Описание этапов Веревочного курса

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗМИНКИ И РАЗОГРЕВА

Эти упражнения служат для вовлечения участников в работу, для мотивации участников, помогают тренеру создать рабочую атмосферу в команде, сконцентрировать внимание членов команды на задании и подготовить их к работе над упражнениями основного блока. Такие, на первый взгляд, простые упражнения, как, например «Приседушки», эффективно активизируют поиск нестандартных подходов и часто дают участникам возможность найти верное оригинальное решение, посмотреть на задачу по-новому. Их описания несложные, а некоторые из упражнений уже считаются классическими и, кстати, проводятся не только в Тренингах Командного Взаимодействия «Веревочный Курс».


«Приседушки»

Описание игры: Это одно из классических упражнений для разминки. Оно состоит из нескольких этапов, обычно из трех. Первый этап выполняется в парах, второй – в четверках или пятерках, заключительный - всей группой. Особенность этого упражнения в том, что на каждом из его этапов участники получают разный опыт командного взаимодействия.

Инструкция для первой части: "Найдите себе партнера. Встаньте лицом друг к другу. Внимательно слушайте инструкции. Задание следующее: взявшись за руки, касаясь носками ног носков своего партнера, необходимо одновременно сесть и одновременно встать. Еще раз: взявшись за руки, касаясь носками ног носков своего партнера, одновременно сесть и одновременно встать".

Если некоторые участники не садятся на пол, а приседают на корточки, тренер может сделать следующее:

  • громко сообщить всей группе, что «сесть» - означает сесть полностью, попой на землю;
  • спросить у участников, как они понимают слово "сесть" и в чем они видят разницу между "сесть" и "присесть", и предложить прийти к общему пониманию и согласию;
  • принять происходящее и не вмешиваться и т.д.

Результат: Первая часть упражнения (в парах) для большинства участников оказывается упражнением на внимательность к правилам и «на доверие»: для того чтобы встать самому, надо сделать так, чтобы встал твой партнер.


Инструкция для второй части: «Теперь объединитесь в три группы: четыре, четыре и пять человек. Задание такое же: взявшись за руки, касаясь носками ног носков своих соседей справа и слева, необходимо одновременно сесть и одновременно встать. Еще раз: взявшись за руки, касаясь носками ног носков своих соседей справа и слева, одновременно сесть и одновременно встать.»

Результат: Этот этап упражнения является для участников возможностью обменяться опытом. Участники достаточно быстро договариваются и получают результат.


Инструкция для третьей части: - «Кто уже догадался, что будет дальше? Верно, теперь все вместе. Задание: касаясь носками ног носков своих соседей справа и слева, одновременно сесть и одновременно встать. Еще раз: касаясь носками ног носков своих соседей справа и слева, одновременно сесть и одновременно встать.»

Результат: Первое, что обычно делают участники - пробуют воспользоваться готовым решением, полученным в предыдущих частях: встают в круг, берутся за руки и садятся на «три-четыре». Одни группы после первой пары попыток понимают, что прошлый опыт здесь «не работает» и начинают искать новое решение. Другие группы могут потратить до получаса делая одно и то же с незначительными вариациями. Обычно в группе выделяются несколько человек, которые начинают руководить процессом (по очереди или одновременно). Способы проявления тех или иных участников, их действия, стратегии и выборы могут послужить отличным поводом для обсуждения после упражнения.

Поиск новых решений обычно ведется по следующим направлениям: по-другому взяться за руки, по-другому садиться и поменять расположение. Рассмотрим подробнее различные варианты решения:

Рассмотрим направление «по-другому взяться за руки». Итак, группа стоит в круге лицом в центр.

Участники могут:

  • взяться за руки с ближними соседями, тогда круг получается максимально широким. Приходится очень широко расставлять ноги - неудобно, неустойчиво. Когда группа садится, круг становится еще шире - больно держаться, цепочка почти наверняка рвется, кто-то падает;
  • взяться за руки с ближними соседями - круг максимально тесный. Руки не натянуты, а значит, нет опоры друг на друга. Пытаются садиться и вставать самостоятельно - мешают друг другу и все равно не получается это делать одновременно;
  • сцепиться локтями с ближайшими соседями. Когда группа садится, круг становится шире - больно держаться, цепочка почти наверняка рвется, кто-то падает;
  • взяться за руки через одного за спинами друг друга. Когда группа садится, круг становится шире – больно держаться, цепочка почти наверняка рвется, кто-то падает;
  • взяться за руки через одного/двух внутри круга. Это наиболее приемлемый способ.

В большинстве случаев участники берутся за руки. Обратить внимание участников на то, что в последней инструкции нет задания «взяться за руки». Это упражнение является поводом для дискуссии о стереотипах поведения, возможностях команды, которые группа не использует и не видит, и о внимательном слушании.

Безопасность: когда упражнение выполняется в группах более 4 человек, необходимо страховать наиболее слабых участников: приседая, они могут не удержать голову или удариться спиной. Кроме того, упражнение не рекомендуется для проведения в холодную или дождливую погоду.


«Человек к человеку»

Для игры нужно нечетное количество участников. Описание игры. Участники объединяются в пары, оставшийся без пары участник - водящий; водящий подает команды, называя определенным образом части тела, например: «нос к носу», «щека к щеке», «локоть к локтю» и пр.; участники должны коснуться друг друга названными частями тела. Когда водящий говорит: «человек к человеку», участники образуют новые пары, оставшийся без пары участник становится водящим, после чего игра повторяется сначала.

Результат: Игра способствует созданию атмосферы близости, веселья и свободного творчества. Вызов для участников определяется необходимостью физического контакта и его возможной экзотичностью.


«Носики»

Описание игры. Упражнение проводится в парах и может быть представлено, как «особенный способ приветствия, принятый на Веревочном Курсе». Упражнение заключается в следующем: участники встают друг напротив друга, касаются друг друга носами («трутся носами») и делают шаг назад, после чего опять касаются носами и делают шаг назад и т.д. Упражнение заканчивается, когда участники уже не могут достать носами друг друга.

Результат. создание в группе атмосферы близости, веселья, доверия (если участники опираются друг на друга «домиком») и свободного творчества в поиске вариантов решения. Прежде чем предлагать группе это упражнение, оцените, не покажется ли физический контакт «нос к носу» слишком тесным для участников (малознакомые группы).

Безопасность. По мере того, как участники расходятся все дальше и вынуждены поддерживать равновесие, опираясь друг на друга, упражнение становится все более опасным (в случае скольжения ног возможен удар коленями и локтями о землю, при этом можно ударить партнера головой по лицу). Поэтому тренеру необходимо постоянно держать всю группу в фокусе и быть готовым страховать (причем, одновременно несколько пар).


«Путаница»

Описание игры. Участники становятся вместе близко друг к другу, берутся за руки наиболее хаотичным образом. После чего им предлагается «распутаться» не разжимая рук. Ключевой момент - «перепутать» их максимально быстро, удачно и не потеряв энергию.


«Пальчики»

Описание игры. Участники рассаживаются (встают) в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак и по команде инструктора все «выбрасывают» пальцы. Цель состоит в том, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам не разрешается договариваться, перемигиваться или пытаться согласовать свои действия любыми другими способами. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет цели. Количество попыток может быть ограничено тренером.


«Джамп»

Описание игры. Участники встают в шеренгу на расстоянии шага друг от друга лицом в одну сторону и по команде тренера подпрыгивают, поворачиваясь в прыжке вокруг оси на 90° или 180° в любую сторону. Задача участников - после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться повернутыми лицом в одну и ту же сторону.


«Ураган»

Описание игры. Участники становятся в общий круг. «В игре есть один водящий, сначала им буду я. Я, как водящий, говорю вам: «Поменяйтесь местами те, у кого...». И называю любой признак, который объединяет хотя бы нескольких из вас. Те из вас, у кого есть этот признак, должны поменяться местами. Очень важно обязательно успеть поменяться местами. Кто не успеет, становиться водящим. Моя задача, как водящего, - занять ваше место, пока вы меняетесь местами. В игре нельзя оставаться на своем месте, если у вас есть указанный водящим признак. Тогда вы автоматически становитесь водящим. Новый водящий тоже говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого...». Если вы не можете найти общий признак, то даете команду «Ураган!».


«Сороконожка»

Описание игры. Участники становятся друг за другом, держась за талию стоящего впереди человека. Теперь они - сороконожка. По команде тренера сороконожка начинает двигаться вперед, выполняя указания. Задача — сохранить целостность цепочки. Во время передвижения «сороконожки» тренер меняет задание: «сороконожка двигается на одной ноге, в полу-присяде и т. д.».


СНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ТРЕНИНГА КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ВЕРЕВОЧНЫЙ КУРС»

Схема ТКВ

Цель упражнения — это общий командный навык, который необходим для выполнения поставленного в упражнении задания. Этот навык команда получает во время взаимодействия в процессе выполнения упражнения.

Задачи - это «опорные точки» для тренера, которые задают основные направления для обсуждения в группе. Эта информация, как правило, проявляется в виде вопросов и замечаний участников, в изменениях их поведения и взаимодействия в процессе выполнения упражнения.

Содержание упражнения включает в себя описание площадки и ресурсов, которые имеются в распоряжении участников, самого задания, которое должна решить команда и правил, исполнение которых обязательно для того, чтобы решение считалось действительным. Тренер зачитывает участникам правила дважды, отвечает на вопросы, дает время на выработку тактики и на то, чтобы участники смогли опробовать свою тактику. Перед выполнением тренер снова зачитывает правила.

Очень важным условием правильного проведения упражнений «Веревочного Курса» является использование тренером одних и тех же жестов при повторном зачитывании правил.

Кроме того, в каждом упражнении указано среднее время его выполнения, и тренеры Эко Тура поделились своим опытом, «рекордами команд» - в упражнениях указано максимальное и минимальное время, за которое команды выполняли задание во время Тренинга Командного Взаимодействия.

Перечислены критерии, по которым тренер может принять решение о прекращении проведения упражнения, и те действия, которые команда должна выполнить в случае нарушения правил любым из участников.

Дополнительные условия — это условия, которые тренер может добавить к основным условиям упражнения, если считает это необходимым для успешного развития команды.

Например, дополнительное условие «упражнение выполняется в полном молчании» тренер может назначить, если часть участников в команде уже имеет опыт прохождения такого же упражнения в прошлом. Тогда команда получает дополнительную сложность и в то же время учится искать новые, нестандартные ресурсы для решения задачи. А с помощью таких дополнительных условий, как «ограниченное количество попыток», тренер может управлять процессами динамики в команде, повышать мотивацию к выполнению задания, бросая команде своеобразный вызов.

Оценка уровня безопасности упражнения. Перечислены основные опасности, которые могут возникнуть для здоровья участников во время выполнения упражнения. Уровень безопасности упражнения определяется в зависимости от количества таких возможных опасностей.

Стоит разработать шкалу безопасности, от «1» — «наиболее безопасное выполнение», до «10» — «наиболее небезопасное»: упражнения, которые из-за большого количества возможных опасностей требуют дополнительной страховки, максимального внимания тренера, и высокого уровня сплоченности команды.

Моделирование игровой ситуации. Для создания доверительной атмосферы, азарта, при проведении тематического мероприятия упражнение может формулироваться как некая игра. Игровой вариант хорошо использовать во время работы с детьми.

Результаты упражнения. Это «багаж» основных умений и новых знаний участников команды, с помощью которых они смогли выполнить задание. Результаты проговариваются и осознаются участниками во время обсуждения.


ВЫСОКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОРЫВА

Это упражнения, в которых эмоциональное напряжение, личные переживания каждого участника очень велики. Высокое упражнение — это индивидуальный вызов большинству страхов человека, которые связаны с возможностью неудачи, действиями в ситуации настоящей или иллюзорной опасности, потере привычных ориентиров, ситуациями, когда кроме как на себя, больше не на кого рассчитывать.

Высокие упражнения индивидуального прорыва выполняются со специальным альпинистским снаряжением на высоте до 20 метров, они часто становятся для участников возможностью разобраться со своими реальными и воображаемыми страхами и преодолеть их.

Участники самостоятельно принимают свое индивидуальное решение, и учатся честно оценивать свои силы, мотивацию, свои личные усилия, которые они готовы приложить для решения задачи, находят и понимают свои внутренние страхи, которые мешают им работать в команде и развиваться вместе с ней, достигая общего результата.

Мы описываем схему проведения упражнений ТКВ «Момент Истины» и «Полет к мечте»

Эта схема более детальна, чем описания упражнений разминки, заключительных и основных упражнений, и включает в себя:

Цель упражнения и его задачи.

Подготовка к выполнению упражнения — это «готовность группы» - основные «узлы» общего опыта команды, который необходим для выполнения упражнения и «работа с группой до начала упражнения» - темы, которые команда должна обсудить с тренером до начала непосредственного выполнения задания. Это необходимо для того, чтобы каждый участник сконцентрировался на предстоящем упражнении, смог вспомнить и эффективно использовать весь опыт, полученный во время предыдущих упражнений.

Содержание упражнения: «упражнения индивидуального прорыва» - это пошаговые упражнения. Поэтому описание, задание и правила заданы для каждого из «шагов», и кроме того, перечислены темы для обсуждения в команде, которые должны стать высказанными командными результатами.

При оценке уровня безопасности для упражнений индивидуального прорыва важно заново проверять условия безопасного проведения для каждого участника, выполняющего упражнения. Эти условия перечислены в описании упражнений.