Чувство взаимной неприязни — достаточно разделить на группы
Для чувства взаимной неприязни достаточно разделить на группы — эксперимент Музафера Шерифа.
Социолог Музафер Шериф и его коллеги (Sherif, Harvey, White, Hood & Sherif, 1961) интересовались проблемой межгрупповых конфликтов, и решили провести несколько исследований в летних лагерях для мальчиков. Мальчики даже не подозревали о том, что они являлись участниками эксперимента. Шериф и его ассистенты меняли условия жизни в лагере и пытались выяснить, как различные социальные изменения влияют на отношения между группами.
Как выяснили исследователи, для того чтобы вызвать у детей чувство взаимной неприязни, потребовалось не много. Простого распределения мальчиков по двум жилым помещениям оказалось достаточно, чтобы возбудить у членов разных групп чувство «мы против них», а присвоение этим двум группам названий («Орлы» и «Гремучие змеи») усилило чувство соперничества.
Мальчики начали принижать достижения другой группы и высмеивать ее членов. Однако по-настоящему страсти разгорелись тогда, когда экспериментаторы сознательно ввели во взаимодействие мальчиков элементы конкурентной деятельности. Охота за сокровищами, игра «хижина против хижины», перетягивание каната, атлетические соревнования привели к появлению обидных прозвищ и к конфронтации. Во время соревнований членов чужой команды обзывали «мошенниками», «трусами» и «вонючками». Совершались налеты на хижины «врагов», похищались и сжигались знамена соперников, развешивались угрожающие надписи, обычным явлением стали потасовки в столовой.
Шерифу вскоре стало ясно, что вызвать у мальчиков ненависть друг к другу необычайно легко. Для этого достаточно просто разделить мальчиков на группы и дать им немного повариться в собственном соку. Затем следует вызвать у них стремление к конкуренции. В результате мы будем иметь дело с бурлящей перекрестной групповой ненавистью.
Затем перед экспериментаторами встала более сложная задача — ликвидировать укоренившуюся враждебность. Исследователи стали часто организовывать общие отрядные встречи, коллективные просмотры фильмов и другие подобные мероприятия. Результаты были ужасными даже тогда, когда эта совместная деятельность носила приятный характер (кинофильмы, общественные события). Пикники заканчивались сражениями, в которых пища использовалась в качестве метательных снарядов, во время вечеров отдыха устраивались шумные потасовки, очереди в столовой превращались в место проведения соревнований по выталкиванию соперников. Шерифу и его ассистентам начало казаться, что они, подобно доктору Франкенштейну, создали чудовище, которое не в состоянии контролировать. К счастью, в один из самых напряженных моментов они испробовали стратегию, которая была одновременно простой и эффективной.
Была смоделирована серия ситуаций, в которых конкуренция между группами принесла бы вред всем, а сотрудничество привело бы к получению взаимной выгоды. Во время продолжавшейся весь день экскурсии было «обнаружено», что единственный автомобиль, на котором можно было привезти продукты из города, застрял в придорожной канаве. Мальчики собрались вместе и толкали автомобиль до тех пор, пока он не оказался на дороге. В другом случае исследователи организовали перерыв в снабжении лагеря водой, которая поступала по трубам из отдаленного резервуара. Понимая необходимость объединения усилий в возникшей чрезвычайной ситуации, мальчики сами нашли решение проблемы и реализовали его до конца дня. В третьем случае исследователи сообщили мальчикам, что за прокат любимого всеми фильма требуется заплатить сумму, которую лагерь не может себе позволить. Понимая, что спасти положение можно только посредством объединения финансовых ресурсов, мальчики внесли свои личные деньги в общий фонд. В результате они провели необыкновенно приятный вечер в компании друг друга.
Полученные результаты воодушевили исследователей. Успешные объединенные усилия, направленные на достижение общих целей, положили конец расколу и вражде между группами. Вскоре прекратились словесные баталии, толкотня в очередях, мальчики начали «перемешиваться» за обеденными столами. Когда исследователи попросили мальчиков перечислить имена своих лучших друзей, большинство детей назвали имена мальчиков из бывшей «чужой» группы; раньше же мальчики считали друзьями только членов своей группы. Некоторые даже благодарили исследователей за то, что те помогли им вновь обрести друзей и изменить свое мнение о членах отряда. Один эпизод особенно показателен. Мальчики возвращались после вечернего сбора у костра в одном автобусе. Раньше такая поездка наверняка привела бы к шумной ссоре, теперь же мальчики сами потребовали, чтобы их разместили в одном автобусе. Когда водитель остановил автобус, чтобы дать детям возможность подкрепиться, члены одной группы, у которых в общей копилке оставалось пять долларов, решили угостить своих бывших злейших противников молочным коктейлем!
Чем же можно объяснить такие поразительные перемены? Почему мальчики стали считать друг друга союзниками, хотя раньше видели друг в друге соперников?
Решающую роль сыграло навязывание группам общих целей. Именно сотрудничество, которое было необходимо для достижения этих целей, в конце концов позволило членам враждующих групп увидеть друг в друге «приличных парней», ценных помощников и друзей. Когда успех является результатом общих усилий, трудно сохранять чувство враждебности по отношению к тем, кто был рядом и подставил плечо в трудную минуту.
Итак, рассмотрим подробнее...
Эксперимент Пещеры Грабителя: теория межгрупповых конфликтов и хитрый экспериментатор за ней
В 1954 году психолог Музафер Шериф провел исследование, которое вошло в историю как Эксперимент Пещеры Грабителя.
Эксперимент стал очень известен и вошел в учебники по психологии как классическое исследование межгрупповых предрассудков и конфликтов. Но как и любая история, у него есть другая, малоизвестная, более темная сторона.
Сначала вспомним, как рассказывают эту историю авторы учебников.
Фаза 1. Никто ничего не знает
Эксперимент проходил в лагере бойскаутов Парка Пещеры Грабителя, штат Оклахома. На первом этапе в лагерь привезли двадцать двух одиннадцатилетних мальчиков.
Перед поездкой ребят случайным образом разделили на две группы. Их поселили в отдельных домиках, и первую неделю группы не знали о существовании другой.
Они провели эту неделю очень весело, купались в озере, ходили в походы. Каждая группа выбрала себе название, которое потом нанесли на рубашки и флаги: «Орлы» и «Гремучие змеи».
Фаза 2. Давайте раздуем конфликт
Когда две группы сформировались, эксперимент перешел во 2 фазу. Группы узнали о существовании друг друга, и вскоре появились первые признаки конфликта. Все началось с легких словесных оскорблений.
Но обзываний ученым-экспериментаторам было явно недостаточно. Им нужен был настоящий, глубокий конфликт. И они устроили мальчикам серию соревнований – бейсбол, перетягивание каната и т.п.
Победители получали ценный трофей (медаль, универсальный складной нож и т.д). Антагонизм между группами усилился.
- Ну это как соревнование между домами в Хогвартсе. Все начинают ненавидеть других, особенно слизеринцев. Впрочем, Дж.Роулинг писала гораздо позже Шерифа и его команды.
А потом все командные очки сложили, и «Гремучие змеи» выиграли общий приз. Ну тут, конечно, начался разгул и вакханалия.
Группы начали оскорблять друг друга и петь всякие оскорбительные речевки. «Змеи» обзывали «Орлов» «девчонками», установили на тренировочном поле свой флаг и всячески глумились. «Орлы» затаили обиду, устроили ночью вылазку и сожгли флаг. В ответ «Змеи» напали на домики «орлов» и разграбили их.
- Напоминаю: это были ребята из благополучных семей, а не уличные бандиты.
Дело дошло до того, что группы отказались есть в одной комнате. Что-то вроде: такую неприязнь к ним испытываю, что прямо кушать не могу. Мальчиков пришлось разделить, потому что возникла угроза физического насилия.
Фаза 3. Время примирения
Когда конфликт между группами успешно разгорелся, экспериментаторы взялись за самое интересное. Им нужно было заставить две группы помириться. Но как?
Сначала они устроили ребятам общие развлечения. Совместный просмотр фильмов, фейерверков и всякого такого. Не сработало.
Тогда они зашли с другой стороны. Они создали обеим группам несколько крупных проблем. Причем решить их группы могли, только объединившись.
Сначала мальчикам сказали, что кто-то напал на запасы воды. Обеим группам пришлось работать вместе, чтобы раздобыть воду. Когда это удалось, были посеяны первые семена мира.
Во второй задаче ребятам пришлось объединяться, чтобы заплатить за просмотр фильма. Они вместе решили, какое кино будут смотреть. Вечером обе группы уже ужинали вместе.
Несколько дней мальчикам приходилось «случайно» сталкиваться с новыми проблемами. Каждый раз, чтобы получить то, что хотели все, двум группам приходилось работать вместе.
В конце между «Гремучими змеями» и «Орлами» воцарился мир. Ребята даже решили ехать домой на одной автобусе.
И что из всего этого следует?
На основе трех фаз эксперимента Пещеры Грабителя Музафер Шериф сделал несколько выводов.
1. Группы были созданы примерно одинаковыми, и значит, индивидуальные различия не являются необходимыми или ответственными за возникновение конфликта. Дело в не в каких-то отдельных человеческих злодейцах.
- Группам свойственно развивать культуру, определять устройство и границы. Подумайте о каждой групп как о стране в миниатюре. Каждая страна имеет свою собственную культуру, правительство, законодательство, и проводит свои границы. Корни конфликта между группами мальчиков и странами создаются из этих внутренних структур.
2. Если две группы претендуют на ресурс, который может получить только одна из сторон — конфликт разрастается как на дрожжах.
- Когда люди конкурируют за ограниченные ресурсы (например рабочих мест, земля и т.д.) – враждебность между группами растет. Например, в периоды высокой безработицы повышается расизма среди белых, которые верят, что черные (или мигранты) заняли их рабочие места.
3. Чтобы решить конфликт – просто контакта между группами недостаточно. Необходимо, чтобы группы были вовлечены в достижение общей «высшей» цели, которая требуют объединенных совместных действий.
- Почему эксперимент Шерифа так известен? Он показал, как можно примирить враждующие группы. Дело в концентрации на «высших» целях, требующих совместных усилий. Именно это примирило «Орлов» и «Гремучих змей».
Такова классическая интерпретация эксперимента Пещеры Грабителя. И уже здесь можно о многом, очень многом подумать. Но давайте посмотрим, что осталось за кадром.
Другая часть истории: не все так просто
Давайте взглянем на другую часть истории. Которая не входит в учебники.
- Эта часть исследования не описана в статье Музафера Шерифа (хотя намеки есть: он упоминает, что эксперимент проводился трижды – в 1949, 1953 и 1954 годах).
Этот эксперимент не был первым!
На самом деле он был третьим в серии, проведенной Шерифом и его коллегами. Но в первых двух внезапно — не было счастливого примирения ради «высокой» цели.
В первом мальчики объединились против общего врага. Во втором – они ополчились на самих экспериментаторов.
Три испытания, из которых только одно завершилось так, как хотелось. Это меняет наш взгляд на эксперимент пещеры Грабителя.
Если смотреть на все три исследования — эксперимент включает в себя не две группы, а три:
Экспериментаторы – тоже часть системы. Они тоже группа, причем самая могущественная. большая часть конфликта между двумя группами организована экспериментаторами они заинтересованы в создании конфликта между двумя группами. именно они больше всего теряют, если эксперимент пойдет не так; и больше всего выиграют, если он пройдет правильно.
Новые, дополнительные выводы из эксперимента:
1. Когда мощная группировка пытается манипулировать двумя более слабыми – возможны три исхода:
- группы могут объединиться против общего врага;
- могут восстать против могущественной группы;
- могут объединиться для достижения хорошей, «высшей» цели.
Все три исхода много раз встречались в мировой культуре. Для краткости назовем их:
- способ Горлума (Горлум страдал от конфликта в собственной голове, но смог решить его, объединившись против общего врага — Сэма),
- метод товарища Саахова (Товарищ Саахов, как тот экспериментатор, столкнул в конфликте Шурика и Нину, но в итоге все свалилось ему на голову),
- и метод кота Матроскина (Ну и объединиться для «высшей цели»: спасение дяди Федора помогло помириться Матроскину и Шарику. Потому что «совместный труд – он объединяет»).
2. В жизни равные команды скорее исключение. Будь то страны, корпорации, или просто семьи – когда одна группа имеет больше власти, внезапно открывается путь для соревнований, сотрудничества и увы, манипуляций.
3. Манипулирование другими группы — опасная игра. Иногда слабые группы могут взбрыкнуть – и начать играть по своим правилам.
4. Всего один «нужный» результат из трех – это очень похоже на жизнь. Наши планы могут осуществиться, но часто на 1 успешный результат приходится 2 неудачи.
Несколько замечаний:
- Понятно, что 11-летние мальчики не идеальный пример реальной жизни. Возможно, если добавить девочек – все пошло бы иначе? Или если бы на их месте были ребята постарше?
- Этические вопросы также вызывают сомнения. Участники были обмануты и не знали про цели исследования. Кроме того, они не были защищены от физического и психологического ущерба.
- Фактически, у Шерифа получился «Повелитель Мух», но со счастливым концом. С третьего раза. Интересно, что «Повелитель Мух» был написан в 1954 году – в тот же год, когда состоялся третий эксперимент.
Чему может научить эксперимент Пещеры Грабителей нас лично?
- Когда вы втянуты в конфликт – оглянитесь вокруг. Не сидит ли за кустом товарищ экспериментатор? Кто-то получит максимум медальку или складной нож – а кто-то замахнулся на место в учебнике истории. Будьте бдительны.
- Если вы сами решили поразжигать – не забывайте, дело очень опасное и непредсказуемое. Никогда не знаешь, когда налетит обратка и все объединятся против вас. Да и для кармы неполезно.
- Если вы ищете выход из конфликта – можно рассмотреть три варианта:
- объединиться против общего врага (Горлуму вот помогло);
- объединиться против экспериментаторов (кирдык товарищу Саахову) ;
- объединиться ради «общей высшей» цели. Матроскин плохого не посоветует. Построить дом для друзей. Устроить настоящую красивую игру. Или даже, чем черт не шутит, слетать однажды на Марс.
В жизни все немного сложнее, чем в полевых экспериментах психологов. Групп там не две, и даже не три, а гораздо больше. Цели запутаннее, чем хорошо провести лето и написать научную статью. 11-летним ребятам из благополучных семей и в голову не придет то, что приходит в голову разным сами знаете кому.
Но возможно, у нас все-таки есть шанс разрулить свои конфликты. Даже если не с первого раза.
Ссылка