Дворовые игры 2

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
0189465m.jpg

Дворовые игры — набор способов правильного проведения досуга для дошкольников и школьников возрастной группы 6-14 лет. В этой стране являлся абсолютно доминирующим в дотелевизионную эпоху (до середины 1950-х), в общем, доминирующим в домультимедийную эпоху (до середины 1990-х), и исчезающим в наши дни. Дворовые игры способствовали не только укреплению физического здоровья ребёнка, но иногда и повреждению этого здоровья. А также развивали коммуникативные навыки, «чувство локтя» и другие незнакомые завсегдатаям интернета вещи.

Классификация

Все дворовые игры можно поделить на 3 класса:

  • Мужской
  • Женский
  • Смешанный

Игры «смешанного» класса предполагают одновременное участие в процессе и мальчиков и девочек. Являются доминирующим видом у детей в возрасте до 8—9 лет. Обосновано это тем, что в этом возрасте нет большого различия в физических данных мальчиков и девочек, а также ещё не наступают неизбежные психологические барьеры пубертатного периода. Такие игры по своей природе «бесконтактны» или «слабоконтактны» (ограничиваются касанием).

«Мужские» игры предполагают участие исключительно мальчиков. Но изредка бывают исключения в виде физически развитой бой-девки. Отличаются высокой «контактностью» и «брутальностью».

«Женские» игры предполагают участие исключительно девочек. Исключительно женские игры повсеместного использования запредельно тупы и унылы, что заставляет подозревать в них нечто спущенное «сверху» некими заботливыми мамашами или воспиталками. Да, девочки обычно относятся к взрослым с большим уважением. Играют в эти игры главным образом от безысходности (под наблюдением) или же когда большинство собравшихся лишены всякого воображения.

Распределение ролей

Практически все дворовые игры имеют ролевую составляющую. В процессе игры участники часто меняются ролями, но для объективного распределения ролей к началу игры требуется провести специальные процедуры. При наличии в коллективе иерархии, все назначения производятся волевым решением лидера-диктатора. Если строгая иерархия отсутствует, используются различные процедуры беспристрастной жеребьёвки или мини-соревнования.

Считалочки

Древнейший способ жеребьёвки. Используется самыми маленькими детьми. Первым считалочкам дети обучаются у взрослых. Помимо непосредственно прикладного применения для жеребьёвок запоминание и воспроизведение считалок развивает память и речь малышей. С возрастом постепенно вытесняются более независимыми и быстрыми вариантами распределения ролей в играх. Связано это ещё и с тем, что дети покрупнее уже владеют азами математики и, при знании количества счётов считалки, путём нехитрых вычислений могут выбрать, с кого считать так, что счёт остановится на том, на ком нужно.

Соломинки

Пожалуй, самый волнительный и интригующий способ распределения ролей, по механизму напоминающий «русскую рулетку». Идеален для случая, когда в предстоящей дворовой игре предполагаются две команды. Суть его в том, что подготавливаются спички в количестве, равном количеству участников. У части спичек отламывается кончик, что превращает спички в «короткие». Остальные остаются «длинными». Далее все спички зажимаются в руке одного из игроков, да так, что не видно, какие спички «короткие», а какие «длинные». Затем каждый вытягивает из пучка по одной спичке, выбирая таким образом свою роль в игре.

Камень-ножницы-бумага

Выгодно отличается от вытягивания соломинок отсутствием аксессуаров, а от считалочек быстротой. Каждый по сигналу показывает рукой один из трех жестов: «камень» (рука сжата в кулак), «ножницы» (выставлены указательный и средний палец) или «бумагу» (все пальцы растопырены). Победитель определяется просто: камень «ломает» ножницы, ножницы «режут» бумагу, бумага «оборачивает» камень. Если выкинуты одинаковые жесты — повторить.

Кстати, в некоторых районах нашей обширной родины, игра носила немногим более логичное название: "колодец-ножницы-бумага" - бумага накрывает колодец, ножницы режут бумагу, а так же тупо тонут в колодце. Ибо у логически развитого представителя школоты невольно возникает вопрос - как бумага может победить камень путем оборачивания???

Так же существовал особенно читерский вариант, когда камень и колодец участвовали вместе. Тогда это звучало так: "Камень, ножницы, бумага, и колодец тоже надо, Раз-два-три!" Ножницы и камень тонули в колодце, который могла накрыть только бумага. Участник, выкинувший колодец обычно получал PROFIT. Впоследствии колодец почти вымер из за cвоей читерской основы.

Основная статья: Камень-ножницы-бумага

Матки-матки

Играющие разбиваются на пары и загадывают пару слов. Например, автомобиль и танк, и договариваются, что танк это один, а автомобиль это другой. После этого они подходят к ведущему, обычно это капитан набираемой им команды, и он говорит: «Матки-матки чьи заплатки?» Пара отвечает: «Наши», — и называют пару «танк или автомобиль». Кого ведущий называет, тот идет в одну команду, оставшийся в другую. Применяется в основном в спортивных играх и других, где есть 2 команды.

Капитаны

Способ, предположительно, приходящий во дворы из спортивных секций, применяется в командных играх. Наиболее матерые, по общему признанию, игроки назначаются капитанами команд. Эти капитаны по очереди выбирают в свои команды других игроков по одному (как правило, в порядке убывания нужных скиллов у кандидатов). Кто выбирает первого игрока - решается в результате переговоров либо нехитрым жребием (например, третье лицо предлагает одному из капитанов угадать, в какой руке спрятан камень, или же капитаны разыгрывают первоочередность в камень-ножницы-бумагу).
Способ распределения, при серьезном отношении участников, позволяет сбалансировать силы команд: в каждой команде присутствуют как сильные игроки, так и не очень.


Игры смешанного класса

Игры спортивные

Дворовые спортивные игры

Технические игры

Дворовые технические игры

Игры карточные

Дворовые карточные игры

FPS в реальной жизни

Казаки-разбойники

Площадка: Заранее оговоренная территория в урбанизированной местности.

Правила: Игроки делятся на две команды, одна из которых становится казаками, а другая — разбойниками. Понятное дело, первые должный найти и поймать вторых. По сути, прокачанная версия пряток с догонялками и элементами паркура. В начале игры казаки дают разбойникам убежать и отправляются на их поиски. Разбойники имеют право найти себе любое укрытие в пределах оговоренной территории, обычно кроме больших подвалов и подъездов. Можно, например, залезть на трансформаторную будку (или в. OH SHI…) или в узкую двухметровой глубины щель между гаражами и застрять. Лулзы можно поймать уже на том, что убегающая команда нередко залезает в места, из которых не может вылезти или на высоту, с которой боится спрыгнуть.
Казаки должны «засалить» всех разбойников, игра продолжается до тех пор, пока не найден последний из них. Вызывает батхёрт у тех, кого поймали на первых минутах. Это обстоятельство ведёт к тому, что недобросовестные неудачники сдают своих, чтобы раунд побыстрее закончился. Поиски иногда продолжаются по полутора часов. После успешного выполнения миссии казаков, команды меняются местами.

Важно! Есть сведения, что убегая от казаков, разбойники должны были стрелками (обычно рисовались обломком белого или красного кирпича) показывать направление своего побега, с дистанцией 2-5 метров. Суть заключалась в том, чтобы спрятать эти стрелки на заборах, парапетах, крышах небольших зданий, остановках. Догоняющая команда, то есть казаки должны были при погоне зачеркивать свои стрелки не менее кошерным куском кирпича. В конце игры, когда разбойники были найдены и наказаны, обе команды возвращались назад, по следам бегства и проверяли — все ли стрелки были зачеркнуты. Если не все — тогда казаки не считались выигравшей командой.

Недостаток этого подвида игры заключался в том, что после нескольких игр весь двор становился похож на карту с сокровищами капитана Флинта. И приходилось ждать дождь, чтобы он смыл все ненужные уже стрелки. После этого начиналось все заново. Алсо, в некоторых вариациях правил разбойникам дозволялось использовать несколько ложных стрелок с целью сбить погоню с толку.

Достоинства: Способствует изучению локальной топонимики, развивает искусство маскировки. Подвижна и сочетает в себе бег и лазание по экзотическим местам вроде заброшенных зданий.

Недостатки: Предрасполагает к читерству — можно уйти за зону, где никто искать не будет. Продолжительность одного раунда непредсказуема. Играющие казаки и пойманные разбойники могут забить на последнего ненайденного и начать играть во что-нибудь ещё, словив лулзы, когда оставшийся бегун с немым вопросом на лице явится во двор часа через три.

Примечание: Игра была популярна едва ли не до войны, во всяком случае родившимся после 50-х может быть известна только в пересказе родителей и дедушек. Еще два анонимуса утверждают, что играли в нее в середине 90-х (независимо друг от друга), и еще три, что играли в конце тех же 90-х (также порознь). При этом дети в двадцать первом веке в означенную игру играют чуть ли не чаще, чем в догонялки. Возможно, что и под другим названием. Современные дети называют эту игру «воры-полицейские».

Демоны

Разновидность казаков разбойников. Игралась обычно в школе в случае либо глобального прогула урока, либо отсутствия препода, и служила прекрасным способом убить появившиеся 40 мин свободного халявного времени.

Участвовал обычно весь класс. Из всех участвующих выбирается один Демон. Он должен бегать и ловить остальных Недемонов. когда Демон бежит на Недемонов он должен громко сообщать о том что он Демон. Кого поймали тот сам становился демоном. и так пока всех не переловят либо пока директор не поймает кого-нибудь и не даст по попе.

Одним из самых ярых лулзов являлось: убегая от демона, в числе первых пробежать через какую-нибудь дверь и захлопнуть ее за собой, отчего все оказывались перед закрытой дверью и были немедленно пойманы.

Интересно, что игра по таким правилам конкретно с этим названием появилась после выхода в 1985 году фильма "Демоны" от мастера зомби-треша Дарио Ардженто. В фильме, что характерно, именно так действия и развиваются: один изначальный Демон распространяет вирус бокланопоцита черепа посредством прикосновения (когтем). Анонимус помнит, - а анонимус всё помнит, - как он предложил во дворе играть в "Демонов" по вышеописанным правилам именно после просмотра фильма по "видаку". Видимо, школиё конца 80-х, начала 90-х годов впечатлялось одними и теми же шедеврами кинематографии.

Война (войнушка)

Коллективная игра, когда игроки делятся на две команды и с той или иной степенью актерского мастерства разыгрывают сражение с засадами, выстрелами из-за угла, криками «Ты убит!», и картинным изображением смерти, если предполагается, что попали в тебя. Близка к действиям, которые делают ролевики, только примитивнее и без правил. Часто используется игрушечное оружие. Однако Анонимус помнит те времена, когда вообще воевали палками, особенно котировались двухсучковые, которые обзывались автоматами. Одна из команд обычно играла за немцев, другая за русских, при этом заранее предполагалось, что немцы будут проигравшей стороной, так что задача команды немцев в конечном итоге — проиграть, пусть и с честью. Прогресс не стоит на месте, нынешнее прогрессивное поколение так же играет в «пиндосов против русских», «русских против чеченов», не так давно Анонимус наблюдал игру в зомби-апокалипсис. Или контру.

Интересно, что если застал врасплох немца, полагалось наставить на него автомат и крикнуть «Хенде хох!», при этом противник обязан был поднять руки, после чего его можно было со спокойной совестью застрелить.

Разновидностью войнушки была игра в мушкетеров/рыцарей/джедаев/Робин Гуда (в зависимости от того, какой фильм показывали по телевидению (в 90-х — «Горец» ^_^). Суть игры заключалась в фехтовании на всевозможных палках.

Войнушка гидравлическая

Площадка: Улица, уютненький дворик, детский городок. В идеале — пионерский лагерь. Однако отдельные упоротые умудряются играть и в помещении.

Количество участников: Чем больше, тем лучше.

Инвентарь: Пластиковые бутылки с дырками в крышке, шприцы, пульверизаторы, водяные пистолетики,велосипедные насосы etc. Олдфажный вариант — шприц, сделанный из стержня шариковой ручки.

Правила: Игроки разделаются на две (и более) армии и воюют друг с другом. Цель игры — замочить всех солдат противника, причем в прямом смысле этого слова. Зачастую боевыми взводами командует самый опытный «генерал». Игроки используют фортификационные укрепления, поливают друг друга из бутылок и шприцев, передают друг другу боеприпасы, развивают виды вооружений. (Например, репейники и стаканчики с водой могут использоваться в качестве гранат, а Чак Норрис, нашедший пятилитровую бутылку становится счастливым обладателем базуки.) Также важной проблемой было снабжение «боеприпасами». Тут на сцену выходили «знающие» товарищи — обладатели красного ключа, синей карточки вентиля которым открывались часто попадающиеся на территории боевых действий краны для полива газонов. Такой кран часто становился опорной базой. По мере промокания солдаты постепенно теряют подвижность и выходят из строя. Что, впрочем, не мешает им просушиться и идти на респаун.

Лайт-вариант: шприцы на 5 мл с вставленным в горловину наконечником от стержня с выдавленным шариком. Легко прячется в кармане, дает мощную тугую струю. Дети медицинских работников с убероружием — шприцами на 20 мл. Подходит для перемен в школе.

Преимущества:

  • Предок страйкбола. Идеальная сублимация тяги к милитаризму для самых маленьких.
  • Игра развивает меткость, реакцию, сообразительность, командную тактику, стратегическое чутье и прочие качества, необходимые будущим военам и альфа-сомцам.
  • Водяные пистолетики в нужный момент есть не у всех, так что юным солдатам часто приходится поработать руками, проделывая дырочки в крышках бутылок. Причем отдельные личности способны далеко уйти в этом плане, конструируя такие вундервафли из подручных средств, что Хуго Шмайссер пустил бы слезу умиления.
  • Это вам, блджад, не сраные контрстрайки.
  • Это вам пра-пра-прадедушка режима «доминация» в стрелялках, потому что основным ресурсом является вода, и бой идёт за контроль над её источниками.

Недостатки

  • Хороший годный teammatch случается нечасто ввиду сложности организации всего действа. Чаще всего такие войны получаются спонтанно.
  • После продолжительных баталий есть риск простудиться.
  • Гонка вооружений иногда выходит за рамки гуманного. Так, например, на моей памяти один солдат изобрел чудовищное оружие возмездия, нассав в свою бутылку. В результате все, кого хоть немного зацепило, корчились в страшных муках и в слезах капитулировали.
  • Если выйти за грань и играть в школе, на переменах, есть нехилый шанс случайно попасть по кому-нибудь из педсостава, что чревато конфискацией оружия и вызовом родителей в школу, а то и выговором в личном деле и разбором на совете дружины (нынешним не понять всего ужаса).
  • Вода быстро заканчивалась.

Войнушка пневматическая

Площадка:: Где угодно, где отсутствует риск отхватить немедленной пиздюлины от взрослых за мусор.

Количество участников: Не ограничено

Инвентарь: Жеванная бумажка и огрызок шариковой ручки (классика, возможна прямо на уроках). Импрувед версия — пластиковые или металлические трубки длинной от 10 до 50 см, пластилин, гранулированный полиэтилен. Дэсмач версия — металлические трубки «с натягом» длиной 75 см (половины лыжных палок) и простая, или черноплодная, рябина. Последний вариант позволял прокачать скилл уклонения до 9000, так как пятна от черноплодки не отмывались советскими стиральными порошками и вели к наказанию чуть менее чем всегда. Nightmare версия - трубки длиной до метра и оперенные снаряды с иглой от одноразового шприца. Практиковалась только самыми хардкорными игроками Санкт-Петербурга.

Правила: В отличие от прочих войнушек, чаще всего практиковался десматч, заплевывать можно было всех, даже тех, кто в игре не участвует (в целом охота на неиграющих — отдельная разновидность игры). Суть игры — заплевывание оппонента путем придания ускорения (силой легких) и направления (по каналу оружия) снаряду. Жеванная бумажка и ручка — оружие нищебродов (как вариант, стелс коммандос, при обыске ни оружия, ни патронов кагбе, нет), алюминиевая трубка и пластилин увеличивает мощность и скорострельность в разы, а гранулированный полиэтилен (как вариант, любая мелкая крупа) позволяет при должном навыке вести автоматический, а при большом калибре — картечный огонь. Цели как таковой в игре нет. Just for teh LuLz.

В Таллине в те времена, когда он еще писался с одной «н», существовали устойчивые команды и происходили межрайонные бои. После введения второй «н» честное плевание иногда переходило в банальную драку.

В 90-х существовал еще более зубодробительный вариант Пневматической войнушки - Перестрелка(хотя, чаще называлась просто Войнушка).

Площадка: Вообще везде. Бывло, что бои начинались сразу при выходе из школы.

Количество учасников: Не ограничено, но желательно, чтобы игроков было четное число.

Экип: Любе пневматическое или механическое оружие, в обилии продававшихся на рынках в 90-х. Снарядами служили пластиковые "Пульки" диаметром 6мм(добывались либо в палатках по 2р за 50шт или собирались по местам сражений). Для уменьшения повреждений(некоторые виды оружия оставляли неиллюзорный кровавый синяк в точке попадания) игроками использовались всякие преспособления и уловки. Например одевались в джинсовую куртку с капюшоном и штаны из такой-же джинсы(удобно, но если испачкать - дома ожида экстерминатус) или использовали щиты из плотеного картона или пластика(считалось элитной экипировкой, т.к. шороший легкий щит совершенно не мешал передвигаться, однако давал великолепную защиту). Для обхода этой защиты использовалось модернизированое оружие: Пружины бойка растягивались, лишняя хуита выковыривалась/отрезалась, менялись на самодельные все "ненадежные" детали. В особых случаях использовались петарды, обвязанные целофановым покетиком с пульками(эпичная вундервафля, которую использовали только по обоюдному сограсию сторон, ибо могла реально попортить здоровье), и игрушечные ножи. Вобщем, была гонка вооружений. Среди Московских игроков даже был свой мем: Пистолет OMEGA, продававшийся в 2-х вариантах(большой - 25см и маленький - 15см) и 2 расцветках(серебристо-черный и черно-каричневый). Отличался редкостной неубиваемостью, мощьностью(даже без растягивания пружины), малым весом, большой обоймой и удобным хватом. Внешне напоминает Colt1911. Часто использовался как основное оружие.

Правила: Их было всего 2 - 1)не стрелять по глазам, 2)не бить(оба правила нарушались постоянно, но всем было традиционно параллельно).

Существовало много видов игры от TDM, в котором участвовали 2 и более команд и CTF, где надо было утянуть что-то(или кого-то) из стана противника, до DM(или по правилам "каждый сам за себя") и Дуэли. Также были не редки войны Двор на Двор. В каждом дворе существовла своя группа, во главе с самым хорошо экипированым игроком. Таких игроков обычно очень уважали и, если что, просили прийти разобраься, дать оружием попользоваться и т.д. У каждого игрока была своя, четко прописанная, роль, зависящая от твоего вооружения(вооружен снайперской винтовкой - снайпер, сиди и снимай всх издалека, пистолет онли - демаскируй противника, быстро пробегая в зоне обстрела и т.д.). Игра проходила обычно спонтанно, но бывали и договорные бои.

Игры коллекционные

Каплашки (Битки)

Площадка: Заасфальтированный двор.

Количество участников: от 2 до десятка. Идеально — 4-5 человек.

Инвентарь:

  • Каплашки: сплющенные пробки от пива, колы, фанты и прочих брэндов. Обязательно наличие картинки или надписи на пробке. Так и назывались: «фанта», «белая фанта», «дедок» (изображение старика на пробке Gambrinus) и пр. Источником каплашек были мусорки, особенно у ресторанов или гостиниц. Некоторым счастливчикам каплашки поставляли отцы, вернувшиеся из загранки или работающие в блатных местах.
  • Буцык: обычно — свинцовый кругляш около 50 мм в диаметре. На его изготовление шли грузила, купленные в «Спорттоварах». Особые любители изготавливали буцыки в форме сердца, женского профиля, вензеля и пр. Для этого в сыром песке песочницы оттискивался необходимый шаблон, а потом в оттиск наливалось расплавленное на костре грузило. Оттиск застывал, его слегка подравнивали и уплощали (ценились «глухие» буцыки, которые практически без сдвига шлёпались на асфальт).

Правила: Каждый вид каплашек имеет свою ценность. Например, «пепси» — 5 единиц, «фанта» — 10 единиц, «бочка» — 20 единиц. «Дедок» самый дорогой, по разным правилам — от 50 до 500 единиц.
Все участники, обладающие необходимым количеством каплашек, устанавливают их на игровом поле в столбик, одну на другой. Каждый должен поставить каплашек определённой или договорной ценности. То есть, если один, например, поставил на кон «бочку», то второй должен поставить (за неимением у него «бочки») или две «фанты» или четыре «пепси».
Игроки отходят на некоторое расстояние от кона 20-30 шагов. От этой линии они поочерёдно производят броски буцыками по кону. Буцык бросают не как камень, а плавным движением, чтобы он летел плоско и, при возможности, накрыл собой кон. Накрывший кон игрок забирает себе все каплашки, которые на нём были.
Но это происходит редко или у особо метких товарищей. Обычно возникает ситуация, когда буцыки участников лежат на разных расстояниях от столбика каплашек. Первым начинает разбив кона тот, чей буцык к кону ближе всех. Задача: ударом буцыка по каплашкам заставить их, лежащих картинками вверх, перевернуться. Руками, конечно, помогать нельзя. Игрок, перевернувший каплашку, забирает её себе.

Драма: Вокруг игры постоянно происходили драмы, мордобои и мухлёж. Делались ставки. Похищались «особо удачливые» буцыки. Шулера заманивали лохов (например, объявляли заниженную стоимость дорогой каплашки, чтобы нищеброды согласились играть в надежде её выиграть) и те расставались с последним. Игроки объединяли каплашки, например, меткий, но нищий, объединялся с богатеньким буратиной, выигрыш потом делился опять же через мордобой.

Преимущества:

  • Игра тихая, без беготни.
  • Несмотря на явную азартность, деньги в игре не применялись вообще. Игра, расплаты, кражи и рэкет велись исключительно в каплашечной валюте.
  • Любому могло повезти найти на помойке ценные каплашки и внезапно разбогатеть.
  • Отлично развивает счёт, глазомер, нахальство, мышечную массу, способность врать, не краснея («чесслово зацепил краешком, вон Серый подтвердит!»). Если не играть в игру, а заниматься ставками, то к 7-8 годам можно пройти простые и десятичные дроби.
  • В изготовлении буцыка есть элемент творчества.

Недостатки:

  • Криминализированность.
  • Девочек в игру принимали неохотно, хотя автор этой статьи лично знал двух близняшек с просто невероятным глазомером и очень жосскими костяшками на кулаках.

Пробки

Площадка: Любая поверхность с ровным покрытием — асфальтированный двор, школьный коридор.

Количество участников: от 2 до 6. Идеально — 4.

Правила:
Школьники набегали на помойки, домашние аптечки и подобные залежи сокровищ и свинчивали пробки с флаконов и пузырьков. Пробки с лосьонов, настоек и капель с четырьмя выпуклыми насечками назывались «трактор» и имели ценность в 1 очко. Пробки с флаконов побольше с шестью насечками назывались «боец» и стоили 2 очка. Большие пробки с гранями или шарообразные цветные от флаконов с импортной парфюмерией назывались «принц» и стоили 4 очка. Самые козырные пробки — позолоченые шарообразные — назывались «король» и стоили 10 очков. Как и вкладышами, пробками менялись и приторговывали.

Сама игра заключается в следующем. Каждый игрок ставит на поле несколько пробок так, чтобы сумма очков за все пробки у каждого была равна. Затем игрок берет с поля любую свою пробку — биток. Биток зажимается между ступнями ног и игрок прыгает на месте, пытаясь в прыжке выбросить биток на поле. Пробки, которых коснулся биток и сдвинул их с места, считаются раненными. Если стоимость битка выше стоимости раненной пробки, такая пробка отходит в собственность игрока. В противном случае из очков раненной пробки вычитаются очки битка и она остается в игре, но с уменьшеной стоимостью. Если игрок промахнулся и ни одна пробка не задета, то ход переходит к следующему игроку. Развитием этой увлекательной игры была игра шариками от подшипников. Катались они так, что бегать приходилось от 1го подъезда дома к пятому.

Вкладыши

Другие названия: фантики (соответственно вкладыши и обёртки), вкедыши

Вкладыш.

Суть игры и история: Азартная игра обертками и вкладышами от жевательных резинок. Появилась в конце 80-х, когда в СССР стали завозить турецкие жвачки бабль-гамы, которые цыгане продавали по рублю за штуку (стоимость обеда в столовой), отчего жвачки считались редким лакомством и очень ценились, вместе с прилагавшимися глянцевыми бумажками.

Площадка: Любая твердая и гладкая поверхность, ровный асфальт или пол, прочный стол тоже годился.

Количество участников: Двое играющих и десяток болельщиков вокруг (опционально, но обычно всегда набигали).

Правила:
В начале игры договаривались о ставках. В простейшем случае каждая сторона выставляла по одному вкладышу равной стоимости, хотя не возбранялось ставить и целыми пачками, если игроки были особо азартные. Если стоимость вкладышей была неравнозначна, можно было поставить, например, один дорогой против двух дешевых, по взаимодоговоренности.

После того, как игроки договаривались о ставках, разыгрывалось право первого хода. Для этого каждый из игроков брал по одному вкладышу и кидал его с высоты человеческого роста. Право предоставлялось тому, чей вкладыш упадет лицевой стороной вверх, если у противника при этом выпала оборотная сторона. Если вкладыши у обоих игроков падали одинаково, они пересбрасывались до результативного броска.

После определения первоочередности, вкладыши клались на пол стопкой, лицевой стороной вниз, и игроки по очереди били по ним раскрытой ладонью, резко отдергивая ладонь вертикально вверх сразу после удара (запрещалось изгибать ладонь лодочкой, наносить удар под углом или не по центру стопки, цеплять вкладыши ногтями, дуть на них и т. д.) Перевернувшиеся от удара и аэродинамического возмущения вкладыши считались выигранными ударившим игроком и сразу же забирались им в собственность. Если оставались неперевернутые, они снова складывались в стопку и ход переходил к противнику.

Игроки могли договориться играть и на всю стопку сразу, то есть играть до тех пор, пока кто-нибудь в свой ход не перевернет все вкладыши в стопке разом и не заберет их себе, если же переворачивалась только часть вкладышей, она складывалась обратно в стопку.

Поскольку вкладышей было много разновидностей, существовали курсы обмена одних на другие, причем в разных школах, дворах и прочих коллективах они были совершенно разные, что позволяло предприимчивым товарищам, имеющим связи в разных местах, заниматься выгодной торговлей, приумножая капиталы. Это было не менее увлекательно, чем сам игровой процесс, так что многие занимались исключительно обменом, стремясь собрать коллекцию из всех вкладышей какой-нибудь серии.


Преимущества:

  • Практически отсутствовал травматизм (если не было драк). Один упоротый, виртуозно владевший техникой игры, не мог долго играть, поскольку достаточно смачно отбивал свою ладонь.
  • Выигранные или заработанные вкладыши можно было поменять на редкие монетки или вообще продать (нужный кому-то вкладыш можно было продать по цене целой жевательной резинки).
  • Игра развивала глазомер и координацию, а обмен вкладышами — предприимчивость, навыки торговли и знание географии города («Леха, слыхал, в восьмой школе за турбу двух футболистов дают, а у нас две турбы за футболиста, надо бы туда смотаться поменяться с пацанами!») и вообще приучала жить в рыночной реальности, стремительно наступавшей на страну.

Недостатки:

  • Игра нередко могла длиться много раундов без результата, поскольку обычно за один удар переворачивался ровно один вкладыш, и к концу стопки игроки оставались ровно с тем же, с чем были.
  • Вкладыши быстро пачкались и портились, особенно если играть на улице, а не на вымытом полу. Многие из них стирались чуть ли не до дыр, ходя по рукам и теряя свою привлекательность.
  • Дети с юности приучались жить в суровом мире чистогана.
  • Игра стимулировала спрос на гнусные канцерогенные турецкие жвачки, которые покупали ради вкладышей, а жвачки при этом жевали, что выглядело отвратительно (до этого жвачек в Советском Союзе практически не было и подростки выглядели резко культурнее, чем сейчас. Правда, некоторые жевали строительный битум).
  • Некоторые тратили личные сбережения на покупку вкладышей в коллекцию, особенно ради редких номеров, или для игры, если кончались свои. Особо азартные лохи могли попросить вкладышей в долг и снова проиграться, тем самым попав в зависимость от выигравшего и даже на счетчик.

Фишки

Суть игры и история: Они же "сотки", "кэпсы" (от англ. - caps). Была популярна с середины 90-х до начала "нулевых". Помимо собственно игры, фишки можно было коллекционировать, что, в свою очередь, давало стимул больше играть (и по мере возможности - успешно). Иногда к набору фишек прилагалась бита - сходный по форме утяжелённый пластиковый (или металлический, особо котируемый) девайс для битья по стопке оных. В разное время и в разных местах продавались всеразличные вариации фишек, имеющие, правда, примерно одинаковую тематику: популярные фильмы/мультики, супергерои, монстры и тому подобные объекты обожания подрастающего поколения. Некоторые из серий, тысячи их:

  • Непосредственно "caps", первые серии без особой тематики с рэндомными изображениями;
  • Комиксы и фильмы: Mortal Kombat, Street Fighter, Batman и проч.
  • "Голды" (Gold), фишки с разноцветным блестящим покрытием и околофэнтезийными картинками (драконы-скелеты-волки и прочая готега), флуоресцентные фишки, светящиеся в темноте зеленым светом;
  • Покемоны с кучей вариаций. Были популярны во времена повального помешательства школоты на одноимённом сериале (2000-2001 год).
  • Алсо с покемонами и прочей фигней существовали также фишки-юлы. В центре фишек (обычно "летающих", с выемками по краям) были специальные отверстия, куда вставлялась крестообразная палочка. После чего фишки одновременно раскручивались на любой годной поверхности. Целью игры было сбить своей фишкой другие.
  • Спортсмены, "гоночки", мотоциклы и прочая пацанская тематика;
  • "Летающие" фишки - сделаны из пластика, по бокам имеются небольшие выемки, при помощи которых можно запускать фишки в свободный полёт. Особенно доставляли фишки на Mortal Kombat тематику с изображением Fatality тех или иных персонажей.
  • Эротика - фишки с голыми тётками, часто - со стирающейся водой/слюнями одеждой, что доставляло начинающим любителям прона, позволяя "раздевать девок". Преимущества очевидны - помимо игр, можно посозерцать прекрасное.
  • Алсо были и самодельные не менее ценные фишки - даже продавались соответствующие наклейки-заготовки, или картинки рисовались самостоятельно. Особо доставляло покрывать получившийся кусок картонки вырезкой от полиэтиленового пакета (или пленки) или маминым лаком для волос - чтоб фишки блестели, как новые.

Площадка: Твердая и гладкая поверхность, обычно школьный пол или парта в классе. Впрочем, можно было играть и на улице, особенно пластиковыми фишками.

Количество участников: Два или три, можно и больше (до 7-8), хотя такое встречалось нечасто.

Правила:
Два основных способа игры:

  • С битой. В этом случае игроки складывают фишки в одну стопку, и по очереди бьют по ним битой. Перевернувшиеся после удара "картинкой вверх" фишки ударивший забирает себе. Выпавшие из стопки, но не перевернувшиеся фишки, складывают обратно.
  • Без биты. В этом случае кидают саму стопку фишек "рубашкой вверх". Фишки, перевернувшиеся после удара о пол/парту/прочее, игрок забирает себе. Не перевернувшиеся фишки кидают далее, пока все фишки не окажутся выигранными.

На кон можно ставить не только по одной фишке, но и по несколько, хотя такое практиковалось нечасто. Очерёдность броска определяется жребием - чаще всего, стандартным "камень-ножницы-бумага". Также, иногда было запрещено при игре "без биты" кидать стопку фишек, если нижняя в ней была пластиковая, обязательно нужно было ставить картонную.

Так же иногда нужно было договориться о режиме игры - "с помехами" или "без помех". В первом случае фишки, отскочившие от рук игроков\упавшие на землю\добавить своё не учитывались и их приходилось перекидывать заново. У второго режима существовал любопытный читкод, который, правда, действовал исключительно на младшеклассников (т.к. от других можно было получить неиллюзорной пизды) - следовало просто положить фишки на ладонь обратной стороной и перевернуть. Win!

Каждая фишка имеет свою ценность - на одну "ценную" фишку, выставленную игроком, остальные должны поставить по несколько "обычных". По идее, достоинство отдельно взятой фишки указано на оборотной стороне, но у нас на это традиционно клали болт. Однако, собственные правила всё же придумывались: одна новая фишка могла стоить двух помятых/потёртых (т.к. "кэпсы" в большинстве своём картонные, а народ играл месяцами, таких было множество), "покемонские" фишки в период лютой фагготрии были явно ценнее обычных, а уж за "летающие" экземпляры, особенно редкие в провинции, могли заломить и цену в десяток простых "кэпсов".

Алсо, Анонимус считает нужным поведать про второе рождение этой игры в его школе в начале нулевых. Вместо фишек использовались реальные, находящиеся в обращении монеты: от 10 копеек и до 5 рублей + особенно котировались 10-рублевые юбилейные монеты, которые иногда, из-за их редкости, разменивали из расчета 11 нормальных рублей за одну, а то и больше. Правила такие же, как и в фишках без биты, но перевернувшиеся режкой вверх монеты надо было повторно выбивать: брать по одной, херачить об пол орлом кверху, если перевернется - забираешь. За одну перемену игрок мог просадить рублей 50-100, или (реже) столько же выиграть. Разумеется, педсостав такие игры не поощрял (см. Недостатки).

Преимущества:

  • Возможность хорошо провести время на перемене.
  • Отсутствие травм.
  • Можно было попутно заниматься коллекционированием.

Недостатки:

  • Азартность игры, хотя и без денежной ставки (с такими вытекающими, как мухлёж, срачи, баттхёрт по поводу крупных проигрышей и т.д.).
  • Учителям и особенно школьному охраннику эта игра не нравилась (см предыдуший недостаток). Дежурным же школярам предоставлялся удобный случай силовым методом спереть все фишки у запалившейся младшей школоты под удобным предлогом наведения "конституционного порядка".
  • Покемоны зомбируют твой моск! Мы все умрем!11
  • Пристрастие к этим вашим пиндосским чипсам, отравляющим моск, тело, ум и душу, ибо фишки невозбранно добывались из пачек во время большой перемены.

Солдаты (кое-где называлась "Пекарь", "Палки-банки", алсо "Банки-склянки")

Суть игры и история Появилась до 90-х, расцвет пришелся именно на них. Цель быстрее всех подняться по лестнице званий до генерала генералисимуса или любого "самого главного перца". Право подняться давалось тому кто собьет палкой консервную банку.

Площадка: дорога во дворе, асфальт.

Количество участников Хоть 100, обычно человек 10

Правила:
Чертится мелом на асфальте таблица в 1 столбец и кучей строк, в которых в порядке возрастания перечисляются звания, на расстоянии 20 шагов (по договоренности, чем дальше тем лучше) от самого старшего звания ставиться банка на кирпиче. Задача: стоя на своем звании, попытаться попасть в банку приготовленной, строго индивидуальной палкой (подбиралась по типу и силе чела - здоровое бревно или изящный кий, кому как.). При попадании (сбивании банки) чел имел право забрать палку и подняться на 1 звание выше, те кто не попал и палки их лежат возле банки, должны были их забрать, при этом водящий (чел, вечно поднимающий сбитую банку и не повышающийся по званию пока водит) должен был задеть жертву, у которой в руках палка и сбить банку (тогда задетый чел становился водящим и должен был бежать за банкой и возвращать ее на место), если у чела не было в руке палки трогать его не разрешалось (на самом деле кого и как задевать определялось правилами двора в зависимости от текущего звания игрока. Некоторых можно было салить с палкой, некоторых только без палки, некоторых за правую ногу и т.д. Иногда игроки с лежащими накрест палками имели право свалить с поляны не обращая внимания на пекаря). Игроки могли взять свою палку и сбить ей банку быстрее водящего, тогда водящий обязан был вернуть ее на место и только потом снова начинать искать жертву, все остальные должны были в это время съебывать, хватать палки и по тапкам (т.к палки залетали черте куда), короче без стоящей на месте банки завадить никого нельзя. Забежал за линию званий с палкой - все, спасся. Считалось почетным спасти друга, пока он бегает за 3 пизды за палкой, сбивая банку или отвлекая водящего. Метанием копья и основами штыкового боя овладевали в совершенстве.

Преимущества: Куча: от основ плотничества до бильярдного хладнокровия. Палку надо было искать такую, чтоб была предсказуема в полете (в идеале алюминиевая лыжная без чашечки - легкая, гнется и острый кончик, чтоб с ботинка не соскальзывала при спорных бросках). При забирании палки играющими реакция их стремилась к кошачьей, а у водящего при звуках сбитой банки начинался приступ ярости, что доставляло.

Недостатки: Травматизм при попадании палки и драки оными с травматизмом, причем и мирного населения тоже. Шум, поздно играть не позволялось.

Женские игры

Классики

Это не авторы классических произведений, а игра. «Официальное» название — классы.

На асфальте мелом чертится прямоугольник, который расчерчивается на десять квадратов (два на пять). Квадраты нумеруются тем же мелом от 1 до 10. Надо полагать, это символизирует 10 классов средней школы, отсюда и название. Поскольку образование постоянно реформируют, сейчас классов в действительности уже больше, но всем параллельно.

Берется шайба (обычно в качестве шайбы используется металлическая баночка из-под косметического вазелина или тупо плоский кусок кафельной (и не только) плитки). Играющая кладет шайбу рядом с первым квадратом, встает на одну ногу и прыгает вперед так, чтобы задеть шайбу, которая должна при этом пересечь линию и залететь в первый квадрат. Вариант: играющая, стоя у края игрового поля, вбрасывает шайбу так, чтобы она остановилась в нужном квадрате. Для этого шайбу бросали «с подкруткой», так, чтобы она упала на землю плашмя и не покатилась, а проскользила до нужного места. Затем играющая, продолжая прыгать на одной ноге, допрыгивает до шайбы и таким же движением старается запинать ее во второй квадрат и так далее. Если шайба не долетит или перелетит следующий квадрат, либо остановится на линии, игрок проигрывает и выходит из игры, проигрывает он и в случае, если потеряет равновесие или устанет и коснется земли второй ногой до завершения круга. Менять ноги во время игры так же запрещено. Возможно, запрещено и самому задевать линию подошвой, не помню.

Играют по очереди, каждый ставит шайбу в начало, даже если предыдущий игрок вылетел с середины круга. Кажется, существуют какие-то уровни сложности и заработанные очки, иногда рисуют дополнительные поля. Существуют раунды. То есть, играющая, завершив первый круг, «переходит во второй класс» и начинает следующий раунд уже со второго квадрата. И т.д. Выигрывает та, кто быстрее всех пройдет все 10 раундов («классов»). Игра тем сложнее, чем меньше размер полей, поскольку в этом случае легче не рассчитать толчок и промахнуться шайбой мимо следующего квадрата.

Существовала также разновидность «классиков», где квадраты выкладывались так:

     3     6     9
1 2     5     8  
     4     7     10

И прыгали в них, соответственно, на одной-одной-двух-одной-двух-одной-двух-поворот и обратно.

В следующем «раунде» прыгать надо было сразу на двойку. В третьем — на тройку, стоя на единице, и т. п.

Другой вариант, суть такова: находился небольшой камушек, которым просто надо было попасть в определённый квадрат. Положим, сперва на первый. Играющая прыгает на первый, стоя на одной ноге, поднимает камушек, прыгает обратно. Кидает на второй, прыгает до второго квадрата, забирает камушек, возвращается на исходную позицию, кидает на третий… При трещинах на асфальте, слишком лёгких или тяжёлых камушках, слишком маленьких квадратах и т. п. сотни отчаяния были обеспечены.

Резиночка

Требуется не меньше трех человек. Можно играть вдвоем, если один конец резинки накинуть на какую-нибудь трубу или столбик.

Берется длинная (метра четыре) резинка (для стрингов), концы связываются, образуя кольцо. Две девочки залезают в это кольцо лицом друг к другу и расходятся назад, натягивая его своими спинами (или ногами, или шеями, в зависимости от высоты, на которой они его держат). В результате между девочками получаются две параллельно натянутых резинки, на которых третий человек может выполнять упражнения.

Играющий должен выполнить определенный комплекс таких упражнений, заключающийся в каких-то прыжках через резинки, которые при этом нельзя задеватьсмотри ниже. Начисляются какие-то очки, после выполнения комплекса на одной высоте и ширине, следует усложненный вариант — резинки поднимаются или увеличивается расстояние между ними (девочки, держащие резинки, раздвигают пошире ноги).

Если играющих несколько, они прыгают по очереди и меряются набранными очками и достигнутыми уровнями сложности. Короче, тупая игра, нафф сэд. По идее, должна развивать гибкость, дыхалку и прочую акробатику, улучшая грациозность и пластику юных тян. Малоэффективно, поскольку ограниченный набор модных в данном дворе ногодрыгов может быть при достаточной упёртости разучен очень быстро. Обычно играли, чтобы померяться ловкостью, да потрясти косичками для привлечения противоположного пола.

Помнится, играли не на очки. Необходимо было пропрыгать несколько комбинаций на каждой высоте: простые (тупо по разу прыгнуть через каждую резинку), мячики (теперь уже тупо прыгнуть по два раза через каждую), бегунчики (не прыжки, а цепляние резинок поочердно ногами, стоя жопой к резинке — хрен знает как это вообще объяснить), треши (от 1 до 3 прыжков, первый прыжок делается еще перед резинкой)… Вроде как в самом финале надо бегунчиками навернуть несколько кругов подряд, пока не закружится голова и рвотные позывы не заставят закончить игру — это в лучшем случае. В худшем, если резинка тугая — может порваться и больно ударить веселую прыгунью, алсо можно запутаться в этой держалке для трусов и йопнуться под веселый ржач подружек.

Вообще-то, вариантов прыжков было очень много и их количество и варианты варьировались (тавтология, да) от двора ко двору, от школы к школе и от республики к республике. Например:

  • Не задевая резинку:
    • простой прыжок через резинку
    • прыжок внутрь резинки (обеими ногами) и из нее
    • прыжок сначала правой, потом левой ногой в резинку (вторая нога должны быть снаружи)
  • С участием резинки:
    • левая нога под резинкой, правая нога на резинке. Прыгнуть на вторую часть резинки так, чтобы ноги оказались в таком же положении (вариант — поменялись ролями)
    • то же самое, прыжок жопой вперед

При этом было несколько уровней сложности: сначала резинка поднималась (три уровня), потом сужалась и поднималась (те же три уровня), потом делалась шире и поднималась (ну ты понял).

Особо упертые доходили до финала.
Здесь лежит полное описание игры в резиночки, составленное с любовью и основанное на глубоком знании предмета. А здесь - сохраненная версия.

Камушки

Упражнение для рук. Берется энное (7-10, вроде) количество мелких камешков (навроде мелкой гальки) и с ними производятся различные манипуляции одной рукой:

- поднимается, бросается и ловится один-два-три-эн камушков.
- поднимается, бросается, в момент полета поднимается один-два-три-эн камушков.
- камушки ловятся хитрым способом — между костяшками пальцев, в ладонь, еще как.
- варьируются комбинации поднимаемых, бросаемых и ловимых камушков (например, бросается два камушка, в этот момент подбираются два, кидаются, ловятся первые два, кладутся, вторые два ловятся между костяшками пальцев).

В исполнении виртуозов завораживает филигранностью исполнения. Гарантирую это. Судя по всему, забава вымерла как класс. Один салоед во времена сопливого детства играл в похожую игру под названием "плиточки". Для игры использовались маленькие облицовочные плиточки. Плиточки делились на категории -- "шиповки", "мясо" и т.д. Были курсы обмена одинх типов на другие. Игроки договаривались о стоимости игры (к примеру 160 очков чему соответствовало 4 "шиповки" или два "мяса" с каждого участника). Плиточки складывались столбиком на верхнюю часть ладони и подбрасывались. Далее их следовало словить и подбросить еще несколько раз разными способами. Все что игрок умудрился словить после нескольких подбросов доставалось ему. Плиточки, которые рассыпались снова складывались в стопочку и подбрасывались следующим игроком.

Дочки-матери

Игра, призванная развивать скилл хранения домашнего очага, качания (не путать в прокачкой) детей и закатывания семейных драм. Играется представительницей прекрасного пола от младшей группы детсада до дня совершеннолетия её младшего ребёнка. Игра компьютеризированна сумрачным китайским гением (см. тамагочи) и игродельней Maxis с её Sims в трёх частях и ебической туче адд-онов.

У школьниц и педовок перерастает в игру «семейка», где окружающим подружкам и секазным мальчикам раздаются семейные амплуа папы, мамы, дяди, тёти и троюродного прадедушки от первого брака. Кормить грудью и менять пелёнки во взрослой версии не нужно, ибо чревато, так что суть игры сводится к тому, что ФГМнутая девочка обращается к сверстникам исключительно по семейному «титулу». Алсо, отголоском подобных забав можно считать выдуманные "семьи" и "кланы" у толчков и прочих неформалов.

Ролевая игра в семью, с куклами. Мальчики обычно тоже приглашаются участвовать, чего обычно избегают (в крайнем случае можно выторговать роль папы и с криком "я на работу" укатить на велосипеде куда подальше). В основном, игра заключается в разыгрывании разнообразных семейных сцен за себя и кукол, чистая РПГ, короче.

Мальчики иногда тоже замечены в подобных играх, правда в качестве кукол используются всякие солдатики и бронемашинки, либо космические корабли, а разыгрываются сцены космических боев, совещания в Штабе Объединенного Галактического Командования и подобная abuyz.

Мужские игры без мяча

Дворовые мужские игры без мяча

Мужские игры с мячом

Дворовые мужские игры с мячом