Веревочный курс: просто о сложном
Систем и подходов к определению типов упражнений «Веревочного Курса» очень и очень немало. Однако все классификации так или иначе зависят от целей и задач, которые решаются с помощью того или иного упражнения, времени их проведения и уровня подготовки, который необходим для удачного и безопасного проведения этих упражнений.
Все упражнения Тренинга Командного Взаимодействия «Веревочный Курс» можно разделить на такие группы:
Упражнения для разминки и разогрева. Они, как правило, не требуют специального оборудования. Проводятся для создания рабочей атмосферы и внутренней мобилизации каждого из участников для эффективной работы.
Основные упражнения.
Высокие упражнения индивидуального прорыва. Для их проведения требуются специальные тренерские навыки и опыт. Эти упражнения называются высокими, потому что их выполнение связано с личным преодолением страхов, в частности - страха высоты. Каждый участник здесь самостоятельно принимает решение.
Заключительные упражнения. Они проводятся координатором совместно для всех участников, для всей команды детского отряда. Они объединяют все мини-команды, если количество участников было большое, и дают всей команде детского отряда чувство общности, объединяя их перед командным вызовом. Это обязательное упражнение, которое дает ощущение «команды» для всех участников.
Базис «Веревочного Курса» - «основные» упражнения, в которых участники всей командой должны из пункта А перебраться через различные препятствия в пункт Б. На разных этапах каждого такого упражнения группа получает конкретный опыт взаимодействия, а тренеру дает необходимую информацию, на основе которой он выбирает следующие упражнения для отработки командных навыков, которые необходимы для эффективности именно этой команды.
Получив задание, команда начинает вырабатывать свою стратегию для того, чтобы выполнить упражнение. На этом этапе тренер проводит диагностику отношений: тут хорошо видно, как изначально были распределены роли между участниками, кто является лидером команды, кто — генератором идей, а кто - идеальным исполнителем.
Создав стратегию, участники пробуют выполнить упражнение. Как правило, с первого раза они не могут этого сделать, потому что используют свои постоянные стереотипы и допускают те же ошибки, которые приводили их к конфликтам и недоразумениям во время работы. На этом этапе проб и ошибок хорошо видны слабости команды и направления, в которых команде нужно работать, например: доверие, концентрированность, готовность вместе выполнять упражнение до окончательного результата, точность в мелочах, самоконтроль, умение договариваться. В свою очередь, участники во время попыток начинают отмечать те пробелы во взаимодействии и в своем личном опыте, которые создают трудности и мешают выполнить задание. Они начинают менять свое поведение, чтобы достигнуть общего результата
После нескольких неудачных попыток, как правило, тренер инициирует обсуждение. Во время этого обсуждения участники делятся своими ощущениями, мыслями и идеями, пытаются проанализировать ошибки, эффективность собственного поведения и поведения окружающих — насколько оно соответствует целям команды. Как правило, участники часто вспоминают, что именно такое поведение мешает им в их ежедневной работе в компании. Например, часто участники понимают и проговаривают, что несвоевременным или неправильно сформулированным советом они могут отвлечь человека, и тогда пострадает вся команда.
После обсуждения команда создает новую стратегию, теперь уже больше зная о каждом своем участнике, о его возможностях и слабостях. Учитывая это, команда придумает свои механизмы, которые помогают ей при всех ее слабостях и возможностях сделать упражнение. Здесь важно то, что ребята вместе создают новый опыт, для себя и для всей своей команды
Следующий важный этап упражнения — это победа. Совместная победа команды, которая выполнила сложное задание, вместе достигла цели, и при этом каждый получил свой личный новый опыт общения в этой команде, становится очень важным командным переживанием и опытом. Умение увидеть, почувствовать успех и вместе, командой отпраздновать победу — это очень важное командное умение, которому в жизни часто уделяется совсем мало внимания. Ребята, которые не умеют видеть реальных мотивацией. Поэтому команда учится ценить свои результаты и гордиться ими. После таких упражнений участники вместе с тренером обсуждают свой новый личный и командный опыт — те механизмы и инструменты взаимодействия в команде, которые помогли им победить, новые способы общения, свои личные переживания и ощущения.
Основные правила существуют по единственной причине - они работают.
Для безопасного и эффективного проведения всех упражнений есть общие правила: те, которые действуют во время всего тренинга и обязательны для исполнения. Координатор программы проговаривает эти правила перед всеми участниками во время знакомства, в самом начале тренинга. Их выполнение позволяет команде безопасно получить максимум результатов во время работы. Для безопасного и успешного проведения «Веревочного Курса» обязательно, чтобы все участники услышали, поняли и приняли данные правила. Координатор также обозначает временные рамки тренинга для всех участников. Так участники с самого начала тренинга учатся принимать общие правила, приходить к осознанному соглашению для достижения результата.
Координатор обязательно объясняет основную причину правил - «безопасность» - всем участникам. Важно, чтобы каждый участник осознанно принял эти правила и самостоятельно следил за их исполнением в команде.
Во время упражнений для разминки и разогрева и в начале проведения основных упражнений одна из главных задач команды — научиться и ответственно выполнять правила и уметь самостоятельно контролировать их выполнение всеми членами команды без участия тренера.
Правила:
- Во время тренинга участники обращаются друг к другу на «Ты» и по имени. Это правило продиктовано, в первую очередь, соображениями безопасности: иногда нужно быстро отреагировать на возникшую опасность во время выполнения упражнения.
- Честность. Тренеры честны с участниками и прямо говорят о том, что происходит во время тренинга. Тренеры обеспечивают участникам обратную связь, описывая – а не оценивая - происходящие в команде процессы, и рассказывая о своих ощущениях, но при этом (что очень важно) не давая советов, не осуждая участников за их действия.
- Команда «Стоп». По команде «стоп» участники прекращают выполнение упражнения. Если в момент команды «Стоп» участник находится на руках, плечах других членов команды, то его медленно опускают на землю, и только после этого начинается обсуждение ситуации, возникшей в команде.
- Использование подручных средств запрещено.
- Участникам запрещается становиться на плечи и головы друг друга во время выполнения упражнений
- Другие занятия, не связанные с выполнением задания, возможны только во время перерывов, которые назначает тренер каждой команды.
В каждом упражнении подробно описаны специальные обязательные условия и правила его проведения.
Перед проведением упражнений тренер может напомнить участникам, что каждый из них лично следит за своей безопасностью и безопасностью своей команды. Если участник считает, что выполнение этого упражнения небезопасно для него, то он должен принять свое личное решение, каким образом он может безопасно участвовать в выполнении поставленной задачи. После этого он обязательно должен сказать о таком решении команде и согласовать свое решение со своей командой.
Тренинг Командного Взаимодействия «Веревочный Курс» дает каждому без исключения участнику возможность понять свои собственные ресурсы, найти тот, который станет незаменимым для его команды. Каждый член команды учится правильно выбирать свое место и наиболее эффективно участвовать в решении общей задачи, независимо от состояния здоровья, ограничений, наличия или отсутствия специальных умений или знаний, используя свои личные возможности для решения общей задачи.
Смотреть также