чего-то схожего, длиной примерно в рост игрока или чуть меньше, диаметром - до 2-3 см. Бита аккуратно очищалась от коры и высушивалась. Поле для игры представляло собой кирпич, на котором устанавливалась пластмассовая банка из-под шампуня, до половины заполненная песком, а метрах в 5-7 от кирпича вычерчивались 5 параллельных линий-уровней. Игра начиналась с того, что каждый из игроков, стоя за первой линией, должен был поставить свою биту одним концом на носок ноги, а потом изо всех сил ногой попытаться забросить ее как можно дальше в направлении к банке с кирпичом. Тот, кто бросил ближе всего к линии, становился «на банку». Затем все игроки, оставшиеся на линиях, по очереди бросали биты (рукой). Задача бросающего состояла в том, чтобы постараться сбить банку с кирпича. Бросали по очереди: сначала те, кто стоял на первой (самой дальней от кирпича линии), потом на второй и т.д. Если банка сбивалась, то игрок выходил к кирпичу и без помех забирал свою биту. После чего «банкующий» мог поставить банку на кирпич и начинался «бой». Задача стоящего «на банке» сводилась к следующему: он должен был своей битой коснуться игрока, после чего сбить банку с кирпича. Если ему это удавалось, то игрок становился «на банку», а «банкующий» возвращался на свою линию. В свою очередь, игрок сам мог сбить банку и попытаться за время, пока «банкующий» не поставит банку на кирпич, спрятаться за линией. Если игрок успевал спрятаться, то он пододвигался на одну линию вперед, и игра продолжалась. В случае, если банку сбил не первый бросающий, то «в поле» выходили все, кто бросал биты, свободно забирали свои биты, после чего «банкующий» ставил банку на кирпич и задача сводилась к предыдущей. Иногда «банкующий» мог пойти на хитрость: если, к примеру, 5 человек бросали биты и только 6-ой сбил банку, «банкующий» мог не ставить банку на место до тех пор, пока все не заберут свои биты и не попытаются скрыться за линией. «Банкующий» ждал до тех пор, пока за линию забегут как можно больше человек и ставил банку на место только тогда, когда на поле оставалось 1-2 человека. В этом случае, его шанс «сойти с банки» существенно повышался. Игрок, сбивший банку во время начального броска, и вернувшийся за линию, переходил на одну линию ближе к банке и бросал биту уже с нее. В случае если ни один из игроков не сбивал банку, все выходили к кирпичу и пытались забрать свои биты. «Банкующему» в этом случае позволялось «охранять» биты. В этот момент «банкующий» имел самую лучшую возможность для того, чтобы поменяться местами с кем-то из игроков. Игра продолжалась до тех пор, пока кто-либо не достигал последней линии.


"Дворовая игра "Двести"" Другие названия - «пятьсот», «тысяча», «дуплет». Командная игра - разновидность футбола на одни ворота. Участвуют две команды с произвольным (обычно от 3 до 6) количеством игроков. Используются стандартные футбольные ворота либо ворота для мини-футбола (разница только в количестве стоящих одновременно на воротах человек). Защищающаяся команда становится в ворота. Игроки атакующей команды пытаются забить гол (обычно с линии штрафной площадки либо 11 метров). Если защищающаяся команда пропускает гол непосредственно с удара, либо гол без «разводки» (см. ниже), бивший игрок получает право на следующий удар. Если бьющий промахивается мимо ворот (в т.ч. мяч выходит за поле от штанги либо перекладины) либо стоящие на воротах ловят мяч, бьет следующий игрок. Когда свои удары используют все игроки, команды меняются местами. Если защищающиеся отбивают мяч, то в воротах остаются один-два человека, остальные выбегают в поле, и играют как защитники. Применяются все футбольные правила (в т.ч. угловые), кроме «вне игры». Очки атакующим начисляются только при забитом голе. Если вратарь и обороняющиеся ловят мяч либо мяч выходит за пределы поля от атакующих, защищающиеся возвращаются всей командой на ворота, и бьет следующий игрок атакующих. Очки набираются за: «чистый» гол - гол, при котором никто из команды, стоящей на воротах, не коснулся мяча - 10 очков. «грязный» гол - кто-либо коснулся - 5 очков. попадание в штангу во время атаки - плюс 100 очков. попадание в перекладину во время атаки- плюс 200 очков. попадание в крестовину во время атаки - плюс 250 очков. гол в «очко» вратарю - плюс 100 очков. «разводка» (более двух касаний у атакующей команды)- плюс 15 очков, но теряется право на повторный удар у бьющего. каждый угловой - плюс 15 очков. Выигрывает команда, первой набравшая определенное количество очков (обычно 500 или 1000).


"Дворовая игра "Девять камней"" Дворовая игра, количество игроков которой почти не ограничено. Для игры необходим мяч. На асфальте рисуется квадрат, разделенный на 9 частей (как для «крестиков-ноликов»), в его центре выкладывается кучка из 9 камней. Один человек - ведущий (если игроков много, то ведущих несколько) становится с одной стороны от квадрата, остальные игроки на некотором расстоянии от квадрата с другой (расстояние от квадрата определяли на глаз, чтобы не очень легко было попасть, но возможно), у игроков мяч в руке. Они должны, кидая мяч по очереди, разбить кучку из камней. После того, как кучка разбита, игрокам необходимо разложить камушки по штуке на каждый квадрат. Ведущий в это время мячом усиленно «пятнает» игроков. Запятнанный игрок выбывает из игры. Если игрокам все-таки удалось разложить камушки, то ведущий водит еще раз.


"Дворовая игра "Духовушки"" Самопальное пневматическое оружие. Для изготовления требовались: велосипедный насос, доска, кусок стереоскопической антенны или любой другой трубки подобного размера, изолента, несколько лоскутов дерматина от старого школьного портфеля, шуруп и медицинский жгут. Ну и инструменты, конечно же, - нож, отвертка, ножовка по металлу. Первым делом разбирался велосипедный насос, из него выбрасывались все «лишние детали». Оставалось главное – алюминиевая трубка. Далее от насоса отрезалась та часть, куда обычно привинчивается шланчик переходник, и получалась алюминиевая проба диаметром с 5-копеечную монету. Затем брался кусок стереоскопической антенны длиной 7-10 сантиметров, и на одну из сторон наматывалась изолента - до тех пор пока диаметр намотанной ленты практически не сравнивался с диаметром трубы от насоса. Далее их соединяли вместе и герметизировали соединение той же самой изолентой. После этого начиналась резьба по дереву. Для начала вырезался приклад, на который изолентой фиксировалась собранная ранее конструкция. Далее необходимо было изготовить поршень - закругленную деревяшку, диаметром слегка меньшим, чем насос, и почти такой же длины, как трубка от насоса. С одной из сторон у деревяшки оставлялся квадратный брусок примерно в полтора раза большего диаметра, чем сам поршень, а с другой к ней прикручивались предварительно вырезанные из дерматина прокладки -уплотнители несколько большей величины, чем трубка насоса. Далее поршень и насос промасливались растительным маслом, и поршень вводился в то, что когда-то называлось насосом. Оставалось только натянуть жгут в качестве пускового механизма, и оружие было готово к бою. Зарядка производилась втыканием дула (стереоскопической антенны) в картошку с дальнейшим пропихиванием пульки в глубину дула (при хорошей компрессии в воздушке при взводе пулька сама всасывалась в рабочее положение). Стреляли обычно картошкой (благо одной картофелины хватало чуть ли не на час активных боевых действий, а килограмм картошки стоил 10 копеек). Впрочем, можно было использовать и любой другой корнеплод, но он и стоил дороже и при попадании наносил большие потери....


"Дворовая игра "Земельки"" Дворовая игра. На земле рисовали круг, делили его на равные части по количеству участников. Затем вскидывали камушек, который надо было пнуть так, чтобы попасть по ногам соперника. Если это удавалось, то игрок «отжирал» у соперника кусочек земли, который отмерял своими ступнями. Если же камень попал за пределы земли, либо не долетел до границ своего участка (двойное касание), то остальные игроки отъедали у промазавшего по кусочку. Цель игры: завоевать всю землю. За каждую ошибку назначалось определенное количество ступней, которыми можно было отделять кусочки земли.


"Дворовая игра "Города"" Обычно играют две команды. Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал) следующему игроку, и так далее - по цепочке. Последний член команды произносит слово вслух. Выигрывает та команда, которая верно «донесла» слово ведущего через всех игроков. Порой можно было услышать уморительные варианты загаданного слова, которое неверно передал «испорченный телефон». Многие усложняли игру: ведущий загадывал не слово, а целую фразу.


"Дворовая игра "Испорченный телефон"" Обычно играют две команды. Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал) следующему игроку, и так далее - по цепочке. Последний член команды произносит слово вслух. Выигрывает та команда, которая верно «донесла» слово ведущего через всех игроков. Порой можно было услышать уморительные варианты загаданного слова, которое неверно передал «испорченный телефон». Многие усложняли игру: ведущий загадывал не слово, а целую фразу.


"Дворовая игра "Казаки-разбойники"" Игра, в которую можно было играть всем двором или большой компанией. Двор делился на две команды: «разбойники» - прятались, «казаки» их искали. «Разбойники» указывали свой путь стрелочками (мелом на асфальте). Можно было ставить обманные стрелки. Команда могла прятаться вместе или разбежаться. После того как «разбойники» были пойманы, стороны менялись ролями.


"Дворовая игра "Кандалы"" Все игроки делились на две команды. Становились в ряд и брали друг друга за руки. Игрок из команды 1 бежал, стараясь разбить цепочку команды 2. Если разбивал - то забирал одного игрока в свою команду. Если нет, то становился частью команды 2. Слова были такие: - Кандалы - Закованы - Разбейте нас - Кем? - Атаманом - Каким? - Имя игрока. Цель игры – перетащить в свою команду как можно больше игроков из команды противника.


"Дворовая игра "Квадрат"" Для игры в «Квадрат» были необходимы: открытая площадка с ровным твердым покрытием, на которой вычерчивался мелом квадрат, разделенный на четыре равные части, мяч и четыре участника, каждый из которых занимал свою четверть. Сначала игроки договаривались, до какого количества очков будет проходить игра. Выигрывал тот игрок, у которого меньше всего наберется очков. Начиналась игра со сбрасывания мяча в перекрестие. На чью четверть катился мяч, тот и начинал игру. Уже с подачи мяча начиналась ожесточенная борьба. Ведущий сбрасывал мяч по диагонали, чтобы тот, ударившись один раз о свою территорию, летел в сторону противника. Если после подачи мяч не попадал на территорию игрока, то подающий получал очко. Подачи были разные: «тихие» - сбрасывались слегка, чтобы после подачи мяч успевал удариться о территорию противника больше одного раза, пока тот не успел до него добежать, «крученая» - когда сбрасывающий закручивал мяч так, чтобы после удара трудно было предположить, в какую сторону отскочит мяч, «на голову» - когда ведущий сильно сбрасывал мяч, так, что его трудно было отбить ногами, и приходилось отбивать головой (в таком случае, была опасность перекинуть мяч через границу всего квадрата и заработать лишнее очко). Мяч мог коснуться поверхности квадрата противника только один раз, после второго касания игроку на этой территории засчитывалось очко. Игрок мог сразу же отбить мяч ногами или другой частью тела (кроме рук) на любую другую территорию. Но мог «поиздеваться» над противниками и «набивать» мяч, выбирая жертву нападения. Даже если мяч выходил за территорию своего квадрата или за территорию общего для всех квадрата, но игрок продолжал «набивать» его, то игра продолжалась. Иногда игроки, от которых отскакивал мяч за пределы общего квадрата, выделывали потрясающие акробатические номера и успевали отбить мяч назад на общий квадрат, но на чужую территорию. Если после касания игрока, мяч опять падал на свою территорию или за пределы всего квадрата, то игроку засчитывали очко. Если игрок благополучно отбивал мяч на чужую территорию, то все повторялось, но с другим игроком. Если игрок отбивал мяч на границу между квадратами, то игроки кричали «Линия!» и разыгрывали спорный мяч. Мяч подавался игроком, от которого летел мяч, на граничащую спорную территорию. Остальные игроки просто наблюдали за спором. После определенного количества очков осуществлялся переход игроков по часовой стрелке на соседнюю территорию, чтобы игрок не успевал привыкнуть к позиции. Были варианты, рассчитанные на трех игроков, когда одна четверть не была задействована в игре. Были варианты на двоих, когда квадрат делился на две половинки. Если в игре хотели участвовать больше четырех человек, то на одной четверти могли располагаться двое человек или обычно играли «на вылет». Проигравший, набравший большее количество очков, «вылетал» и его место становился «новенький».


"Дворовая подростковая игра "Кис-мяу"" Суть игры заключалась в том, что все играющие становились в шеренгу, а еще двое – ведущий и игрок - спиной друг к другу, ведущий – лицом к шеренге. Ведущий показывал глазами на кого-нибудь в шеренге и спрашивал «кис?», если игрок говорил «брысь», то тот продолжал глазами выбирать... а если «мяу», то на этом человеке останавливались и спрашивали «какой цвет?». Красный - означал поцелуй в губки, розовый - в щечку... Игрок должен был целоваться с тем, на кого показал ведущий, вне зависимости от симпатии или антипатии. Были и другие цвета, кроме розового и красного, но их суть уже мало кто помнит. Самым страшным был белый цвет. Очевидцы утверждают, что тогда мальчик и девочка уединялись в подъезде, надолго там застревали и выходили оттуда с жутко таинственным видом. Что там происходило на самом деле, история умалчивает


"Дворовая игра "Классики"" Игра, имеющая массу вариантов правил и названий, в зависимости от региона. Суть такова: на асфальте мелом рисуется «таблица» (см. рис.) Поверх «таблицы» чертится дуга, на которой написано «огонь», т.е., попадая туда, «сгораешь». Заигрышек (вариант - бита) кидается в первый квадрат и дальше продвигается ногой. Задача – проскакать все квадраты по порядку, не наступив на линию и не попав в «огонь». Сложности: правильно кинуть заигрышек в 4,5,6 и 7 квадраты, потому что они далеко, двигать заигрышек, прыгая на одной ноге, при этом не попадая на линии, иначе «пропадешь». Заигрышками чаще всего служили банки из-под крема для обуви или шайбы от пластмассового хоккея, в которые набивался песок. Есть еще варианты «классиков» без заигрышка, где главное было – проскакать все классы определенным образом, демонстрируя недюжинную физическую подготовку.


"Дворовая игра "Колдунчики"" «Бегательная» игра, похожая на «салки». Один (иногда два, при большом количестве игроков) ведущий (вода). Цель «воды» - дотронуться до игрока, после чего игрок был обязан застыть на месте, раскинув руки в стороны. Остальные игроки могут его «расколдовать», дотронувшись. Цель игры для водящего - заколдовать всех игроков, чтобы все стояли и никто не бегал. Цель игроков, разумеется, не поддаться. В «колдунчики» с удовольствием играли в школах, на переменках, доставляя немалую головную боль учителям. Учителя пытались вводить репрессивные меры, но все напрасно. Страсть к этой игре проходила сама собой, дети взрослели.


"Дворовая игра "Колечко"" Обычно в «Колечко» играли девочки. Во всяком случае, увлеченной этой игрой мальчишек было очень мало. Играющие садились в ряд и складывали перед собой руки «лодочкой», закрывая большими пальцами образовываемое ими пространство. У водящего в ладонях (ладони сложены так же) какой-нибудь предмет: монетка, колечко и т.д. Смысл игры: водящему необходимо незаметно вложить в руки одного из участников этот предмет. Участник же, которому был вложен предмет, должен не подать вида, и выскочить из ряда сразу после слов водящего «Колечко, колечко выйди на крылечко!». У остальных участников задача – угадать, кто счастливчик и не выпустить его. Если игроку не удавалось вырваться, то водящий оставался прежним. Игра была своеобразным выражением симпатии и дружбы.


"Дворовая игра "Контакт"" Играют минимум 4 человека, максимальное количество участников не ограничено. Ведущий загадывает слово, цель всех остальных - его отгадать. Для этого ведущий говорит первую букву слова. После чего игроки начинают высказывать свои предположения в виде определений слова... Например, задумано слово «капуста», ведущий сообщает, что слово начинается на букву «к». Игрок 1 предполагая, что это может быть «кот», спрашивает: «Это такое животное?». Другие игроки должны поддержать первого, допустим, игрок 2 догадывается, что это мог бы быть кот, и тогда он говорит «контакт!». Затем игроки, произнесшие «контакт», начинают вслух считать до десяти. За это время ведущий должен «отмазаться», то есть назвать слово, подходящее под данное определение (животное, начинает на «к»). То есть отмазкой («нет, это не кот») может служить и не только слово, которое подразумевает игрок, но и другое подходящее (например, «козел»). Если игроки все-таки убеждены, что это кот, то им необходимо уточнить определение или поменять его («Это такое пушистое животное?»). Уже отвергнутые слова повторно предлагать нельзя. Если ведущий не называет слова-отмазки, то «законтаченные» игроки после цифры 10 хором одновременно говорят то слово, которое они подразумевали. Если хотя бы у двух игроков случился контакт, то есть они назвали одинаковые слова, то ведущий обязан назвать следующую букву слова. Если контакта не было (например, игрок 1 назвал слово «кот», а игрок 2 сказал «кошка» или «кролик» или что-то еще), то игра продолжается, ведущий новую букву не открывает. Нюансы игры: - игроки пытаются дать такие определения, чтобы ведущему было тяжело подобрать подходящую отмазку; - в контакте могут участвовать хоть все игроки. Контакт состоялся, и ведущий обязан открыть букву, если совпали слова хотя бы у двух игроков.


"Дворовая игра "Лягушка"" Дворовая игра, очень простая по сути. Мячик кидали об стенку, и через него необходимо было перепрыгнуть (так, чтобы мяч прошел между ног). Кто не перепрыгивал – получал букву от слова «лягушка». Тот, кто быстрее всех соберет все слово, считался проигравшим. Минимальное количество игроков – 2 человека.


"Дворовая игра "Московские кулика"" Модифицированные прятки. Игра называлась отчего-то «Московские кулика», с ударением на «а». Другое название этой игры – «Жук». Ведущий становился лицом к стенке, за его спиной – остальные играющие. Один из играющих ударял ведущего (обычно влезали старшие, и удар оборачивался очень сильным пинком или тычком под ребра). Ведущий поворачивался и указывал на того, кто, по его мнению, ударил. Затем давал задание. Например, подняться на крышу через первый подъезд и спуститься через последний. Играли обычно поздно вечером, в темноте. Поэтому задания были, как правило, сложные и страшные. Если ведущий угадывал верно, то задание выполнял ударивший, если неверно – ведущий (как правило, группа нагло обманывала ведущего, который сам и бегал несколько раз). За время выполнения задания все играющие прятались по двору/улице. Ведущий, вернувшись к стенке после задания, громко объявлял, что идет искать, что соответственно и делал. Играющие должны были незаметно для ведущего или быстрее его добежать из своего укрытия до стенки и громко крикнуть «Тук-тук». Крик – принципиальное правило, пока не было касания и крика, ведущий мог поймать игрока. Пойманный становился ведущим, вставал лицом к стенке, получал свой тычок под ребра, и все начиналось сначала.


"Дворовая игра "Напильники"" Игры в напильники были двух основных видов. Вариант А На достаточно большой земляной площадке каждый выбирал себе место (подальше от других), где основывал «город». Для этого нужно было взять напильник и его острым концом, предназначенным вообще-то для заделывания в ручку, очертить довольно большой круг (40-50 см в диаметре). Это – город. Дальше кто-то первый начинал завоевательный поход. Он брал напильник и начинал из положения стоя кидать его в землю рядом со своим городом. Кидать можно было тремя способами: Первый, самый простой: напильник берется одной рукой за тупой конец, острый конец поднимается немного вверх и резким движением посылается в землю, если воткнулся, значит, получился «Солдат». Рисуется маленький кружок, впритык к городу или к предыдущему «Солдату» («Танку» или «Вертолету», но об этом ниже). Второй: напильник берется за острый конец и при броске должен сделать сальто или, проще говоря, развернуться на 360? и воткнуться этим же острым концом в землю. Это – «Танк». На его месте рисуется треугольник. Третий: из тех, что опасно повторять в домашних (и уличных тоже) условиях. Напильник просто подкидывался с вращением (относительно центра масс) вверх, повыше голов участников, предварительно все разгонялись, и местность оцеплялась, чтоб никакой случайный прохожий не пострадал. Иногда напильник действительно втыкался в землю. Это – «Вертолет». На земле рисовался квадрат, причем впритык к другим войскам игрока, а не там где воткнулся напильник (почему, читайте ниже). Таким образом, игрок выстраивал цепочку солдат, танков и вертолетов, до тех пор, пока не ошибался, тогда ход переходил к другому игроку. Чтобы победить, нужно было уничтожить все армии противников и захватить их города. Для этого нужно было, делая своих солдат (танки, вертолеты), дойти до первого чужого солдата (танка, вертолета) и воткнуть в него напильник соответствующим способом, тогда этот солдат не погибал, что самое интересное, а просто становился твоим. Дойдя до города, в него нужно было воткнуть напильник простым способом столько раз подряд, сколько лет тому, кто этот город основал, или наоборот тому, кто этот город захватывает. Второй вариант был бы честнее. Вариант Б Чертился большой круг, который делился между участниками игры, а их могло быть очень много, например 7 или 8, и дальше по очереди все начинали кидать напильник или нож в землю. При этом нужно было стоять на своей земле и кидать в землю соседа. Когда напильник втыкался, проводилась линия через точку, в которую он воткнулся, и в направлении, в котором наклонился напильник или нож (случаи, при которых напильник втыкается совершенно отвесно, редки и направление выбирается по результатам небольшого скандала между участниками), до пересечения с границами участка соседа. Таким образом, территория соседа делится на две части, большая остаётся ему, меньшая отходит к завоевателю. После ошибки одного ход переходил к другому. Если человек, встав на свой участок носочком одной ноги (потому, что две уже не помещались), не удерживался заданное количество секунд (обычно связанное с возрастом участника) его территория ликвидировалась, переходила к ходящему. Побеждал тот Наполеон, который захватывал весь круг. "Дворовая игра "Ножички"" Игра в «ножички» в таком виде, в каком мы видим ее в фильмах о 60-х годах, т.е. когда нож кидался в землю и просто, и с переворотом, и с плеча, и с носа, и с головы (в общем, как только не кидался), в наше время уже не практиковалась. У поколения 76-82 была другая игра в «ножички». Для нее нужен был складной нож с толстой и плоской снизу ручкой и деревянная лавка, параллельная земле и без дырок. Двое играющих бесстрашно садились друг напротив друга, нож складывался под углом в 90 градусов (специально для гуманитариев - буквой Г), чуть-чуть втыкался в лавку и указательным пальцем подкидывался вверх и немного вперед. Если нож втыкался в лавку, а ручка касалась ее поверхности, образуя треугольник, то игрок получал 10 очков, если втыкался, но рукоятка оставалась в воздухе (буква Г, вы помните), то 15 очков, если ложился на рукоятку – 20, если (были и такие случаи) на лезвие – 50. И так до тех пор, пока кто-нибудь не наберет сто очков. Все лавки в округе были истыканы.

"Дворовая игра "Одно касание"" Игра на мини-футбольные ворота. Играет произвольное количество человек, но не меньше трех. В начале игры выбирается вратарь, после чего он выбивает мяч в поле. Цель - забить вратарю гол, при этом каждый игрок может сделать не более одного касания за один раз. Если игрок делает два касания либо от него уходит мяч за пределы поля, он становится на ворота. Если вратарь ловит мяч после удара по воротам, он может «застрелить» любого игрока, попав по нему мячом (при этом вратарь не имеет права выходить за штрафную площадку) – «застреленный» становится на ворота. Проигрывает первый пропустивший заранее оговоренное количество голов (счет накопительный). Существует более быстрый вариант игры - с «наследством». Тогда каждый становящийся на ворота принимает в «наследство» пропущенные голы, а проигрывает тот, на котором суммарное количество пропущенных голов достигает оговоренного правилами.


"Дворовая игра "Пробки"" Популярнейшая игра конца 70-х - начала 80-х гг. Заключалась в следующем: на асфальте чертился квадрат размером 30х30 см, участники, отходя на 10 метров, поочередно бросали специально отлитый из свинца биток (отливался по размеру пробки), чтобы определить очередность в игре. Биток, оказавшийся ближе всех к центру квадрата, считался первым и т.д. После этого, в центр квадрата участники игры выставляли столбик из пробок (зубцами вверх). Количество пробок, выставляемых участниками на кон, могло быть разным. Участник, первым попавший в столбик из пробок получал право забрать пробки, перевернувшиеся зубцами вниз, и, присев на корточки над разбитым столбиком, начинал «ронять» биток на остальные пробки, стараясь поочередно перевернуть остальные пробки. Если перевернувшаяся пробка ложилась зубцами на другую, не перевернутую, накрытая пробка также забиралась счастливчиком. Если перевернуть пробку не удавалось, ронять биток начинал следующий участник. Примечание 1: Особенно ценились пробки от импортного чешского пива и другие с каким-либо изображением. Биток у каждого должен был быть свой. Примечание 2: Игра осложнялась тем, что найти «бесхозную» пивную пробку на улицах города было делом проблематичным.


"Дворовая игра "Пугачи"" Самодельное пиротехническое шумовое развлечение. Существовали в нескольких разновидностях. 1. Из велосипедной спицы. Изымалась спица из колеса велосипеда, обязательно целиком, с головкой, которая крепится к ободу колеса. Также нужен был гвоздь, равный по диаметру головке. Этот гвоздь, чтобы не терялся, привязывали за шляпку к одному концу верёвки, которая должна быть примерно на треть меньше длины спицы, другой конец от верёвки привязывали к изогнутому концу спицы, которым она держалась за ось колеса. Брались спички, с них соскабливали серу. Затем серу заряжали в головку на конце спицы, вставляли в головку гвоздь - спица изгибалась и становилась похожей на лук для метания стрел. Пугач был готов. Работал он просто - нужно было концом с гвоздём с усилием ударить по твёрдой поверхности. Результатом был приличный хлопок, гораздо более громкий, чем хлопок от пистонов. 2. Из небольшой трубки, длиной сантиметров 10-15, диаметром около 5 мм. У трубки загибался один конец под углом 90 градусов, его плечо было равно 3-5 см. Затем в трубку заливали расплавленный свинец, чтобы из загнутого кончика не проходил даже воздух. Также брался гвоздь, который бы очень плотно входил в эту самую трубку, он тоже загибался со стороны шляпки под тем же углом и с таким же размером плеча, как и у трубки. Наконец, нужна была резинка, в основном из камеры велосипеда - она надевалась на загнутые концы трубки и гвоздя. Принцип действия: брались спички, с них соскабливалась сера, которую заряжали в трубку. Затем вставлялся гвоздь, натягивалась резинка. Потом нужно было аккуратно оттянуть гвоздь внутри трубки и упереть его во внутреннюю стенку. Устройство было взведено и готово к выстрелу. Если его сжать в руке, надавив одновременно на резинку и трубку, то гвоздь соскальзывал внутрь, ударял с усилием по сере, отчего и происходил хлопок. В этом устройстве главное было не переборщить с зарядом, а то оно могло разорваться в руках. А некоторые специально набивали трубку до отказа серой от спичек, взводили и бросали… 3. Из двух больших болтов и гайки. Болты скреплялись гайкой, а между ними клали серу от спичек. Устройство нужно было с усилием бросить одной из шляпок болта о твёрдую поверхность. 4. В асфальте находили дырку, куда запихивали серу от спичек. Ставили сверху гвоздь и на конструкцию кидали кирпич. 5. Из деталей игры «Перекресток». Брались ключи от заводных машинок игры «Перекресток», 3-4 пера из хвоста голубя, гвоздь (такого диаметра, чтобы мог плотно закрыть наиболее объемную часть ключа) и моток проволоки. Перья с помощью спичек и изоленты крепились к узкой части ключа и служили стабилизатором. Гвоздь резали примерно до длины 2 см (нужно было оставлять ту часть, которая со шляпкой) и с помощью проволоки-поводка крепили к ключу. Иногда ключ утяжеляли кусочками свинца. В наиболее объемную часть забивалась сера, которая потом закрывалась гвоздем со шляпкой («боек»). Применение: пугач подбрасывался вверх либо сбрасывался с высоты под ноги «жертвы» и срабатывал при ударе шляпкой гвоздя о твердую поверхность.


"Дворовая игра "Резиночки"" Дворовая игра из разряда активных, с достаточно сложной для новичков и предельно ясной и четкой для заядлых «игроков» системой. Главный и единственный инвентарь, необходимый для игры, – обычная бельевая резинка длиной около 2,5 метров, связанная в кольцо. Для игры требовалось не меньше трех человек (или двое игроков и дерево подходящего диаметра, стул, столб). Двое растягивали резинку, надевая себе на ноги, а третий должен был пропрыгать через нее по определенной комбинации. В случае удачной попытки, игрок переходил на следующий уровень – резинка поднималась выше. Известно 7 уровней, высшим из которых был «по шейку». Чтобы допрыгнуть игрок должен был проявить изрядную долю ловкости и сноровки. Комбинации прыжков были также разными. Существовали «московские», «треши», «соленые» и многие другие. Если игрок не прошел уровень или ошибся при выполнении комбинации, он менялся местами со «столбом». Обычно «резиночки» были девчачьей забавой на школьных переменах или во дворах, но иногда участие в игре принимали и мальчики. Когда при активных прыжках резинка рвалась – на ней завязывался новый узелок. Если резинка вся была в узелках, хозяйке приходилось подыскивать замену. В процессе поисков зачастую страдала одежда домашних. Мамы сердились, а дети продолжали скакать во дворах в «резиночку».


"Дворовая игра "Ромбы"" Активная игра, в которой участвует любое количество народа. Сначала игроки пересчитываются, чтоб получилось четное количество, делятся на две команды. После берутся небольшие листочки бумаги (Ромбы), на них рисуются «плюс» или «минус» и число от 100 до 100*(N игроков/2). Потом ромбы сворачиваются в трубочки и кладутся в шапку, участники собираются в круг и один подбрасывает шапку, каждый должен схватить один ромб. Ромбы вскрываются, но никому не показываются, плюсики одна команда, минусики - другая. «Минусики» убегают (им дается фора в пару минут), «плюсики» ждут, потом начинается игра в догонялки, задача: догнать (схватить за руку) человека из другой команды с меньшим значением всех имеющихся у него ромбов. Т.е., если у игрока +400 и он догоняет человека с -300, то тот обязан отдать ромбы и получится уже +700. Если же догнал того, у кого больше ромбов, есть шанс убежать, пока не схвачен за руку. Ромбы можно было передавать другому игроку из своей команды.


"Дворовая игра "Ручеек"" Играть можно было практически в любом месте: на поле, во дворе, в коридоре школы… Количество играющих должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает в конец. Освободившийся игрок становится водящим. Прелесть игры заключалась в том, что в процессе водящих становилось все больше, а коридор все длиннее. Каждый хотел побыстрее стать «водой», чтобы самому выбрать себе пару. Игра позволяла выбрать в «пару» себе свою тайную симпатию, не выдав себя.


"Дворовая игра "Секретики"" Для создания «секретика» необходимо было иметь: стеклышки (желательно крупные и разноцветные – зеленые, коричневые, а лучше всего – синие), фольгу, цветную фольгированную крышечку от кисломолочных продуктов или красивый конфетный фантик. Также в дело шли бусинки, мелкие цветочки (живые или сушеные), вкладыши, кусочки яркой пластмассы. В потайном месте двора или сада вырывалась маленькая ямка, на ее дно укладывали сначала фольгу, потом цветочки, бусинки или что-либо еще, дорогое сердцу. Сверху плотно прикрывали стеклышком и засыпали конструкцию землей. «Секретик» готов! Главным было создать «секретик» в одиночестве и не забыть его местоположение (можно было нарисовать карту с тайными обозначениями). Показ «секретика» кому-либо – это показатель высшей степени доверия к человеку. Тогда над «секретиком» расчищали землю, так чтобы не было видно краев стекла, и поражали друга оригинальностью своего произведения. Разорение «секретика» считалось преступлением, сделать это мог только враг (под его личиной обычно скрывались соседские мальчишки). Однако и «враги» тоже были не прочь создать свои «секретики», правда, в этом случае под стекло уже выкладывались шурупчики и гвоздики, иногда красивые жуки.


"Дворовая игра "Сифак"" Школьная игра. В ее основе лежит игра в салки. Суть «сифака» заключается в бросании друг в друга тряпки, той, которой вытирают мел с доски. В кого попали – тот «сифак». Проигравшим считается самый белый от мела игрок или тот, кто остался водить до начала урока.


"Дворовая игра "Слон"" Играли в школе, и не только. Несколько человек встают «раком» последовательно друг за другом, как можно плотнее. Каждый последующий обхватывает предыдущего так, что его голова находится в районе талии - подмышки стоящего впереди. Получается такая сбитая колонна, обычно из пяти-десяти человек, стоящих «раком». Это команда №1 (или СЛОН). Команда №2, состоящая из такого же или большего числа участников, строилась сзади команды №1 на отдалении, позволяющем совершить достаточный разбег. Разбежавшись, члены второй команды запрыгивали на «слона», отталкиваясь руками от спины последнего стоящего в СЛОНЕ (техника прыжков аналогична технике прыжков через «козла» на уроках физкультуры). Первый запрыгивал как можно дальше - ближе к голове СЛОНА, остальные плотно набивались за ним. В конце игры слон бывал в полнейшем беспорядке увешан седоками. Целью игры было: для составляющих тело СЛОНА - удержать вес запрыгнувших на них членов второй команды, количество которых часто значительно превышало количество участников первой команды. для команды №2 - завалить «слона». Победа обычно доставалась той команде, в которую входили наиболее авторитетные игроки, «слон» выигрывал или проигрывал по-честному - в зависимости от физической подготовленности и слаженности действий игроков, его составляющих. Если же авторитетные игроки входили в команду №2, «слон» обычно проигрывал, поскольку вопреки правилам запрыгнуть на него предлагалось и (или) предписывалось всем желающим. А чаще всего, убедившись в отсутствии перспективы завалить «слона» честно, очередной игрок второй команды с разбега отвешивал хорошего пинка по заднице «слона», отчего «слон» приходил в расстройство и превращался в огромную кучу-малу. Игра нравилась всем и, независимо от результата, все выползали из кучи довольными, после чего команды менялись местами.


"Дворовая игра "Съедобное-несъедобное"" Для игры были необходимы: группа игроков, сидящих рядком, ведущий и мячик. Ведущий кидал мячик каждому игроку по очереди и при этом произносил какое-нибудь слово. Если слово было «съедобное» (т.е. обозначало какую-нибудь еду: «мороженое», «колбаса»), то игрок должен был мячик поймать. Если «несъедобное» («табуретка», «чашка») – оттолкнуть. Тот, кто ошибался (ловил «чемодан» или отталкивал «яблоко») – менялся местами с ведущим. Для игры требовалась хорошая реакция, в противном случае над проигравшим смеялись: «А он съел носки!». Иногда неудачливые игроки вступали в спор, пытаясь доказать, что в некоторых странах и муравьев едят, и поганку скушать можно, хоть и один раз. Играть в «съедобное-несъедобное» можно было как во дворе на лавочке, так и в раздевалке перед уроком физкультуры, предварительно взяв из зала мяч.


"Дворовая игра "Футбол на бумаге"" На клетчатом тетрадном листке рисуется футбольное поле (существенны только границы, ворота и центр). Начинающий из центра проводит непрерывную линию из 3-х частей, каждая из которых проходит либо по стороне (одной) клетки, либо по диагонали. Потом противник из конечной точки проводит свою такую же линию. Удобно использовать ручки разного цвета. Пересекать и касаться уже проведенных линий и границ поля нельзя. Цель - загнать линию в ворота противника. Если игрок не может сделать свой ход (нет места), то его противник бьет «штрафной удар» (ШУ) - из последней точки проводится прямая линия длиной 6 клеток в любом из восьми направлений, при этом если конечная точка оказывается на уже нарисованном месте, то ШУ продолжается (опять в любом направлении). В силу большого количества любителей этой игры (как и нормального футбола), обычно правила унифицировались: стандартизированные размеры поля, после 10 штрафных бился «пенальти»… В отдельных классах даже проводились «чемпионаты мира». Естественно, все чемпионаты проходили на уроках, благо спрятать тетрадный лист среди легальных тетрадок было легко.


"Дворовая игра "Цветные стеночки"" Игра лучше всего проходит в не очень широком, но и не узком коридоре. Игроки стоят вдоль одной стенки. «Вода» (ведущий) - в середине коридора. Ведущий называет цвет. Те, у кого есть этот цвет на себе (чаще всего в одежде: красный галстук, синие полоски на носках, зеленые шнурки), спокойно переходят к противоположной стене, показывая требуемый цвет ведущему. Те, у кого нет, пытаются прорваться штурмом - перебегают. Тот, кого ведущий осалит, становится новым ведущим, а старый переходит в стан игроков. Существует другой вариант игры, в котором количество ведущих постоянно увеличивается.


"Дворовая игра "Чеканка"" Совсем древняя игра «чеканка». Главное орудие - свинцовая бита. Отливалась, как правило, из свинцовых аккумуляторных пластин на костре в столовой ложке или в баночке из-под гуталина. Играли на деньги или на сплющенные пробки из-под пива или лимонада. В центр круга устанавливалась стопка собранных у всех участников монет или пробок. Затем игроки кидали с определенного расстояния по очереди свои биты, чтобы установить очередь «выбивания». После надо было перевернуть монеты (пробки), ударяя по ним своей битой. Если перевернул - твоя! и ты «чеканишь» дальше... Если при распределении очереди игрок попадал битой в стопку, то считалось, что вся стопка его.


"Дворовая игра "Числа"" Дворовая игра. Для участия нужно было как можно больше народа и, желательно, разнополого. Один – ведущий («вода»), остальные игроки. Изначально все «раздевались» (понарошку, на словах, но все равно - интим). Ведущий загадывал число (от 1 до 100) и начиналась игра. Он показывал пальцем на первого участника и спрашивал: «Число?». Игрок отвечал, например, - «50». «Больше (или меньше)», - уточнял ведущий, и ход переходил к следующему игроку. Тот, кто угадывал число, становился «водой», а «вода» садился на его место. Самый смак был в том, что отгадавший число мог выбирать себе один предмет (вымышленный, естественно), ведь все же голые и «без ничего». Девочки, как правило, выбирали одежду, ну а парни машину, квартиру, магнитофон. Тут же раздавался дикий хохот, вот ведь голый, а уже в машине.


"Настольная игра "Оригами из школьных тетрадей"" В качестве развлечения на уроках занимались всякой ерундой. В том числе – создавали разнообразные фигуры из бумаги, чаще всего в дело шли тетрадные листы. Разновидности: - Хлопушки - треугольники, которыми машешь, а они громко хлопают. - Бомбочки, которые наполняли водой и кидали из высоких окон. Или наполняли мелом и били по ним ногами. - Машинки, которые пускали по перилам. Эти машинки еще старательно раскрашивали, придавая им неповторимый облик. Также по классу часто летали самолётики, а весной почти по всем ручьям плыли кораблики из бумаги. Некоторые делали японских журавликов, тюльпанчики, лягушек. С лягушками даже устраивали соревнования – чья дальше прыгнет.


"Дворовая игра "Числа"" Дворовая игра. Для участия нужно было как можно больше народа и, желательно, разнополого. Один – ведущий («вода»), остальные игроки. Изначально все «раздевались» (понарошку, на словах, но все равно - интим). Ведущий загадывал число (от 1 до 100) и начиналась игра. Он показывал пальцем на первого участника и спрашивал: «Число?». Игрок отвечал, например, - «50». «Больше (или меньше)», - уточнял ведущий, и ход переходил к следующему игроку. Тот, кто угадывал число, становился «водой», а «вода» садился на его место. Самый смак был в том, что отгадавший число мог выбирать себе один предмет (вымышленный, естественно), ведь все же голые и «без ничего». Девочки, как правило, выбирали одежду, ну а парни машину, квартиру, магнитофон. Тут же раздавался дикий хохот, вот ведь голый, а уже в машине. Ну и так далее.


"Настольная игра "Оригами из школьных тетрадей"" В качестве развлечения на уроках занимались всякой ерундой. В том числе – создавали разнообразные фигуры из бумаги, чаще всего в дело шли тетрадные листы. Разновидности: - Хлопушки - треугольники, которыми машешь, а они громко хлопают. - Бомбочки, которые наполняли водой и кидали из высоких окон. Или наполняли мелом и били по ним ногами. - Машинки, которые пускали по перилам. Эти машинки еще старательно раскрашивали, придавая им неповторимый облик. Также по классу часто летали самолётики, а весной почти по всем ручьям плыли кораблики из бумаги. Некоторые делали японских журавликов, тюльпанчики, лягушек. С лягушками даже устраивали соревнования – чья дальше прыгнет.